Мюридизм в кавказской войне что такое
16.3. Кавказская война. Мюридизм и имамат шамиля
Кавказскую войну нельзя сводить только к территориальной экспансии, хотя в ее основе лежала идея политического освоения стратегически важных территорий. Если Кабарда и Осетия вошли в состав Российской империи добровольно, то народы Дагестана, Чечни и Адыгеи долго сопротивлялись российской экспансии. В начале XIX в. на Северном Кавказе проживало около 1,5 млн человек более 100 народностей и языковых групп, находившихся на разных стадиях развития. Особенно отсталыми были горные районы Чечни, Дагестана и Адыгеи. Еще в 1817—1819 гг. царское правительство построило укрепленную линию (крепости Грозная, Внезапная и др.), что позволило приступить к планомерному наступлению на горные районы Северного Кавказа. В 1824 г. по ходатайству командующего отдельным Кавказским корпусом А.П. Ермолова было принято решение перевести на Кубань хоперских казаков, которые в 1826—1827 гг. заложили шесть станиц в верховьях Кубани и на реке Куме. Одновременно на Кубань из Приднестровья шел процесс переселения Черноморского войска, которому еще Указом от 30 июня 1792 г. были пожалованы земли на правобережье Кубани.
В конце 1820-х гг. среди мусульманских народов восточной части Северного Кавказа распространяется мюридизм (от арабского слова «мурид» – желающий, стремящийся, обозначающего исламского послушника). Мюриды проповедовали равенство людей перед Богом, культ бедности, индивидуальное самоотречение. Одной из основополагающих идей являлась священная война – «газават» против неверных (русских в данном случае), а также мусульман, поддерживающих неверных или уклоняющихся от участия в газавате. На территории Горного Дагестана и Чечни формируется исламское теократическое государство – имамат. Создателем его в 1828 г выступил мулла Гази-Магомед. Возглавляемые им войска совершили нападение на Сунженскую укрепленную линию и пытались овладеть крепостью Внезапной. В 1831 г. Гази-Магомеду удалось захватить Кизляр. Одновременно он вел борьбу по подчинению не признававших его власти аварских ханов. Во время ответного похода русских войск в ауле Гимры Гази-Магомед был окружен и погиб в сражении.
Вторым имамом стал Гамзат-Бек, заверший начатый его предшественником процесс подчинения аварских ханов. Однако в 1834 г. он был убит кровниками.
На первую половину 1840-х гг. приходились наиболее значительные успехи движения Шамиля. Контролируемая им территория возросла более чем в 2 раза. Его войскам удалось прорваться к Черноморской береговой линии. Был нанесен ряд поражений отдельным отрядам Кавказского корпуса. Новая активизация движения Шамиля пришлась на время Крымской войны. Летом 1854 г. мюриды вторглись в Кахетию, не были разбиты совместными силами русской армии и грузинского ополчения. Поражение турок на Кавказском фронте и окончание Крымской кампании лишили Шамиля перспективы помощи извне. Решающие победы русских войск были одержаны после назначения в 1856 г. новым наместником Кавказа князя А.И. Барятинского. 1 апреля 1859 г. русские войска взяли аул Ведено, родовое селение Шамиля, являвшееся после падения Ахульго основным центром имамата. Попавший в окружение в ауле Гуниб имам сдался в плен на милость российского императора. День пленения Шамиля 25 августа был установлен Александром II «к постоянному празднованию во всем Кавказском крае». Впрочем, боевые действия продолжались до 1864 г., когда русские войска взяли последний очаг сопротивления черкесского племени убыхов – урочище Кбааду. Завершилась самая длительная война в истории России, продолжавшая 47 лет.
Колонизация сопровождалась разгромом горских аулов, угоном скота и истреблением населения, т.е. почти не отличалась от действий армии. В 1862 г. началось воплощение предложенного еще в 1857 г. начальником Главного штаба Кавказской армии Д.А. Милютиным плана выселения горцев за пределы России. Общая численность западных адыгов, переселившихся в Турцию в 1858—1863 гг., достигла 400 тыс. человек, а в 1864 г. было депортировано еще 343 тыс. К началу 1865 г. в Кубанской области из 1 млн адыгов осталось всего 107 тыс., выселенных на равнины, на которых проживали 220 тыс. вооруженных казаков.
Цель и смысл мюридизма
Памяти князя Александра Барятинского.
К приезду князя Барятинского на северный Кавказ земля горела под ногами русских солдат. Александр Сергеевич Пушкин, который не раз бывал на Кавказе, писал: «Светская русская власть заботится прежде всего о водворении своего престижа и могущества среди разноплеменного, преимущественно мусульманского населения, избирая своих агентов в сношениях с туземцами – влиятельных мусульман. Последние, естественно, покровительствовали тайно или явно своим единоверцам, в прямой ущерб святому делу Православия. Последствия такого невыгодного положения для горских христианских племён Кавказа были очевидны. С каждым годом русское население уходило целыми деревнями, а мусульманское под влиянием мулл проникалось ненавистью к русскому правительству и в особенности к его духовенству».
На этом фоне возникла страшная беда – мюридизм — одно из направлений в суфизме. Религиозный заговор – тайная организация. В кавказском варианте мюридизм провозглашал, что главный путь сближения с Богом лежит для каждого «искателя истины — мюрида» через выполнение заветов газавата — религиозная война за веру.
Мюрид в переводе означает – послушник, полностью отвергающий свою волю и подчиняющийся имаму. И при этом уже неважно, соответствуют ли действия имама Корану или нет. Полный отказ от личной ответственности.
Мулла Магомед был душой мюридизма, но сам всегда оставался в тени. Не правил и даже не проповедовал публично, он только создал учение мюридизма и приготовил людей-мюридов. Будущий имам Шамиль был одним из четырёх учеников муллы Магомеда.
Утвердившись в горах Кавказа, мюридизм стал государством, и всё запылало, и кровь полилась рекой. Примерно как сегодня в Сирии. Дело дошло до того, что в 1843 году Чечня была вырвана полностью из состава России.
Мюриды были духовным орденом – людьми, оторванными от общества, давшими клятву биться до последнего издыхания и резать всякого, на кого им укажут… Кто бы он ни был – друг ли, брат ли, отец ли. Посвященные братья духовного ордена мюридов стали пастухами человеческого стада. После подчинения шейху мюрид проходит духовный путь и становится саликом (путником).
Только одним мюридам принадлежала настоящая власть и почёт в государстве, поэтому мюриды жестоко уничтожали горскую аристократию, знатных и просто выдающихся людей Кавказа. А русские власти не понимали, что происходит. Идёт резня – режут друг друга горцы, и не понятно, чем это грозит стране и миру. Основной целью мюридов был обширный кавказский халифат, а в идеале и всемирный халифат.
Имам Шамиль собрал уже 20 тысяч мюридов, причём это войско всё время движется, оно неуловимо и неуязвимо в неприступных горах Кавказа. Командующий русской армией генерал Ермолов, а потом и граф Воронцов, в ответ применили тактику выжженной земли, разоряя аулы и выжигая посевы.
Да, это было, и об этом многое сказано в русской литературе за последние 170 лет. Но почти никто не знает, что Шамиль и его мюриды вырезали целые аулы поголовно, если они не хотели воевать против России. Самим смыслом учения мюридов была война – бесконечная и беспощадная. А людей, которые просто хотели жить и растить детей, мюриды жестоко убивали. Трагичная, практически безвыходная ситуация.
Мало кто помнит, что в 1853 году, в самом начале Крымской войны, султан, властитель великой Османской империи, назначил Шамиля «генералиссимусом всех кавказских войск». Это ещё раз отчетливо говорит о том, что и Шамиль, и вся Кавказская война – лишь продолжение противостояния России и Турции, борьбы христианской Византии и Османской империи, которая тогда занимала полмир.
Крымская война 1853 — 1856 годов, или, как её называли в Европе, Восточная война всерьёз началась с решающего сражения у селения Кюрюк-Дара, недалеко от Карса. В смертельном бою сошлись 60-тысячная турецкая и 18 тысячная русская армия под командованием князя Василия Бебутова, опытного генерала из древнего армянского рода. Как никто другой, Бебутов понимал, что поражение в Крымской и Кавказской войне означает в будущем поголовное уничтожение армян, а возможно, и сербов, отсутствие на карте независимой христианской Греции…
Правой рукой главнокомандующего русской армией Василия Бебутова в сражении 24 июля (5 августа) 1854 года у селения Кюрюк-Дара был Александр Барятинский. Бой между главными силами русских и турецких войск в Закавказье был отчаянный. Князь Барятинский и Василий Бебутов бросили в бой все резервы, свой личный конвой, оба с клинками шли впереди колон в последнюю решающую атаку. Сражение у селения Кюрюк-Дара, начавшееся в 4 утра, закончилось в полдень, турки были отброшены со своих позиций и бежали. Если бы турецкая армия не была разгромлена, то и Кавказская война наверняка сложилась бы по-другому, и, возможно, расклад сил на редутах Севастополя был бы иным. Судьба мюридов Шамиля решалась здесь не в меньшей степени, чем на Гунибе.
В ноябре 1856 года банда Каплана Эсизова прорвалась на Ставрополье, вырезала всё взрослое население сёл Константиновское и Кугульты, а детей увела в рабство. И это только одна из бесчисленных трагедий той войны.
В конце 1856 года, князь Барятинский приехал в Ставрополь, стал наместником и главнокомандующим русскими войсками на Кавказе.
Узнав о назначении Барятинского, в русской Кавказской армии и в Ставропольской губернии все без исключения, вздохнули с надеждой. Князь Александр Барятинский на всем пути в Ставрополь ехал через Астрахань, и его встречали, без преувеличения, ликующе жители казачьих станиц северного Кавказа. В обращении к солдатам он написал: «Войска Кавказа. Смотря на вас и дивяся вам, я взрос и возмужал. От вас и ради вас осчастливлен назначением быть вашим вождем. Трудиться буду, чтобы оправдать милость, счастье и великую для меня честь».
Мюридизм
Автор: Кавказский Узел
05 декабря 2021, 19:52
Акция протеста против принуждения к вакцинации и использования «зеленых паспортов» в центре Тбилиси собрала несколько тысяч человек. Они потребовали публичных дебатов по этому вопросу.
05 декабря 2021, 18:52
Силовики освободили задержанных сегодня в армянском селе Айнтап во время выборов сторонников оппозиционного блока «Давид Амбарцумян», сообщил адвокат.
05 декабря 2021, 18:05
Противники «зеленых паспортов» провели сегодня шествие по центру Тбилиси, требуя отменить ограничения на посещение общественных мест для не привитых от коронавируса.
05 декабря 2021, 17:12
Помимо 10 победителей благотворительного конкурса предпринимательских проектов, гранты на реализацию своих идей получат семь жителей Кабардино-Балкарии, объявил сегодня итоги конкурса сенатор Арсен Каноков.
05 декабря 2021, 16:14
Пожар во владикавказской школе произошел в результате поджога, в котором подозревается завхоз учебного заведения, сообщили в полиции.
05 декабря 2021, 17:12
Каноков объявил о внеплановых грантах авторам бизнес-проектов
05 декабря 2021, 15:24
Пользователи соцсети назвали избыточным дорогой подарок Кадырова бойцу из Дагестана
05 декабря 2021, 12:24
Посетители курорта «Эльбрус» пожаловались на очереди и качество трасс
05 декабря 2021, 11:24
Пользователи YouTube сочли справедливым отказ Интерпола от розыска Тумсо
05 декабря 2021, 04:17
Жители села в Кабардино-Балкарии добились права использовать пастбище
04 декабря 2021, 03:13
Amnesty International призвала прекратить преследование ингушских активистов
05 декабря 2021, 18:52
Оппозиционеры отпущены из полиции после задержания на выборах в Армении
05 декабря 2021, 18:05
Участники акции в Тбилиси призвали отменить «зеленые паспорта»
05 декабря 2021, 16:14
Задержан подозреваемый в поджоге владикавказской школы
05 декабря 2021, 14:23
Два кандидата задержаны у избирательного участка в армянском селе
05 декабря 2021, 10:55
Две высокогорные дороги в Армении закрыты
05 декабря 2021, 08:00
Миротворцы отчитались об охране сельхозрабочих на виноградниках в Нагорном Карабахе
04 декабря 2021, 19:32
Сторонник Саакашвили задержан по делу о драке с полицейскими
04 декабря 2021, 18:44
Азербайджан передал Армении десять военных в обмен на карты минных полей
II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАВКАЗСКОГО МЮРИДИЗМА И КАЗИ-МУЛЛА
II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАВКАЗСКОГО МЮРИДИЗМА И КАЗИ-МУЛЛА
Собственно говоря, мюридизм не был каким-либо новым, неведомым мусульманскому миру явлением; он существовал на Востоке целые столетия – с тех пор, как явился Коран, но никогда не выражался в той страшной и своеобразной форме, в которой проявился среди дагестанских горцев. Исследовать причины, побудившие сотни тысяч людей разом слиться в одной идее, – дело политической истории; нам же доводится лишь проследить за явлением настолько, насколько оно выразилось с внешней своей стороны.
Никакая религия мира не исчерпывалась одним только кодексом законодателя, а всегда оставляла последователям широкое поле возможности дополнять и разъяснять этот кодекс новыми идеями. Так случилось и с религией Магомета. Едва раздалось слово проповедника, как тотчас же явились толкователи и выразители идей пророка, и между ними первенствующее место заняли последователи тариката, иными словами, учения, указывающего наилучший «путь к Богу», то есть к достижению вечного блаженства. Учение тариката, сопровождаемое самосозерцанием, постом и молитвой, во многом уподоблялось христианскому монашеству. Основателями его являлись отшельники, которые своей святой, уединенной жизнью привлекали к себе последователей и вместе с ними составляли в некотором роде братства. Восточное воображение и фантазия, конечно, не могли оставить это учение чистым и отвлеченным, а увлекли его на путь мистицизма. Таким образом, в монашествующем мусульманском братстве образовывались пять степеней духовного совершенства, для достижения которых требовались не только религиозные познания, но и исполнение многочисленных и трудных обрядов[156]. Все это дало возможность духовным учителям, именующим себя муршидами, имамами и тому подобное, в случае надобности эксплуатировать по своим личным расчетам толпу своих учеников, мюридов, и делать из них послушное орудие своих политических замыслов.
Не то произошло в двадцатых годах настоящего столетия. Первые вожаки будущего грозного движения горцев шли к цели медленно. Возвестив народам Дагестана мюридизм, во всем его широком объеме, и укрепив его на почве политической свободы, они целых семь лет фанатизировали массы, прежде чем двинуть их на борьбу с неверными.
Каким образом могло возникнуть это опасное движение среди покорных нам племен Дагестана, возникнуть, так сказать, на глазах у русских, заметивших его в момент лишь самого взрыва, – это вопрос, остающийся открытым до настоящего времени. Вот как об этом, касаясь лишь внешней стороны явления, говорят исторические документы и устные предания очевидцев.
В двадцатых годах нашего столетия, уже во времена Ермолова, представителем чистейшего тарикатского учения на Кавказе был некто шейх Хаджи-Измаил, проживавший в селении Кюрдамир Ширванской провинции. Он был известен своей ученостью и святостью жизни. И этому-то старцу, отрешившемуся от мира и исключительно погруженному в созерцание духовных видений пророка, совершенно случайно суждено было стать творцом кровавых идей, зажегших на целых тридцать лет фанатическим пожаром Дагестан, а за ним и чуть не все Кавказские горы.
Произошло это следующим образом.
В 1823 году, при Аслан-хане Казикумыкском, жил в кюринских владениях некий мулла Магомет, родом из селения Яраг; он также посвятил весь свой досуг изучению тариката, и если не достиг на этом пути известности Хаджи-Измаила, то, тем не менее, по обширным познаниям своим слыл в числе дагестанских алимов, а по уму и твердому характеру достиг звания главного кадия.
У муллы Магомета, в числе его учеников, воспитывался долгое время один бухарец по имени Хос-Магома, прилежно изучавший под руководством своего наставника все догматические истины Корана. По окончании учения он объявил, что отправляется на родину, и скрылся из Ярыглара. Точно ли он был в Бухаре или объезжал в это время других замечательных кавказских алимов – неизвестно, но через короткое время он возвратился назад и повел такую аскетическую, суровую жизнь, что мулла Магомет начал втайне следить за его поведением. Однажды в глухую ночь – как рассказывают старики Ярага и носится предание по Дагестану – мулла Магомет пошел посмотреть, что делает его бывший воспитанник. Он увидел, что комната, где жил Хос-Магома, была озарена каким-то невиданным светом, а сам он сидел на ветхом келиме, углубившись в чтение Корана. Но едва Магомет вошел в комнату – огонь исчез, и мулла очутился в глубоком мраке. Пораженный удивлением, кадий просил Хос-Магому объяснить ему смысл этого таинственного явления.
«Почтенный наставник! – отвечал Хос-Магома. – Ты трудился и учил меня семь лет, и я до сих пор не мог ничем отблагодарить тебя. Но теперь я передам тебе мудрость бухарских алимов, неизвестную в странах Дагестана, открою такие великие тайны ислама, о которых и ты, алим, не имеешь понятия. Но прежде чем говорить о них, поедем со мной к кюрдамирскому эфенди и примем его благословение».
Мулла Магомет согласился и вместе со своим учеником и несколькими кюринскими муллами отправился в Кюрдамир для свидания с шейхом Измаилом. Это свидание было роковым для Кавказа.
Прощаясь с муллой Магометом, шейх Измаил возвел своего почетного гостя в звание муршида и благословил его, по возвращении домой, приступить к проповедованию тариката.
Это произошло осенью 1823 года.
Уже в той первоначальной форме, в которой вылилась новая идея из уст муллы Магомета, зазвучала политическая нотка, сглаживаемая истинными обязанностями тариката лишь настолько, насколько это было нужно, чтобы не произвести преждевременной бури.
В кюринском селении Яраг, или Ярыглар, между бедными лачугами стоит простая деревянная мечеть с магометанской луной на кровле и с тремя круглыми окнами, напоминающими бойницы. Узкая лестница ведет снаружи на деревянную галерею второго этажа, покрытую навесом от дождя и палящего солнца. Внутренность мечети также не отличается роскошью; серо-коричневые стены ее украшены полуистертыми изречениями из Корана, пол покрыт старыми войлочными коврами, а посредине стоит кафедра из орехового дерева, довольно грубой работы. Не более двухсот человек может вместить в себя эта бедная мечеть, но ей-то именно и суждено было стать колыбелью мюридизма. Здесь престарелый мулла Магомет, после пламенной речи к кюринцам, впервые произнес «газават» – слово, возбудившее разом все дикие инстинкты народа и ринувшее его на путь кровавой борьбы, закончившейся только громом гунибской победы.
День, в который была произнесена эта речь, был первым днем мюридизма. Весть о новом учении и о чудесном ораторе с быстротой электрического тока охватила собой все углы Дагестана и пронеслась оттуда в Чечню. Аскетическая жизнь муршида, его глубокое знание Корана и пламенное красноречие привлекли к нему толпы учеников и поклонников. В Яраг стали приходить уже и муллы, желавшие услышать новые, неведомые доселе им откровения. Многие из них проживали по целым месяцам, наблюдая втайне за поведением муршида, и всегда находили его в духовных трудах и в молитве к Богу. Молва о святости его распространялась все более и более, а вместе с тем росло и крепло проводимое им учение.
Описывая наружность муллы Магомета, современники говорят, что он был высокого роста, с длинной белой бородой; кротость и добродушие были написаны на его изможденном лице, а глаза ослепли от ночного бдения. И этот-то, по-видимому, мирный старик слабым, едва слышным голосом проповедовал всеобщее восстание на кровавую брань. Песни, игры, музыка, курение табака, вино и танцы объявлены были светскими обрядами, достойными казни. Принимавший учение мюрадизма принимал точно монашескую схиму; но только эта схима звала его не из греховного мира в область поста и молитвы, а, напротив, в мир, куда газават должен был внести меч и огонь, чтобы оградить религию от притязаний гяуров.
«Истинные магометане, – внушал мулла Магомет, – не могут быть под властью неверных, потому что присутствие их заграждает путь к престолу Аллаха. Молитесь и кайтесь; но прежде всего ополчитесь на газават – без него один шариат не приведет к спасению».
Большинство слушателей смутно понимали сущность пропаганды, а многие и вовсе ничего не понимали, вынося из проповедей только неясное предвидение близкой борьбы с русскими, уже занявшими плоскость и стоявшими у входа в самые горы. Весь склад суровой жизни готовил лезгина к трудной борьбе и военным тревогам. Почва, следовательно, была готова, оставалось идею осуществить на практике. И вот мулла Магомет рассылает своих последователей – мюридов, которые, с деревянными шашками в руках и с заветом гробового молчания, обходят горы и аулы Казикумыка. В стране, где семилетний ребенок не выходил из дому без кинжала на поясе, где пахарь работал с винтовкой за плечами, вдруг появились в одиночку безоружные люди, которые, встречаясь с прохожими, ударяли по земле три раза деревянными шашками и с безумной торжественностью восклицали: «Мусульмане – газават! Газават!» Мюридам дано было только одно это слово, и на все остальные вопросы они отвечали молчанием. Впечатление было чрезвычайное; их принимали за святых, охраняемых роком, и горцы, любопытство которых было возбуждено самым страстным образом, стали тысячами стекаться на поклонение мулле Магомету.
Но пока этим все и ограничилось.
Напрасно некоторые историки связывают с новым учением восстание, вспыхнувшее в том же году в Мехтуле и кончившееся трагической смертью полковника Верховского. Нет никаких данных, которые позволили бы предполагать какую-либо связь между этими событиями. Мятеж в Мехтуле был делом совершенно случайным. Это были домашние счеты, вызванные жестокостью русского пристава, о чем согласно говорят и наши документы, и горские источники, а при этих условиях мятеж возможен был и без всякой религиозной пропаганды.
Тем не менее, когда Ермолов в том же году посетил Дагестан и из разговоров с араканским кадием Сеид-эфенди узнал о зарождающемся мюридизме, он приказал Аслан-хану Казикумыкскому прекратить беспорядки.
Аслан-хан сам отправился в кюринское селение Касумкент, куда, по его требованию, явился и мулла Магомет Ярагский с некоторыми из своих последователей. Мулла начал излагать перед ханом истины тарикатского учения и на вопрос: «Почему твои мюриды ходят по деревням и кричат газават?» – отвечал:
– Мои мюриды в религиозном экстазе не понимают сами, что делают; но их поступки показывают ясно, что все должны делать.
– Твое учение только соблазняет народ, – возразил Аслан-хан. – Газават – дело угодное Богу; но разве ты не знаешь силы русских, разве не понимаешь, сколько через твою пропаганду может пострадать и погибнуть невинных людей?
– Русские, конечно, сильнее нас, – спокойно отвечал мулла Магомет, – но Бог сильнее русских: в его руках победа и поражение. Я бы посоветовал и тебе, хан, оставить мирскую суету и подумать о том, куда мы все пойдем от последнего раба до царей и пророков.
– Я мусульманин и исполню шариат, как повелевают священные книги, – сказал Аслан-хан.
– Ты говоришь ложь, – запальчиво возразил проповедник. – Ты и твой народ во власти неверных, а при этом исполнение вашего шариата ничего не стоит.
Этот дерзкий ответ и укор, брошенный в лицо одному из могущественных владетелей Дагестана, вывел из себя гордого хана. Он публично дал мулле Магомету пощечину и выгнал его вон.
Но на другой день, мучимый раскаянием, хан вторично пригласил к себе старого кадия и просил у него прощения. Тогда мулла воспользовался минутой и сумел своим красноречием подействовать на грубую натуру хана.
– За мою обиду Бог тебе простит, – отвечал мулла, – но ты, хан, не будь, по крайней мере, истинным приверженцем русских. Если ты не можешь допустить проповедование тариката в твоих владениях, то не препятствуй в том другим дагестанцам. Вспомни, что, если русские встретят в Дагестане много врагов, ты будешь им нужен и тебя осыпят наградами; но если они покорят горы, ты будешь выброшен ими как ненужная ветошь.
Хан призадумался. Льстивые слова муллы Магомета показались ему чем-то пророческим. Он отпустил его домой, а Ермолову донес, что в ханстве восстановлен полный порядок.
Таким образом, мюридизм втихомолку продолжал развиваться. Магомет Ярагский стал уже не единственным проповедником новой идеи, а рука об руку с ним действовали и быстро выдвигались на народную арену другие знаменитые представители тариката, из которых особенно выделялся ученостью и святостью жизни Джемалладин Казикумыкский. «Благодать этих святых, – говорит один из горских историков, – так действовала на распространение в народе шариата, как действует весенний дождь на произрастание хлеба».
Рассказывают, что Аслан-хан, встревоженный проповедями Джемалладина в своих владениях, приказал привести его во дворец. Но когда Джемалладин явился и стал перед ханом, облокотившись на палку, Аслан, уже готовый произнести над ним смертный приговор, вдруг побледнел и поспешно вышел из комнаты. «Отпустите его домой и не трогайте, – сказал он своим приближенным, – я видел, что его пальцы сияли светом, как зажженные свечи…»
В таком положении были дела, когда в 1825 году Ермолов увидел в чеченских событиях отражение нового дагестанского учения и, опасаясь, чтобы волнение не охватило приморский Дагестан, приказал Аслан-хану арестовать муллу Магомета и доставить его в Тифлис. Магомет был арестован, но с дороги бежал и скрылся в Табасарани. Вслед за ним бежал из Казикумыка и Джемалладин. Начавшиеся затем персидская, а потом турецкая войны надолго отвлекли внимание нашего правительства от внутренних дел Дагестана; а между тем новое учение росло и фанатизировало массы до высокой степени.
Все было готово. Нужен был вождь – вождь явился.
В числе последователей тариката был один гимринец, по имени Гази-Магомет, о жизни и деятельности которого, до выступления его открыто на политическое поприще, сохранилось так много разноречивых сведений, что по ним трудно добраться до какой-нибудь истины.
Шах-Гази-хан-Магомет, известный в истории под именем Кази-муллы, провел свое детство в Гимрах и подобно своим сверстникам занимался тем, что возил на осле виноград и знаменитые гимринские персики в шамхальские владения и там менял их на пшеницу. Постоянные разъезды, разнообразные встречи, знакомство с иной природой и иными людьми – все, что так бесследно проходило для большинства детей его возраста, развило в его пытливом уме любознательность и интерес к знакомству с такими предметами, о которых он не имел понятия. Но удовлетворить жажду знаний было очень трудно. В то время в Дагестане не существовало правильно организованных школ для прохождения книжного учения, а в так называемых медресе, существовавших почти в каждом ауле, можно было научиться только чтению Корана. Но этого было слишком мало для того, кто желал занять место муллы или кадия или же приобрести звание эфенди. Мальчикам приходилось ходить по аулам, разыскивая достаточно ученого кадия, у которого можно было бы получить более глубокие богословские сведения. Подобно своим сверстникам скитался из одной мечети в другую и Гази-Магомет, пока не попал наконец в Араканах к знаменитому алиму того времени Сеид-эфенди. Естественно, что направление, данное своему ученику умным Сеидом, одним из приверженцев русских, было радикально противоположно учению тарикатских шейхов и не могло толкнуть Кази-муллу на тот кровавый путь, на котором он завоевал себе место в истории. Но ум Кази-муллы был такого склада, что не мог оставить без внимания и нового учения. Он отправился в Казикумык, где в то время находился святой Джемалладин; но прежде чем принять от него тарикат, он захотел испытать, точно ли шейх имеет дар прозорливости, как о том говорили в народе. Когда он, никому не знакомый в Казикумыке, вошел в дом Джемалладина и скромно поместился у порога, Джемалладин сказал ему: «Здравствуй Гази-Магомет! Садись поближе ко мне, там не твое место». Удивленный Кази-мулла спросил: «Почему ты знаешь мое имя, когда прежде никогда на видал меня?» – «Разве в книге не сказано, – отвечал Джемалладин, – берегитесь прозорливости верного раба, он смотрит светом Божьим. Разве ты сомневаешься, что я верный раб?»
Эти слова поразили Кази-муллу: он упал ниц перед святым муршидом, исповедуя свой грех, и стал ревностным мюридом Джемалладина.
Но тарикат, который проповедовал Джемалладин, был тарикат истинный, чуждый политическим целям; он был направлен собственно к возвышению чисто религиозного духа своих последователей, и в этом понимании божественных откровений Джемалладин резко расходился с воззрениями своего наставника Магомета Ярагского. Основываясь на словах пророка, сказавшего при возвращении домой после боя с неверными: «Мы совершили малый газават, теперь предстоит большой», то есть борьба с собственными страстями, он учил народ, что усмирение страстей и очищение себя от греховных помыслов есть дело более угодное Богу, чем война с неверными. Кази-мулла, принявший от него тарикат, не разделял, однако же, взглядов своего наставника и, чтобы разъяснить мучившие его сомнения, решил обратиться за советом к ярагскому мулле, к тому, кто поставил муршидом и самого Джемалладина. Он написал ему: «Аллах велит в своей книге воевать с неверными, но мой наставник Джемалладин воспрещает это: чьи повеления исполнять мне?» «Повеления Божии, – ответил ему шейх, – мы должны исполнять более, чем людские».
Тогда Кази-мулла отправился сам на свидание с муллой Магометом. Путешествие в Яраг он совершил пешком, с полным религиозным смирением, в сообществе только одного из своих друзей – Шамиля, тогда только что начинавшего свое историческое поприще. Достигнув Ярага, он отправился прямо в дом кюринского кадия и почти целый год пробыл в сообществе знаменитого шейха. Не раз случалось им уходить из селения в поле и просиживать вдвоем целые ночи, беседуя и любуясь бесконечными красотами горной природы; учитель пояснял ему смысл правоверия, открывал тайны религии, рассуждал о шариате, о способе привлекать в себе сердца людей, убеждать их, повелевать ими. Уединенная, отшельническая жизнь развила в мулле Магомете необычайную созерцательность, приучила читать живую книгу природы и видеть во всем таинственные символы, сокровенный смысл которых постигал он один.
«Однажды ночью, это было в позднюю осень, – рассказывал сам Кази-мулла одному гимринскому старику, здравствующему еще и поныне, – наставник мой сидел задумчиво у входа в пещеру; свет луны ослепительно отражался на высях гор, покрытых снегом и загроможденных вековечными льдами. Я не смел прервать его благоговейного размышления. Наконец он встал и, пересев к очагу, углубился в чтение Корана, а я между тем заснул. Наступила полночь. Я проснулся от непонятного сильного шума: точно река, свергаясь с высоких гор, ворочала огромные камни; в воздухе стоял оглушительный гул, скалы колебались, земля дрожала. В страхе смотрю вокруг себя – и что же вижу? Передо мной стоит муршид, окруженный дивным сиянием; седая борода его блестит, как лед, а глаза сверкают странным огнем, который жжет душу и сердце; он держит в одной руке Коран, другую простирает ко мне и твердым голосом, ясно отделявшимся от подземного гула, произносит: «Именем Аллаха подвизаю тебя на священную войну за правоверие, и да будешь ты наречен Кази-муллой». Я повергся к его ногам и с трепетом слушал вдохновенные слова учителя. Когда он умолк и я осмелился поднять свою голову, передо мной стоял уже не вдохновенный прорицатель, а старец, изнемогший от душевной истомы. После того он целый месяц лежал обессиленный».
Таков рассказ самого Кази-муллы о провозглашении его газием. Но нужно было сделать имя это известным целому народу. И вот в маленьком садике ярагской мечети, который существует еще и теперь, несколько темных мулл, учеников кюринского шейха, держали в 1828 году последний совет, на котором положено было начать газават. Мулла Магомет был душой этого совета. Вскоре после того он собрал к себе представителей всех вольных обществ Дагестана: ученых мулл, кадиев, старшин и, после долгой молитвы, объявил всенародно, что знамя газавата поднимет его любимый ученик Гази-Магомет, и тут же провозгласил его имамом.
«Именем пророка, – сказал он, возложив руку на его голову, – повелеваю тебе, Гази-Магомет, иди, собери народ и с Божьей помощью начинай войну с неверными. Вы же, – продолжал он, обращаясь к народным представителям, – ступайте домой, передайте вашим соотчичам все, что видели здесь, вооружите их и ведите на газават. Вы живете в крепких местах; вы храбры; каждый из вас как истинный мусульманин должен идти один против десяти неверных. Рай и светлый венец шегида ожидает тех, кто падет в бою за веру и пророка…»
Провозгласив газават и поставив вождя, мулла Магомет с этой минуты удаляется с политического поприща, а на его место, уже на кровавую арену, выступает Кази-мулла.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Организация кружков и возникновение центрального военного кружка
Организация кружков и возникновение центрального военного кружка Возникновение военных кружков относится к осени 1880 г. и последовало по инициативе казненного государственного преступника Желябова. Подробные указания по поводу этой организации даны поручиком
2. Возникновение социальных задач
2. Возникновение социальных задач Инвалидность, гражданский статус во время войныК масштабу потерь царская Россия была готова не лучше других воюющих государств и поэтому вынуждена была постоянно искать новые способы их избегать. Лечение раненых претерпело множество
Особый отдел Северо-Кавказского округа НКВД
Особый отдел Северо-Кавказского округа НКВД Несмотря на то, что фронт откатывался все дальше от Грозного, контрразведывательная работа не затухала, хотя несколько и снизилась общая напряженность в работе отдела.В конце ноября 1943 года получили из Москвы приказ о создании
ГЛАВА I Возникновение украинских буржуазно-националистических организаций, центров и группировок
Глава I Возникновение «Снайпинга»
Кази-мулла
Кази-мулла После отъезда Паскевича управление Кавказом в сентябре 1831 года принял 60-летний генерал от инфантерии Григорий Владимирович Розен. Он начал офицерскую службу в 1797 году. За отличие в сражениях с французами в 1806–1807 годах был произведен в полковники и награжден
Возникновение плана «Барбаросса)» — приверженность обязательствам?
Возникновение плана «Барбаросса)» — приверженность обязательствам? Хотя Англия продолжала оставаться для Гитлера главной стратегической целью, на первое место в его размышлениях постепенно вышла Россия7. Неудовлетворительные действия Красной Армии в Финляндии
Возникновение первых организаций украинских националистов
Возникновение первых организаций украинских националистов Первые украинские националистические организацииОдной из первых украинских националистических организаций было так называемое «Братство тарасовцев», созданное в 1891 году. Основателями «братства» были
III. ДАГЕСТАН В ЭПОХУ НАЧАЛА МЮРИДИЗМА
III. ДАГЕСТАН В ЭПОХУ НАЧАЛА МЮРИДИЗМА После того как шейх Магомет торжественно провозгласил Кази-муллу имамом, последний возвратился в Гимры и, удалившись от общества, весь погрузился в религиозные размышления. Нет сомнения, что ввиду грандиозной задачи, выпавшей на его
Слёзы Кавказского хребта
Слёзы Кавказского хребта Фильм «Цхинвальский лабиринт» — единственный, который я снял не за границей, а на территории бывшего Советского Союза. Ровно через 13 лет после того, как наша когда-то великая страна перестала существовать. На щедрой и гостеприимной кавказской
Возникновение конфликта
Возникновение конфликта Грядущий «развод» Севера и Юга 1994 года был заложен еще при их «браке» в 1990 г. Тогда руководителем Президентского совета ЙР стал глава северян Али Абдалла Салех, его заместителем — генеральный секретарь правившей на Юге Йеменской
ГЛАВА I Возникновение «Снайпинга»
6. Директива Высшего военного совета военному совету Северо-Кавказского военного округа об организации руководства действиями на Северном Кавказе
6. Директива Высшего военного совета военному совету Северо-Кавказского военного округа об организации руководства действиями на Северном Кавказе № 247813 июня 1918 г.Высший военный совет постановил:1. Общее руководство операциями в Северо-Кавказском округе возложить на
Часть I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКОГО КОНФЛИКТА
Часть I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКОГО
Приложение № 1. О ФОРМИРОВАНИИ ОПЕРАТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ШТАБ КАВКАЗСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА
Приложение № 1. О ФОРМИРОВАНИИ ОПЕРАТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ШТАБ КАВКАЗСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА Насколько сильно чувствовалось напряжение в общей политической обстановке и вытекающая отсюда вероятность войны, видно из следующего мероприятия, принятого кавказским