Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами

Что такое ГЧП. Объясняем простыми словами

В результате такого сотрудничества государство получает функционирующий объект (дорога, школа, электростанция), а предприниматели зарабатывают средства на строительстве и/или последующей эксплуатации объекта.

Первый пример ГЧП в современной России — строительство станции аэрации в московском Южном Бутове в 1998 году немецкой фирмой SHW Holter Wassertechnik. Построенная станция больше 12 лет была в собственности компании, которая получала средства за её эксплуатацию. А потом станцию передали городу.

Также существуют муниципально-частные партнёрства (МЧП): муниципальные образования проводят открытый конкурс на выбор инвестора.​ ГЧП и МЧП отличаются только масштабами.​

Пример употребления на «Секрете»

«Чтобы удержать людей на Дальнем Востоке и в северных регионах, нужно обеспечить им качественные условия жизни. А это означает серьёзные бюджетные вложения в социальную и коммунальную сферы. Конечно, часть может осуществляться на принципах государственно-частного партнёрства. Но всё равно в этом партнёрстве финансовая нагрузка на государство неизбежно будет высокой, так как в этих регионах дорого любое строительство, а рыночный спрос на услуги — не очень большой».

(Руководитель Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП Моисей Фурщик — о том, как должна развиваться Россия.)

Нюансы

Государственно-частное партнёрство регламентируют два федеральных закона:

Формы ГЧП:

Соглашение о ГЧП защищает вложения инвестора: оно гарантирует возврат денег. Более того, в этом документе прописывают норму доходности. Если она ниже установленного уровня, государство компенсирует разницу.

Концессия — более рискованная для бизнеса форма сотрудничества. Чтобы вернуть деньги, у инвестора есть определённый срок — период действия соглашения. Вложения должны окупиться за счёт взимаемой с пользователей объекта платы.

Главная сфера, где используется государственно-частное партнёрство, — инфраструктура. Это могут быть:

Цифры

Больше всего концессий заключают в коммунально-энергетической сфере (90%). На социальную сферу приходится 7% и всего 3% — на транспортную.

В Москве реализуются по договорам ГЧП более 50 проектов в различных отраслях:​

Источник

Простыми словами о государственно-частном партнерстве (ГЧП): понятие, плюсы и минусы, история и примеры партнёрства

Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Смотреть фото Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Смотреть картинку Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Картинка про Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Фото Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами

Что действительно из себя представляет ГЧП? Какими плюсами и минусами эта форма партнёрства обладает? Эксперты нашего издания в этом материале доступно рассказывают обо всех ключевых нюансах государственно-частного партнерства.

Что такое ГЧП?

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма сотрудничества государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания инфраструктуры или оказания услуг населению.

ГЧП — эффективный инструмент для создания и обновления инфраструктуры, отсутствие и неудовлетворительное состояние которой влияет на уровень жизни граждан и препятствует успешному экономическому развитию.

Многие сферы (транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ) в России активно развиваются благодаря ГЧП. Широкое внедрение ГЧП связано с необходимостью привлечения инвестиций в проекты, для реализации которых не всегда бывает достаточно бюджетных средств, а также с необходимостью привлекать к реализации инфраструктурных проектов частные компании, которые будут участвовать не только в стадии строительства, но и будут ответственными за весь жизненный цикл объекта инфраструктуры.

Когда появилось ГЧП в мире и как оно работает в других странах?

Впервые термин «ГЧП» упоминался в США в начале 20 века, однако его значение не совсем соответствует современному определению. Под ГЧП понималось прежде всего совместное государственное и частное финансирование образовательных программ. В середине 20 века сфера взаимодействия публичных и частных партнеров стала шире. Впоследствии институт ГЧП приобрел современный облик и позволил государствам реализовывать проекты по созданию и обновлению инфраструктуры.

Российский рынок концессий и ГЧП стал формироваться немного позднее, чем во многих других странах. Например, в Индии и Германии это происходило с начала 2000-х годов, а в Великобритании, Канаде и Австралии – еще в 1990-х.

Принято считать, что современное очертание ГЧП появилось в Великобритании в 1992 году – благодаря программе Private Finance Initiative (PFI, дословно – «инициатива по частному финансированию»). Основной задачей было снизить издержки бюджета. Позже на первом плане оказался другой принцип – эффективность. За несколько лет до появления программы PFI похожую концепцию опробовали австралийцы. Именно эти государства – Великобритания и Австралия – к настоящему времени используют ГЧП наиболее активно.

Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Смотреть фото Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Смотреть картинку Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Картинка про Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Фото Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами

Франция также активно реализует проекты ГЧП для создания и обновления инфраструктуры. Например, всем известная Эйфелева башня тоже связана с ГЧП. В 2005 году компания SETE (la Société d’Exploitation de la Tour Eiffel) заключила контракт с мэрией Парижа для изменения внешнего вида Эйфелевой башни и ее обслуживания. Прибыль по этому проекту за первые четыре года реализации значительно увеличилась и составила €65,7 млн.

В целом наличие или отсутствие проектов ГЧП в той или иной стране зависит от двух основных факторов. Первый – заинтересованность государства в развитии этого инструмента, второй – экономическая ситуация. Если наблюдается профицит бюджета, строить и развивать инфраструктуру зачастую можно и за бюджетные деньги без участия инвесторов. Однако профицит бюджета – скорее исключение из общего правила.

В мире есть разные модели ГЧП и особенности их использования в тех или иных государствах. Например, в Австралии доминируют региональные проекты: у каждого штата собственная политика. Самая распространенная схема – это модель Design, Build, Finance and Operate (DBFO, дословно – «проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация»). Российское законодательство о концессиях и ГЧП предусматривает реализацию проектов на основании модели BTO (Build — Transfer — Operate), либо BOT (Build — Operate — Transfer), либо BOO (Build — Own — Operate), когда на основании соглашения о ГЧП собственность остается у частного партнера. Модель BTO и BOT предполагает строительство и эксплуатацию объекта инвестором с передачей его в собственность государству (в случае концессий собственность передается сразу после создания объекта, в случае соглашений о ГЧП — обычно по окончании соглашения).

Становление ГЧП в России имеет свои отличительные черты в силу определенных исторических и социально-экономических предпосылок.

Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Смотреть фото Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Смотреть картинку Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Картинка про Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Фото Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами

Открытие железной дороги между Петербургом и Царским Селом, июль 1837

Отголоски этого механизма появились в отечественном государственном управлении еще в конце 19 века. Один из первых крупных концессионных проектов по строительству железнодорожной ветки из Петербурга в Царское Село был запущен при Николае I: государство в целях реализации проекта обеспечило инвестора земельным участком и соответствующими гарантиями. Похожим образом функционируют проекты ГЧП и сегодня: по действующему законодательству публичный партнер принимает на себя обязательства по предоставлению земельного участка и определенных гарантий для частного партнера.

Существует позиция о том, что в качестве отправной точки развития ГЧП в современной России можно считать 2004 год, когда утвердили и сформировали Совет по конкурентоспособности при Председателе Правительства РФ. К числу задач данного органа относилось налаживание сотрудничества органов власти и бизнес-сообщества. Аналогичные консультативные органы стали формироваться в министерствах и ведомствах, в том числе в субъектах РФ. Уже впоследствии подготовили законодательную базу для основных моделей проектного сотрудничества государства и бизнеса (закон № 115-ФЗ о концессионных соглашениях и закон № 224-ФЗ о ГЧП). В настоящее время наиболее распространенной формой ГЧП, основанной на принципах взаимного распределения рисков, софинансирования капитальных и операционных затрат со стороны инвестора, а также повышения качества оказываемых услуг является именно концессия. По данным Минэкономразвития РФ, в период с 2005 по 2020 год в России заключено более 3 000 концессионных соглашений.

Плюсы и минусы

Основной плюс ГЧП состоит в том, что результаты сотрудничества государства и бизнеса может увидеть и ощутить на себе каждый. Мы ежедневно пользуемся услугами в сфере транспорта, здравоохранения, образования и других областях. Качество инфраструктуры так или иначе влияет на нашу жизнь, поэтому постоянное обновление старых и создание новых объектов – залог успешного развития страны. Специфика ГЧП позволяет государству получить готовый объект в собственность при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно пользоваться компетенцией и опытом частной стороны. К тому же проект ГЧП предполагает эксплуатацию инвестором инфраструктурного объекта и оказание им соответствующих услуг населению с применением современных методов и технологий, что зачастую менее эффективно в случае выполнения этих задач самим государством.

При нехватке бюджетных средств государство получает готовый для использования объект в кратчайшие сроки. Более того, отсутствует необходимость в проведении отдельных тендерных процедур для каждого этапа проекта: проектирования, строительства, эксплуатации. Вместо этого отбор частного партнёра или концессионера производится один раз на весь срок проекта.

Минусов у ГЧП практически нет, можно отметить лишь один нюанс: инфраструктура – это территория преимущественно больших и длинных денег. В связи с этим подготовка и согласование проектов ГЧП может длиться не один год. Некоторые инфраструктурные проекты находятся на согласовании государственных органов годами и из-за этого в ходе подготовки могут изменить свою юридическую конструкцию (например, с проекта ГЧП на госзаказ).

Таким образом, вектор развития ГЧП зависит от нескольких составляющих: наличия качественных институциональных механизмов, сильных стратегических инвесторов-предпринимателей и потенциала государственного сектора. По мнению большинства участников рынка, тормозит развитие ГЧП в России не отсутствие потенциальных инвесторов и даже не отсутствие совершенного законодательства. Главная причина застоя отрасли – консерватизм некоторых чиновников.

Критика ГЧП

ГЧП периодически подвергается критике со стороны ФАС. Антимонопольные органы пытаются признать «скрытыми» госзакупками некоторые концессионные соглашения по необоснованным причинам. Об этом мы уже рассказывали ранее.

Также к инструментам ГЧП скептически относятся отдельные представители государственных органов в регионах. Они не видят существенной разницы между реализацией проекта по механизму ГЧП и посредством госзаказа. Некоторые чиновники для создания инфраструктурных объектов выбирают второй путь, поэтому в субъектах до сих пор присутствует нехватка современных больниц, школ, дорог, аэропортов и др.

Самые яркие примеры ГЧП в России

ГЧП в России является достаточно молодым институтом, но за время его существования инфраструктурный рынок стал свидетелем ряда крупных и значимых в масштабах всей страны проектов. Они оказали влияние на развитие отечественной инфраструктуры и потребовали применения новых подходов к структурированию и финансированию сделок. Самые капиталоемкие и во многом определяющие вектор развития ГЧП – транспортные проекты (преимущественно авто- и железнодорожные).

Крупнейшее на сегодня концессионное соглашение заключено в 2018 году по строительству железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино на 192,4 млрд руб. Второе место по стоимости проекта занимает строительство автодорожного обхода Тольятти с мостом через Волгу за 120,8 млрд руб. Замыкает тройку крупнейших другой железнодорожный проект – по созданию линии Обская – Салехард – Надым Северного широтного хода стоимостью 113 млрд руб.

Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Смотреть фото Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Смотреть картинку Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Картинка про Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами. Фото Муниципальное частное партнерство что это такое простыми словами

Автодорожный обход Тольятти с мостом через Волгу

Указанные концессии и еще несколько из числа самых масштабных запущены в порядке частной инициативы по предложению инвестора, в то время как в других странах инициатива запуска таких проектов чаще исходит от публичной стороны.

Проекты в транспортной сфере доминируют не только в российской практике. Например, среди крупнейших сделок США также преобладают проекты по строительству и реконструкции дорог. Это происходит в силу капиталоемкости и особой значимости транспортных проектов для развития инфраструктуры страны в целом. Будучи не столь распространенными, как, например, проекты ГЧП в коммунальной сфере, они во многом формируют облик отечественного рынка.

Перспективные направления в сфере ГЧП

Одним из перспективных направлений в сфере ГЧП является область информационных технологий. Пока в России в сфере ИТ реализуется единственный проект на основании соглашения о ГЧП. Он связан с созданием системы цифровой маркировки товаров.

Запуск «цифровых» концессий и соглашений о ГЧП – одно из будущих направлений развития инфраструктурного рынка. Сейчас в этой сфере запланированы как минимум две крупные инициативы: по созданию федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК, ориентировочная стоимость проекта – 63 млрд руб.) и системы мониторинга санкционных грузов.

Также особый интерес вызывают проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта в систему здравоохранения. Их реализация позволит вывести медицину в России на новый уровень.

К сожалению, текущее снижение экономической активности из‑за пандемии и падения цен на нефть приведет к сокращению количества и объема запускаемых инфраструктурных проектов в среднесрочной перспективе. Но это не повод способствовать стагнации отрасли. Наоборот, партнерство государства и бизнеса сейчас – та самая «вакцина», которая сможет помочь экономике восстановиться и выйти на качественно иной уровень. Бизнес будет активно способствовать выходу страны из кризиса, поэтому должны быть созданы условия для успешного развития сферы ГЧП. Она нуждается в постоянном обновлении и в совершенствовании нормативной базы. Открытость, гибкость и еще раз гибкость в отношениях сторон ГЧП – главный принцип законотворческой деятельности. Законодательство должно открывать для обеих сторон (государства и бизнеса) возможность достичь условий, которые были бы им максимально выгодны. Тогда можно говорить о ГЧП и его положительных результатах.

Партнёрство государства и бизнеса сейчас – это в первую очередь колоссальная экономия ресурсов (времени и бюджета) для публичной стороны. ГЧП для инвестора – гарантия того, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе.

Источник

Муниципально-частное партнерство в решении задач муниципального развития

Экономические науки

Похожие материалы

Совсем недавно в Российской Федерации не было конкретного термина муниципально-частного партнерства. Его суть определялась в основном возможностями определенного региона, в котором имели место такие проекты МЧП. Однако, сейчас можно вполне точно охарактеризовать данное понятие.

Муниципально-частное партнёрство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [3].

Иными словами, муниципальное частное партнерство — это взаимоотношения частного бизнеса и муниципальных образований, в рамках которых происходит софинансирование проектов первой стороной и устанавливаются соответствующие обязательства для второй стороны. Практика показывает, что в РФ данные отношения носят инвестиционный характер.

Сегодня муниципально-частное партнерство — одно из важнейших условий успеха в развитии территорий и бизнес-дел. Безусловно, в подавляющем большинстве проектов инициатором выступают сами муниципалитеты в виду невозможности их самостоятельной реализации. Следовательно, они должны уделять большое внимание условиям сотрудничества с частными партнерами для максимально взаимовыгодной и плодотворной работы, ведь в противном случае это может сказаться на качестве товаров и услуг, предоставляемых населению.

Яркий пример удачной реализации такого партнерства — проект «Концессия в области здравоохранения» в городе Казань. Данная программа обеспечивает общедоступность медицинский услуг, в том числе и высокотехнологичных. Без затрат из бюджета муниципалитета было заменено все старое оборудование за счет частного инвестора, которому на срок 10 лет был передан центр планирования семьи и репродукции. [4]

Безусловно, для частных инвесторов с большим потенциалом всегда более выгодны и интересны высокие уровни реализации проектов, например, республиканский. Однако, в Республике Карелия, например, успешно протекают программы в рамках МЧП по снабжению очистными канализационными сооружениями двадцати двух муниципалитетов.

Во многих городах России востребованным и выгодным для каждой из сторон стал проект «Билдинг-сад» среди дошкольных образовательных учреждений. «Билдинг-сад» — это мини-садики в жилых домах. Этот проект дает возможность гражданам отдавать детей в сады без очередей, что выгодно и для населения, и для муниципальных образований. Более того, это решает проблему времени в пути, ведь сады находятся в шаговой доступности. Затраты на обеспечение детей инвесторам частично возвращают муниципалитеты. Проект успешно реализуется в г. Самара, г. Ханты-Мансийск. [4]

Довольно результативно и качественно администрация Новгородского муниципального района взаимодействует с местными предпринимателям, которые занимаются производством продуктов питания. Предприниматели берут на себя обязательства реализовывать произведенную продукцию с наименьшей наценкой к отпускной цене, взамен на это им предлагаются площадки рыночного типа, либо в торговых центрах для продажи производимых ими товаров — в основном, это хлебобулочные изделия, в периферии еще и молочная продукция.

Итоги исследования теории и практики осуществления проектов муниципально-частного партнерства на территориях различных муниципалитетов Российской Федерации показывают, что для успешного финансирования этих проектов нужны как объективные, так и субъективные обстоятельства. Объективными можно считать имеющееся положение экономики МО, а также географический фактор. Субъективными — действия органов местного самоуправления по выявлению инвестиционного потенциала.

Муниципальные образования сталкиваются с различными трудностями в привлечении частного капитала в проекты, выгодные для самих образований. К самым очевидным можно отнести немалую стоимость подготовительного этапа проектов, а также «долгие деньги», не всегда выгодные для частных партнеров. Отсутствие достаточного количества средств заставляет инвесторов отказываться от «затяжных» проектов в пользу заманчивых быстроокупаемых проектов. К ним относятся проекты в нише информационных технологий и фото-видеофиксация в транспортной сфере, также некоторые участки сферы медицины. Довольно часто МО сталкиваются с некомпетентностью и отсутствием должного опыта у фирм и компаний.

Для чего нужно развитие муниципально-частных программ в России сегодня? Во многом для улучшения процесса оказания государственных и муниципальных услуг гражданам путем совершенствования и новой постройки объектов инфраструктуры в различных сферах.

На данный момент более 50% проектов в фазе запуска в сфере коммунальных услуг. Необходимо отметить, что такой вид муниципально-частного партнерства как концессионное соглашение является одним из самых востребованных, когда право эксплуатации какого-либо объекта передается инвесторам на оговоренный срок.

В Российской Федерации муниципалитеты прилагают много усилий для качественной и плодотворной работы в области МЧП. Наблюдается положительная динамика развития взаимоотношений между МО и частными предприятиями. Однако, нельзя сказать, что Россия может быть довольна числом успешно реализованных программ, ведь на данный момент не везде органы власти могут в полном объеме обеспечить партнерам выгодные условия, а сами партнеры не всегда готовы и имеют возможность исполнять возложенные обязательства качественно и стабильно. Остается лишь надеяться, что в скором времени ситуация в области МЧП изменится в лучшую сторону.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

«Глава местной администрации», 2011, N 12

Статья посвящена исследованию института муниципально-частного партнерства. Предложен перечень сфер, в которых оно может быть создано, и вопросов местного значения, которые могут быть успешно решены с использованием данного инструмента. Анализируются основные направления взаимодействия органов местного самоуправления с градообразующими предприятиями в условиях кризиса.

Термины «социальная ответственность бизнеса», «корпоративная социальная ответственность», «государственно-частное партнерство» находятся сегодня в центре научных исследований и повседневной практики. Организация эффективного взаимодействия государственной власти и бизнеса, создание механизмов государственно-частного партнерства рассматриваются как одни из ключевых условий обеспечения социальной стабильности и развития общества.

Таблица 1. Сферы государственно-частного и муниципально-частного партнерства

Под муниципально-частным партнерством мы будем понимать совместное и взаимовыгодное участие муниципальной власти и бизнеса в решении проблем социально-экономического развития территории муниципального образования.

Под социальной ответственностью бизнеса или корпоративной социальной ответственностью применительно к муниципальному уровню мы будем понимать обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие различных сфер жизни города, принятое сверх того, что требует закон.

Повышая заработную плату своим работникам, социально ответственные предприятия способствуют пополнению местного бюджета через подоходный налог. Создавая или сохраняя рабочие места, предприятия способствуют социальной стабильности на территории. Со своей стороны, муниципальная власть создает для предприятий благоприятную институциональную среду, способствуя их адаптации к местным условиям. Она максимально содействует предприятиям в получении земельных участков, доступе к местным природным ресурсам, подсоединении к инженерным и транспортным коммуникациям, выкупе муниципальных нежилых помещений, обеспечивает максимальное снижение бюрократических преград и упрощение процедур получения разрешительной и согласовывающей документации и т.д.

Гораздо более сложной является проблема взаимодействия муниципальной власти с крупным бизнесом. Продукция градообразующих предприятий в основной своей части реализуется не в городе, а за его пределами. Многие такие предприятия имеют общегосударственное значение. Поэтому их главным партнером в системе органов публичной власти является государство в лице региональных, а в отдельных случаях и федеральных органов. Никаких полномочий по нормативно-правовому или экономическому воздействию органов местного самоуправления на крупный бизнес, функционирующий на территории муниципального образования, в российском законодательстве не предусмотрено. Если в предыдущей редакции Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была запись о том, что органы местного самоуправления «вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории», то в редакции Федерального закона N 131-ФЗ эта запись исчезла. Налоговая система РФ не предусматривает зачисление в местные бюджеты даже долей каких-либо налогов, связанных с деятельностью крупных предприятий: налоги на прибыль, на имущество предприятий, на добавленную стоимость. Тем самым у муниципальной власти отсутствуют механизмы воздействия на крупный бизнес, и все здесь зависит от доброй воли руководителей предприятий.

При наличии такой воли градообразующие предприятия могут вносить существенный вклад в развитие городов. В рамках МЧП предприятия могут строить жилье для своих работников, приобретать для муниципалитета подвижной состав городского транспорта, задействованный на перевозке пассажиров от ворот предприятия до жилых массивов, содержать дома и дворцы культуры, поддерживать спортивные коллективы городов и т.д. Особую значимость деятельность крупных, градообразующих предприятий имеет для моногородов, когда судьба города целиком зависит от состояния экономики и финансов на одном-двух градообразующих предприятиях. В условиях кризиса государству приходится принимать чрезвычайные меры по спасению многих моногородов. Уже предложено разделение их на перспективные (имеющие шансы на возрождение) и депрессивные. Признано, что некоторые моногорода придется закрывать, а их жителей расселять. В значительной мере такая ситуация явилась следствием политики советского государства.

Рассмотрим возможности организации МЧП в рамках перечня вопросов местного значения, перечисленных в Федеральном законе N 131-ФЗ. В условиях экономического кризиса на городские власти лег ряд дополнительных функций, открылись новые сферы взаимодействия органов местного самоуправления и градообразующих предприятий.

Некоторые субъекты РФ разработали региональные нормативно-правовые акты о государственно-частном партнерстве, отдельные положения которых регулируют организацию муниципально-частного партнерства. К таким субъектам относятся: Республика Алтай, Иркутская область, Московская область, Томская область и др.

Со своей стороны, некоторые органы местного самоуправления пытаются подвести под муниципально-частное партнерство свою правовую базу путем разработки и принятия местных нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношение органов местного самоуправления и местного бизнеса. Так, в Улан-Удэ в 2007 г. было утверждено положение «О муниципально-частном партнерстве в городском округе». Подобного рода положения приняты в г. г. Махачкала, Набережные Челны и др.

Положение, принятое в Улан-Удэ, призвано объединить ресурсы органов местного самоуправления и их партнеров для решения вопросов местного значения и оказания общественных услуг. Положение определяет цель, формы МЧП, процесс заключения соглашений о МЧП.

В рамках реализации данного положения при строительстве многоквартирных жилых домов, которое вели частные инвесторы, администрация города профинансировала их подключение к инженерным коммуникациям, что позволило снизить стоимость одного квадратного метра. В результате этого квартиры смогли приобрести работники бюджетной сферы, молодые семьи и молодые специалисты. За счет бюджетных и привлеченных средств была построена силовая электроподстанция, что решило проблему электроснабжения центральной части города.

Таблица 2. Вопросы местного значения городского округа, для решения которых может быть использован механизм МЧП

С использованием средств местного бюджета и бизнеса была возведена городская поликлиника N 3, что позволило улучшить обеспечение жителей города качественными медицинскими услугами, а для бизнеса явилось источником дополнительной прибыли за счет оказания платных медицинских услуг.

Таблица 3. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по взаимодействию с градообразующими предприятиями в условиях кризиса

Также на основе использования механизмов МЧП в городе открыты и функционируют частные детские сады, создано акционерное общество «Городские маршруты», что позволило приобрести 51 автобус. Администрацией города переданы в долгосрочную аренду бизнесу два городских парка.

В Братске компания ОАО «Русал-Братск» реализует грантовые конкурсы, финансирует решение городских проблем, реализует целевые социальные проекты: «Сто классных проектов», «Сто спортивных проектов», «Вместе в будущее», «Зеленый дозор» и другие. Это способствует повышению имиджа компании. Как заявил заместитель управляющего директора ОАО «Русал-Братск» по взаимодействию с органами власти А. Балабанов, компания применяет проектный подход в сфере благотворительности. Концептуальным моментом нашего системного подхода является то, что мы стали финансировать не людей, не организации, а решение проблем.

На территории г. Новокузнецка функционируют крупнейшие металлургические, угольные, строительные и другие компании: «Евразхолдинг», «Кузнецкие ферросплавы», «Русал», «Сибуглемет», «Южкузбассуголь», «Южкузбасстрой» и др. До начала кризиса администрация города практиковала заключение соглашений о добровольном партнерстве в сфере социально-экономического развития города. В рамках таких соглашений администрация принимала на себя обязательства по сокращению административных барьеров в развитии предпринимательства; по максимально возможному учету рекомендаций и предложений руководителей предприятий, способствующих развитию бизнеса; по обеспечению эффективного использования денежных средств, формируемых за счет добровольных взносов и пожертвований. Предприятия, в свою очередь, принимали обязательства по участию в реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие города, вносили предложения, направленные на создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на территории города.

Новокузнецким заводом резервуарных металлоконструкций имени Н.Е. Крюкова в течение ряда лет производилось строительство домов для своих сотрудников с предоставлением квартир на льготных условиях. Заводом была также построена поликлиника, в которой медицинская помощь оказывается как работникам завода, так и горожанам. Для работников завода она бесплатная, но горожанам оказывается на коммерческой основе.

С наступлением кризиса при поддержке администрации города 20 городских предприятий вошли в федеральный список по оказанию мер государственной поддержки и 13 предприятий вошли в аналогичный региональный список.

Серьезным тормозом является несовершенство правовой базы. Как уже упоминалось, отсутствует федеральный закон о публично-частном партнерстве. Лишь немногие субъекты РФ приняли свои законы, содержащие упоминание о МЧП.

Сапожников А.А. Управление региональной адаптацией промышленных предприятий: теория и инструментарий. Братск: ГОУ ВПО «БрГТУ», 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *