Мудрость в форме мысли выражается в чем
Мой Дагестан
+29 Damon (Forgotten) / Размышления.
Победи себя и выиграешь тысячи битв.Будда.
Мы часто слышим такие понятия как ум,образованность,мудрость.А часто ли мы задумываемся над тем.что же это такое.Давайте рассмотрим такое понятие как мудрость.
Смотрим в википедию.
Му́дрость имеет несколько близких, но отличающихся значений:
Далее.
Что такое мудрость
Мудрость – Мудрость — это способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Способность находить решение различных трудных задач. и понимание смысла происходящего. Википедия
Мудрость – способность человека мыслить и действовать в соответствии с высшими целями жизни, возвышаясь над ограниченностью частных и преходящих интересов, в том числе своих собственных; начальный импульс развития философии и конечный синтез всех ее направлений. Михаил Эпштейн | Upmind.ru | стратегии личного развития
Черты характера, составляющие мудрость и знания
Преимущества мудрости
Проявления мудрости в повседневной жизни
Как достичь мудрости
Некоторые отличительные черты мудрости.
2. Никогда ничего не спрашивать прямо.
3. Не раскрывать свои мысли в чужих книгах (не писать на полях).
4. Мудрый человек никогда никому не будет рассказывать о своих истинных намерениях. Хвастовство вызывает зависть (сильный энергетический посыл), что ведет к потерям хваставшегося. Люди по своей сущности завистливые. Зависть — одна из сильнейших эмоций, вызывает сильную реакцию Вселенной.
5. Хитрость — умение пользоваться обстоятельствами. Мудрость — знание как, где и чем пользоваться.
6. Мудрый человек в разговоре никогда не использует оскорбления напрямую.
7. Мудрые люди не раскрывают карт друг друга перед непосвященными.
8. Мудрые люди стараются использовать максимум своих возможностей даже для достижения малых целей. Чтобы не терять сноровку. Даже на мелком тренируются делать великие дела (примечание, к данному случаю не относится использование связей, для мелких целей мудрые люди — связи не используют).
9. У мудрого человека всегда под рукой есть все необходимое для важных дел. Мудрый человек старается просчитать ситуацию наперед.
10. Мудрый человек всегда считается с чужим мнением, но никогда не расстается со своим. Только в случаях встречи с истиной корректирует свое мнение.
11. Мудрые люди всегда стараются следить за знаками и не упускают возможности воспользоваться полученными знаниями.
12. Мудрые люди следят за своим здоровьем, а не гробят его в погоне за ложными целями.
13. У мудрого человека в жизни не бывает неудач, есть только опыт, иногда негативный.
14. Мудрые люди любые вопросы между своими решают их только между своими, без привлечения третьих лиц (мудрые люди на толпу не скандалят).
15. В любой ситуации чтобы воспринять ее адекватно, сперва ищут плюсы, а лишь потом проверяют — были ли там вообще минусы.
О мудрости и её отношении к возрасту
Мудрость, что ни говори, хорошая штука. Много сказано о том, что есть мудрость и чем она отличается от ума. Мне кажется, главное отличие в том, что умом можно злоупотребить (что и происходит сплошь и рядом), а мудростью невозможно. Точно так же как можно злоупотреблять знанием, но нельзя истиной. Определение мудрости как человеческого качества в одном предложении дать невозможно. Сложно сделать это, даже и не загоняя себя в такие рамки. Попробую всё же выделить главное в ней, чтобы для себя прояснить, что она такое.
Конечно, мудрость связана с наличием интеллекта: может ли глупый человек быть мудрецом? Но при этом к нему не сводится. Если бы сводилась, то самые умные были бы одновременно и самыми мудрыми. Но мудрецов человечество с незапамятных времён выделяет в особый слой людей, отличая их от просто умных. Не сводится мудрость и к жизненному опыту, хотя, вне всякого сомнения, тоже без него немыслима.
Мудрость есть определённое качество ума при наличии его необходимого количества (а также знания жизни, житейского опыта). Что же это за качество?
Если говорить предельно просто и коротко, это понимание того, что в жизни по-настоящему ценно, и умение жить в соответствии с таким пониманием. Можно возразить: для разных людей главные ценности различны. И в разных условиях человеческого бытия они могут существенно отличаться. Но это не по существу возражение: во все времена в любых обществах вырабатываются примерно сходные стереотипы (в хорошем смысле этого слова) что есть истина, добро, красота, порядочность, правильное, естественное.
Да, есть разница в трактовке этих понятий, и они в чём-то могут быть относительны. Но не настолько, чтобы в них не просматривалось некое существенное и общее устойчивое ядро, некий целостный комплекс, независимый от культурного, социального, исторического контекста. Иначе понятие «мудрость» было бы совершенно бессмысленным. А оно несомненно имеет смысл – так же, как и многие другие понятия, вовсе не легко определимые, но с которыми мы неизменно связываем ясный и положительный смысл. Я думаю, если собрать мудрецов всех времён и народов и дать им общий язык, они легко бы понимали друг друга и были бы согласны друг с другом во всём. Ну или почти во всём, за исключением каких-то мелких, не столь существенных частностей.
У Сенеки есть хорошее высказывание: «Мудрость в том, чтобы всегда хотеть и отвергать одно и то же». Скорее, это не определение мудрости, а характеристика, указание на один из её существенных, устойчивых признаков. Здесь даже нет разъяснений, что именно и из чего выбирается. Подразумевается – из чего угодно: поведения, образа действий, пристрастий, вещей, связей, круга общения… Важно то, что мудрый неизменно предпочитает то, что соответствует его понятию о правильном, лучшем, истинном.
А вот ещё в тему, хорошо высказался польский сатирик Богуслав Войнар: «Мудрость – это умение выбрать наименьшую глупость». Тут уже предполагается знание жизни, аналитический ум, понимание необходимости смириться с неизбежным, способность оценить последствия своего выбора и принять за него ответственность.
Согласно таким характеристикам получается, что мудрость есть комплексное, составное, и в то же время целостное, монолитное понятие.
Конечно, способностью к выбору лучшего и оптимального мудрость не исчерпывается. Существенными чертами мудрости многие мыслители называли следующие.
Мудрец довольствуется малым или просто тем, что у него есть. Презирает гонку за выгодой, накопление материальных благ как самоцель, стремление к достижению положения в обществе, славы, почёта, власти. Для него в оценке всего происходящего в жизни на первом месте стоит этический аспект, а уже потом – какой-либо другой. Он признаёт в качестве подлинных критериев успеха самореализацию, познание и изменение к лучшему себя, других людей, мира в целом. Хотя он и признаёт важность материальной стороны жизни, филистёрство бесконечно чуждо ему.
Мудрец полностью осознаёт преходящий характер всех вещей и событий, помнит о неизбежном конце жизни – своей и чьей угодно. Это даёт ему понимание того, что значимость всех человеческих дел и устремлений относительна, а любые достижения и обладания ничтожны перед лицом смерти. Но при этом у него отсутствует тотальный пессимизм и страх перед смертью. Он признаёт самоценность жизни, умеет радоваться ей в целом и отдельным мелочам. Преобладающее его умонастроение – ровный умеренный оптимизм.
Мудрец по мере накопления опыта вырабатывает всё более искусное умение избегать, где это возможно, трудностей и бед. С возрастом это перерастает в способность заранее предвидеть и предупреждать различные проблемы и неприятности, к которым относятся (не в последнюю очередь) проблемы с собственным здоровьем. Мудрый ставит такое умение выше суетного стремления к счастью. Хорошо выражено это известным высказыванием: умный найдёт выход из трудного положения, а мудрый в нём не окажется.
Мудрец хорошо знает человеческую природу, её лучшие и худшие стороны. Знает главные закономерности жизни. Различает типовые ситуации и сценарии их развития. Разбирается в разнообразных мотивах человеческого поведения. Интуитивно и верно оценивает сложные, запутанные события и предвидит их далёкие последствия. Умеет видеть и лес, и отдельные деревья, когда это надо.
Мышление мудреца в основном ориентировано на целое, а не на части. Он расставляет приоритеты (для себя и для других) так, что главное, суть и ядро неизменно оказываются выше, существеннее, центральнее, чем второстепенное, детали и шелуха. Есть по этому поводу следующие хорошие высказывания.
«Мудр не тот, кто много думает о великом, а тот, кто мало думает о пустяках» (Хан Сян-Цзы).
«Мудрец отличается от обычных людей не тем, что он мыслит, говорит и делает. А тем, чего он не мыслит, не говорит и не делает, он отличается от других людей» (Гуань Инь-Цзы).
«Мудрость состоит в том, на что не следует обращать внимания» (Уильям Джеймс).
Для мудрого жизнь имеет безусловный смысл сама в себе, а всякий смысл непременно связан с жизнью. Для такого отношения ему совсем не обязательно разделять веру в разные мифы, созданные и поддерживаемые не столь мудрыми. Самой жизни для него вполне достаточно. Он не разделяет жизнь и «духовность». Он не будет искать нечто неуловимое и эфемерное, чего нет в его личном внутреннем опыте, что якобы оправдывает жизнь и придаёт ей значимость откуда-то из потусторонних сфер. Если в жизни самой по себе нет смысла, говорят в разной форме мудрецы разных эпох и стран, – не стоит тогда искать смысл и за её пределами.
Мудрый понимает, что жизнь проходит только «здесь и сейчас», именно «в формате» (как нынче модно выражаться) текущего момента. Не в прошлом и не в будущем. И к отрезкам времени, близким к текущему моменту, у него отношение сходное. Самый важный день твоей жизни – сегодня. Лучшее время для свершений, для начала новой жизни – между вчера и завтра. Главное – то, чем ты занят в данный час или в данную минуту. Самый важный человек – тот, с которым имеешь дело сейчас. Мудрый ценит время и не тратит его попусту – ни своё, ни чужое.
Мудрый неизменно терпелив, выдержан, снисходителен к слабостям и недостаткам других. Для него совсем не характерны категоричность, прямолинейность, резкость в суждениях. Хотя он знает, когда эти качества уместны, и может в случае необходимости их проявить. Он дорожит установившимися отношениями с другими достойными людьми и никогда не позволит этим отношениям разрушиться из-за сиюминутных недоразумений. Он большой мастер разумного компромисса. Принципы и идеи, даже самые возвышенные, он никогда не ставит выше реальных живых людей.
Мудрый готов совершать добрые поступки, помогать другим словом и делом без выгоды для себя и даже без простой ответной благодарности. Он не ожидает, что другие будут по отношению к нему вести себя столь же благородно, ибо, как уже сказано, хорошо знает человеческую натуру. «Кто хорошо понимает людей, тот не ищет у них понимания», как отметил тот же Богуслав Войнар.
И не зря сетовал Соломон, что во всякой мудрости много печали. Да, мудрость всегда с привкусом горечи. И мировая литература, и сама жизнь дают немало примеров того, как дорого порой приходится платить обладателю мудрости именно за её проявления. Но мудрец всё равно поступает так, как считает нужным, потому что ему ведомы мотивы более высокого порядка, чем личная выгода.
Мудрый неизменно придерживается реалистичного отношения к жизни. Он не питает беспочвенных иллюзий, не строит воздушных замков, не поддерживает утопические прожекты. Он твёрдо знает, что возможно, что маловероятно, а что неосуществимо в этом мире. Для его мировоззрения характерны трезвость и здравомыслие, здоровый скептицизм, высокая критичность мышления, умение отличать и отделять наполненное от пустого, реальное от выдумки, стоящее от ерунды, зёрна от плевел, настоящее от фальшивого.
При этом мудрый не впадает в другую крайность – цинизм и пошлость, такое отношение к жизни, которое ниспровергает любые ценности. Он избегает всяких крайностей и полярностей, за исключением редких случаев, когда третьего не дано и приходится выбирать между ними. Во всём он ищет оптимум, золотую середину, которая часто находится не между, и даже не в стороне, а вообще в другой плоскости.
Например, одни говорят, что для успеха в жизни надо быть ярким мечтателем, ломать каноны, замахиваться на цели, кажущиеся недостижимыми (и приводят примеры). Другие утверждают, что наоборот, надо быть реалистом, твёрдо стоять на земле, а не витать в облаках (и приводят не менее убедительные контрпримеры). Мудрый же понимает, что истина не может целиком принадлежать ни одной из этих точек зрения. У каждого может быть свой путь к успеху – так же, как и свои критерии успеха. В одних обстоятельствах у этой личности может быть вот такая дорога к его цели. А для другой личности и в других обстоятельствах эта стратегия не поможет, зато сработает другая. Третьего же эта цель и вовсе не интересует, ему от жизни нужно совсем другое.
Мудрый хорошо видит и ценит индивидуальное начало в людях и вообще в живых существах, насколько оно может проявиться. Являясь сам выраженной индивидуальностью, он знает, что настоящая жизнь манифестирует себя в индивидуальном, в отдельной единице жизни. А в чём-то общем, безличном и абстрактном можно найти только толкование жизни, но не её саму.
По отношению к ближнему мудрый ведёт себя соответственно личности данного человека, его характера, интеллекта, душевных качеств и всего остального. Мудрый всегда учитывает персональные особенности людей, делает ли он с ними общее дело или беседует. У него нет общего для всех метода, его подход всегда конкретен. Повторю мысль Ошо по этому поводу: «Человек знания отвечает на вопрос, а человек мудрости отвечает вопрошающему». Такое взаимодействие не только эффективнее, но и благотворнее: любой хочет, чтобы его личность замечали, отличали от других и уважали.
Наверное, можно продолжать ещё. Однако, пожалуй, достаточно. В завершение темы упомяну ещё один важный, на мой взгляд, элемент мудрости. Это глубокое осознание единства всего живого на планете, связанного общей судьбой. Можно сказать, мудрость есть экология мышления. Вот её-то и не хватает в современном мире.
Нехватка природных ресурсов, наверное, не так страшна, как нехватка экологической составляющей мышления. Если мудрость не станет всеобщим приматом в отношении человека к природе и ближнему, то цивилизацию, при сохранении её главных нынешних тенденций, ждёт печальная участь. Пока же мы видим, что цивилизация умна, но, к сожалению, мудрой её никак не назовёшь.
Контрольная работа: Что такое мудрость? 10 принципов мудрого отношения к жизни
Тема: Что такое мудрость? 10 принципов мудрого отношения к жизни
Тип: Контрольная работа | Размер: 12.61K | Скачано: 87 | Добавлен 28.10.10 в 15:13 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
Введение 3
Что такое мудрость? 4
10 принципов мудрого отношения к жизни 9
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Введение
Соломон писал: «…Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец. Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею… Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов…» (Притчи Соломона 4).
Чтобы достичь мудрости Соломон говорит, что нужно «сделать своё ухо внимательным к мудрости и наклонить сердце своё к размышлению… Искать знание и разум как серебро и отыскивать его как сокровище…»
В нашем сегодняшнем мире бездна информации. Каждый день приносит новые открытия, и в одной газете говорится о мире больше, чем кто – то живший несколько веков назад узнавал за целую жизнь. И в то же время, чего – то недостаёт.
У нас в изобилии знаний, но мудрости? Одного взгляда на то, сколько безумия и страдания в нашем мире, достаточно, чтобы с болезненной ясностью осознать, что нам отчаянно не хватает мудрости.
Эта нехватка вдвойне прискорбна, поскольку мудрость необходима не только для нормальной жизни отдельных людей и обществ, но и для пробуждения. Неудивительно, что её так высоко ценят все великие религии. И иудеи и христиане заявляют, что «мудрость – это величайшее благо», а Коран провозглашает: «Те, кому дана мудрость, воистину обрели изобилие благ». В индуизме развитие мудрости – это один из основных духовных путей йоги, тогда как в буддизме мудрость иногда считается самой выдающейся духовной способностью.
Так что же такое мудрость, какова её польза и как её достичь?
Что такое мудрость?
Мудрость возникла стихийно в древности, и её значение постоянно росло. Соответственно в древности началось её осмысление как то: в Древнем Египте, Древней Греции, Китае, Индии, Тибете и др.
Мудрость – одно из тех понятий, которому люди обычно придают своё собственное значение. Поэтому существует много определений мудрости, причём некоторые имеют расхождение в понятии сущности определения.
Наиболее простое для восприятия и чаще употребляемое определение мудрости следующее: мудрость – способность грамотного применения накопленных знаний; большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт; способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт. Но понятие «ум» не является синонимом понятия «мудрость». Умный человек не обязательно является мудрым, но мудрый подразумевает под собой умный.
«Умный знает, как выпутаться из положения, в которое мудрый никогда не попадает» (Ф. Раневская).
Психологи из Института психологии РАН дают такое определение мудрости: мудрость – это не редкое свойство личности, основанное на жизненном опыте и приобретаемое с возрастом, не статичная система познаний, глубоких и обширных, а экспертная система знаний и интуиции, которая может проявляться даже в раннем детстве, удивляя подчас самого человека, который не считает себя мудрецом. Благодаря духовному зрению даже ребёнок может превзойти пожилого человека мудростью. Это потому, что в мудрости главное – духовная составляющая. В этом нет ничего удивительного, если считать душу – главной составляющей любого живого человека. И с этой точки зрения человека делает мудрым способность его души вмешиваться не только в процессы подсознания, но и в процессы мышления: сознание несколько «размывается» в результате максимального отключения восприятия (мышление останавливается) и на поверхность выходит интуиция. Когда мышление не отвлекается на внешние раздражители, человек начинает видеть всё «в истинном свете». Люди называют это шестым чувством, третьим глазом, или духовным зрением. Именно духовное зрение позволяет обходить те проблемы, для решения которых потребуется развитый интеллект.
Мудрость – это не только понимание жизни, но также и умение сообразовывать жизнь с этим пониманием.
В воображении древних греков мудрец – это прежде всего тот, кто созерцает небо и кто полон глубоким чувством порядка и разумности вещей. В более современном смысле мудрец – это тот, кто живёт в гармонии с человечеством, это понимание проблем другого, а также умение управлять своими желаниями. С помощью мудрости достигается целостное постижение Истины и Реальности, раскрываются секреты микро и макрокосмоса, великие тайны человеческой души. Мудрость как высшая духовная ценность представляет собой органическое соединение любви к людям, к себе, к природе с глубокими общими и профессиональными знаниями.
Говоря о мудрости, стоит упомянуть о том, чем мудрость не является. Мудрость не является интеллектом. Интеллект – это способность учиться, понимать, мыслить ясно и логично. Это очень важные навыки, и их можно использовать для развития и выражения мудрости. Однако, мудрость – это гораздо больше, чем просто интеллект, потому что мудрость происходит от применения интеллекта к пониманию главных вопросов жизни.
Точно также, мудрость больше, чем знание. В даосизме ясно говорится: «Тот, кто учён, не мудр». В то время как знание представляет собой просто приобретение информации, мудрость требует её понимания. Знание смотрит на вещи объективно; мудрость исследует их субъективно, чтобы понять, что они значат для жизни, и как жить хорошо. Знание информирует нас, мудрость нас преображает. Знание выражается в словах, а выражением мудрости служит наша жизнь. Знание даёт силу; мудрость приносит силу и просветление.
Мудрость – это глубокое понимание и практическое мастерство в главных жизненных вопросах, особенно, в экзистенциальных и духовных вопросах. Экзистенциальные вопросы – это те жизненно важные и универсальные проблемы, с которыми все мы сталкиваемся просто потому, что мы люди. К их числу относятся поиски смысла и цели жизни; поддержание отношений и умение справляться с одиночеством; признание нашей незначительности и ограниченности в непостижимо огромной вселенной; жизнь в неизбежной неопределённости и тайне; и необходимость иметь дело с болезнью, страданием и смертью. Человек, который достиг глубокого понимания этих вопросов и умения справляться с ними – действительно мудр.
Аспект понимания мудрости происходит от умения видеть глубоко и ясно, проникая под поверхность внешней видимости вещей и распознавая более глубинную природу сущего и жизни. Для этого требуется чрезвычайно утончённое сознание, характеризующееся ясностью, остротой и проницательностью. Видение даёт интуицию, из которой рождается понимание. Ясное, сосредоточенное видение позволяет видеть вещи такими, какие они есть, а понимание рождается из активного исследования и анализа того, каковы вещи.
Мудрость распознаёт ужасающую власть ума создавать и омрачать переживания, порождать экстаз или страдание, обучаться или пребывать в застое. Коль скоро вы оценили по достоинству всепоглощающую силу ума, обучению тому, как действует ваш ум и как его воспитывать, становится жизненно важной задачей. Мудрость видит, что нетренированный ум – дикий и неуправляемый. Но она также сознаёт, что ум можно тренировать, подчинять себе, преобразовывать и превосходить, и что это необходимое средство для достижения счастья, воспитания любви и альтруизма, и освобождения. Тренировка ума становится первоочередной задачей, и эта тренировка, в свою очередь, способствует дальнейшему росту мудрости.
Всесторонне исследуя собственный опыт, мудрые люди проникают взглядом вглубь фундаментальной природы реальности и в результате этого начинают заново открывать для аспекты вечной философии. Для них это не просто теоретическое знание, но, скорее, непосредственное личное осознание, рождающееся из проницательного исследования жизни, мира и ума.
Нравственность – исходная, простейшая проблема мудрости. Она – основание сотрудничества людей на основе справедливости. В таком случае существует устойчивая общность людей. Поэтому мудрецы воспитывали нравственное поведение людей. Сократ считал мудростью главным образом нравственность. И сегодня даже безграмотные, необразованные люди бывают такими мудрецами. Нельзя игнорировать данную форму мудрости, базирующуюся на опыте жизни. Это простейшая форма народной, житейской мудрости. Она ограничена здравым рассудком, в ней мал творческий компонент. Её ограниченности потребовали возникновения более развитой формы мудрости, в связи с чем и стали её анализировать. Мудрец становится всё более эрудитом, знатоком на основе его обучения.
Мудрец не может всё знать, но наиболее развитая форма мудрецов состоит в том, что они укажут путь к решению проблемы и научат его нахождению. Для этого они должны знать как устроена эрудиция, законы отображения знаниями реальности, возможности творчества и т.п. Тем самым для таких мудрецов главным является не объём эрудиции, а интеллектуальная способность – умение рассуждать, мыслить, философствовать.
Мудрость даёт нам возможность жить в гармонии с другими и состраданием к ним. Эти освящённые веками идеи недавно нашли поддержку у учёных, которые пришли к выводу, что мудрые люди, которых они исследовали, «выходят за пределы личных амбиций и обращаются к коллективным и универсальным проблемам».
В следующей части моей работы рассмотрим 10 принципов мудрого отношения к жизни.
10 принципов мудрого отношения к жизни
Несмотря на очевидность этого положения, практическая его реализация в жизни осуществляется чаще всего лишь на интуитивном уровне. Превратившись в устойчивое свойство личности, принцип выбора наиболее значимых и отказ от несущественных мотивов и побуждений приносит неоценимую пользу при принятии ответственных решений и в решении различного рода кризисных ситуаций.
Этот принцип не только не исключает энергичных действий человека, но, наоборот, позволяет ему стать более деятельным, не терять самообладание даже в самые трудные, критические моменты. Внутреннее спокойствие – это признак психологической раскованности, эмоциональной зрелости и устойчивости, ясности ума и чёткости поведения.
Каждая складывающаяся ситуация, каждое событие имеет свою объективную причину, свою внутреннюю логику развёртывания. На определённом этапе какого – то события человек способен изменить ход своим вмешательством. Обстоятельства могут сложиться так, что даже максимум проявленной активности реально ничего изменить не может. Понять объективный ход событий и уметь соответствующим образом и вовремя вмешиваться в них способен только мудрый человек.
Во многих случаях одно и то же событие, явление, проблема приобретают разное значение в зависимости от того, с каких позиций о них судят. Мудрость человека предполагает практическое владение диалектикой полярности. Стремление избежать односторонности в суждениях не означает потерю собственной позиции. Любая позиция личности только выигрывает от всестороннего анализа того, что составляет её основу. Это качество особенно ценно в ситуациях кризиса принятия решения.
…а не такой, какой человеку хотелось бы её видеть. Этот принцип тесно связан с готовностью к любым неожиданным поворотам событий. Такое качество человека, а также отсутствие предвзятых мнений о событиях и явлениях дают возможность быстро перестраивать мотивационные тенденции с учётом объективных обстоятельств. Однако гибкость, своевременное и адекватное реагирование на внешние изменения, разумеется, не должны нарушать основное ядро личностной убеждённости.
В ситуациях «борьбы мотивов» неразрешимые проблемы, как правило, возникают лишь в изначально заданных рамках обстоятельств. Включение частной проблемы в более широкие контексты в принципе означает открытие в ней новых связей, не распознанных ранее отношений и возможностей её разрешения.
Понимание помыслов и поступков людей не означает примирения с негативными их проявлениями, но, напротив, создаёт условия для успешной борьбы с ними. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или не даём себе труда сознательно поставить себя на место других. Выработка способности понять мотивацию других, встать на другую, пусть даже на противоположную точку зрения, не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.
У мудрого человека никакой жизненный опыт, в том числе неизбежные ошибки, как собственные, так и совершаемые другими людьми, не оказываются бесполезными. Прожитые годы служат действенным источником жизненных аналогий, которые он не забывает учитывать в последующей жизни.
Заключение
Философская мудрость – это целостная форма восприятия себя и мира. В ней органически сливаются духовный опыт любви и добра с истинностью знаний человека, высокая степень развития его разума и интуиции, вера, высшая правда и ранимая совесть, здравый смысл и стремление к справедливости, совпадение мыслей, идеалов с поступками, с образом жизни.
Другими словами, мудрость представляет собой благородный сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и практического постижения действительности.
Список используемой литературы
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы