Найдите в предложениях фигуры речи и охарактеризуйте их для чего использованы
Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами
В русском языке применяются языковые средства речи, например:
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).
Таблица с примерами
Виды фигур | Определение | Примеры | |||||||||||||||||
Антитеза | фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств | ||||||||||||||||||
Анафора | повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) | |||||||||||||||||
Эпифора | повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) | Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? | |||||||||||||||||
Градация | такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его | ||||||||||||||||||
Хиазм | перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях | ||||||||||||||||||
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький) | |||||||||||||||||
Каламбур | игра слов, где в тексте создает комический эффект | ||||||||||||||||||
Риторическое восклицание | в форме восклицания содержится утверждение | Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов) | |||||||||||||||||
Риторическое обращение | фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится | А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов) | |||||||||||||||||
Умолчание | намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин). | |||||||||||||||||
Многосоюзие | повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи | И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин) | |||||||||||||||||
Бессоюзие | построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов | Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин) | |||||||||||||||||
Эллипсис | пропуск подразумеваемого слова | Не тут-то (было)! | |||||||||||||||||
Оксюморон | соединение логически несовместимых понятий |
Примеры: |
---|
«… и до листвы моей Доходят жилы влажные, стальные…«, «Дыханием приятным «Дай бог лжецам замкнуть уста, «. звучал мне долго голос нежный. «, «Какое привалило счастье «Здравствуй, волшебник лес, |
Анафора
Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.
Примеры: |
---|
«Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым». «О, я привык к этим ризам О, Святая, как ласковы свечи, «Или на вас тяготит преступление? «Много дум я в тишине продумал, |
Эпифора
Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).
Примеры: |
---|
«Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь« АнтитезаАнтитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы). «Я, наверно, родился поздно «Я не первый воин, не последний, «И сердце засмеется и заплачет«, «Находка таится в пропаже |
Градация
Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.
Примеры: |
---|
«Возвращаюсь к природе, к себе, К первозданной основе и сути.», «Всё в ней дрожало, волновалось, пело. / И белый свет – как россыпи |
Оксюморон
Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).
[table “49” not found /]
Риторический вопрос
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.
Примеры: |
---|
«Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза?« «А если это так, то что есть красота? |
Риторическое обращение
Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Примеры: |
---|
«Замолкни, Муза мести и печали!», «О, неподатливый язык! |
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.
Примеры: |
---|
«О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!« «Какой простор! Какая воля! |
Параллелизм
Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.
Примеры: |
---|
«Завидую тому, как он дерется,- я не был так бесхитростен и смел. Завидую тому, как он смеется,- я так смеяться в детстве не умел.«, «верю в тихое: «Что вы творите?», «В нем глядит подозрительно каждый портрет. ««Есть божий суд. » — метель ревела в окна. |
Парцелляция
Парцелляция — намеренное членение предложение на части.
Примеры: |
---|
«Очень трудно ему. На войне было легче. Жизнь идет.«, «Молчу. Гляжу на небо. Стыну. «Ветер. |
Антитеза
Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.
«Я, наверно, родился поздно
Или рано.Мне не понять»
«Я не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна»,
«И сердце засмеется и заплачет«,
«Находка таится в пропаже
И радость таится в тоске«
Градация
Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.
Примеры: | ||||
---|---|---|---|---|
«Листвою желтой, блеклой, Слезливой, мертвой мглой Постукивает в стекла Октябрьский дождик злой», «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов«, «Не жалею, не зову, не плачу«, «Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, «И где ж Мазепа? где злодей? «Все уныло, пусто, мертво, ЭллипсисЭллипсис — намеренный пропуск слова, его выпадение из текста стихотворение. БесссоюзиеБесссоюзие (Асиндетон) — соединение слов без использования союзов.
МногосоюзиеМногосоюзие (полисиндетон) — соединение слов с излишним использованием союзов.
Как выглядит задание ЕГЭ с данной терминологией?
Найдите в предложениях фигуры речи и охарактеризуйте их для чего использованыПрочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Проза Л. M. Леонова поражает своей насыщенной образностью и тревожной интонацией. Писатель использует тропы: (А)_____ (например, «машина цивилизации» в предложении 3, «пыль нравственного износа» в предложении 4) и (Б)_____ (например, «весь мир оклеен. » в предложении 10), с которыми органически сочетаются лексические средства: (В)_____ («нулевую фазу» в предложении 16, «бикфордов шнур» в предложении 19). А такой троп, как (Г) _____ («неописуемого существа» в предложении 14), помогает передать тревогу писателя». 1) сравнительные обороты 6) лексический повтор 8) ряды однородных членов (1)В те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас, суровые обличающие пророки зарождались в народах, и потом босые, простоволосые идеи разгневанно, с мечом и факелом в руках, врывались в действительность, чтобы произвести необходимую санитарную чистку. (2)Природа слишком много потратила надежд и усилий на человека, чтобы дать ему умереть так запросто и по-собачьи. (3)Последний век машина цивилизации работала на критических скоростях с риском смертельной перегрузки. (4)Всё сильнее обжигала дыхание взвешенная в воздухе пыль нравственного износа. (5)Казалось бы, у наших современников нет оснований для особого пессимизма. (6)Ведь всё так планомерно движется вокруг. (7)Прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всём скаку. (8)Сверкают переполненные товарами витрины, по улицам движутся потоки прохожих, туристов, всяких наисовременнейших автомобилей. (9)Воздушные лайнеры за сутки преодолевают расстояния, на которые Марко Поло и Афанасию Никитину потребовалось по три года. (10)Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (11)Музеев уже не хватает для передовых произведений искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (12)У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков. (13)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то. (14)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытое, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё. (15)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (16)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазУ времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания. (17)Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправдавшей себя парности Добра и Зла. (18)3нание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорваться в неё. (19)Самый же прогресс следует уподобить горению бикфордова шнура: счастье наше в том и состоит, что не видно, как мало осталось до заряда. * Леонид Максимович Леонов (1899—1994 гг.) — русский советский писатель Средства художественной выразительности, тропы, стилистические фигурыСредства художественной выразительности языка, или языковые средства, – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность. К средствам выразительности языка относят тропы и стилистические фигуры. Троп (греч. tropos – поворот) – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое явление, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление. Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления. Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз и др. Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении. Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным. Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением). Метонимия (греч. metonymía, буквально – переименование) – троп, основанный на принципе смежности, замена слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.). Гипербола – непомерное преувеличение. Литота – непомерное преуменьшение. Ирония – это насмешка, при которой её форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл. Перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Аллегория – иносказание, художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений. Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других слов и выражений, считающихся неприличными или неуместными. Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Основные стилистические фигуры – это анафора, эпифора, градация, параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, оксюморон. Анафора – фигура, заключающаяся в повторении схожих звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи. Эпифора – фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего. Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия. Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова. Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Риторическое восклицание передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторические обращения часто встречаются в монологах. Оксюморон – неожиданное соединение противоположных, казалось бы, несовместимых понятий («Барышня-крестьянка» – название повести А.С. Пушкина). Троп в отрывке М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича. »: «Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поет». Изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели Средство художественной выразительности использовано в пословице «С миру по нитке – голому рубаха» Средство художественной выразительности использовано в пословице «Все за одного, и один за всех» Средство художественной выразительности использовано в пословице «Ученье – свет, а неученье – тьма» Гипербола использована в поговорке Троп, использованный в строках К.Д. Бальмонта: «И почему так ландыш вдруг Вздохнул, в траве бледнея?» Троп, использованный П.Н. Васильевым в строке из стихотворения «Всадники» «Кони, словно нагайки, Вытянулись на бегу» Изобразительно-выразительное средство языка, используемое автором «Слова о полку Игореве»: «борзые кони», «червленые щиты», «храбрая дружина», «златые шеломы» Средство художественной выразительности образов-символов в характеристике князей «Слова о полку Игореве»: «солнца», «света», «соколов» и «тьмы», «туч», «галок», «черного ворона» Стилистическая фигура, использованная М.Ю. Лермонтовым в поэме «Мцыри»: «А душу можно ль рассказать?» Умирает мартовский снег, мы устроим ему весёлые похороны. Художественный приём, использованный в подчёркнутом словосочетании из стихотворения Б. Окуджавы, называется «Краска стыда вся ушла на флаги». Троп, использованный в этой поэтической строке Иосифом Бродским, – это Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В данных поэтических строках М.Ю. Лермонтова использовано такое средство выразительности, как В пословице «Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха» использовано такое средство художественной выразительности, как Месяц упал в камыши. В данном предложении использован такой художественный прием, как «Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх, стараясь обогнать друг друга». В этом отрывке из «Кладовой солнца» М.М. Пришвина использован такой художественный прием, как «Брат нежный мой! Сестра моя!» В этой поэтической строке из стихотворения Марины Цветаевой «Так плыли: голова и лира. » использовано такое средство художественной выразительности, как В пословице «Все за одного и один за всех» использовано такое средство художественной выразительности, как «Звучал булат, картечь визжала». В данной строке стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» использован такой художественный прием, как Постоянным эпитетом, характеризующим в русском фольклоре море и небо, является слово «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». В данных словах Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских») использован такой художественный приём, как И почему так ландыш вдруг вздохнул, в траве бледнея? В данных строках стихотворения Константина Бальмонта использовано такое средство художественной литературы, как …любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем. В данных пушкинских строках использовано такое средство художественной выразительности, как «В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем». Троп, использованный Пушкиным в данном фрагменте, – это Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и бравой битвой, Клянуся утренней звездой, Клянусь вечернею молитвой. В этих пушкинских строках использована такая стилистическая фигура, как Употребление слова в переносном значении, сопоставление предметов, явлений на основе сходства, скрытое сравнение – это С миру по нитке – голому рубаха. В данной пословице использовано такое средство художественной выразительности, как Какой художественный прием использован в стихах А. Блока: «К ней прилегла в опочивальне / Ее сиделка – тишина»? «Краска стыда вся ушла на флаги» – троп из стихотворения И. Бродского Укажите, какой художественный прием использован в следующей строке стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо»: «Уж пламя жадное листы твои. ». Укажите художественный прием, использованный Н. Черновой в строках: «То два крыла, пшеничных и ковыльных, / Ведут меня – и с ними я в ладу». Аллегория – обязательный прием Укажите художественное средство выразительности, используемое М. Цветаевой: «Брат нежный мой! Сестра моя!». «Умирает мартовский снег, / Мы устроим ему веселые похороны». Художественный прием, использованный в подчеркнутом словосочетании из стихотворения Б. Окуджавы, называется Назовите средство создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер, может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.
|