Мы поняли что помним мы
Каста — Встреча
Слушать Каста — Встреча
Слушайте Встреча — Каста на Яндекс.Музыке
Текст Каста — Встреча
Я помню Олечку тихоней ниже травы,
А тут я слышу в телефоне; «чё где там вы.»
На встречу одногруппников приходит Олечка,
В блядских чулках в юбке зимой в очках.
Такая: «тыры пыры, алё малё,
Ой ой ей, всё нормалёк».
— Олечка что с тобой? Вобще как ты?
А она уже поддатая: «фау фау у меня всё кайфова».
А те, кто были оторвами безбашенными,
Теперь стали покорными мамашами.
Я помню этих приколисток поверить сложно,
Что кто-то стал из них экономистом дотошным.
Немного пьянее я объявил одной из них,
Как я болел ею все пять лет горестных.
И вот я дожил, чтоб признаться так запросто
И прямо в том же ей признался блин староста.
Вот время, было, помню, таким казался мир огромным
и те кто стал теперь посторонним, вспоминается с теплом мне.
Вот время было помню, таким казался мир огромным
и те кто стал теперь посторонним, вспоминается с теплом мне.
У меня был друг, когда прошлого касаются мысли,
Во многих эпизодах появляемся мы сним,
Уехал он лет семь назад,
Звонил каждый год, передавал привет всем,
Ну вы же знаете как это по межгороду,
Весёлое подбадривание, приедеш скоро там,
И вот он здесь проездом, какой то левый чувак,
С деловым видом и тоном мрачный, в общем, чужак,
Приличия ради, посидели в ресторане,
Воспоминания ранние поперебирали.
Новых тем не нашлось ели молчаливо,
Собрался в аэропорт гость ну счастливо,
Как общались мы раньше, что роднило нас?
Сотни мелочей пустяшных но всё сдвинулось,
Человек регенерируется весь за семь лет,
Клеток, из которых состояли мы совсем нет.
Вот время было помню, таким казался мир огромным
и те кто стал теперь посторонним, вспоминается с теплом мне.
Вот время было помню, таким казался мир огромным
и те кто стал теперь посторонним, вспоминается с теплом мне.
Каково это — жить, если ты помнишь ВСЕ, даже момент своего рождения? Реальные истории этих людей заставят вас задуматься
Они помнят первые дни своей жизни, но часто теряют мелкие вещи. Одни считают свою сверхпамять даром, другие проклятием, а третьи не видят в ней ничего особенного. Но никто, даже американские ученые — а они взялись за это дело вплотную — до сих пор не могут объяснить, как возникает способность помнить все. Известно только, что мозг людей, с синдромом сверхточной автобиографической памяти — гипертимезией немного отличается своей формой. Кроме того, многие «мнемоники» оказались левшами и заядлыми коллекционерами самых разных вещей — театральных программок, старых фильмов. А еще они с удовольствием рассказывают о том, что помнят.
Брэд Уильямс: «Я всегда оказываюсь прав, а это не добавляет популярности!»
Про любой день из последних 53 лет я могу точно сказать, где находился, что передавали в новостях и какой это был день недели. И так с четырех лет. У меня нет никакого метода, и я не полагаюсь на мнемонику. Ответить на вопрос, что происходило десять лет назад, для меня так же легко, как вспомнить, что я ел на завтрак.
В детстве я не понимал, что в этом необычного, думал, все так умеют. Впервые я связал дату и воспоминание в свой четвертый день рождения. И с тех пор, если я хотел вспомнить, в какой день произошло то или иное событие, я мысленно представлял себе календарь этого года и пролистывал его в воображении. Я был развитым ребенком — к двум годам уже умел читать — но никаких программ для одаренных детей тогда не было, и я учился в самой обыкновенной школе.
Но ощущения, что мозг переполнен информацией, у меня нет. Я научился хранить информацию аккуратно. Когда я вспоминаю что-то грустное, я поступаю так же, как и все остальные, — стараюсь отвлечься. Я помню день, когда не стало дедушки — 29 апреля 1968 года, — и ту грусть, что я испытывал накануне его смерти, когда мы пришли к нему в больницу. Но я также помню, что премьера мюзикла «Волосы» состоялась на Бродвее в тот же день, и эти воспоминания возникают в моей голове одновременно. Сейчас у меня даже есть своя передача на радио под названием «Кто на Брэда», во время которой слушатели могут позвонить и спросить меня про любой день.
Бывает, люди раздражаются. Им кажется, что я слишком ношусь со своей памятью. Я стараюсь не вступать в споры, потому что всегда оказываюсь прав, а это не добавляет популярности. И когда люди ошибаются в фактах, я не спешу их поправить. Не то чтобы я знаю все на свете. Я непобедим, если речь идет о фактах, имеющих прямое ко мне отношение, или о событиях, которые я узнал из новостей. Но меня довольно легко поймать, если спросить о чем-то, что меня не интересует. Несмотря на потрясающую память я часто теряю ключи. Найти их я не могу, но, в отличие от остальных, я могу точно вспомнить, в какой день это произошло.
Джилл Прайс: «Считаю это проклятьем!»
Я помню каждый день недели, начиная с 1980 года: чем занималась, с кем и где была в каждый из этих дней. События двадцатидневной давности вспоминаются с такой же легкостью, как и двухдневной, но возникают они бессознательно. В какой день полицейские Лос-Анжелеса избили таксиста Родни Кинга? Воскресенье, 3 марта 1991 года. Что произошло 16 августа 1977? Элвис Пресли скончался в ванной комнате своего поместья «Грейслэнд». Это был вторник. Когда умер Бинг Кросби? В пятницу, 14 октября 1977 года, на поле для гольфа в Испании. Я услышала об этом по радио в машине своей матери, когда она везла меня на футбольную тренировку.
Как будто кто-то, начиная с самого детства, снимал каждый день твоей жизни на видеокамеру. А теперь ты сидишь в комнате и смотришь эти видеозаписи, которые воспроизводятся проигрывателем случайным образом. Я как будто вижу разделенный пополам экран: в левой его части отражается ее настоящее, а в правой — постоянный поток воспоминаний, и каждое из них вызвано какой-то деталью в настоящем.
Если речь о событиях, не касающихся моей собственной жизни, то я помню их не лучше, чем другие люди. Школа была для меня пыткой — я не запоминала факты и числа, потому что они не имеют ко мне отношения. Я очень скучаю по 70-м, и помню все сериалы, которые смотрела тогда, но не смогу воспроизвести, например, случайный набор чисел, названный мне посторонним человеком.
Каждый раз, когда я случайно вижу дату по телевизору или где-либо еще, я автоматически вспоминаю, где я была в тот день, что я делала. Я не могу контролировать этот бесконечный поток воспоминаний, это выматывает меня. Многие говорят, что это дар, но я считаю это проклятьем. Каждый день я прокручиваю в голове всю свою жизнь, и это просто сводит меня с ума!
Ребекка Шэррок: «Первый день жизни, который отчетливо помню, — 12-й!»
Мои родители отнесли меня в машину и положили на переднее водительское сидение (это была папина идея), чтобы сфотографировать. Я была новорожденным ребенком, и мне было любопытно, где я и что меня окружает. Помню свое первое впечатление от чехлов и руля… Хотя в этом возрасте у меня еще не было желания встать и исследовать интересные объекты.
Первый день жизни, который я отчетливо помню, — 12-й. В 2014 году я случайно наткнулась на статью в газете, автор которой утверждал, что человек не может помнить событий, произошедших с ним до 4-х лет. Я тогда подумала: «Какая чушь!» Сейчас я пишу книгу о своей жизни и, знаете ли, глава, рассказывающая обо мне до четырехлетнего возраста, получилась весьма обширной!
Когда мне исполнилось полтора года, мне начали сниться сны. В этом возрасте я еще не понимала, что такое сон, и мне казалось, что я действительно путешествую каждую ночь. Поэтому я так хотела, чтобы мама по ночам находилась рядом со мной. Сразу после моего второго дня рождения на свет появилась моя сестра Джессика. Я не понимала, что такое сестра, зато меня очень занимала игра с железной дорогой.
Я знаю, таких людей с феноменальной автобиографической памятью всего 60 или 80 на планете. Мы не в состоянии забыть что-то из своего прошлого. А еще я постоянно переживаю (эмоционально) свое прошлое в четких деталях. Но люди, которые не входят в это число, так же помнят некоторые значимые события своих жизней до 4 лет, будь то рождение брата или сестры, или раннее празднование дня рождения или Нового года.
Боб Петрелла: «Номера телефонов в моей голове сохраняются лучше, чем в мобильнике!»
Лучше всего я запоминаю то, что меня интересует, независимо от того, о чем идет речь — спортивном событии, исторической или политической дате, или просто о приятных днях в прошлом. Я помню все телефонные номера и то, что потерял свой сотовый телефон 24 сентября 2006 года. Список номеров я потом восстановил по памяти и с тех пор вообще не храню в мобильнике никаких номеров, потому что лучше всего они сохраняются в моей голове.
Сейчас я помню все свои дни рождения начиная с пятого, все встречи Нового года за последние сорок лет. Церемонию вручения премии «Оскар» я стал смотреть в 1971 году и могу перечислить всех победителей с этого времени.
На особенности своей памяти я обратил внимание еще в школе, когда обнаружил, что для подготовки к любому экзамену мне достаточно прочесть материал всего один раз и мог пройти любой тест, не повторяя пройденного материала. Но долго не хотел рассказывать об этом публично, потому что, когда люди узнавали об этом, они мне просто не верили или считали, что у меня какие-то отклонения в развитии, например синдромом саванта.
Героев вечно помнить имена.
Мы сегодня чтим те ратные дела.
Что страну прославили в веках.
И молва ту славу всюду разнесла,
О бойцах, сломивших силушку и страх.
Да! Давно уже закончилась война,
И сражений тех сравнялся страшный след.
Не забыты лишь героев имена,
И забвенью их заслугам вовсе нет.
Не померкнут эти годы никогда!
Их сумеет память наша сохранить.
И остались молодыми навсегда,
Те, кому досталось жизни положить…
Ветеранам второй мировой…
Сединою вы покрыты словно пухом,
Да и руки ваши больше не крепки.
Но и ныне вы сильны и крепки духом,
Боевые ветераны-старики.
По стране награды часто вас искали,
Навевая в сердце гордость или грусть.
Об одном тогда в окопах вы мечтали,
Чтоб жила в веках и крепла наша Русь.
И немного вас в живых теперь осталось,
Победивших то, бессмысленное зло.
Много лиха испытать досталось,
Даже тем, что в битвах повезло.
Всем земной поклон, героям, всем солдатам,
Отстоявшим грудью Родину свою.
Счастья вам, дожившим всем до этой даты,
Пусть о вас слагают песни и поют.
Женщинам ветеранам посвящается…
Когда страну покрыло мраком,
Ушли девчонки воевать.
Окинув край свой грустным взглядом,
Решили счастье отстоять.
Сменили девочки кофтёнки,
На гимнастёрок строгий крой.
Стремились в бой, на фронт девчонки,
За жизнь, там жертвуя собой.
Армады вражеских орудий
На части рвали отчий край.
Дыханье смерти, так приблизив,
Что каждый понял, не зевай.
Вставай страна моя родная,
Вставай на смертный грозный бой.
Рвёт судьбы, жизни, вражья стая,
Закроем Родину собой.
Прошли бои, пришла победа,
Уходят в прошлое года.
Но нет в них памятнее следа,
Чем тех девчонок навсегда.
Память людская великая сила,
Памятью нашей всё в жизни живёт.
Добрая память, что в небе Светила,
Память «худая» сердца болью жжёт.
Помним мы детство свое золотое,
Помним дедов и отцов мы своих.
Мамино помнится сердце родное,
Мы навсегда только дети для них.
Помним порою мы злые обиды,
Горькие слёзы, упрёки не впрок.
С сердцем когда-то всего лишь ты «выдал»,
Это по жизни жестокий урок.
Помнятся войны, стихийные беды,
Помним всегда неудачи свои.
Только нет места для «доброго следа»,
Что невзначай в нашей жизни возник.
Помните люди, кто доброе сделал,
Делайте люди добро для людей.
Следуйте люди, идее сей смело,
Нет в жизни больше идеи важней.
Героев вечно помнить имена.
Мальчишек тех, далёких лет
В горниле страшном та война кромсала.
Неизгладимый и кровавый след,
В сознанье наше намертво вписала.
Сверкало зарево средь ночи
И грохотал повсюду гром.
Терпеть всё, не было уж мочи,
Дрожал мальчонка под бугром.
И не гроза то бушевала,
А шла жестокая война.
Всё на пути своём сметала,
Несла погибель всем она.
Детишки гибли под бомбёжкой
От пыток, пуль и злых собак.
Порою стыли без одежки
Под смех эсесовских вояк.
Досталось всем в лиху годину,
Немало жизней унесла.
Сердечки крошек словно льдиной
Война лихая замела.
Грудные с мамочкою в поле,
Сосали жеваный мякиш.
Не слаще была старших доля,
До жути их пугала тишь.
Они ходили среди поля,
И собирали колоски.
Свою вносили в битву долю,
По-детски шмыгав от тоски.
Стоят берёзки в перелеске.
/ в миноре, с душой/
Стоят берёзки в перелеске
Единой, дружною семьёй.
Стоят, как дамы в платьях светских,
Раскинув кроны над землёй.
Вокруг ромашки золотые
В траве зелёной и густой.
Да василёчки голубые,
В них скромный холмик со звездой.
Над ними ясный купол неба,
И льются трели сословья.
Прикроет всех, кто здесь бы не был,
Берёзок дружная семья.
Здесь шло кровавое сраженье,
Солдат здесь голову сложил,
Чтоб жизнь продолжила движенье,
И чтоб без страха каждый жил.
Стоят берёзки в перелеске,
Шуршат зелёною листвой.
Они, как скорбные невестки,
Покой хранят здесь, воин, твой.
Уходят из жизни герои…
Уходят от нас ветераны,
Прожив удивительный миг.
Уносят их старые раны,
И жизненный парус их сник.
Уходят из жизни герои,
Прошедшие с честью свой путь.
И чтить тех героев нам стоит,
Об этом, мой друг, не забудь.
Ведь крови своей, не жалея
И жизни свои не щадя.
Бросались в атаку лишь злее
В «провалы костлявой» глядя.
Они поднимали Магнитку,
Кузбасс, Колыму, Днепрогэс.
Оставив родную калитку,
Валили «ГулаГовский» лес.
Уходят из жизни герои,
Оставив навечно, сей Мир.
Со скорбью и грустью, не скрою,
На сердце звучат струны лир.
Вся дорога вокруг засверкала,
«Духи» взяли разведчиков след.
Мать напрасно молитву читала –
Сына жизнь оборвал моджахед.
В деревеньке, тоскуя, ждёт сына
Одинокая добрая мать.
Его тело в ущелье остыло
И останки домой не забрать.
Не придёт по знакомой дороге,
Хоть с надеждой сыночка мать ждёт
И не скрипнет сапог у порога –
Не мелькнёт уж сынок у ворот.
Памяти павших в горах Афганистана и Чечни спецназовцев посвящается…
«Мы – это то, что мы помним»
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Доктор филологических наук, доктор биологических наук, руководитель лаборатории когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская о парадоксах памяти и сознательном конструировании мира
В рамках Всероссийского фестиваля науки доктор филологических наук, доктор биологических наук, руководитель лаборатории когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Черниговская прочла лекцию «Нейронная сеть и сознание». Slon публикует фрагменты этой лекции.
Занимаясь мозгом, сознанием, языком, я знаю, что нахожусь на опасной территории, потому что именно здесь очень много профанаций, жуликов и безумцев. Все знают, что такое сознание, только наука этого не знает.
Романы Пруста – учебники для тех, кто занимается памятью
Некоторое время назад я перечитала одну книгу – читала ее несколькими годами раньше, а потом забыла о ней. Она называется «Proust Was a Neuroscientist» – «Пруст был нейроученым». Но мы все понимаем, что Пруст никаким нейроученым не был. Он был гениальным писателем. Люди искусства, творцы, умудряются, не подозревая об этом, сделать некоторые фундаментальные открытия за десятки лет до того, как наука хотя бы посмеет к ним приблизиться. Романы Пруста – учебники для тех, кто занимается памятью.
Главный герой романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» в какой-то момент, в Париже, будучи уже взрослым человеком, пробует пирожные «Мадлен» с чаем – десятки лет прошли с того момента, как он их ел. В детстве он жил во французской провинции Комбре, где его тетушка пекла ему эти божественные пирожные; разумеется, тогда он мечтал выбраться из провинции и уехать в бурный мир – Париж. С тех пор прошло много лет, про эти пирожные он не вспоминал, но когда случайно откусил «Мадлен», его память вспыхнула и он вернулся в мир детства, который тогда считал скучным, занудным. Уже повзрослев, он думает, что это был потерянный рай, и хочет туда вернуться.
К чему я все это говорю? Наша память устроена парадоксально: не так, как мы предполагаем. Вспомните Мальчика-с-пальчик, которого жестокие родители отвели в лес, но он кидал белые камушки, чтобы вернуться обратно. Наш мозг наполнен такими камушками – самыми разными метками, которые позволяют ориентироваться и добираться до закоулков памяти.
Память – не коробка с фактами
Мы – это то, что мы помним, то, как мы себя идентифицируем, то, как размещаем себя в объективном времени и в пространстве. Мы – это способность удерживать индивидуальную временную ось, узнавать себя не только в зеркале, но и в метафорическом зеркале – несмотря на все происходящие события.
Материальным выражением памяти является изменение эффективности связей между элементами нейронной сети. Память – не коробка с фактами, не библиотека; память – это процессы, всегда новые, которые обеспечиваются работой миллионов клеток, всегда разных.
Вопрос о том, где что хранится, неправильно поставлен. Нет в мозгу таких мест. Как известно, в одну реку нельзя войти дважды. Точно так же нельзя одинаково вспомнить какую-либо вещь. Каждое следующее вспоминание становится новым процессом, потому что между ним и предыдущим вспоминанием шла жизнь, происходили перемены.
Мы знаем, что память – не ящики, мы знаем, что там есть какая-то особенная логика. Какая же? Иногда говорят, будто все лежит по категориям, по специальным кластерам – нет, это не так. Наше сознание и обеспечивающая его память организованы парадоксально. Что это значит – парадоксально? Гениальный Николай Васильевич Гоголь в «Ревизоре» написал следующую парадоксальную вещь – одна дама говорит другой: «У меня глаза разве не темные? Самые темные. Как же не темные, когда я и гадаю про себя всегда на трефовую даму». Математик в этот момент должен просто в обморок упасть, потому что здесь все перевернуто. Но это близко к логике нашей памяти.
Человека отличает уникальное свойство – внешняя память
У нас в голове, в нашей огромной нейронной сети, все может сочетаться не так, как мы думаем. Например, условно говоря, мы будем моделировать память, создавая искусственный интеллект. Как этот искусственный интеллект должен добираться до информации, которую хочет вынуть из памяти? Что, собственно говоря, он должен делать, за что ему цепляться?
Если подходить к этому научно, первое соображение, которое приходит в голову, это частотность: что чаще встречается, то легче вспомнить. Но как же быть тогда с этими пирожными «Мадлен», которые встретились герою в последний раз, когда он был ребенком? А этого вкуса, этого запаха миндаля оказалось достаточно, чтобы у него оживились огромные пласты памяти – о чем и написан целый роман.
В мозге человека 10^12 триллионов нейронов и 10^15 квадриллионов синаптических соединений. Если вытянуть одну нитку нейронной сети, то получится 2,8 миллиона километров. Хватит, чтобы 68 раз облететь Землю и 7 раз слетать на Луну. У плода человека нейроны образуются со скоростью 500 000 в минуту или 30 миллионов в час.
Компьютер способен выполнить команду меньше чем за наносекунду, тогда как нейроны действуют в миллионы раз медленнее. Соревнование по скорости с компьютером, мы, конечно же, проиграли, но по алгоритмам работы никакая вычислительная техника не сравнима с работой мозга.
Сознание – как ветер
Американский нейрофизиолог Джозеф Боген сказал, что сознание изучать бессмысленно, про него ничего нельзя сказать, потому что увидеть сознание мы не можем. Сознание – как ветер. Можно увидеть только результат его деятельности. Собственно говоря, подсознание тоже можно сравнить с ветром. Сознание сложно выявить в научно-экспериментальных опытах, так как его легко спутать с проявлением внимания, памяти, эмоций, оно не ловится, не идентифицируется.
Академик Владислав Александрович Лекторский сформулировал теорию о том, что мозг находится в мире, а мир находится в мозгу. Субъективные состояния и психические феномены – сознательные и бессознательные – порождаются нейронными сетями, с очевидностью имеющими адресата, интерпретирующего их тесты или хотя бы просто считывающего их.
Образы и представления – не копия и даже не сумма физических сигналов, поступающих на рецепторы. Их строит наш мозг. То, что видится, слышится и осязается, отличается у разных видов животных и у нас – не потому, что у нас разные диапазоны зрения, слуха, обоняния и так далее, а потому, что у всех разный мозг, который обрабатывает сигналы по своей определенной схеме, формируя субъективные образы.
Термин «сознание» используется как минимум в двух смыслах: как характеристика самого его наличия у живых существ и как наличие его определенных уровней и состояний. Положим, сознанием обладает любое чувствующее и реагирующее существо, но тогда нужно признать, что им обладают и рыбы с креветками. Что происходит с сознанием во сне, в коме, в гипнозе? Если поставить условием осознание (мы не только сознаем, мы еще осознаем, что сознаем), то как тогда быть с маленькими детьми? Множество вопросов.
Субъективная реальность – едва ли не центральная проблема. Мозг – не сумма миллиардов нейронов и их связей, есть еще индивидуальный опыт, который сформировал этот инструмент, наш мозг, и настроил его. Мы активно извлекаем знания и конструируем мир, накладываем на мир свои схемы и имеем такую реальность, потому что у нас такой мозг.
Разные живые системы по-своему извлекают из мира разные характеристики и строят разные картины мира. Именно наличие субъективности отличает человека от киборга. Отличие человека от других видов живых существ, от компьютера и зомби – в обладании свободой воли, в способности к добровольному и сознательному выбору и согласию с принимаемым решением.
У нейронной сети очень большие возможности, которые она, безусловно, использует. Человек не рождается с сознанием, оно созревает под влиянием внутренних и внешних воздействий. Мозг умеет сводить информацию в концептуальные кластеры, сжимать ее и называть, тем самым помогая владельцу создавать дополнительные ярлыки для ячеек. Главное свойство человека как биологического вида – человеческий язык, с помощью которого можно классифицировать огромное количество хаотической информации, которая каждую миллисекунду поступает к нам на сенсорные системы.
Класс: 4
Цель:
Задачи:
Форма: литературно-музыкальное мероприятие
Оборудование:
Пояснительная записка
Педагоги призваны воспитывать и развивать учеников во внеурочное время.
Готовясь к таким мероприятиям надо систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе, надо постоянно углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, всё это, благотворно влияет на работу с воспитанниками.
Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне.
Время неумолимо. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться.
Данная методическая разработка была опробована, как внеклассное мероприятие. Считаю, что данная разработка поможет педагогам организовать внеклассное мероприятие или провести классный час.
Ход мероприятия
1.Организационный момент: Дети под музыку встают и приветствуют входящих гостей стоя аплодисментами. Представление участников мероприятия.
Учитель: Добрый день, ребята! Начну наше мероприятие словами:
Все помнится, ничто не забыто,
Все помнится, никто не позабыт.
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
— Как вы думаете, чему посвящено это стихотворение?
— Великой Отечественной войне!
— О чём будем говорить на нашем мероприятии? (Мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о Дне Победы.)
— Великая Отечественная война… Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник. Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время героических периодов жизни Российского государства.
— В этом году наша страна будет отмечать Великий праздник – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
2020 год – это год Памяти и Славы.
— Какие чувства у вас вызывает слово “праздник”? (радость, веселье, воспоминания о хороших событиях. )
— Но, в тот далёкий летний день, 22 июня 1941, года люди занимались обычными для себя делами. Никто и не подозревал, что многое в их жизни перечеркнёт одно страшное слово – война.
— Сегодня мы мысленно перенесемся в прошлое нашей страны. 1941 год. Летний воскресный мирный день 22 июня. И вдруг из репродуктора разнеслась страшная весть.
Голос Левитана. Звучит музыка «Священная война»
1 ученик:
Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горе.
2 ученик:
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится он лишь в 45-м в мае.
3 ученик:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам.
Обшарили немецкие бинокли.
4 ученик:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего, каких-то 5 минут осталось.
Уходили на священную войну наши деды и прадеды, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов, уходили наши сверстники.
Фашистские танки рвались к столице. В суровые дни сорок первого года рядом со взрослыми встали дети: школьники собирали теплые вещи и одежду для фронтовиков; выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Ведущий 2: Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда. Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.
1 ученик:
Ах, война, что же ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
Тогда нам было десять лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет –
Они затемнены.
2 ученик:
Кто прожил только десять лет,
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
Во тьме на фронт везли войска,
Детей – в далекий тыл,
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.
3 ученик:
Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал!
Ведущий 1: Есть поговорка: «на войне детей не бывает». Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что он помнит? Что может рассказать? Можно спросить: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или шестнадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?» Многое.
Выходят 3 ученика.
1-й ученик. Что теперь делать будем? Как жить?
2-й ученик. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать военным. Пойду в военное училище, выучусь и буду бить фашистов.
3-й ученик. Военным, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, развернусь – и нет немецкого полка!
1-й ученик. Пока мы ещё вырастем! А я буду токарем, как мой отец. Буду вытачивать на его станке снаряды.
2-й ученик. Тяжёлые испытания принесла война детям. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу.
3-й ученик. Фашисты заняли нашу территорию, на которой остались люди, часть жителей ушла в партизаны.
Ведущий 3: Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки. И погибали они на переднем крае, участвуя в партизанских войнах, в концлагерях.
Что чувствовали, что переживали дети войны?
Ведущий 2: В письмах на фронт дети рассказывали солдатам, как дома в тылу они стараются им помочь. Долгожданные письма из дома. Как нужны они были бойцам перед трудным боем!
«Здравствуй, папа! Давно не получал от тебя писем. Мы по тебе очень скучаем. Каждый день по радио мы слушаем сообщения о событиях на фронте, радуемся каждой маленькой Победе. Мама день и ночь работает на заводе. Бабушка Маша вяжет варежки и носки для солдат. На прошлой неделе мы с ребятами и нашей учительницей собирали посылки для бойцов: мыло, карандаши. Девочки шили кисеты для табака. Мы тебя очень любим и ждем. Возвращайся скорее с победой!
Группа учащихся исполняет песню “Мальчишки” Музыка Шварца, слова Коростылёва.
Ведущий 2. Не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знали, что такое похоронки.
Ведущий 1. Но, когда мы расспрашиваем взрослых о войне, мы узнаем, что почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, был ранен.
Учитель. Сегодня некоторые из Вас подготовили материал, рассказывающий о пионерах-героях, участвовавших в ВОВ.
(Слайды, рассказы учеников «Пионеры-герои»)
Учитель: Великая Отечественная война – это страшное воспоминание детской тоски, одиночества, отсутствие материнской и отцовской ласки.
Школьники работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, стояли у станков, а самые младшие собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских. Ребята изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы. Многие дети сражались наравне со взрослыми – были связными, разведчиками, радистами в партизанских отрядах.
Ученик:
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война.
Ведущий 2: Трудно было завоевать победу. Много наших воинов погибло на полях сражений. Если каждому погибшему посвятить минутное молчание, тогда население всей Земли будет молчать тридцать лет! (метроном)
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом в его дальнейшей судьбе. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ее.
Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому, великому дню 9 мая – Дню Победы. В этом году исполнится 75 лет Великой Победе. Память о ней должен сохранить каждый россиянин, как взрослый, так и ребенок. Ведь это наша история, наша жизнь.
Люди живут спокойно, учатся и работают, наслаждаются счастьем, которое дала им Победа. На западе до сих пор удивляются, почему мы с таким уважением относимся ко всему, что связывает нас с войной. Да, мы дорожим Победой и не хотим, чтобы кто-то когда-нибудь развязал войну. И это все благодаря нашим ветеранам, ветеранам Великой Отечественной Войны. Большое спасибо им и низкий поклон!
Песня «День Победы» слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова (исполняют)
Ведущий 1: Майский день сорок пятого … (салют 45-го)
Знакомые и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни.
Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества и праздник каждого человека.
Танец «Идет солдат по городу»
Ведущий 1: Это ликование и эта скорбь. Время их не приглушает. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение.
Ведущий 2: Война – это 4 года, это 1418 бессонных дней и ночей, это 20 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту. 4 года длилась эта страшная, жестокая война. Она унесла миллионы людских жизней: жены потеряли мужей, братья – сестер, сотни тысяч детей остались сиротами.
Дети читают стихотворение: Б.Левитан “Война завершилась”.
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Кто-то пел и кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Война закончилась,
Но песней опалённой
Над каждым домом
До сих пор кружит,
И не забыли мы,
Что 20 миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб нам с тобою жить.
Ведущий 1: День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас, и мы обязаны помнить об этом.
Ведущий 2: День Победы – это радостный и горький праздник, да он и не может быть иным, потому что не бывает безоблачной радости без слез и печали.
IV. Выражение решения проблемы. Применение нового знания
— Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово — ПОБЕДА?
Победа – успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника.
1. Дети работают в группах
— Давайте поработаем в группах.
Чтение стихотворения “День Победы”
Победа! Счастье на планете.
Настала мирная пора.
Победа! Радуются дети.
Ура, товарищи! Ура!
Пришла Победа: все ей рады,
Кругом звонят колокола.
Не надо нам другой награды,
Тебя так Родина ждала.
Пусть будет солнце на планете.
Пусть будет счастлива Земля.
Теперь мы все за мир в ответе.
Ура, товарищи! Ура!
2. Чтение пословиц. Учащиеся работают в группе:(на карточке соединяют части пословицы.)
— А теперь поработаем с пословицами: найдите и соедините части пословиц, объясните их смысл.
— Начнёт отвечать тот, кто первым выполнил это задание.
Учитель:
— Что общее есть в каждом предложении пословиц? (Родина)
— Назовите ключевые слова. (Родина – мать)
— Идут, поднимаются бесконечной вереницей люди на Мамаев курган в Волгограде, где возвышается над волжскими просторами гигантская скульптура “Матери – Родины”. Этот курган называют “главной высотой России”. Здесь в 1943 году был остановлен враг, отсюда наша армия перешла в наступление.
— Какое предложение помогает понять главную мысль этих пословиц? (Жить – Родине служить) Дети высказывают свои мысли.
— Продолжите ряд слов: родина – мать. (страна, Отечество, Отчизна, Россия)
— Подберите к слову “родина” однокоренные слова. (Родина, родиться, родные, родственники, род)
— Что же нас всех объединяет?
— Страна, в которой мы живём и гражданами которой мы являемся, Россия, Российская Федерация.
Учитель: Сегодня, мы вспоминали детей войны, детей, кто носил гордое звание пионера. Многие из них отдали свою жизнь за победу, за свободу нашей Родины, и пока люди помнят о их героических подвигах, эти дети продолжают жить. Это наши прадедушки и прабабушки, наши родные и близкие – все те люди, кто погиб, сражаясь за Родину.
Песня «Прадедушка»
— Слава павшим и низкий поклон живущим среди нас ветеранам. А наш долг теперь – не забыть. Все дальше от нас годы Великой Отечественной войны, все меньше среди нас ветеранов, поэтому очень хорошо, что подвиги советских воинов живут в наших сердцах и памяти…
— Пока мы помним этот праздник, живы все солдаты, отдавшие жизнь за мир на нашей земле. Так давайте же помнить и гордиться!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей Земли, от всей Земли!
Благодарим, солдаты, вас.
1-й чтец. За жизнь!
2-й чтец. За детство!
3-й чтец. За весну!
4-й чтец. За тишину!
5-й чтец. За мирный дом!
6-й чтец. За мир, в котором мы живём!
Все. Благодарим, благодарим, благодарим!
Ведущий: Мы надеемся, что вы, ребята, никогда не забудете то, что сделали для вас люди, победившие в войне. Будете помнить подвиг советского народа, подарившего нам с вами жизнь. Спасибо вам большое за участие и внимание.
Пусть навеки исчезнут войны,
Чтобы дети всей земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли,
Чтобы солнце улыбалось,
В окнах светлых отражалось
И сияло над землей
Людям всем
И нам с тобой!
Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце»
Список литературы
2. Беая К.Ю. Методические рекомендации к комплекту из 5 книг “Моя Родина – Россия”, 2009.
4. Стихи и рассказы о войне: для мл. и сред. шк. возраста/ Сост. П.К.Федоренко; худож. Л.П.Дурасов. – М.: изд-во «Астрель – АСТ», 2013. – 204 с.