Мыслительные паттерны что это
Мыслительные шаблоны, приводящие к депрессии
Депрессия и стресс — продукты мысли. Если вы хотите поменьше переживать и привести свою психику в порядок, нужно в первую очередь обратить внимание на то, как и что вы думаете.
Мыслительные шаблоны (или паттерны) — это последовательная цепочка мыслей, возникающая как реакция на раздражитель или проблему. Поэтому если вы хотите жить спокойной, но интересной жизнью, необходимо распознавать эти шаблоны и прерывать их.
Вот список самых опасных мыслительных паттернов.
Все или ничего
Такое мышление (его еще называют черно-белым) приводит к необъективности: стоит ошибиться, как человек тут же объявляет себя бездарностью. Стоит подвести кого-то, как он начинает испытывать чувство вины и считать себя худшим созданием на Земле.
Такое мышление опасно, потому что не позволяет видеть позитивные стороны любой проблемы. Да, вы ошиблись, но можете извлечь уроки из ошибки и научиться чему-то новому. Да, вы подвели человека, но можете искренне извиниться и загладить свою вину.
Но и сверхоптимизм мало чем полезен. Он приводит к невежеству и ощущению того, что любой поступок правильный.
Сверхобобщение
Это ситуация, при которой вы берете какое-то событие и считаете его постоянным и показательным. Любая проблема несет мысль «Со мной всегда это случается, ничего странного. И будет случаться». Конечно же, это неправда. С вами наверняка происходят разные, как хорошее, так и не очень, вещи. Люди всегда сталкиваются с проблемами. Напоминайте себе об этом каждый раз.
Ментальная фильтрация
Этот шаблон отсеивает все хорошее, концентрируется на плохом и преувеличивает его влияние.
Например, вы ждете гостей и у вас пригорел пирог. При ментальной фильтрации вам начнет казаться, что теперь весь ужин будет катастрофой. Даже если встреча с друзьями проходит отлично, мысли то и дело возвращаются к пирогу.
Необходимо совершить сознательное усилие и начать обращать внимание на позитивные стороны. Есть еще несколько блюд, которые получились превосходными.
Отвержение позитива
Данный паттерн идет бок-о-бок с ментальной фильтрацией. Вы не только думаете о плохом, но и начисто отвергаете позитивные стороны. Хотя хорошее есть практически всегда и во всем.
Поспешные выводы
Вы предполагаете худшее в том случае, когда недостает фактов. Начальник ходит насупленный весь день — значит он уволит кого-то, и, может быть, именно вас.
В любой ситуации фактов могут быть десятки, а то и сотни. Не стоит делать вывод, исходя из одного-двух.
Иногда факты не нужны. Мы просто предполагаем, что случится что-то плохое, ведь «так подсказывает интуиция». Человек через какое-то время убеждает себя в этом настолько, что разубедить его становится почти невозможно.
Максимизация и минимизация
При максимизации проблема кажется нерешаемой, ошибка катастрофической, а болезнь смертельной. Выбирается самое худшее развитие событий.
При минимизации любое большое позитивное событие низводится до низшего уровня. Увеличение зарплаты ведет к расстройству или обидам: «А почему так мало?».
Эмоциональные рассуждения
Очень распространенный шаблон. Мы не только рассуждаем, когда злимся и раздражены, но и принимаем решения. Которые часто являются неудачными. С позитивными эмоциями ситуация такая же. Когда мы находимся в состоянии эйфории, то также склонны принимать плохие решения. В обеих крайностях мышление человека весьма ограничено.
Утверждения «должен»
Можете ли вы приняться за работу или проект без мысли «Я должен»? Если нет, то такой шаблон может привести к полному отсутствию счастья. Вы всегда находитесь в ситуации, когда жертвуете собой ради чего-то. Но почему просто не получать удовольствие?
Обязательства должны быть в нашей жизни, но ими не стоит злоупотреблять.
Наклеивание ярлыков и неправильная маркировка
На каждое событие или ситуацию мы наклеиваем определенный ярлык. Праздник был ужасным, встреча с другом скучной, а год провальным. Хуже, когда даже маркировка является неправильной. Немного подумав и проанализировав, можно выяснить, что год был вполне успешным, а праздник — весьма веселым.
Что такое паттерны в психологии?
Паттерны поведения в психологии
Для начала важно понять, что сам поведенческий паттерн в психологии – это устойчивая программа, закрепившаяся в психике человека. Человек рождается со своим уникальным набором генов, но в них заложена вся необходимая информация о его роде, вся важная информация о выживании, наработанные инстинкты и рефлексы. Все это можно назвать биологическими паттернами, без которых человек не смог выживать.
В процессе жизни, начиная с самого детства, личность впитывает паттерны поведения, свойственные той семье, в которой человек воспитывается, но при этом ребенок пробует свои тактики, методы в поведении, которые помогают ему добиваться внимания и любви. Многие родители обращали внимание, что если пойти у ребенка «на поводу», например в ответ на его истерику купить игрушку, то этот шаблон мгновенно закрепляется: «О! Это работает!».
Негативные поведенческие паттерны реализуются людьми в следующих моментах:
Паттерн сексуального поведения
Сексуальные паттерны могут быть сильно ограничивающими или даже деструктивными:
Что значит паттерн в отношениях? И снова нужно смотреть в сторону семьи, модель поведения переносится из родительской семьи в собственную, и часто это провоцирует конфликты. Всем знакомы примеры, когда муж или жена проговаривают «в моей семье принято так». Хорошо если это преемственность каких-то традиций или общечеловеческих ценностей, таких, как гостеприимство или совместный сбор по праздникам.
Стереотипы, схемы и модели окружают человека везде. Что означает паттерн в социальном контексте? Этот вид паттерна относится к поведенческому и базируется на общепринятых стандартах поведения в том обществе, в котором человек проживает. Законы, правила, этикет, культурные обычаи и менталитет – все вместе формирует базу для формирования социального паттерна или коммуникативного. В качестве примеров могут служить следующие вещи:
Как изменить паттерны?
Передача поведенческих паттернов из поколения в поколение усложняют человеку задачу по избавлению от того или иного принятого стереотипа. Но это все поправимо. Сознание и подсознание человека – мощные силы, которые могут помочь мыслить и вести себя по-новому. Мышление играет огромную роль и может явиться как препятствием на пути освобождения от неэффективных паттернов, так и помощником.
Как изменить паттерны мышления?
Как изменить паттерны поведения?
Изменение паттернов поведения – сложная и трудоемкая работа над собой. Для этого нужно начать отслеживать свои мысли и реакции на события, происходящие вокруг. Что вызывает страх или ступор, а что агрессию. Проанализировать: «А как я могу реагировать по-другому?». Все эти первичные реакции и есть паттерны, которые нуждаются в пересмотре и замене. Важно помнить следующее:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Логика мышления. Часть 9. Паттерны нейронов-детекторов. Обратная проекция
Этот цикл статей описывает волновую модель мозга, серьезно отличающуюся от традиционных моделей. Настоятельно рекомендую тем, кто только присоединился, начинать чтение с первой части.
Продолжим разговор о нейронах-детекторах. Предположим, на зону коры посредством волновых туннелей проецируется некая информация. Каждый из проекционных пучков – это аксоны нейронов, расположенных на той зоне, которая эту информацию посылает. Проекция снимается с малого по площади участка коры. Волокна проекционного пучка, по сути, транслируют проходящие по этому участку волновые картины. То место принимающей коры, куда приходится проекция, само становится источником волн. Эти волны несут на принимающей зоне коры ту же информацию, что и волны на исходной зоне.
Если мы настроим веса какого-либо нейрона на узнавание определенного волнового узора, проходящего по его рецептивному полю, то мы превратим его в детектор, срабатывающий в тот момент, когда появляется характерное для него сочетание идентификаторов.
Если мы обучим несколько расположенных в относительной близости друг от друга нейронов детектировать одну и ту же волновую картину, то мы получим уже не одиночный нейрон-детектор, а детекторный паттерн. Реакция одного нейрона-детектора на характерный стимул – пакет импульсов вызванной активности. Реакция детекторного паттерна – это вызванная активность группы нейронов, образующих определенный узор. Естественно, что такой паттерн вызванной активности начнет обучать кору на распространение своего уникального идентификатора.
Получается, что когда зона коры получает описание, состоящее из определенных признаков, ее детекторные паттерны реагирует на знакомые им сочетания и порождают собственные волны, которые несут информацию о новых признаках, узнанных этой зоной. Таким образом, зона коры сначала обнаруживает статистические закономерности в поступающей на нее признаковой картине и формирует паттерны-детекторы, соответствующие этим закономерностям, а затем, получая описания в одних признаках, она генерирует собственное описание в тех признаках, что были выявлены ранее этой зоной.
Логику такого преобразования нейронных описаний можно сопоставить с логикой словесных описаний, что не удивительно, так как эти явления тесно связаны между собой. Предположим, мы видим различных зверей. Каждого из них мы можем описать набором признаков. Например, мы видим зверя с описанием: большой, коричневый, лохматый. Не зная, что это за зверь, мы можем так его и называть: большой-коричневый-лохматый. Само сочетание признаков образует идентификатор этого животного. Если этот зверь встречается нам часто, то мы можем зафиксировать закономерность того, что эти признаки встречаются совместно, и дать этому сочетанию собственное название, например — медведь. Далее мы можем оперировать понятием «медведь» как самостоятельным. При этом мы имеем возможность в случае необходимости восстановить по понятию «медведь» все его исходные признаки.
Говоря о реальном мире, удобно использовать термин «явление». Его удобство в его общности. Этот термин описывает не только предметы, но и происходящие с ними процессы. Любую воспринимаемую нами картину мы можем назвать явлением. Каждое явление, с которым мы сталкиваемся, порождает описание. Описание – это совокупность картины активности нейронов-детекторов, образующих паттерны, и порождаемых ими идентификационных волн.
Можно назвать паттерн нейронов-детекторов, срабатывающих на один образ, и соответствующую ему идентификационную волну понятием. Тогда можно говорить о том, что любое явление представляется мозгом, как набор описаний, состоящих из понятий. Для каждой зоны коры описание строится на своем наборе понятий.
Когда нейроны-детекторы выделяют какую-либо новую закономерность или фиксируют новое сочетание признаков так, что при этом образуется паттерн таких детекторов, которые способны порождать собственную уникальную волну, можно говорить о формировании нового понятия. Трактовкой этого понятия могут быть те события реального мира, которые создали такое сочетание признаков, и на которые теперь реагируют соответствующие нейроны.
Формирование паттернов. Обратная проекция
Паттерн нейронов-детекторов, настроенных на общий стимул, позволяет запустить собственную уникальную волну идентификатора. Это соответствует узнаванию образа и включению советующего понятия в описание происходящего. Чтобы идентификатор был уникальным, достаточно, чтобы нейроны-детекторы создавали свой узор, непохожий ни на один из волновых узоров, проходящих через их место расположения. Опишем простую модель, создающую такой паттерн.
Вернемся ненадолго к описанию механизмов нейронного взаимодействия. Основной путь передачи сигналов от одного нейрона к другому – это выброс из аксонной терминали передающего нейрона нейромедиаторов в синаптическую щель. На поверхности нейрона, принимающего сигнал, располагаются рецепторы, реагирующие на определенный нейромедиатор, являющийся для него лигандом. Часть рецепторов расположена в синапсах и отвечает за синаптическую передачу, часть за пределами синапсов и ответственна за волновую активность.
Нейромедиаторов существует достаточно много, включая нейроактивные пептиды, их насчитывается более полусотни. Наиболее распространенный активирующий нейротрансмиттер – глутамат, подавляющий – гамма-аминомасляная кислота (ГАМК). Способность активировать или подавлять не является свойством самого нейромедиатора, а определяется типом взаимодействующего с ним рецептора. Чтобы передача сигнала могла состояться, необходимо, чтобы нейромедиатор, выбрасываемый аксоном, и принимающие его рецепторы соответствовали друг другу.
До конца 80-х годов прошлого века считалось, что каждый нейрон выбрасывает один и тот же медиатор во всех терминалях своего аксона – «принцип Дейла». Но позже было показано, что существуют нейроны, использующие различные комбинации медиаторов.
Возьмем для моделирования нейроны двух гипотетических типов, работающие с одним медиатором, назовем его (A). Различие между типами нейронов будет в том, где у них будут располагаться рецепторы, чувствительные к общему медиатору (таблица ниже).
Синапсы | Вне синапсов | Аксон | |
Тип 1 | — | A | А |
Тип 2 | A | — | А |
Нейромедиаторные характеристики нейронов. Чувствительность рецепторов и выброс аксона
Нейроны первого типа не имеют в своих синапсах рецепторов, чувствительных к используемому медиатору. Но такие рецепторы есть у них на внесинаптической части мембраны. Это значит, что эти нейроны не способны к синаптическому обучению на картины активности, которые создаются нейронами, как первого, так и второго типа, но они способны обучаться на распространение волновой активности и быть передатчиками идентификационной волны.
Возьмем теперь зону коры, состоящую из нейронов обоих типов. Например, просто перемешаем их случайным образом. Наличие вкраплений нейронов второго типа никак не отразится на способности коры обучаться проводить волны идентификаторов, используя нейроны первого типа.
Предположим, что мы каким-то образом определили место на коре, где хотим создать детекторный паттерн.
Место, выбранное для обучения
Предположим, что мы решили все вопросы, связанные с обучением, и наша задача сейчас просто зафиксировать прототип. Сделаем это уже знакомым нам способом. Заставим нейроны второго типа, находящиеся в этой области и незанятые в обучении, поучаствовать в генерации случайных спайков. Установим вероятность спайка такой, чтобы получить столько активных нейронов, сколько нейронов-детекторов требуется нам в итоговом паттерне. Случайные спайки создадут уникальный узор из нейронов второго типа, локализованный в выбранной области.
Далее поступим в соответствии с принципом Хебба, используем активность нейронов второго типа как сигнал к их обучению. Изменим веса их синапсов в соответствии с наблюдаемой ими на их рецептивных полях волновой картиной. В результате мы получим паттерн нейронов-детекторов, настроенных на только что прошедший набор идентификаторов. Повторение волновой картины приведет к вызванной активации всех нейронов паттерна. Нейроны первого типа подхватят этот паттерн и превратят его в распространяющуюся волну нового идентификатора.
Мы получили очень простой, но замечательный результат. Определенное сочетание идентификаторов способно порождать свой собственный уникальный идентификатор.
Теперь несколько усложним модель. Добавим еще один медиатор (B) и изменим характеристики нейронов (таблица ниже).
Синапсы | Вне синапсов | Аксон | |
Тип 1 | B | A | А |
Тип 2 | A | B | B |
Характеристики нейронов, использующих два медиатора. Чувствительность рецепторов и выброс аксона
Поведение такой конструкции будет значительно интереснее. Нейроны второго типа, создав детекторный паттерн, не смогут распространить волну от него через нейроны первого типа, так как их тип аксонного медиатора не совпадает с внесинаптической чувствительностью нейронов первого типа. Но зато эти нейроны смогут сами распространить волну своего идентификатора. При этом интересно то, что входная и выходная активность коры окажется разделена. Если мы где-нибудь в стороне создадим выходной волновой туннель из аксонов нейронов второго типа, то он не передаст всю волновую картину, состоящую, в том числе, из множества входных признаков, а оттранслирует далее только описание, состоящие из распознанных понятий.
Изменение описания на зоне коры. 1 – выбранный участок обучения, 2 – область, излучающая входной идентификатор, 3 – область выхода, 4 – входной волновой туннель, 5 – выходной волновой туннель, 6 – входная волна идентификатора, 7 – выходная волна идентификатора
Но это еще не все. В той же выбранной области мы можем провести синаптическое обучение нейронов первого типа. Для них сигналом к обучению будет собственная волновая активность. Так как мы задали чувствительность синапсов нейронов первого типа только к медиатору (B), то картины, которые они воспримут – это узор того самого паттерна, что мы ранее обучили на нейронах второго типа. При этом сами нейроны-детекторы первого типа выстроятся в узор, повторяющий волну идентификаторов, которая прошла в момент обучения. Это значит, что если мы через встречный волновой туннель вернем на кору идентификатор понятия, обнаруженного ранее нейронами второго типа, то распространившись до выбранного места, он вызовет активность паттерна нейронов-детекторов первого типа. А так как эти нейроны повторяют узор фрагмента волны исходных идентификаторов, то их вызванная активность заставит распространиться по нейронам первого типа соответствующие идентификационные волны.
Таким образом, мы воспроизвели механизм обратной проекции. Кора в нашей модели способна транслировать информацию в обоих направлениях. В прямом направлении происходит интеграция признаков и изменение описания на более общее. В обратном направлении, получив соответствующий идентификатор, кора восстанавливает все соответствующие ему признаки и транслирует их вниз, если, конечно, есть соответствующая проекционная связь.
Мы получили достаточно простую конструкцию: в одну сторону – узнали понятие, в обратную сторону – восстановили признаки. Но эта простота двусторонней коммуникация является уникальным свойством для нейронных сетей. Традиционные сети идеологически однонаправленны, в них нельзя запустить сигнал «обратно по аксону» и этот недостаток не лечится никакими ухищрениями. При этом очевидно, что реальный мозг способен не только обобщать информацию, поднимая описание от уровня к уровню, делая его более абстрактным, но и транслировать описание обратно, превращая его в представляемые нами образы, внутреннюю речь, физические действия. Поэтому особенно радует, что наша конструкция позволяет достаточно естественно воспроизвести обратную проекцию, оставаясь в рамках механизмов, доступных и реальному мозгу.
Если заставить аксоны нейронов одного из типов генерировать сразу два медиатора, то мы получим распространение соответствующих идентификаторов сразу по двум слоям. Можно представить ситуации, где это окажется полезным. Вообще же комбинации медиаторов и рецепторов могут программировать самое неожиданное поведение коры. При этом приятно, что наша кора не требует никакой специальной топологической настройки. Нейроны образуют синаптические контакты со своим окружением, не заботясь о соблюдении каких-либо схем подключения. Очень похоже, что аналогичные архитектурные принципы свойственны и реальной коре.
Что такое «паттерн» в современном понимании?
Приветствую Вас, друзья!
Слово «паттерн», применяется сегодня во многих сферах человеческой деятельности, однако, чаще всего используется в психологии, и именно в этой сфере данный термин представляет наибольший интерес. Сегодня мы узнаем, что такое «паттерн» в современном понимании, а также выясним, какими бывают паттерны, как они проявляются и какое влияние оказывают на нашу жизнь. Начнем.
Что такое паттерн?
Слово «паттерн» является производным от английского pattern (шаблон, узор, трафарет, образец). Сегодня оно используется программистами, математиками, дизайнерами, архитекторами, музыкантами и конечно же, психологами, для обозначения удачных решений, которые можно применять в качестве шаблонов.
«Паттерн» в психологии — это естественные шаблонные реакции или модели поведения, формирующиеся у человека на основании жизненного опыта. Психологи используют слово «паттерн» в двух основных вариантах значения:
С точки зрения физиологии мозга, паттерн формируется примерно так же, как и привычка. При этом он представляет собой целостную и достаточно сложную программу восприятия и поведения. У каждого паттерна имеется спусковой крючок, приводящий к срабатыванию «механизма». Интересно, что при этом весь шаблон воспроизводится полностью. К примеру, услышав запах хвои, многие люди начинают испытывать ностальгию по новогодним праздникам.
Как работают паттерны?
Нам свойственно воспринимать окружающий мир упрощенно, используя стереотипное восприятие и готовые модели поведения. С точки зрения природы данный подход является наиболее рациональным. Нам не приходится тратить время и прочие ресурсы на то, чтобы каждый раз заново придумывать способ реагирования. Мы просто запоминаем проверенную модель поведения и повторяем её в аналогичных условиях.
Паттерны поведения формируются на протяжении всей жизни, но наиболее активно данный процесс идёт в детстве. Ребенок наблюдает за взрослыми и запоминает, как они ведут себя в бытовых ситуациях. Большую часть этих шаблонов он будет неосознанно применять в будущем, поскольку данный способ обучения заложен в человеке эволюцией. Для наших предков это был важный механизм выживания, и сегодня он играет большую роль в воспитании детей.
Вышесказанное лишь подтверждает тот факт, что лучший способ привить ребенку правильные привычки – демонстрировать ему нужные модели поведения на собственном примере. Нередко люди в течение всей жизни сохраняют в неизменном виде поведенческие шаблоны, перенятые от собственных родителей в детстве. По мере взросления ребенок начинает анализировать паттерны и заимствует их уже не в таком явном виде, как раньше. Теперь он вырабатывает собственные привычки, опираясь на поведение людей, с которых берёт пример. Но даже во взрослом возрасте сохраняется склонность перенимать чужие шаблоны поведения.
Виды паттернов
Если вы правильно поняли, что такое паттерн, то уже догадались, что в большинстве случаев мы используем шаблоны поведения неосознанно. Для первобытных людей это был важнейший механизм выживания, ведь малейшее промедление было чревато смертью от хищника или другой неприятностью. Поэтому важно было быстро реагировать, не тратя времени на размышления.
Для современного человека паттерны – это очень удобный механизм, позволяющий оптимизировать повседневную деятельность, не тратя времени и прочих ресурсов на принятие рутинных решений. И это вполне рациональный подход: если определенная реакция на событие оказалась правильной несколько раз, значит, и в будущем стоит поступать так же, не задумываясь.
Существует три основных способа классификации, в рамках каждого из которых все паттерны можно разбить на две группы:
Как можно использовать паттерны?
Человек, хорошо понимающий, что такое паттерн и как он работает, может предугадывать поступки окружающих людей. И это бывает очень полезно. К примеру, зная, что приятель долго не возвращает долги, можно предсказать, как он поступит, попросив денег в долг у вас. А если ваш знакомый любит сплетничать и постоянно рассказывает неприятные подробности об общих знакомых, то наверняка за вашей спиной он распускает сплетни и о вас. Это распространенный шаблон поведения – строить «доверительные» отношения, рассказывая сплетни.
Также важно понимать, что паттерны, заложенные при воспитании, проявятся в человеке с возрастом. Поэтому жениху всегда советуют внимательно смотреть на будущую тёщу, чтобы понимать, какой станет его жена со временем. Здесь подразумевается, что паттерны воспитания проявятся с годами – когда супруги перестанут друг друга идеализировать.
Есть и другой способ использования паттернов – провокационный. Зная, как знакомый ведёт себя в определенных ситуациях, можно использовать это в собственных интересах. Например, все мы с детства знаем, что можно элементарно заставить человека сделать что-то, «взяв его на слабО». В данном методе используется распространенный паттерн: практически каждый человек боится показаться слабым или трусом, поэтому может согласиться на какую-нибудь авантюру.
Хорошо зная определенного человека, Вы можете найти полезные закономерности в его характере. В дальнейшем это можно будет использовать, если потребуется подтолкнуть его к нужному действию или решению. Можно использовать всё: гордость, неловкость, страх, вину, стыд и прочие чувства. Полезно также контролировать собственные паттерны и избегать ситуации, в которых кто-то попытается использовать их против вас.
Распространенные поведенческие шаблоны активно используют маркетологи при продвижении товаров. Они сами заявляют, что порядка 85% эффективности маркетинга заключается именно в точном понимании паттернов, свойственных целевой аудитории продвигаемого товара. Они тщательно изучают, как люди ищут продукт, на что смотрят, как выбирают и как принимают решение о покупке. И грамотное применение данной информации позволяет продавать продукцию значительно эффективнее.
Как паттерны влияют на человека?
Наш мозг стремится оптимизировать свою деятельность, поэтому запоминает регулярно повторяемые действия и начинает выполнять их «на автомате». Иногда это действительно удобно, поскольку позволяет нам работать эффективнее. Но всегда присутствует и обратная сторона медали. Мы начинаем действовать механически, теряя гибкость поведения.
Также некоторые паттерны закрепляются в виде вредных привычек и оказывают негативное влияние на нашу жизнь. В качестве примера можно назвать такие привычки как:
Подобных паттернов существует очень много, поэтому важно научиться находить их в собственном поведении и искоренять. Это непростая задача, но справившись с ней, можно значительно улучшить качество собственной жизни.
Заключение
Определенные стереотипы восприятия и шаблоны поведения есть у каждого из нас. Они формируются на протяжении всей жизни и оказывают огромное влияние на наше поведение. Зная, что такое паттерн и как он формируется, можно научиться эффективно программировать собственные привычки. Это позволит избавиться от негативных шаблонов поведения и заменить их позитивными. Умение замечать поведенческие паттерны у окружающих также будет полезным, поскольку поможет лучше понимать других людей и легче добиваться от них нужных поступков и решений.