На чем была написана первая библия
Откуда взялась Библия? Кто написал Библию?
Из всех письменных творений, когда-либо издававшихся на нашей планете, наиболее древним и наиболее читаемым собранием сочинений, несомненно, является Библия. Десятки отдельных книг, входящих в нее, переведены, более чем на 1700 языков, а сроки написания древних текстов варьируются в диапазоне около 1800 лет. В мире насчитываются лишь единицы государств, сумевших перешагнуть этот рубеж.
В настоящее время Библия больше всего практикуется христианской церковью. Ее составляют сочинения Ветхого и Нового Заветов. Правда, количество входящих в них текстов имеет варианты. К примеру, по протестантским канонам её составляют 66 книг, а вот широкий канон Эфиопской православной церкви предполагает наличие 81 книги. Понятно, что длительный разбег по времени создания текстов и их количеству неподвластен одному автору. И книги эти, действительно, писали разные люди, в разные времена и на разных языках. Позже все они были подведены под единый знаменатель, под которым Книга Книг известна сейчас.
Кто написал Библию?
Впоследствии Тора была дополнена рядом сочинений. Ими стали Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). После объединения всех этих текстов, именовавшихся Священным Писанием в единый блок, появился Танах. В нем описывается возникновение мира и человека с точки зрения еврейских мудрецов, заповеди, Божественный завет и вся история еврейского народа с момента его возникновения до времен Второго Храма. Впоследствии все сочинения Танаха общим числом 39 сочинений вошли в христианский Ветхий Завет.
Произошло это преобразование после того, как книги Танаха были переведены на греческий язык. Начало было положено около 200 года до н.э. в Александрии Египетской. Тогда правивший Египтом царь Птолемей II Филадельф по предложению хранителя Александрийской библиотеки Димитрия решил пополнить книгохранилище сочинениями евреев. В Египет была приглашена из Иерусалима группа переводчиков, представлявших каждое из 12 колен Израилевых. Их число составило 72 человека, что впоследствии отразилось на названии перевода Септуагинта, также известного как Перевод 70-ти.
Сначала на греческий язык была переведена Тора, а вслед за ней и остальные тексты Танаха. Таким образом, Септуагинта стала первым дохристианским переводом Библии, а вернее, ее древнейшей части Ветхого Завета. Интересно, что древним переводчикам работа предстояла крайне сложная, ведь тексты писались на нескольких языках в течение очень продолжительного времени. От них требовалось филигранное знание не только древнееврейского, но и множества других языков, мало использующихся даже в те времена. Однако Ветхий Завет это лишь часть Библии. Древнейшие сочинения позднее были дополнены книгами Нового Завета. Его составили 27 писаний уже христианской эпохи: Евангелия святых апостолов и ряд других книг, написанных после ухода из жизни Иисуса Христа.
Кто автор Библии?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Каждый, кто посещал в школе уроки литературы, помнит — чтение любого художественного произведения начинается со знакомства с той эпохой, когда оно было написано, и, конечно же, со знакомства с личностью автора. Это не случайно: кто как ни автор может рассказать нам, что же именно он хотел выразить при помощи своего произведения. Поэтому, приступая к серьезному и осмысленному чтению, будет не лишне как можно ближе познакомиться с образом мысли того, чью книгу мы держим в руках. Постараться думать, как писатель, взглянуть на мир его глазами — один из способов, который помогает нам извлечь из текста максимум смысла. Лишь в этом случае открываются и становятся понятными еле заметные намеки и аллюзии, которые прекрасно видит сам автор и его современник, но которые закрыты для представителя другой культурно-исторической среды.
Чтение такой важной книги как Библия не является исключением из этого школьного правила. Для того, чтобы понять те смыслы, которая она в себе таит, необходимо взглянуть на ее текст глазами того, кто ее написал.
Но кто написал Библию?
Для ответа на этот вопрос, необходимо обратиться к значению самого слова «Библия». Древние греки вели оживленную торговлю с финикийским городом под названием Библос. Один из материалов, который они здесь покупали, был египетский папирус. Из него делали книги. Со временем их производство стало так сильно ассоциироваться у греков с этим городом, что его именем стали называть все книги вообще. Итак, в древнегреческом языке «библос» — это книга. «Библия» — это множественное число от «библос». Таким образом, слово «Библия» на русский язык можно перевести как «книги».
Множественное число не случайно. Библия — это сборник, который состоит из 77 книг. Эти книги делятся на две большие группы. Первая называется Ветхий Завет. Она включает 50 книг, большинство из которых написано на древнееврейском языке. В них описаны события священной истории от сотворения мира до Рождества Иисуса Христа.
Вторая часть носит название Новый Завет и состоит из 27 книг. Все они написаны на древнегреческом языке. В них рассказывается о жизни и учении Иисуса Христа, а также о судьбе его ближайших учеников, апостолов.
Получается, что Библию писал, как бы мы сейчас сказали, целый коллектив авторов.
Все они были в основном еврейского происхождения, однако жили в разные исторические эпохи. Так, например, ядро Ветхого Завета, Пятикнижие, написал пророк Моисей примерно в XV в. до Р. Х. В своих книгах он изложил религиозные, нравственные и правовые нормы, которые легли в основу ветхозаветной религии. Ветхозаветные книги Библии продолжали писать и после Моисея вплоть до эпохи завоеваний Александра Македонского, то есть до III в. до Р. Х. Их авторами были выдающиеся представители еврейского народа: его судьи, цари, священники и пророки. Эти произведения отличаются друг от друга не только содержательно. Каждое имеет свой особый жанр и литературный стиль. Здесь мы можем встретить рассказ, летопись, поэзию, притчу, эпос, законодательные сборники и даже загадки.
Схожим образом дело обстоит и с Новым Заветом. Это коллективный труд. Его авторы — ученики Иисуса Христа, апостолы. Однако, если книги Ветхого Завета писались на протяжении более чем тысячи лет, книги Нового Завета были написаны на протяжении всего лишь одного, первого, столетия по Р. Х. Как и книги Ветхого Завета новозаветные произведения отличаются друг от друга своими литературными особенностями. Здесь встречаются книги, написанные в жанре евангелий (то есть благовествований), исторических повествований, писем и пророческих речений.
Первоначально труды библейских авторов были разрозненны и представляли собой отдельные свитки: одна книга — один свиток. Однако на заре христианской эры было решено объединить все эти свитки под одной обложкой. Так и появился тот сборник, который мы называем Библия.
На каком же основании эти книги, написанные в разные времена, разными людьми, отличные друг от друга по жанру, языку, литературному стилю и содержанию стали одним сборником? Что их объединяет?
В первую очередь это, конечно же, их основная тема. Все они рассказывают нам о Боге и о том, как Он действует в этом мире. Речь идет о Его самых ярких отпечатках, как в жизни отдельных людей, так и в судьбах целых наций.
Если говорить более конкретно, то центральный нерв библейского повествования — это история о том, как Господь спасает человечество, которое после падения Адама оказалось во власти греха и смерти. Этот грандиозный план осуществляется в два этапа.
Первый описан в Ветхом Завете. Здесь рассказывается о том, как Бог готовит людей к пришествию Мессии, то есть Спасителя. Главный персонаж ветхозаветной истории — это Израиль, богоизбранный народ. Через него и должно прийти избавление. Второй этап описан в Новом Завете. Это кульминация библейского повествования: Спаситель приходит. Сам Господь становится человеком и создает Церковь, новый Израиль, в который могут войти все люди. Параллельно с этим исполненным драматизма и масштабным полотном истории спасения Библия раскрывает важные истины о мире духовном, материальном, а также их взаимоотношениях.
Однако не только общая тема повествования сообщают библейским книгам единство. Его корни уходят намного глубже. Все авторы библейских книг черпали свое вдохновение из общего источника. Этим источником был Дух Божий. Другими словами, если гениального поэта вдохновляет муза, то тех, кто написал Библию вдохновлял Сам Бог. В сердце каждого из них обитал Дух Святой, именно поэтому библейские авторы часто называются пророками. Как и подобает пророкам, они обладали сверхъестественными дарованиями. Господь открывал им то, что сокрыто от взоров других людей, помогал видеть этот мир и все, что в нем происходит Своими глазами. Задача пророка заключалась в том, чтобы выразить это откровение при помощи человеческих понятий и слов в подходящих образах и соответствующей литературной форме.
При этом писательский талант играл здесь второстепенную роль. Не все пророки были выдающимися литераторами.
Некоторые из них даже не имели хорошего образования. Однако все они были гениями духовной жизни, через которых говорил Сам Бог. Именно этот божественный огонь и чувствуется на страницах даже не совсем совершенных с художественной точки зрения библейских книг.
По этой причине в христианской традиции Библию называют Священным Писанием. Ведь это не просто человеческое произведение. В еще большей степени ее автором является Сам Бог.
Итак, Библия — произведение Бога и человека. Как слово Божие оно содержит в себе истины, которые имеют для всего человечества экзистенциально важный характер. В первую очередь она рассказывает нам, как возможно избежать древнего проклятия греха и смерти и достичь спасения. Однако, эти высокие истины облечены в одежду человеческих понятий и слов. Они выражены на определенном языке, при помощи тех или иных литературных приемов, в произведениях определенного жанра. То есть за каждой книгой чувствуется автор-человек, его образование, воспитание, эпоха, к которой он принадлежал. Другими словами Священное Писание — это произведение, которое имеет богочеловеческий характер.
И вот мы вернулись к тому, с чего начали наш разговор.
Как же понять книгу, автором которой является не только человек, но и Бог?
Безусловно, знакомство с личностью писателя, логикой его мысли, той эпохой, в которой он жил и трудился, значительно облегчит для нас чтение и понимание библейского текста. Однако, одного этого недостаточно. Христианская традиция учит нас обращаться к непосредственному источнику, из которого библейские авторы черпали свое вдохновение. Только Дух Божий, как подлинный Автор Священного Писания, может помочь до конца понять и уяснить те смыслы, которые Он Сам же некогда сообщил Своим пророкам. Как говорит об этом преподобный Иоанн Кассиан Римлянин,
«Проникнуть в основание и сердцевину небесных слов, созерцать в них глубокие и сокрытые тайны очищенным взглядом сердца — этого не достигнет ни человеческая наука, ни мирская образованность, но только чистота души через просвещение Святым Духом» (Киреева М. В. Ориген и свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. СПб., 2006. С. 43).
На заставке: Ван Гог. Натюрморт с Библией, 1885
Библия, история создания и значение для человечества
Библия берет свое название от латинского Biblia («книга»), которое происходит от греческого Та Biblia («книги») восходящего к городу-порту Библос. Письменность и книги стали ассоциироваться с Библосом, потому что он был экспортером папируса. Греческое название папируса было bublos, связывая город с написанным словом. Хотя Библия часто считается единым, связным произведением, на самом деле это антология древних писаний многих разных авторов. Которые на протяжении многих веков были собраны в одной книге. Библия содержит произведения поэзии, повествования на религиозную тематику. Философские размышления, такие как Книга Экклезиаста, послания и апокалиптический шедевр, известный как Книга Откровения.
Общей нитью всех этих собраний сочинений является существование всемогущего божества. Которое является создателем вселенной и проявляет интерес к жизни и судьбе людей. Книги христианской Библии были расположены в той последовательности, в которой они встречаются сегодня. Чтобы рассказывать историю сотворения мира верховным божеством, падения человека из рая и искупления грехов человечества Сыном Божьим. Но эти книги были не были написаны в такой последовательности. Первоначальные авторы ветхозаветных произведений не имели в виду именно эту историю.
Библия иудаизма (собранная и утвержденная примерно в 3 веке до нашей эры) содержит Тору (первые пять книг Библии) и Танах (рассказы о судьях и пророках) и не упоминает об Иисусе Христе. Бог Библии в этих произведениях – Бог иудаизма – единое всемогущее божество. До того, как ранним христианством были присвоены еврейские священные писания, истории, из которых состояла Библия, рассказывали историю Божьей заботы и вмешательства в делах израильтян на Ближнем Востоке.
Структура Библии
В иудаизме Священные Писания называются Танах и считаются состоящими из 24 книг. Они разделены на три категории: Пятикнижие (или Учения пяти книг Моисея ), Пророки и Писания. Христианство, присвоившее Танах и объявившее его своей ранней теологической историей, назвало его Ветхим Заветом. Ранние христианские писания, созданные спустя несколько лет после даты смерти Иисуса, Евангелия и книга Деяний. Апостол Павел написал большинство посланий. Они составляют 27 книг христианского Нового Завета, богословие которых служит основой для Евангелий. Книга Откровения, приписываемая Иоанну Богослову, является последней книгой христианской Библии.
Трудно точно датировать состав книг, составляющих Библию. Но ученые в целом согласны с тем, что Пятикнижие датируется 10 и 6 веками до нашей эры, а Танах был создан как священное писание задолго до 1 века нашей эры. Книги христианского Нового Завета были составлены между 60-110 гг. (Евангелия), 45-130 гг. (Послания) и 68-100 гг. (Книга Откровения Св. Иоанна). Многие люди в древнем мире и даже сегодня верят, что Библия была написана Богом. Она считается самой продаваемой книгой в истории и веками влияла на религиозную мысль во всем мире.
Краткий обзор и комментарии
Книга Бытия, первая книга Ветхого Завета, рассказывает историю сотворения вселенной, мира и человечества, грехопадения человека в Эдемском саду и великого потопа, который Бог послал на мир, за грехи человечества. После потопа дети Ноя вновь заселяют землю. Далее повествование следует за рассказами его потомков, которые являются еврейскими предками людей, написавших эти истории. История об Иосифе и его разноцветной одежде переносит евреев из их земли Ханаана в Египет, где, как объясняет Книга Исход, они стали рабами.
Их вывел из Египта на свободу пророк Моисей, чтобы евреи могли прийти в землю, обещанную им Богом. После создания на этой земле людей, которые называли себя израильтянами, правили знаменитые цари, такие как Давид и его сын Соломон. Их великие пророки, такие как Иеремия и Исайя, Иезекиаль и Иона, проповедовали волю своего Бога.
Новый Завет сосредоточен на жизни и учении Иисуса Христа, сына Божьего, посланного искупить человечество от греха. Иисус родился от Девы Марии и начал свое служение, проповедуя прямые и личные отношения с Богом, когда ему было около 30 лет. Он был предан одним из его последователей и распят римлянами за подстрекательство к мятежу. Через три дня после смерти он восстает из могилы и возносится на небеса, чтобы править вместе с Богом-отцом. Вместо него он посылает Святого Духа, который отныне будет служить верующим на земле. Новый Завет заканчивается видением конца света.
Иисус Христос
Первые четыре книги Евангелие (написанные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном) часто считаются свидетельствами очевидцев служения Иисуса на земле, но это не так. Практика написания от имени известного человека или, по крайней мере, приписывание написанного кем-то более известным, была хорошо известна во время написания Евангелий. Вполне вероятно, что авторы выбрали имена людей, которые уже были пользуется большим уважением в христианском сообществе, чтобы получить более широкое признание материала.
Также есть веские основания полагать, что евангельские повествования (как включенные в Библию, так и отвергнутые) являются примерами литературного жанра, известного как месопотамская литература Нару. В нем изображена некоторая великая историческая фигура. Было высказано предположение, что в случае с Евангелиями мог существовать исторический персонаж. Такой как Иисус из Назарета, который вдохновлял рассказы и легенды. Однако факты из жизни этого человека неясны из-за жанра, в котором они были написаны. Повествование сосредоточено на передаче важной культурной или духовной истины, не имеющая отношения к истории.
Поскольку Евангелия предшествуют Книге Деяний и Посланиям Павла в Новом Завете, многие люди, кажется, верят, что эти произведения были написаны первыми. А события, о которых они рассказывают, произошли раньше, чем более поздние книги. На самом деле верно обратное. Первыми были послания Павла, а позже были написаны Евангелия. Видение Павла, по сути, является основой всех четырех Евангелий, а также Книги Деяний.
Истории в Библии считались исторически достоверными пока археологи не обнаружили цивилизации Месопотамии и Египта.
Между 42-62 годами нашей эры апостол Павел путешествовал по Средиземноморью в своих евангелических миссиях, проповедуя новую религию воскресшего Христа. Сама Библия в Книге Деяний и Петр ссылаются на возможность, подробно исследованную в конце 19-го и начале 20-го веков нашей эры, что версия христианства Павла отличалась от послания, проповедуемого Иисусом из Назарета. Павел был иудейским фарисеем из Тарса (в современной Сирии). Он утверждал, что получил видение от Бога, которое убедило его в реальности Иисуса Христа как воскресшего сына создателя вселенной, посланного на землю умереть за грехи человеческие.
Библейское понимание и наука XIX века
Истории, о которых рассказывает Библия, считались исторически точными и полностью уникальными до середины XIX века н.э. Тогда археологи открыли цивилизации Месопотамии и Египта. Фактически, Библия считалась самой старой книгой в мире, пока не была обнаружена гораздо более старая литература. В ней рассказывались те же истории в более ранней форме, чем те, что встречаются в Библии. Ученые давно знали, что Библия – это сборник, собранный из более ранних работ и утвержденный епископами Рима. Однако, похоже, никто не знал, что эти произведения были взяты из еще более ранних работ. Никто не мог читать египетские иероглифы, пока Жан Жак Шампольон (1790-1832 гг.) не расшифровал их и шумерскую литературу.
В середине XIX века музеи и ученые отправили археологов в регион Месопотамии, чтобы найти вещественные доказательства, подтверждающие библейские повествования. XIX век был интересным периодом для религии на Западе, особенно для христианства. Люди стали более громко критиковать веру, а новые идеи и философии предлагали приемлемые альтернативы религиозным убеждениям. Книга Чарльза Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора» была опубликована в 1859 году. Она поставила под сомнение традиционную веру в создание человечества всемогущим Богом.
Библия утверждала, что Бог сделал человека «немного ниже ангелов»
В то время как Дарвин утверждал, что люди произошли от низших видов. В 1882 году немецкий философ Ницше опубликовал свою работу «Веселая наука». В ней утверждался известный аргумент: «Бог мертв – и мы его убили». Линия Ницше почти всегда вырывается из контекста как вызывающее отрицание религии. Но на самом деле он только говорил, что достижения в области технологий и знаний на протяжении 19 века сделали концепцию Бога устаревшей. Отчасти в ответ на такие заявления музеи и преимущественно христианские общества на западе отправили эти группы археологов в Месопотамию, чтобы найти неопровержимые доказательства истинности Библии.
Вместо этого они обнаружили древнюю цивилизацию Месопотамии и богатое литературное наследие, которое веками было похоронено под песками. Они обнаружили, что такие культовые истории, как грехопадение человека и Великий потоп, вовсе не являются уникальными для Библии. Они уже были записаны за столетия до того, как еврейские книжники использовали их в своей собственной работе. Было обнаружено, что великий свод законов Моисея, который считается первым в истории, имел предшественника в виде Кодекса законов Ур-Намму и более известного Кодекса Хаммурапи.
Между тем при раскопках в Египте не было обнаружено никаких доказательств истории порабощения евреев фараоном Египта. Ни каких-либо других деталей, указанных в Книге Исход. После того, как древние египетские иероглифы стали читать, было обнаружено, что мифы Египта имеют сходство с христианской фигурой умирающего и возрождающегося бога и Марии, матери Иисуса. Ее образ вобрал в себя многие атрибуты и черты египетской богини Исида. По мере того, как истории об этих открытиях становились все более широко известными, вера в Библию как слово Божье начала меняться. До работы вдохновленной Богом или как священного писания, написанного вдохновленными людьми.
Заключение
Хотя сегодня многие люди во всем мире продолжают верить в Библию как в авторитетное слово Бога. Эта вера не так широко распространена, как до XIX века нашей эры. Интерпретация Библии в наши дни – это в значительной степени вопрос индивидуального понимания, которое сформировалось в учетом работ ученых, археологов и историков.
Эти люди изменили мир, радикально изменив представление людей об истории и Библии. Открыв новые возможности для исследований, которые значительно расширили человеческие знания. Пересмотренное понимание Библии и ее места в истории расстраивало многих людей в то время и продолжает расстраивать в наши дни. Но для многих других красота языка Библии и великое видение искупления, которое она представляет, не умаляются ревизионистскими откровениями XIX – XX веков. Библия продолжает вдохновлять и воодушевлять людей во всем мире, переведена на все языки и остается самой продаваемой книгой всех времен.
Когда написана Библия? Датировка книг Ветхого Завета остается загадкой для ученых
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Недавно были опубликованы статьи зарубежных ученых, посвященные исследованию глиняных черепков с надписями на иврите, сделанными еще до вавилонского пленения евреев. Может ли такое исследование серьезно повлиять на современную библеистику и разрешит ли оно споры о датировке библейских текстов, «Фоме» рассказал лингвист и библеист, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Михаил Георгиевич Селезнев.
В Израиле, прежде всего в древних городах Лахише и Араде, найдены остраконы, т. е. черепки глиняных сосудов, использовавшиеся в древнем мире как материал для различных записок и писем. Для науки остраконы ценны тем, что сохраняются даже тогда, когда разрушается город или когда их просто выкидывают, и они заносятся землею. Поэтому на остраконах до нас дошли тексты тех эпох, от которых не сохранилось то, что считалось более важным с точки зрения писцов, и потому писалось на коже или пергаменте — например, юридические или священные тексты.
В опубликованной недавно статье нескольких израильских археологов речь идет об арадских остраконах. Арад — это крепость на самом юге Иудеи, которая должна была охранять Иудею от племен, живших южнее. Прежде всего от эдомитян —близкородственного древним евреям народа, жившего на юго-восток от Иудеи. Арад был относительно небольшим фортом, существовавшим несколько столетий, примерно с X-IX веков до н. э. и до завоевания Иудеи вавилонянами в начале VI веке до н. э.
До нас дошли остраконы разных эпох существования этого форта. Самая большая коллекция остраконов относится к последнему периоду, видимо, когда уже шла война с вавилонянами. Из Библии мы знаем, что одновременно с нашествием вавилонян с севера, с юга на Иудею напали эдомитяне. Ученые предполагают, что в черепках последнего периода существования Арада упоминаются враждебные действия со стороны Эдома.
18 черепков относятся к так называемому архиву Эльяшива. По-видимому, так звали коменданта Арада в последний период его существования. Большинство этих писем написаны от его начальника, что легко распознать по форме обращения: «Эльяшиву», а дальше — непосредственно текст письма. Некоторые письма начинаются по-другому: «Брат твой (имя) приветствует тебя, Эльяшив, и твою семью. Благословляю тебя Господом. ». Эти письма уже от сослуживцев, офицеров. Третьи письма начинаются: «Господину моему, Эльяшиву» — эти, соответственно, от подчиненных. Письма эти были опубликованы еще в 1975 году израильским археологом Ахарони.
Что же нового сделала американо-израильская команда ученых сейчас, о чем пишут израильские и американские журналы? Благодаря современной технике удалось не просто прочесть остатки букв, но более-менее подробно восстановить их очертания и с помощью компьютера проанализировать саму графику письма. Выяснилось, что даже в этой переписке между не очень высокопоставленными начальниками южноиудейского фронта было задействовано как минимум шесть писцов. Это свидетельствует о том, что среди этих иудеев была в общем распространена грамотность.
В чем же значимость этого открытия? До сих пор идут споры о том, насколько была велика грамотность в Иудее до вавилонского пленения. В частности, представители радикальных направлений в науке утверждают, что в Иудее до вавилонского плена грамотность была невысока. Тот факт, что в переписке небольшого иудейского гарнизона на южной границе участвовало относительно много грамотных людей, говорит против недооценки грамотности в допленной Иудее.
Что это означает для библеистики? Даже если бы мы и выяснили, что все население Иудеи VII века до н. э. было поголовно грамотным, это не могло бы быть решающим аргументом в споре о времени написания Библии. Тот факт, что иудеи допленного времени умели читать и писать, и даже то, что у них, скорее всего, была развитая литература, не означает, что в тот период уже существовали ветхозаветные книги в том виде, в котором мы знаем их сейчас. Были ли в Иудее этого времени тексты Ветхого Завета, какими мы их знаем сейчас, или только их «предшественники» — в этом споре арадские остраконы вряд ли могут кого-то в чем-то убедить или разубедить.
В целом, мне кажется, что для православия авторство и датировка текстов Ветхого Завета намного менее существенны, чем, например, для консервативного протестантизма. Для протестанта, придерживающегося тезиса «Sola Scriptura» ( лат. «только Писанием»), чрезвычайно важно: те или иные слова были сказаны Моисеем или нет, в таком-то веке или позже. Для православного же подхода к священному тексту противопоставление Писания и Предания отнюдь не превращается в какую-то непреодолимую пропасть. Православной традиции несвойственно считать датировку единственным критерием значимости текста. Мы, например, знаем, что важнейший для нас текст — Символ веры — был написан не Моисеем и не Христом, а гораздо позднее. Тем не менее это нисколько не подрывает авторитет Символа веры для православной традиции. Аналогичным образом и датировка библейских текстов для православной традиции менее значима, чем для консервативного или фундаменталистского протестантизма.
После кумранских находок израильские археологи облазили, кажется, все пещеры на территории Израиля. Однако теоретически все же можно представить себе, что где-нибудь, в каких-нибудь новых пещерах, будет найдено что-нибудь столь же потрясающее, что изменит наши представления о ходе истории в этом регионе и о создании библейской литературы.