Мультик что такое искусство

Мультфильмы об искусстве

Мы обновили для вас подборку совершенно разношерстных мультфильмов, объединенных одной темой — все они затрагивают тему творчества и искусства.

Miro (2004 г.)
Мультфильм снят для сериала «Classical Baby» на американском телеканале HBO, и это хороший пример того, как детям можно показывать абстрактное искусство с его почти абсолютной свободой и непредсказуемостью.

Коробка с карандашами (1985 г., Творческое объединение «Экран»)
Еще в советское время был такой мультипликационный сборник для школьников «Кубик Рубик». Он вмещал в себя три мультфильма, один из которых называется «Коробка с карандашами». Стихотворение написал детский поэт Владимир Приходько, а музыку — Геннадий Гладков. И получилась прекрасная анимационная история, где в коробке с карандашами прячется целый мир, нарисовать который может любой, даже самый маленький художник.

Развивающий мультфильм для малышей Маленький Художник
По названию вы найдете целую серию мультфильмов для самых маленьких. В каждом коротком мультике мы видим картину какого-то известного художника, узнаем его имя, название картины, а главный герой мультика Веня дорисовывает ее сюжет забавным дополнением.

«Таймкод да Винчи» («Der Da Vinci Timecode»)
В этом анимационном фильме нет ничего, кроме знаменитой картины Леонардо да Винчи, но с помощью только лишь монтажа она превратилась в настоящее кино. Фрагменты смонтированы и озвучены так, словно за столом едят и что-то оживленно обсуждают люди, а потом мы слышим чье-то «Тс-с!». Этот фильм демонстрирует, сколько жизни и движения заключено в самой картине великого художника.

«Пейзажист» (1976 г., аниматор Жар Друэн)
Считается лучшим фильмом Жака Друэна, воплощенный с помощью игольчатого экрана. Стоит отдельно рассказать об этой технике анимации. Игольчатый экран был изобретен в 1931 году русско-французским художником-графиком, книжным иллюстратором и аниматором Александром Алексеевым. Представьте себе плоскость, через которую равномерно проходит множество (от нескольких десятков тысяч до миллиона) тонких игл. Эти иглы могут перемещаться перпендикулярно плоскости экрана. Иглы, обращенные острием к объективу не видны, но неравномерно выдвинутые иглы отбрасывают тени разной длины. Полностью втянутые иглы дают белый лист без теней. Перемещением источника света и двигая иглы, получают интересные картины.
В мультфильме «Пейзажист» Жак Друэн (ученик Алексеева) гениально показал, как персонаж-художник проникает в своеобразное «зазеркалье», в нарисованный им мир, а зритель проникает в воображение художника. Получился очень красивый мультфильм с элементами импрессионизма и сюрреализма.

«Скетчтаун» (Sketch Town / Future world: where art meets sciense; TeamLab)
Перед вами не мультфильм, но видео, заслуживающее внимания. Два года назад в Сингапуре, в ArtScience Museum, был представлен интерактивный проект — город, растущий и живущий благодаря рисункам детей. Дети рисуют здания, автомобили, НЛО, различные городские элементы, а сканер загружает рисунки на экран, где все буквально оживает. Каждый элемент города играет свою роль (например, пожарные машины и краны защищают город), а дети могут взаимодействовать с городом, касаясь его отдельных элементов. Мы бы с удовольствием порисовали там, а вы?

Lil School

Lil School – это первая онлайн-платформа креативного мышления для детей.

Источник

Советские познавательные мультфильмы

Лучшие образцы советского научпопа: сценарии Сапгира и Заходера, съемки Ливанова и Норштейна, музыка Журбина и Артемьева. В кадре — динозавры, олимпийцы, космонавты и перуанские индейцы

Научно-популярные мультфильмы советских аниматоров интересны и с худо­жественной, и с образовательной точки зрения. Мы выбрали те из них, с кото­рыми вы, возможно, не знакомы: в эту подборку не вошли и так не терявшие популярности сериалы «На задней парте» Валерия Угарова, «Наш друг Пиши­читай» Юрия Прыткова и кукольная серия «КОАПП», снимавшаяся на «Мульт­телефильме» по радиоспектаклям Майлена Константиновского.

«Главный Звездный»

Режиссер Роман Давыдов, 1966

Мультик что такое искусство. Смотреть фото Мультик что такое искусство. Смотреть картинку Мультик что такое искусство. Картинка про Мультик что такое искусство. Фото Мультик что такое искусствоКадр из мультфильма «Главный Звездный» © Союзмультфильм

Сценарий этого фильма об историческом развитии астрономии написали Ген­рих Сапгир и Геннадий Цыферов. Мы узнаём о том, как человек постепенно постигал Вселенную — от первобытного наименования светил к покорению космоса. Особенно интересен эпизод, где герои отправляются в будущее: редкий образец фантастики в советской мультипликации середины 1960-х. Посмотреть мультфильм можно здесь (Часть 1) и здесь (Часть 2).

«Гора динозавров»

Режиссер Раса Страутмане, 1967

Драматург и редактор Аркадий Снесарев, взяв за основу гипотезу французских палеонтологов о причинах вымирания динозавров, сделал картину небывалого жанра — это детская познавательная притча-трагедия. Главный посыл карти­ны — не научный, а морально-этический: если относиться к своим обязанно­стям формально — жди катастрофы. Гибель неродившегося динозаврика, его диалог со скорлупой яйца, которая не дает малышу вылупиться, поскольку ее задача — защищать его и сохранять тепло, — одна из самых драматичных сцен за всю историю советской мультипликации.

«Рассказы старого моряка. Антарктида»

Режиссер Лев Мильчин, 1972

Мультик что такое искусство. Смотреть фото Мультик что такое искусство. Смотреть картинку Мультик что такое искусство. Картинка про Мультик что такое искусство. Фото Мультик что такое искусствоКадр из мультфильма «Рассказы старого моряка» © Союзмультфильм

«Антарктида» — третья часть «Рассказов старого моряка», серии познава­тельно-приключенческих лент сценариста Леонида Завальнюка и режиссера Льва Мильчина. Суровые условия жизни в Антарктике, быт полярников, повадки пингвинов, история континента — все это рассказывалось здесь задолго до появления советско-японского фильма «Приключения пингвиненка Лоло». Историческая часть была решена монтажом статичных кадров: Лев Мильчин продемонстрировал целую галерею нарисованной им уникальной графики. Посмотреть мультфильм можно здесь.

«Коля, Оля и Архимед»

Режиссер Юрий Прытков, 1972

Мультик что такое искусство. Смотреть фото Мультик что такое искусство. Смотреть картинку Мультик что такое искусство. Картинка про Мультик что такое искусство. Фото Мультик что такое искусствоКадр из мультфильма «Коля, Оля и Архимед» © Союзмультфильм

Один из самых удачных научно-популярных фильмов Юрия Прыткова рас­сказывает об эпохе Архимеда и его научных открытиях. Принцип действия механизмов, основанный на архимедовых законах, хорошо известен, но сами конструкции до наших дней не сохранились, и режиссер фильма «спроекти­ровал» их заново. Получилось очень наглядно и убедительно. Посмотреть мультфильм можно здесь. Другие позна­вательные картины Прыткова — «Алло! Вас слышу!», «Заяц Коська и родничок», цикл «Наш друг Пишичитай» и «В стране невыученных уроков».

«Детство Ратибора»

Режиссер Роман Давыдов, 1973

Экранизация романа Валентина Иванова «Русь изначальная» показывает детям быт и уклад восточных славян VI века. Перед художником фильма Виктором Никитиным стояла сложная задача: воссоздать мир, сведения о котором скорее отрывочны, и он с ней замечательно справился, хотя некоторые его изобрази­тельные находки не вполне исторически достоверны. Монументальная былин­ность в облике главных героев, тонкое колористическое мастерство в декора­ционной части, яркие батальные сцены — все это делает фильм выдающимся произведением рисованного кино. Позже Роман Давыдов создал картины о других исторических эпизодах — Куликовской битве («Лебеди Непрядвы») и нашествии Батыя («Сказ о Евпатии Коловрате»).

«Аврора»

Режиссер Роман Качанов, 1973

Главная пружина сюжета, придуманного Аркадием Тюриным и Романом Кача­новым, должна была быть такой: дети сравнивают два легендарных крейсера, «Варяг» и «Аврору», об одном из которых песня есть, а о другом — нет. Но цен­зура сочла такое сопоставление неуместным, так что в фильме осталась только «Аврора», а сюжет стал несколько схематичным. Тем не менее сохранилась важная идея: даже за самой сухой и шаблонной информацией из учебника скрывается богатая, насыщенная и не такая уж простая история — стоит лишь проявить к ней искренний интерес. Фильм завершает композиция Владимира Шаинского «Крейсер „Аврора“», мгновенно ставшая классикой детского песенного репертуара.

«Зеркало времени»

Режиссер Владимир Тарасов, 1976

В начале 1970-х годов актер, сценарист и режиссер Василий Ливанов и летчик-конструктор Анатолий Коробков (в титрах — А. Анкор) задумали развить новый для советской мультипликации жанр — фильм-гипотезу. Первую картину из цикла «Великие тайны Вселенной» снял сам Ливанов — это был фильм «Фаэтон — сын Солнца», рассказывающий о существовании гипотети­ческой планеты Фаэтон и возможных причинах ее гибели. «Зеркало времени», в котором обсуждается возможность визуальных «путешествий во времени», снимал уже Владимир Тарасов, режиссер, склонный к сюрреалистическим приемам. В фильме, очень богатом на разнообразные цитаты и аллюзии, есть в том числе вставные эпизоды, отсылающие к произведениям Марка Твена и Герберта Уэллса.

«Кто ж такие птички»

Режиссер Юлиан Калишер, 1978

Фильм снят по познавательной сказке Бориса Заходера «Жил-был Фип», в которой птенец узнает, что́ именно определяет его принадлежность к классу птиц. Юлиан Калишер и книжный график Валерий Дмитрюк помещают дей­ствие в условный мир цветовых плоскостей и предельно упрощают конструк­цию главного героя: Фип — это шар с крылышками на двух палках-ножках. С этой нехитрой конструкцией мультипликаторы творят настоящие анима­ционные чудеса. Над фильмом работала замечательная группа актеров озву­чания во главе с Кларой Румяновой, музыку написал Александр Журбин. Полу­чилось захватывающее и остроумное зрелище.

«Легенды перуанских индейцев»

Режиссер Владимир Пекарь, 1978

Это совместная работа режиссера Владимира Пекаря, заинтересовавшегося ри­сунками исчезнувшего индейского племени мочика, антрополога Юрия Берез­кина, реконструировавшего их мифологию с упором на важную для конца 1970-х тему борьбы за мир, и художницы Татьяны Колюшевой, подобравшей к этому материалу своеобразный орнаментальный стиль. Композитор Эдуард Артемьев проявил себя как прекрасный стилист. После успеха «Легенд перуан­ских индейцев» та же группа будет осваивать индийский, монгольский, корей­ский, африканский, древнеегипетский материал, все чаще предпочитая воль­ные фантазии на тему той или иной культуры скрупулезной реконструкции мифа.

Источник

Мультфильмы по стихотворениям

«Федорино горе», «Принцесса и Людоед» и «Веселый старичок»: классические и новые мультфильмы по стихам русских поэтов

«Детское время»

Режиссер Нина Бисярина, 2014

СтихотворенияМихаил Яснов — «Пахнет варежка лошадкой», «Моя лошадка» и «Все в порядке»

Режиссеры-аниматоры часто обращаются к стихам Михаила Яснова: в 1982 го­ду, например, на экраны вышел легендарный мультфильм «Чучело-Мяучело» Инессы Ковалевской. Нина Бисярина тоже взяла известные стихи Яснова — из сборника «Детское время» — и превратила их в фильм-ощущение: детских игр, снов и зимних прогулок. Получилась очень успокаиваю­щая и уютная картина.

«Коровка»

Режиссер Марина Карпова, 2015

СтихотворениеАндрей Усачев — «Божья коровка»

Марина Карпова уже не первый раз работает с детской поэзией: в 2014 году она сняла обаятельный мультфильм «Маленький пингвин» по стихотворению Ренаты Мухиной и Вадима Левина о пингвине, который шел в гости к бабушке, но перепутал полюс. Фильм «Коровка» сделан по стихам Андрея Усачева — получилось очень динамично и иронично.

«Бегемот и компот»

Режиссер Алексей Минченок, 2015

СтихотворениеНаталья Волкова — «Песенка-кричалка про бегемота»

В «Союзмультфильме» последнее время появляется все больше и больше хороших музыкальных фильмов для детей. Фильм Алексея Минченка, преподавателя школы компьютерных технологий Scream School, снят по сти­хотворению современного поэта Натальи Волковой. Стихи превратились в песню, а песня легла в основу фильма — просто невозможно после просмотра не напевать строки про бегемота и его компот с пирогом.

«Зинина прогулка»

Режиссер Наталья Мальгина, 2004

СтихотворениеЗинаида Гиппиус — «Песня девочки»

Мультфильм Натальи Мальгиной по стихотво­рению Зинаиды Гиппиус был снят на студии «ШАР». Стихи о бойкой девочке, которая рвется гулять без няни, здесь стали лишь частью сценария — песней. Художник мультфиль­ма, Игорь Олейников, сейчас больше занимается книжной иллюстрацией, но в его картинках всегда виден взгляд художника через камеру: его компо­зиции динамичны и кинематографичны. Композитор и исполнитель песни — Александр Пинегин, автор песен к детским мультфильмам и спектаклям, соавтор серии альбомов «Детская площадка», записанных с Андреем Усачевым и Ириной Богушевской.

«Хеломские обычаи»

Режиссер Ирина Литманович, 2005

СтихотворениеОвсей Дриз — «Хеломские обычаи»

Ирина Литманович окончила мастерскую Федора Хитрука и Алексея Демина в школе-студии «ШАР», и «Хеломские обычаи» — ее дипломный фильм. Стихи Овсея Дриза здесь не звучат в кадре, а частично появляются в интертитрах. Мультфильм построен на музыке Вячеслава Литмановича, такой заводной, что в какой-то момент под нее начинают плясать и герои стихотворения.

«Буревестник»

Режиссер Алексей Туркус, 2004

СтихотворениеМаксим Горький — «Песня о Буревестнике»

Алексей Туркус очень много работает с абсурдом в русской литературе. Туркус экранизировал стихотворение Вадима Левина, занимался прозой Хармса, но стал особенно любим и известен после выхода мультфильма «Буревестник», ироничного и гротескного. Патетические стихи Горького у Туркуса превра­щаются в шарж, а кондовый школьный урок — в поэтическое безумие.

«Вредный совет»

Режиссер Елена Гаврилко, 1980

СтихотворениеГригорий Остер — «Если к папе или к маме…» из цикла «Вредные советы»

«Вредные советы» Григория Остера начали выходить в начале 80-х и сразу покорили читателей: ими зачитывалась вся страна. Тогда же стали появляться и анимационные фильмы по «Вредным советам». Первый из них сняла Елена Гаврилко. Она же была художником и аниматором фильма, а озвучил «Вред­ный совет» Виктор Проскурин. Анимация здесь такая же выразительная, как и сами стихи.

«Принцесса и Людоед»

Режиссер Эдуард Назаров, 1977

СтихотворениеГенрих Сапгир — «Людоед и принцесса»

Генрих Сапгир — поэт не специально детский, но одно из его абсурдных стихотворений «Людоед и принцесса» многие дети знают наизусть — в первую очередь благодаря экранизации Эдуарда Назарова. Стихотворение в этом мультфильме проговаривает-пропевает Александр Градский, он же и написал музыку. Кажется, что эта картина никогда не устареет — так обаятельны назаровские персонажи и так изящен сапгировский текст.

«Веселый старичок»

Режиссер Анатолий Петров, 1972

СтихотворениеДаниил Хармс — «Веселый старичок»

Анатолий Петров, один из основателей анимационного журнала «Веселая карусель», сделал для него много смелых и ярких эпизодов: «Рассеянного Джованни» по сказке Джанни Родари, «Голубой метеорит» по стихотворению Романа Сефа и «Веселого старичка» по стихотворению Даниила Хармса. За старичка в фильме смеется Георгий Вицин — его смех и становится здесь главным персонажем.

«Королевский бутерброд»

Режиссер Андрей Хржановский, 1985

Мультик что такое искусство. Смотреть фото Мультик что такое искусство. Смотреть картинку Мультик что такое искусство. Картинка про Мультик что такое искусство. Фото Мультик что такое искусствоКадр из мультфильма «Королевский бутерброд» © Союзмультфильм

СтихотворениеАлан Александр Милн — «Баллада о королевском бутерброде» (перевод Самуила Маршака)

Самуил Маршак — один из самых популярных поэтов в российской анимации. Больше и лучше других его экранизировал Андрей Хржановский в 70–80-х годах прошлого века. Его три фильма по переводам Маршака — сокровища советского кино, в них были задействованы лучшие художники, аниматоры, актеры и композиторы того времени. В фильмах «Чудеса в решете» и «Дом, который построил Джек» по английской народной поэзии звучит музыка Владимира Мартынова, а художником-постановщиком выступает Наталья Орлова («Тайна третьей планеты», «Серебряное копытце»). В «Королевском бутерброде» музыку Василия Шумова исполняют группа «Центр» и Валентина Пономарева, а текст читает Аркадий Райкин. Посмотреть мультфильм можно здесь.

«Доктор Айболит»

Режиссер Давид Черкасский, 1984

СтихотворенияКорней Чуковский — «Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Краденое солнце» и «Телефон»

Корнея Чуковского тоже экранизировали нередко. Одним из любимейших фильмов 1980-х был и остается «Доктор Айболит», музыкально-драматический анимационный фильм киевского режиссера Давида Черкасского. Как в других своих мультфильмах («Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокро­вищ»), Черкасский и художник Радна Сахалтуев использовали здесь приемы «большого», художественного кино: это жанровые многосерийные фильмы, сочетающие анимацию и документальную съемку (к примеру, во «Врунгеле» — живое море, а в «Айболите» — дым и дождь), запоминающиеся яркими актер­скими работами. Роли в этом фильме озвучивают Зиновий Гердт, Мария Миронова, Евгений Паперный, Семен Фарада и другие.

«Федорино горе»

Режиссер Наталия Червинская, 1974

СтихотворенияКорней Чуковский — «Федорино горе», «Тараканище»

Классический кукольный мультфильм о неряшливой Федоре Егоровне, от которой убежала вся посуда. Стихотворение Чуковского пропевается персонажами под музыку Михаила Мееровича, написанную специально для кино. А ансамбль тараканов, пританцовывая, исполняет другой известный стих Чуковского — «Тараканище» — вперемешку с детской считалкой: «Чай пили, ложки били, по-турецки говорили».

«Наступила осень»

Режиссер Катерина Соколова, 1999

Последний фильм — хоть и без стихо­тво­рений, но про поэта. Мультфильм снят по книге Андрея Битова и Резо Габриадзе «Трудолюбивый Пушкин», и стихи Пушкина растворены здесь в самой анимации, в движении, в ритме.

Источник

Мультфильмы с классической музыкой

Том и Джерри играют Листа, глупый мышонок не спит под Шостаковича, а обезьяна слушает Райха — Arzamas выбрал самые интересные мультфильмы, в которых музыка становится важным героем

­Пожалуй, из всех искусств анимация ближе всего к музыке, и анимационные попытки не иллюстрировать, а именно выразить музыку через движущуюся картинку появились очень скоро после того, как звук пришел в кино. Анима­торы используют классическую музыку для своих фильмов и приглашают крупнейших композиторов современности написать специально для них. В этой подборке — множество вариантов того, как анимация работает с акаде­мической музыкой в экспериментальном и традиционном авторском кино, абстрактном и сюжетном, в масштабных международных коммерческих проек­тах и небольших этюдах, где музыка становится источником и главным двига­телем сюжета.

«Ночь на Лысой горе» («Une nuit sur le mont chauve»)

Режиссер Александр Алексеев. Франция, 1933

МузыкаМодест Мусоргский — «Ночь на Лысой горе» (редакция Николая )

«Оптическая поэма» («An Optical Poem»)

Режиссер Оскар Фишингер. США, 1938

МузыкаФеренц Лист — Венгерская рапсодия № 2

Немецко-американский режиссер Оскар Фишингер — один из первых экспе­ри­ментаторов в визуализации музыки, оказавший огромное влияние на всю мировую (прежде всего абстрактную и музыкальную) анимацию. «Оптическая поэма» по Венгерской рапсодии № 2 Листа снята с помощью бумажных деталей, прикрепленных к невидимым нитям. Удивительна настолько ручная работа в том типе фильмов, который для нас сегодня ассоциируется прежде всего с компьютер­ной графикой. Кстати, это единственный фильм Фишингера, снятый на боль­шой американской студии, Metro-Goldwyn-Mayer, вскоре после его эмиграции в Америку. Вообще, Фишингер много работал с музыкой, и одно из его самых знаменитых произведений, которому посвя­щены множество искусствоведче­ских работ и фильмов-трибьютов, — это более поздний фильм «Движущаяся живопись» («Motion Painting I»), абстракт­ные масляные картины на стекле на музыку Бранденбургского концерта № 3 Баха.

Надо сказать, что с развитием технологий появляется все больше возможнос­тей для того, чтобы «изобразить» музыку. В этом смысле показа­телен один из лучших абстрактных фильмов по­следнего времени, снятый в стереоформа­те, — «Виртуальный виртуоз» Томаса Штелльмаха и Майи Ошманн на музыку увертюры к опере «Алхимик» Луи Шпора. Путешествие капли туши тут идет не только в плоскости экрана, но и в глубину.

«Фантазия» («Fantasia»)

Режиссеры Сэмюэл Армстронг, Джеймс Элгар, Билл Робертс и др. США, 1940

Фрагмент «Ученик чародея»

МузыкаПоль Дюка — «Ученик чародея», Петр Чайковский — сюита из балета «Щелкунчик», Иоганн Себастьян Бах — Токката и фуга ре минор (BWV 565), и др.

«Фантазия» студии Disney — один из первых больших анимационных проектов по классической музыке, для своего времени экспериментальный (в частности, в том, что касается работы со стереозвуком) и до сих пор неве­роят­но важный. Фильм строится как соединение концерта Филадельфийского оркестра под уп­рав­лением Леопольда Стоковского и девяти анимационных эпизодов (у ка­ждого — свой режиссер) на музыку, которую исполняет оркестр. Переходы от оркестра к мультфильму сопровождаются рассказом о том, что зрителям предстоит увидеть. И Дисней с командой, и Стоковский полу­чили за эту работу по «Оскару». В «Фантазии» есть эпизод на музыку Баха — абстракт­ная анимация в духе Оскара Фишингера; «Пастораль» по Бетховену с картинками из жизни умилительных героев греко-римской мифологии; «Танец часов» из оперы «Джоконда» Понкьелли — пародийный балет с участи­ем крокодилов, бегемотов и других животных, прообразами которых были известные танцоры; «Ave Maria» Шуберта — аллегория победы света и добра над тьмой… Один из самых знаменитых эпизодов — «Ученик чародея» Гете по симфонической поэме Поля Дюка, где незадачливым магом оказыва­ется сам Микки-Маус (считается, что вся «Фантазия» была задумана для того, чтобы вернуть популярность полузабытому Микки).

«Сказка о глупом мышонке»

Режиссер Михаил Цехановский. СССР, 1940

Михаил Цехановский, один из первых советских экспериментаторов в области анимации, чья международная слава началась с авангардной «Почты» (которая считается первым отечественным звуковым мультфильмом), работал с Шоста­ко­вичем дважды. Первой попыткой была пушкинская «Сказка о попе и о ра­бот­нике его Балде», задуманная как полнометражная анимационная опера: в исто­рии от нее осталась единственная сцена — «Базар» с ариями на стихи Введен­ского. Музыкальная «Сказка о глупом мышонке» на стихи Маршака была снята уже после прокатившейся в середине 1930-х кампании по борьбе с формализ­мом и выглядела менее революционно. И, как и более поздние мультфильмы по этому стихотворению Маршака, отказывалась от трагиче­ского финала, чтобы не пугать детей.

Нужно понимать, что советская анимационная история — особенная: здесь идеоло­гического прессинга музыканты, так же как и художники, имели гораздо больше свободы в искусствах, которые традиционно считались дет­скими, а анимация всегда проходила по детскому ведомству. Поэтому и су­ще­ст­вуют мультфильмы со специально для них сочиненной музыкой Шостако­вича, Шнитке, Губайдулиной и Мартынова.

«Кошачий концерт» («The Cat Concerto») из сериала «Том и Джерри»

Режиссеры Уильям Ханна, Джозеф Барбера. США, 1946

МузыкаФеренц Лист — Венгерская рапсодия № 2

Фильм еще одного гиганта (студии Metro-Goldwyn-Mayer), получивший в 1947 году «Оскар» за лучшую короткометражку, — классический музыкаль­ный каскад гэгов вокруг концертирующего кота и мешающего ему мышонка. Забавно, что в том же году еще один мейджор, Warner Bros., выпустил эпизод «Кроличья рапсодия» («Rhapsody Rabbit») своего сериала «Веселые мелодии», где Багз Банни выступал с той же «Венгерской рапсодией» Листа (она вообще оказалась очень популярной в анимации) и похожими гэгами, что вызвало обвинения друг друга в плагиате и большой скандал (впрочем, ничем не закон­чившийся).

«Снегурочка»

Режиссер Иван Иванов-Вано. СССР, 1952

МузыкаНиколай Римский-Корсаков — опера «Снегурочка»

Полнометражный мультфильм по опере Римского-Корсакова в обработке Льва Шварца поставлен одним из патриархов отечественной анимации Ивановым-Вано, особенно прославившимся своими постановками сказок в русском стиле. Для мультверсии в опере прежде всего сохранили всю фольклорную тему (хоры, песни Леля), а в дизайне — богатую декоративность. «Снегурочка» снята в очень распространенной в те годы технике «эклер» (или ротоскоп), которая подразумевает, что рисунок делается по съемке живых актеров. Рассказывают, что для этого специально снимали игру актеров Большого театра, певцы и хоры которого озвучивали мультфильм.

«Мадемуазель и виолончелист» («La Demoiselle et le violoncelliste»)

Режиссер Жан-Франсуа Лагиони. Франция, 1965

МузыкаЭдуард Лало — Концерт для виолончели с оркестром

Жан-Франсуа Лагиони сегодня считается одним из мэтров и патриархов фран­цузской авторской анимации; в 2016 году по фестивалям мира прошел его прекрасный фильм «Луиза зимой» — печальная ода старости. А фильм «Маде­муазель и виолончелист» — из первых его работ, сразу очень успешная (Гран-при фестиваля в Анси), обнаруживающая и увлечение Лагиони театром (вся среда очень условна и выглядит как фанерные декорации), и ироничную пара­доксальность взгляда, соединенную с лиризмом. А вместе с тем музыкаль­ный драматизм действия — фантастическая история любви девушки и виолон­че­листа — развивается под напряженную музыку Концерта для виолончели с оркестром французского композитора XIX века Эдуарда Лало.

«Балерина на корабле»

Режиссер Лев Атаманов. СССР, 1969

Лев Атаманов, один из основоположников советской анимации, снявший, в частности, «Золотую антилопу» и «Снежную королеву» (фильмы, входящие в золотую коллекцию русской анимации и получившие множество междуна­род­ных наград), особенно прославился своими работами 1950-х годов. Более поздняя «Балерина на корабле», в которой нет ни единого слова, а музыкаль­ные темы соответствуют пластике героев (квадратных косолапых матросов и тоненькой балерины с летящими движениями), — фильм для него осо­бен­ный. В сущности, здесь он не рассказывал историю, а скорее рисовал музыку — вернее, показывал музыку через очень условный сюжет.

«Стеклянная гармоника»

Режиссер Андрей Хржановский. СССР, 1968

«Стеклянная гармоника», на десятки лет запрещенная к показу, — уникальный случай для анимации. Фильм о «городе желтого дьявола», куда приходит музы­­­кант, чья музыка превращает монстров в прекрасных людей, строился на цитатах из мировой живописи, противопоставляя, к примеру, страшноватые образы Босха и Магритта героям Дюрера и Пинтуриккьо. То же самое стре­мил­ся сделать Шнитке и в музыке к фильму. По его собственному признанию, имен­но на «Стеклянной гармонике» он сформулировал для себя переход к по­ли­­стилистике, сопоставляющей разнородный музыкальный материал. Вспо­миная о фильмах Хржановского–Шнитке, нельзя забывать еще два важных: целиком построенную на музыке городскую фантазию «Бабочка» (1972) о маль­чике, которому приснилось, что его поймала сачком огромная бабочка, и «В ми­ре басен» (1973) по Ивану Крылову, где музыку Шнитке исполняет ансамбль «Мадригал».

«Щелкунчик»

Режиссер Борис Степанцев. СССР, 1973

МузыкаПетр Чайковский — музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро»

Борис Степанцев, один из самых любимых зрителями режиссеров советской анимации (постановщик «Вовки в тридевятом царстве», фильмов про Карлсона и т. д.), соединил в своем «Щелкунчике» сюжет Гофмана с «Золушкой» и дета­лями других сказок, а музыку взял сразу из нескольких балетов Чайковского.

«Сорока-воровка» («La gazza ladra»)

Режиссеры Джулио Джанини и Эмануэле Луццати. Италия, 1964

МузыкаДжоаккино Россини — увертюра к опере «Сорока-воровка»

Эмануэле Луццати, легендарный итальянский театральный художник, иллю­стратор и режиссер анимации, снял вместе с режиссером Джулио Джанини множество фильмов, и главными среди них были музыкальные, прежде всего на оперную музыку. Самые знаменитые сделаны по Россини: «Сорока-воровка» на музыку увертюры к одноименной опере и «Пульчинелла» на увертюру из опе­ры «Турок в Италии», у них множество международных наград и номи­на­ции на «Оскар». Это совершенно самостоятельные фильмы, не имеющие никакого отношения к сюжетам опер, а скорее обнаруживающие любовь к народ­ному театру — комедии дель арте и кукольному, — его юмору и ярким краскам. В сущности, сюжет там особого значения не имеет, хотя он есть — и развивается очень смешно. Сорока, например, проучила королей и их войска, прискакавшие пострелять птиц, а Пульчинелла драпал то от жены, то от стра­жи. Но на самом деле это прежде всего сама музыка, ожившая в красках и в грубоватом нарядном рисунке-аппликации.

«Человек и его птица»

Режиссер Анатолий Солин. СССР, 1975

Все знают, что София Губайдулина писала музыку ко всем сериям «Маугли» Романа Давыдова, остальное известно меньше. А между тем она была компо­зитором двух фильмов одного из самых интересных и необычных советских режиссеров — Идеи Гараниной: полнометражной «Кошки, которая гуляла сама по себе» (1988), в которой использованы чуть ли не все возмож­ные анимацион­ные техники, и одного из лучших фильмов Гараниной — кукольного «Бала­гана» (1981) по мотивам пьес Гарсиа Лорки «Любовь дона Перлимплина», «Чудесная башмачница» и «Балаганчик дона Кристобаля», который начинается как пло­щадной театр марионеток, а заканчивается высо­кой трагедией с преобразив­ши­мися утонченными куклами.

«Человек и его птица» Анатолия Солина пол­ностью построен на музыке Губайдулиной, в нем нет диалогов. Перед началом фильма, как это требовалось (и как пришлось сделать и в «Стеклянной гармо­нике»), есть объяснение, что речь идет о капитали­стическом обществе — чтобы никто не подумал, что о советском. А потом это меланхолическое и полусюр­реа­листическое кино о том, как постепенно птица превращается в заурядного человека, а человек — в птицу, развивается (причем в большой степени через музыку) как тема страха перед городским обезличи­ванием — синхронным движением, однообразной работой, одинако­выми людьми и неотличимыми зданиями.

«Шкатулка с секретом»

Режиссер Валерий Угаров. СССР, 1976

Имя композитора Владимира Мартынова значится в титрах многих мульт­филь­мов 1970-х годов, но самым известным из них остается «Шкатулка с секретом» — маленькая современная опера по сказке Одоевского «Городок в табакерке». Музыка к этому фильму, исполненная на аналоговом синте­за­торе, относится к ранним электронным экспериментам Мартынова, а сюжет, разворачивающийся на экране, — это скорее хореография странных и эффект­ных персонажей из шкатулки, чем познавательная история о секрете ее устрой­ства: понять по этому балету, как действует механизм, невозможно, да и задачи такой нет. Дополнительную популярность фильму дало то, что дизайн «Шка­тулки с секретом» был сделан в духе снятого в 1968 году британского мульт­фильма Джорджа Даннинга «Желтая подводная лодка» на музыку The Beatles, в тех же ослепительно нарядных цветах, с жестким контуром. Кстати, за три года до «Шкатулки» Угаров уже снимал фильм в подобном дизайне — эпизод «Веселой карусели» «Не про тебя ли этот фильм?» (по стихотворению Михаила Романова). В нем Владимир Мартынов тоже экспериментирует с электроникой, и видно, что здесь опробованы визуальные и музыкальные решения, которые потом будут использованы в «Шкатулке».

«Allegro non troppo»

Режиссер Бруно Боццетто. Италия, 1976

Фрагмент «Славянский танец»

МузыкаАнтонин Дворжак — «Славянский танец», Морис Равель — «Болеро», Ян Сибелиус — «Грустный вальс», и др.

«Allegro non troppo» (это музыкальный термин, означающий «не слишком весело») — итальянский полнометражный фильм, сделанный по принципу мультантологии с игровыми перебивками одновременно как приношение диснеевской «Фантазии» и спор с ней (в фильме много шуток на эту тему). Здесь есть попытка построить сквозной сатирический сюжет: вместо знамени­того оркестра — собранный для съемок фильма оркестр из бедных старушек, самодовольный и безграмотный комментатор, грубый бугай-дирижер, «сво­бод­ный художник», вынутый из тюрьмы. Все это, снятое в черно-белом нео­реалистическом и вместе с тем издевательском духе, перемежают цветные анимационные эпизоды на классическую музыку в несколько карикатурной графике, как всегда у Боццетто: «Грустный вальс» Сибелиуса — о печальном коте, который ходит по развалинам дома и вспоминает прошлую счастливую жизнь; «Болеро» Равеля — шествие странных существ, история эволюции, которая ни к чему хорошему не приводит (забавно видеть в этом фрагменте и будущие фильмы Ивана Максимова, и пародию на самый возвышенный финальный эпизод «Фантазии»); и «Славянский танец» Дворжака — о том, как мизантроп поплатился за свои козни.

«Геометрия кругов» («Geometry of Circles»)

Режиссер Кэтрин Эйсон. США, 1979

Этот маленький абстрактный фильм, изобретательно показывающий детям цвета и геометрические фигуры, был снят для телепередачи «Улица Сезам». Гласс, ставший знаменитым после оперы «Эйнштейн на пляже» 1975 года, написал музыку специально для мультфильма в духе своих композиций этого времени. Фильм показывали не только в анимационных программах, но и на вы­ставках.

«Болеро»

Режиссер Иван Максимов. Россия, 1992

МузыкаМорис Равель — «Болеро»

Свою первую картину, которую Максимов снимал еще на Высших курсах сце­наристов и режиссеров, а в 1992 году заново выпустил в студийном варианте, режиссер в предуведомлении иронически назвал «фильмом повышенной духов­ности». «Болеро» быстро прославился (фильм получил «Золотого медве­дя» на Берлинале и «Нику») и обозначил многое из того, за что все до сих пор ценят работы Максимова: его смешную и сентимен­тальную графику с не впол­не антропоморфными, но очень изобретательно устроен­ными существами, любовь к необычным гэгам, которые тоже следуют из свойств этих существ, и безграничную музыкальность. Музыка и ритм в фильмах Максимова всегда важнее, чем сюжет.

Ну и раз уж речь зашла о «Болеро», нельзя не вспомнить очень смешной эстонский студенческий фильм «Завтрак на траве» (2011), события которого тоже развиваются в ритме равелевского хита. Чтобы по до­стоинству оценить этот сюжет из жизни алкоголиков, надо знать, что фильм студентов — оммаж их профес­сору Прийту Пярну, снявшему перед развалом СССР один из самых сильных и горьких фильмов о судьбе людей искусства в искореженном советском обществе. Фильм тоже назывался «Завтрак на тра­ве» — и, конечно, подразу­мевал, в свою очередь, картину Клода Моне. Таким образом, через эти три картины мы видим постепенное падение уровня участников «завтрака».

«Турецкий марш» («Rondo alla turca»)

Режиссер Витольд Герш. Польша, 1993

МузыкаВольфганг Амадей Моцарт — Турецкий марш

«Воображаемая опера» («Opéra imaginaire»)

Режиссеры Паскаль Рулен, Гийонн Леруа, Джимми Т. Мураками и др., 1993

Фрагмент на тему арии из «Травиаты»

МузыкаДжузеппе Верди — ария «Noi siamo zingarelle» из оперы «Травиата», Жорж Бизе — ария «Au fond du temple saint» из оперы «Искатели жемчуга», и др.

Этот французский телевизионный проект делался явно с оглядкой на диснеев­скую «Фантазию» и итальянское «Allegro non troppo» как музыкальная анто­логия с комментариями-связками. Только на этот раз 12 анимационных фраг­ментов снимались по знаменитым ариям из опер — от «Кармен» Бизе до «Тоски» Пуччини. А комментатором был не живой актер, а нарисованный трехмерный компьютерный герой, напоминающий Паваротти. Для съемки пригласили режиссеров из разных стран, в том числе весьма знаменитых (например, Джимми Т. Мураками), все эпизоды были сделаны в разных мане­рах и разных техниках (компьютерные на сегодняшний взгляд уже не выдер­жи­вают критики). А самым популярным из них стал простодушный и смеш­ной пластилиновый эпизод Гийонн Леруа, никак не соотносящийся с темой арии из «Травиаты» Верди, на кото­рую он был сделан, — шествие кремовых человечков для украшения торта.

«Монах и рыбка» («Le Moine et le Poisson»)

Режиссер Михаэль Дюдок де Вит. Франция, 1994

МузыкаСерж Бассе — по мотивам «La Folia» Арканджело Корелли

Слава пришла к голландцу Михаэлю Дюдок де Виту после того, как он снял в резиденции знаменитой французской студии «Фолимаж» фильм «Монах и рыбка», сразу получивший множество престижных призов, включая номи­нацию на «Оскар» (впрочем, следующий его фильм, «Отец и дочь», собравший урожай наград со всех мировых фестивалей, был еще успешнее). Фильм, нарисованный акварелью и тушью, полный воздуха, с дюдоков­ским ослепи­тель­ным солнцем, резкими тенями и удивительным прыгаю­щим движением героя, рассказывает историю о монахе, решившем поймать рыбку, с юмором и нежностью — как лирическое стихотворение о неуловимой мечте и духовном путешествии. Современная вариация композиции «La Folia» барочного автора Арканджело Корелли поддерживает это ощущение простоты и легкости, добавляя к нему флер старины.

«Севильский цирюльник»

Режиссер Наталья Дабижа. Россия, 1994

МузыкаДжоаккино Россини — опера «Севильский цирюльник»

Анимационный телевизионный цикл «Operavox» был затеян на Би-би-си как международный образовательный проект. Он состоял из шести получасо­вых фильмов по классическим операм, все картины были сделаны разными режис­серами в разных техниках. Одной из самых популярных серий в цикле стал «Севильский цирюльник», снятый Натальей Дабижа на студии «Кристмас Филмз», которая в трудные 1990-е годы выжила главным образом благодаря участию в больших иностранных проектах. Дабижа остроумно использовала ход с театром, где закулисная машинерия разворачивается у нас на глазах и не очень понятно, какие события происходят в реальности, какие в театре, а какие нафантазированы. Все смешано и условно. А художница Нина Виногра­дова придумала чудесных кукол (причем обаятельный Фигаро был сделан явно похожим на Алексея Баталова).

«Волшебная флейта»

Режиссер Валерий Угаров. Россия, 1995

МузыкаВольфганг Амадей Моцарт — опера «Волшебная флейта»

О «Волшебной флейте» Валерия Угарова из того же проекта «Operavox» стоит рассказать отдельно. Это прекрасное кино, полное невероятных фантазий, превращений и той чисто анимационной магии, которая так подходит опере Моцарта. Художником этого фильма, сумевшим соединить тут причудливое и страшное со смешным, был Игорь Олейников, сегодня — знаменитейший книжный иллюстратор. В фильме отдана дань многим искусствам, включая цирк (в персонажах), кино (круглый экран-луна на одеянии Царицы ночи), ну и, конечно, театр, на который нам намекают с первых кадров, а к финалу уже весь волшебный мир превращается в подмостки, соединяя в поклонах злодеев и героев. Опера «Волшебная флейта» — вероятно, из-за своей фантас­тичности — вообще оказалась очень любимой анимацией. Одна из арий была анимирована в проекте «Воображаемая опера», о котором уже шла речь выше; режиссеры Эмануэле Луццати с Джулио Джанини в 1978 году сняли по «Вол­шеб­ной флейте» часовой фильм в том же ярком примитивистском духе, что и их шедевры по Россини. А британская театральная компания «1927», удиви­тельным образом соединяющая анимацию со сценой, поставила несколько лет назад моцартовскую оперу в берлинской «Комише опер». На экране шла фантасмагорическая анимация, сочиненная режиссером Полом Бэрритом, а актеры с ней взаимодействовали.

«Фантазия 2000» («Fantasia 2000»)

Режиссеры Джеймс Элгар, Гаэтан Брицци, Пол Брицци и др. США, 1999

Фрагмент «Карнавал животных»

МузыкаДжордж Гершвин — «Голубая рапсодия», Камиль Сен-Санс — «Карнавал животных», Поль Дюка — «Ученик чародея», и др.

«Адажио»

Режиссер Гарри Бардин. Россия, 2000

МузыкаРемо Джадзотто — Адажио Альбинони

В «Адажио» мэтр отечественной анимации, всегда в фильмах открывающий игровые возможности самых обычных предметов и материалов, работает в своем любимом жанре притчи с условными бумажными куклами, сделан­ными в духе оригами. Противопоставление белого благородного героя и чер­ной обывательской толпы, сначала мажущей и топчущей, а потом прослав­ляющей его, в первую очередь ассоциируется с рассказом о смерти и воскресе­нии Христа, что особенно поддержано возвышенной музыкой Джадзотто. Но определенно в неменьшей мере является гневным высказыва­нием режиссера о постсоветской реальности.

«Петя и волк» («Peter & the Wolf»)

Режиссер Сьюзи Темплтон. Польша, 2006

МузыкаСергей Прокофьев — «Петя и волк»

Новейшая кукольная версия симфонической сказки Сергея Прокофьева 1936 го­­да, снятая британским режиссером Сьюзи Темплтон с польской коман­дой и получившая «Оскар», — пожалуй, самая знаменитая из всех, хотя поста­новок этого сюжета немало, включая две не слишком удачные отечест­венные, тоже кукольные: 1958 года и 1976-го режиссера Анатолия Карановича. И за­бавную рисованную американскую версию из еще одного сборного музы­каль­ного проекта студии Disney — «Make Mine Music» (1946) с собствен­ным комиче­ским комментарием, птичкой Сашей и уткой Соней. Жесткая, невероят­но реа­ли­стическая, со множеством бытовых подробностей, версия Темплтон о ни­щей постперестроечной провинциальной России с мрач­ным одиноким подро­стком Петей, которого бьют гопники, производила сильное впечатление. Судя по отзывам, отечественные зрители несколько обиделись за такой мало­прият­ный взгляд на Россию из-за границы, не думая о том, что у художников поль­ской студии Se-ma-for, на которой снимался фильм, на памяти и перед глазами была такая же советская бедная реальность в Польше.

«Фантазия о мертвом человеке на музыку Бетховена»

Режиссер Мария Литвинова. Россия, 2006

МузыкаЛюдвиг ван Бетховен — Симфония № 7 ля мажор (II часть — Allegretto)

Юная Мария Литвинова, которая теперь стала известным театральным режис­сером и ставит вместе со своим мужем Вячеславом Игнатовым эффектные кукольные и детские спектакли по всей России и за рубежом, сняла этот очень простой мультфильм, еще когда училась во ВГИКе и до диплома было далеко.

«Drux Flux»

Режиссер Теодор Ушев. Канада, 2008

МузыкаАлександр Мосолов — «Завод. Музыка машин»

Канадско-болгарский режиссер и интеллектуал Теодор Ушев снимал «Drux Flux» под впечатлением от книги Герберта Маркузе «Одномерный человек», где исследуется идеология индустриального общества, сделавшего человека одномерным. Ушев использует много архивного материала и современной съемки разрушающихся заводов по всему миру, постепенно превращая свой фильм-коллаж в стремительный поток полуабстрактных образов под мощную музыку 1920-х годов советского авангардного композитора Александра Мосо­лова «Завод. Музыка машин». В противовес идеям Маркузе, в музыке Мосолова есть восхищение урбанизмом и созидающей промышленной силой заводов. И Ушев, поклонник русского музыкального и изобразительного авангарда, используя в «Drux Flux» конструктивистскую пластику и архивные фабричные плакаты, сохраняет в своем фильме это восхищение наравне с критическим взглядом. Хоть и завершает фильм драматически цитатой из Вальтера Бенья­мина: «Только ради отчаявшихся нам дана надежда».

«Роман» («Romance»)

Режиссер Жорж Швицгебель. Канада, Швейцария, 2011

МузыкаСергей Рахманинов — Соната для виолончели и фортепиано

Швейцарский режиссер Жорж Швицгебель всегда снимает фильмы, построен­ные на стремительном и кружащем движении, подчиненном музыке; даже названия его картин связаны с музыкой («Лесной царь» по Шу­берту, «Фуга», «78 оборотов»). «Роман» на музыку Рахманинова расска­зывает историю люб­ви — то ли случившейся, то ли приснившейся — как танец-бег с бесконечной сменой мест и ситуаций, построенный на отражениях и проек­циях. Жизнь героев превращается в картину в музее, в фильм на экране, отражение в зер­кале, вид в окне и так далее и так далее в изысканной и услов­ной хореографии красочных пятен.

«Сергей Прокофьев. Четвертый апельсин»

Режиссер Юлия Титова. Россия, 2011

МузыкаСергей Прокофьев — фрагменты оркестровых и камерных сочинений

Фильм белорусского режиссера Юлии Титовой о Сергее Прокофьеве на его музыку снят в познавательном цикле о композиторах «Сказки старого пиа­ни­но» московской студии «М. И. Р.». В цикле уже снято 13 серий по 13 минут с красивой «сыпучей» заставкой для всех эпизодов. Участвовали в этом проекте режиссеры из разных стран (в частности, британская звезда кукольной анима­ции Барри Первз снял серию о Чайковском).

Кстати, зрители очень любят музыкально-анимационные «сыпучие» шоу на больших экранах, хотя в полной мере их нельзя назвать анимацией, поскольку нет покадровой съемки. Но есть аниматоры, которые мастерски это делают, как, например венгерский режис­сер Ференц Цако в своих песочных картинах (например, по «Временам года» Вивальди).

«Потаенная слеза» («Una furtiva lagrima»)

Режиссер Карло Вогеле. США, 2011

МузыкаГаэтано Доницетти — ария «Una Furtiva Lagrima» из оперы «Любовный напиток»

Карло Вогеле, режиссер, знаменитый своей остроумной предметной анима­цией с самыми разными героями: от носков до со­сисок, снял одну из самых знаменитых арий тенорового репертуара — романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток» в исполнении великого Энрико Карузо — как скорбную предсмертную песнь рыбы на пути от рынка до сковородки. Фильм этот имел огромный фестивальный успех, а Карло рас­сказывал, с какими трудностями ему пришлось столкнуться, снимая картину за рекордные несколько недель: свежая рыба все время протухала и раз­валива­лась, а новую точно такую же найти было непросто.

«Легкий мотив» («Light Motif»)

Режиссер Фредерик Бонпапа. Франция, Великобритания, 2014

МузыкаСтив Райх — «Музыка для 18 музыкантов»

Кажется, музыка Стива Райха своей математической рассчитанностью осо­бен­но провоцирует на анимационные эксперименты, пытающиеся повто­рить ее минималистическую структуру на своем языке. Режиссер Фредерик Бонпапа предлагает использовать опыт синестезии, то есть такого необычного восприя­тия, когда человек невольно дополняет одно качество другим. Напри­мер, звуки он видит цветными или как геометрические фигуры. Так, «Легкий мотив», несколько лет назад взявший много наград (прежде всего на фестива­лях циф­ро­вого искусства), предлагает визуализацию «Музыки для 18 музы­кантов» через цвет, движение предметов и даже архитектуру. И помещает посреди всех этих игр медитирующую обезьянку, отчего фильм перестает восприниматься как чисто абстрактный.

Музыка Райха так и просится для ви­зуализации, и вот еще один пример, эффектно использующий компьютер­ные возможности обра­ботки хореографии, отчего мы видим как бы «эхо» движе­ний: «Choros» Майкла Лангана и Теры Маер. Это явный оммаж канад­скому анимационному револю­ционеру Норману Макларену — его фильму «Па-де-де» 1968 года, когда в кино еще не пользовались цифровыми технологиями.

«Пиф-паф, ой-ой-ой!»

Режиссеры Гарри Бардин, Виталий Песков. СССР, 1980

После рассказа о стольких мультфильмах по операм нельзя не вспомнить эту пародийную картину о театре по рисункам знаменитого карикатуриста Вита­лия Пескова. Собственно классической музыки здесь нет (композитором фи­льма был Максим Дунаевский), но зато здесь в жанре анекдота (а вместе с тем «Театрального романа») рассказывается, как бы выглядел стишок про выбегаю­щего зайчика в драме, оперетте, на детском утреннике, в экспери­мента­ль­ной постановке и, конечно, в опере. Самое удивительное, что почти 40 лет прошло, а пародия остается такой же прозрачной, и объекты ее очевидны.

Бонус для родителей

«Ария» («Aria»)

Режиссер Петр Сапегин. Норвегия, Канада, 2001

МузыкаДжакомо Пуччини — опера «Мадам Баттерфляй»

Петр Сапегин ( московский театральный художник, с 1990-х годов ставший одним из самых известных норвежских анимационных режиссеров) снял «Арию» на сюжет оперы «Мадам Баттерфляй». Это очень сильное куколь­ное кино, по заслугам получившее множество фестивальных наград. Лейтенант Пинкертон, не случайно похожий на пластикового Кена, дарит Чио-Чио-сан патефон с пластинкой, играющей самую знаменитую арию из оперы Пуччини. Тема кукольности — центр фильма, начиная с того, что это парадоксальная интерпретация сюжета «женщина-кукла», где куклой в большей мере оказыва­ется мужчина и все, что к нему относится. О том же и любовная сцена с пла­сти­ковыми, почти бесполыми телами, и американская жена-Барби лейте­нан­та — продукт масс-маркета с машиной, полной разноцветных пупсов-детей. И страш­ный финал, где не желающая быть куклой Чио-Чио-сан, лишившись всего, яростно уничтожает свою кукольную плоть и кости.

Бонус для родителей

«Сатимания» («Satiemania»)

Режиссер Зденко Гаспарович. Югославия, 1978

Музыкасочинения Эрика Сати

Один из лучших музыкальных фильмов в истории анимации снял хорватский режиссер Зденко Гаспарович на музыку Эрика Сати. В 1978 году великая загреб­ская школа еще числилась значимой, хоть и двигалась к закату, и «Сати­­­ма­ния» стала одним из ее главных столпов и главным фильмом Гаспаровича, который свое авторское кино почти не снимал. Лента получила множество призов по всему миру, но главное, что по драматургии и способу рассказа она была новой, в то время так анимацию не снимали. Фильм «Сатимания», как му­зыка, — изменчивый, мгновенно меняющий тему, средства, играющий и с масс­культом, и с классическим искусством. Это свободный рассказ о городе с его фланерами, ресторанами, кино и бесконечно печальными мечтательными женщинами из борделя. Легендарное бурное начало с целой коллекцией похо­док, от которых не оторвешься (а для аниматоров походки — это просто фе­тиш), сменяется замершими зарисовками — как будто вообще без анимации. Гаспарович не сковывает себя не только сюжетом, но и вообще никакими правилами; его кино течет, как вода, куда ему хочется, мысль переска­кивает и возвращается — прихотливо, но осмысленно.

К разговору об этой ленте нельзя не вспомнить недавний фильм самого знаменитого режиссера японской авторской анимации Кодзи Ямамуры «„Парад“ Сати». Он снят по балету «Парад» Эрика Сати и его запискам, а среди героев есть и сам смешной бородатый композитор.

Бонус для родителей

«Карнавал животных» («The Carnival of the Animals»)

Режиссер Михаэла Павлатова. Чехия, 2006

МузыкаКамиль Сен-Санс — «Карнавал животных»

Михаэла Павлатова, одна из самых знаменитых сегодня чешских режиссеров анимации, много снимающая на женские темы, сделала этот остроумный фильм на музыку Сен-Санса о сексуальности всего живого. Рассказ начинается с тревог о пубертатном изменении тела, обольщений, страхов, снов, одиночества и гиперчувственности юности и доходит до триумфа и оргаз­ма всей живой природы вплоть до улиток и пчел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *