На чем борются борцы
Как называется место, где проходит вольная борьба? Требования к борцовскому ковру
Ни один из боевых видов спорта не обходится без специально оборудованного места для тренировок и соревнований. История возникновения спортивной борьбы формирует определенные требования к внешнему виду, конструкции и содержанию этого места. Разберем, какие особенности имеет место, предназначенное для занятий таким видом спорта, как вольная борьба.
Борцовский ковер и главные требования к нему
Весь тренировочный процесс, а также соревнования по вольной борьбе проходят на спортивных матах из особого материала, называемых борцовским ковром. Существуют требования, которым должен соответствовать борцовский ковер.
1. Внешний вид. Ковер представляет собой мат с равными сторонами длиной 12 метров каждая. В центре данного мата располагается окружность красного цвета, окаймленная черной полосой шириной 10 см. В этом круге начинается поединок, и в него же возвращаются спортсмены в том случае, если борьбу останавливают.
Центральная окружность занимает в диаметре 1 метр. Красный центр мата охватывает еще большая окружность, диаметром 9 метров – «зона борьбы». Данную семиметровую часть окрашивают в желтый цвет и именно в этой зоне проходит основная часть соревнования. Сразу за желтым кругом располагается метровая зона оранжевого цвета, именуемая «пассивной». А остальные 1.5 метра ковра являются «защитной зоной».
2. Высота ковра. Этот показатель должен быть не менее 4 см. Ковер должен хорошо амортизировать удары и падения бойцов. На соревнованиях уровня Олимпийских игр и различных профессиональных чемпионатах ковер допускается устанавливать на высоте от 80 до 110 см.
3. Материал. Покрытие для борцовского ковра производят из легко моющегося и некрасящего материала – полихлорвинила. Эти условия обязательны для соблюдения нужного уровня гигиены, так как после каждого поединка ковер должен обрабатываться антибактериальными составами. Кроме этого, материал покрытия не должен иметь швов и неровностей или скользить.
Почему к борцовскому ковру предъявляется столько требований?
Ковер для занятий вольной борьбой обязан обеспечивать безопасность спортсменов и минимизировать риск возможных травм. Поэтому к качеству борцовского ковра предъявляют такое количество требований. Ведь ковер – это не только место для борьбы, но и неотъемлемая часть тренировочного инвентаря, без которого невозможно представить себе этот вид спорта.
Вольная борьба
В отличие от других единоборств, где победу присуждают после нокаута, вольная борьба представляет собой состязание двух спортсменов проводящих определённые действия (захваты и броски, перевороты и подножки, подсечки и другие технические приёмы) с единственной целью – приложить к ковру обе лопатки соперника, добившись тем самым победы.
История
Классикой борьбы по праву считается греко-римская, у «стаж» которой исчисляется тысячелетиями, а вольной – столетиями. По последним историческим данным, начиная с XVIII века англичане проводили борцовские схватки, применяя приёмы с захватом ног руками и использованием ног для бросков.
В том же веке борьба «переехала» туда, куда стремились переселенцы, где её за демократичность и свободу в использовании приёмов назвали «хватай, как умеешь». Хотя в Новом Свете народный вид борьбы получил ещё одну интерпретацию – профессиональную. Это направление возникло в студенческой среде. Появились правила, обозначившие основные приёмы и элементы нового вида, который, кстати, очень близок к тому, что сегодня называют «вольной борьбой».
А дальше пошло-поехало: в 1904 году такой новый вид, как «борьба свободного стиля», стал олимпийским видом спорта, в 1921-ом была создана Международная федерация любительской борьбы, а в 1928 году Париж принимал первый чемпионат Европы. Кстати, там впервые было оговорено правило участия от стран по одному борцу в каждой весовой категории и выбывание из турнира после поражения. Однако первый чемпионат мира среди «вольников» прошёл только 1951 году после создания Международной федерации объединённых стилей борьбы (ФИЛА). Не забыли функционеры и о женщинах: с 1980-х годов как вид спорта была признана женская вольная борьба, войдя в программу Олимпиады к 2004 году.
Основные правила
В соответствии с первыми правилами у «вольников» выигрывал тот, кто сумел прижать к ковру спину визави. Правда, впоследствии было введено новшество, гласившее, что победить можно и по количеству баллов. Для того чтобы одолеть соперника, у борца есть ровно 5 минут. Если в течение этого временного отрезка «тушировать» (одержать чистую победу) или добиться её по очкам (не менее трёх) не удалось, рефери добавляет ещё 3 минуты. Бой будет продолжаться до победного конца, когда кто-либо из двух борцов или сделает туше, или наберёт 3 балла. В партере правила позволяют делать переворот соперника, применяя различные обхваты и захваты, действовать ногами и руками. Если борцу удался приём на 5 баллов, его объявляют победителем периода, невзирая на счёт. «Вольникам» запрещены любые действия, которые могут доставить боль или страдания, чтобы принудить соперника сдаться: бить по ногам или головой, применять удушающие и другие приёмы, угрожающие жизни или травмам.
Инвентарь, экипировка
Борцовские поединки в соответствии с правилами ФИЛА проходят на ковре, представляющем собой мат квадратной формы с виниловым покрытием со стороной 12 метров и минимальной толщиной 4 сантиметра. Главное место соревнований, где непосредственно проходит поединок, представляет собой круг жёлтого цвета диаметром 9 метров, имеющий в центре красный круг диаметром 1 метр. Именно в это место возвращаются «вольники», если схватка остановлена. Сама же борьба проходит в 8-метровой зоне.
Экипировка единоборцев представляет собой облегающее трико (синее или красное) плавки и специальные ботинки – борцовки, не имеющие каблуков и шнурков с жёсткими наконечниками. Борцам, вышедшим на ковёр, запрещается смазывать себя жиром, выходить вспотевшими, необходимо перед поединком снимать кольца, серьги, браслеты, чтобы не травмировать соперника.
Техника
Если сравнивать вольную и греко-римскую борьбу, они имеют отличия, но не в сути, а в стиле. Вся разница заключается в применении ног. «Классикам» правила запрещают использовать ноги, а тем более, атаковать ноги соперника. Нельзя делать зацепы и подножки. В результате, чтобы проводить броски руками или поднимать тело противника, борцы классического стиля вынуждены применять лишь силу верхней части тела, принимая ближнюю стойку друг к другу. Получается так, что «классик» «сопровождает» соперника в момент его падения на ковёр. «Вольники» чувствуют себя в этом отношении свободнее. Кроме того, что им правилами позволены обхваты и действия как руками, так и ногами они могут производить подножки и подсечки, а также бороться как в стойке, так и партере (способ ведения боя на ковре из положения на коленях, лежа на груди, на боку), что значительно увеличивает победные шансы того или иного атлета.
Говорят, что вольная борьба – тандем гибкости и силы. Как бы ни был талантлив спортсмен, вряд ли он сможет добиться успеха без упорных тренировок гибкости, проработки «моста» и других «критических» положений на ковре, а также техники падения и самостраховки. Определённые технические приёмы «вольники» отрабатывают на манекене, а затем с партнёром. Именно в ходе учебных схваток начинающие борцы нарабатывают умения и навыки, а опытные мастера оттачивают технику и развивают выносливость.
Греко-римская борьба: настолько крутой вид единоборств, что им пользуются даже коалы
Борьба является важной частью культуры единоборств и одним из самых популярных видов спорта, а вопрос — разбить негодяю лицо или воткнуть его головой в асфальт — попросту краеугольный для любого уважающего себя бойца.
Отвратительные мужики расскажут, как борьба появилась, почему была актуальна во все времена и в каком состоянии этот вид единоборств находится сейчас. Разберем только западноевропейскую борьбу, не затрагивая восточные и славянские традиционные единоборства.
Первые упоминания: шумеры и египтяне
Самые ранние материальные свидетельства использования людьми борцовских приемов относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Речь идет об изображении борьбы шумерского героя Гильгамеша со львом, где человек берет зверя на удушающий как настоящий профи.
В Ираке найдены таблички, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры, причем древние борцы, судя по изображениям, любили ломать противникам пальцы. А найденная примерно на той же территории статуэтка воспроизводит сцену с двумя воинами, которые борются друг с другом с кувшинами на головах. Датирована она приблизительно 2600 годом до нашей эры.
Больше всего информации о самых древних борцах нам доносят египетские источники. Например, на стенах гробниц в Саккаре и в усыпальнице номарха Хнумхотепа II найдены настенные росписи, изображающие схемы борцовских приемов, как в стойке, так и в партере.
По рисункам видно, что борцы часто били друг друга руками и использовали болевые приемы. В гробнице фараона Рамзеса III есть изображения борцов разных рас, развлекающих схваткой фараона и его гостей. Судя по другим сведениям, люди более высоких каст имели право применять больше приемов, чем их менее знатные соперники.
Греция и Рим
Наивысшего расцвета в древнем мире борьба достигла в Греции, что отображено в названии классической или греко-римской борьбы, хотя ее правила далеко не так похожи на то, что делали греки и римляне во время боя.
Вообще, как таковых правил у греков не существовало, и чаще всего перед схваткой о них договаривались отдельно. Постепенно все же сложились часто используемые порядки — например, проигравшим считался борец, которого трижды бросили на землю. Самым позорным было упасть на спину, и некоторые чемпионы очень гордились тем, что их никто никогда не укладывал на лопатки.
Борцовские схватки проходили на земле, борцы были обнажены и намазаны маслом, а судья, если он присутствовал, следил за тем, чтобы противники не кусались и не выдавливали друг другу глаза — в этом случае он лупил их палкой.
Борьба была настолько популярной, что в 708 году до нашей эры ее включили в Олимпийские Игры, а такие гиганты философской мысли как Сократ и Платон активно занимались ей. Платон даже боролся в Истмийских играх.
Плутарх же считал борьбу наиболее интеллектуальным спортом, так как в ней нужно было не просто побороть противника, а перехитрить, используя ловкость и сноровку. У греков было несколько видов борьбы, в одном боролись только в стойке, в другом — также и в партере, а где-то были разрешены все виды ударов (панкратион, ставший прообразом нынешних смешанных боевых искусств).
Для обучения борьбе были созданы специальные школы — палестры, где мальчики познавали все премудрости этого искусства в играх с борцовскими элементами. В этом, как легко можно догадаться, особенно отличились спартанцы. У них была такая игра — на землю ложится человек, на него еще один, потом еще и еще. Над ними стоит водящий с палкой и лупит лежащих по спине, а играющие пытаются заползти друг под друга, чтобы спиной ближнего своего закрыться от града ударов. Кто получил больше всего — становится водящим.
Было и кое-что повеселее. В темной комнате водящий пытается поймать отбивающихся противников и, внимание, укусить! Если укушенный заорет — его сначала бьют всей толпой, а потом он сам становиться водящим.
После захвата Греции Римом, вместе с искусствами, инженерией и философией, римляне переняли и борьбу, добавив схватки борцов к гладиаторским играм. Борьба была настолько популярна, что ей занимались даже императоры, а один из них — безумный Коммод, был задушен во время борцовского поединка рабом Нарциссом по приказу заговорщиков.
Средневековье
В дальнейшем христианство запретило борьбу, как часть гладиаторских игр и языческое наследие, а церковные иерархи не раз клеймили ее в своих проповедях. Так, например, Тертуллиан в своей книге «О зрелищах» писал, что «борьба — дело дьявола», да и папы в своих буллах от 1588, 1611 и 1685 годов запрещали этот вид единоборств.
Несмотря на такое отношение со стороны церкви, борьбой увлекались не только крестьяне и горожане, но и воинское сословие, особенно когда доспехи стали слишком массивными. Пробить их мечом или копьем становилось трудной задачей, а вот бросить противника на землю и заколоть кинжалом в забрало, а может даже взять в плен и получить выкуп — милое дело.
Даже короли иногда игнорировали церковные запреты и боролись друг с другом в самом прямом смысле. Так, например, состоялась борцовская схватка между королем Франции Франциском Первым и королем Англии Генрихом Восьмым, при этом более ловкий француз смог опрокинуть полагавшегося на силу английского короля на землю.
Борьба в средневековье была настолько актуальной в подготовке воина, что ее приемы часто включали в учебники по фехтованию, а в 1511 году вышла отдельная книга, посвященная борьбе, — произведение Ганса Вурма «Борьба», а в 1539 — «Искусство борьбы. 85 приемов» Ф. Ауэрсвальда.
Новое время
Тогда же впервые появляется термин «греко-римская борьба». Его использовал итальянский борец Базилио Бартолетти еще в 18 веке, чтобы подчеркнуть свое сходство с героями Древнего Рима и Греции, которые были тогда так популярны.
В 1848 году солдат наполеоновской армии по имени Эсбройе, любивший бороться на популярных ярмарках, придумал правила для придуманного им вида борьбы, и назвал это искусство «борьба без ног». Собственно, из названия понятны и правила — схватка проходила без использования подножек и захватов ниже пояса.
Так появились первые правила классической или греко-римской борьбы, долгое время имевшей еще одно название — французская борьба. Эти правила быстро завоевали популярность по всей Европе, кроме Британии. Там они не прижились, и англичане развивали свою борьбу, используя и захваты за ноги и подножки. Так родился второй популярнейший ныне вид спорта — вольная борьба.
Поединки в греко-римской борьбе в то время не лимитировались, и могли продолжаться по нескольку часов. Так, например, матч Уильяма Малдуна с Кларенсом Уистлером в Нью-Йорке длился восемь часов и закончился ничьей, а на Олимпийских Играх в 1912 году поединок между шведом Андерсом Альгреном и финном Иваром Боелингом длился девять часов, также закончившись ничьей. Обоим борцам тогда выдали серебряные медали, видимо судьи просто устали на них смотреть.
В 1896 году французская борьба была включена в программу Олимпийских Игр, что дало безумный скачок ее значению и популярности. С 1898 года проводятся чемпионаты Европы, а с 1904 года — чемпионаты мира. До 1948 года сохранялось и название — французская борьба, однако позже ее переименовали в греко-римскую.
Греко-римская борьба в MMA и в уличной драке
Как же борцы греко-римского стиля чувствуют себя в ММА? Вполне себе неплохо, правда чуть хуже, чем вольники, но и классики за счет отличной техники дают жару. Даже наш самый знаменитый классик Александр Карелин однажды участвовал в поединке по смешанным единоборствам.
Основатель ММА промоушена Rings Акира Маеда решил красиво уйти на пенсию, бросив вызов Русскому медведю, причем Карелин говорит, что его не предупредили, просто на конференции к нему подошел японец, и что-то агрессивно кричал на своем языке, брызгая слюной.
Уже потом ему пояснили, что это вызов, и Карелин согласился. Маеда бил ладонями и ногами, и пытался бороться, но за два раунда Карелин просто сделал из него котлету, ни разу не ударив.
Классиков в MMA не так много как вольников, но все же любители смешанных единоборств прекрасно помнят Дена Хендерсона, или запомнившегося скорее своим треш-током Чейла Соннена. Ну а Джон Джонс, начинавший свою спортивную карьеру как раз в классической борьбе, известен любому, кто хоть раз слышал о UFC.
Что же можно сказать о классической борьбе на улице? Борец в поединке на улице — опасный противник, особенно если его не успели уложить, пока он не подошел вплотную. А зная, что падать придется на асфальт или твердую землю — становится по-настоящему страшно.
И даже если ты толстый школьник — борьба поможет в конфликте. Да и вообще занятия борьбой дают мощнейшее развитие силы и выносливости, и даже средний борец гораздо сильнее среднего человека.
Также борьба удобна, если тебе приходится утихомиривать человека, которому не хочется разбивать лицо — например, в конфликтах с пьяным батей или друзьями. При достаточном навыке можно обездвижить тело, пока оно не придет в себя. Но стоит помнить, что борцу сложно биться против нескольких противников, что иногда может привести к трагедии, как, например, в нашумевшем случае с убийством Юрия Власко.
Борьба — самое естественное из всех единоборств. Борются дети, борются взрослые, борются короли и крестьяне, и даже коалы борются, пока вы читаете эту статью!
БОРЬБА
В статье «Борьба» мы расскажем Вам про классический вид борьбы. Вы узнаете краткую историю развития этого вида спорта, а так же особенности и интересные факты.
История борьбы
Когда возникла борьба? Пожалуй, никто не сможет назвать точной даты, потому что умение постоять за себя требовалось человеку еще на заре его существования. Можно сказать, что первыми борцами были еще первобытные люди и боролись они не за медали, а за собственную жизнь. Только гораздо позже борьба стала одним из видов состязаний.
Искусство борьбы достигло расцвета в Древней Греции, где физическая культура считалась одним из важнейших аспектов человеческой деятельности. Даже люди интеллектуального труда, ученые, политики любили помериться силами с достойным противником.
Первые правила для таких состязаний придумал греческий атлет Тесеус. Согласно этим правилам, побеждал силач, который трижды бросит соперника на землю. Рим, перенявший многое у греков, так же внес свою лепту в развитие искусства борьбы. Именно поэтому классическая борьба называется греко-римской.
Правда, иногда можно услышать определение «французская борьба». Дело в том, что свой современный вид греко-римская борьба приобрела во Франции, в первой половине 19-го века. В программу возрожденных Олимпийских игр борьба попала уже в 1896 году.
В истории борьбы немало русских имен. Российские спортсмены неоднократно вписывали свои имена в историю побед. Из профессиональных борцов большую известность приобрел Иван Поддубный (фото слева), у которого, хотя и бывали проигрыши в отдельных схватках, за 40-к лет нет ни одного проигрыша на соревнованиях. В честь этой выдающийся личности был снят замечательный фильм «Поддубный». Главную роль в этой постановке сыграл Михаил Пореченков.
А величайшим борцом греко-римского стиля в 20-ом веке был признан россиянин Александр Карелин. Трехкратный Олимпийский чемпион, 9-ти кратный чемпион мира и 12-ти кратный чемпион Европы.
Его подвиги есть, кому продолжать. На играх в 2012 году россиянин Алан Хугаев и Роман Власов получили золото. А на Олимпийских играх 2016 года Роман Власов стал уже двукратным Олимпийским чемпионом, одолев лучшего датского борца всех времен Марка Мадсена.
Надо отметить, что в общем медальном зачете наша страна находится в лидерах с явным преимуществом над соперниками. Спортсмены из СССР смогли завоевать 34 золотые медали, а под флагом современной России 26 медалей разного достоинства, из них 12 золотых.
Греко-римская борьба
Вольная борьба
А вот брать инициативу в «свои ноги» можно борцам вольного стиля. На то он и вольный. Если Вы видите, что спортсмен захватывает ногу противника, подсекает его и судья не останавливает поединок, то перед Вами бой в вольном стиле. В остальном правила борьбы в вольном стиле не отличаются от греко-римской борьбы.
Правила борьбы
Со времен Тесеуса правила греко-римской борьбы, конечно же, претерпели изменения. Просто трижды кинуть противника на землю уже не достаточно. Чтобы победить спортсмен должен уложить противника на лопатки, прижав его к ковру. При этом ни в коем случае нельзя действовать ногами, ставить подножки, делать подсечки и прочее.
Схватка со стороны кажется стремительной. Поединок занимает 3-и периода, каждый из них по 2-е минуты. Если за это время победитель не определился, то спортсмены кидают жребий, и кому-то из них выпадает возможность провести решающую атаку. Если она оказывается успешной, атакующий признается победителем. А если этот рывок безуспешен, то побеждает тот, кто оборонялся.
Самый распространённый способ добиться положительного результата в схватке – это выиграть ее по баллам. Существует оценка в 1 балл, 2, 4 и 5 баллов. Победа в поединке присуждается по сумме двух периодов. Это так называемая, техническая победа – с разницей в 8-мь баллов (8-0, 10-2 и т.д.).
1 балл присуждается, если соперник вышел за приделы ковра. 2 балла присуждается за фазу полета во время броска. 4 балла присуждается за опасное положение, т.е. соперник лежит на боку или спине. 5 баллов присуждается за высокий бросок с фазой полета, который завершается опасным положением.
Правила борьбы предусматривают каждую мелочь. Так, например, спортсменам запрещается перед поединком использовать любые средства для кожи, которые могут сделать ее скользкой. Ведь тогда захваты станут не возможными, и схватку нельзя будет признать честной. Ногти у спортсменов должны быть коротко острижены, чтобы не поранить противника.
Мы уже писали, что цель борьбы – это положить противника на лопатки. Поэтому большую часть тренировки спортсмены посвящают тому, чтобы научиться, даже соприкасаясь с ковром, не оказаться прижатым спиной к его поверхности.
Особенно важно положение для борца называется мост. Спортсмен выгибается и не позволяет сопернику прижать его лопатки к ковру, при этом, сам он касается ковра только подошвами ног и головой. Мост позволяет продемонстрировать спортсмену невероятную гибкость, ведь держать равновесие в такой позе очень сложно.
Кроме того, спортсмен в положение моста не просто так стоит, а изо всех сил сопротивляется сопернику, который в это время старается повалить Вас на ковер. Крайне важно вставать на мост правильно и малейшая ошибка может привести к травме. Поэтому это упражнение оттачивается под строгим контролем тренера.
Во время тренировок борцы уделяют немало времени совершенствованию своей техники, развивая при этом гибкость, подвижность и устойчивость. С помощью акробатических упражнений делают кувырки, колесо, учатся ходить на руках. У борцов отличная подготовка, которая позволит им в свободное время выступать даже в цирке.
Еще очень важно для борца уметь правильно падать. И в технике падения приходится упражняться на тренировках по много раз. Так что, для того, чтоб завоевывать медали, борцу необходима не одна физическая сила, и без нее спортсмену так же не обойтись.
Надо отметить, что позиция мост имеет под собой чисто физическое обоснование. Прежде всего, это связано с тем, что позвоночник спортсмена превращается в настоящую сводчатую конструкцию, напоминающую конструкцию моста, а она, если покопаться в теории градостроительства, может выдержать огромную нагрузку.
Сводчатая конструкция
Яркими примерами сводчатых конструкций в строительстве являются арки, которые применяются при строительстве храмов и церемониальных залов. Так что, такую позицию, как мост, в борьбе противнику будет нелегко побороть.
Хороший спортсмен отрабатывает свою технику всю жизнь. В том числе, черпает свое вдохновение не только у великих борцов, но и у природы. А тому, кто только собирается выйти на ковер, стоит сначала выбрать спортивную школу.
Экипировка для борьбы
Спортивные инструкторы рекомендуют начинать серьезные занятия борьбой не раньше 10-12 лет, так как требуются хорошие физические данные. Существуют группы для детей помладше, с 5-ти лет. Как раз они и подготавливают организм к будущим нагрузкам, развивают ловкость и координацию движений. Конечно, их тренировки еще далеки от настоящих поединков, и они больше напоминают занятие физкультурой.
Записаться в секцию греко-римской, вольной борьбы можно в любом городе. А в некоторых городах есть известные школы Олимпийского резерва, где готовят будущих чемпионов. Конечно, и отбор в эти школы более строгий, потому что заниматься придется в серьез и без поблажек.
Если Вы решили попробовать себя в греко-римской, вольной борьбе, то необходимо позаботиться о форме для занятий. Понадобиться специальная обувь, борцовские кеды (в простонародном «борцовки»), а так же трико и шорты. Ну и конечно, самое главное, это желание и воля к победе.