Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это

Виды знаний

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

Характеристика основных видов познания

— непосредственность;
— наглядность и предметность;
— воспроизведение внешних свойств и сторон.

— опора на результаты чувственного познания;
— абстрактность и обобщенность;
— воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений

внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
— ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
— устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
— выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
— изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность;
— осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Источник

Чувственное и рациональное познание.

Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы чувственного познания

• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
• Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
• Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания
• Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
• Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
• Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Индуктивное — Дедуктивное — Получаемое

умозаключение от умозаключение от по аналогии. частного к общему. общего к частному.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от л1ат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Источник
Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это. Смотреть фото Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это. Смотреть картинку Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это. Картинка про Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это. Фото Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это

Источник

Виды и формы познания мира

Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это. Смотреть фото Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это. Смотреть картинку Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это. Картинка про Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это. Фото Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

Источник

Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это

Подробное решение параграф § 4-5 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., С.Н. Малявин Базовый уровень 2018

Вспомните из курса обществознания, что такое сознание. Можно ли назвать сознание особой формой деятельности человека? В чём состоит различие сознания и познания? Может ли формироваться сознание вне общественных связей человека?

Деятельность — это форма взаимодействия человека с окружающим миром. В течение всей своей жизни Человек действует, чем — то занят, что — то делает. Он самосовершенствуется. Что касается сознания, то оно по — разному воспринимается наукой и религией. Но и те, и другие утверждают, что сознание связано с деятельностью человека. Например, в ходе деятельности человека изменяется его сознание. В тоже время сознание регулирует деятельность, формирует ее.

1.Что такое сознание? Что может выступать объектом в процессе сознания?

Сознание — высшая функция мозга, характерная лишь для людей и заключается в отражении действительности, взаимодействии с ней через мысленное построение действий в уме, предварительном просчете результатов и реализации во внешнем мире. Сознание тесно связано с речью и мышлением. Структура сознания в философии имеет больше взаимосвязь с общественным, в психологии значительное внимание уделено индивидуальному сознанию, которое возникло и выделилось из общественного.

2.Какие проявления «бессознательного» отмечают учёные? Приведите примеры каждого из проявлений.

Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. Пионер изучения бессознательного Зигмунд Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, поскольку они противоречили социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Существование этих влечений обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях. Существуют и другие объяснения бессознательных проявлений человеческой психики. Однако очевидно, что многообразные феномены бессознательного в силу их неоднородности, очевидно, не могут быть сведены к одним и тем же причинам.

3.Что такое познание? Как связаны сознание и познание?

Основной круг вопросов теории познания — истина и способы ее доказательства, многообразие форм познавательной деятельности, структура познавательного процесса, методы познания. Традиционно теория познания изучала только те формы субъективного освоения действительности, явным содержанием которых было получение знания. С этой точки зрения искусство, нравственность, религия не входят в круг предметов, изучаемых теорией познания.

Сходные на первый взгляд понятия «знание», «познание», «сознание» несут в себе существенные смысловые различия. Так, «знание» и «познание» различаются как результат и процесс; иногда понятие «знание» употребляется в более широком смысле, в его содержание входит и характеристика результата, и путь его достижения. Определить содержание понятий «знание» и «познание» крайне сложно, это предельно широкие понятия. Попытка определить, что такое знание, наталкивается на дополнительные трудности

4.Охарактеризуйте два основных уровня познания. Какие существуют формы чувственного и рационального познания?

Формы чувственного познания

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление — чувственно — наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания

Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что — либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

5.Докажите, что утверждение о неделимости атома было относительной истиной.

Абсолютная представляет собой: Исчерпывающее, полностью проверенное, знание о человеке, предмете, объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто никаким образом. Адекватное и осознанное воспроизведение субъектом определенного объекта, представление субъекта таким, каким он существует в действительности, независимо от мнения человека и его сознания. Определение бесконечности нашего познания, своеобразный предел, к которому стремится всё человечество.

6.На основе текста параграфа нарисуйте схему «Особенности социального познания».

Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это. Смотреть фото Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это. Смотреть картинку Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это. Картинка про Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это. Фото Мысль что либо утверждающая или отрицающая о предмете процессе явлении это

7.Докажите, что чувственное и рациональное познание обладает внутренним единством.

Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы чувственного познания

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление — чувственно — наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств

Формы рационального познания

Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что — либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Индуктивное — Дедуктивное — Получаемое умозаключение от умозаключение от по аналогии. От частного к общему. От общего к частному.

По — разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

8.Перечислите виды познания. Сравните их по субъекту, объекту и способу получения знаний.

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно — наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически — диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

9.В параграфе практическое, мифологическое и художественное познание мира показано на примере таких природных явлений, как гроза и молния. Используя знания, полученные на уроках физики, дополните ряд научным познанием, пояснив, что́ наука говорит о природе этих явлений.

Для того, чтобы получить какие либо знания, для начала надо провести опыт, выполнить измерения, понаблюдать. Для того, как проходит явления надо выдвинуть гипотезу. Так же, чтобы получить знания об окружающем мире, надо обдумать и объяснить результаты опытов, найти причины явлений, ну, и конечно, сделать выводы

10. Как вы понимаете фразу: «Человечество редко достигает истины иначе как через заблуждения»? Проиллюстрируйте это на примере развития различных наук.

Истина кроется в наших ошибках и, чтобы достичь правильного ответа надо хоть раз ошибиться.

11. Назовите главный критерий истины. Почему его нельзя считать абсолютным?

Главным, решающим критерием истины (впервые введенным в таком качестве марксизмом) является практика, материальная предметно — чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира — природного и социального.

12. В истории науки сложилось несколько концепций толкования истины.

Онтологическая концепция: «Истина — это то, что есть».

Гносеологическая концепция: «Истина — это соответствие знаний действительности».

Позитивистская концепция: «Истина — это опытная подтверждаемость».

Прагматическая концепция: «Истина — это полезность знания, его эффективность».

Конвенциональная концепция: «Истина — это соглашение»

а. Какое из определений истины не учитывает различий в восприятии и понимании одних и тех же вещей у разных людей?

Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.

б. К каким явлениям нашей жизни (связанным с отношениями людей) сложно применить перечисленные критерии истины?

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов.

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.

в. Какие из перечисленных определений истины находят применение в политике, дипломатии, медицинской практике, научном познании, образовании?

В исследовательском центре Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) получили крайне неожиданные результаты, которые привели физиков в замешательство: похоже, что субатомные частицы могут двигаться со скоростью, превышающей скорость света. Пучок нейтрино, направленный из ЦЕРН в подземную лабораторию Гран — Сассо в Италии на расстояние в 732 км, прибыл на место назначения, как сообщается, на несколько миллиардных долей секунды раньше, чем если бы передвигался со скоростью света.

Отвечая на эти вопросы, вы, надеемся, пришли к выводу о том, что ни одно из этих определений истины не является исчерпывающим и не даёт окончательного ответа, что такое истина. Скорее всего, понятие истины объединяет в себе все эти толкования. Иными словами, истина — это то, что есть на самом деле, но в то же время это и определённое соглашение, договор о принятии данной истины.

13. Представьте, что вам задали подготовить сообщение на тему «Научное познание и истина». Составьте сложный план своего выступления. Для выполнения задания воспользуйтесь памяткой № 2 в конце учебника.

Я был воспитан в сугубо материалистическом ключе. В молодости признавал только то что утверждалось стандартной наукой. Как физик я где — то даже презирал другие науки (ну конечно же за исключением математики) за «не точность» и «описательность».

В эти годы я просто радуюсь как мальчишка открывшемуся мне миру эзотерики.

Мир опять стал интересен!

Его опять можно изучать и познавать!

И для этого не нужны сложные приборы — мы сами и есть прибор!

Поэтому мне хочется привлечь внимание к теме сопоставления научного познания мира и духовного подхода.

Уставы небес я прочитал очень мне понравившиеся рассуждения о научном методе познания. Если читающий мои записки не боится опасностей и будет идти прямо, как по лезвию ножа, его не остановит даже его будут молить о пощаде все патриархи Запада и Востока. Но если он поддастся сомнениям, он уподобится человеку, который смотрит из узкого окошка на скачущего мимо всадника: не успеет он глазом моргнуть, а истины уж и след простынет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вопросы для характеристикиИнтуиция
средстваозарение, наитие, прозрение
формымистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
интеллектуальная – связана с умственной деятельностью
особенности