Мягкий автобус что значит
Классификация автобусов: виды и типы
Дата публикации — 01.04.2018
Автобус – безрельсовый самоходный транспорт, технически пригодный к перевозке 9 и более пассажиров. В отличие от троллейбусов, он способен совершать маневры на дороге: поворачиваться, перестраиваться в рядах, делать полный разворот. Выделяют два основных вида автобусов: транспортные (пассажирские) и специальные. Вторая категория создана на базе первой, доработана и дополнена в соответствии со спецификой перевозок. Автобусы относятся к общественному виду транспорта и различаются по ряду признаков.
Основные классификационные признаки пассажирских автобусов
Для каждой области применения предназначены машины определенных категорий, различающиеся по размерам, ходовым качествам, компоновке, степени комфорта. Существует много вариантов классификации. Перечислим основные.
По назначению
В зависимости от вида перевозок, выделяют автобусы следующих типов:
Городские. Востребованы для перевозки пассажиров в черте города, что обычно подразумевает поездки по хорошим дорогам. Главные требования – большая вместимость и возможность быстрого и удобного пассажирообмена на остановках. Городские автобусы имеют низкий пол, большие накопительные площадки, широкий проход, несколько крупноразмерных дверей, подножки небольшой высоты, удобные поручни. Хорошее естественное и искусственное освещение, вентиляционное и отопительное оборудование обеспечивают комфортные условия во время поездки.
Пригородные. Предназначены для поездок между населенными пунктами. Отличия от городских моделей: большее количество сидячих мест, а следовательно, меньшая площадь для стоячих пассажиров, более высокая скорость. Часто компоновку делают универсальной, что позволяет использовать транспорт с одинаковой эффективностью на городских и пригородных маршрутах. Маршрутные автобусы, эксплуатируемые преимущественно в сельской местности, обладают высокой проходимостью.
Междугородные и туристические. Предназначены для дальних перевозок пассажиров по автомагистралям. Должны обеспечивать высокую скорость при условии полной безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. В компоновку входят: просторный багажный отсек, узкий проход, обычно одна дверь, откидывающиеся сиденья. Накопительные площадки отсутствуют. Комфорт поездок обеспечивает наличие вентиляционной системы, индивидуальных светильников, аудио- и видеоаппаратуры. В транспорте категории «люкс» присутствуют: холодильник, термонагреватели для напитков, гардероб, санузлы. В туристических моделях – микрофоны, громкоговорители.
По вместимости
Вместимость моделей для городских и пригородных маршрутов определяется суммарным количеством сидячих и стоячих мест. В транспорте междугородного (в том числе туристического) назначения считаются только места для сиденья.
По габаритам
Вместимость напрямую зависит от габаритов транспорта, прежде всего от его длины.Что касается ширины, то она для всех производителей стандартна и составляет не более 2,5 метра. Для удобства существует специальная система классов автобусов по длине. Особенность индексации заключается в том, что первого класса для автобусов не существует, поэтому распределение начинается сразу с цифры 2.
Классификация автобусов по классам
По количеству этажей
Другие классификационные признаки
Специальные автобусы
Все перечисленные ранее типы автобусов общего назначения могут переоборудоваться в спецтранспорт, приспособленный для достижения разнообразных целей и различных эксплуатационных условий.
К этой категории относятся модели:
Общие характеристики современного пассажирского транспорта
Современные виды пассажирских и специальных автобусов отличаются высоким уровнем технических характеристик, комфортабельности, эстетичным внешним видом. Для них характерны:
Как выбрать автобус для перевозки пассажиров
Дата публикации — 23.07.2018
Междугородние и пригородные автобусы для перевозок пассажиров отличаются высоким уровнем безопасности и комфортабельностью. Такие транспортные средства во многом похожи с точки зрения удобства и практичности, но имеют массу различий.
Отличие межгородских автобусов от пригородных моделей
Модели, задействованные на пригородных маршрутах, отличаются от городских увеличенным клиренсом и наличием комфортных сидений с высокой спинкой. Это обусловлено возрастанием протяженности маршрута и отсутствием частых остановок.
Так как междугородние перевозки подразумевают преодоление дальних расстояний, для пассажиров необходимо создать еще более комфортные условия транспортировки. Основное отличие – места в междугороднем автобусе исключительно сидячие. В таком транспорте обязательно наличие багажного отсека, комфортных сидений с подлокотниками, ремнями безопасности и откидными спинками, а также система кондиционирования и освещения салона.
В зависимости от модели могут также присутствовать дополнительные решения для обеспечения высокого уровня комфорта во время поездки:
Некоторые модели сочетают в себе особенности междугородних и пригородных автобусов (например ПАЗ Вектор NEXT, ПАЗ 32053 и ПАЗ 320530-04).
Основные требования к междугородным автобусам
При выборе коммерческого автобуса, запланированного для междугородных маршрутов, необходимо удостовериться, что он соответствует комплексу условий:
Классификация автобусов по назначению
При решении вопроса, какой автобус выбрать и купить для межгорода, учитывают его класс. Существует три основных класса автобусов по назначению: I – городские, II – междугородные, III – дальнего следования.
Различия между техникой II и III классов
Как выбрать автобус для межгородских перевозок пассажиров
Следует руководствоваться главными характеристиками такого транспорта – вместительностью и габаритами. Исходя из габаритных характеристик, выделяют 5 разновидностей рейсовых автобусов:
Модели из особо малой категории отлично подходят для перевозок людей на небольшие расстояния (до 50 километров). Средние модели (КАвЗ, ЛиАЗ) могут вместить до 50 пассажиров, а большие автобусы отличаются вариативностью конструктивных исполнений.
Автобусы большого класса наиболее распространены для междугородных перевозок, в том числе для туристических поездок. Они имеют самый широкий ассортимент конструктивных исполнений – двух- и трехосные, одно-, полутора-, двухэтажные – большой перечень дополнительного оборудования. Среди отечественных марок популярны модели ЛиАЗ «Вояж» и ЛиАЗ 525662. Благодаря сочетанию умеренной стоимости с прекрасным дизайном, надежностью и долговечностью, пользуется спросом и зарубежная модель Hyundai Universe Noble.
Классификация автобусов по вместительности (количество мест в автобусе межгород):
Эти значения варьируются в зависимости от марки и модели ТС.
Расположение мест в междугороднем автобусе
Так как единого стандарта нумерации и расположения кресел нет, производители могут самостоятельно разрабатывать эффективные решения, а перевозчики – оборудовать салон на свое усмотрение.
Существует множество модификаций рейсовых автобусов, отличающихся друг от друга не только габаритами и вместимостью, но и схемой мест в междугороднем автобусе. На расположение сидений влияет местоположение дверей, размещение дополнительного оборудования и различные конструкционные решения.
Для сравнения следует ознакомиться с расположением пассажиров в автобусах различных групп.
Схема ПАЗ Вектор NEXT (разновидность автобусов малого класса):
Схема КАвЗ-4238, более вместительного автобуса среднего класса:
Здесь изображены 2 основные модификации автобуса: повышенной вместительности (на 39+1 посадочных мест) и с увеличенным пространством для дальних междугородных перевозок (на 35+1 мест).
Схема модели ЛиАЗ Вояж, относящейся к большому классу ТС для междугородних перевозок:
Также в двух вариантах: междугородная (с повышенной вместимостью) и пригородная модификация, адаптированная для инвалидных колясок.
Как выбрать автобус по комфортабельности
По уровню комфорта выделяют 5 категорий, каждой из которых соответствует определенное количество звезд:
Для наибольшей эффективности пассажирских междугородных сообщений требуется выбрать оптимальную модель автотранспорта, сочетающую в себе высокий уровень комфорта, определенные конструктивные особенности и прочие характеристики.
При приобретении межгородских автобусов для создания бизнеса учитывается множество нюансов: протяженность маршрута, загруженность линии, вместительность модели, тип и состояние дорожного покрытия, организация технической и ремонтной базы, регистрация и оформление документации, а также многое другое.
Классификация автобусов и их основные характеристики
Исходя из закона Российской Федерации, автобус – это транспортное средство, оснащенное мотором, которое предназначено для перевозки граждан как в сидячем положении, так и стоя. При этом сидений в салоне должно быть не менее девяти, считая водительское кресло. Такие крупногабаритные транспортные средства служат для перевозки пассажиров по установленным заказчиком маршрутам с остановками для высадки и посадки людей. Как правило, роль заказчика играют юридические и физические лица. Существует несколько классификаций автобусов в зависимости от их размеров, вместимости и других параметров.
Виды маршрутов
Классификация автобусов по территориальному признаку происходит следующим образом:
Виды пассажирских перевозок
Классификация автобусов по классам в зависимости от их назначения подразумевает деление пассажирской техники на несколько групп:
Размеры автотранспортного средства
В зависимости от вместимости классификация автобусов выглядит следующим образом:
Согласно классификации автобусов по пассажировместимости к группе малых автобусов относят отечественные транспортные средства таких марок, как ПАЗ. Их выпускают не только в стандартной комплектации. Существуют небольшие автобусы Павловского завода специализированной версии, они предназначены для работы в суровых северных районах нашей страны. Такие машины оборудованы следующими функциями:
Все это необходимо для сохранения тепла во время поездок по крайнему северу.
Также существуют малые автобусы для передвижения по горной местности. В них установлены следующие дополнительные элементы:
В южных районах России также активно используют малые автобусы для перевозок пассажиров. Как правило, на них устанавливают крупные солнцезащитные экраны и мощные кондиционеры.
К пассажирским средствам средней вместимости специалисты относят автобусы отечественного производства завода «ЛАЗ». Они оборудованы мягкими и комфортабельными сиденьями в салоне с функцией откидывания спинки назад.
Согласно классификации автобусов по длине транспортные средства марки «ЛАЗ», «Икарус» и «ЛиАЗ» можно отнести к средствам большой и особо большой вместимости в зависимости от модификации.
Одно- и двухэтажные транспортные средства
Классификация автобусов по кузову подразумевает деление данного наземного вида транспорта на двух- и одноэтажные. Также довольно часто встречаются полутораэтажные автотранспортные средства. Их достоинство заключается в высокой посадке пассажиров. Нижние отсеки предназначены для размещения в них багажа и крупногабаритных грузов. Неудивительно, что многие турфирмы закупают именно полутороэтажные экскурсионные автобусы.
В двухэтажных автобусах на втором этаже размещаются пассажиры, первый же используется как для размещения там людей, так и для установки там туалетов, бара и багажного отделения. В некоторых фирменных транспортных средствах есть даже спальни, игровые комнаты и телевизоры.
Топливо для ТС
Есть классификация автобусов, где техника делится на группы в зависимости от потребляемого ими топлива. На сегодняшний день большинство современных моторов транспортных средств работают на трех видах топлива:
Самыми экономичными моторами были признаны двигатели, которые потребляют ДТ и газ.
В последнее время иностранные и отечественные заводы все чаще выпускают грузовые автомобили и автобусы с моторами, работающими на электрической тяге. Вместо привычного нам бензобака на них установлены мощные батареи, наполненные электролитом. Они являются экологически чистым транспортным средством, однако работать они могут в пределах крупных мегаполисов, где есть современные электрические станции для зарядки аккумуляторов.
Мировые стандарты качества
По всему миру к автобусам, служащим для перевозки туристов на дальние расстояния, предъявляют повышенные требования в отношении комфортабельности. В салоне обязательно должен быть:
Помимо всего этого в салонах устанавливают мощное освещение, подставки для стаканчиков и еды, удобные откидывающиеся спинки на мягких пассажирских креслах.
Оценка автобусов международной организацией
Международный союз автотранспорта регулярно повышает требования к туристическим автобусам. Главным образом это касается безопасности людей, находящихся в салоне огромной машины, предназначения и комфортабельности. Международная классификация автобусов подразумевает 5 категорий ТС. Обозначают их количеством звезд.
К категории «одна звезда» относят автобусы для организации городских экскурсий. Транспорт с двумя звездами служит для международного туризма. Автобусам, которым Международный союз автотранспорта присваивает от трех до пяти звезд, предстоит ездить на дальние расстояния. При этом поездки занимают от одного до нескольких дней.
Согласно классификации автобусов самой комфортабельной по праву считается та техника, которой присудили пять звезд. Это лайнеры с повышенным уровнем комфорта. Там есть кухня с микроволновкой, грилем, дозатором для хранения холодных и горячих напитков. В автобусе есть видеокамеры, которые установлены по всему периметру салона и снаружи. Они позволяют водителю аккуратно припарковать транспорт, а также проследить, чтобы все пассажиры поднялись на борт перед непосредственным отправлением в дальний путь.
Пригородные и междугородные автобусы: особенности и отличия
В транспортной системе страны отмечается рост востребованности автобусного сообщения. Разбираемся, какая пассажирская техника сегодня используется на пригородных и междугородных маршрутах.
Пригородные маршруты отличаются от городских большей протяженностью и более редкими остановками, что накладывает соответствующие требования на транспортные средства, используемые для загородных поездок. Низкопольность уже не нужна, важнее становится количество пассажирских мест для сидения. Сами сиденья должны быть мягкими, с высокой спинкой. Провоз стоящих пассажиров также возможен.
Другое дело — межгород. На междугородных рейсах перевозка стоящих пассажиров запрещена, а сиденья в силу долгого времени поездки должны быть более комфортными и обеспечены ремнями безопасности. Для перевозчиков и пассажиров становятся важны сервисные составляющие: наличие системы кондиционирования салона, блоков индивидуального освещения и вентиляции, в случае дальних поездок — санузла. Обязательным атрибутом междугородных лайнеров является багажный отсек.
Казалось бы — существует жесткое разграничение автобусов на городские, пригородные и междугородные, в том числе и на уровне их конструкции. Однако в ряде случаев как производители, так и перевозчики стараются сэкономить. Результатом такой экономии стало появление изначально городских машин, «заточенных» под работу на дальних рейсах. За примерами далеко ходить не надо. Есть пригородная модификация микроавтобуса «ГАЗель Next», а также десятки моделей «фургонбусов», подготовленных для дальних поездок. Ульяновский SIMAZ 2258 тоже может поставляться в пригородном и междугородном исполнениях. Волжский и минский автозаводы предлагают двухдверные автобусы Volgabus СитиРитм 10 LE, МАЗ-103, МАЗ-203 и МАЗ-107, способные обслуживать пригородные маршруты.
Во всех вышеприведенных случаях агрегатная база и кузова автобусов остаются практически неизменными, обновляется только пассажирский салон — с целью увеличения количества посадочных мест. Не будем повторно рассматривать эти модели и остановимся лишь на тех транспортных средствах, которые изначально разрабатывались для работы на протяженных маршрутах. Для тех же, кого заинтересуют технические характеристики вышеупомянутых автобусов, рекомендуем ознакомиться с материалом «Городу на выбор» в июньском номере «Автопарка» (№4/2019 г.).
Существует, кстати, и обратный пример: автобусы ПАЗ-3205 первоначально должны были стать транспортом скорее сельским, чем городским, однако в силу известных всем обстоятельств «пазики» ушли в коммерческую нишу и «оккупировали» городские дороги даже в большей степени, чем пригородные трассы. Семейство автобусов ПАЗ-3205, напомним, также было рассмотрено в рамках обзора городских машин.
Пригородный сектор пассажирских перевозок в силу недофинансирования остается сравнительно консервативным в плане используемого подвижного состава. Чаще всего автопредприятия, работающие на пригородных маршрутах, ориентируются на недорогую технику отечественного производства. Междугородный сегмент в этом плане более развит. С одной стороны, весомую часть парка пассажирского «дальнобоя» составляют лайнеры европейского и азиатского производства, поступившие в нашу страну после нескольких лет эксплуатации за рубежом. С другой стороны, все чаще на междугородных линиях появляется и новая техника, как российская, так и иностранная. Поэтому в обзор включены несколько моделей автобусов зарубежного производства, предлагаемых фирмами-дилерами для обслуживания междугородных рейсов.
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ КЛАСС
Единственным представителем малого класса, разработанным чисто для пригородных перевозок, можно назвать минский МАЗ-241. Семиметровый автобус, по сути, является «белорусским ответом» на сверхпопулярное российское семейство ПАЗ-3204/3203, что видно, в том числе, и по агрегатной базе. Относительно недорогой и неприхотливый в обслуживании, в России этот автобус приобретается, в основном, для служебных развозок, но есть примеры его использования и на регулярных маршрутах.
Компактный МАЗ-241 длиной всего 6,8 м и вмещает 35 пассажиров при 22 местах для сидения.
Концепции «ближнего пригорода» больше соответствует низкопольный МАЗ-226, в общем и целом повторяющий конструкцию своего городского собрата МАЗ-206. Салон 226‑й модели оптимизирован под перевозку максимально возможного числа сидящих пассажиров: 31 место в 9‑метровом кузове — весьма неплохой показатель. К слову, такое же количество посадочных мест имеет относительно новая разработка Минского автозавода — бюджетный высокопольный автобус МАЗ-257. Первоначально эта модель была создана для школьных перевозок, но сейчас ее также предлагают в пригородном исполнении. Кстати, белорусская новинка была представлена на выставке Comtrans`2019. Подробный отчет с выставки публикуется на стр. 16.
Частично низкопольные МАЗ-226 подходят для автопарков, уже имеющих в своем составе городскую модель МАЗ-206.
Чуть большую пассажировместимость — и значительно больший комфорт — предоставляет 9‑метровый пассажирский лайнер МАЗ-232. Доступны две основные модификации автобуса — междугородная и пригородная. Первая имеет 35 мест для сидения, вторая — 33, но возможна перевозка еще 26 стоящих пассажиров. Основное внешнее отличие пригородной модификации МАЗ-2321 — двухстворчатая дверь в базе автобуса.
Междугородный ПАЗ «Вектор 8.8» снабжен двумя распашными пассажирскими дверьми.
Самое вместительное предложение в сегменте среднего класса — 10‑метровый автобус КАвЗ-4238 «Аврора», доступный в пригородной и междугородной версиях. Эта модель комплектуется не только дизельными, но и газовыми двигателями (в обоих случаях — Cummins). Автобус проверен временем: семейство «Аврора» производится в Кургане не один десяток лет. Спрос на курганские междугородники сейчас невысок, но модель продолжает выпускаться небольшими партиями.
Автобусы КАвЗ-4238 уже не первый год используются на междугородных маршрутах России и ближнего зарубежья.
БОЛЬШОЙ И ОСОБО БОЛЬШОЙ КЛАСС
Наиболее широкий спектр моделей для дальних перевозок представлен в сегменте большого класса. Что, в общем и целом, логично: для того чтобы пригородные и междугородные рейсы окупались и были приемлемыми по цене для конечного потребителя, необходима их массовость, обеспечиваемая вместительной техникой.
«Группа ГАЗ» предлагает использовать на маршрутах большой протяженности семейство автобусов «Вояж», выпуск которого не так давно был перенесен с Голицынского автобусного завода в Ликино-Дулево. Двухосный «Вояж» длиной 12,5 м вмещает до 53 пассажиров, трехосный 15‑метровый «Вояж L», относящийся к особо большому классу автотехники, — на 10 человек больше. Общая пассажировместимость автобусов составляет 60 и 100 мест соответственно, но эта цифра носит скорее справочный характер, поскольку, как мы уже говорили, перевозить стоящих пассажиров на междугородных рейсах запрещено. Особенностью «Вояжей» является то, что они построены на шасси Scania. Соответственно, выбор агрегатов невелик: двигатель Scania DC09 и фирменная механическая КП с ручным (джойстик ComfortShift) или автоматическим (Opticruise) переключением передач.
«Бенефис» семейства автобусов «Вояж» состоялся на Олимпийских играх 2014 года в Сочи.
Для тех, кого интересует более бюджетный вариант, «Группа ГАЗ» продолжает выпускать ликинскую «классику» — междугородный ЛиАЗ-5256. Этот автобус на метр короче «Вояжа» и более простой по конструкции. Оснащается он только двигателями ЯМЗ-536 и механической коробкой ZF. Пригородная двухдверная версия ЛиАЗ-5256, максимально приближенная к городскому аналогу, может комплектоваться автоматической коробкой передач и газовым двигателем.
Междугородный ЛиАЗ-5256 — неустаревающая «классика» Ликинского завода.
Минский автомобильный завод для междугородных поездок сейчас предлагает всего одну модель большого класса — 12‑метровый пассажирский лайнер МАЗ-231 на 49–51 место, унифицированный по конструкции и применяемым агрегатам с автобусом МАЗ-232.
Дизайн пассажирских лайнеров МАЗ-231 и МАЗ-232 весьма необычен. На фото — МАЗ-231.
Ассортимент Нефтекамского автозавода, входящего в производственное объединение «КАМАЗ», чуть шире. Пригородное семейство нефтекамских автобусов именуется НефАЗ-5299‑11 и включает в себя две базовых модификации — дизельную 5299‑11‑52 и газовую 5299‑11‑56. Две междугородные модели — НефАЗ-5299‑17 и НефАЗ-5299‑37 — после нескольких модернизаций стали практически идентичны по внешнему виду, небольшие отличия остались лишь в ходовой части. Газовое оборудование на эти автобусы устанавливается только по спецзаказу.
Под маркой Volgabus сейчас выпускается целый ряд междугородных лайнеров, отличающихся по внешнему виду и компоновке пассажирского салона. 12‑метровые автобусы Volgabus «Серпантин» предлагаются как с дизельными, так и с газовыми двигателями китайского производства. Аналогичную агрегатную базу (только дизельный вариант) имеет 12,5‑метровый Volgabus «Марафон». Наиболее дорогое предложение, заходящее также в туристический сегмент рынка — Volgabus «Дельта». Эти автобусы длиной 12 и 12,8 м комплектуются дизельными двигателями MAN.
«Мягкие» автобусы Volgabus «Серпантин» соединяют Санкт-Петербург с Гатчиной.
Междугородный лайнер Volgabus «Дельта 12» на презентации в Санкт-Петербурге.
Как уже упоминалось выше, новая зарубежная техника пока нечасто встречается на российских междугородных линиях. Однако фирмы-дилеры не оставляют попыток освоить и эту часть отечественного авторынка. Из моделей, попадающих в рассматриваемый нами сегмент, можно отметить, в частности, MAN Lion’s Intercity. Формат Intercity, популярный в европейских странах, подразумевает работу на протяженных пригородных и междугородных маршрутах. Три базовых варианта автобуса — Intercity R60, IntercityC R61 и IntercityC R62 — различаются длиной (12,3, 13 и 13,3 м) и вмещают не более 55, 59 и 63 пассажиров соответственно. Двигатели во всех трех модификациях используются одинаковые, мощностью 290 л. с. В сравнительной таблице приведены технические характеристики 12‑метрового MAN Lion’s Intercity R60.
В широком дверном проеме MAN Lion’s Intercity может устанавливаться подъемник для инвалидной коляски.
Очень часто на междугородных рейсах можно встретить лайнеры корейского производства, такие как Hyundai Universe Space Luxury и Kia Granbird — как новые, так и с пробегом. Популярность техники из Восточной Азии обусловлена хорошим качеством сборки и комплектующих в сочетании с приемлемой ценой.
Yutong ZK6121HQ — типовой китайский лайнер для междугородных и туристических перевозок.
Немного отстают от корейцев китайские производители. Такие марки, как GoldenDragon, Higer, KingLong и Yutong, у всех на слуху, но перевозчики относятся к автобусам «made in China» настороженно. Связано это с тем, что первоначально из Китая в Россию приходили пассажирские машины в самых дешевых комплектациях, способные проработать на маршрутах всего несколько лет. Усугубляла проблему неразвитость сервисной сети и связанные с ней затруднения с оперативной поставкой запчастей. На сегодняшний момент дилеры китайских марок сменили модель работы и предлагают более качественную технику, цена которой сравнима с корейскими, а зачастую даже с европейскими аналогами. Для примера приведем характеристики 12‑метрового пассажирского лайнера Yutong ZK6121HQ, предлагаемого для обслуживания междугородных и туристических маршрутов.