Мюзикл шахматы про что
Семь причин
приобрести билет
на ШАХМАТЫ
прямо сейчас
Композиторы Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус (Зал мировой славы рок-н-ролла в США) и драматург Тим Райс (премии Oscar, Tony, Emmy, Grammy). Первых вы знаете по группе ABBA и мюзиклу MAMMA MIA!, второго – по рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», мультфильмам «Король Лев» и «Аладдин», мюзиклу «Эвита» и другим.
Вот уже 35 лет ШАХМАТЫ не сходят с театральных подмостков по всему миру: из всех континентов мюзикл не играли только в Антарктиде!
ШАХМАТЫ соединили в себе абсолютно разные жанры – от поп-рока и рэпа до оперы и симфонической музыки. И при этом остаются удивительно цельным и нерушимым произведением.
Грандиозная динамичная декорация весом более 50 тонн: действие разворачивается на двух уровнях, на третьем располагается оркестр. А также
И, главное, – 40 актеров и 35 музыкальных хитов, включая One Night in Bangkok и I Know Him So Well.
История охватывает три части света – Америку, Европу и Азию и рассказывает о соперничестве шахматистов на фоне противостояния двух сверхдержав – СССР и США. И вместе с тем она обо всех страстях, присущих любому человеку – любви и ненависти, преданности и предательстве, жажде признания и страхе одиночества.
Приходите с семьей, с любимыми, с друзьями: ШАХМАТЫ не только захватывают с первых минут, но и дарят впечатления, которые останутся с вами надолго. После мюзикла есть что обсудить и даже о чем поспорить!
Столица – это не только музеи, храмы и памятники. Увезите отсюда большие эмоции, посетив Театр МДМ. Сначала Красная площадь, потом – ШАХМАТЫ!
История
мюзикла
—>
Е2 – Е4: Начало
В июле 1972 года внимание всего мира было приковано к Рейкьявику, где за звание чемпиона мира по шахматам боролись советский гроссмейстер Борис Спасский и американец Бобби Фишер. Сюжет о противостоянии Востока и Запада британский драматург Тим Райс задумал еще десять лет назад — после Карибского кризиса, однако теперь эта история начала обретать конкретные черты. Скандальное поведение Фишера и давление на действующего чемпиона мира Спасского на фоне холодной войны превратили спортивный поединок в политический фарс, в котором Райс увидел благодатную почву для нового шедевра.
Атака на Короля:
Анатолий Карпов
Прошло еще десять лет, прежде чем Райс вернулся к своей задумке.
На этот раз толчком послужил матч в итальянском Мерано в 1981 году, на котором звание чемпиона мира у Анатолия Карпова оспаривал выступавший за Швейцарию советский эмигрант Виктор Корчной. Особенно либреттиста впечатлили огромная официальная делегация из СССР и и некий молчаливый человек, который всюду следовал за Карповым. У сюжета появились прототипы центральных персонажей будущего мюзикла — советского чемпиона Анатолия Сергиевского и сотрудника спецслужб Молокова.
Ход Конем:
ABBA и Алла
Написать музыку для своего нового мюзикла Райс предложил основателям и участникам легендарного квартета ABBA, а главное — первоклассным мелодистам Бьорну Ульвеусу и Бенни Андерссону.
В 1983 году все трое приехали в СССР, чтобы лично погрузиться в советские реалии. Позже Бенни признается, что в первую очередь они ждали встречи с Аллой Пугачевой, которой авторы ШАХМАТ хотели предложить исполнить в британской постановке мюзикла роль Светланы – жены советского шахматиста. Soviet Superstar была польщена, но ответила отказом. Спустя десятилетия на презентации российской версии ШАХМАТ в Театре МДМ Пугачева раскроет причину этого поступка: «Я сделала это ради семьи. Мне предстояли многомесячные репетиции в Лондоне – в то время это считалось побегом».
Шах и мат: успешнее
«Призрака Оперы»
Чувственные поп-баллады в ШАХМАТАХ сменяются экспрессивными рок-хитами, а оперные хоры соседствуют с рэпом и диско. Песня One Night in Bangkok из записи 1984 года стала первым рэп-синглом в истории, который возглавил хит-парады. Дуэт I Know Him So Well в начале 1985-го года в течении пяти недель удерживался на вершинах чартов Великобритании и Ирландии – год спустя центральный дуэт “Призрака Оперы” достигнет в них лишь 7-й и 11-й строчек.
Эксельсиор:
от пешки до ферзя
Первая постановка мюзикла открылась 14 мая 1986 года в лондонском Театре принца Эдварда. Трое солистов с оригинальной записи мюзикла Мюррей Хэд, Элейн Пейдж и Томми Черберг виртуозно повторили свои роли на сцене, а небывалое зрелищное решение с 64-мя мониторами оставалось новаторским для театра долгое время.
Но главным героем спектакля была музыка – при всей своей разножанровости являющая удивительно цельное и мощное полотно. После трехлетнего триумфа на Вест-Энде новый виток интереса к материалу вызвала масштабная концертная версия с симфоническим оркестром в Карнеги-холле в 1989 году. «Шахматы» представили театры в Чикаго (1990), Сиднее (1991), Эдинбурге (1994), Гетеборге (1994) и Мельбурне (1997). В XXI веке новые постановки мюзикла увидели зрители Норвегии, Дании, Канады, Японии, Австрии, Швеции, США, Великобритании, Финляндии и других стран.
Рецензия на мюзикл «Шахматы»: Что наша жизнь? Игра!
Премьера мюзикла «Шахматы» состоялась в Театре МДМ 17 октября 2020 года. Корреспонденты InterMedia побывали на одном из предпоказов спектакля.
Мюзикл «Шахматы» был написан британским либретистом Тимом Райсом и участниками ABBA Бенни Андерсоном и Бьорном Ульвеусом в начале 1980-х годов. Райс был так впечатлен страстями, разгоравшимися на шахматных полях в 1970-е, особенно в матчах с участием советских гроссмейстеров, что решил сделать игру героиней своего нового произведения. Он, конечно, был не первым, кто обращался к шахматам как игре и аллегории. До него в этом ряду были и Льюис Кэрролл, и Стефан Цвейг, и Владимир Набоков, и многие другие. О роли шахмат в мировой истории можно услышать в финальной арии мюзикла. Райс решил сделать шахматы отражением противостояния политических систем Востока (СССР) и Запада, поэтому путь мюзикла в первую оказался долгим и непростым. Поскольку среди героев просматриваются реальные советские шахматисты, а прототипами некоторых из них были перебежчики вроде Виктора Корчного, не только сам мюзикл, но и безобидные песни из него оказались под запретом в СССР. Даже перестройка не способствовала улучшению отношения властей к этой истории. И если, скажем, «Иисус Христос – суперзвезда» был поставлен в Москве уже в 1990 году (и на днях торжественно отметит 30-летие), то премьеры «Шахмат» пришлось ждать долгих 35 лет. Но продюсер компании «Московский Бродвей» Дмитрий Богачев известен тем, что всегда доводит до конца свои замыслы. И на воплощение этого (при участии режиссера Евгений Писарева) ушло более года.
Сама идея мюзикла «Шахматы» серьезным образом выбивается из обычного для жанра формата. Большинство классических мюзиклов – это сказки или романтические истории, довольно далекие от реальности. В «Шахматах» же переосмысляются настоящие события не самого далекого прошлого – 1970-80-х годов. Конечно, шахматные баталии тех лет стали лишь почвой для вдохновения Тима Райса, но вполне понятно, что от этой постановки не стоит ждать летающих роялей (хотя и есть приземляющийся самолет), яркой смены костюмов (в целом, они белые и серые) и безудержного канкана. Любовная линия играет тут скорее второстепенную роль, а на первый план выходят спорт и политика. Спеть и станцевать про политику и шахматы? Ну что ж, нет ничего невозможного.
В начале 1980-х годов двое шахматистов – амбициозный и скандальный американец Фредди Трампер (в котором поклонники игры могут узнать черты и поступки экс-чемпиона мира Бобби Фишера) и советский гений Анатолий Сергиевский встречаются в итальянском городке Мерано, чтобы сразиться за шахматную корону. Это не просто спортивный поединок, но и столкновение двух политических систем в разгар «холодной войны». Американец устраивает скандал, его подруга Флоренс Васси (британка родом из Венгрии, что важно) пытается уладить конфликт. В результате Сергиевский становится чемпионом, вдобавок к этому получает в награду и девушку своего соперника, а также становится невозвращенцем. Во втором действии, которое спустя год происходит в Бангкоке, теперь уже Сергиевскому надо защитить звание чемпиона в схватке с новым советским претендентом Леонидом Вигандом и дать в первую очередь себе ответ на вопрос «Что важнее: спорт или жизнь?»…
Если в первом действии шахматы кажутся лишь фоном для показа отношений героев и политических систем (на что намекают даже создатели постановки, когда во время поединка показывают на больших экранах параллельные кадры технических, культурных и спортивных достижений США и СССР), то во втором накал спортивных страстей способен захватить любого, даже совершенно равнодушного к ним человека. Тот клубок, в который сплетаются личные и общественные интересы всех персонажей, заставляет с замиранием сердца следить за фигурами на доске. Интересно, что авторы мюзикла воссоздали на сцене абсолютно реальные шахматные поединки, так что ляпов не должны найти даже эксперты.
Музыка из «Шахмат» вроде бы давно стала культовой среди меломанов, гармонии Бенни и Бьорна вполне узнаваемы, но довольно странно, что одни из главных хитмейкеров XX века не написали ни одного поп-хита, кроме разве что «One Night In Bangkok», который прославился в СССР благодаря каверу Сергея Минаева «Внутри Бангкока множество порока». Создатели русской версии мюзикла, похоже, не забыли об этом: один из танцоров и певцов номера, ярко открывающего второе действие спектакля, невероятно похож причёской на звезду 1980-х. При этом в целом ты понимаешь, что со сцены звучит очень качественная и красивая музыка, но нет желания ничего помурлыкать, покидая зал. Возможно, это стоит списать на тот факт, что Ульвеус и Андерсон писали музыку к «Шахматам» в момент распада ABBA. Их сотрудничество с Райсом началось в 1981-м, когда квартет готовил свой последний мировой тур, а закончилась работа над альбомом в 1984-м, когда эпоха главной шведской поп-группы завершилась. Желание как можно дальше отойти от попсовых хитов и написать настоящую большую музыку могло сыграть с композиторами именно такую шутку. Хотя нельзя не отметить невероятное жанровое разнообразие арий: тут есть и почти оперные номера, и рок-н-ролл, и фактически госпел, и упомянутый выше диско-номер, который мог бы украсить и репертуар ABBA (на что намекается и в тексте).
Тексты многих арий очень приближены к разговорной речи, что с одной стороны делает диалоги очень правдоподобными, почти лишенными мюзикловой условности, а с другой – несколько усложняет их восприятие. А финальная ария Сергиевского в первом действии выглядит не просто переводом, а ярким высказыванием автора русских текстов Алексея Иващенко на актуальные темы современной России, а не Советского Союза времен застоя.
Что касается танцев, то, конечно, это не самая сильная сторона постановки, в которой действуют в основном спортсмены и чиновники. Но кордебалет создает красивый фон для общения главных героев, а номер «Советская машина» показывает, что и советские кагэбешники и функционеры вполне способны сбросить серый пиджак и дать волю своим эмоциям.
Екатерина Алексеева, Алексей Мажаев, InterMedia
В Москве представили мюзикл «Шахматы»
Гости перенеслись в 1982 год, в Лондон, и стали свидетелями большой пресс-конференции с участием экс-чемпиона мира по шахматам Фредерика Трампера (США) и действующего чемпиона мира по шахматам Анатолия Сергиевского (СССР-Великобритания). Журналисты расспрашивали гроссмейстеров об их спортивной карьере, личной жизни, выводя на эмоции даже таких великих стратегов. Шахматисты, отвечая на вопросы, исполняли вместе с другими героями мюзикла неизвестные российской публике хиты композиторов АВВА Бенни Андерссона и Бьорна Ульвеуса — впервые на русском языке.
В стиле 1980-х
Импровизированная пресс-конференция стала исторической реконструкцией реальных событий, разворачивающихся между Анатолием Карповым и Виктором Корчным после матча за звание чемпиона мира по шахматам 1981 года в Мерано. Именно эта история вдохновила драматурга Тима Райса на создание мюзикла «Шахматы», а великие гроссмейстеры стали прототипами главных героев.
Погружение в мир мюзикла усилил и внешний антураж: фуршет из советских и американских закусок и напитков 1980-х годов прошлого века, выставка эскизов костюмов того времени, хроника событий о противостоянии двух супердержав — СССР и США, советский и американский флаги, которые были подняты на площадке. В рамках мероприятия режиссер мюзикла Евгений Писарев впервые объявил состав артистов российской постановки мюзикла.
О том, как ведется подготовка к долгожданной премьере журналистам рассказала творческая команда мюзикла: продюсер Дмитрий Богачев, режиссер Евгений Писарев, автор русского текста Алексей Иващенко, хореограф Ирина Кашуба и другие. О своих персонажах и сложностях в работе над ролью поделились артисты: Александр Суханов — Анатолий Сергиевский, Александр Казьмин — Фредди Трампер, Анастасия Стоцкая — Флоренс, Анна Гученкова — Светлана.
Лучшее, что было написано ABBA
— «Шахматы» — это, как ни странно, самый российский бродвейский мюзикл, созданный три с лишним десятилетия назад двумя великими шведами Бенни и Бьорном и великим англичанином Тимом Райсом, которые рассказали захватывающую, полную драматизма историю от лица советского гроссмейстера Анатолия Сергиевского, — сказал Дмитрий Богачев, художественный руководитель Театра МДМ. — Главное игровое поле в мюзикле — это отнюдь не шахматная доска, а сама жизнь героев, где есть место для самопожертвования и измены, любви к родине и вынужденной эмиграции, всемирного признания и полного одиночества, безрассудной любовной страсти и холодного расчета. Зрителям предстоит разгадать интригу, кто верховный арбитр этой партии, где на кону — судьбы людей. А музыка, которая звучит в спектакле, без преувеличения — великая! Это лучшее, что было написано ABBA за всю историю их существования. И это гораздо мощнее, чем их знаменитые поп-композиции.
— «Шахматы», в целом, мало представлены в популярной культуре, — отметил Марк Глуховский, исполнительный директор Федерации шахмат России. В литературе они так или иначе присутствуют благодаря Набокову и Цвейгу, в кино за них обычно отвечают «злодеи», которые разрабатывают разные хитроумные планы и делают это не без помощи этой игры, то поп-культура и шахматы — это вещи, совершенно не связанные между собой. Мюзикл «Шахматы» — это, пожалуй, единственный мировой пример очень достойного и качественного представления нашего вида спорта в искусстве. Здесь шахматы являются не некой забавной деталью, а, по сути, выступают главной движущей силой сюжета. Сам мюзикл прошел испытание временем: он более 30 лет шел на сценах Нью-Йорка и Лондона, и очень приятно, что сейчас он появляется в России и будет впервые показан на русском языке. Продюсерская компания «Бродвей Москва» — большие профессионалы, которые уже не раз успешно выводили западные мюзиклы на нашу сцену.
Этери Кублашвили
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Мюзикл «Шахматы»
Замысел мюзикла «Шахматы» (Chess) возник у знаменитого поэта и либреттиста Тима Райса еще в 1972 году, когда весь мир, затаив дыхание, следил за шахматным матчем между Борисом Спасским и Бобби Фишером, проходившим в Рейкьявике. Человеческие взаимоотношения на фоне холодной войны; противостояние Востока и Запада; люди, живущие в биполярном мире; игра, превратившаяся из спортивного зрелища в политический фарс — всe это казалось поэту весьма многообещающим.
Cоавторами Тима Райса стали два известных шведских композитора и исполнителя, участники легендарного поп-квартета «АББА» Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус. В 1982 году в Лондоне, во время празднования десятилетия творческой деятельности квартета, Бенни и Бъерн официально объявили о том, что они вместе с Тимом Райсом приступают к работе над новым проектом под названием «Шахматы». Но в действительности работа над мюзиклом началась лишь в 1983 году, когда все три автора отправились в «разведывательную экспедицию» в Москву.
Шоу создавалось по схеме, уже отработанной ранее на совместных проектах Тима Райса и Эндрю Ллойд-Уэббера. Сначала Бьорн и Бенни получили синопсис и сочинили весь музыкальный материал. «Тим говорил нам : «Тут должна быть такая-то песня, а здесь — такая-то», — вспоминал Бъерн. Когда же музыка, наконец, была готова, Тим написал тексты.
Сюжет мюзикла таков: во времена холодной войны проводится чемпионат мира по шахматам. Чемпион мира — американец Фредди Трампер и чемпион СССР — Анатолий Сергиевский сражаются за титул нового чемпиона мира. Флоренс, подруга и секундант американца, уставшая от того, как обращается с ней еe возлюбленный, уходит от него. Анатолий стремится вырваться из-под вечного контроля чересчур бдительного сотрудника КГБ Молокова, приставленного наблюдать за ним. Победив в чемпионате, Анатолий сбегает на Запад — с ним уезжает и Флоренс, с которой у нового чемпиона мира роман. Однако влюблeнным недолго суждено быть вместе.
Двойной альбом был записан в 1984 году на шведской студии Polar. Главные роли исполнили английские и шведские певцы: Мюррей Хэд (Фредди), Элейн Пейдж (секундант и подруга Фрэдди, Флоренс), Томми Черберг (Анатолий), Барбара Диксон, (жена Анатолия, Светлана), Бьорн Скифс (Арбитр), Деннис Куилли (Молоков).
В музыкальном отношении «Шахматы» — произведение более сильное, чем песни, созданные Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом для группы «АББА». Альбом продемонстрировал их способность сочинять музыку самых разных стилей — рок-композиции, лирические баллады, оперные хоры и даже рэп («Одна ночь в Бангкоке»).
Для раскрутки концептуального альбома «Шахмат» были проведены концерты в пяти городах Европы: 27 октября 1984 года — в Лондоне, затем — в Париже, Гамбурге, Амстердаме и Стокгольме. «Шахматы» почти сразу стали настоящим бестселлером. Два сингла — «Я так хорошо знаю его» и «Одна ночь в Бангкоке» — прочно укрепились на первых строчках хит-парадов.
В 1985 году «Шахматы» были выпущены в Америке, и там их ждал такой же успех, как и в Европе. В Англии к тому времени альбом занимал 11-ое место национального хит-парада.
«Шахматы» продемонстрировали всем, что Тим Райс способен создавать удачные произведения и без Эндрю Ллойд-Уэббера — во многих странах альбом с записью «Шахмат» расходился гораздо лучше, чем запись «Призрака Оперы» Эндрю Ллойд-Уэббера, вышедшая в том же году.
Режиссером спектакля стал Майкл Беннет (самая известная его работа — мюзикл «Кордебалет»). Беннет начал работу, но затем отказался от спектакля — он умирал от СПИДа. За три месяца до премьеры шоу осталось без режиссeра. За постановку взялся Тревор Нанн, в то время художественный руководитель Королевской Шекспировской Компании, ныне — один из ведущих британских режиссeров. Нанн сократил использование техники и хореографии в спектакле, но и оставшаяся техника постоянно давала сбои. Однако, несмотря на все проблемы, премьера состоялась — 14 мая 1986 в театре Принца Эдварда. Тревору Нанну удалось невероятное — не только спасти оказавшуюся под угрозой гибели постановку, но и превратить ее в потрясающее шоу. Трое главных солистов, исполнивших партии «Шахмат» на оригинальной записи — Мюррей Хэд, Элейн Пейдж и Томми Черберг — повторили свои роли в театре.
Лондонская постановка представляла собой красивое, яркое, технически сложное шоу с бюджетом, превышающим 4 миллиона фунтов стерлингов. Шестьдесят четыре телевизионных монитора, которые в каждый момент времени могли передавать от одной до 64 картинок — заслуга дизайнера Робина Вагнера. Вращающаяся сцена и сложное освещение, выполненное одним из лучших современных театральных дизайнеров света Дэвидом Херси, дополняли картину. Награду Лоуренса Оливье в категории «Лучший мюзикл» «Шахматам» получить не удалось — в том же году на лондонской сцене появился слишком серьeзный конкурент — «Призрак Оперы» Эндрю Ллойд-Уэббера. Но награда в категории «Лучшая актриса» досталась Элейн Пейдж — за роль Флоренс. 8 апреля 1989, продержавшись на Уэст-Энде целых три года, «Шахматы» закрылись.
Для постановки «Шахмат» на Бродвее режиссeр Тревор Нанн решил существенно переработать спектакль. Отчасти это было связано с тем, что постановка шоу, аналогичного лондонскому, стоила бы слишком дорого — примерно 15 миллионов долларов, и продюсеры не могли себе этого позволить. Кроме того, Нанн полагал, что мюзиклу необходима новая концепция. Тим внес серьезные изменения в сюжетную линию и в некоторые стихи и отправил новую редакцию «Шахмат» режиссeру. Однако через некоторое время выяснилось, что тот привлeк к работе над мюзиклом драматурга Ричарда Нельсона, и что вариант Нельсона уже утверждeн.
Тим Райс рассчитывал, что Элейн Пейдж повторит свой лондонский успех на Бродвее. Но «Эквити» — профсоюз американских актeров — потребовал, чтобы роль Флоренс исполняла американская актриса. Нанн не оказал Пейдж никакой поддержки, и было решено, что Флоренс сыграет американка Джуди Кун.
Спектакль открылся 28 апреля 1988 года в театре Империал. Роль Анатолия исполнил Дэвид Кэрролл, роль Фредди — Филипп Каснофф.
Авторам пришлось учитывать изменившееся политическое положение — в Советском Союзе уже полным ходом шла перестройка, поэтому и в мюзикле возник мотив, связанный с гласностью. В целом сюжет получился гораздо более запутанным, чем в лондонской версии, что не пошло на пользу мюзиклу. Личная драма была во многом подменена политической интригой, из-за чего характеры главных персонажей стали схематичными. Кроме того, мюзикл, первоначально певшийся от начала до конца, превратился в спектакль с песнями — в нeм стало слишком много диалогов. Потерялась музыкальная цельность произведения. Хореографические номера были сильно сокращены, декорации стали более простыми и менее яркими. Актeры, исполнявшие главные роли, играли хорошо, но даже их игра не смогла спасти положение — трeхчасовой мюзикл был чересчур затянутым и недостаточно интересным. Всю вину за провал спектакля возложили на режиссeра Тревора Нанна.
Публике спектакль нравился, однако дохода своим продюсерам «Шахматы» не приносили, а критики просто обрушились на мюзикл с разгромными статьями. 25 июня 1988 года, спустя всего 68 представлений спектакль был закрыт. Запись оригинального бродвейского состава тем не менее продавалась хорошо, состоявшийся по инициативе Дэвида Кэрролла 9 января 1989 года концерт в Карнеги-холле также имел большой успех.
Новая версия «Шахмат» открылась в Чикаго 28 января 1990 года. За основу был взят сценарий Ричарда Нельсона в сильно переработанном виде, а режиссером стал Дэвид Белл. Роль Флоренс исполнила Сьюзен Макмонагл, роль Фредди — Ким Штраусс, роль Анатолия — Дэвид Стадвелл. Постановка имела успех, но в мае 1990 года была закрыта.
Третьего февраля 1991 года премьера «Шахмат» состоялась в Австралии, в Сиднее. Постановку осуществлял Джим Шарман — режиссeр, в своe время ставивший рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда» в Лондоне. Роль Флоренс исполнила Джоди Гиллис, роль Фредди — Дэвид Маклеод, роль Анатолия — Робби Крупский, роль Светланы — Мария Мерседес. В этой постановке был использован вариант сценария, написанный Тимом Райсом, и отвергнутый Тревором Нанном, когда «Шахматы» ставились на Бродвее.
Постановка имела огромный успех у публики и у критиков, но, к сожалению, была закрыта через полгода после премьеры из-за экономического кризиса в Австралии.
В августе 1994 года вновь переработанные Тимом Райсом «Шахматы» были поставлены в Эдинбурге. В этом же году мюзикл исполнялся в концертном варианте в шведском городе Гетенбурге, а через некоторое время была издана запись Chess in Concert. В 1997 году в мельнбурнской постановке роль Флоренс исполняла Барбара Диксон. Шахматы ставились огромное количество раз. Как правило, это были переработки либо лондонской, либо бродвейской версий, либо их разнообразные комбинации. Спектакль также путешествовал по США и Великобритании с турами и концертными версиями, некоторые из которых были весьма успешными. Интересная концертная версия «Шахмат» была представлена в Торонто — в ней приняли участие звезды торонтских постановок «Отверженных», «Призрака Оперы» и «Аспектов любви» — в том числе и такая крупная фигура мирового музыкального театра как Колм Уилкинсон.
История «Шахмат» на этом не заканчивается. 23 февраля 2002 года в Стокгольме открылась новая постановка мюзикла на шведском языке, в которой Анатолия играл первый исполнитель этой роли Томми Че рберг.
В 1996 году в театре имени Моссовета состоялась премьера мюзикла «Игра» (либретто Яр. Кеслера, постановка П. Хомского), созданного на основе «Шахмат». В спектакле также использовалась музыка Пола Маккартни, Джона Леннона и других композиторов. Система персонажей в целом соответствовала системе персонажей «Шахмат», однако сюжет претерпел серьeзные изменения.
Осенью 2020 года в Москве состоится премьера первой лицензионной постановки мюзикла «Шахматы», за которую отвечает продюсерская компания Дмитрия Богачева «Московский Бродвей». Автором русского текста стал Алексей Иващенко, режиссером — Евгений Писарев, музыкальным руководителем — Джон Ригби. Спектакль будет идти в Театре МДМ.