Мусикийские органы что это
Выражение «мусикийский шорох» в стихотворении Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах».
Est in arundineis modulatio musica ripis. 1
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?
И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?
1 Есть музыкальный строй в прибрежных тростниках (лат.).
Май 11. Петербург. «Певучесть есть в морских волнах. » (Лирика. Т. I. С. 199, 423—424 (датируется по списку М. Ф. Бирилевой); ПССП. Т. 2. С. 142, 508—511. )
Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах»поэта, чье творчество традиционно относят к « чистому» искусству написано 11 мая в 1865году в непростое для поэта время. Примечательно, что прочитав данное творение, Л. Н. Толстой писал: «Глубина!» Нам, представителям XXI века, также хочется постичь эту «глубину», которую заметил писатель.
Читая первую строфу стихотворения, невольно задаешься вопросом: «Что такое мусикийский шорох»?
Семантика слова
«мусикийский»- (устар.) – музыкальный
Авсоний (Ausonius) Децим Магн — лат. поэт; род. ок. 310, Бурдигала (совр. Бордо, Франция), ум. в 393/394 там же. Происходил из знатного галльского рода. С 334 по 364 был преподавателем грамматики и риторики в Бурдигале; с 364 — воспитателем будущего имп. Грациана (375–383). При Грациане А. занимал высокие должности в Римской империи, был префектом Галлии, в 379 — консулом.
Происходил из знатного галльского рода. С 334 по 364 был преподавателем грамматики и риторики в Бурдигале; с 364 — воспитателем будущего имп. Грациана (375–383). При Грациане А. занимал высокие должности в Римской империи, был префектом Галлии, в 379 — консулом. В его поэзии эрудиция в области классической лат. и греч. поэзии соединяется с риторическим мастерством; большую часть наследия А. составляют лит. эксперименты: Eclogae (Книга эклог), Griphus ternarii numeri (Гриф о числе три), Technopaegnion (Технопегнии). Поэзия А. во многом автобиографична: циклы Parentalia (О родных), Commemoratio professorum Burdigalensium [3] (О преподавателе).
Опять вопрос: Авсония не причисляли к числу выдающихся поэтов Римской империи. Но вот, что пишет М. Л. Гаспаров в своей статье «Авсоний и его время». [4] «Иногда говорится, что великие поэты отличаются от малых тем, что у великих даже небольшое произведение вмещает картину большого мира». Это не так: на это способны и малые поэты, когда у них в руках надежный набор рабочих приемов. Авсоний вместил свою широкую и структурно четкую картину мира в скромную похвалу не слишком большой реке; средства для этого ему дала античная риторика.
Нужно отметить, что поэтическое признание к Тютчеву тоже пришло не сразу, и его творчество современниками не было высоко оценено.
Обратимся к первоисточникуАвсоний
Есть музыкальный строй в прибрежных тростниках;
Гармонию его мы слышали однажды,
И ноты знали все, и такт умолкший каждый
Читали наизусть в далёких тех веках;
И тайны бытия держали мы в руках,
И посреди воды не гибли мы от жажды…
Но преданное раз – не повторится дважды,
Как не воскреснет жизнь в увядших лепестках.
Та музыка ушла, гармония распалась,
И, умудрённым, нам преданье лишь осталось,
Как козлоногий бог полуденной порой
Срезал тростник и звуком тешился чудесным,
Как нимф он в хоровод сзывал своей игрой,
И как жалел людей, забывших о небесном.
Ф. И. Тютчев
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?
И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?
Мая 1865
Сопоставив два стихотворения, понимаем, что мусикийский шорох может струиться из тростника, в который превратилась нимфа Сиринга, о которой говорили древнегреческие мифы.
Пан и Сиринга [5]
Мусикийские орудия славян
С незапамятных времен Масленица слыла на Руси самым разгульным и веселым народным праздником. Неотъемлемой частью широкого празднества была музыка. В книге пророка Даниила сказано, что в Храме, построенном Соломоном, употреблялись сопели, гусли, кимвалы, трубы, органы, свирели, самвики и псалтири и всякого рода мусикийска. Какими музыкальными инструментами пользовались в дни веселья и праздников наши предки? Об этом читаем в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» русского историка и этнографа второй половины XIX века М. Забылина.
Выражение удовольствия и радости высказывалось у наших предков пением, музыкою и пляскою и еще задолго до времени политической жизни Руси. Византийские историки повествуют, что славяне, жившие по берегам Балтийского моря, не знали войны, или если и знали, то всегда предпочитали мир войне, любили удовольствия и мирные занятия. Трудно решить, какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно было догадываться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать наверное, что дудка и рожок были у славян самым первым инструментом. Потом появилась жалейка, рог и свирель: наконец, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли.
Дудка — самый простой пастушеский инструмент, существующий и посейчас в Малороссии; он называется сопелкою. Но дудку или сопелку нельзя смешивать со свирелью, потому что в книге пророка Даниила сказано, что в Храме, построенном Соломоном, употреблялись сопели, гусли, кимвалы, трубы, органы, свирели, самвики и псалтири и всякого рода мусикийска [1].
Рожок. В руках хорошего музыканта может заменить кларнет в заунывных песнях. Тоже принадлежат к древним пастушеским инструментам.
Жалейка, или сиповка, образует двойную дудку, издает сиповатый голос.
Рог делается из двух деревянных согнутых стволов, похожих на военные трубы; употреблялся на охоте. Музыка роговая была в употреблении при Екатерине II. И любителем этой музыки был обер-егермейстер Нарышкин. Музыка эта была им введена за обильными пирами.
Свирель. Самый древний инструмент. Он состоял из семи вместе сложенных рядов створов, длина каждого из них различна, притом так срезан каждый из них, что первый длиною более вдвое сравнительно с последним. Изобретателем этого инструмента был бог Пан. Этот инструмент употреблялся долгое время пастухами в Украйне и в Малороссии. В России их также употребляли на пирушках и в хороводах.
Волынка. Представляет весьма своеобразный по характеру инструмент, напоминающий собою гармонику или мех в валах; здесь действует воздух, заключенный в бараний мех, к которому приложены три дудки и трубочка. В трубочку, прикрепленную кверху, напускается воздух с двух противоположных сторон, определены две разной величины трубки, чрез которые воздух, проходя, дает басистые голоса, а третья небольшая трубочка имеет несколько отверстий сбоку, дает возможность играющему производить пальцами разные голоса и звуки.
Гудок. Этот инструмент струнный, походит на скрипку, на котором находится три струны; играют посредством смычка. Рукоятка ее вверху загнута, как у баса, — с тремя колышками; по струнам водят смычком, и гудок производит гудение.
Балалайка. Всем известный трехструнный инструмент, высоко настраиваемый, служил для плясовых песен.
Ложки. Это два деревянные инструмента, напоминающие две сложенные вместе ложки. Рукоятки их унизывают сквозными бубенчиками и оставляют их висячими, подобно виноградным кистям; во время музыки трясут ложками, которые от движения шариков издают многообразные звуки. Тоны их многим нравятся лучше бубен.
Гусли. Они имеют вид легкой ручной арфы с медными струнами; строй их свободный, можно настраивать то очень высоко, то очень низко. Этот инструмент был известен в глубокой древности евреям. Еще Давид, будучи оруженосцем у царя Саула, часто усыплял его гнев кифарами и воспевал славу Божию [2]. В Малороссии долгое время играли на гуслях, но ныне они выводятся. Но у сербов этот инструмент существует и посейчас.
Трубная музыка. О трубной музыке впервые упоминается в Киевской летописи, именно в Слове о полку Игореве (Карамзин. История государства Российского. Часть III. Пр. 165), что при осаде Киева в 1151 г. князьями Георгием Суздальским и Владимиром Галицким осажденные и осаждаемые трубили в трубы и били в бубны. Во время междоусобия новгородцев с владимирцами (в 1216 г.) первые имели 60, а последние 40 труб и 40 бубен. Во время похода русских против волжских булгар (в 1220 г.) в нашем стану были трубы, бубны, сурны, сопели. В это время были известны флейты. В XVI веке они делаются повсеместны, как то видно из песни того же века:
То ляхи в бубны вдаряют
У свистинска да у трубы выгрывают,
Усе войско свое до купы у громаду скликают.
В том же столетии появляются набаты, литавры (накры), флейты и сиповки.
Первоначальный вид труб нам не известен, но должно думать, что они были прямые, как у древних народов, и состояли из одного колена, и потом, изменяясь в устройстве, они получили ныне существующий вид, то есть трехколенные и прямые. К трубам привешивали кисти на шнурах и завесы четырехугольные: из парчи, камки, тафты с серебряной и золотой бахромой [3].
Бубнами или накрами называется подобие наших литавр. Это была небольшая медная чаша с натянутою поверх нее кожею. Конные привязывали ее к седлу, а пешие держали левою рукою и били восчагою из толстого ремня с прикрепленным на конце ее ременным шаром. У каждого воеводы был привешен к седлу тулумбас или жулумбас, поменьше описанных бубен, в который он сам бил во время надобности.
Сурни. Так называлась длинная узкая труба и прямая с закрытым нижним отверстием.
Набат. Так назывался большой медный барабан, который укреплялся на деревянном щите с помощью цепей: его утверждали на четырех рядом поставленных лошадях. Для ударения в него употребляли восемь человек [4].
Каждый воевода имел свой набат, в который по его распоряжению били тревогу в войске, отчего произошло слово «бить в набат», то есть делать тревогу; но ныне эта тревога производится церковными колоколами.
Кроме музыки военной да музыки на свадьбах, духовенство запрещало ее вводить во всегдашнее употребление на пирах, кроме живших в Москве немцев. Олеарий говорит, что однажды патриарх приказал собрать все музыкальные инструменты у частных лиц, нагрузивши ими пять возов, за рекой Москвой сожгли.
Простой народ бегал от музыки, боясь нечистой силы, будто бы кружившейся во время игры. Веселившихся считали погибшими на том свете; раскаявшихся не допускали к причастию. Так было до Петра Великого, который успел рассеять мрак невежества убеждением, что музыка возвышает чувство, смягчает грубость нравов, доставляя самое невинное удовольствие.
Впродолжение XVII столетия появились в России многие музыкальные инструменты, из которых перечислим:
Барабан. Был известен у римлян. Его употребляли для собирания воинов для войны. Приписывают сарацинам его изобретение. Эдуард III, король Английский, в первый раз услышал его при въезде в Кале в 1347 г. [5].
Первоначальная наружность барабана была та же, что и ныне: деревянное лукошко, вызолоченное или выкрашенное, два вокруг его обруча и две натянутые кожи составляли все его устройство. В полках носили барабан на широкой тесьме или на кожаном ремне, повешенном через правое плечо; хранили в суконных чехлах, называвшихся нагалищем и чемоданом.
Литавры были то же самое, что бубны, но больше видом, медные, а часто серебряные. К ним привешивали для украшения завесы камчатные, суконные из ярких цветов и обшивали шнурами и кистями. В литавры били небольшими палочками, с закругленным на конце шариком.
Варган тоже музыкальный инструмент, зашедший к нам из Польши, а Польша получила его из Германии, представляет небольшое металлическое орудие с язычком в средине. Приложив его на зубы и вдыхая в себя воздух, бьют пальцем по языку, который при этом производит довольно приятные звуки по мере движения вдыхаемого воздуха.
Орган, от него испорченное слово варган, введен католическим духовенством при богослужении не ранее IV столетия; употребляется ныне почти во всех христианских церквах, кроме греко-российской. Органы из духовного преобразовались в танцевальные и застольные, а эти послужили к устройству клавиров, роялей, клавесин и шарманок.
Во времена Екатерины II существовала кавалергардская музыка, или трубачи; однако она не простиралась далее гвардии. Император Павел I начал вводить музыку во всех полках, отчего она и стала называться военною. Александр I позаботился окончить намерение своего отца, и теперь она неразлучна с потребностью вкуса.
Бандура, кобза. Бандура — род арфы с 12, а иногда 28 металлическими струнами; их вешали на шею и ходили с ними из деревни в деревню слепцы или старики. Этот инструмент преимущественно известен в Малороссии.
Цимбалы, или кимвалы. Род фортепиано с металлическими струнами. Струны эти натянуты на рамке; по этим струнам ударяют стальною палочкой или надетым на палец стальным наперстком. Игра на цимбалах сопровождается или пением, или каким-либо духовым инструментом. Звук ее громкий и приятный.
[1] Кн. прор. Даниила, гл. 3, с. 5-15. Паралипомен. гл. 5, с. 12-14. Кн. 3. Царств, гл. 40, с. 12.
[2] Исповедатися Господеви в гуслях, во псалтыри десятиструнном, пойте Ему. Каф. 5, с. 2. Потом ап. Каф. 8, ст. 9. Каф. 10, ст. 22 и пр. См. Псалтирь с толкованием. Изд. Киев. Печ. Лав. 1814 г.
[3] В рис. к путешествию бар. Маиерберга. Изд. гос. канцл. гр. П. Румянцевым в 1827, изобр. трубачи, играющие на трубах с завесами.
[4] Некоторые думают, что набат перешел к нам от татар. См. Историю одежд и вооружений. Ч. 1. С. 10.
[5] Барабан — древнее название франконских славян. Baraban
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Что такое «мусикийский орган»?
Это такой вид органа, который является очень сложным музыкальным инструментом, а по мнению специалистов музыкальной техники, он даже самый сложный из тех музыкальных инструментов, которые известны на сию пору.
Сложнсть его состоит в том, что этот орган, сделан таким образом, что он состоит из трех органов вместе взятых, которые являются более простыми. Причем вершиной мастерства в игре на этом органе, является то, когда мастер игры на нем, играет так, что в деле, использует сразу же три простых органа, из которых он состоит.
да может если он понимает что религий много а Бог один, он может увлекаться и шаманизмом и читать суфийских мудрецов, может увлекаться фен шуем и читать православную молитву о покое и безопасности, может справлять масленницу и красить яйца на пасху.
Еммануил переводится как «с нами Бог», а Иешуа переводится, как «спасение».
Но таких, к сожалению, меньшинство. Подавляющее большинство руководствуется другими принципами, как я уже писал здесь.
Потому что это слишком страшно.
По преданию, эту икону написал сам Апостол и Евангелист Лука. До начала второго периода иконоборчества (9 век) она пребывала в благочестивом семействе в малой Азии (Никея).
Иконоборчество, поддерживаемое Византийскими императорами, было в самой страшной стадии, когда уничтожались монастыри, тайно прятавшие иконы, злодейски умерщвлялись монахи и благочестивые миряне, защищавшие иконопочитание.
Икона Божией Матери с пронзенной копьем воина щекой, из которой потекла кровь, была пущена ее владелицей по морю.
Через полтора века (1004 год) чудотворную икону приняли афонские монахи, узрев над морем сияющий столп.
Трижды икона, поставленная в храме, чудесным образом утром оказывалась над входом в обитель.
Там и осталась навек в Иверском монастыре святой горы Афон, получив название Иверская, Вратарница.
Слово о трех отроках и о печи вавилонской *
Хочешь уразуметь вполне долготерпение Божие? Сообрази, насколько нестерпимою показалась бы тебе обнаруженная здесь гордость, если бы она коснулась тебя. Случается, что кого-нибудь оскорбит слуга; тотчас обиженный, ограждая свое достоинство свободного человека, требует наказания за дерзкий поступок и подвергает обидчика беспощадной казни. Или обыкновенный частный человек нанесет оскорбление другому такому же члену общества; тотчас оскорбленный, уязвляемый обидой, спешит отомстить, не обращая внимания ни на общность природы, ни на равночестность всех, с полным пренебрежением к достоинству обидчика. Между тем одно достоинство равночестности свойственно всему нашему роду: все мы созданы из земли и в землю обращаемся; одним, общим для всех, путем мы являемся в жизнь, и один, общий для всех, исход (предстоит нам). Из праха создан всякий из нас – и вот прах требует себе таких преимуществ пред равночестными. А Бог, обладая всем и по природе, и по закону, и будучи настолько выше, насколько только можно представить Творца сравнительно с тварью, хулимый и уничижаемый безрассудными, не раздражается, но остается бесстрастным. Но затем пребывающих в безумии немного спустя наказывает, будучи Судией истины и Судией нелицеприятным. Он откладывает наказание, чтобы не истребить сразу всех грешников, и вооружается терпением, чтобы привлечь к покаянию. Возвратимся, однако, к предмету беседы. Человек, облеченный плотью, дерзнул сказать: «и тогда какой Бог избавит вас от руки моей» ( Дан. 3:15 )?
Треблаженные отроки, слыша это, не воспротивились хуле, потому что и сами были проникнуты духом божественного долготерпения, но против слов неверия возвысили голос веры и отвечали мучителю, низлагая законом беззаконие и побеждая угрозу неправды свободою правды, такими словами: «да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» ( Дан. 3:18 ). Оставь это безумие, о, человек, устыдись унизительного поклонения образу! Ведь если ты сам поставил изображение, то как кланяешься тому, что сделал? Кто чьим должен быть создателем – люди Бога или Бог людей? Если твои истуканы действительно боги, то они должны быть и творцами, но – как часто мы говорили прежде, – если бы искусство не пришло на помощь людям, язычники совсем не имели бы богов. Между тем, если бы идолы обладали каким-нибудь чувством, они сами стали бы воздавать поклонение людям, которые их сделали. Закон природы – чтобы создание поклонялось Создателю, а не Создатель созданию. Поэтому мы, совоспитанные в благочестии, следуя божественному закону, «мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» ( Дан. 3:18 ), но есть Бог на небесах, Который избавит нас от руки твоей. Потом, чтобы не показалось, что они искушают Бога, или что пренебрегают огнем в надежде на избавление, они тотчас прибавляют: «если же и не будет того» ( Дан. 3:18 ), то есть: если даже и не избавит, но попустит огню сжечь наши тела, то и тогда мы не изменим благочестию, потому что не за плату служим Богу, но чистосердечно исповедуем истину. Услышав эту проповедь веры, мучитель еще более распаляется и приказывает разжечь печь седмерицею. Ведь чистейшее серебро должно быть очищено седмерицею: «слова Господни – слова чистые, серебро расплавленное, испытанное в земл е, сем икратно очищенное» ( Пс.11:7 ). Потому и печь разжжена седмерицею, чтобы святые были очищены седмерицею. А что святые Божии называются серебром, вспомни слова мудрости: «отборное серебро – язык праведного» ( Притч.10:20 ), и послушай, что говорит Иеремия о тех, которые не выдержали испытания в благочестии: «отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их» ( Иер.6:30 ). Если же слабые в благочестии оказываются серебром отверженным, то очевидно – совершенные являются серебром искушенным: в таком случае, чем больше разжигается печь, тем больше блеску приобретает мученичество.
Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»
Перевод П.Юнгерова – Редакция «Азбуки Веры»
Мусикийские органы что это
Само слово «ОРГАН» (варган /рус/, die Orgel /нем./, the organ /англ./, l’orgue /фр./, le organo /ит./, de organo /исп./, orgona /вен./, varhany /чеш./, арханы и виргани /укр./, арган, арганы /б-русс/), сходно звучащее и пишущееся на различных языках мира, происходит от греческого organon /ОРГАНОН/ и означает, собственно, ИНСТРУМЕНТ или ОРУДИЕ. Это понятие в применении к музыкальной сфере означает МУЗЫКАЛЬНОЕ ОРУДИЕ или МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ.
Это достаточно отвлечённое наименование далеко не сразу начало означать орган как музыкальный инструмент. В этой неопределённости коренятся многочисленные разночтения и толкования в специальной музыковедческой литературе. Так понятием «organon»/нем./ или «organum»/лат./ обозначался определённый стиль церковного хорового песнопения. Словом «ВАРГАН» на Руси обозначался подковообразный металлический щипковый инструмент с язычком (комус). |
Каждый орган обязательно строится на уровне лучших достижений науки и техники своего времени. Мастера стремятся воплотить всё самое новое, совершенное, прогрессивное, что только можно почерпнуть из новейших технологий.
Что же общего во всех этих инструментах, почему они все именуются словом «ОРГАН»?
В колебательное состояние столб воздуха приводит воздушная ленточная струя, поступаемая из нижней части (ножки) трубы. Значит этот инструмент относится к духовым, поскольку колебательный процесс возбуждается также воздухом.
Таким образом, орган является клавишно-духовым музыкальным инструментом.