Мвл аэропорт что это

Местные воздушные линии

Местные воздушные линии (МВЛ) — региональные авиалинии, связывающие областные центры друг с другом, а также с районными центрами и отдалёнными посёлками в радиусе до 500—1000 км. Управление полётами авиации на местных воздушных линиях осуществляет Местный диспетчерский пункт.

Аэропорты МВЛ располагаются на аэродромах 3 или 4 класса, с искусственными или грунтовыми ВПП. Помимо обслуживания пассажирских и грузовых рейсов, важной задачей аэропортов МВЛ является координация авиационных работ в своём районе:

Содержание

История

Во всех регионах СССР существовала хорошо развитая сеть аэропортов МВЛ и выполнялось большое количество авиарейсов по МВЛ.

В 1990-е объем перевозок и количество авиарейсов на МВЛ сократились в десятки раз по причине низкого платежеспособного спроса населения и высоких авиационных тарифов. Местные авиаперевозки практически прекращены в Центральном, Приволжском и Южном федеральном округах России и на значительной части Северо-Западного федерального округа, где имеется сеть других транспортных коммуникаций, с которыми МВЛ не выдерживают конкуренции. Наиболее разветвленная сеть действует в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. По численности аэропортов с ВПП класса «Е», «Д» и «Г», она составляет 60 % от всей сети российских МВЛ и обеспечивает 70 % всех отправок пассажиров местным авиасообщением.

Существуют планы развития МВЛ в Центральном федеральном округе РФ: организация регулярных рейсов на малых самолётах («авиатакси») между Москвой и областными центрами округа.

В других странах СНГ авиасообщение по МВЛ фунционирует ныне в основном лишь в Азербайджане, Узбекистане и Туркменистане, дотируемое из госбюджета.

Классификация

С точки зрения управления воздушным движением, Местные воздушные линии делятся на:

Источник

Малая и личная авиация, местные авиалинии и воздушное такси: новый взгляд, концепции и спецтехника

Ранее ведущий консультант направления физико-технических исследований ФПИ Ян Чибисов сообщил ТАСС, что предложения по созданию «летающего автомобиля» поступили более чем от 60 коллективов.

Как уточнили в ФПИ, авторы идей могут отталкиваться в своих работах от автожиров, конвертопланов и мультикоптеров. Предложения на основе вертолетов приниматься не будут (ТАСС, 24 марта 2017)

Интерес также вызвала информация о том, что в завершение круглого стола гендиректор ООО «Фирма «Мвен» Виктор Ермоленко предложил на законодательном уровне обязать каждый населенный пункт с населением более 10 тыс. человек создать аэродром для местных воздушных линий (все-таки круглый стол проходил в КНИАТ, пропитанном авиационной спецификой). Сегодня, по словам гендиректора ООО «Фирма «Мвен», даже те, кто имеют возможность купить небольшой самолет, не знают, как потом на нем передвигаться по республике. Создание же таких площадок даст толчок к развитию всей авиации — от воспитания новых инженеров до инфраструктурных преобразований. Эту идею Рафис Бурганов попросил изучить Минэкономики, после чего на этой несколько романтичной ноте круглый стол решили завершить.

Местные воздушные линии (МВЛ) — региональные авиалинии, связывающие областные центры друг с другом, а также с районными центрами и отдалёнными посёлками в радиусе до 500—1000 км. Управление полётами авиации на местных воздушных линиях осуществляет Местный диспетчерский пункт.

Аэропорты МВЛ располагаются на аэродромах 3 или 4 класса, с искусственными или грунтовыми ВПП. Помимо обслуживания пассажирских и грузовых рейсов, важной задачей аэропортов МВЛ является координация авиационных работ в своём районе: базирование или ночёвки воздушных судов; заправка воздушных судов; передача экипажам воздушных судов метеорологической информации и указаний органов управления воздушным движением; обмен радиограммами и телеграммами с соседними.

Местные авиаперевозки практически прекращены в Центральном, Приволжском и Южном федеральном округах России.

Во всех регионах бывшего СССР существовала хорошо развитая сеть аэропортов МВЛ и выполнялось большое количество авиарейсов по МВЛ. Помимо основных (базовых) аэропортов, существовало значительное количество приписных аэропортов. Приписной аэропорт — структурное хозрасчётное подразделение объединенного авиаотряда (авиаэскадрильи), предназначенное для перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты на местных воздушных линиях, а также производства полётов воздушных судов по применению авиации в народном хозяйстве (выполнению авиационных работ).

В 1990-е объем перевозок и количество авиарейсов на МВЛ сократились в десятки раз по причине низкого платежеспособного спроса населения и высоких авиационных тарифов. Местные авиаперевозки практически прекращены в Центральном, Приволжском и Южном федеральном округах России и на значительной части Северо-Западного федерального округа, где имеется сеть других транспортных коммуникаций, с которыми МВЛ не выдерживают конкуренции. Наиболее разветвленная сеть действует в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. По численности аэропортов с ВПП класса «Е», «Д» и «Г», она составляет 60 % от всей сети российских МВЛ и обеспечивает 70 % всех отправок пассажиров местным авиасообщением. Существуют планы развития МВЛ в Центральном федеральном округе РФ: организация регулярных рейсов на малых самолётах («авиатакси») между Москвой и областными центрами округа. В других странах СНГ авиасообщение по МВЛ фунционирует ныне в основном лишь в Азербайджане, Узбекистане и Туркменистане, дотируемое из госбюджета.

С точки зрения управления воздушным движением, Местные воздушные линии делятся на:

— МВЛ 1 категории, предназначенные для полётов самолётов 3 класса (взлётная масса от 10 до 30 т — Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, Як-40 и т. п.) в диапазоне высот 1500-6000 м со скоростями 300—600 км/ч по правилам полёта по приборам (ППП), с радиолокационным контролем; МВЛ 1 категории оборудованы радиомаяками и соединяют аэродромы 3 класса (длина ВПП 1200—1800 м).

— МВЛ 2 категории, предназначенные для полётов самолётов 4 класса (взлётная масса менее 10 т — Ан-2, Ан-3Т, Ан-28, Ан-38, Л-410, М-101Т и т. п.) в диапазоне высот 100—1500 м со скоростями 150—300 км/ч по правилам визуального полёта (ПВП), без радиолокационного контроля; МВЛ 2 категории соединяют аэродромы 4 класса (длина ВПП 600—1200 м), а в ряде случаев и посадочные площадки (длина ВПП 200—500 м).

В настоящее же время, нашим глазам открывается весьма разношерстная картина, существующая в отечественной малой авиации, как личной, частной, так и частно-государственной, корпоративной и др. Скорее всего разноплановость, разноуровневость и неоднородность продиктована нынешним общим состоянием дел в экономике и институциональной политике.

Цена на подобные летательные аппараты варьируется от 0,6 млн. до 1,2 млн.долларов США.

Отечественные вертолеты подобного класса представлены легким многоцелевым гражданским вертолётом «Ансат» с гидромеханической системой управления (ГМСУ), производства Казанского вертолетного завода.

Также отечественная малая авиация представлена широким кругом автожиров, одно- и двухместных. Однако, рассматривать их с точки зрения применимости в качестве авиатакси, аналитики считают нецелесообразным. Тем не менее, летательный аппарат, применяемый по схеме автожир, обладает целым рядом преимуществ, в том числе по безопасности, экологичности, стоимости и простоте в эксплуатации.

В настоящее время в РТ предложен проект «Разработка и испытания для серийного производства летательного аппарата класса автожир обеспечивающего максимальную безопасность при перевозке пассажиров и грузов на машинах подобного типа «АВТОЖИР­10», который был представлен на конкурс «50 лучших инноваций для Республики Татарстан» в ИВФ РТ.

Главной целью создания и эксплуатации воздушно ­ транспортного средства системы автожир является обеспечение максимальной безопасности полетов на данном типе летательных аппаратов в сочетании с высокими летными качествами, крейсерской скоростью, надежностью и экономичностью в эксплуатации. Все эти параметры аппарата достигаются за счет применения двух винтов: горизонтально расположенного (по типу вертолетного) и курсового (по типу самолетного), что позволяет обеспечить высокие скорости передвижения в сочетании с экономией топлива, а также высочайшую степень безопасности, при отказе двигателей, за счет авторотации горизонтального винта при аварийном приземлении.

Исторически сложилось так, что на сегодняшний день существует ряд предложений по использованию этого принципа полетов. Однако, они все относятся к эпохе 20­го столетия, когда применялись иные концепции в авиастроении, в том числе в материаловедении и технологиях производства, в таком классе как «малая и средняя» авиация.

Одной из задач проекта является преодоление непрерывного или скачкообразного роста цен на энергоносители, что позволяет осуществлять это благодаря низкой себестоимости, как самого аппарата, так и меньшим амортизационным затратам при его эксплуатации.

Такой вариант возможен при использовании комплекса экономических и технических идей и технологических приемов, предполагающих применение как традиционных, испытанных, материалов и технологий, так и современных, в том числе и экологичных материалов из вторичных ресурсов и передовых наноматериалов.

Сверхзадача, поставленная авторами, ­ это реализация инновационного проекта являющегося локомотивом для применения целого комплекса нанотехнологий и наноматериалов в конструкции автожира, двигателя, топливно ­ энергетической системе, что явится своеобразным толчком для развития наноиндустрии в целом, размещения заказов на отечественных предприятиях.

Мировой опыт постановки таких задач показывает их плодотворное влияние на появление и развитие новых идей и технологий и результативность, в конечном итоге, программ подобного типа.

В проекте также отражены основные технические решения конструкции, механизма передачи двигательной энергии, применения альтернативных экологичных видов топлива (газа), экономические рычаги оптимизации затрат при реализации проекта.

Нелишне добавить, что подобного типа автожиры органично вписываются в концепцию экологизации экономики, социально ­ экономические программы по минимизации затрат и получение быстрой отдачи вложенных средств, поднятию экономики малого и среднего предпринимательства. Вышеизложенные соображения позволяют структурам, реализующим проект рассчитывать и на финансово ­ экономические льготы.

Специально следует отметить, что в Республике Татарстан имеется обширная база, в виде авиапредприятий и опыт КБ, для реализации проектов подобного типа. Также до 2013 года проведены переговоры с рядом специалистов КНИТУ – КАИ о возможности создания проекта изготовления опытного образца пассажирского варианта автожира. В создании такого типа аппарата предполагается при содействии Российского экологического центра и Центра «Профмониторинг» на базе одного из территориально-отраслевых комплексов (кластеров) развивающихся в республике.

Рынки, как передовых, так и развивающихся стран, готовы к принятию летательных аппаратов подобного класса и цены. Ранее проект представлялся по линии НИОКР (стартап) в ИВФ Республики Татарстан (авт. Р.Булатов). Опыт создания подобного класса летательных аппаратов широко внедряется и за рубежом.

Нами предлагается проявить заинтересованность республиканским структурам и ведомствам и рассмотреть возможность участия ИВФ Республики Татарстан в конкурсах с проектами по развитию малой авиации, поданными по линии НИОКР в Инвестиционно-венчурный фонд РТ в предыдущие годы, с целью дальнейшего развития подобных инновационных проектов и организации производства на территории РТ, на имеющихся производственных мощностях республики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

Мвл аэропорт что это

РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
АЭРОПОРТОВ МЕСТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ

В настоящем Руководстве рассмотрены вопросы категорирования и проектирования аэропортов МВЛ, технология их работы, методы определения основных исходных показателей для эксплуатационно-технических расчетов, необходимых для проектирования аэропортов, отдельных зданий и сооружений, учтены особенности проектирования аэропортов МВЛ в районах Крайнего Севера.

Руководство предназначено для специалистов, осуществляющих проектирование аэропортов МВЛ.

Руководство разработано под общей редакцией канд. техн. наук В.И.Смоляка, инженеров П.И.Зенина, А.В.Ярцева.

Руководство утверждено Министерством гражданской авиации 28 ноября 1983 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Руководство распространяется на проектирование новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих аэропортов местных воздушных линий (МВЛ).

Примечание. Проектирование аэропортов МВЛ должно осуществляться применительно к «Нормам технологического проектирования аэропортов» ВНТП 1 для аэропортов V класса.

1.2. При проектировании зданий, сооружений и оборудования аэропортов МВЛ, наряду с настоящим Руководством, следует руководствоваться нормами годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов, требованиями соответствующих нормативных и инструктивных документов, утвержденных или согласованных с Госстроем СССР и МГА.

1.3. При проектировании отдельных объектов, зданий и сооружений необходимо использовать ведомственные нормы технологического проектирования отдельных сооружений аэродромов, аэровокзалов, цехов бортового питания, грузовых комплексов, объектов авиатопливообеспечения, объектов управления воздушным движением, радионавигации и посадки, светосигнального и электрического оборудования систем посадки, аэропортовой электросвязи, командно-диспетчерских пунктов, авиационно-технических баз.

1.4. При эксплуатации в аэропортах МВЛ вертолетов, как правило, для работ по применению авиации в народном хозяйстве, следует предусматривать здания и сооружения, обеспечивающие их безопасные и регулярные полеты. Проектирование этих аэродромов следует производить применительно к «Инструкции по проектированию вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации» и СНиП «Аэродромы. Нормы проектирования».

1.5. Определение основных исходных данных для эксплуатационно-технических расчетов при проектировании зданий и сооружений аэропортов следует выполнять применительно к методическим положениям «Пособия по проектированию аэропортов».

1.6. Проект аэропорта должен разрабатываться с учетом перспективы его развития не менее чем на 20 лет после ввода его в эксплуатацию.

В составе проекта разрабатывается схема генерального плана на 20-летнюю перспективу после ввода аэропорта в эксплуатацию, проектно-сметная документация разрабатывается на первую очередь строительства.

1.7. Первая очередь строительства (расширения, реконструкции) включает комплекс зданий, сооружений и оборудования для обслуживания всех видов перевозок в объемах, планируемых на 10-й год после ввода аэропорта в эксплуатацию (окончания расширения, реконструкции) и обеспечивающих безопасность и регулярность движения воздушных судов, уровень обслуживания перевозок, предусмотренных нормативными документами.

2. КАТЕГОРИРОВАНИЕ АЭРОПОРТОВ МВЛ И ИСХОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ

2.1. К аэропортам МВЛ относятся аэропорты, в которых регулярно (по расписанию) эксплуатируются воздушные суда III и IV групп с годовым объемом пассажирских перевозок не болев 500 тыс. чел., не входящие в перечень союзных аэропортов, утвержденный МГА.

Примечание. К самолетам III группы относятся воздушные суда типа Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40 и другие магистральные ближние самолеты II и III классов в соответствии с их классификацией, данной в «Наставлениях по производству полетов в гражданской авиации СССР» НПП ГА-78; к самолетам IV группы относятся воздушные суда типа Л-410, Ан-28, Ан-2, Л-610 и другие самолеты МВЛ IV класса.

2.2. Категория аэропорта определяется годовым объемом пассажирских перевозок (пассажирообменом), т.е. суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных пассажиров:

Годовой объем пассажирских перевозок, тыс. чел.

Источник

Мвл аэропорт что это

Мвл аэропорт что это. Смотреть фото Мвл аэропорт что это. Смотреть картинку Мвл аэропорт что это. Картинка про Мвл аэропорт что это. Фото Мвл аэропорт что это

Мвл аэропорт что это. Смотреть фото Мвл аэропорт что это. Смотреть картинку Мвл аэропорт что это. Картинка про Мвл аэропорт что это. Фото Мвл аэропорт что этоСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Полезное

Смотреть что такое «МВЛ» в других словарях:

МВЛ — максимальная вентиляция лёгких физиол. мед. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. МВЛ местная воздушная линия авиа, мн. ч. Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб … Словарь сокращений и аббревиатур

МВЛ — см. Вентиляция легких максимальная … Большой медицинский словарь

МВЛ — см. Вентиляция легких максимальная (Вентиляция лёгких максимальная) … Медицинская энциклопедия

МВЛ — авиац. местные воздушные линии … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

МВЛ — максимальная вентиляция лёгких … Словарь сокращений русского языка

МВЛ ЗСУ ГВФ — местные воздушные линии Западно Сибирского управления гражданского воздушного флота авиа … Словарь сокращений и аббревиатур

МВЛ (значения) — Местные воздушные линии региональные авиалинии, связывающие областные центры друг с другом, а также с районными центрами и отдалёнными посёлками. Эта аббревиатура используется в отечественной авиации на протяжении нескольких десятилетий.… … Википедия

Новосибирск Северный (аэропорт МВЛ) — Новосибирск Северный Страна: Регион: Россия Новосибирская область Тип: гражданский Код ИКАО: Код ИАТА: УНЦЦ (UNCC) Местонахождение: Заельцовский район г. Новосибирска, 5 км от центра … Википедия

вентиляция легких максимальная — (мвл) показатель уровня функциональных возможностей дыхания, равный максимальному минутному объему легочной вентиляции (т. е. при наибольшей частоте и глубине дыхательных движений) … Большой медицинский словарь

Вентиля́ция лёгких максима́льная — (МВЛ) показатель уровня функциональных возможностей дыхания, равный максимальному минутному объему легочной вентиляции (т. е. при наибольшей частоте и глубине дыхательных движений) … Медицинская энциклопедия

Источник

Прощание с небом

Внутрирегиональные воздушные перевозки прекратили существование на большей территории страны. За редким исключением идеи об их возрождении — красивая сказка, которой при текущем состоянии отрасли не суждено стать былью

Мвл аэропорт что это. Смотреть фото Мвл аэропорт что это. Смотреть картинку Мвл аэропорт что это. Картинка про Мвл аэропорт что это. Фото Мвл аэропорт что это

На прошлой неделе Ространснадзор выпустил предписание о запрете полетов из аэропорта Уктус (второй екатеринбургский аэропорт после Кольцово, до начала 90-х преимущественно отсюда выполнялись местные рейсы). Причина — истечение срока действия сертификата соответствия по авиационной безопасности. «Осуществление деятельности без сертификата — прямое нарушение законодательства РФ, оно ставит под угрозу жизнь и здоровье пассажиров», — отмечают в ведомстве. Когда Уктус снова будет готов к работе, прогнозировать сложно. Второе Свердловское авиапредприятие (ВСАП), собственник имущественного комплекса аэропорта и парка техники (большая его часть — вертолеты Ми-2, Ми-8, самолеты Ан-2), с 2010 года находится на стадии банкротства, в данный момент его активы распродаются.

В конце 2011-го власти Свердловской области заявили о старте проекта возрождения местной авиации. Для этого они планировали потратить в текущем году 200 млн рублей на выкуп ликвидной техники, находящейся в конкурсном производстве, и покупку оборудования для аэродромов. В проекте должна принять участие также Уральская горно-металлургическая компания — она предоставит часть имущества, приобретенного у ВСАП ранее, и, вероятно, поможет с техникой, поскольку является акционером чешского завода LET, выпускающего малые самолеты. Цель сотрудничества — восстановить авиасообщение Екатеринбурга с населенными пунктами на севере области. Правда, впервые эта идея прозвучала еще в 2008 году, но так и не дала видимого результата. Есть ли у подобных проектов шансы на жизнь в принципе?

Что имеем…

По данным ГосНИИ гражданской авиации, пассажирооборот местных авиаперевозок с 1990 по 2010 год сократился в шесть раз: с 6 до 1 млрд пассажиро-километров. Авиарынок в целом после распада СССР тоже оказался в глубокой яме (пик падения пришелся на 2000 год — пассажирооборот составил всего треть от результата 1990-го), только в 2011-м ему удалось вернуться на прежний уровень. Серьезные изменения произошли и в наземной инфраструктуре. Количество крупных аэропортов с длинной, от 1800 до 3200 метров, взлетно-посадочной полосой (ВПП) выросло с 98 в 1992 году до 119 в 2009-м. А в сегменте региональных и местных аэропортов с ВПП от 500 до 1800 метров тенденция обратная. Их количество сократилось в 5,7 раза: с 1204 единиц до 210.

Для оценки состояния внутрирегиональных линий в субъектах Урала и Западной Сибири мы запросили архивную информацию у территориальных управлений Росавиации и профильных региональных министерств. Чтобы увидеть масштабы потерь, не будем обобщать полученные данные, а рассмотрим каждый случай отдельно.

В Свердловской области центром местной авиации был аэропорт Уктус (в конце 80-х его перенесли на сегодняшнее место, на прежнем построен Ботанический микрорайон Екатеринбурга). В 70-е — начале 80-х в летний период отсюда ежедневно выполнялось до 50 регулярных рейсов на самолетах Ан-2. Екатеринбург был связан авиасообщением с тремя десятками населенных пунктов Свердловской области. Ежедневные отправки только из Уктуса достигали 550 пассажиров и 5 тонн почты.

— Аэропорты местных воздушных линий (МВЛ) начали закрываться и переводиться в статус посадочных площадок с середины 80-х. К 2006 году на территории области насчитывалось всего 17 аэропортов, которые стояли на балансе ВСАП. Их содержание требовало достаточно высоких финансовых затрат. Хотя правительство Свердловской области субсидировало перевозки пассажиров в труднодоступные районы с 1992 года, этих средств было недостаточно. Авиапредприятие не в состоянии было обеспечить приведение аэропортов в соответствие сертификационным требованиям. С 2006 года оставшиеся аэропорты области (кроме Уктуса) были закрыты с изъятием свидетельств государственной регистрации и годности к эксплуатации, исключены из государственного реестра, — сообщили в Уральском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Росавиации.

Сеть МВЛ в Челябинской области связывала порядка двадцати городов. К 1994 году осталось всего семь аэропортов, сегодня — три посадочные площадки, использующиеся для нужд авиации общего назначения и авиаработ. В Оренбургской области с 1960 по 1996 год выполнялись перевозки по 35 внутриобластным маршрутам, ежегодно перевозилось до 48 тыс. пассажиров. В Курганской области к 1994-му были закрыты 23 из 24 аэродромов. Местные перевозки полностью прекратились в Пермском крае, Удмуртии и Башкирии.

— С 1985 до начала 1990-х годов авиация местного значения занимала достойное место в объемах работ уфимского аэропорта. Полеты выполнялись с частотой 20 — 25 рейсов в сутки на самолетах Ан-2, Ан-24, Ан-28 и вертолетах Ми-8. В республике существовала развитая сеть из 31 аэропорта: пять из них с искусственными ВПП и полной инфраструктурой для обслуживания пассажиров и воздушных судов, пять аэродромов в районных центрах с твердым покрытием, четыре вертолетные площадки, остальные — с грунтовой ВПП, — отмечают в Госкомитете Башкирии по транспорту и дорожному хозяйству.

Разрушение системы местных авиаперевозок затронуло даже Тюменскую область, Югру и ЯНАО, хотя здесь, казалось бы, их роль гораздо важнее, чем в других регионах.

— На конец 80-х количество аэропортов в Тюменской области, включая округа, составляло 100. Происходящие изменения в политической и экономической жизни страны существенно повлияли на развитие сети. В сложившейся обстановке аэропорты были вынуждены повышать сборы и цены на топливо, что привело к снижению полетов, особенно по МВЛ и сокращению числа аэродромов до 40 к концу 90-х. Сегодня аэродромная сеть региона насчитывает всего 25 объектов. Из них 13 — в Югре, 11 — в ЯНАО, два — на юге Тюменской области, — рассказали в Тюменском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Росавиации.

Таким образом, до середины 90-х регулярные местные авиаперевозки осуществлялись во всех десяти субъектах Большого Урала. Сегодня они в гораздо меньших объемах остались только в Тюменском регионе и на севере Свердловской области (по нашим данным, в Сосьве базируется вертолет ЮТэйра, выполняющий полеты по осмотру газопровода, а два раза в неделю — между труднодоступными населенными пунктами). В этих субъектах помимо аэродромов используются так называемые посадочные площадки — подготовленные земельные участки с минимальной или отсутствующей инфраструктурой, которые даже не подлежат учету в госреестре. Как за несколько лет мы смогли разрушить систему, создаваемую полвека?

…Не храним…

— До 1991 года в России реализовывалась так называемая политика аэрофикации страны. Она привела к тому, что в этот период даже в маленьких населенных пунктах был аэродром. Либо на вертолете, либо на Ан-2 люди добирались до более крупного аэропорта, пересаживались на Ан-24, Ил-18,Ту-104 и другие самолеты и улетали в любую точку страны. Существовала грамотная система авиаперевозок. Государство обеспечивало такую стоимость билета, что на среднестатистическую месячную зарплату можно было купить четыре авиабилета из районов Дальнего Востока и Сибири туда-обратно. Сегодня, чтобы семье слетать куда-нибудь из небольшого города, нужно работать полгода, — объясняет Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, с 1983 по 1990 год заместитель министра гражданской авиации, ныне президент фонда «Партнер гражданской авиации» (общий стаж работы в отрасли более 50 лет). — Политику аэрофикации проводили и власти США (мы сравниваем себя с этой страной исключительно в силу больших территорий). До начала 90-х объемы перевозок у нас и в США были сопоставимы. Кроме этого, у стран была одинаковая структура рынка: 6 — 7% приходилось на международные линии, остальное — на внутренние. Но в результате перестройки внимание российских властей к авиации полностью пропало. Результат плачевный. В 2011 году мы перевезли 64 млн пассажиров, американцы, которые продолжили аэрофикацию своей страны — 700 миллионов. У нас на международные линии пришлось 50% объема, в США структура осталась прежней. И это не потому, что мы стали больше выполнять международных полетов, а потому что была разрушена внутрирегиональная и межрегиональная авиасвязь.

Прекращение финансирования привело к резкому подорожанию билетов и стремительному сокращению перевозок. А потом начался другой процесс, с авиацией не связанный. Так его описал руководитель одного из отраслевых объединений, не пожелавший афишировать свое имя:

— Началось активное разграбление государства. Тащили и продавали все что можно. И самолеты, и оборудование, которое было в аэропортах. Каменные здания разбирали на кирпичи, деревянные — на дрова. Казалось бы, аэродромы можно законсервировать. Но платить зарплату сторожам никто не хотел. В начале 90-х государство было бедным, как церковная мышь. Это и создавало условия для растаскивания всего что можно. Так что местную авиацию, когда она перестала быть нужной властям, просто разворовали.

В некоторых региональных министерствах сворачивание МВЛ объяснили развитием дорожной сети и сокращением сельского населения. На наш взгляд, эти факторы могли иметь место, но они точно не были ключевыми. Внутренние перевозки перестали существовать в первой половине 90-х. По данным Росстата, с 1990 по 1995 год сельское население на территории Большого Урала осталось неизменным (около 5,8 млн человек). Протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием выросла на 22%, но для полного отказа от воздушных перевозок этого недостаточно.

— Мы колоссально отстаем от мира в плане отношения к малой авиации. В США распространена такая идеология: даже самый маленький аэродром должен функционировать. Там есть сообщества добровольцев, которые следят за этим. У них есть идеологи, которые, как правило, входят в самую большую в мире Ассоциацию владельцев воздушных судов и пилотов. Как только обнаруживается проблемный аэродром, система начинает работать: встречи с местными властями, поиск спонсоров, взаимодействие с авиационными клубами, обращения в вышестоящие госорганы и т.д. Люди делают все, чтобы аэропорт жил, — рассказывает президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников (в 1984 — 1990 — начальник главного управления воздушным движением МГА СССР; в 1993 — 1996 — председатель Росаэронавигации; общий стаж работы в гражданской авиации свыше 40 лет). — Что у нас? Давайте вспомним пример с Ижмой. На заброшенный аэродром, директор которого все равно следил за ВПП, совершил аварийную посадку Ту-154. Все живы, самолет продолжает летать. Низкий поклон начальнику местного аэродрома! Если прижмет, можно ведь и на короткую полосу сесть. Все местные аэродромы ранее включались в инструкции по производству полетов объединений ВВС на случай аварийной посадки. На мой взгляд, система разрушена.

…Потерявши…

Итог закономерен. Во-первых, состояние наземной инфраструктуры сегодня плачевно. По информации ГосНИИ ГА, износ основных фондов аэродромной сети приблизился в начале 2010 года к критическому уровню в 80%. В Тюменском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Росавиации подтверждают: «Сеть формировалась в 70 — 80-е годы, вследствие чего в настоящее время большая часть наземной материально-технической базы нуждается в реконструкции и ремонте». Все местные аэропорты — федеральная собственность, и последние двадцать лет они практически были лишены финансирования. Генеральный директор ассоциации «Аэропорт» (объединяет 218 организаций, представляющих 21 государство) Виктор Горбачев:

— Мы безвозвратно потеряли больше тысячи аэропортов, львиная доля которых обслуживала местные воздушные линии. Их уже не восстановить, за двадцать лет там просто выросла тайга. К сожалению, этот процесс продолжается: за 2011 год сеть сократилась еще на 17 аэропортов. Я считаю, что все усилия нужно направить на сохранение того, что осталось. Сегодня в России 315 аэропортов. Почти половина — с грунтовой ВПП. Такой аэродром годится разве что для сельскохозяйственной авиации, а никак не перевозок пассажиров. Сегодня не середина XX века! Да, финансирование растет. Если 10 — 15 лет назад оно измерялось миллионами рублей, то на 2012 год выделено 44 миллиарда. Но деньги преимущественно уйдут на аэропорты, которые можно пересчитать по пальцам: Внуково, Домодедово, Шереметьево, Сочи, Владивосток и т.д. Остальные получат, по авиационным меркам, копейки. Тем более в программе на 2012-й указано 40 объектов, а у нас их 315. Нужно трезво смотреть на действительность и не строить воздушные замки.

Теоретически власти субъектов, решившие развивать местную авиацию, могут перевести нужные аэропорты в региональную собственность. Такой опыт уже есть на северах. Но Виктор Горбачев считает, что он не будет массовым:

— Кто захочет взять в свою собственность дрянные аэропорты? Если бы их довели до ума, то регионы смогли поддерживать работу. Но с этим сегодня не справляется даже федеральный бюджет. Можно попробовать силой переложить ответственность на места, но чтобы власти добровольно на это пошли — фантастика. На севере некоторым аэропортам помогают нефтегазовые компании. Но где гарантия, что они завтра не перестанут это делать?

Валерий Шелковников добавляет, что в мировой практике есть огромное количество способов существенного снижения себестоимости перевозок, в том числе затрат на инфраструктуру:

— В США работает только 600 аэродромов, на которых есть органы управления воздушным движением. На остальных аэродромах и посадочных площадках, которых больше 11 тысяч, полеты выполняются без органов управления, руководствуясь федеральным авиационными правилами США «Pilot operation at Nontowered Airports» («Полеты в аэропорты без управления воздушным движением»). Они богатые только потому, что умеют считать деньги. У нас в каком-нибудь аэропорту, который принимает один-два самолета в день, обязательно стоит локатор, работает диспетчер. Надо внедрять общепринятые нормы, но некоторые начальники очень боятся нового. Если своего ума не хватает — смотри, как делает мир.

Во-вторых, нам не на чем летать. В советское время опорой внутрирегиональных перевозок был Ан-2 (один из самых массовых самолетов в мире, до сих пор в доработанном виде выпускается в Китае). Но надеяться на него бессмысленно. Он далек даже от минимальных требований к комфорту.

— Чтобы летать на Ан-2 даже в качестве пассажира требуется определенное мужество и здоровье. Температура в салоне в любое время года близка к наружной, а летом, особенно при перелетах в горных районах, часто случается болтанка. Второй пилот обычно предлагал пассажирам гигиенические пакеты. Но после трехчасового полета из Свердловска в Ивдель с двумя промежуточными посадками в Серове и Пониле пассажиры выходили из самолета пошатываясь, посиневшие и с полными литровыми пакетами, — приводят наглядный пример в Уральском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Росавиации.

Кроме того, как отмечает Виктор Горбачев, Ан-2 летает на авиационном бензине, который российские топливные компании перестали выпускать после резкого сокращения потребления. Пока замены Ан-2 нет. Производство отечественных аналогов Ан-3Т и М-101Т фактически свернуто, реализация проекта «Рысачок» затягивается. Можно было бы покупать технику за рубежом, но, судя по всему, государство не заинтересовано и в этом. В 2011 году была принята программа по субсидированию лизинговых ставок на покупку региональных и местных самолетов. Если при покупке новых самолетов вместимостью 51 — 72 человека власти готовы оплачивать 98,5% ставки, от 41 до 50 — 81,5%, то в случае с малыми самолетами (4 — 10 человек) — всего 15,5%. Не приходится рассчитывать и на сохранившийся парк вертолетов Ми-2 и Ми-8 — слишком высокий износ, а час их работы оценивается экспертами минимум в 2 — 2,5 тыс. долларов.

В-третьих, разрушена система финансирования местной авиации. Олег Смирнов:

— Ни в одной стране мира местные авиаперевозки никогда не были самоокупаемыми. Раньше у нас была одна авиакомпания — Аэрофлот. Он хорошо зарабатывал на больших трассах, перекрывая этим убытки от местных рейсов. Можно было бы пойти по этому же пути. Аэрофлот претендует на позицию национального перевозчика. В целом я поддерживаю это. Но его политика сегодня заключается в том, чтобы снять сливки, занять выгодные авиалинии. Убыточные же линии его не интересуют, — отмечает Олег Смирнов. — Второй вариант — многократное увеличение государственных субсидий. Но и на это пока не приходится рассчитывать.

…Плачем

Если взвешенно смотреть на ситуацию, то в среднесрочной перспективе перечисленные проблемы выглядят нерешаемыми. Несмотря на это, проекты по восстановлению нескольких направлений есть в Свердловской, Челябинской, Оренбургской областях и Башкирии. В ХМАО и ЯНАО они более масштабные — до 2020 года планируется реконструкция и строительство до трех десятков объектов.

— Прогресс есть, но он очень медленный. Еще в 2007 году на федеральном уровне заявляли о необходимости развития местных авиалиний. Но помимо декларативных заявлений нужны реальные шаги. Сколько лет говорили о необходимости субсидирования дальневосточного направления, лизинга самолетов? Только в последние годы эти инструменты заработали. Когда-нибудь доберемся и до местных перевозок, — считает анонимный эксперт.

Олег Смирнов более категоричен:

— Рассчитывать на то, что сегодняшняя власть сможет решить все проблемы местной авиации, я не могу. Наглядный пример, правда, из другой плоскости. 2011 год оказался одним из самых благополучных для мировой гражданской авиации в плане безопасности полетов. Для России — худшим. В 2010-м чемпионом мира по авиакатастрофам была Африка, сейчас — мы. Причем Россия входит в ICAO — Международную организацию гражданской авиации. Ладно бы, государство делало выводы из плачевных результатов. Но уже на третьем месяце текущего года произошла катастрофа в Тюмени. Это говорит об абсолютной недееспособности, неэффективности, анемичности системы государственного регулирования гражданской авиации.

По нашему мнению, спасти все 315 оставшихся аэропортов не удастся. Наиболее целесообразно сконцентрировать усилия по восстановлению местной авиации в двух направлениях. В первую очередь в труднодоступной местности. Как указано в аналитическом отчете ГосНИИ ГА, более 60% территории России относится к районам Крайнего Севера, где авиация зачастую является единственным средством обеспечения транспортной доступности. Это вся площадь тринадцати и часть одиннадцати субъектов РФ. В этих районах на начало 2010 года проживало более 20 млн человек. В 19 регионах России (преимущественно Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов) местное авиасообщение является социальным видом транспорта. В восьми из них авиация — основной способ обеспечения круглогодичной транспортной доступности (Ненецкий и Чукотский автономные округа, ХМАО, ЯНАО, Красноярский край, Камчатская и Магаданская области, Саха). При этом за двадцать лет количество аэродромов и площадок в 19 регионах сократилось в среднем на 55%. Во-вторых, стоит задуматься о необходимости возрождения МВЛ между крупными населенными пунктами, расположенными на расстоянии свыше 400 — 450 км от областного центра (больше пяти часов езды на автомобиле).

Кроме этого, разумно изучить международный опыт и возможность взаимодействия с крупными перевозчиками. Но шансы на полноценное возрождение системы местных авиалиний все равно остаются призрачными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *