Мультимедийные данные что это такое
Мультимедийные данные что это такое
Возможности
Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде.
Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube или Яндекс.Видео, пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.
Мультимедийный Интернет-ресурс – Интернет-ресурс, в котором основная информация представлена в виде мультимедиа. Это современный и очень удобный механизм, который не заменяет собой выполнение классических функций, а дополняет и расширяет спектр услуг и новостей для посетителей.
Для мультимедийных Интернет-ресурсов характерно:
Ресурс этого типа дает возможность быстро сообщать о событиях, которые организуются, демонстрировать обзорный взгляд на сферу, учреждение или творческий коллектив, налаживать обратную связь со своими посетителями, раскрывать цели и материалы, используя современные механизмы представления информации и способствовать узнаванию представленного объекта посредством сети Интернет.
Мультимедийные данные что это такое
30 лет назад мультимедиа ограничивалась пишущей машинкой «Консул», которая не только печатала, но и могла привлечь внимание заснувшего оператора мелодичным треском. Чуть позже компьютеры уменьшились до бытовой аппаратуры, что позволило собирать их в гаражах и комнатах. Нашествие любителей дало новый толчок развития мультимедиа (компьютерный гороскоп 1980 года который при помощи динамика и программируемого таймера синтезировал расплывчатые устные угрозы на каждый день, да еще перемещал по экрану звезды (зачатки анимации)). Примерно в это время появился и сам термин мультимедиа. Скорее всего, он служил ширмой, отгораживавшей лаборатории от взглядов непосвященных («А что это у тебя там звинит».»Да это мультимедиа»).
Критическая масса технологий накапливается. Появляются бластеры, «сидиромы» и другие плоды эволюции, появляется интернет, WWW, микроэлектроника. Человечество переживает информационную революцию. И вот мы становимся свидетелями того как общественная потребность в средствах передачи и отображения информации вызывает к жизни новую технологию, за неимением более корректного термина называя ее мультимедиа. В наши дни — это понятие может полностью заменить компьютер практически в любом контексте.
Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т.д.
Именно этот продукт аккумулировал в себе три основные принципа мультимедиа:
2) Наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенной в содержании продукта информации);
3) Художественный дизайн интерфейса и средств навигации.
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:
· возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);
· возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;
· возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно- исследовательскими или познавательными целями;
· возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
· возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
· возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;
· возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;
· возможность подключения к глобальной сети Internet;
· возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);
· возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);
· возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;
· возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя-гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
· возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.
В качестве носителей мультимедийных продуктов используются средства, способные хранить огромное количество самой разнообразной информации. Как правило, мультимедийные продукты ориентированы либо на компьютерные носители и средства воспроизведения (CD-ROM), либо на специальные телевизионные приставки (СD-i), либо на телекоммуникационные сети и их системы.
Цели применения продуктов, созданных в мультимедиа-технологиях
Основными целями применения продуктов, созданных в мультимедиа технологиях (CD-ROM с записанной на них информацией), являются:
1. Популяризаторская и развлекательная (CD используются в качестве домашних библиотек по искусству или литературе).
2. Научно-просветительская или образовательная (используются в качестве методических пособий).
Пожалуй, широчайшее использование мультимедиа продуктов с этой целью не подвергается сомнению, тем более, что популяризаторство стало ныне некоторым эквивалентом рекламы. К сожалению, многие разработчики подчас не понимают, что простое использование широко известного носителя (CD-ROMa) и программного обеспечения еще не обеспечивают действительно мультимедийный характер продукта. Тем не менее, приходится признать, что «разноцветье» представленных работ является отражением существующего общественного сознания в гуманитарных областях.
Научно-просветительская или образовательная цель
Использование мультимедиа продуктов с этой целью идет по двум направлениям:
1. Отбор путем чрезвычайно строгого анализа из уже имеющихся рыночных продуктов тех, которые могут быть использованы в рамках соответствующих курсов. Как показывает практика, задача отбора чрезвычайно сложна, поскольку лишь немногие готовые продукты могут соответствовать тематике преподаваемых курсов и тем высоким требованиям к достоверности, репрезентативности и полноте материала, которые, как правило, предъявляются преподавателями. Это связано с тем, что в создании продуктов не принимают участие специалисты-«предметники», обладающие необходимыми знаниями в представляемой области. А те немногие авторы, которые пытаются работать совместно с техническим персоналом над созданием подобных мультимедийных продуктов, плохо знают специфику этого компьютерного жанра и психологию восприятия информации, представленной на экране компьютера.
2. Разработка мультимедийного продукта преподавателями в соответствии с целями и задачами учебных курсов и дисциплин.
Мультимедийные данные что это такое
Понятие о мультимедийных данных и их обработке
Занятие 1
Раздел 1
Мультимедиа, мультимедийные данные
Мультимедийными данными называют данные, для представления которых используют разные способы и которые человек воспринимает одновременно несколькими органами чувств.
Когда говорят о программах обработки мультимедийных данных, то чаще всего под ними понимают программы, которые обрабатывают звуковые и видеоданные.
Мультимедийные данные объединяют текст, изображения, звук, видео, анимацию, интерактивные возможности (использование гиперссылок). Во время обработки таких данных с помощью компьютера используются различные форматы.
I. Форматы файлов звукозаписи и видеофайлов
Тип (формат) файла определяет структуру данных в файле и способы кодирования.
Аудио-формат
Существуют такие наиболее распространенные форматы звукозаписи:
Аудиоформат
Полное название формата
Особенности формата
Musical
Instrument Digital
Interface
В отличие от других аудиоформатов, представляет собой не оцифрованный звук, а наборы указаний (инструмент, ноты, проигрываемых значения параметров звука и т.п.), могут воспроизводиться по-разному в зависимости от устройства воспроизведения. Позволяет обмениваться данными между музыкальными инструментами, синтезаторами и компьютерами
WAV
Waveform audio format (от англ.wave-волна)
Используется в операционной системе Windows. Аудио-формат без использования сжатия. Точно передает звук, но занимает значительный объем на диске
MP3
MPEG Layer 3
WMA
Windows Media Audio
Разработанный компанией Microsoft как альтернатива MP3. Степень сжатия данных и качество звука почти аналогичная формату MP3, но имеет некоторые преимущества и недостатки. Новые версии формата предусматривают кодирования без потери качества, многоканальное кодирование объемного звука и кодирования голоса
AAC
Advanced Audio Coding
Во время кодирования значительно уменьшается объем данных, необходимых для передачи высококачественного цифрового аудио. В этом формате происходит меньше потеря качества, чем в MP3, при одинаковых объемов данных
Видео-формат
Форматы видео является медиа-контейнерами, то есть:
Медиа-контейнер не только дает возможность хранить аудио- и видеозаписи, но и обеспечивает синхронизацию аудио- и видео- потоков при воспроизведении.
Сжатия, как правило, происходит с потерями качества.
Различные медиа-контейнеры могут поддерживать различные кодеки: DivX, XviD, MJPEG, VC-1 и др.
Видео может быть сохранено на различных носителях. Как правило, видео высокого качества имеет значительный объем.
Полное название формата
AVI
Audio-Video Interleaved
MPEG
Motion Picture Experts Group
MOV
QuickTime Movie
WMV
Windows Media Video
3GP
3rd Generation (mobile) Phone
FLV
Flash Video
Real Media
Форматы записи видео на носители.
1. Форматы дисков
Современные диски чаще всего попадают в одну из двух категорий – CD или DVD. Обе категории основаны на одном принципе записи и в то же время отличаются друг от друга объемом записанной на них информации и другими техническими характеристиками.
Аббревиатура CD расшифровывается как Compact Disk – компактный диск (компакт-диск).
Аббревиатура DVD сначала означала Digital Video Disk – цифровой видеодиск, но впоследствии стала расшифровываться как Digital Versatile Disk – цифровой универсальный диск.
Основное сходство заключается в том, что они лазерные. Информация на них записывается на спиралевидную дорожку
При этом каждый бит информации на дорожке хранится в виде питов – небольших пятен, или углублений на рабочем слое, и лэндов – равных, нетронутых участков слоя. При считывании луч лазера попадает на питы и лэнды, после чего отражается в приемное устройство, фиксирующее результат чтения. Физический размер самих дисков один и тот же – диаметр CD и DVD составляет 12 см.
В последнее время на рынке появилось новое поколение оптических дисков – Blu-ray и HD DVD (High-Definition DVD – DVD высокого разрешения)
Обычные технологии DVD и CD используют красный и инфракрасный лазеры с длиной волны 650 нм и 780 нм соответственно. В технологии Blu-ray для чтения и записи используется синефиолетовий лазер с длиной волны 405 нм. Такое уменьшение позволило сузить дорожку почти вдвое по сравнению с обычным DVD-диском (до 0,32 мкм) и увеличить плотность записи даннях
Форматы данных на диске
Диски содержат информацию в виде записей, имеющих определенную структуру, или, как иногда говорят, формат. В зоны данных дисков может записываться самая разнообразная информация. Для большинства пользователей компьютеров наибольший интерес представляют аудиодиски с музыкой, диски с какими-то данными и видеодиски с фильмами. Вся полезная информация, хранимая на дисках, записывается на них в определенном формате, чтобы устройства воспроизведения (проигрыватели дисков) могли правильно прочитать и воспроизвести информацию, например, показать вам фильм на DVD.
В связи с тем что большинство аудио- и видеоданных сжимаются с использованием разнообразных алгоритмов, для их воспроизведения нужно применять специальные программы — кодировщики/декодировщики, или кодеки. Кодеки входят в состав программ-проигрывателей аудио- или видеофайлов, а также могут выпускаться как дополнительный набор программ, например K-Lite Codec.
II. Программное обеспечение для обработки мультимедийных данных
Когда говорят о программах обработки мультимедийных данных, то чаще всего под ними понимают программы, которые обрабатывают звуковые и видеоданные.
Классификация программ для обработки звуковых и видеоданных по назначению представлена на рисунке.
Большинство мультимедийных проигрывателей может воспроизводить и видео, и звуковые данные;
Как правило, эти устройства обеспечивают ввод звука и видео, но не имеют функций для их сохранения в виде звуковых и видеофайлов определенных форматов.
2. Программы записи (захвата). Специальные программы, предназначенные для сохранения звуковых и видеоданных, которые вводятся с указанных устройств записи (захвата) звука и видео. Их еще называют грабберами (англ. grabber — тот, кто захватывает, хапуга). Эти программы во время воспроизведения, например, видеофильма с DVD-проигрывателя одновременно осуществляют перекодирование данных и их запись в видеофайл выбранного пользователем формата.
Примерами программ для захвата звука являются:
AML Easy Audio Recorder и др.
Звукозапись→ стандартная программа ОС Windows.
Пуск/Все программы/Стандартные/Развлечение/Звукозапись
Программа «Звукозапись» предназначена для записи, смешивания, воспроизведения и редактирования звукозаписей. Кроме этого, программа звукозаписи позволяет связывать звуки с другим документом или вставлять их в него. Изменение несжатой звукозаписи может выполняться следующими способами:
добавление звуков в файл; | удаление части звукозаписи; |
изменение скорости воспроизведения; | изменение громкости воспроизведения; |
изменение направления воспроизведения; | изменение или преобразование типов звукозаписей; |
изменение направления воспроизведения; |
Примечания
Для записи звуков к компьютеру следует подключить микрофон.
Записанные звуки сохраняются в формате звукозаписи (WAV).
Программы для захвата видео:
3. Программы конвертации файлов. В связи с большим количеством разнообразных форматов аудио- и видеофайлов пользователям часто приходится выполнять перекодирование этих файлов в форматы, которые могут быть воспроизведены на тех или иных технических устройствах или теми или иными программами.
Для перекодирования файлов из одного формата в другой предназначены программы конвертации файлов, такие как:
• вставка, удаление, копирование, изменение длительности аудио- или видеофрагментов, объединение нескольких фрагментов, вставка текстовых и графических объектов, синхронизация звука и видео и т. п.
Музыкальными редакторами являются такие программы:
•Anvil Studio,
•ALO Audio Editor,
•AKRAM Audio Editor и др.
• стандартная программа Windows Movie Maker,
•Xilisoft Video Editor,
•VideoMach и др.
5. Музыкальные и видео- студии имеют приблизительно такое же назначение,что и редакторы, однако имеют расширенный набор функций и используются в профессиональной деятельности на студиях звукозаписи, кино- и анимационных студиях для создания звукозаписей, аудио- и видеокомпозиций, анимации, кино- и видеофильмов, рекламных роликов, видеоклипов и т. п (например: Steinberg Cubase, Adobe Premiere Pro).
Мультимедиа
Основные составляющие мультимедиа:
Мультимедиа — взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Например, в одном объекте-контейнере (англ. container ) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.
Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были Компакт-диски). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст. [1]
Содержание
Классификация
Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное.
Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод.
Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».
В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный(интерактивный) способ подачи информации…
Возможности
Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде.
Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube или Яндекс.Видео, пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.
Мультимедийный Интернет-ресурс – Интернет-ресурс, в котором основная информация представлена в виде мультимедиа. Это современный и очень удобный механизм, который не заменяет собой выполнение классических функций, а дополняет и расширяет спектр услуг и новостей для посетителей.
Для мультимедийных Интернет-ресурсов характерно:
Ресурс этого типа дает возможность быстро сообщать о событиях, которые организуется, демонстрировать обзорный взгляд на сферу, учреждение или творческий коллектив, налаживать обратную связь со своими посетителями, раскрывать цели и материалы, используя современные механизмы представления информации и способствовать узнаванию представленного объекта посредством сети Интернет.
Использование
Мультимедиа находит своё применение в различных областях, включая, но этим не ограниченными, рекламу, искусство, образование, индустрию развлечений, технику, медицину, математику, бизнес, научные исследования и пространственно-временные приложения (см. Банерджи & Гош, 2010г.). Далее приводится лишь часть примеров.
В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов (популярное название CBTS) и справочников, таких как энциклопедии и сборники. CBT позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Edutainment – неофициальный термин, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные развлечения. Теория обучения за последнее десятилетие была значительно развита в связи с появлением мультимедиа. Выделилось несколько направлений исследований, такие как теория когнитивной нагрузки, мультимедийное обучение и другие. Возможности для обучения и воспитания почти бесконечны. Идея медиа-конвергенции также становится одним из важнейших факторов в сфере образования, особенно в сфере высшего образования. Определяемая как отдельные технологии, такие как голосовые (и функции телефонии), базы данных (и производные приложения), видео-технологии, которые сейчас совместно используют ресурсы и взаимодействуют друг с другом, синергетически создавая новые оперативности, медиа-конвергенция – это стремительно меняющийся учебный курс дисциплин, преподаваемых в университетах по всему миру. Кроме того, она меняет наличие, или отсутствие таковой, работы, требующей этих “подкованных” технологических навыков. Газетные компании также пытаются охватить новый феномен путём внедрения его практик в свою работу. И пока одни медленно приходят в себя, другие крупные газеты, такие как The New York Times, USA Today и The Washington Post создают прецедент для позиционирования газетной индустрии в глобализованном мире.
Разработчики программного обеспечения могут использовать мультимедиа в компьютерных симуляторах чего угодно: от развлечения до обучения, например: военного или производственного обучения. Мультимедиа для программных интерфейсов часто создаётся как коллаборация между креативными профессионалами и разработчиками программного обеспечения.
В промышленном секторе мультимедиа используют как способ презентации информации для акционеров, руководства и коллег. Мультимедиа также полезно в организации обучения персонала, рекламы и продаж продукта по всему миру посредством фактически неограниченных веб-технологий.
Математические и научные исследования
В математических и научных исследованиях мультимедиа в основном используется для моделирования и симуляции.Например: учёный может взглянуть на молекулярную модель какого-либо вещества и манипулировать ею с тем, чтобы получить другое вещество. Образцовые исследования можно найти в журналах, таких как Journal of Multimedia.
Врачи также могут получить подготовку с помощью виртуальных операций или симуляторов человеческого тела, поражённого болезнью, распространённой вирусами и бактериями, таким образом пытаясь разработать методики её предотвращения.