Муралы что это такое
Стрит арт и мурал: такие разные и такие одинаковые.
Мурал — разновидность стрит-арта. Что это такое?
Ход времен
Первые граффити работы стали возникать на заре человечества, когда наши далекие предки брали в руки краски и наносили рисунки на стены.
Краски отличались от тех, которые используются теперь.
При изготовлении применялись растительные, животные и минеральные составляющие. Сюжеты, которые изображали древние художник были самые разнообразные: бытовые сцены, животные и охота на них. Словом, то из чего состояла их жизнь.
Рисунки несли в себе сакральный смысл: изображая охоту на мамонта, люди верили, что в реальной охоте им будет способствовать удача.
С течением веков искусство прошло длинный путь: от классического искусства Древней Греции и Рима, испытав на себе мощное влияние христианской церкви в раннем средневековье и обретя свободу, которое дала эпоха Возрождения, подарив миру её титанов: Донателло, Микельанджелло, Рафаэля и Леонардо.
В Новом времени подарив миру такие стили как классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм и т.д. Менялись взгляды на живопись и вот на рубеже 19-20 веков мир увидел такие явления как модерн (не путать с модернизмом), известный в Европе под названием Ар-нуво, Либерти, Сецессион, Югенд-стиль, импрессионизм, постимпрессионизм и множество других.
Стрит-арт как часть современного искусства.
Постарайтесь взглянуть на привычный вам городской пейзаж глазами художника. Что мы увидим? Перед нами откроется гигантское пространство для творчества, где улицы — выставочные галереи, а прохожие ценители и посетители этого «музея».
Для многих художников это является достаточным стимулом в попытке заявить о себе обществу.
Какой простор для творчества
Стрит-арт (street art,- англ.) прошел путь от искусства, ассоциировавшегося с вандализмом, до искусства удачно интегрированного в современную урбанистику.
В современном мире уличное искусство давно выделилось в отдельный жанр, где есть свои звезды (Бэнкси, Стэш, Кит Харинг и др.), запутанная терминология, в которой легко запутаться непосвященному.
Что-же, давайте разбираться.
Прежде всего попытаемся понять, что такое стрит-арт и граффити? Что понимается под эти терминами?
Для многих «граффити» и «cтрит-арт» являются синонимами, но это не так.
Существует несколько понятий стрит-арта:
Арт-стрит как противопоставление граффити.
Граффити — это результат труда одного или группы художников. С помощью граффити они доносят до зрителя свои мысли, часто антиобщественного характера.
В подавляющем большинстве случаев граффити работы незаконны. Темнота лучший друг молодежи и художников, которые хотят оставаться незаметными. Но рисуя в темноте, они не хотят оставаться безвестными, дабы люди уверенно смогли идентифицировать автора «нетленки» под рисунком оставляют теги, или сами теги могут являться граффити.
Теги являются своеобразной подписью к рисунку, по которому можно уверенно идентифицировать его автора.
Если художника-граффитиста назвать «тегером», то тем самым можно обидеть его. Они не хотят, чтобы их ассоциировали с «тегерами», которых они считают вандалами.
Так же и «тегеры» не хотят называться граффитистами, т. к. мысль, о том, что они являются подпольщиками, идущими против системы тешит их самолюбие.
Интересную классификацию граффити работ составили в Управлении общественных полицейских служб Министерства юстиции США:
Стрит-арт, в данном случае, понимается как нечто легальное, одобренное властями и обществом, служащим украшением городского пространства.
Власти смекнули, что вместо того, чтобы бороться со злом, лучше примкнуть к нему. Т.е. вместо того, чтобы таскать уличных художников по кутузкам и штрафовать лучше сделать их картины общественно-полезными.
Если на безликом бетонном заборе появится красивый рисунок, то выиграют от этого все: людям будет приятно смотреть на произведение, художник получает признание со стороны общества и власти, а, возможно и деньги.
Мурал
Наиболее монументальными произведениям в уличном стрит-арте являются муралы.
Мурал — арт-объект выполненный с торцевой стороны здания и имеющий большой размер.
По схожему пути идут и в России. В Санкт-Петербурге, на территории Завода слоистых пластиков мирно сосуществуют музей стрит-арта и заводское производство. множество известных произведений стрит-арта находятся в Москве и Екатеринбурге.
Ниже представлено видео, как мы рисовали мурал «Девочка спасает котенка»
«Мурал — сближающая идея»: как стрит-арт улучшает города России
Космическая фреска, глитч-Давид на грузовых контейнерах и лоскутный тоннель.
Иллюстрация: freepik / freepik / Meery Mary для Skillbox Media
Стрит-арт — инструмент, благодаря которому любой город приобретает самобытность, а конструктивистские здания XX века получают новую жизнь. На пути воплощения городских муралов лежат разные препятствия: общение с собственниками, утверждение эскиза, поиск материалов.
Мы поговорили с граффити-художниками о процессе создания их работ и о том, как они изменили облик городов:
Журналист, автор статей про моду, искусство и дизайн. Кастомизирует одежду и влюбляет людей в английский язык.
Марина Ягода
К нам обратились дизайнеры из галереи Grunge с идеей сделать «контейнерную улицу» около лофта «Мельница». Мы работали напрямую с собственником объекта — это помогло избежать ряда проблем, в том числе общения с властями.
Работа быстро стала популярной, потому что граффити — это центр притяжения. На его фоне делают фотосессии, чаще всего — свадьбы, лукбуки. Недавно во время граффити-фестиваля на «контейнерной улице» разрисовали ещё одно здание — и теперь её посещает ещё больше людей.
Есть такой термин — «джентрификация», это реконструкция пришедших в упадок городских кварталов. Пример — район Винвуд в Майами. Раньше он был криминальным, но один меценат купил склады, привлёк художников со всего мира, и они начали расписывать стены. Теперь Винвуд — огромный арт-кластер и место притяжения для туристов с разными галереями и магазинами.
Граффити дарит городу разнообразие, делает будни живее — показывает, что есть очень интересная альтернатива серым баннерам.
Подобные примеры есть и в Новосибирске. Художник Иван Ягода организует фестиваль «Окрашено». В этом году он преобразил горнолыжный курорт в посёлке Шерегеш.
Тина Прохорова (Tinstwin)
Графический дизайнер, стрит-арт художник, иллюстратор. Приверженец подхода beginner’s mind в искусстве.
Работа над проектом началась с оттачивания идеи. Чтобы точнее проиллюстрировать замысел, я неоднократно меняла персонажей и композицию на стадии эскиза. Финальный вариант был перенесён на лицевую стену гаражного кооператива на улице Сакко в Тюмени.
Своей работой я обращаюсь к тем, кто сомневается в себе и сравнивает себя с общепринятыми мерками. Подобные сравнения могут порождать соревновательный дух, но это уместно не во всех сферах и зачастую приводит к внутреннему опустошению и апатии. Я считаю, что важно поддерживать индивидуальность каждого человека.
Комбинация интересов, черт характера, пристрастий, привычек и внешности конкретного человека неповторима. И это не делает нас одинокими, но создаёт уникумов среди уникумов. Это бесконечная возможность для изучения и вдохновения друг друга.
Проект закончен в 2020 году, но люди до сих пор мне присылают фотографии на фоне этой работы. И я каждый раз очень счастлива их видеть — все они очень разные и по-своему красивые. Такая реакция показывает, что идея нашла отклик.
Город — это люди. И я смею надеяться, что мой проект даёт проходящему мимо человеку пищу для размышлений и работает напоминанием о том, что стоит принимать себя с любовью, а окружающих — с толерантностью.
Если посмотреть на пирамиду потребностей жителей современной России, можно решить, что уличное искусство — не первоочередная нужда. Но граффити, стрит-арт и паблик-арт — это не просто рисунки на стенах. Я вижу в уличном искусстве язык общения, которым город может разговаривать на абсолютно разные темы: от призывов обратить внимание на существующие проблемы до абстрактного визуального увеселения блёклых стен.
Стрит-арт привносит что-то простое и человеческое в строгий каркас города. Он говорит об атмосфере на этой территории, рассказывает об уровне свободы в городе и о том, есть ли у его жителей право голоса.
Стрит-арт помогает не только сформировать визуальный облик пространства, но и выражать витающие в обществе идеи, ценности.
Зачастую жители гордятся местным муралом — это не просто достопримечательность, а сближающая их идея. Например, портрет Даниила Хармса в Петербурге на доме, где он жил, — это и дань уважения к писателю, и гордость жителей, и напоминание о смешных жизнеутверждающих строках, и некий ликбез для тех, кто писателя не знает.
Кирилл Лебедев (Кто)
У меня была мастерская на «Винзаводе», и по пути в неё я часто замечал теги никнейм-райтеров. Мы вместе с Сергеем Пахотиным их систематически закрашивали, чтобы стимулировать граффитчиков делать что-то поинтереснее.
И тут внезапно коуч-агентство выступает с инициативой раскрасить мост, который мы постоянно чистили от тегов. Я связался с этим агентством, разработал эскиз, и мы пришли в Управу. Главе мой рисунок не понравился. А ещё он сказал, что сам художник, — показал перерисованную картину Мунка «Крик» и почему-то назвал её работой Пикассо.
О ситуации с Управой узнала основатель «Винзавода» Софья Троценко и предложила объединить усилия. Мы с моим давним другом и соратником Павлом Зюмкиным быстро разработали концепцию.
Вновь появляющиеся рисунки коммунальщики всё время перекрашивают и часто не попадают в цвет — поэтому мы решили сделать всю роспись именно из заплаток, чтобы любая новая вписалась в общую канву. Проект назвали «Лоскутное одеяло».
В какой-то момент мы поняли, что одного моста мало — теги появляются и на прилегающем здании, поэтому лоскуты переползли и на него. Но коммунальщики всё перекрасили в белый цвет — заплатки на нём смотрятся не так эффектно, как на цветном «лоскутном» полотне.
Мы делали коллективную работу: привлекали прохожих и жителей района к рисованию. Кроме основной команды, нам помогло человек 20–30, поэтому обратная связь была уже в процессе.
Сложностей в организации работы с «Винзаводом» почти не было — они предоставили туры и лестницы, место для складирования краски. Саму краску предоставила компания Dulux и в частности мой старый товарищ Алексей Кузнецов. Также среди партнёров были РЖД и Управа — вот они как раз свои обещания не выполнили: света в тоннеле почти не было, стены подготовили плохо, потолок протекал, дорога вся в рытвинах, даже урны не поставили.
Когда мы доделали работу, мне человек 50 лично сказали, что ходить через этот мрачный тоннель стало гораздо веселее. Но нашу идею включить в работу коммунальщиков Управа не поддержала. Новые теги приходилось «латать» самим.
Как муралы помогают продавать недвижимость и любить страну Сколько зарабатывают на стрит-арте художники Нью-Йорка и Москвы
Огромные рисунки, которые могут занимать целый фасад многоэтажного здания, за последние годы стали привычными для жителей больших российских городов. Такие изображения называют муралами и создают их исходя из разных целей — от творческих до рекламных и идеологических. The Village узнал, как на таком виде стрит-арта зарабатывают художники в Нью-Йорке, зачем их создают в Северной Корее и что не так с муралами в Москве.
Настенная живопись
Если вам не знакомо слово «мурал», то вспомните работу «Ласточкино гнездо» на одном из домов на Покровке. Наверняка вы видели огромную надпись «ГТО» на Никитском бульваре, заказанную «Трезвой Россией». Большинство людей называет эти картины, как и любые другие рисунки на стенах, — «граффити», хотя среди стрит-арт-художников принято разделять муралы и граффити. В муралах (от латинского mūrālis — «стена») важна сюжетность композиции и художественная сложность, которые создаются на стене или потолке помещения, на тротуаре, фасаде жилого здания и элементах промышленного объекта. Тогда как граффити — это маркировка городского пространства с помощью отдельного слова, подписи или знака, и оно может быть выполнено довольно примитивно.
Некоторые художники ставят под сомнение правильность употребления и слова «мурал». Например, на симпозиуме «Тезаурус», проведенном недавно российским Институтом исследований стрит-арта, участники пришли к выводу, что большие художественные работы, созданные на фасадах и брандмауэрах домов, правильнее называть «настенной росписью». Слово «мурал», по их мнению, применимо только к произведениям искусства, которые сохраняются на улицах городов на протяжении долгого времени. Но, несмотря на отдельные манифесты, в мире подобные масштабные художественные произведения называют именно муралами.
Идея взаимодействовать с горожанами с помощью стен появилась в начале ХХ века одновременно в разных частях света. Например, в Декрете № 1 российских футуристов «О демократизации искусства (заборная литература и площадная живопись)», который написали Маяковский, Бурлюк и Каменский в 1918 году, говорилось следующее: «Пусть самоцветными радугами перекинутся картины на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз прохожего». И лучше всего призыв русских поэтов расслышали, как ни странно, в Мексике, где в начале 20-х годов прошлого века и начал зарождаться мурализм.
Цели искусства
Муралы различаются тем, с какой целью и за чей счет они создаются. Они могут быть сделаны на собственные средства, спонсироваться некоммерческими организациями или финансироваться в рамках городских проектов. На независимом творчестве художники, как правило, зарабатывают немного, но зачастую создают себе имя. Работая независимо, художник может воплощать самые неожиданные и провокационные идеи. В идеале художник в таком случае сам ищет объект под работу, по своему вкусу выбирает тему произведения и технику исполнения.
Основную часть заработка художников составляют заказные работы. Это может быть оформление кафе, офиса, площадки для проведения мероприятий, квартиры или, опять же, целого здания. Свободу творчества чаще предоставляют уже известным художникам, которых приглашают специально, чтобы на стенах осталось именно их произведение и этим можно было бы, например, похвалиться в различных медиа.
Иногда художники сотрудничают напрямую с государством и создают заказные работы. Понятно, что такие муралы зачастую являются пропагандистскими и используются государствами с тоталитарными режимами, однако при этом им может быть сложно отказать в художественной ценности.
На возможность сотрудничества с уличными художниками уже давно обратили внимание бренды — компании часто заказывают рекламу в упаковке из стрит-арта. Существует немало агентств-посредников между заказчиком, который хочет получить работу художника, и исполнителями, которые хотят заработать на своем творчестве. Пожалуй, наиболее широко подобное сотрудничество распространено в Нью-Йорке — одной из главных мировых столиц стрит-арта.
Муралы на продажу
Поддержка создания муралов в Нью-Йорке началась в 1930-х годах. Инициатива пошла со стороны государства: Federal Art Project выделил деньги из бюджета на оформление жилых зданий города. Так правительство обеспечивало работой художников после Великой депрессии. По этой программе, например, художниками-абстракционистами была создана серия муралов в бруклинском Вильямсбурге.
Уличные художники Нью-Йорка сегодня располагают множеством возможностей заработать на умении рисовать на стенах. Например, за счет рекламных проектов. Одно из крупнейших международных агентств, занимающееся созданием коммерческих муралов для мировых брендов, — Colossal Media. Его штаб-квартира находится в Нью-Йорке, здесь компания начинала свой путь 14 лет назад, но сегодня она работает и далеко за пределами США. Среди заказчиков Colossal Media — бренды от Caddilac до телеканала HBO и Adidas. Кроме рекламных проектов, компания также поддерживает и независимые инициативы, например, восстанавливает утраченные муралы и финансирует создание новых.
Уличные художники Нью-Йорка также успешно сотрудничают с девелоперами. Как выяснилось, произведения искусства, расположенные напротив новостроек, могут существенно влиять на стоимость жилья в доме. Так, два мурала Eduardo Kobra в нью-йоркском районе Челси, нарисованные напротив жилого здания, подняли его стоимость с 880 тысяч долларов до 2,075 миллиона долларов. По словам местных риелторов, соседство муралов поднимает стоимость недвижимости в среднем на 15 %.
Такой же вывод следует из работы исследователей Уорикского университета в Британии. Проанализировав цены на недвижимость в различных районах Лондона с 2003 по 2014 год и сопоставив их с появлением там муралов и объектов стрит-арта, ученые сделали вывод, что чем выше концентрация стрит-арта в районе, тем быстрее растут цены на недвижимость. И примеров того, как в последние десять лет девелоперы эффективно использовали муралы для увеличения стоимости недвижимости в Нью-Йорке, очень много.
Кроме того, застройщики в Нью-Йорке могут привлечь художников для того, чтобы разрисовать строительные ограждения. Художники на этом зарабатывают, а застройщик привлекает внимание к своему проекту и повышает лояльность соседей к длительной стройке.
Бренды стали запускать рекламные компании вместе со стрит-арт-художниками еще в конце 90-х, и сегодня такими коллаборациями никого не удивить. При этом компании часто готовы идти значительно дальше банальных рекламных муралов и создавать изображения с социальным подтекстом. Например, проект, который воспринимается значительно толерантнее, чем банальная реклама, не так давно запустила Gucci вместе с Colossal Media.
Неплохо художники зарабатывают и на росписи офисов крупных компаний: создание муралов в корпоративных пространствах — заметный тренд города. Особенно такие интерьеры любят рекламные и креативные агентства — BBDO, Leo Burnette, RPA и другие.
Два мурала в нью-йоркском районе Челси, нарисованные напротив жилого здания, подняли его стоимость с 880 тысяч долларов до 2,075 миллиона долларов
Еще один способ заработать с помощью красок в Нью-Йорке — проект 100 Gates Project. Художники получают плату за оформление металлических жалюзи на магазинах, которые опускаются на ночь. Интересно, что для владельцев магазинов роспись предоставляется бесплатно, деньги выделяет местное сообщество и власти.
Поддержка создания муралов в Нью-Йорке со стороны города не редкость. Например, в 2016 году для создания муралов на зданиях, относящихся к социальному жилью для малообеспеченных, город выделил 500 тысяч евро.
В общем, способов зарабатывать на создании муралов в Нью-Йорке более чем достаточно. По данным хедхантинговой компании Indeed, в 2012 году средняя зарплата художника муралов в Нью-Йорке составляла 59 тысяч евро в год. Согласно сайту Pay Scale, медианная почасовая ставка художника в Нью-Йорке — 22,66 евро в час. А для поиска художника, который оформит небольшое пространство (например, детскую комнату), есть масса специальных сайтов, например Findamuralist.
Красота российских улиц
Несмотря на богатое советское наследие монументальной уличной живописи, в России муралы стали появляться сравнительно недавно. Широко заговорили об этом явлении в 2013 году, когда в Москве прошел фестиваль уличной культуры «Лучший город Земли», организованный департаментом культуры города. В результате на улицах Москвы появилось порядка 150 муралов.
Когда Капков был главой департамента культуры Москвы, в городе три месяца проходил фестиваль «Лучший город Земли», в рамках которого создали очень много муралов. Причем делали работы как наши, так и иностранные художники с мировым именем. Фестиваль финансировался из городского бюджета, и, по сути, все классные муралы, что есть сейчас в Москве, создали за те несколько месяцев.
После того как Капков ушел, работы начали закрашивать, а на их месте стали появляться рекламные и пропагандистские рисунки, часто очень низкого качества. Так, например, произошло, с работой «Цирк» на «Трубной», на месте которой появилась безобразная реклама Tommy Hilfiger и Джиджи Хадид.
В целом, кроме коммерчески или идеологически выгодных проектов, муралов в Москве сейчас практически не создают. Во многом причина в том, что получить согласование на работу от городских чиновников почти невозможно: их не интересует никакое искусство, они в нем не видят смысла. Другая проблема, что в России стрит-арт не финансируется никем и просто выживает на идее. Художники немного рисуют и зарабатывают деньги на фестивалях и отдельных площадках, но сравнить это с тем, что происходит в других странах, нельзя даже близко, мы очень сильно отстаем в плане развития уличного искусства. В первую очередь из-за того, что это совершенно никому не нужно на уровне властей. Ценность искусства в так называемом цивилизованном мире несравненно выше.
Заработать на художественной росписи стен можно и в России, правда, сделать это получается далеко не у всех, а гонорары отечественных художников несравнимо ниже, чем у их нью-йоркских коллег.
В России есть несколько агентств, которые занимаются коммерческими росписями. Можно сказать, что они уже прочно заняли свою нишу и работают только с теми художниками, с кем привыкли. Поэтому, чтобы получить от них коммерческий заказ, нужно иметь очень яркий и свежий авторский стиль. В общем, круг художников, которые зарабатывают на рекламных муралах, довольно ограничен.
В Москве реализуется много проектов с брендами. Но качественно росписи ничем не отличаются от любого другого рекламного носителя. Время от времени появляются неплохие коллаборации с известными марками одежды, но не более. Платят бренды неплохо, но сотрудничают они, опять же, с ограниченным количеством художников. Время от времени поступают заказы от застройщиков и архитектурных бюро. Чаще всего это роспись теплопунктов, каких-то ограждений или детских площадок, но бывают и большие проекты по комплексной росписи целых кварталов. Правда, последнее случается нечасто.
В среднем ставка хорошего состоявшегося художника в России — порядка 5 тысяч рублей за квадратный метр на небольших росписях. Если речь идет о масштабных муралах, ставка опускается до 2–3 тысяч рублей. Кроме того, на стадии составления сметы часто делается значительная скидка за большой объем.
Есть агентства, которые занимаются не столько коммерческой росписью, сколько организацией мероприятий в сфере уличного искусства, что качественно влияет на их подход. Они организуют росписи и продажи картин. Эти площадки работают как с уже известными художниками, так и с молодыми, оказывая им поддержку и продвигая их. Наиболее заметные среди них два московских агентства — стрит-арт-платформа FGA и творческое объединение АртМосСфера. Еще есть агентство StreetArt из Екатеринбурга, занимающее важную роль в этом регионе.
Когда в Москве стало сложно заниматься монументальной росписью, я стал работать с клубом Arma17, рисовать на территориях бывших заводов и прочих индустриальных площадках города, где проходили рейвы и музыкальные фестивали. Сильная сторона там в том, что согласование эскизов идет через собственника, а так как аренда стоит довольно больших денег, с одной стороны, и заводские здания обычно идут под снос, с другой, проблем с этим не возникает.
Сейчас в Москве, как бы странно это ни звучало, на муралах хорошо зарабатывают только чиновники. После ухода Капкова количество росписей с каждым годом становится все меньше. Старые классные росписи закрашивают, а коммерческих, наоборот, становится все больше, но не по количеству, а по частоте обновлений. Государство сейчас дает деньги только на откровенно пропагандистские проекты. Возможно, что-то выделят к чемпионату мира по футболу, но я ничего об этом не знаю.