Музыка и литература что роднит музыку с литературой 5 класс

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Что роднит музыку с литературой

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— связь двух видов искусства – музыки и литературы;

— влияние музыки на литературу;

— влияние литературных текстов на музыку;

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.

Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.

Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.

Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».

И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.

В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.

Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.

В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.

В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.

В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.

В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.

А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.

В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.

Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.

Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Что такое программная музыка?

Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.

В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?

Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.

Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.

Источник

Открытый урок в 5 классе «Что роднит музыку с литературой»

Авторская разработка проекта урока музыки в 5 классе

по теме :»Что роднит музыку с литературой?»

с формированием навыков смыслового чтения и использованием метода проектов.

Григорьева Ирина Викторовна,

учитель технологии, музыки первой категории.

Окунёвская СОШ филиал МАОУ Вагайская СОШ

Тюменская область, Омутинский район.

Открытый урок музыки в 5 классе по теме :»Что роднит музыку с литературой?»

Цель: выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения.

формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

формировать навыки и умения выразительного смыслового чтения;

развивать мышление, память, воображение через восприятие музыки и поэзии;

учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;

учить детей умению анализировать басню;

расширять словарный запас учащихся;

воспитывать нравственно-этические нормы поведения.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты изучения: Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, проектор, экран, презентация учителя с текстом, картинками и музыкальными произведениями.

Литературный материал: Басни И.А.Крылова «Квартет» и «Ворона и лисица», слова песни «Во поле берёза стояла», стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок».

Материал искусства: картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»

Музыкальный материал: Русская народная песня, «Во поле берёза стояла»,

«Во поле береза стояла» р.н.п. П. Чайковский. Симфония №4, романс М.И.Глинки «Жаворонок».

I. Организационная часть. Музыкальное приветствие:

II. Основная часть. 1. Повторение изученного материала в 4 классе

Музыкальные загадки ( развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество.)

Семь сестренок очень дружных,

Каждой песне очень нужных.

Музыку не сочинишь,

Если их не пригласишь. (Ноты)

Если ноты в ряд стоят,

Эти ноты —. (Звукоряд)

Он ключ, но ключ не для двери,

Он в нотоносце впереди.

Работа с текстом стихотворения

Чтоб выучиться пению
Имеем мы терпение,
И чтоб урок не зря у нас прошел,
Должны мы быть внимательны,
Послушны и старательны
И выучить все ноты до одной:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до,
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до”.

1. Какими вы должны быть на уроке музыки? (внимательными, послушными и старательными)

2.Какие ноты вы знаете?

(До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до)

Прочитайте музыкальный рассказ (Используется при повторении знаний нотной грамотности)

2. Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами начнём экскурсию по литературно-музыкальному журналу (на доске: «МУЗЫКА + ЛИТЕРАТУРА =. «), название журнала мы узнаем после составления кроссворда. На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой.

Формулирование темы урока. Ребята, как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о музыке и литературе)

Работа с учебником. Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему урока.

(Тема урока: «Что роднит музыку с литературой».)

— А теперь давайте составим план, работы на уроке. (Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана). Прочитайте, что получилось.

Выяснить, что общего между музыкой и литературой.

Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.

Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.

Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.

Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

— Эту мелодию мы сможем с вами исполнить? (Да, сможем). Как? (Голосом).

Работа с учебником Прочитайте текст по теме урока: «Что роднит музыку с литературой». и вставьте пропущенные слова

Реконструкция текста (Письмо с дырками). (Этот приём подойдёт в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. )

«Музыкальный текст, с пропусками слов» ( Учащимися составляются тексты и слова для справок для индивидуальной работы.)

Слова для справок : композиторы, сочинение, содержание, произведения, источник,

Слова для справок : сказка, песня, произведения, романс, музыка, поэма, жанры, баллада, запевка.

Задание № 1. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. Их нужно разобрать, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке. (дети работают с карточками)

Инстр у ментальная музыка 5

Из слов собрать кроссворд, чтобы получилось слово

(собираем сверху вниз по числам, начиная со слова Симфония.

Итак, ребята, как называется наш литературно-музыкальный журнал? (Сотрудничество) А почему он так называется? (Музыка и литература сотрудничают друг с другом) (Раздаются карточки )

Приём «Дополни предложение»

Б) Ты всё пела? Это дело:….

Г) Спой, Светик не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой….

Д) А вы, друзья, как ни садитесь……

Приём «Дополни определение»

А) Исполнение мелодии голосом без слов называется ____________________. (вакализ)

Б) _______________ – это небольшой рассказ (чаще стихотворный) состоит из двух частей: основное повествование и мораль (нравоучение) и сатирическое изображение (Басня)

Музыка часто становится основой сюжета литературного произведения, иногда она выступает как главный действующий герой.

Задание № 2. Прошу вас, ребята, продолжить крылатые выражения и назвать произведения из которых эти строки: (из басни..)

Ты все пела? Это дело. (Так поди же, попляши!)

Ай, Моська!…(знать, она сильна, что лает на Слона!)

Спой, Светик не стыдись!

( Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица!)

А вы, друзья, как ни садитесь…(Все в музыканты не годитесь)

Итак, мы открываем первую страницу нашего журнала БАСНИ.

Но сначала давайте вспомним, что называется басней? (Басня – это небольшой рассказ (чаще стихотворный) состоит из двух частей: основное повествование и мораль (нравоучение) и сатирическое изображение

— Кто чаще является героями басен? (растения, животные и предметы)

— А кого автор подразумевал под животными и растениями? (людей)

— А кто самый известный баснописец? (Иван Андреевич Крылов)

(Учитель раздаёт слова басни И.А.Крылова «Квартет», Приложение 2.)

Приём «Чтение с остановками и вопросы « (Учитель выбирает текст для чтения. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т.д.)

Как называется басня?

Кто автор басни? (самый известный баснописец)

Как автор называет Мартышку?

Как автор называет Мишку?

На каких инструментах собрались играть звери?

Где животные собрались играть на инструментах?

Что собрались делать животные?

Какие животные собрались сыграть квартет?

О ком в басне идёт речь?

2. Иван Андреевич Крылов

5. Ноты, баса, альта, две скрипки.

7. Сели на лужок под липки

9. Пленять своим искусством свет

10. Мартышка, осёл, козёл и мишка.

11. Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей

12. О животных, выступающих в роли музыкантов.

Приём «Словарная работа»

Задание № 3. 1. Прочитайте и подчеркните карандашом непонятные вам слова. Запишите определения в тетрадь.

Пленять – увлекать.
Чинно – строго по правилам.
Уселись чинно в ряд.

2. Подчеркните и назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.

3. На каких инструментах играли звери? ( бас, альта, две скрипки)

4. К какой группе симфонического оркестра они относятся? (струнно-смычковой)

квартет, ноты, бас, скрипка, музыка, прима, музыка, альт, кант, запляшут, втора, смычок.

5. Какой инструмент не называется Крыловым? ( контрабас, он не входит в состав струнного квартета, а басом Крылов называет виолончель)

Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:

Работа с иллюстрациями

Задание № 4: рассмотреть струнно-смычковую группу

Задание № 5. Работа с текстом . (Выборочное чтение)

Найдите и прочитайте, кому какие инструменты достались. (Бас – медведю, мартышке – скрипка прима, альт – у осла, вторая скрипка у козла)

Как вы понимаете слова: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет»? ( увлечь всех жителей леса своей игрой)

В самом деле, они могли пленять своим искусством? (Нет, они не умели играть на инструментах)

Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре? (Себя.) «Я, прима, сяду против вторы

Что собрались делать животные? (Затеяли сыграть квартет.)

Прочитайте слова, которые выражают смысл басни ( «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)

В чем же смысл басни? Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка не смогли сыграть на инструментах, потому что у них нет способности, знаний и умений. У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы.

Прочитайте, как они начали свою игру ( Ударили в смычки, дерут, а толку нет )

Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка? ( Нет)

Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом)

Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? (Умным, знающим)

Получилась ли у них музыка? ( Нет )

Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад» ( И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!»)

Задание № 6: Чтение по ролям. (Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения.)

мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.

( Вы обратили внимание, что ни один зверь не держит правильно инструмент?

Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты? (Мастерства, усидчивости и терпения) (на доске УМЕНИЕ + ТРУД = МАСТЕРСТВО), которое важно в любом деле, особенно в искусстве.

Проектная работа. ( Поиск информации в Интернете), Индивидуальное домашнее задание по желанию ребёнка (сообщение, презентация).

В каких словах басни заключена мораль? ( Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.) Дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. («Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней..» А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)

Почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? ( Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей.)

Прочитайте слова, которые выражают смысл басни ( «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)

— Что с помощью музыки хотел сказать баснописец ? (Как вести себя в огромном и сложном мире, как правильно строить отношения с другими людьми. Так, например, Крылов убежден, что основу жизни составляет труд, а благополучие общества зависит от совместного труда людей, работающих честно и умело.)

— К чему может привести отсутствие профессиональных знаний? («Ударили в смычки, дерут, а толку нет.») (К неудачам, к неспособности решений новых профессиональных задач)

А теперь представьте, если бы не было музыки, смог бы И.А.Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.

Ребята, вам понравилась басня «Квартет»? Чем понравилось произведение, что запомнилось? (ответы детей)

Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни.

— Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? ( Это русская народная песня «Во поле береза стояла».) (Приложение 4)

— Правильно, давайте исполним песню (исполнение)

( Это финал Симфонии № 4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.)

Установите соответствие музыкальных и литературных произведений:

Арабская сказка «Тысяча и одна ночь»

Повесть «Метель» А.С.Пушкин»

Басня «Квартет» И.А.Крылов

Стихотворение «Жаворонок» Н.Кукольник

Сказка «Щелкунчик» Эрнст Гофман

Стихотворение «Горные вершины» М.Ю.Лермонтов

Сказка «Снегурочка» А.Н.Островский

Сказка «Золушка» Шарль Перро, (Братья Гримм)

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье»

А) Романс из музыкальных иллюстраций к повести «Метель» Г.Свиридов.

В) Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский

Г) Романс «Горные вершины» А.Варламов

Д) Романс «Жаворонок» М.И.Глинка

Ж) Балет – С.Прокофьев – Золушка

И) Симфоническая сюита «Шехерезада»

К) Струнный квартет А.П. Бородин.

Л) М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

М) Опера « Волк и семеро козлят » М.В. Коваль

Приём “ Верно ли, что…” (Учатся выражать свои мысли, формулировать на основе текста свои доказательства )

Верно ли, что басню «Квартет» написал Андрей Иванович Крылов? (нет)

Верно ли, что музыку с литературой роднит интонация? (да)

Верно ли, что басню «Квартет» написал А.С.Пушкин? (нет)

Верно ли, что контрабас входит в состав струнного квартета? (нет)

Верно ли, что И.А.Крылов басом называет виолончель? (да)

Верно ли, что И.А.Крылов был хорошим музыкантом и сам любил играть в квартете? (да)

Верно ли, что И.А.Крылов играл на контрабасе? (нет)

Верно ли, что И.А.Крылову было 11 лет, когда он написал свою первую басню? (да)

Верно ли, что И.А.Крыловым создано 56 басен? (нет)

Отгадайте кроссворд «Квартет» (Приложение 3)

– Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут вам стать лучше. В нашей библиотеке есть много книг И.А.Крылова, кого заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно.

Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы?

( Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.)

М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. Послушайте романс «Жаворонок»

(Слушание.) (Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.)

Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М.И.Глинки. (Приложение 5)

Ребята, обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»с музыкой Михаила Ивановича Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.( Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке)

Подведение итогов. Оценки.

— Какой мы сделаем вывод? ( Все виды искусств: музыка, литература и живопись тесно взаимосвязаны и имеют очень много общего)

VI. Домашнее задание (Индивидуальное )

Найти пословицы, которые можно отнести к басне «Квартет».

Викторина по басне И.А.Крылова «Квартет» (Приложение)

Составьте свой музыкальный кроссворд.

Найти музыкальные загадки.

Выбрать тему проекта: (на выбор)

— Информационный проект (публичное выступление с сообщением «Фрагменты жизни и творчества И.А.Крылова.»

— Практико-ориентированный проект (изготовление дидактического материала «Басни И.А.Крылова»

— Творческий проект «Музыкально-литературный журнал»

— Исследовательский проект » Музыка в жизни и творчестве И.А.Крылова.»

— Презентация к уроку с играми или физминутками.

— Презентации к уроку «Музыка в баснях И.А.Крылова»

— Презентация к уроку «Автобиография Михаила Ивановича Глинки.»

— Презентация к уроку»Автобиография Ивана Андреевича Крылова»

Источник

План-конспект урока музыки

УМ модуль: Музыка и литература

Тема урока: Что роднит музыку с литературой

Тип урока: урок изучения нового материала

— учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

— развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства.

— знание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания языка каждого из них;

— формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

— овладеть понятиями вокализ, квартет.

Дидактические средства: презентация, учебник музыки 5 класс Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.

Материально-техническое оснащение (МТО): проектор, ноутбук, акустическая система.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация ранее изученных знаний

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Подведение итогов урока

Выдача домашнего задания

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Перекличка.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)

Сегодня тема нашего урока – «Что роднит музыку с литературой». Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства – музыки и литературы. (слайд 1)

3. Актуализация ранее изученного материала (6 мин)

Но для начала необходимо вспомнить, что вы уже знаете о музыке. Для этого немного поиграем. Любите играть? Я подготовила для вас кроссворд, давайте его разгадаем.

Клавишный струнный музыкальный инструмент (фортепиано). (слайд 2)

Как называют музыканта, играющего на ксифоне, барабанах или тарелках (ударник). (слайд 3)

Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения? (Лист) (слайд 4)

Чем водит по струнам скрипач? (смычок) (слайд 5)

Ансамбль четырех музыкантов, а также название одной известной басни И. А. Крылова (квартет). (слайд 6)

Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано (аккордеон). (слайд 7)

Молодцы, я вижу, что с музыкой вы знакомы. (слайд 8)

Но кто ответит мне на следующий вопрос?

4. Изучение нового материала (30 мин)

Что такое музыка? Ответов существует множество. Давайте прочитаем как бы ответили на этот вопрос великие люди прошлого.

Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека. ( Лютер М.)

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. (В. Сухомлинский)

Прекраснее музыки только тишина. ( Поль Клодель) (слайд 9)

Как вы понимаете эти высказывания?

Запишите себе в тетрадку высказывание Сухомлинского.

Разные ответы на вопрос «что такое музыка?» лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка. Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково – она делает людей лучше, возвышеннее и благороднее. Но испытывать влияние музыки, еще не значит понимать ее.

Чтобы хорошо разбираться в музыке, нужно знать, что такое звук, как создается мелодия, быть знакомым с произведениями выдающихся композиторов, разбираться в музыкальных инструментах, а также иметь чувство ритма и музыкальных слух. Не огорчайтесь, если у вас «нет слуха». Слуховую память можно развить. Все это мы узнаем на уроках музыки.

Музыка существует на земле тысячи лет. Изобретение музыки нельзя приписать никому, так же, как нельзя приписать кому-либо изобретение человеческой речи. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека. Она непременно звучала на праздниках.

Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А ее способность пробуждать «добрые чувства», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна!

У каждого вида искусства есть его собственные изобразительные средства – так называемый художественный язык. Произведения живописи создаются с использованием масляных красок, акварели, карандашей, фломастеров или цветных мелков и еще холста или бумаги. (слайд 10) Скульптор в своем творчестве использует камень, глину, металл, пластмассу. (слайд 11)

А композитор? Он пишет музыку, используя звуки, точнее, сочетания звуков. И соединяются звуки друг с другом не просто так, а по определенным музыкальным законам. Чтобы лучше понимать музыку, следует хорошо знать ее язык.

Какое музыкальное произведение вы слышите чаще всего? (Песня)

Правильно, это песня. Песня – это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы.

Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов? (в песне останется одна мелодия).

Эту мелодию мы можем с вами исполнить? (Да, сможем. Голосом)

Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ». (слайд 13)

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию? (Останется один только текст, т. е. – стихотворение.) (слайд 15)

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений, в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте басню И.А. Крылова «Квартет» и запишите слова из текста басни, которые относятся к музыке.

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы*;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь». (слайд 16)

Итак, какие слова, относящиеся к музыке вы записали? (квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок).

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? (нет).

Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни.

5. Подведение итогов урока (3)

Давайте ответим на несколько вопросов для повторения.

Из каких составных частей состоит песня? (слайд 17)

Вот и подошел урок к концу. Я предлагаю вам проголосовать. Если вам понравился урок, то поднимите большой палец вверх, если не понравился, то вниз. (слайд 18)

6. Выдача домашнего задания (1 мин)

На оценку составить кроссворд о музыке с использованием не менее 5 слов. Оформить в виде презентации, распечатать на принтере или нарисовать на альбомном листе. Ответы не вписывать, а написать на отдельном листе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *