Мюзикл шахматы что где когда
«Шахматы»: стоит ли идти на разрекламированный мюзикл в Москве и о чём там поют
В центре событий – не любовь, а геополитика. Игра в широком смысле – как схватка личностей и систем под музыку группы ABBA
На этот раз в центре событий – не любовь, а геополитика. Игра в широком смысле – как схватка личностей и систем под музыку группы ABBA.
Карпов, Спасский и Фишер
Британский мюзикл Chess, созданный ещё в 1986 году, вышел в России только сейчас и совпал с очередным противостоянием с Западом. В своё время создателей вдохновила большая игра Советского Союза и США, отражавшаяся на матчах за звание чемпиона мира по шахматам. «Правильные» советские чемпионы; перебежчики на Запад; и как изюминка шахматного мира – американский гений, шоумен и скандалист.
Эти три образа (в которых угадываются Анатолий Карпов, Борис Спасский и Бобби Фишер) и легли в основу мюзикла «Шахматы».
Есть здесь и яркие женские образы, они тоже отчасти связаны с политикой – в частности, с событиями 1956 года в Будапеште, куда вошли советские танки.
Музыкально шоу выстроено довольно мощно. Оркестр, занимающий третий (верхний) ярус на сцене, не даёт забыть о том, что спектакль проходит с живым звуком (хотя, разумеется, все подобные шоу идут без музыкальной фонограммы). Драматургией занимался худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев. Это не первый его мюзикл, но, по признанию самого режиссёра, он был удивлён приглашением именно потому, что привык к тому, что зовут на сугубо развлекательные «лёгкие» проекты.
Нельзя сказать, что «Шахматы» – тяжёлый мюзикл. Просто сам жанр слишком прост, и почему-то кажется, что тот же Писарев с не меньшей радостью создал бы традиционный драматический спектакль. «Шахматы» сюжетно сложнее и радикально отличаются от прямолинейных «Ромео и Джульетты», не говоря уж о «Кошках», где сюжета как такового попросту нет, а есть парад образов.
Российская публика требует больше драмы, и на нашей сцене постановочным идеалом была, пожалуй, «Анна Каренина».
Не забываем и ещё один хит от ABBA – мюзикл Mamma Mia, ставший в России одним из самых успешных (любопытно, что в мире он появился лет через 15 после «Шахмат», а в нашей стране наоборот – лет за 15 до).
Тематически «Шахматы» – во многом о политике. Спеть о политике в рамках музыкального театра не так-то просто. Можно это сделать идеологическими маршами, но группа ABBA, которая написала музыку в 1980-х, к этому не прибегала даже в номерах, исполняемых от имени советской делегации. Автору русскоязычных версий песен Алексею Иващенко пришлось изрядно потрудиться. Выразить в песне любовь, страсть, отчаяние всё-таки проще, чем спектр эмоций, связанных с многоуровневыми интригами и при этом не самой банальной музыкальной основой.
Тем не менее, с учётом сложности задач, можно сказать, что российская команда «Шахмат», как и британская в 1980-х, со всем справилась. Идти на это шоу лучше тем, кто хоть немного интересуется новостной повесткой. А вот публике, привыкшей к мелодраме и исключительно сериальным страстям, возможно, придётся разочароваться. Не мыльная это опера.
Как всё начиналось
История появления «Шахмат» в Москве интригует не меньше, чем история противостояния двух систем за шахматной доской. Создатели мюзикла во главе с автором идеи и либретто сэром Тимом Райсом пытались прощупать почву для постановки ещё в Советском Союзе.
На роль брошенной жены советского перебежчика примерялась даже Алла Пугачёва. Но шансов на появление «Шахмат» внутри железного занавеса, конечно, не было.
Да и сейчас, в эдаких полусоветских идеологических условиях, русская версия Chess вызывает ощущение того, что мы смотрим что-то на грани «запрещёнки»: от «осадочка» от событий в Будапеште до того, как советские идеологи борются с чемпионами-перебежчиками на Запад, используя порой давление и шантаж. Например, экс-министр культуры Мединский, запретивший в своё время британскую комедию «Смерть Сталина», вряд ли будет доволен появлению такого сюжета в Москве, да ещё и в столь разрекламированном жанре.
кстати
Почему мюзиклы столь мощно рекламируются? Нет ли здесь подвоха и как это сказывается на цене на билеты? За ответом Sobesednik.ru обратился к экспертам.
Владимир Тартаковский, директор театра «Московская оперетта»:
– Дело в том, что мюзиклы играются в ежедневном режиме. Мы, например, играем две недели подряд. В этом случае рекламная кампания окупается результатом. Репертуарный театр так не может делать, потому что спектакль там идёт два-три раза в месяц. Чтобы реклама дала какой-то эффект, нужно так рекламировать каждый спектакль, но это не окупится.
– Какой процент от бюджета мюзикла составляет реклама?
Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства InterMedia:
Театральная компания Дмитрия Богачева «Бродвей Москва» представляет самый долгожданный мюзикл «Шахматы»
Разгар холодной войны. За титул чемпиона мира в итальянском Мерано сражаются советский гроссмейстер Сергиевский и американец Трампер.
Показать полностью. Победив в чемпионате, Сергиевский не без поддержки ЦРУ бежит на Запад – с ним уезжает Флоренс, секундант и любовница Трампера, уставшая от его эксцентричности.
Через год на Чемпионате мира в Бангкоке Сергиевский представляет Великобританию. Сюда же приезжают Трампер, сотрудник КГБ Молоков, жена Сергиевского Светлана и оказавший ему помощь агент Уолтер. И у каждого из них – своя игра, на кону которой не только личные и государственные интересы, но и, возможно, чья-то жизнь.
Мюзиклы за столиками «Первое свидание» и «День влюблённых» — бродвейские мюзиклы о любви, где зрители размещаются за столиками с закусками и напитками (https://svidanie.show и https://loveday.show);
QR-код вакцинированного
Показать полностью.
Электронный сертификат, который вы получаете после завершения вакцинации. Срок действия такого QR-кода — один год.
QR-код переболевшего
Если вы болели в последние полгода, и у вас есть официальный диагноз от врача государственной поликлиники, скачайте QR-код на Госуслугах или в электронной медкарте.
QR-код с отрицательным результатом ПЦР-теста
Тест на COVID бесплатно делают в поликлинике по предварительной записи на mos.ru. Результат придет через три дня и будет действовать 72 часа. Скачайте QR-код на Госуслугах или в электронной медкарте.
QR-код можно предъявить на экране или на бумаге. Обратите внимание, что это единственный медицинский документ, по которому мы имеем право пропустить вас в театр.
Тем, кому нет 18 лет, QR-код не нужен. Однако если вы идете в театр без родителей, получите у них письменное разрешение. Образец находится на нашем сайте.
Чтобы ваш театральный вечер прошел максимально комфортно и безопасно:
— приходите в театр немного раньше, чем обычно;
— заранее подготовьте QR-код и паспорт;
— внутри театра носите маски и соблюдайте социальную дистанцию.
В Москве представили мюзикл «Шахматы»
Гости перенеслись в 1982 год, в Лондон, и стали свидетелями большой пресс-конференции с участием экс-чемпиона мира по шахматам Фредерика Трампера (США) и действующего чемпиона мира по шахматам Анатолия Сергиевского (СССР-Великобритания). Журналисты расспрашивали гроссмейстеров об их спортивной карьере, личной жизни, выводя на эмоции даже таких великих стратегов. Шахматисты, отвечая на вопросы, исполняли вместе с другими героями мюзикла неизвестные российской публике хиты композиторов АВВА Бенни Андерссона и Бьорна Ульвеуса — впервые на русском языке.
В стиле 1980-х
Импровизированная пресс-конференция стала исторической реконструкцией реальных событий, разворачивающихся между Анатолием Карповым и Виктором Корчным после матча за звание чемпиона мира по шахматам 1981 года в Мерано. Именно эта история вдохновила драматурга Тима Райса на создание мюзикла «Шахматы», а великие гроссмейстеры стали прототипами главных героев.
Погружение в мир мюзикла усилил и внешний антураж: фуршет из советских и американских закусок и напитков 1980-х годов прошлого века, выставка эскизов костюмов того времени, хроника событий о противостоянии двух супердержав — СССР и США, советский и американский флаги, которые были подняты на площадке. В рамках мероприятия режиссер мюзикла Евгений Писарев впервые объявил состав артистов российской постановки мюзикла.
О том, как ведется подготовка к долгожданной премьере журналистам рассказала творческая команда мюзикла: продюсер Дмитрий Богачев, режиссер Евгений Писарев, автор русского текста Алексей Иващенко, хореограф Ирина Кашуба и другие. О своих персонажах и сложностях в работе над ролью поделились артисты: Александр Суханов — Анатолий Сергиевский, Александр Казьмин — Фредди Трампер, Анастасия Стоцкая — Флоренс, Анна Гученкова — Светлана.
Лучшее, что было написано ABBA
— «Шахматы» — это, как ни странно, самый российский бродвейский мюзикл, созданный три с лишним десятилетия назад двумя великими шведами Бенни и Бьорном и великим англичанином Тимом Райсом, которые рассказали захватывающую, полную драматизма историю от лица советского гроссмейстера Анатолия Сергиевского, — сказал Дмитрий Богачев, художественный руководитель Театра МДМ. — Главное игровое поле в мюзикле — это отнюдь не шахматная доска, а сама жизнь героев, где есть место для самопожертвования и измены, любви к родине и вынужденной эмиграции, всемирного признания и полного одиночества, безрассудной любовной страсти и холодного расчета. Зрителям предстоит разгадать интригу, кто верховный арбитр этой партии, где на кону — судьбы людей. А музыка, которая звучит в спектакле, без преувеличения — великая! Это лучшее, что было написано ABBA за всю историю их существования. И это гораздо мощнее, чем их знаменитые поп-композиции.
— «Шахматы», в целом, мало представлены в популярной культуре, — отметил Марк Глуховский, исполнительный директор Федерации шахмат России. В литературе они так или иначе присутствуют благодаря Набокову и Цвейгу, в кино за них обычно отвечают «злодеи», которые разрабатывают разные хитроумные планы и делают это не без помощи этой игры, то поп-культура и шахматы — это вещи, совершенно не связанные между собой. Мюзикл «Шахматы» — это, пожалуй, единственный мировой пример очень достойного и качественного представления нашего вида спорта в искусстве. Здесь шахматы являются не некой забавной деталью, а, по сути, выступают главной движущей силой сюжета. Сам мюзикл прошел испытание временем: он более 30 лет шел на сценах Нью-Йорка и Лондона, и очень приятно, что сейчас он появляется в России и будет впервые показан на русском языке. Продюсерская компания «Бродвей Москва» — большие профессионалы, которые уже не раз успешно выводили западные мюзиклы на нашу сцену.
Этери Кублашвили
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Мюзикл «Шахматы»
17 октября я сходила на премьеру мюзикла «Шахматы» в Театре МДМ.
Настали другие времена, пришли другие нравы, и в 2020 году, несмотря на бушующие волны пандемии, музыкальная постановка «Шахматы» с текстами песен, переведенными на русский язык, наконец-то увидела свет. Зрители смогут услышать музыку композиторов ABBA Бенни Андерссона и Бьорна Ульвеуса и узнать остросюжетную историю, написанную Тимом Райсом и переведенную на русский язык Алексеем Иващенко.
Над оригинальной версией мюзикла в России работала международная команда: автор русского текста Алексей Иващенко, режиссер Евгений Писарев, музыкальный супервизор Джон Ригби, художник по свету Николай Симонов, художник по костюмам Мария Данилова, звукорежиссер Ричард Брукер, хореграф-постановщик Ирина Кашуба, художник по свету Александр Сиваев, видеодизайнеры компании Ракета Медиа, музыкальный руководитель и дирижер Евгений Загот и многие другие.
Премьера прошла с размахом: шахматные фигуры во весь рост и стилизованная черная дорожка приветствовали гостей; зрительный зал был забит до отказа; в рядах зрителей можно было увидеть много знакомых лиц и имен. Чуть ниже привожу текст из пресс-релиза организаторов. Мои самые первые эмоции можно прочитать в моем инстаграме.
В любом случае, я очень надеюсь, что вам предоставится возможность сходить на этот мюзикл и воочию увидеть то, о чем так ярко пишут и говорят. Как и о любой постановке и произведении, о нем можно долго спорить. Кого-то этот спектакль тронет больше, кого-то меньше, но абсолютно точно, что очень стоит хотя бы один раз прийти, чтобы окунуться в этот сложный мир интриг, игр и сплетен, где, в конце концов, победа остается на стороне шахмат.
Чтобы помочь вам увидеть этот мюзикл, в ближайшие дни мы объявим о розыгрыше двух билетов. Так что не забывайте подписываться на все социальные каналы нашего сайта, чтобы не пропустить анонс о розыгрыше:
На этом я заканчиваю свое повествование и передаю слово пресс-службе МДМ:
Главным гостем вечера стал многократный чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, один из прототипов главного героя мюзикла Анатолия Сергиевского. Премьеру также посетили представители мира шахмат – 12-я чемпионка мира Александра Костенюк и экс-чемпион Европы Павел Трегубов, чемпион мира по рапиду и блицу, вице-чемпион мира-2016 Сергей Карякин с женой Галией, российские звезды: Филипп Киркоров, Лариса Долина, Алексей Кортнев, Алена Свиридова, Алена Хмельницкая, Стас Костюшкин, Ольга Бузова, Лариса Вербицкая, Юрий Чурсин, Ирина Слуцкая, специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и другие.
Зрители не скрывали восторга от размаха сценического воплощения «ШАХМАТ» в Москве. Гости оценили многоуровневые зрелищные декорации, качество и количество великолепно отстроенного звука от лучших специалистов лондонского Вест-Энда, масштабные массовые сцены и мультимедиа-оформление, которое переносило публику во времени и пространстве. Все восхищались великой музыкой «отцов-основателей» ABBA и ее безупречным исполнением оркестром «ШАХМАТ», который тоже стал полноправным действующим лицом спектакля – музыканты расположились под самыми колосниками сцены и благодаря современным технологиям зрелищ оказывались то над взлетной полосой аэропорта, то на фоне величественных Альп, то под звездным небом.
Дмитрий Богачев, театральный продюсер, художественный руководитель Театра МДМ: «Было боязно браться за самое сложное во всех отношениях и при этом самое интересное произведение среди полутора десятков мюзиклов за двадцать лет моей карьеры театрального продюсера. Прошло много лет, прежде чем я решился на это, почувствовав уверенность в своих силах и поддержку единомышленников. И вот в этот самый момент в разгар постановки на нас обрушилось все и сразу: закрытие театров, карантин, полная остановка продажи билетов, сорванные репетиции, отмены поставки оборудования, закрытые границы и невозможность приезда иностранных специалистов, сокрушительный кризис театрально-концертной деятельности. Казалось, мюзикл «ШАХМАТЫ» в нашей стране был снова обречен, как и 35 лет назад.
То, что сегодня вы, дорогие зрители, смотрите его в Театре МДМ, происходит вопреки всем обстоятельствам и не имеет рационального объяснения. Это наше театральное чудо! Такое иногда случается в театре, и никто не знает, почему. Возможно благодаря одержимости, вере, самоотверженности, взаимопомощи, большому желанию, преданности профессии и общему делу всей нашей творческой команды, артистов и музыкантов, постановщиков, технической группы, менеджмента, – всех, кто прошел путь от замысла до премьеры».
Уже сейчас с полной уверенностью можно говорить не только о том, что Москва получила грандиозное зрелище, но и том, что мир обрел совершенно новое прочтение сюжета мюзикла – с разрешения Тима Райса у московской постановки новое либретто, основанное как на прежних версиях спектакля, так и исторических реалиях. Недаром Анатолий Карпов, который видел несколько версий мюзикла в Лондоне, Стокгольме, Нью-Йорке и других городах, по окончании премьеры отметил особенную правдивость российской постановки.
Анатолий Карпов: «Удивительная премьера, хоть мне и странно ощущать себя при жизни прообразом главного героя великого произведения. Я видел мюзикл “ШАХМАТЫ” на многих мировых сценах – в Америке, Англии, Швеции, Франции… И вот впервые увидел на русском языке. Перевести либретто Тима Райса на русский язык – грандиозный труд. И Алексею Иващенко это удалось. Понятно, что образ Сергиевского – собирательный, но отдельные детали моей шахматной жизни прослеживаются. Очень тяжелая задача показать шахматы в искусстве: внешне в этой игре все спокойно, а внутри в это время разгораются такие страсти! Спектакль как раз об этом. Жаль, что не смог приехать сам Тим Райс, который за три недели так проникся шахматами на матче в Мерано, что создал это замечательное произведение! Хочу поздравить всех, кто принял участие в этом грандиозном спектакле!»
Евгений Писарев: «Я абсолютно счастлив, что имею отношение к этой музыкальной легенде! Сейчас, когда замер весь мюзикловый мир, Бродвей закрыт как минимум до следующего лета, мы выпускаем дорогущий, красивый, громкий, драматичный, огромный музыкальный спектакль. Это совершенно необычный и неожиданный мюзикл для московской сцены. Наша постановка – это своего рода кроссовер мюзикла, оперы и рок-концерта – классный, яркий, с великолепными костюмами и сложнейшими декорациями. Но все же ее главное достоинство – это музыка»!
Главные роли в премьерном показе «ШАХМАТ» исполнили Александр Суханов, Александр Бобров, Анастасия Стоцкая и Анна Гученкова.
Анастасия Стоцкая: «Перед премьерой я всегда чрезмерно волнуюсь, и сегодняшний день не стал исключением. Но я понимаю, что это только начало, и нужно работать дальше. Спектакль очень сложный вокально – такого разнопланового материала у меня не было ни в одном проекте. Кроме того, это очень энергозатратная роль, ее нужно проживать. Но я сегодня слышала, как нас принимает зал, видела, как на поклонах весь зал аплодировал стоя. И сейчас ничего больше не могу сказать, кроме того, что я безмерно счастлива!»
В завершении премьерного показа Анатолий Карпов символично вручил на сцене Дмитрию Богачеву набор коллекционных «Шахмат Карпова» из серии «Непобедимые» для Тима Райса. «Непобедимые» шахматные фигуры созданы по принципу традиционных русских неваляшек. Уникальный подарок будет ждать драматурга, который планирует посетить российскую постановку мюзикла, в Москве.
После премьеры гости охотно делились своими впечатлениями от мюзикла.
Александра Костенюк: «Я так давно мечтала увидеть этот мюзикл и мне очень приятно, что удалось это сделать именно в Москве! Этот мюзикл – очень сильное произведение. На сцене разыгрывается трагедия человеческих жизней, предательства, любви, боли ошибок. И шахматы в этом произведении, как это ни странно, играют совсем не главную роль».
Сергей Карякин: «Очень интересно и драматично. Я как будто погрузился в события тех лет, побывал на матчах Спасский-Фишер, Карпов-Корчной. И это действительно были не просто матчи за первенство мира, это было противостояние стран. И в спектакле это показано. И я бы хотел выразить благодарность создателям мюзикла, ведь это отличная популяризация шахматного спорта, что очень-очень важно!»
Мюзикл «ШАХМАТЫ» будет идти ежедневно в Театре МДМ.
Информация пресс-службы МДМ. Фотографии: пресс-служба МДМ и Александры Костенюк
Мюзикл «Шахматы»
Замысел мюзикла «Шахматы» (Chess) возник у знаменитого поэта и либреттиста Тима Райса еще в 1972 году, когда весь мир, затаив дыхание, следил за шахматным матчем между Борисом Спасским и Бобби Фишером, проходившим в Рейкьявике. Человеческие взаимоотношения на фоне холодной войны; противостояние Востока и Запада; люди, живущие в биполярном мире; игра, превратившаяся из спортивного зрелища в политический фарс — всe это казалось поэту весьма многообещающим.
Cоавторами Тима Райса стали два известных шведских композитора и исполнителя, участники легендарного поп-квартета «АББА» Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус. В 1982 году в Лондоне, во время празднования десятилетия творческой деятельности квартета, Бенни и Бъерн официально объявили о том, что они вместе с Тимом Райсом приступают к работе над новым проектом под названием «Шахматы». Но в действительности работа над мюзиклом началась лишь в 1983 году, когда все три автора отправились в «разведывательную экспедицию» в Москву.
Шоу создавалось по схеме, уже отработанной ранее на совместных проектах Тима Райса и Эндрю Ллойд-Уэббера. Сначала Бьорн и Бенни получили синопсис и сочинили весь музыкальный материал. «Тим говорил нам : «Тут должна быть такая-то песня, а здесь — такая-то», — вспоминал Бъерн. Когда же музыка, наконец, была готова, Тим написал тексты.
Сюжет мюзикла таков: во времена холодной войны проводится чемпионат мира по шахматам. Чемпион мира — американец Фредди Трампер и чемпион СССР — Анатолий Сергиевский сражаются за титул нового чемпиона мира. Флоренс, подруга и секундант американца, уставшая от того, как обращается с ней еe возлюбленный, уходит от него. Анатолий стремится вырваться из-под вечного контроля чересчур бдительного сотрудника КГБ Молокова, приставленного наблюдать за ним. Победив в чемпионате, Анатолий сбегает на Запад — с ним уезжает и Флоренс, с которой у нового чемпиона мира роман. Однако влюблeнным недолго суждено быть вместе.
Двойной альбом был записан в 1984 году на шведской студии Polar. Главные роли исполнили английские и шведские певцы: Мюррей Хэд (Фредди), Элейн Пейдж (секундант и подруга Фрэдди, Флоренс), Томми Черберг (Анатолий), Барбара Диксон, (жена Анатолия, Светлана), Бьорн Скифс (Арбитр), Деннис Куилли (Молоков).
В музыкальном отношении «Шахматы» — произведение более сильное, чем песни, созданные Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом для группы «АББА». Альбом продемонстрировал их способность сочинять музыку самых разных стилей — рок-композиции, лирические баллады, оперные хоры и даже рэп («Одна ночь в Бангкоке»).
Для раскрутки концептуального альбома «Шахмат» были проведены концерты в пяти городах Европы: 27 октября 1984 года — в Лондоне, затем — в Париже, Гамбурге, Амстердаме и Стокгольме. «Шахматы» почти сразу стали настоящим бестселлером. Два сингла — «Я так хорошо знаю его» и «Одна ночь в Бангкоке» — прочно укрепились на первых строчках хит-парадов.
В 1985 году «Шахматы» были выпущены в Америке, и там их ждал такой же успех, как и в Европе. В Англии к тому времени альбом занимал 11-ое место национального хит-парада.
«Шахматы» продемонстрировали всем, что Тим Райс способен создавать удачные произведения и без Эндрю Ллойд-Уэббера — во многих странах альбом с записью «Шахмат» расходился гораздо лучше, чем запись «Призрака Оперы» Эндрю Ллойд-Уэббера, вышедшая в том же году.
Режиссером спектакля стал Майкл Беннет (самая известная его работа — мюзикл «Кордебалет»). Беннет начал работу, но затем отказался от спектакля — он умирал от СПИДа. За три месяца до премьеры шоу осталось без режиссeра. За постановку взялся Тревор Нанн, в то время художественный руководитель Королевской Шекспировской Компании, ныне — один из ведущих британских режиссeров. Нанн сократил использование техники и хореографии в спектакле, но и оставшаяся техника постоянно давала сбои. Однако, несмотря на все проблемы, премьера состоялась — 14 мая 1986 в театре Принца Эдварда. Тревору Нанну удалось невероятное — не только спасти оказавшуюся под угрозой гибели постановку, но и превратить ее в потрясающее шоу. Трое главных солистов, исполнивших партии «Шахмат» на оригинальной записи — Мюррей Хэд, Элейн Пейдж и Томми Черберг — повторили свои роли в театре.
Лондонская постановка представляла собой красивое, яркое, технически сложное шоу с бюджетом, превышающим 4 миллиона фунтов стерлингов. Шестьдесят четыре телевизионных монитора, которые в каждый момент времени могли передавать от одной до 64 картинок — заслуга дизайнера Робина Вагнера. Вращающаяся сцена и сложное освещение, выполненное одним из лучших современных театральных дизайнеров света Дэвидом Херси, дополняли картину. Награду Лоуренса Оливье в категории «Лучший мюзикл» «Шахматам» получить не удалось — в том же году на лондонской сцене появился слишком серьeзный конкурент — «Призрак Оперы» Эндрю Ллойд-Уэббера. Но награда в категории «Лучшая актриса» досталась Элейн Пейдж — за роль Флоренс. 8 апреля 1989, продержавшись на Уэст-Энде целых три года, «Шахматы» закрылись.
Для постановки «Шахмат» на Бродвее режиссeр Тревор Нанн решил существенно переработать спектакль. Отчасти это было связано с тем, что постановка шоу, аналогичного лондонскому, стоила бы слишком дорого — примерно 15 миллионов долларов, и продюсеры не могли себе этого позволить. Кроме того, Нанн полагал, что мюзиклу необходима новая концепция. Тим внес серьезные изменения в сюжетную линию и в некоторые стихи и отправил новую редакцию «Шахмат» режиссeру. Однако через некоторое время выяснилось, что тот привлeк к работе над мюзиклом драматурга Ричарда Нельсона, и что вариант Нельсона уже утверждeн.
Тим Райс рассчитывал, что Элейн Пейдж повторит свой лондонский успех на Бродвее. Но «Эквити» — профсоюз американских актeров — потребовал, чтобы роль Флоренс исполняла американская актриса. Нанн не оказал Пейдж никакой поддержки, и было решено, что Флоренс сыграет американка Джуди Кун.
Спектакль открылся 28 апреля 1988 года в театре Империал. Роль Анатолия исполнил Дэвид Кэрролл, роль Фредди — Филипп Каснофф.
Авторам пришлось учитывать изменившееся политическое положение — в Советском Союзе уже полным ходом шла перестройка, поэтому и в мюзикле возник мотив, связанный с гласностью. В целом сюжет получился гораздо более запутанным, чем в лондонской версии, что не пошло на пользу мюзиклу. Личная драма была во многом подменена политической интригой, из-за чего характеры главных персонажей стали схематичными. Кроме того, мюзикл, первоначально певшийся от начала до конца, превратился в спектакль с песнями — в нeм стало слишком много диалогов. Потерялась музыкальная цельность произведения. Хореографические номера были сильно сокращены, декорации стали более простыми и менее яркими. Актeры, исполнявшие главные роли, играли хорошо, но даже их игра не смогла спасти положение — трeхчасовой мюзикл был чересчур затянутым и недостаточно интересным. Всю вину за провал спектакля возложили на режиссeра Тревора Нанна.
Публике спектакль нравился, однако дохода своим продюсерам «Шахматы» не приносили, а критики просто обрушились на мюзикл с разгромными статьями. 25 июня 1988 года, спустя всего 68 представлений спектакль был закрыт. Запись оригинального бродвейского состава тем не менее продавалась хорошо, состоявшийся по инициативе Дэвида Кэрролла 9 января 1989 года концерт в Карнеги-холле также имел большой успех.
Новая версия «Шахмат» открылась в Чикаго 28 января 1990 года. За основу был взят сценарий Ричарда Нельсона в сильно переработанном виде, а режиссером стал Дэвид Белл. Роль Флоренс исполнила Сьюзен Макмонагл, роль Фредди — Ким Штраусс, роль Анатолия — Дэвид Стадвелл. Постановка имела успех, но в мае 1990 года была закрыта.
Третьего февраля 1991 года премьера «Шахмат» состоялась в Австралии, в Сиднее. Постановку осуществлял Джим Шарман — режиссeр, в своe время ставивший рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда» в Лондоне. Роль Флоренс исполнила Джоди Гиллис, роль Фредди — Дэвид Маклеод, роль Анатолия — Робби Крупский, роль Светланы — Мария Мерседес. В этой постановке был использован вариант сценария, написанный Тимом Райсом, и отвергнутый Тревором Нанном, когда «Шахматы» ставились на Бродвее.
Постановка имела огромный успех у публики и у критиков, но, к сожалению, была закрыта через полгода после премьеры из-за экономического кризиса в Австралии.
В августе 1994 года вновь переработанные Тимом Райсом «Шахматы» были поставлены в Эдинбурге. В этом же году мюзикл исполнялся в концертном варианте в шведском городе Гетенбурге, а через некоторое время была издана запись Chess in Concert. В 1997 году в мельнбурнской постановке роль Флоренс исполняла Барбара Диксон. Шахматы ставились огромное количество раз. Как правило, это были переработки либо лондонской, либо бродвейской версий, либо их разнообразные комбинации. Спектакль также путешествовал по США и Великобритании с турами и концертными версиями, некоторые из которых были весьма успешными. Интересная концертная версия «Шахмат» была представлена в Торонто — в ней приняли участие звезды торонтских постановок «Отверженных», «Призрака Оперы» и «Аспектов любви» — в том числе и такая крупная фигура мирового музыкального театра как Колм Уилкинсон.
История «Шахмат» на этом не заканчивается. 23 февраля 2002 года в Стокгольме открылась новая постановка мюзикла на шведском языке, в которой Анатолия играл первый исполнитель этой роли Томми Че рберг.
В 1996 году в театре имени Моссовета состоялась премьера мюзикла «Игра» (либретто Яр. Кеслера, постановка П. Хомского), созданного на основе «Шахмат». В спектакле также использовалась музыка Пола Маккартни, Джона Леннона и других композиторов. Система персонажей в целом соответствовала системе персонажей «Шахмат», однако сюжет претерпел серьeзные изменения.
Осенью 2020 года в Москве состоится премьера первой лицензионной постановки мюзикла «Шахматы», за которую отвечает продюсерская компания Дмитрия Богачева «Московский Бродвей». Автором русского текста стал Алексей Иващенко, режиссером — Евгений Писарев, музыкальным руководителем — Джон Ригби. Спектакль будет идти в Театре МДМ.