На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс

§ 1. Введение

1. Смысл и назначение истории как науки

Вы уже знаете, что история — ​это наука о прошлом человеческого общества, которая стремится понять причинно-­следственные связи в процессе его развития. История — комплексная дисцип­лина, изучающая последовательность событий с точки зрения политики, государственного устройства, экономики, социальных отношений, религии, культуры, военного дела и многих других аспектов.

Слово «история» пришло из древнегреческого языка, где означало рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. «Отцом истории» называют древнегреческого писателя Геродота, который написал большое произведение о вой­не греков с персами. Он назвал свою книгу «История». Музой — ​покровительницей истории греки признали Клио, которая, как считалось, прославляет людей. В Древней Греции и Древнем Риме изучение исторических произведений было важной частью воспитания гражданина. Зная историю своих предков и гордясь ею, гражданин должен был осознанно защищать свою Родину.

Чтобы сделать историю не просто набором занимательных рассказов, необходимо было структурировать сведения в соответствии с логикой развития исторического процесса. В Античности начали отсчитывать годы от основания города Рима. Для римлян смысл истории состоял в росте политического могущества их государства. История стала выстраиваться в соответствии с хронологией. Следующий шаг сделали христианские авторы, которые за начало летосчисления приняли рождение Христа. Для христиан такой способ символизировал совершенствование человечества перед лицом Бога. Мы до сих пор считаем годы от Рождества Хрис­това, которое теперь называем началом нашей эры.

В Средние века в Западной Европе основным видом исторических сочинений стали хроники и летописи, в которых внимание главным образом уделялось описанию истории правящих династий. Такую же роль играли исторические тексты во многих древних и средневековых цивилизациях.

Исследователи европейского Возрождения попытались рационально подойти к изучению истории всего человечества. Известный английский ученый XVII в. Фрэнсис Бэкон разработал основные принципы научного познания через рацио­нальный анализ фактов. Однако об истории он говорил только как о «знании о предметах, место которых определено в пространстве и времени», а источником знания в его представлении являлась память.

Вскоре неаполитанец Джамбаттиста Вико создал новую философию истории: человечество последовательно развивается от варварства к цивилизации. По его мнению, это развитие идет по спирали, периоды подъема сменяются периодами упадка, но каждый новый виток всегда происходит на более высоком уровне, чем предыдущий.

Историки конца XIX — ​начала XX в. выработали стройную концепцию истории как отрасли научного знания: она познаваема, имеет свои собственные законы развития, основой исторического познания являются факты, история выступает основой для понимания эволюции общества, она может служить для создания моделей дальнейшего развития стран. В это время были разработаны принципы объективного изучения истории.

На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

Однако изучение исторических закономерностей является очень сложным. Исследуемый материал представлен в огромном объеме. Кроме того, историю пишут живые люди со своими взглядами и оценками, которым иногда трудно оставаться беспристрастными к событиям.

В наше время историческая наука развивается благодаря усилиям не только отдельных ученых, но и целых институтов. Ведущим центром исследований в нашей стране является Институт истории Национальной академии наук Беларуси.

Изучать историю можно на исторических факультетах белорусских вузов, в том числе Белорусского государственного университета в Минске, где представлены все направления исторических исследований.

Источник

Цивилизационный подход к изучению истории

На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

Любая цивилизация характеризуется специфической общественно-производственной технологией и, в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно-значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обуславливающие определенное отношение к людям и к самим себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в данной цивилизации, обеспечивает единство на длительный период истории.

Таким образом, цивилизационный подход дает ответы на многие вопросы. Вместе с элементами формационного учения (о развитии человечества по восходящей линии, учением о классовой борьбе, но не как о всеобъемлющей форме развития, о примате экономики над политикой) он позволяет выстроить целостную историческую картину.

В рамках изучения данного курса нам интересно определение цивилизации Руси, Западной Европы, Америки, наших восточных и южных соседей. А.Тойнби выделяет западную цивилизацию, православную христианскую (Русь, Россия), исламскую, китайскую, индскую; цивилизации-спутники: иранскую, корейскую, японскую, юго-восточно-азиатскую, тибетскую.

Цивилизация, ее основные типы:

1. Прогрессивный (западный) тип развития цивилизации.

2. Тип циклического развития (восточный).

Прогрессивный (западный) тип цивилизации

6. Развитая частная собственность.

7. Высокий престиж предпринимательства. Рынок как способ функционирования экономики, ее регулятор. Высокий престиж труда, его нравственность.

8. Наличие горизонтальных связей (культурных, социальных, общественных), независимых от власти, т.е. гражданское общество. Верховенство права над законом.

Тип циклического развития (восточный)

На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

5. На Востоке отсутствует ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Восточный человек не свободен, а обязан.

6. Государство берет на себя распоряжение собственностью. Частная собственность как самовоспроизводящийся капитал не развита. Сильны интересы общественных групп, общины. Интересы личности подчинены коллективу. Возможна крупная государственная собственность.

7. Горизонтальные связи (культурные, идеологические, общественные) не развиты. Существует верховенство закона над правом.

Черносошные крестьяне. Крестьяне, живущие на «черной», государственной земле и эксплуатирующиеся государством. В XVII в. они были в Поморье и Сибири. Налоги платили государству. Могли передавать свои участки по наследству с тем условием, чтобы владелец исполнял тягло. Сообща владели реками, пастбищами, лесами. Были организованы в общины. Тесно связаны с местными посадами.

С освоением восточных территорий от Урала до Тихого океана в состав России попали коренные народы этого региона: тунгусы, тофалары, эвенки и др. Их традиционные верования с XVII в. по настоящее время можно квалифицировать как язычество (как объективно, так и по их собственным сегодняшним оценкам).

Видным исследователем этого явления был Б.А.Рыбаков (Язычество древних славян; Язычество Древней Руси и др. книги).

Источник

Цивилизационный подход к изучению истории

На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

Представители: Данилевский, М. Вебер, О. Шпенглер, А. Тойнби. Основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация, под которой понимается целостная общественная система.В отличие от формационного подхода цивилизационный применим к истории другой страны, так как ориентирован на познании истории общества с учетом специфики страны или региона.

Цивилизационный подход в отличие от формационного не представляет собой единой концепции. В частности, современное обществознание не располагает даже единым определением понятия «цивилизация». Однако несмотря на то, что цивилизационный подход представлен разными научными школами и направлениями, использующими различные критерии в определении сущности цивилизации, этот подход в обобщенном виде может быть обозначен как концепция, интегрирующая в понятии цивилизациикак единой саморазвивающейся системы все социальные и несоциальные компоненты исторического процесса, такие как, например:

— природно-географическая среда обитания;

— биологическая природа человека и психо-физиологические характеристики этносов;

— социальная структура общества (касты, планы, сословия, классы) и возникающее в рамках нее социальное взаимодействие;

— институты власти и управления;

— сфера духовного производства, религиозные ценности, мировоззрение (менталитет);

— взаимодействие локальных сообществ и др.

В самом общем виде цивилизационный подход выступает как объяснительный принцип, логическая направленность которого противоположна той, что мы видим в формационном подходе. Если в структуре формаций, в соответствии с принципом экономического детерминизма, явления духовного порядка выводятся из экономического базиса, то в структуре цивилизации, наоборот, экономические характеристики общества могут выводится из его духовной сферы. Более того, одной из базовых основ цивилизации, предопределяющей все другие её характеристики, как правило, считается именно тип духовных ценностей и соответствующий ему тип личности (менталитет), которые, в свою очередь, предопределяются особенностями той или иной природно-географической среды.

Отцом цивилизационного подхода принято считать английского историка А. Тойнби (1889-1975). Однако в 1960-е гг. стали широко известны труды арабского историка и философа Ибн-Хальдуна (ок. 1332 – ок. 1402), который пришёл к гениальным выводам, на столетие предвосхитившим взгляды создателей теории цивилизации. Так, он утверждал, что цивилизация создается разделением труда между городом и деревней, торговлей, обменом, при этом развитие общества проходит через определённые исторические циклы; различие в образе жизни людей, обществ, он связывал, главным образом, с географической средой их обитания.

Во всём многообразии подходов к определению сущности и содержания понятия «цивилизация», используемых сегодня в науке, можно выделить два главных принципиально отличающихся друг от друга значения этого понятия:

а) цивилизация как стадиальное явление в мировой истории;

б) цивилизация как локальное (региональное) явление относительно человечества в целом.

Если первый подход (стадиально-цивилизационный) базируется на признании наличия общемировой цивилизации и, соответственно, единой для человечества глобальной истории как объекта научного изучения, то второй подход (локально-цивилизационный) связан с отрицанием общемировой цивилизации и мировой истории на основе утверждений о самодостаточном и самобытном характере развития замкнутых локальных цивилизаций.

Иногда принято считать, что первый подход, связанный с исследованием универсальных стадиальных закономерностей глобальной истории, совсем не учитывает региональные отличия, в то время как второй подход, напротив, ориентирует лишь на локальную специфику. Такое противопоставление двух подходов как сугубо интегрирующего и дифферинцирующего исторический процесс нельзя абсолютизировать. С одной стороны, любая предлагаемая в рамках первого подхода стадиальность мировой истории применительно к отдельным регионам может получать конкретно специфическое воплощение, поскольку хронологические рамки и исторические формы всемирноисторических явлений всегда будут различаться у разных стран и народов. С другой стороны, в рамках второго подхода создаются универсальные схемы, отражающие общие для всех цивилизаций стадиальные закономерности развития.

На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

Особенности общественного и политического устройства Киевского государства. Деятельность первых князей.

Киевская Русь или Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка отдельных княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Между княжествами сохранялись политические связи, Киев продолжал формально оставаться главным столом Руси, а Киевское княжество рассматривалось как коллективное владение всех Рюриковичей. Концом Киевской Руси считается Монгольское нашествие (1237-1240), после которого русские земли перестали составлять единое политическое целое, а Киев на долгое время пришёл в упадок и окончательно утратил свои номинальные столичные функции.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства:

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого.

Согласно «Повести временных лет»:

Источник

Цивилизационный подход к изучению истории

Вы будете перенаправлены на Автор24

Периодизация истории — систематизация, которая заключается в делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.

У этих периодов есть т отличительные особенности, которые зависят от избранного критерия периодизации. Могут избираться самые разнообразные основания: от перемены типов мышления (К. Ясперс и О. Конт) до смены способа коммуникации (М. Маклюэн) и трансформации в экологии (Й. Гудсблом).

Содержание цивилизационного подхода

Цивилизационный подход представлен разными направлениями, которые используют разные критерии для определении термина цивилизации. Обобщенно его можно обозначить как концепцию, интегрирующую в понятие цивилизации как единой саморазвивающейся системы все компоненты исторического процесса:

В логике цивилизационного подхода духовная сфера определяет экономические характеристики общества. Более того, базовой основой цивилизации, определяющей другие характеристики, считается, как правило, тип духовных ценностей, которые, в свою очередь, предопределены особенностями природно-географической среды.

Можно выделить два принципиально отличающихся друг от друга значения понятия «цивилизация»:

Если первый подход базируется на признании общемировой цивилизации и единой для всего человечества истории, то второй подход связан с отрицанием существования общемировой цивилизации и единой истории на основе фактов самодостаточности и самобытности характеров развития локальных цивилизаций.

Готовые работы на аналогичную тему

Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода

Понятие цивилизации в рамках этого подхода изначально рассматривалось как универсальная высшая стадия в развитии человеческого общества согласно утвердившейся в науке трехступенчатой периодизации мировой истории, которая предполагает последовательную смену стадий «дикости», «варварства» и «цивилизации».

Признаки стадии «дикости»:

Признаки стадии «варварства»:

Признаки стадии цивилизации:

В современной науке такая трехзвенная периодизация истории получила развитие и теперь предстает в таком виде:

а) доцивилизационный период, включающий в себя рассмотренные выше стадии «дикости» и «варварства»; б) период цивилизации, в котором выделяют три стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную.

Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода

В локально-цивилизационном подходе цивилизация понимается как локальная культура с выраженной социокультурной спецификой. Историческая наука до сих пор не разработала единые принципы и критерии для классификации исторических общностей в качестве автономной цивилизации, что является главным недостатком всех теорий локальных цивилизаций.

Исследователи выдвигали разнообразные теории исторического процесса, основанные на идее автономных локальных цивилизаций. Наиболее известными такими периодизациями стали теории, принадлежащие Н. Данилевскому, О. Шпенглеру, А. Тойнби.

Н.Я. Данилевский выдвинул идею «культурно-исторических типов», находящихся в непрерывной борьбе друг с другом. Он выделил четыре «основы» их исторического проявления: религиозную, культурную, политическую и социально-экономическую. По его мнению, все культурно-исторические типы сосредотачивали свои силы лишь на одной сфере деятельности. Качественно новым Данилевский называл «славянский» культурно-исторический тип, равномерно развивающий все четыре сферы. Ход мировой истории определяет смена культурно-исторических типов, исчерпывающих возможности развития.

Каждый культурно-исторический тип проходит три этапа:

О. Шпенглер в концепции локальных цивилизаций говорил о культуре как множестве «организмов», проходящих жизненный цикл, завершающийся стадией цивилизации, для которой характерны следующие признаки:

В концепции локальных цивилизаций А.Д. Тойнби центральной идеей является утверждение, что развитие общества определяется столкновением «Вызова», который ставит под угрозу его существование, и творческого «Ответа», даваемого людьми. «Вызовом» может быть ухудшение природных условий, завоевание, деструктивные социальные силы и т.д. Автором «Ответа» выступает «творческое меньшинство» общества, которая приобщает инертную массу, склонную к подражанию, к новым ценностям.

По мнению Тойнби сменяющие друг друга локальные цивилизации проходят три аналогичные стадии:

Источник

Материализм или идеализм? Два подхода к изучению истории. (Конспект 1).

На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

Это первая статья из цикла история. Как говорилось ранее, изучать историю России нужно системно и последовательно. Либо так, либо лучше вообще не изучать. В данном блоге я планирую изложить события русской истории от древних времён до наших дней.

1. Подходы к изучению истории;
2. Общая характкристика и особенности истории России.

Согласно данному подходу, исторический процесс рассматривается как постоянно сменяющие друг друга цивилизации. Под цивилизацией понимается «сообщество людей, объединённых основополагающими духовными и материальными ценностями, имеющие устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу». (доктор исторических наук МГУ им. М. В. Ломоносова Л. И Семенниковой).

Представители цивилизационного подхода: Н. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби, Р. Оуэн, О. Шпенглер и другие.

Н. Данилевский говорил о культурно-исторических типах, в которых собраны и обобщены особенности религиозного и национального самосознания. («Россия и Европа», 1869).

Типы цивилизаций по Данилевскому:

Египетская, древнесемитская (ассирийско-вавилоно-финикийская), китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), германо-романская (европейская). Не каждый народ способен создать цивилизацию. Важнейшей предпосылкой возникновения цивилизации является политическая независимость. Славянская цивилизация, по Данилевскому, является молодым развивающимся культурно-историческим типом, имеющим перспективы в будущем.

А. Тойнби вывел теорию «локальных цивилизаций», замкнутых обществ. Он считал, что цивилизации возникают как ответ на внешние и внутренние угрозы, вызовы. Здесь важен принцип «золотой середины». На территориях, на которых условия слишком благоприятны, цивилизация не возникает, так же как и на территориях с чрезмерно суровыми условиями. Развитие цивилизаций циклично, каждая проходит зарождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Однако закат цивилизации не неизбежен. Консерватизм большинства и эгоизм и леность элит приводит к упадку цивилизаций.

На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

В рамках данного подхода обычно выделяют три типа цивилизаций:

С непрогрессивным развитием (например, аборигены Австралии);

С прогрессивным развитием (западноевропейская цивилизация, которая всегда стремится преобразовать природу с целью ее подчинения и т.д.).

При цивилизационном подходе определяющим фактором оказывается духовная составляющая (религия, национальное самосознание и прочее), то есть он идеалистический.

Связан прежде всего с именами К.Маркс и Ф.Энгельс.

«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».К. Маркс. «К критике политической экономии». Предисловие

Ход истории обусловлен не только субъективной ролью личности (короля, вождя и т.д.), а подчиняется определенным социальным законам.

По мере развития производительных сил все государства проходят через определённые ступени, которые авторы данной теории называют общественно-экономическими формациями (ОЭФ), являющиеся типами государства. Выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

экономический базис, который определяется способ производства материальных благ, производственными отношениями, прежде всего отношениями собственности (какому класс принадлежат средства производства);

На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Смотреть картинку На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Картинка про На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории. Фото На чем базируется цивилизационный подход к развитию истории

Так при первобытно-общинном строе используются примитивные орудия труда, общество не производит прибавочный продукт, как следствие, классы отсутствуют. Средства производства остаются в общественной собственности.

При рабовладельческом способе производства уже есть частная собственность, класс рабовладельцев организует производство путём внеэкономического (насильственного) принуждения к труду класса несвободных людей. Рабовладелец присваивает себе результаты труда рабов.

В эпоху феодализма класс феодалов, собственников земли (средств производства), организует сельскохозяйственное производство путём эксплуатации зависимых от него крестьян. Барщина была сродни рабскому труду, в то же время оброк предоставлял крестьянам намного больше личной свободы по сравнению с рабами. Наравне с насильственными появляются экономические методы принуждения.

История представляет собой естественный процесс смены одной ОЭФ другой.

Развитие происходит эволюционно (количественно), однако по мере развития производительных сил и накопления противоречий между классами революционные (качественные) изменения оказываются неизбежными. В результате скачкообразного революционного преобразования устанавливаются новые производственные отношения.

Так частная собственность на средства производства в капиталистическом обществе порождает антагонизм, который по мере развития производительных сил должен разрешиться путём классовой борьбы и привести к смене частной собственности на средства производства на общественную. Классы будут уничтожены, а распределение общественного продукта станет более справедливым. Наступит коммунизм.

Какой подход правильный, цивилизационный или формационный? У каждого есть свои преимущества и недостатки.

Основное преимущество формационного подхода в том, что акцент делается на экономическом факторе, предпочтение отдаётся материалистической, а не духовной составляющей, что делает этот подход более предметным и наукообразным.

При описании русской истории особое внимание я планирую уделять социально-экономической составляющей. В своих записях я буду ориентироваться на школу академика Л.В. Милова.

Источники:
1/ История 1- я часть. 1. 2. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. studfiles.net
2/ Исторический материализм. Википедия

Следующая статья по плану:
Общая характеристика русской истории. Почему Россия не Запад?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *