Муринги на яхте что
Статьи о яхтинге
При швартовке в больших маринах, где располагаются базы чартерных компаний, очень распространенным является использование так называемого мертвого якоря (Mooring). На организованных местах стоянок (в марине или в бухте) на дно кладется, например, тяжелая бетонная плита, к которой привязан прочный канат. Таким образом, плита является нашим якорем, а канат – якорной цепью. Как всю конструкцию целиком, так и собственно этот канат часто называют мурингом. С помощью муринга можно организовать несколько видов швартовок:
• Типичная швартовка в марине – на муринг кормой к причалу:
При швартовке муринг, закрепленный на причальной стенке, подбирают с кормы при помощи отпорного крюка. Перебирая веревку и перемещаясь к носу лодки, поднимают ее из воды и закрепляют на носовой утке. В итоге яхта растянута на муринге и двух кормовых швартовых.
Полный порядок такой швартовки вы узнаете и отработаете на практике, но один момент необходимо запомнить заранее: при наличии ветра первым необходимо задавать наветренный кормовой швартовый – это позволит, дав передний ход и повернув штурвал в сторону ветра, оттянуться на этом швартовом и удержать яхту ровно:
При отходе же со стоянки наветренный кормовой швартовый из тех же соображений следует постепенно отдавать последним.
• Довольно часто там, где местные власти беспокоятся о состоянии морского дна, например, в заповедниках, вместо обычной якорной стоянки организована гораздо более надежная швартовка на бочку:
Швартовка кормой
Форма и содержание. О проектировании корпуса яхты на примере Selene 58
Швартовка кормой — стандартная практика в большинстве средиземноморских марин. Она позволяет разместить больше лодок в ограниченном пространстве без установки длинных рядов дорогостоящих понтонов. Однако для многих яхтсменов, привыкших к такой роскоши, как швартовка лагом к собственному причалу, такая процедура может стать шоком. Зачастую персонал марины предлагает вам такое место, куда втиснуть яхту, кажется, физически невозможно. Но немного теории и практики — и вскоре вы научитесь «парковаться» в любой ситуации и почти везде.
В самой простой форме швартовка кормой подразумевает, что вам нужно отдать якорь на некотором расстоянии от причала, подойти к причалу задним ходом, закрепить кормовые швартовы, а затем натянуть якорную цепь, чтобы зафиксировать лодку в нужном положении. Схема работает, когда вокруг достаточно места для маневра. Однако в переполненной марине или бухте дело может закончиться распутыванием якорных цепей, когда кому-то придет время уходить. И это, поверьте, настоящая головная боль. Поэтому большинство марин сейчас оборудованы мертвыми якорями с собственными швартовными концами, которые заводятся на носовые утки яхты.
Конструкция представляет собой лежащий на дне толстый канат, к которому прикреплен более легкий трос: в российском яхтенном сообществе за ним закрепилось название «муринг» (от английского mooring line). Муринг необходимо выловить из воды в тот момент, когда вы подходите к причалу кормой. После того как вы закрепили на причале кормовые швартовы, нужно вытянуть муринг и завести на носовую утку вашей яхты.
Швартовка с якорем
Если марина, куда вы собираетесь встать, не оборудована мурингами, нужно отдать якорь и медленно подойти кормой к причалу. Отдайте якорь, когда до причала останется примерно четыре длины корпуса вашей яхты, и осторожно двигайтесь задним ходом. Когда дистанция сократится до одного корпуса, натяните якорную цепь, чтобы погасить инерцию и убедиться, что якорь держит. Затем продолжайте травить цепь, аккуратно продвигаясь к причалу, пока не подойдете достаточно близко, чтобы закрепить кормовые швартовы.
При боковом ветре отдавайте якорь чуть с наветра по отношению к месту, на которое собираетесь встать: тогда ветер не будет сносить нос лодки, пока вы движетесь к причалу. Главное — прежде чем начать что-то делать, объясните команде план швартовки. В процессе из-за грохота якорной лебедки общаться может быть затруднительно. И обязательно напомните всем, что если якорная цепь застряла, ни в коем случае нельзя пытаться ее распутывать или вытягивать руками!
Швартовка на муринг
Чтобы пришвартоваться к причалу с использованием муринга, нужны некоторые предварительные действия. Приготовьте кормовые швартовы и развесьте кранцы по обоим бортам, но немного выше, чем это требуется при швартовке лагом к понтону: при швартовке кормой вам может потребоваться слегка «растолкать» соседние лодки, чтобы встать на свое место. Если лодка оборудована кормовым трапом, выдвиньте его так, чтобы он оказался чуть выше уровня причала: это поможет кому-то из вашей команды сойти на берег, если там нет никого, кто готов принять швартовы.
Обычно проще сразу подходить к месту стоянки кормой и в нужный момент сделать разворот. В этом случае вы останавливаетесь, прежде чем сдать назад. Но можно попробовать сделать поворот с ходу. При боковом ветре постарайтесь, чтобы при подходе он дул вам в корму. Оказавшись напротив места швартовки, сбросьте скорость до минимума, а потом осторожно разворачивайте яхту кормой к причалу и медленно сдавайте назад. Сильный боковой ветер может сдвинуть соседние лодки, сужая пространство, в которое вам необходимо втиснуться. В таком случае лучше сдавать назад и чуть в сторону наветренной лодки, держа у самой кормы или у края купальной платформы большой кранец. С его помощью можно слегка надавить на соседнюю лодку, чтобы освободить пространство.
Когда примерно половина корпуса яхты уже втиснута, лодки по обоим бортам помогут вам удерживать яхту в нужном положении. Когда корма приблизится к причалу, кто-то из членов команды сможет либо накинуть швартов на причальную тумбу, либо бросить его помощнику, либо сойти на берег по трапу. Всегда первым крепите наветренный швартов, затем подветренный.
Когда оба кормовых швартова заведены, нужно подобрать муринг с причальной стенки и провести его на нос, убедившись, что он снаружи от релинга и кранцев. Удобнее делать это при помощи багра. Сам муринг представляет собой тонкую веревку, прикрепленную к лежащему под лодкой толстому канату, который, в свою очередь, крепится к мертвому якорю на дне. В воде все это может обрастать острыми ракушками, поэтому при работе используйте перчатки.
На местах для швартовки крупных яхт могут быть два соединенных между собой муринга, которые заводят на оба борта; они помогают держать нос яхты в стабильном положении. В этом случае проведите каждый муринг через клюз на правом и левом бортах и закрепите на соответствующих утках.
Когда вы успешно пришвартовались, самое время навести порядок. Проверьте натяжение муринга, а также длину кормовых швартовов — она должна быть достаточной, чтобы лодка не ударилась кормой о причал, но и не слишком большой, чтобы у вас была возможность сойти на берег. Смойте грязь и водоросли, которые попали на палубу с якорной цепи или муринга. Высохнув, грязь становится твердой, как бетон, и отмыть ее потом будет гораздо сложнее.
Несколько простых советов, которые помогут облегчить швартовку:
• прицелившись на «парковочное место», работайте ручками газа аккуратно и плавно;
• носовые и кормовые подрульки могут здорово помочь в прицеливании, но помните, что яхта разворачивается вокруг центра масс, поэтому лучше работать с подрулькой короткими нажатиями;
• если вы швартуетесь в очень узкое пространство, крепите кранцы к основанию леерных стоек, а не к самим леерам или поручням. Последние могут погнуться, когда лодки сильно трутся бортами друг о друга, прокручивая кранцы;
• первым всегда закрепляйте наветренный швартов;
• всегда держите кормовые швартовы немного провисшими, пока муринг не заведен на носовую утку;
• добавив перекрестные швартовы, вы обеспечите лодке более стабильное положение у причала;
• если присутствует волнение, оставляйте немного запаса на всех швартовах.
Муринги на яхте что
Штормовая погода весной или осенью совсем не редкость, да и летом морякам нередко приходится иметь дело с сильными ветрами. Поэтому вопрос о защите своей яхты от непогоды актуален всегда. Так что же именно должен делать яхтсмен, узнав о приближающемся шторме?
П одготовка яхты к шторму должна закончиться еще до первых его проявлений. Когда уже подул сильный ветер, разгулялись волны и небо затянули грозовые тучи, может быть слишком поздно. Конечно, быстро среагировать, узнав о приближающемся шторме, могут далеко не все, но даже короткая прогулка по практически любому пирсу позволяет уверенно сказать, что многие владельцы обманываются по поводу безопасности места своей стоянки: старые сносившиеся швартовы, разбросанные по палубе концы, бьющиеся на ветру паруса – все это скорее правило, чем исключение.
Памятный ураган в Киле, множество других схожих по разрушительной силе катаклизмов наглядно продемонстрировали, что кое-как пришвартованная яхта не только сама пострадает во время шторма, но и повредит соседние лодки. Здесь будет уместен садоводческий афоризм: что толку подстригать свой газон филировочными ножницами, если у соседа весь двор в сорняках?
Потому важно не только самому добросовестно закреплять свою лодку, но и присматривать за соседом, будучи готовым предупредить его о небрежности, а значит, о возможной опасности для вашей яхты. Если связаться с ним не удается, этот вопрос следует обсудить с управляющим портом. Только он имеет право что-то делать со стоящей у пирса яхтой в отсутствие ее хозяина. Ни в коем случае не пытайтесь исправить положение сами, пока это может сделать кто-то из них! Если с лодкой что-то случится, никто не будет разбираться, кто виноват, и вполне вероятно, что с вас потребуют денежного возмещения ущерба. И только если близится буря и вы понимаете, что из-за неряшливости соседа могут пострадать и его, и ваша, и чужие лодки, тогда действительно стоит поступиться этикетом и принять все необходимые меры по надлежащему закреплению соседской лодки.
На следующих страницах мы подробно описали, на что следует обратить внимание, готовя лодку в гавани к шторму. Тут важнее всего швартовка: каким бы сильным ни был ветер, ваша яхта должна оставаться на своем месте. Поэтому ни в коем случае не используйте в качестве швартовов старые тросы или шкоты – их изношенность может дать о себе знать в самый неподходящий момент. Шкоты к тому же плохо тянутся и нисколько не смягчают рывки. Закреплять свою лодку старыми и недостаточно крепкими тросами – это все равно что сознательно садиться за руль заведомо неисправного автомобиля: оно, конечно, может, и обойдется, но риск в любом случае увеличивается в несколько раз.
Также на тему шторма в гавани всегда полезно пообщаться с управляющим портом – у него наверняка найдется пара советов. На Карибах, например, во многих гаванях яхту можно «закрепить» в мелком песке у берега – и никаких шкотов не надо.
Правильная швартовка
* При швартовке яхты у пирса не забывайте, что основной принцип здесь – чем больше концов, тем лучше. Дополнительные тросы, как, например, этот шпринг, завязанный на утке между двумя яхтами, помогают снять часть нагрузки с основных швартовных концов. Кроме того, длину всех концов, которые выходят на пирс, можно регулировать, не залезая на лодку, что во время шторма не всегда возможно.
Расположение и крепление швартовных концов зависит от места и типа стоянки. Кроме того, при швартовке всегда важно иметь в виду возможные изменения погодных условий, например, перемену направления ветра.
* Швартовка на сваях. Кормовой швартов не должен скользить по свае вверх. Закрепите его петлей, как на фотографии. Короткий конец сверху не даст узлу сползти вниз
* Вдоль причала. Носовой и кормовой шпринги (красные) удерживают яхту от перемещений, носовой и кормовой швартовы (зеленые) работают как амортизаторы и снимают часть нагрузки со шпрингов. Дополнительные концы (желтые) предупреждают возможное вращение яхты
* У бона. При швартовке у разделительного бона, который короче яхты, очень важны носовой и центральный шпринги (красные), способные затормозить яхту. Перед штормом имеет смысл протянуть дополнительные концы на берег и к соседу (желтые), чтобы ослабить поперечное натяжение
* В боксе (у палов). Стандартная швартовка кормовыми и носовыми швартовными концами (зеленые). Если кормовые концы перекрестить, корму будет меньше разворачивать (см. врез справа). В очень коротком боксе также могут быть необходимы кормовые шпринги (красные)
* На муринге. Швартовка на муринг или на якорь (желтый) не особенно отличается от швартовки в боксе: основную нагрузку берут на себя кормовые шпринги (красные), перекрещенные кормовые швартовы (зеленые) предупреждают поперечное смещение. Внимание: если ваш сосед не перекрещивает кормовые концы, то его яхта может ходить из стороны в сторону
Уход за швартовными тросами
* Защита от износа. Необходимо позаботиться о защите от износа тех швартовных концов, которыми вы постоянно пользуетесь. Для этого существует специальные наборы из кожи или других прочных материалов. Впрочем, вполне достойную защиту можно сделать и самому из куска пластмассового шланга, закрепленного на тросе изолентой
* Альтернатива. Что касается дополнительных тросов, которые бывают необходимы только во время шторма, то с ними придется импровизировать. Простая пластиковая бутылка, к примеру, неплохо выдерживает трение об острый край причала. Хорошо противостоит износу оплетка троса. В крайнем случае воспользоваться можно любым обрывком ткани или шерсти – далеко не идеальный вариант, но лучше, чем ничего
* Долой серьги. Заводить швартовы серьгой следует только при маневрах, особенно если на них установлен швартовный амортизатор. При такой фиксации концы быстро перетираются – как на кнехте, так и на рыме; кроме того, амортизатор работает не так эффективно
* Швартовный амортизатор. Лучше всего использовать амортизатор из резины, хотя подойдет и стальная пружина. Во время шторма основное назначение такого амортизатора – уменьшение пиковых нагрузок, что позволяет избежать механических повреждений яхты и разрыва швартовных концов
* Двойные швартовы. Если крепление на пирсе не вызывает особого доверия, то вам следует протянуть дополнительный трос и закрепить его иначе – привязать, например, к несущей конструкции пирса. С особенным подозрением следует относиться к старым деревянным кнехтам
* Такелаж. При сильном волнении и порывистом ветре яхты даже в порту могут сильно кренится и раскачиваться. Если при этом такелаж одной лодки зацепится за оснастку другой, обе яхты могут получить повреждения вплоть до потери мачты. Учитывайте это при швартовке
* Швартовы крест-накрест. Чем шире корма яхты и чем меньше расстояние до палов, тем разумнее при швартовке перекрестить кормовые швартовные концы. Яхту будет меньше болтать из стороны в сторону, но раскачиваться она будет сильнее
Швартовка кормой к пирсу с помошью муринга или якоря при волнении более надежна, чем параллельная швартовка вдоль причала, поскольку в таком случае яхта может двигаться более свободно. Однако в тесных гаванях стоящую первой лодку часто первой и срывает с места, поэтому зачастую лучше такую гавань оставить и перейти в защищенную бухту либо пришвартоваться у специального буя
* На муринге. Если возможно, используйте два муринга. Чтобы натянуть муринговый конец, отойдите от пирса на три-четыре метра, закрепите его, отработайте мотором назад и задайте кормовой швартов. Если возможно, проведите дополнительные концы на соседние яхты.
* У буя. Специально установленные буи могут быть надежнее якоря, особенно в непогоду. Лучше всего лодку держат буи, расположенные на глубине. При швартовке используйте трос, защищенный от износа, либо якорную цепь, способную выдержать сильное трение. Для большей надежности можно к бую протянуть дополнительный трос
* На якоре. Якорь должен крепко зацепиться за дно, не стесняйтесь бросать его несколько раз, пока не получите удовлетворительного результата. В гавани оттяните лодку на два-три метра от пирса. В бухте, если возможно, заведите против ветра второй якорь с более длинным тросом так, чтобы оба якорных конца образовывали букву V. Таким образом вы снимете часть напряжения с первого якоря и уменьшите диаметр циркуляции.
Защита от царапин
* Зафиксируйте кранцы. Если вы швартуетесь у разделительного бона, кранцы лучше опустить пониже. К нижней части кранца привяжите трос с отрезком якорной цепи, пропустите его под корпусом со стороны кормы и зафиксируйте
* Используйте доски. Обычный кранец вам не очень поможет, если вы стоите рядом со сваей или у неровной стенки, в таком случае лучше проявить изобретательность и соорудить специальное защитное устройство из двух кранцев и доски, как показано на фотографии
* Связка кранцев. Если кранцев у вас много, то имеет смысл их вешать связками – это увеличит расстояние до причала или других лодок и значительно улучшит амортизацию
Незакрепленное оборудование на палубе при шторме может нанести вред вашей и соседским лодкам. Поэтому все нужно или убрать, или надежно закрепить
* Зарядный кабель. Чтобы вас в самый ответственный момент не подвела техника, обязательно заранее зарядите бортовой аккумулятор. Оставлять береговой кабель подключенным мы не советуем – во время шторма он будет только путаться под ногами
* Перо руляю. Крепко зафиксируйте руль – либо с помощью системы блокировки (на фото), либо просто затянув болты у вала штурвала. Это нужно для того, чтобы при сильном поперечном волнении перо руля оставалось на одном месте и не раскачивалось, иначе оно может сломаться.
* Динги. Надувную лодку сдуйте, сверните, упакуйте и уберите либо оставьте в каком-нибудь защищенном месте на пирсе или на берегу: так она всегда будет под рукой, если потребуется завести дополнительные тросы
* Альтернативная стоянка. Куда идти, если стоянка в порту кажется ненадежной? Рекомендуем заранее определиться с этим вопросом, ознакомиться с картами и занести нужные координаты в свой плоттер
* Мелкие вещи на борту. Книги, игры, посуду и прочие мелочи разместите так, чтобы при сильной качке они не летали по каюте, а оставались на месте. Имейте в виду, что в шторм пришвартованную яхту может качать даже сильнее, чем в открытом море. Швабры, щетки, ненужные веревки, ручки от лебедок – все, что во время шторма точно не понадобится, следует убрать. При этом убедитесь, что в рундуках все закреплено и при качке не начнет биться о стенки и друг о друга
* Гик. Чтобы гик не болтался над кокпитом, закрепите его с помощью дополнительной оттяжки (она нужна, чтобы распределить нагрузку, которую испытывает гика-шкот, на две точки)
* Люки. Во время шторма вода на лодку попадает главным образом сбоку, а не сверху, поэтому очень важно проверить и плотно закрыть все люки и иллюминаторы. Старые, не отличающиеся герметичностью люки, возможно, стоит заклеить снаружи
* Якорь. Носовой якорь может стать очень опасным: если лодку сорвет, он подчас превращается в таран, поэтому его лучше убрать. Обратно вытащить его можно будет, когда шторм пройдет или если вы переберетесь в более защищенную бухту
* Штурвал/румпель. Если штатной системы блокировки штурвала не предусмотрено, просто прикрепите его с помощью конца к рулевой колонке или лебедке. То же самое относится и к румпелю
* Кингстоны. Перед штормом необходимо перекрыть все клапаны и приготовить заглушки на случай появления течи. Если клапаны оставить открытым, то из-за сильного крена вода может начать поступать внутрь лодки. Также имейте в виду, что плохо закрепленное оборудование во время шторма может повредить клапаны и краны
Как уменьшить сопротивление
* Швартовы испытывают большую нагрузку из-за давления ветра на всю поверхность яхты. Поэтому все лишнее должно быть убрано с палубы – это защитит и лодку, и оборудование.
* На палубе. Аэродинамическое сопротивление поверхности растет пропорционально скорости ветра. И пусть вас не обманывает слабый бриз в порту – даже спасательные жилеты на корме или тенты на релинге в сумме могут оказать значительное сопротивление. Поэтому мы рекомендуем перед штормом все, что может вызвать дополнительное сопротивление, убрать с палубы в трюм
* Передние паруса. Стаксель закрутите как можно плотнее и несколько раз обмотайте шкотом генуи. В качестве дополнительной защиты можно прихватить закрученный стаксель коротким концом в районе шкотового угла. Даже немного раскрывшись во время шторма, он может сильно биться на ветру и, скорее всего, порвется. Ну а идеальный вариант – это, конечно, перед штормом его снять и убрать в трюм.
* Грот. Проводку лэзи-джека притяните к мачте – это защитит и сам парус. Сам лэзи-джек также несколько раз обтяните длинной веревкой – это уменьшит давление ветра и не даст парусу биться на ветру. Если грот у вас простой, без длинных лат, его тоже можно обтянуть. Грот с закруткой в мачте подстрахуйте дополнительным концом
* Спрейхуд. Сразу уберите бимини, спрейхуд откиньте и закрепите либо, если есть такая возможность, снимите и убирите. Проверьте и закройте люк в каюту и все рундуки и отсеки. Закройте те щели, которые обычно прикрывает спрейхуд.
Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №11 (69), 2014 г.
Муринг
Рулевой 1-го класса
Рулевой 1-го класса
Рулевой 1-го класса
А можно сказать почему такая интересная традиция швартовки в Турции (и на средиземноморье)? Может как раз из-за
ну и розетки с водой понятное дело. А, и еще уборка лодок. Это я не знаю, только в качестве предположения.
Рулевой 1-го класса
Рулевой 1-го класса
Рулевой 1-го класса
Рулевой 1-го класса
Мне самое удобное бортом, у меня калитка. В Атлантике большие марины так сделаны.
А вот в теме прозвучали «муринги». Вот тут кто во что горазд. Самые изобретательные французы. Были и 4 железных столба с канатами и крючками (не смог зайти на ветре 5 узлов, нырнул носом, переставлялся в полный штиль..), и цепи 8-ка, и боковые понтоны, и борт к борту, и два муринга привязанных к одному (раздваивающиеся).
Рулевой 1-го класса
Мне самое удобное бортом, у меня калитка. В Атлантике большие марины так сделаны.
А вот в теме прозвучали «муринги». Вот тут кто во что горазд. Самые изобретательные французы. Были и 4 железных столба с канатами и крючками (не смог зайти на ветре 5 узлов, нырнул носом, переставлялся в полный штиль..), и цепи 8-ка, и боковые понтоны, и борт к борту, и два муринга привязанных к одному (раздваивающиеся).
Мне самое удобное бортом, у меня калитка. В Атлантике большие марины так сделаны.
.
Сложновато бывает когда сильный попутный ветер, или встречный, попутняк гонит, а встречный может нос сдуть.
А сколько канатов надо на муринг?
Т.е. сам муринг не амортизирует нисколько?
Все утки разболтаны. в смысле у всех?
Извиняюсь за настойчивость.
Рулевой 1-го класса
Сложновато бывает когда сильный попутный ветер, или встречный, попутняк гонит, а встречный может нос сдуть.
Извиняюсь за настойчивость.
Рулевой 2-го класса
Рулевой 1-го класса
Рулевой 2-го класса
Рулевой 1-го класса
Рулевой 1-го класса
Там где глубина ни при чём (в новых маринах) и в Скандинавии швартуются по разному и кормой и носом. А в остальном коллега Kinuski написАл верно.
.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей