Музыкальный классицизм что такое
Классицизм
Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1750 и 1820 годами. Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.
Классицизм в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
В этот период в творчестве композиторов достигают совершенства такие жанры, как соната, симфония и опера.
Из барокко в классицизм
Классицизм. Наиболее известные произведения
Народный рейтинг: 525566
Лично мне запомнилось использование Лунной сонаты в мультфильме «Маша и медведь» («До весны не будить»), где в финальных титрах Медведь, намаявшись с Машей, вместе с Волком в ночном лесу ест кашу и воет на луну.
Народный рейтинг: 507041
Написано от безответной любви. Любовь не сложилась, зато сложился шедевр.
Народный рейтинг: 484281
Знаменитый «па-ба-ба-бам», известный также как «мотив судьбы» или «тема судьбы».
Народный рейтинг: 463137
Народный рейтинг: 428525
Является одним из самых известных и наиболее узнаваемых произведений композитора.
Народный рейтинг: 360878
Гимн Евросоюза, между прочим
Народный рейтинг: 348830
Симфонию № 40 можно найти в поисковике, набрав «парарам парарам парарарам )))
Народный рейтинг: 310173
Почему-то именно эту музыку исполняют турникеты московского метро при безбилетном проходе.
Народный рейтинг: 282144
Народный рейтинг: 263111
Народный рейтинг: 255078
Соната для фортепиано № 17 ре минор, op. 31 № 2, была написана Бетховеном в 1802 году. Неофициальные названия: «Буря», «Соната с речитативом», «Шекспировская соната».
Народный рейтинг: 208014
Народный рейтинг: 179232
«Мальчик резвый кудрявый, влюбленный
Адонис, женской лаской прельщённый,
Не довольно ль вертеться, кружиться,
Не пора ли мужчиною быть.»
Народный рейтинг: 177783
Однажды Йозеф Гайдн заметил, что некоторые несознательные граждане имеют наглость дремать под его симфонии. И подготовил «сюрприз», да такой, что спящая публика аж подскакивала.
Народный рейтинг: 156520
Народный рейтинг: 134565
Народный рейтинг: 126914
Самый известный фрагмент «реквиема», в котором лично Моцарт успел написать всего 8 тактов, а остальное дописывали ученики.
Народный рейтинг: 123198
Народный рейтинг: 116338
Первый концерт для фортепиано с оркестром из пяти, написанных Моцартом в возрасте 11 лет. Фрагмент часто используется для заставок в телефонных колл-центрах.
Народный рейтинг: 93257
В финале симфонии музыканты начинают один за другим молча вставать и уходить, оставляя на сцене лишь пару скрипачей, а затем и вовсе одного растерянного дирижера. ИЗ-за этого симфония получила неофициальное название «прощальная».
Комментарии (1)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Очень интересная информация, спасибо ≧◡≦
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
О музыке эпохи Классицизма и ее великих именах
Термин «классическая» в музыке в основном ипользуется для определения серьезной, художественной музыки, т.е. музыки, которая не является народной, популярной, джазом, роком и т.д. Но также есть и «классический» период в истории музыки, называемый классицизм.
КЛАССИЦИЗМ В МУЗЫКЕ – ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ
Гайдн. Симфония №45.
Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Система разработанных венской школой форм актуальна до сих пор. Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Моцарт. Фортепианный концерт №13.
Бетховен. Соната №5 для скрипки и фортепиано оп.24
Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро и трогательные чувства.
Текст из разных источников.
Процитировано 10 раз
Понравилось: 21 пользователям
Между барокко и романтизмом
До середины XVIII века в европейской культуре господствует музыка барокко, которую искусствоведы характеризуют как «высокопарную» и «странную». Название термина происходит от португальского словосочетания perola barroca, обозначающего жемчужину причудливой формы. Мелодии в барочном стиле вычурные и спутанные. Сочинители используют изощрённые музыкальные украшения, которые усложняют исполнение произведений.
Замысловатость барокко сменяется простотой и естественностью классицизма. В переводе с латинского языка classicus означает «образцовый». Основные особенности музыкальной классики — логичность и стройность, рационализм и гармония. Разум побеждает чувства. На первое место выдвигаются типические свойства человеческого характера, отметая в сторону индивидуальность личности.
Эпоха классицизма в музыке начинается с реформы оперного искусства, которую провёл композитор из Баварии Кристоф Глюк, заложив мировоззренческие основы нового направления. Сочинения должны быть правдивы, просты и естественны. Классическая музыка строится по определённым канонам. В структуре произведения необходимы пропорциональность и уравновешенность. Всё второстепенное и лишнее отбрасывается.
Становление классицизма в музыке делится на два этапа, которые проходили под влиянием двух творческих и исполнительских направлений. Искусствоведы именуют их школами — мангеймской и венской.
Композиторы, работавшие в Мангейме, начали использовать в симфонии четырёхчастную структуру. Музыканты стремились избегать монотонного звучания. Большое внимание уделялось выделению мелодических оборотов. Диапазон громкости расширился от максимального фортиссимо (очень громко) до еле слышимого пианиссимо (очень тихо). Яркими представителями мангеймской школы являются Ян Стамиц, Франц Рихтер, Антон Фильс.
Венская школа
Труды немецких музыкантов продолжили композиторы, творившие в Вене. В этот период сочинители окончательно закрепили в симфонии четыре раздела, происходит формирование сонатной формы музыкальных произведений. Камерная музыка обогащается новыми жанрами — струнным квартетом и фортепианным трио. Развивается оперное искусство. Новое лицо обретает церковная музыка.
Главными фигурами венской школы классики являются Гайдн, Моцарт и Бетховен. В их музыке в полной мере проявляются простота и логичность художественной формы. В сочинениях венских классиков переплетаются разум и душа, трагизм и комичность, скрупулёзный расчёт и лёгкость изложения мысли.
Франц Йозеф Гайдн
В детстве Гайдн (1732—1809) служил певчим в венском кафедральном соборе. В храме святого Стефана мальчик научился играть на клавесине и скрипке, начал писать музыку. С 1749 по 1761 год молодой человек перебивается случайными заработками в разных оркестрах. Затем последовала тридцатилетняя служба при дворе Пала Эстерхази. После того как оркестр венгерского князя был распущен, музыкант работает в Англии. Последние годы жизни композитор провёл в Вене.
Гайдн считается родоначальником оркестровой инструментальной музыки. Он создал уравновешенную симфоническую форму. Камерные сочинения пишутся в новой сонатной форме.
Композитор написал почти 1 тыс. произведений во всех современных ему жанрах. Вершинами творчества Йозефа Гайдна считаются оратории «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).
Вольфганг Амадей Моцарт
Шестилетний ребёнок солирует в концертах и пишет серьёзные произведения. Так начинался краткий творческий путь Моцарта (1756—1791). К 16 годам юноша создал 4 оперы, 13 симфоний, 4 церковные мессы, 24 сонаты. Однако талантливый музыкант интересует публику меньше, чем вундеркинд. До 1781 года Вольфганг вынужден выполнять обязанности органиста при архиепископе зальцбургском.
Расцвет талант композитора приходится на последнее десятилетие жизни. Характерной чертой произведений Моцарта является переплетение жанров в одном сочинении. В опере и инструментальном концерте проявляются симфонические элементы, а симфония может зазвучать как камерная музыка.
К шедеврам, которые навсегда легли в музыкальную копилку человечества, относятся симфония № 40 соль минор (1788), опера «Волшебная флейта» (1791). Траурная месса «Реквием» (1791) нередко исполняется во время богослужения в католических кафедральных соборах.
Людвиг ван Бетховен
Отец мечтал, что Людвиг будет виртуозом, и заставлял мальчика репетировать по ночам. Но Бетховен (1770—1827) стал не известным исполнителем, а гениальным сочинителем. В молодости музыкант зарабатывал на жизнь, выступая с концертами, которые привлекали публику непревзойдёнными импровизациями исполнителя. Затем до конца жизни композитор давал уроки игры на фортепиано.
Первые творческие годы посвящены написанию сонат. Бетховен разработал фортепианный стиль, характе́рный для классической камерной музыки. Композитор любит противопоставлять крайние регистры, использует педаль инструмента, отдаёт предпочтение густым аккордовым созвучиям. С началом XIX столетия расцветает талант Бетховена-симфониста.
В масштабных произведениях в полной мере соблюдается концепция, заявленная венской школой классики, — строгая пропорциональность композиции, баланс между многообразием и единичностью мелодических элементов и форм.
По определению музыкальных критиков, лучшими творениями Бетховена считаются цикл из 32 фортепианных сонат (1792—1822), «Торжественная месса» (1824) и симфония № 9 (1824).
Музыкальные жанры классики
Классические мелодии зародились не на пустом месте. Предшествующие музыкальные направления служили фундаментом, на котором выросли музыканты-классики. Однако новаторские формы не вмещались в традиционные рамки. Композиторы венской школы развивают старые и создают новые формы. Список классических жанров:
В основе классической инструментальной музыки лежит сонатная форма. Сонаты исполнялись и ранее, но представители венской школы ломают старые каноны и формируют новые правила. Теперь произведение состоит из трёх частей. В экспозиции, исполняемой в быстром темпе, представляются две темы — главная и второстепенная. В разработке, выдержанной в медленном темпе, темы развиваются и сопоставляются. В репризе повторяется экспозиция, но только темы сближаются изменением тональностей.
Аналогична структура инструментального концерта. Название жанра происходит от латинского concertare, что означает «состязание». В трёхчастном произведении противоборствуют, если можно так сказать, оркестр и солирующий инструмент.
Симфонию как инструментальный жанр развивают композиторы Мангейма. Увеличивается число инструментов в оркестре. Возросшее количество исполнителей потребовало, чтобы музыкантами управлял дирижёр. Симфоническое произведение состоит из четырёх частей и строится по определённым правилам. Принципы построения музыкального материала:
Во второй половине XVIII столетия начинается рассвет камерной музыки. Сонатная форма стала колыбелью струнного квартета и трио. В состав первого включались альт, две скрипки и виолончель. Ансамбль из трёх исполнителей обычно состоял из скрипача, пианиста и виолончелиста.
В эпоху музыкального классицизма утверждается господство оперы. Почти каждый европейский королевский двор содержал оперный театр. Развитие жанра проходило в двух направлениях: опера-сериа и опера-буффа. В первом случае темой избирался один из античных мифов. В основе вторых лежал комедийный бытовой сюжет.
Принципы классики повлияли и на церковную музыку. Светская музыка привносит симфонизацию и драматизм в духовные произведения. Мессы и реквиемы, исполняемые во время богослужений, приобретают характер самостоятельных концертных композиций.
Реферат на тему музыкального классицизма призван сообщить об отличительных чертах направления в искусстве. Иллюстрацией к рассказу послужат фрагменты из произведений, которые создали композиторы венской школы. По сей день сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена остаются непревзойдёнными шедеврами.
Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры
В музыке, как ни в одном другом виде искусства, понятие «классика» имеет неоднозначное наполнение. Всё относительно, и любые вчерашние шлягеры, выдержавшие проверку временем, – будь то шедевры Баха, Моцарта, Шопена, Прокофьева или, допустим, The Beatles – можно отнести к классическим произведениям.
Да простят меня любители старинной музыки за легкомысленное слово «шлягер», но ведь и великие композиторы когда-то писали для своих современников популярную музыку, вовсе не замахиваясь на вечность.
К чему всё это? К тому, что важно разделять широкое понятие классической музыки и классицизм, как направление в музыкальном искусстве.
Эпоха классицизма
Классицизм, сменивший через несколько этапов Эпоху Возрождения, сложился во Франции в конце XVII века, отразив в своём искусстве отчасти серьёзный подъём абсолютной монархии, отчасти смену мировоззрения с религиозного на светское.
В XVIII столетии начался новый виток развития общественного сознания – настала Эпоха Просвещения. На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности.
Эстетические установки классицизма
Классицизм в музыке – венские классики
Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.
Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.
Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность формы. Простота и непринуждённость высказывания композиторов-классиков могла бы показаться современному уху банальной (в некоторых случаях, разумеется), если бы музыка их не была столь гениальной.
Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом жанре. Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы.
В плане предпочтений композиторами тех или иных образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность, ну и, конечно, природа, в небольшой степени и утончённая лирика. Моцарт охватил, пожалуй, все существующие образные сферы.
Жанры музыкального классицизма
Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.
В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Система разработанных венской школой форм актуальна до сих пор – современные «навороты» наслаиваются на неё, как на основу.
Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.
Сонатная форма
Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.
Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.
Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:
Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.
Сонатно-симфонический цикл
По строению, логике следования частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл.
Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:
Концерт
Название концерта, как жанра, произошло от латинского слова concertare – «состязание». Это произведение для оркестра и солирующего инструмента. Инструментальный концерт, созданный в эпоху Возрождения и получивший просто грандиозное развитие в музыкальной культуре барокко, в творчестве венских классиков обрёл сонатно-симфоническую форму.
Струнный квартет
Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.
Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.
Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм, кроме того, является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика).
Музыка периода классицизма
Хотя термин «классический» сегодня используется для общего описания западной музыки от романского периода до эпохи модерна, более точно будет отнести его к периоду от середины XVIII до начала XIX века. Хотя период классицизма довольно короток — он длился от периода барокко до начала романтизма, — в это время творили известнейшие композиторы, в том числе Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт.
Музыка эпохи классицизма стала ответом на все нарастающую сложность барочной музыки. Классицизм отличался простотой стиля, отражавшего стремительное развитие интеллектуализма XVI11 века, то есть эпохи Просвещения. Композиторы этого периода отказались от полифонии, контрапункта и пышной роскоши в пользу простоты, стройности и логичности. В музыке начали преобладать аккорды, благодаря чему тональная структура произведений стала более различимой.
XVIII век — эпоха серьезного развития и в искусстве, и в экономике. Открытие Помпей пробудило интерес к Античности. В эпоху Просвещения зародились новые политические идеи. Ценность личной свободы значительно возросла. Неудивительно, что конец века ознаменовался двумя важнейшими событиями мировой истории, перевернувшими установленный порядок: в Америке была принята Декларация независимости, а во Франции произошла революция. Огромное значение имела и промышленная революция, которая началась в Британии в середине XVIII века. Благодаря этому начал складываться новый класс буржуазии. Этим людям не хватало наследственного богатства аристократии, но они стремились к образованию. Они ценили искусство, которое традиционная правящая элита воспринимала как должное.
Однако XVIII столетие стало веком угасания традиции меценатства. Аристократы постепенно переставали покровительствовать музыкантам, поскольку их собственное богатство таяло на глазах. Впрочем, в то же время значительно увеличилось количество публичных концертов, и музыканты вышли в «свободное плаванье». Хотя Гайдн и Моцарт, к примеру, все же имели покровителей, но могли свободно путешествовать, благодаря чему их музыка стала доступной широкому кругу слушателей. Во время путешествий музыканты впитывали различные влияния, что обогащало их собственные сочинения. В 1794 году Бетховен приехал в Вену и благополучно существовал, пользуясь поддержкой множества влиятельных заказчиков, но не имея официальной должности, что было абсолютно невозможно в более ранние времена. В этот же период появились первые симфонические оркестры, хотя состав их был гораздо скромнее, чем в нашем XXI веке.
Поскольку материальное благополучие композиторов зависело от широкой публики, они начали работать именно для этой аудитории. Впервые в истории инструментальная музыка стала более популярной, чем вокальная, и в период классицизма достигла настоящего расцвета. Появились более четкие определения таких музыкальных форм, как соната и концерт. Из барочной музыки выросла настоящая симфония — большую роль в этом сыграл Гайдн. Теперь симфония состояла из четырех частей, написанных в разных темпах. В эпоху барокко существовал жанр кончерто гроссо. Это музыкальное произведение исполняли несколько музыкантов. В период классицизма появился сольный концерт, исполняемый одним солистом. Естественно, что мастерство солиста должно было быть безукоризненным. Такие музыканты путешествовали по Европе, выступали в разных городах и строили свою карьеру, не занимая никаких официальных должностей.
Самую важную роль в переходе от стиля барокко к классицизму сыграл Йозеф Гайдн. Гендель и Телеман тоже сумели воспринять новые течения, но именно Гайдна считают отцом симфонии и струнного квартета. Гайдн пользовался покровительством богатейшего семейства Эстерхази, но при этом много путешествовал по Европе и много сочинял. Его встреча с юным Вольфгангом Амадеем Моцартом благотворно повлияла на творчество обоих композиторов. И у мастера, и у ученика появились новые блестящие идеи.
Хотя в эпоху классицизма более активно развивалась оркестровая, а не вокальная музыка, в этот период были созданы великолепные оперы. Традиционно в опере доминировали итальянские композиторы и итальянский язык. Но постепенно известность в этом жанре стала приходить и к композиторам других стран — в частности, к Моцарту. Помимо Моцарта, видную роль в развитии классической оперы сыграл немецкий композитор Кристоф фон Глюк. Он смело пренебрегал условностями, чтобы сблизить музыку и драматический сюжет.
Главными ценностями эпохи классицизма стали просвещение и свобода. Но кровавая Французская революция и последующая война положили конец благоденствию. Символом этого сдвига явился настоящий колосс музыки, Людвиг ван Бетховен. Его Седьмая симфония, написанная в 1812 году, стала знаковой — она ознаменовала переход от периода классицизма к эпохе романтизма.
Йозеф Гайдн
В творчестве Гайдна объединились эпохи барокко, классицизма и раннего романтизма. Его по праву считают одним из самых плодовитых композиторов XVIII—XIX веков. За долгую жизнь Йозеф Гайдн написал около 1200 произведений. Его называют «отцом симфонии» и «отцом струнного квартета» — настолько огромен вклад композитора в развитие этих жанров. Гайдн оказал огромное влияние на Моцарта и Бетховена — ведущих композиторов следующего поколения.
Гайдн родился 3 марта 1732 года в семье каретного мастера и кухарки. Хотя родители его не знали нот, отец страстно любил народную музыку. Мальчик рос в очень музыкальной семье. Талант проявился в нем в весьма раннем возрасте. Когда Йозефу исполнилось семь, его отправили учиться к родственнику, Иоганну Маттиасу Франку. Франк был директором школы и хормейстером в соседнем Хайнбурге. Хотя отношения между Гайдном и Франком не всегда складывались гармонично, в Хайнбурге Йозеф научился играть на скрипке и клавесине. Кроме того, он пел дискантом в хоре. Вскоре на него обратил внимание капельмейстер венского собора Святого Стефана Георг фон Рейттер. В 1740 году Гайдн приехал в Вену. После прослушивания его приняли в хор, где он девять лет пел и обучался музыке. Хотя Рейттер не учил Гайдна композиции, юноша обладал истинным талантом и многому учился, просто слушая музыку.
«Рядом не было никого, кто мог бы меня смутить, поэтому я вынужден был стать оригинальным». Гайдн
В 1749 году у Йозефа произошла мутация голоса, и карьере хориста в соборе Святого Стефана пришел конец. Уличенный в проделках Гайдн оказался на улице. Несколько лет ему приходилось в буквальном смысле слова бороться за выживание.
Он преподавал музыку, пел на улицах, работал камердинером и компаньоном у итальянского композитора Николы Порпоры. Именно Порпора и разглядел в Гайдне недюжинный композиторский талант.
Несмотря на житейские трудности, Гайдн продолжил музыкальное образование—впоследствии он называл себя самоучкой, потому что научился всему по книгам и упражнениям. Успех пришел к нему в 1753 году, когда он написал оперу «Хромой бес». Впоследствии она была запрещена, но роль свою сыграть успела. Хотя несколько лет Гайдн продолжал работать без официальной должности, его связи с богатыми и влиятельными людьми укреплялись. В 1757 году он стал капельмейстером при дворе графа Морцина. Там он написал свои первые симфонии — ив 1760 году женился. Впрочем, брак с Марией Анной Алоизией Аполлонией Келлер оказался настоящей катастрофой, а разводов в те времена не было.
В 1761 году состояние графа Морцина ухудшилось, и ему пришлось распустить своих музыкантов. Гайдн стал вице-капельмейстером при дворе Эстерхази — одного из самых влиятельных семейств Австрийской империи. Когда через пять лет капельмейстер Грегор Вернер умер, Гайдн занял его пост. В семействе Эстерхази Гайдн проработал 25 лет. Он был придворным музыкантом князя Пауля Антона, а затем князя Николая I. Покинул он дом Эстерхази только в 1790 году, после смерти Николая I. Хотя больше всего Гайдн сочинял для своих покровителей, его слава росла, и он получал много заказов. По заказам были созданы самые значительные его произведения.
Наследник Николая I музыкой не увлекался. Он распустил оркестр и назначил Гайдну пенсию. Это позволило композитору принять приглашение Иоганна Петиера Саломона и посетить Лондон. Гайдн дважды бывал в Англии — в 1790-1791 и 1794-1795 годах. Там он написал свои самые известные сочинения, в том числе симфонии «Сюрприз» и «Лондонская».
В 1795 году князь Николай II, получивший титул годом ранее, вновь призвал Гайдна ко двору, и композитор вернулся в Вену. На период с 1795 по 1803 год приходится расцвет творчества Гайдна.
В это время он написал две великие оратории «Сотворение мира» и «Времена года», а также концерт для трубы с оркестром и девять последних струнных квартетов. В 1802 году обострилась болезнь, которая беспокоила его уже несколько лет. Гайдн потерял физическую возможность сочинять, хотя продолжал играть на рояле для собственного удовольствия. Гайдн умер 31 мая 1809 года, когда Вену атаковали наполеоновские армии. На его похоронах исполнили «Реквием» Моцарта.
В XX веке Энтони ван Хобокен составил полный каталог произведений Гайдна. Каталог был опубликован в 1957 году, и с этого времени произведения Гайдна обозначают номерами по этому каталогу («Hob» или «H»).
«Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Слова, произнесенные Гайдном на смертном одре, чтобы успокоить слуг. В это время Вену атаковала французская армия
Вольфганг Моцарт
Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт, которого мир знает под именем Вольфганг Амадей Моцарт, является величайшим чудом в истории музыки. Он родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбург. Отец его, Леопольд Моцарт, служил помощником капельмейстера в придворном оркестре архиепископа Зальцбургского. Он и сам был одаренным музыкантом, композитором и учителем музыки.
Юный Моцарт демонстрировал интерес к музыке с самого раннего возраста. Уже в три года он по слуху повторял пьесы, которые играла его семилетняя сестра Мария Анна (в семье ее звали Наннерль). Девочка тоже была вундеркиндом. Леопольд обучал детей не только музыке. Вскоре он оставил собственную карьеру, чтобы развивать таланты Анны и Вольфганга. С шести лет Моцарт с семьей путешествовал по Европе — Леопольд с гордостью демонстрировал своих талантливых отпрысков.
Первая поездка состоялась в 1761 году. Моцарт выступал перед Максимилианом III Баварским. В том же году семейство посетило Вену и Прагу, а следующая поездка растянулась на три года. Моцарты дважды побывали в Мюнхене, Мангейме, дважды в Париже, Лондоне, Гааге, Цюрихе и Донаушингене. В 1764 году в Лондоне Моцарт познакомился с сыном Иоганна Себастьяна Баха Иоганном Христианом.
Вновь они встретились в 1765 году, а потом в 1767-1768 годах, когда семья поселилась в Вене.
«В возрасте пяти лет он уже сочинял небольшие пьески, играл их отцу, а тот их записывал». Мария Анна Моцарт
В декабре, оставив мать и сестру в Зальцбурге, Моцарт с отцом отправился в новую поездку, на этот раз в Италию. Путешествие продлилось до марта 1771 года. Моцарт побывал в Болонье, Риме и Милане. В Милане в 1770 году состоялась премьера первой его оперы «Митридат, царь Понтийский». После возвращения в Австрию в 1771 году Моцарт еще дважды посещал Милан до 1773 года. Во время второй поездки он написал для знаменитого певца-кастрата Венанцио Рауццини мотет Excultate, jubilate. Этот мотет и поныне остается одним из самых популярных произведений композитора.
По возвращении в Зальцбург в марте 1773 года Моцарт получил должность придворного музыканта правителя города, принца-архиепископа Иеронима Коллоредо. За следующие четыре года он написал огромное количество музыки в самых разных жанрах: симфонии, небольшие оперы, камерные произведения. Но жалованье было весьма скромным, да и ставить оперы Моцарт не мог. За четыре года службы он смог посетить Вену и Мюнхен, а в сентябре 1777 года уволился, чтобы найти более высокооплачиваемую работу.
Во время следующей поездки Моцарт посетил Аугсбург, Мангейм, Париж (здесь в 1778 году состоялась премьера его «Парижской» симфонии) и Мюнхен. Эта поездка стала для Моцарта знаковой. В Мангейме он познакомился с семейством Веберов и увлекся их дочерью Алоизией. Однако женился он на другой их дочери, Констанце. В 1781 году Моцарт с семьей поселился в Вене. В браке у него было шестеро детей, но пережили младенчество лишь двое.
В январе 1779 года Моцарт вернулся в Зальцбург, где получил новую должность при дворе. Впрочем, жалованье оказалось не намного лучше. В родном городе он провел два года. После успешной премьеры оперы «Идоменей», которая состоялась в Мюнхене в январе 1781 года, Моцарт был приглашен к императорскому двору в Вену. Он отправился вместе с архиепископом Коллоредо, который участвовал в празднествах по поводу восшествия на престол Иосифа II, но во время этой поездки отношения между музыкантом и архиепископом окончательно испортились. В мае 1781 года Моцарт оставил пост придворного музыканта. После этого композитор жил в Вене, где написал около 200 произведений. Разрыв с Коллоредо привел к охлаждению отношений с отцом — Леопольд всегда поддерживал архиепископа. В 1783 году Моцарт приехал в Зальцбург, чтобы помириться с отцом и сестрой. Там он написал мессу до минор.
Поначалу Моцарт вел в Вене весьма свободный и роскошный образ жизни — его музыка пользовалась большим успехом. К середине 80-х годов XVIII века уже были написаны самые значимые его оркестровые и оперные произведения — «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». В 1787 году он даже стал придворным «камерным композитором» Иосифа II. Однако впоследствии его положение ухудшилось. После Французской революции 1789 года Австрия начала войну с Францией, и средств на поддержку музыкантов больше не было. Моцарт начал занимать деньги у друзей, давал уроки игры на рояле, сдавал комнаты внаем. В 1789 и 1790 годах он ездил в Германию, но эти поездки не улучшили его финансового положения.
Сегодня все произведения Моцарта нумеруются по каталогу Кехеля (обозначается «К» или «Kv») — Людвиг фон Кехель составил полный каталог сочинений композитора в 1862 году.
Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен был одним из величайших композиторов в истории человечества. Он играл главенствующую роль в западной музыке в период перехода от классицизма к романтизму. Бетховен родился в Бонне 17 декабря 1770 года. Семья его была очень музыкальной: и дед, и отец служили придворными музыкантами курфюрста Кельнского. Отец стал первым учителем маленького Людвига, но, заметив его недюжинный талант, в 1779 году отправил сына к придворному органисту и лучшему учителю музыки Бонна Кристиану Готлобу Нефе. Нефе преподал юному Бетховену основы музыкальной композиции.
«Запомните этого молодого человека, однажды он заставит весь мир говорить о себе». Моцарт в 1787 году о Бетховене, когда тому было 17 лет
С 1781 года (сначала бесплатно, а с 1784-го за жалованье) Бетховен работал помощником органиста в Нефе. В марте 1783 года с помощью Нефе ему удалось опубликовать свои первые сочинения. Через четыре года Бетховен приехал в Вену, надеясь увидеться с Моцартом, однако никаких сведений об их встрече не сохранилось. Но в музыке Бетховена явственно чувствовалось влияние великого австрийца. Из Вены пришлось уехать — у Бетховена умерла мать. В Бонне Людвигу пришлось справляться не только с тяжестью утраты. Отец начал сильно пить, поэтому юноше пришлось взять на себя заботу о младших братьях.
Вскоре Бетховен познакомился с графом Фердинандом фон Вальдштейном, который стал его главным покровителем. Большое влияние на Бетховена оказал Йозеф Гайдн, с которым он встретился в 1790 году. Гайдн помогал Бетховену во время его пребывания в Вене в 1792 году.
Первоначально Бетховен собирался сделать карьеру пианиста-виртуоза, но под руководством Гайдна начал изучать композицию. В этом ему помогали Антонио Сальери и Иоганн Альбрехтсбергер. Хотя проживание в Вене сначала финансировал курфюрст Кельна, но к середине 90-х годов деньги поступать перестали. После этого Бетховена поддерживали влиятельные аристократы, которые ценили его виртуозную игру на рояле.
«Благодаря неустанному усердию вы получите дух Моцарта из рук Гайдна». Граф Фердинанд фон Вальдштейн
В 1794 году Бетховен много писал и в следующем году показал свои сочинения, в том числе фортепианное трио, которое стало его первым опусом. Успех этих произведений принес Бетховену известность и деньги, что позволило ему в 1796 году совершить большую поездку в Прагу, Дрезден, Лейпциг и Берлин, где его концерты проходили с огромным успехом. В 1797 году он вернулся в Вену, где серьезно заболел. Тогда он впервые почувствовал ухудшение слуха. К 1802 году Бетховен понял, что глухота будет полной. Это вызвало у него глубочайшую депрессию, особенно в последние годы. И все же он был преисполнен решимости бороться со своим несчастьем и сумел создать подлинные шедевры. Однако с концертной карьерой после неудачной попытки исполнить Пятый концерт для фортепиано с оркестром в 1811 году пришлось расстаться. Никакие средства улучшения слуха (многие из них сохранились до наших дней) ему не помогали. К 1814 году Бетховен был абсолютно глух.
С 1798 года, после поездки в Прагу, Бетховен целиком посвятил себя композиции. В этот период он создал свои главные оркестровые произведения. В 1800 и 1802 годах он закончил Первую и Вторую симфонии, а с 1798 по 1800 год написал шесть струнных квартетов, посвященных меценату, князю Лобковицу.
В начале XIX века музыкальный стиль Бетховена изменился, стал более героическим и возвышенным. Впервые это почувствовалось в Третьей симфонии «Героической», премьера которой состоялась в 1805 году. Симфония оказалась самой длинной из всех ранее написанных — 50 минут. В этот период Бетховен окончательно из классициста превратился в композитора-романтика. Он написал шесть из девяти симфоний, оперу «Фиделио» и скрипичный концерт. Но финансовая нестабильность мучила его. В 1805 году он потерял должность штатного композитора венского театра Ан дер Вин. Пошатнувшееся здоровье заставляло его часто обращаться к докторам. Кроме того, его преследовали неудачи в личной жизни.
В эти годы он писал очень мало. Лишь в середине 1813 года, получив известие о победе Веллингтона над армией Наполеона при Виттории, он создал симфонию «Победа Веллингтона», премьера которой состоялась в Вене в конце года. Так начался третий, «поздний» период его творчества. Музыка Бетховена смягчилась, стала более интимной и лирической. Возраст и болезни неизбежно брали свое. После 1813 года композитор часто вообще не мог работать. Но когда здоровье улучшалось, он продолжал писать музыку. В эти годы были созданы два величайших его шедевра — Девятая симфония с «Одой к радости» (сейчас это гимн Евросоюза) и Торжественная месса.
Болезни приковали Бетховена к постели. Он умер 26 марта 1827 года и был похоронен три дня спустя. В последний путь его провожали 20 тысяч человек, выстроившихся вдоль улиц, по которым ехал погребальный кортеж.