Мюзикл кошки про что
Мюзикл кошки про что
Мюзикл «Кошки» Э. Ллойд Уэббер
В XX веке слушателя было сложно чем-то удивить, но только не Эндрю Ллойду Уэбберу. Мюзикл «Кошки» стал по-настоящему бессменным произведением на многих театральных сценах. Это искренняя и наивная постановка завоевала сердца зрителей по всему миру. Красочность шоу, нестандартность сюжета и потрясающая музыка, вот то, что заставляет человека влюбиться в «Кошек».
Познакомиться с удивительным миром создания шоу «Кошки», узнать множество интересных фактов, а также насладиться музыкой знаменитейших номеров можно на нашей странице.
Действующие лица
Описание
Краткое содержание
Ночь. Лунный свет. Свалка. Ежегодно в один и тот же день происходит необычное событие – бал редкого кошачьего племени, носящего название Jellicle. У них есть несколько задач: узнать, что произошло за год, насладиться моментом светлой ночи, вдоволь натанцеваться, а также узнать от самого главного кота по имени Дьютерономи (Второзаконие), кому предстоит честь вознестись в другой мир, в рай всех кошек и котов, чтобы возродиться там. Один за другим представители кошачьих рассказывают свои истории, наблюдения. Среди главных претендентов на отправление в слой Хевисайда выделяются Мисс Дженни (старая кошка, дрессирующая мышей) и Рам-Там-Таггер (кот-мачо).
Появляется главная героиня – Гризабелла. Старая кошка, помотанная жизнью. Давным-давно, она оставила родной дом, семью. А ведь когда-то, она была самой красивой и модной. Ее встречают холодно, никто не хочет замечать бедную кошку. Все с увлечением слушают следующего претендента на возрождение, а именно кота Бастофера Джонса, являющегося авторитетом в кошачьем мире.
Но что это? Раздается звук сирен, злой преступник Макавиати сбежал и воссоединился с собственными подручными. Кошки в страхе разбегаются. Преступник прячется и ждет удобного момента.
Похищение предводителя злым Макавити происходит в самый неожиданный момент. Спасает его добрый кот-волшебник Мистофелис, умеющий показывать невероятные фокусы.
Гризабелла не оставляет попыток завоевать доверие, она рассказывает собственную историю и кошачье племя принимает ее.
Настал час икс, Второзаконие решает выбрать кошку для вознесения. Все вспоминают о Гризабелле, к ней проявляется сострадание и делают избранной. Теперь ей суждено вознестись в рай, в сопровождении Второзакония. Гризабелла исчезает в тумане дыма и свете прожекторов. Ночь. Лунный свет. Свалка.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
65 мин. | 65 мин. |
Фото:
Интересные факты
Популярные номера:
История создания
Мюзикл «Кошки» является седьмым по счету мюзиклом, созданным композитором. За это время Эндрю Ллойд Уэббер уже получил известность в музыкальных кругах, как талантливый и перспективный музыкальный автор и постановщик. После премьеры мюзикла «Эвита», который сумел получить несколько престижных наград, и был воспринят достаточно горячо публикой, автор решил выбрать противоположную тему для реализации следующей постановки. Выбор пал на книгу «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом» знаменитого автора Великобритании Томаса Стернза Элиота. Композитор делится впечатлениями о создании мюзикла:
«Я решил начать сочинение музыки на слова произведение Элиота в конце 1977 года. Эту книгу я горячо любил с детства, что и явилось главной причиной моего желания сочинить мюзикл. Но в силу моего характера, мне было ужасно интересно, смогу ли я создать музыку на готовый текст, а не наоборот. К великому счастью, книга содержит необычайно музыкальные стихи, хотя очевидно, что определенный ритм стихосложения подразумевает или даже диктует метр, наличие скачков и другие музыкальные особенности. Это сложная композиторская работа.
Рабочий процесс продвигался стремительно, я написал некоторые номера в конце 1977 года и начал выступать для друзей, играя их на фортепиано. Изначально, я даже не воспринимал всерьез собственное сочинение. В те времена, я как раз закончил мюзикл для телевидения «Скажи мне, в воскресенье». Его показали на канале BBC, я подумал: «а почему не создать такой же проект для передачи из сочинений книги Элиота»? Эта идея мне показалась реальной. Я досочинил еще несколько номеров и отправился в гастроли с концертом. В один из вечеров на фестиваль пришла Валери Элиот (жена автора произведения, сам поэт умер в 1965 году). Она принесла мне неопубликованные куски стихотворений, среди которых была композиция «Память». Это воспоминания старой гламурной кошки Гризабеллы. Это чудесное происшествие натолкнуло меня на мысль о драматургическом развитии произведения. С тех пор идея создать мюзикл не покидала меня ни на минуту. Работа шла активно.
Мне нравилось работать над «Кошками», как и над любым мюзиклом над которым я работал. Моя благодарность к Валери Элиот бесконечна, ведь без ее помощи, мюзикл никогда бы не смог принять столь драматичный и прекрасный вид.»
В течение трех лет композитор вел активную творческую деятельность над «Кошками». Весной 1981 года состоялась премьера. Она прошла на сцене Нового лондонского театра. Успех был очевиден, сам композитор смеялся, что разве может провалиться мюзикл, в котором главную роль играют не люди, а их домашние питомцы.
В октябре 1982 года премьера прошла в одном из самых знаменитых театров мира – Бродвей. С тех пор шоу не снимается из репертуара и возглавляет список «долгожителей» театра.
Постановки в мире
Как уже говорилось ранее впервые «Кошки» увидели свет на сцене Нового театра столицы Великобритании. Уже за 8 лет представление было показано в данном театре практически 8500 раз, что являлось несомненным показателем успеха. Более того практически каждое шоу собирало аншлаг. Статистика непрерывных показов является рекордсменом за всю историю существовавших музыкальных театров мира.
Примечательно, что основное действие происходит на помойке, куда и собирается все общество кошек. Чтобы декорации для подобного места действия были максимально реалистичными, потребовалось немного, а всего лишь специально изготовленные предметы гигантских размеров в количестве свыше 600 штук, а именно:
Более того сцена была украшена более чем четырьмя тысячами разноцветных лампочек. Кроме того зал украшается полностью, а не только часть сцены.
Постановки в России
В 1988 году с гастролями в Россию приезжал Венский театр с постановкой Уэббера «Кошки» на оригинальном языке. Несмотря на отсутствие перевода, каждый зритель был восхищен невероятной красотой шоу.
Лишь десятилетия спустя, главная фирма, имеющая права на постановку решила покорить российский рынок. Стоит отметить, что, как и в других странах отбор кандидатов был очень строгим и длительным. После окончательного утверждения ролей, начались репетиции. В результате спектакль удалось поставить всего за два месяца. Впервые на территории России музыка в отечественном переводе прозвучала лишь в 2005 году. Премьера, как и в других странах, собрала полный зал людей, более того все билеты были раскуплены задолго до премьеры. Такой ажиотаж побил все предыдущие рекорды мюзикла. Каждому хотелось постигнуть таинственный мир, созданный мастерством Ллойда Уэббера. Ежедневно в течение года, русские артисты демонстрировали собственное актерское и вокальное мастерство, а затем было принято решение о снятии спектакля.
К сожалению, на сегодняшний день, постановка носит временный характер, и не включена в основной репертуар крупнейших театров России.
Значение мюзикла в мировой театральной деятельности
Значение мюзикла «Кошки» сложно недооценить. По мнению известнейшего журнала, Нью-Йорк Пост, именно это произведение смогло спасти театр Бродвея от кризиса. В те годы Америка испытывала серьезные экономические трудности, людям не на что было покупать пищу, не то что ходить в театр. Но на данную постановку люди шли семьями, это был светлый луч в момент всеобщего хаоса. И если гуси спасли Рим, то, «Кошки» спасли Бродвей.
Либретто получило перевод практически сразу на 15 языков. Постановка ставилась в крупнейших мировых театрах. Мюзикл является одним из наиболее часто исполняемых. За все время, сборы с постановки составили около двух миллиардов долларов.
Большое значение мюзикла в мировой театральной практике подчеркивается также наличием огромного количества премий, в том числе престижнейшей в музыкальном мире, а именно премией Лоуренса Оливье.
Экранизация
На данный момент времени существует всего одна экранизация, вышедшая в 1998 году, и которая была раскуплена по всему миру тиражом более чем 4 миллиона копий всего за неделю после релиза. Рекорд по скорости продажи не побит даже сейчас.
Существуют также несколько видеозаписей театральных постановок. Примечательно, что на обложке записи постановки в Лондоне нет ни одного актера, по-настоящему игравшего в данной съемке. Часто именно в данной версии находят большее количество неправильно смонтированных сцен. Небрежность в создании заметна даже в титрах, ведь там допущено изрядное количество ошибок, в том числе и в именах актеров и постановщиков.
Лучшей же записью постановки неизменно является съемка действия, происходящего на сцене Бродвея.
В 2016 году было принято решение снять полноценный полнометражный фильм-мюзикл. Идея пришла в голову одному из талантливейших деятелей киноискусства Тому Хуперу. До этого он режиссировал мюзикл по книге Виктора Гюго «Отверженные». Кинокартина завоевала несколько престижных кинопремий, в том числе Оскар. В настоящее время о съемках ничего неизвестно. Не выдвинуты определенные сроки, не говорится также об актерском составе. Единственное, что обещают нам студии, что картина получится красочной, яркой и интересной.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Как посмотреть фильм «Кошки» и сохранить рассудок?
Фильм-к(о)тастрофа «Кошки» снова на слуху. Недавно экранизация великого мюзикла стала «триумфатором» антипремии «Золотая малина» — шесть побед из девяти номинаций. Затем по интернету разошёлся слух о черновой версии фильма, где у персонажей прорисованы анальные отверстия. А вскоре состоялся цифровой релиз, и теперь все желающие могут приобщиться к одному из самых безумных и странных фильмов современности.
Корреспондент «Мира фантастики» навесил на себя кошачий фильтр в Snapchat и бесстрашно отправился в самое сердце тьмы, чтобы узнать: есть ли жизнь по ту сторону зловещей долины?
Хвост — это ложь
Восходит луна. На ступенях перед входом в заброшенный театр изогнулись человеческие фигуры. Кто-то — в сюртуке, кто-то — в беретке, кто-то — в шипастом ошейнике. Все — в мохнатых шкурах, созданных на компьютере. Фигуры окружают пышную рыжую шубу, в центре которой угадывается лицо заслуженной артистки Джуди Денч, лауреатки «Оскара», «Тони» и театральной премии имени Лоуренса Оливье.
Под аккомпанемент кларнета шуба нашёптывает речитатив, больше половины слов в котором составляет одно таинственное прилагательное: «джелликл». Что за джелликл? Куда джелликл? Зачем джелликл? Музыка и текст ходят кругами, будто гипнотический заговор. Массовка подхватывает шёпот. Шуба заводит своих спутников внутрь театра. К рассвету один из них умрет…
«Кошки», какими вы их знаете, не фильм, а мем. Его невозможно (да и неинтересно) смотреть в отрыве от контекста, которым эта экранизация обросла в массовой культуре. Престранные отчёты со съёмочной площадки, где лучших поп-звёзд Америки целый месяц заставляли извиваться, корчиться и обнюхивать друг друга в «кошачьей школе». Криповые фан-трейлеры под музыку из фильмов ужасов. Отзывы шокированных видеоблогеров, впавших в экзистенциальный кризис. Твиты укуренного Сета Рогена, который в истерике бьётся над котами, танцующими чечётку в модных кедах фирмы Chuck Taylor.
Именно это — «Кошки», мировой медиафеномен, о котором знают и шутят все. А фильм? Фильм почти никто и не посмотрел. Он тихо-мирно провалился в прокате, собрав ничтожные 76 миллионов долларов. В культурной памяти его фактически не существует. Но «Кошки» как мем останутся одним из самых ярких и неожиданных событий 2019 года. Ни одна реальная сцена, снятая режиссёром Томом Хупером, не сравнится с теми безумными, интригующими фантазиями, что рождаются в мозгу интернет-комментаторов, пытающихся описать, преобразовать, хотя бы просто осмыслить происходящее на экране.
Впрочем, для «Кошек» это нормально.
Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера, поставленный в лондонском Вест-Энде в 1981 году, стал первым глобальным мемом в истории музыкального театра. Мгновенно узнаваемый постер с жёлтыми глазками. Новаторское устройство сцены, при котором исполнители взаимодействуют со зрителями. Лавина сопутствующих товаров, от столовой утвари до футболки c постером, ставшей одним из самых продаваемых предметов одежды в восьмидесятых. Ария Memory, вмиг разлетевшаяся по всем барам и свадьбам. И, наконец, яркая рекламная кампания, заточенная прежде всего под туристов. Те приезжали в чарующий западный мегаполис, переживали невероятное музыкальное потрясение, а затем возвращались домой, интригуя друзей описаниями дивных зрелищ, необычных спецэффектов и непонятных текстов. Сарафан порождал спрос, и вот уже театры от Токио до Торонто дрались за право поставить нашумевший мюзикл.
«Кошки» — это чистый, эталонный хайп, который для зрителей отбивался по эмоциям ещё за пределами театра. На мюзикл шли, чтобы о нём говорить, и всем миром отдали за это удовольствие почти четыре миллиарда сборов. Голливуд тоже очаровался «Кошками». Да и как устоять перед соблазном перенести суперуспешный мюзикл (и шумиху вокруг него) на язык самого массового из искусств? Ох, если бы всё было так просто!
Побудь в моей шкуре
На заднем плане по стене сползают чёрные тени в ошейниках — с грацией монстров из фильма ужасов. Рыжая кошка-Уилсон отдергивает занавеску под раковиной и представляет зрителям ансамбль дрессированных мышек, играющий на скрепках и бутылочных крышках. «Это обед и развлечение!» — острит героиня. Камера даёт крупный план: у мышей испуганные детские лица…
Хорошо, давайте сразу разберёмся в самом жутком художественном решении кино-«Кошек». Зачем нужно было превращать всех героев в мохнатых компьютерных мутантов с человеческими глазами, губами и пальцами — и кошачьим всем остальным? Неужели никому из съёмочной группы не захотелось сбежать с площадки или хотя бы вежливо спросить у авторов, за какие грехи они так ненавидят человечество?
Есть мнение, что цифровые шкуры — результат провальной попытки сделать фильм более реалистичным. Но это маловероятно: «Кошки» никогда не стремились к реализму. Мир оригинального спектакля полон условностей, искажённых пропорций, кислотных неоновых цветов и «мяукающего», расстроенного синтезатора. Не забывайте, мюзикл родился в разгар восьмидесятых — и фильм хранит верность эстетике сорокалетней давности, видимо, надеясь попасть в одну струю с ностальгическими проектами а-ля «Очень странные дела».
Язык песен тоже откровенно безумен. Тексты основаны на абсурдистских стишках поэта Томаса Элиота, написанных им ещё в 1939 году для малолетних племянников. Герои там носят имена вроде Старик Второзаконие или Ерши-Тревожь, а в строках встречаются совершенно непереводимые звуковые пируэты — например, «ineffable effable effanineffable». Люди, далёкие от английской литературы, могут представить себе мюзикл на абсурдные стихи Даниила Хармса про «гахи глели на меня, сынды плавали во мне» — это ближайший возможный аналог.
«Кошки» живут по логике детской сказки или наркотического угара: ритм, постоянное движение, простые идеи о зле и добродетели, рассказанные игриво-сложным, придурочным языком. Сюжет фактически отсутствует. Эпизодические герои (а главных нет!) просто выходят один за другим, представляются, поют, танцуют и травят байки. Весёлые, толстые, шумные, скромные, коварные, жертвенные, мудрые, грациозные, одним словом — «джелликл»: парад кошек-статистов, образов и прилагательных. Неслучайно многие персонажи были придуманы самими актёрами в ходе импровизаций на репетиции.
Так что, если фильм пугает вас компьютерными манекенами кошколюдей, приготовьтесь к ещё более ужасающей правде. Ни в одной из мультивселенных на таком исходном материале НЕВОЗМОЖНО снять «нормальный» художественный фильм. Каждое решение в нём — не единичная ошибка, а часть общего замысла, попытка соответствовать уровню первоисточника. Более традиционные маски и грим под прицелом кинокамеры выглядели бы излишне театральными и даже… ну да, реалистичными: просто артисты в костюмах! А «Кошки» требуют условности, стилизации, сдвига по фазе.
Секс, котики и рок-н-ролл
Наконец из сутенёрской шубы выпрыгивает сам Макавити — гигант с демоническими зелёными глазами. Лоснящаяся цифровая шкура причудливо отражает свет: на общем фоне кажется, что это не мех, а намасленный мускулистый торс актёра Идриса Эльбы. Макавити телепортирует к себе Джуди Денч и возбужденно стонет: «Да-а-а!»
Вряд ли кино-«Кошек» смог бы поставить кто-то, кроме Тома Хупера. Большинству зрителей этот британский режиссёр известен по оскароносной драме «Король говорит!» и недавнему сериалу «Тёмные начала». Но за внешне престижной карьерой скрывается талант Хупера к совершенно неожиданным творческим идеям. Он обожает снимать лучших актеров Британии на фоне обшарпанных стен. Он превратил Олега Меньшикова в сербского окулиста-убийцу. И именно Хупер решил, что эпический мюзикл про французскую революцию лучше всего снимать на дрожащих крупных планах с записанным вживую пением.
Так что безумно-театральный мир «Кошек» ему под стать. И действительно, в те редкие моменты, когда Хупер следует за первоисточником, фильм… работает! Здесь есть на что посмотреть: декорации впечатляют изобретательностью, танцевальные номера поставлены и смонтированы очень бойко, а хореография бережно перенесена из бродвейской версии 2016 года. Ну и конечно, музыка Эндрю Ллойда Уэббера с её необычной гармонией и жонглированием разными жанрами. Это яркое, своеобразное и, да, намеренно сексуальное зрелище, которое заседает в памяти прочнее, чем многие более традиционные мюзиклы последних лет вроде «Величайшего шоумена».
Проблемы начинаются, когда «Кошки» изменяют своей природе, чтобы стать «настоящим кино». Пунктирный сюжет первоисточника Хупер и его соавтор Ли Холл попытались сделать более чётким. Эпизодического злодея Макавити они превратили в главного антагониста с шайкой приспешников. А наивная белая кошка Виктория неожиданно стала главной героиней с каким-никаким развитием характера по ходу сюжета. Для пущей важности ей даже выделили новую сольную песню, написанную Уэббером в сотрудничестве с вездесущей Тейлор Свифт.
Однако вот беда: эта современная поп-ария не вписывается ни в абсурдистскую поэзию Элиотта, ни в «восьмидесятнические» ретро-синтезаторы остальной музыки. Так же и дополнительный сценарный каркас привлекает излишнее внимание к общей бессюжетности «Кошек». Решения, которые сами по себе могли пойти фильму на пользу, скатываются в месиво из противоречий, ошибок и недоработок.
Бог с ним, к кошачьим компьютерным шкурам постепенно привыкаешь, — но невозможно привыкнуть к скачущему качеству графики и задников, иные из которых будто пришли из видеоигр середины 2000-х. Цифровой мех убивает эффект от хореографии: как поверить во (вполне реальное) мастерство танцоров, если на экране их персонажи выглядят анимированными болванчиками?
Сама концепция «Кошек» не терпит компромиссов. И тут у авторов было два пути. Либо уходить в экспериментальный полупорнографический артхаус, либо вовсе прощаться с реальностью и снимать мультфильм. Именно таков был замысел Стивена Спилберга, подступавшегося к анимационной экранизации мюзикла еще в девяностых, но, увы, его студия Amblimation разорилась, не успев начать производство.
А «Кошки» Хупера в итоге застряли между разными медиаформатами. Для фильма здесь всё слишком мультяшное, условное и ограниченное: большая часть событий разворачивается в двух-трёх основных локациях! Для театрального спектакля, построенного на музыке и танце, здесь не хватает веры в реальность исполнителей. И, наоборот, для мультфильма «Кошки» слишком цепко держатся за первоисточник с его отточенной хореографией.
И вот что страшнее всего: то, что сорок лет назад обеспечило успех мюзиклу Уэббера, теперь обрекло экранизацию на провал. «Кошки» созданы, чтобы о них говорить. До распространения интернета меметичность проекта позволяла поддерживать к нему международный интерес. Но к 2020 году мемы уже давно зажили собственной жизнью, не принося создателям ни цента. «Кошек» обсуждают, высмеивают и анализируют, про них знают всё, — а сам фильм для этого смотреть вовсе не обязательно.
Так выглядели бы «Кошки» от Спилберга
Но вдруг вы всё-таки захотите сбежать от мрачных коронавирусных будней в иной, сумасшедший мир, пропитанный сексом, неоном и писком винтажных синтезаторов? Что ж, сделайте себе одолжение и настройтесь на нужный лад. Отдайтесь безумству. Примите валерьянки — или чего покрепче. Отпустите сюжет и даже не пытайтесь понять, что такое «джелликл».
Доверьтесь самому Эндрю Ллойду Уэбберу. Когда великий бродвейский режиссёр Хэл Принц стал расспрашивать его о сути «Кошек» — мол, это же всё метафора британской политики и персонажи списаны с королевы Виктории и министра Дизраэли, верно? — маэстро посмотрел на него как на сумасшедшего и покачал головой.