На чем чертят чертежи приспособление
Чертежные приспособления
Инструменты для ручного черчения
Например, если чертеж обводят карандашом марки Т, в циркуль следует вставить стержень марки ТМ. Карандаши мягкие (2М) применяются для выполнения эскизов и рисунков.
Резинка. Мягкая резинка применяется для подчистки чертежей, выполненных карандашом, жесткая (стеклянная) —для чертежей, выполненных тушью.
Кнопки. Служат для прикрепления бумаги к чертежной доске. Кнопки надо хорошо прижимать, чтобы лист во время работы не сдвигался.
Чертежные доски. Для учебной работы применяю доски размером 650х1000 мм.
Рейсшина. Служит для проведения линий горизонтальных и наклонных при работе на доске. Рейсшины бывают с одной или двумя поперечными планками. Если рейсшина двухпланочная, то помощью можно проводить ЛИНИИ под любым наклоном. Рейсшины роликовые («плавающие») представляют собой линейку, закрепленную на чертежной доске с помощью капронового шнура, натянутого на специальные ролики. Эти рейсшины удобны в работе, так как освобождают левую руку (не надо прижимать поперечную планку к доске), но, пользуясь такой рейсшиной, можно проводить только горизонтальные линии. Вертикальные и наклонные линии проводятся с помощью угольника, передвигаю¬щегося по рейсшине.
Чертежный прибор. Представляет собой механическое устройство, основанное на свойстве сдвоенного шарнирного параллелограмма. Две взаимно перпендикулярные линейки с помощью головки с градуировкой могут быть установлены под любым углом. На скосах линеек нанесены точные деления. Чертежный прибор заменяет рейсшину, угольник, транспортир и мерительную линейку. Раньше (80-90-е годы) многие кабинеты черчения были оборудованы чертежными приборами рычажной системы (рис. 2). Этим процесс выполнения чертежей ускорялся.
Лекала. Фигурные шаблоны, применяемые для обводки плавных кривых. Они имеют различную форму и изготовляются из разных материалов (дерево, пластмасса). Выпускаются в наборах или отдельными экземплярами. В наборах лекала имеют небольшие размеры и вполне пригодны для небольших учебных чертежей.
Штриховальный прибор. Для проведения параллельных линий на равном расстоянии друг от друга (что необходимо делать при выполнении штриховки сечений и разрезов) целесообразно изготовить штриховальный прибор из деревянного угольника с углами и обыкновенной линейки, толщина которой должна быть не меньше толщины угольника. Конструкция штриховального прибора показана на рисунке.
В линейке делается вырез глубиной примерно 5 мм. Ширина выбирается в зависимости от необходимого расстояния между линиями штриховки. Если это расстояние должно быть около 2 мм, то ширину выреза следует сделать около 3 мм. В катет угольника, примерно посередине, забивается кончик обыкновенной швейной иглы. Конец иглы должен выступать приблизительно на 4 мм (она не должна доставать до дна выреза). При последовательном перемещении угольника до упора иглы в противоположную стенку выреза в линейке и линейки до упора ее в иглу гипотенуза угольника каждый раз смещается на равные расстояния от проведенной по ней линии. Штриховку таким образом можно вести под любым углом к горизонту.
Трафареты. Применение трафаретов значительно сокращает затрату и времени на выполнение чертежей. Это тонкая, прозрачная пластинка с отверстиями, форма которых соответствует геометрическим фигурам и условным знакам, наносимым на чертеже. Целесообразно приобрести или сделать самим трафаретки для разметки высоты надписей и размерных чисел (рис. 4)
Круглые отверстия используются для вычерчивания знака диаметра и окружностей небольших размеров. С помощью овальных отверстий можно выполнять эллипсы небольших размеров.
Что нужно для черчения: выбираем инструменты для графических работ
Содержание
Умение чертить необходимо для овладения такими техническими специальностями, как архитектура, дизайн, строительство, топография, физика, машиностроение и другими.
В современном образе жизни практически не существует области, где не пригодилось бы развитое пространственное мышление, развиваемое этой дисциплиной. Все чертежи, схемы, рисунки, карты – графические изображение. В это статье дается описание инструментов используемых для чертежной работы.
Виды инструментов для выполнения графических работ
Чтобы приобрести подходящее оборудование для организации рабочего места чертежника, требуется знать, что в него входит и какими характеристиками обладает. Небольшой список поможет сориентироваться в море канцтоваров.
Для занятий чертежными работами требуются листы плотной бумаги (ватмана) потому что это основной материал, используемый для графики. Этот материал должен обладать особыми характеристиками. Для создания графического изображения, ватман крепят на доску (кульман).
Чертежи вычерчиваются специальными инструментами, к ним относятся средства изображения (карандаши, перья), средства коррекции (ластики) и устройства для проведения прямых и изогнутых линий:
Для хранения и переноски готовых чертежей и чистой бумаги используются специальные тубусы, портфели и папки. Это основные виды чертежных инструментов.
Виды бумажных материалов: масштабно-координатная, ватман, калька
Те, кто только начинают изучать графику, задумываются, что входит в стандартный набор для черчения. Для графических работ требуется специальная бумага (ватман, миллиметровка, калька).
Ватмана обычно белого цвета и высокого качества, очень плотный. Маркируется «О» или «В». Марка «О» (обычная) бывает простая и улучшенного качества. К улучшенному варианту относят более плотную и жесткую бумагу. Марка «В» обозначает высшее качество и больше подходит для чертежей. Она очень белая, гладкая, плотная. После использования ластика на ее поверхности не остается разлохмаченного следа. Бумага «В» имеет водяной знак. Вот на чем чертят чертежи инженеры.
Для черчения используют также кальку (плотная полупрозрачная бумага). Раньше применялась для создания копий чертежей. Производители выпускают обычную кальку, под тушь и карандашную, более ломкую. Если преподаватель объявляет, что в будущем потребуется калька, значит, с высокой вероятностью будут нужны инструменты предназначенные для работы с тушью.
Миллиметровка – бумага, покрытая сеткой, со стороной в 1 мм. Упрощает масштабирование при переносе уменьшенных/увеличенных копий. Может быть любого цвета, чаще выпускается оранжевого и голубого.
Для работы с большими листами надо расправить бумагу и закрепить ее на чертежной доске, вот как правильно подготовить рабочее место для черчения.
Специальные доски
Чтобы чертежникам было удобнее работать, изготавливаются чертежные доски. Это наклонная плоскость, на специальной подставке. Для их производства применяют древесину мягкой породы. Имеет специальные приспособления для размещения чертежных интрументов. Могут быть разных геометрических размеров, в зависимости от формата чертежей. Кульман – так называется чертежная доска конструктора.
Чертежные инструменты: линейки, треугольники, транспортиры и другое
Начинающему чертежнику бывает ложно разобраться со специальными терминами, но некоторые известны людям с первого класса. Никого не затруднит вопрос, какие приборы применяют для построения прямых линий. Линейки – обычные канцелярские принадлежности любого школьника.
Чертежные инструменты – это канцелярские товары, для создания графических изображений.
Готовальнями называются специальные наборы инструментов для черчения в футляре. Их широко используют школьники, инженеры, картографы, проектировщики, люди других специальностей. Для тех, кто забыл, из чего состоит готовальня, напоминание – они могут иметь самую разную комплектацию и бывают для работы карандашами или тушью.
Какие письменные приборы потребуются для чертежников
Графикам и чертежникам требуется много разных инструментов для черчения и графических работ, основной список приводится ниже.
Карандаши различаются по твердости грифеля. Основные характеристики обозначаются на самих карандашах. Русская маркировка обозначается буквами «Т» и «М» (твердый и мягкий), иностранные производители маркируют карандаши «H» и «B». Для того, чтобы обвести чертеж, нужен мягкий грифель. Русская маркировка «М», или импортная «B» обозначает мягкий карандаш, вот таким карандашом надо обводить чертеж.
Ластиком можно удалять неправильно выполненные изображения. Подразделяются на удаляющие карандашные линии и на стирающие тушь.
Для производства линеек используются разные материалы: металлы, пластики, древесина. Могут иметь вспомогательные функции: угольника, транспортира, предоставлять возможность использовать линейку как шаблон или масштабизатор. Это инструмент для измерения и черчения прямых линий.
Рейсшины – линейки, приспособленные для изображения нескольких линий в параллельном направлении. Они являются специальным инструментом для черчения параллельных отрезков и линий.
Циркуль – приспособление для изображения кругов разного диаметра. Бывают разных конструкций.
Циркуль-измеритель – имеет две раздвигающиеся ножки с иголочками на конце. С его помощью можно измерять расстояние между двумя точками на чертеже. Циркуль и измеритель всегда можно купить отдельно или приобрести готовальню, так называется набор для черчения.
Трафареты
Наименования чертежных материалов и принадлежностей очень разнообразны, в их перечень входят также всевозможные приспособления. Трафареты – шаблоны для вычерчивания кривых линий (лекала) или создания геометрических фигур, шрифта и других обозначений. Используются для создания выкроек, в электрических схемах, топографических картах и других.
В зависимости от видов использования трафареты бывают:
Использование трафаретов позволяет упростить черчение и ускорить процесс создания чертежей. Многочисленные трафареты шрифтов – превосходные приборы для черчения названия, подписей и т. д.
Тубусы для чертежей
Покупка тубуса – превосходное решение для всякого специалиста, выполняющего графические изображения. Он позволяет сложить готовый чертеж компактно, удобно для переноски и не помять его. Тубусы бывают:
Пластиковый тубус – бюджетное изделие, надежно хранящее чертежи, рисунки, карты и другие графические работы своего владельца. Они не пропускают влагу, поэтому результаты долгой кропотливой работы в нем находятся в полной безопасности.
Телескопические тубусы имеют одну важную опцию – они могут увеличиваться, в зависимости от формата помещаемых туда бумаг.
Тубусы могут снабжаться ручкой или ремнем для переноски. Качественный тубус – вот, что нужно для обучения черчению, живописи, графике.
Портфели и папки для чертежей
Папки и портфели подразделяются по формату бумаг, которые можно в них положить. Они могут быть:
Конструктивно изготавливаются в виде сумок, имеют ремешок (или ручку) и кармашки, куда можно положить мелкие принадлежности для черчения – карандаши, ластик и т. д.
Лучшими характеристиками обладают изготовленные из непромокаемых влагостойких материалов.
Инструменты и принадлежности
I.Техника выполнения чертежей и правила их оформления
1.1. Инструменты для выполнения чертежей. Что необходимо будет вам для выполнения чертежей в колледже?§ 1. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места
Готовальня. Готовальня—это комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр. Обычно в готовальню входят круговой (рис. 11, а) и разметочный (рис. 11, б) циркули, рейсфедер для работы тушью, удлинитель к круговому циркулю и другие инструменты.
Циркули. Из наконечника графитовый стержень должен выступать на 5. 7 мм. Концы иглы и пишущего стержня при работе циркулем, как и концы игл разметочного циркуля, располагают на одном уровне (рис. 11).
Рис. 11. Циркуль чертежный: а — круговой; 6 разметочный
Рейсшина. Во время работы поперечную планку рейсшины прижимают к левой кромке чертежной доски (рис. 12). С помощью рейсшины проводят горизонтальные и наклонные линии.
Рис. 12. Чертежная доска и рейсшина
Чертежные угольники (рис. 13). Вместе с линейкой или рейсшиной чертежные угольники применяют для проведения перпендикулярных и параллельных линий и построения некоторых углов.
Рис. 13. Угольники чертежные: а — с углами 90, 45, 45°; б — с углами 90, 30, 60°
1.2. Чертежные материалы и принадлежности. К чертежным материалам и принадлежностям относят бумагу, карандаши, резинки, кнопки.
Чертежная бумага. Для черчения используют плотную белую нелинованную бумагу.
Карандаши. Для выполнения графических работ вам необходимы карандаши марки Т (твердые), М (мягкие) и ТМ или НВ, СТ (средней твердости). Чем больше число, стоящее рядом с буквой, тем тверже или мягче этот карандаш.
Правильно подготовленный к работе карандаш показан на рисунке 14. Его сначала затачивают острым перочинным ножом или в специальной точилке. После этого стержень заостряют с помощью шлифовальной шкурки—твердый на конус, а мягкий в виде лопаточки.
Рис. 14. Правильно заточенные карандаши
Все чертежные инструменты и материалы надо держать чистыми и исправными, от этого зависит качество выполнения чертежа.
1.3. Как работать чертежными инструментами. Прямые линии сначала проводят вдоль кромки линейки или угольника без нажима твердым, остро заточенным карандашом, а затем обводят карандашом средней твердости. При этом карандаш немного наклоняют в сторону движения, как показано на рисунке 15. Горизонтальные линии проводят слева направо, вертикальные и наклонные — снизу вверх.
Рис. 15. Приемы проведении линий: а — горизонтальных; б — вертикальных; в — наклонных
Чтобы получить более четкие и ровные линии при обводке, карандаш по этим линиям можно вести повторно и в обратном направлении. Угольник при проведении вертикальных и наклонных линий передвигают вдоль кромки рейсшины или линейки слева направо, а при проведении горизонтальных линий —сверху вниз.
Для проведения дуг окружностей ножку циркуля ставят в центр. Циркуль вращают за головку большим и указательным пальцами в направлении движения часовой стрелки (рис. 16). Короткая ножка с карандашной вставкой и игла циркуля в рабочем положении должны быть параллельны между собой. Во время вращения циркуль можно немного наклонять вперед.
Рис. 16. Проведение окружности циркулем
При откладывании отрезков разметочным циркулем не следует на него сильно нажимать, чтобы не оставлять проколов на бумаге.
1.4. Оборудование рабочего места. От правильной подготовки рабочего места во многом зависит качество чертежа.
Свет на чертеж должен падать слева сверху. В этом случае тени от инструментов и рук не будут мешать работе.
Выполняя чертеж, следует сидеть прямо, не горбясь. Расстояние от глаз до чертежа должно быть примерно 300 мм,
У чертежной доски оставляют только те инструменты, которые нужны для работы в данное время. При этом готовальня, угольники, карандаши и резинка должны лежать справа, а книга— слева. Чертежная доска должна иметь небольшой наклон. В этом случае легче работать, так как не нужно сильно наклоняться над чертежом.
В конструкторских бюро чертежи выполняют с помощью чертежного прибора, который заменяет измерительную линейку, угольник и транспортир (рис. 17).
Рис. 17. Чертежный станок с прибором
Работа конструктора над чертежом весьма трудоемка. Поэтому в последнее время используют устройства, которые по заданной программе автоматически выполняют все графические построения. Такие автоматические устройства для выполнения чертежей называют графопостроителями.
Для построения чертежей применяют и электронно-вычислительные машины (ЭВМ). На смену чертежной доске все чаще приходит телеэкран (дисплей). Конструктор задает нужные данные, а ЭВМ осуществляет автоматический поиск наиболее рационального решения.
Как подготовить к работе чертежный циркуль? Как проводят им дуги окружностей?
Для чего нужна рейсшина? Как с ней работать?
Как подготовить к работе карандаш? Какие бывают карандаши по твердости?
Как правильно подготовить рабочее место для черчения?
В рабочей тетради по заданию учителя, пользуясь чертежными инструментами, проведите вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, а также окружности.
Указание к работе. Старайтесь проводить все линии одинаковой толщины. Красиво расположите группы линий на листе тетради.Материалы, принадлежности, чертежные инструменты
Для черчения вам потребуются различные материалы, инструменты и принадлежности, которые будет необходимо подготовить к работе.
Бумага является основным материалом, на котором выполняются графические и текстовые конструкторские документы. В зависимости от назначения и срока хранения чертежи могут выполнять на чертежной бумаге, кальке, миллиметровой бумаге, писчей бумаге в клетку. Перед выполнением графической работы бумагу необходимо проверить: чистый белый лист не должен содержать складок, замятин, морщин; не следует использовать бумагу, которая лохматится под действием резинки (ластика).
1. Графические изображения выполняются на гладкой стороне бумаги.
2. Во время выполнения чертежей необходимо следить за чистотой рук, чтобы не испачкать чертеж.
3. Свободное поле чертежа рекомендуется закрывать чистым листом бумаги, чтобы графитная пыль не пачкала чертежную бумагу.
Карандаши играют важную роль в выполнении чертежей, поскольку качество графического изображения зависит от правильного выбора их твердости. Промышленностью выпускаются наборы карандашей различной твердости. Степень твердости обозначается буквами и цифрами, которые наносятся на карандаш: M, 2M, ЗМ, 4М, 5М, 6М, В — мягкие, Т, 2Т, ЗТ, 4Т, 5Т, 6Т, 7Т, Н — твердые, ТМ, НВ, СТ — средней твердости.
Буквой обозначается мягкость или твердость карандаша. Числом обозначается степень мягкости или твердости. Чем больше число, стоящее перед буквой, тем тверже или мягче карандаш. На уроках черчения в школе будем использовать карандаши, обозначение которых указано в рамках.
Выполнение чертежа начинают карандашами Т, 2Т, нанося линии построений, а обводят чертеж карандашами М, 2М.
Оттачивают карандаш с того конца, где нет надписи. Это позволяет сохранить его маркировку. Качество проводимых линий зависит от того, как заточен грифель карандаша. На рис. 8, а, б показаны варианты подготовки карандашей к работе. Коническую заточку стержня производят для твердых карандашей. Затачивание грифеля в виде лопаточки осуществляется для мягких карандашей. При работе графитовый стержень стачивается, изменяя толщину линий чертежа, поэтому его необходимо подтачивать на наждачном оселке (рис. 8, в).
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
И вот вроде бы обычные предметы, названия и ничего не предвещает какой то истории. Как бы не так!
Тут скрывается очень даже интересная история …
В советском кино был свой набор штампов. Если хотели показать успехи социалистической индустрии, снимали дымящиеся трубы металлургического завода. Широкие колхозные поля с комбайнами завода «Коммунар» символизировали процветающее сельское хозяйство. А ежели хотели показать мощь инженерного труда, демонстрировали уходящие за горизонт ряды кульманов в конструкторском бюро. Кинематографистам приятно было снимать кульман, потому что выглядел этот прибор внушительно.
На тяжелом металлическом станке крепилась большая деревянная доска. С доской сопрягалось устройство, позволявшее проводить на чертеже прямые линии заданной длины и под заданным углом. Устройство это было, как правило, металлическим шарнирным параллелограммом. На одном конце параллелограмма закреплялась головка с двумя взаимно перпендикулярными линейками, которую можно было поворачивать на любой фиксированный угол. К другому концу иногда прикреплялся внушительный груз-противовес, облегчавший перемещение всей этой «мухорайки» над доской в любое место чертежа.
Нехитрое устройство, правда? Но без несложного этого прибора все гениальные замыслы инженеров не легли бы на чертеж, а значит, не нашли бы своего логического завершения в металле.
Так что большое спасибо кульману. И Кульману тоже. Я имею в виду инженера и математика Карла Кульмана (Carl Culmann) (1821-1881), который этот чертежный прибор придумал. Родился К. Кульман в городке Бад Бергцаберн в немецкой земле Рейнланд-Пфальц, на самой границе с Францией. Его отец был пастором, а сына хотел видеть инженером. Мечта престарелого родителя осуществилась. Карл выучился в одном из лучших технических заведений тогдашней Европы – Политехнической школе в Карлсруэ. В 1841 году он стал инженером-мостостроителем. Это было славное время, когда строящиеся железные дороги «сшивали» еще политически разрозненную Германию в единое государство. Работы К. Кульмана, в особенности посвященные расчету фермовых конструкций, были востребованы. Он руководил постройкой многих мостов на юге Германии, в Бадене и в Баварии.
С 1849 по 1852 год Карл Кульман совершил путешествие по Франции, Англии и США. Для этой поездки он даже специально выучил английский язык. Французский же Кульман, как житель пограничного Бадена, неплохо знал с детства. Тем более, что несколько лет в отрочестве он был кадетом военной инженерной школы во французском городе Мец. Вернувшись из путешествия по Англии и США, Карл Кульман издал справочник, в котором были подробно описаны конструкции всех увиденных им английских и американских мостов. Те, кому довелось изучать сопромат, наверняка строили эпюры распределения нагрузок в балках. А значит, пользовались методами графического расчета конструкций, предложенными К. Кульманом. Эти методы были изложены в его главной книге «Графическая статика», написанной в 1866 году. В 1855 году в Цюрихе был организован Политехнический институт. Кульман стал профессором этого учебного заведения и занимал кафедру до самой своей смерти. «Чертеж – язык инженера», – справедливо говаривал старый профессор.
И немало потрудился для того, чтобы язык этот стал четкими и выразительными. Карл Кульман изобрел тот самый прибор для быстрого и аккуратного изготовления чертежей, который и носит теперь его имя. Впрочем, «кульманом» рабочее место инженера или архитектора называется только по-русски. В прочих языках прибор для создания чертежей вручную называют «чертежной доской» (drafting table, Reißbrett, planche à dessin).
Знакомства с изобретением дедушки Кульмана почти никто из инженерных работников прошлых поколений не избежал. Кто-то простоял у кульмана несколько лет. А кто-то – изрядную часть своей жизни.
Где кульман, там и ватман. Эта плотная белая бумага с шероховатой поверхностью специально предназначалась для рисования на ней карандашом или тушью.
Собственно говоря, если бы не чудеса транскрипции английских имен кириллицей, называться бы этой бумаге вотменом, поскольку выпускать эту бумагу начал английский промышленник Джеймс Уотмен (James Whatman) (1702-1754). Но ничего не поделаешь – ватман, как название бумаги для чертежников, в русском языке уже прижился. Так же, как и персонаж Конан-Дойля доктор Ватсон, который по всем правилам должен бы быть Уотсоном. Джеймс Уотмен родился в небольшой деревушке недалеко от Мейдстона (графство Кент).
Этот город в 18-м веке был центром бумажного производства в Англии. Но сперва Дж. Уотмен поработал дубильщиком кож. И лишь затем сменил эту грязную работу на ремесло более чистое и почетное, в котором и прославился. В 1733 году Уотмен открыл собственное производство бумаги. Он, естественно, хотел разбогатеть. И потому решил стать производителем самой лучшей в тогдашней Европе бумаги. Быть лидером в бумажном производстве во времена Уотмена было не менее почетно и выгодно, чем нынче возглавлять какую-нибудь компанию мобильной связи. Бумага – дорожное полотно прогресса. В 18-м веке в этом уже никто не сомневался. Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается.
Как часто случается, в осуществлении мечты помог удачный брак. В 1740 году Уотмен женился на вдове своего друга Ричарда Харриса, которую звали Энн. Вскоре после женитьбы, соединив капиталы свои и супруги, Дж. Уотмен купил бумажную фабрику «Turkey Mill» («Индюшиная мельница»). Средств хватило не только на покупку здания и оборудования. У Дж. Уотмена были деньги и на то, чтобы собрать на своем производстве самых опытных британских мастеров. Таким образом, самые лучшие в стране работники трудились у него на всех операциях, даже на предварительном разборе тряпичного сырья.
Да, да! Высокое качество бумаги, которую производила фабрика Дж. Уотмена, определялось, среди прочего, тем, что делали ее исключительно из льняных и пеньковых тряпок. Так получалась более чистая, чем из древесины, целлюлоза. И другой секрет Дж. Уотмена: «сваренную» из тряпичных лоскутков горячую целлюлозную массу не выкладывали на просушку, как обычно, на решетки из продольных и поперечных металлических прутьев. Ведь в тех местах, где бумага касалась прутьев, ее слой был менее плотным. Разглядывая на просвет такую бумагу, можно было увидеть следы от прутьев, «водянные знаки». Дж. Уотмен придумал новую форму для просушки, с сеткой из тонкой ткани. Сквозь ткань стекала вода, а целлюлозная масса, бумага, оставалась. После остывания такая бумага становилась плотной и однородной, с шероховатой поверхностью.
На такой поверхности карандаш оставлял хорошо видимый след. И акварельные краски хорошо ложились на плотную бумагу. Ясно, что первыми «влюбились» в бумагу Уотмена художники. Тринадцать лет потребовалось для того, чтобы производившаяся Уотменом бумага стала стандартом превосходной бумаги для рисования, письма и печати как в Великобритании, так и в США. И в течение 30 лет никто, кроме фабрики Уотмена, такую бумагу не производил.
В те годы в Европе бумага для письма и книгоиздания производилась в ничтожных количествах. Ее изготавливали вручную, используя решетчатые пресс-формы. Листы получались грубыми, с хорошо различимым рельефом, оставляемым прессом. С одной стороны это позволяло легко маркировать бумагу фирменными водяными знаками, которые в данном случае правильней назвать рельефными. С другой — бумага получалась рыхлой, пористой. Она плохо удерживала чернила (они впитывались в толщу бумажного листа, штрих получался слишком бледным). И была недолговечной. Книги, изданные на этой бумаге, быстро приходили в негодность. И для сохранения формы бумажных страниц, чтобы они не коробились, книгу приходилось оснащать жесткой обложкой из деревянных дощечек.
Над совершенствованием бумажного производства работали многие производители. Но надо понимать — впуском бумаги в начале XVIII столетия занимались маленькие мастерские, а не огромные фабрики, как сегодня. Масштабы производства диктовались низким спросом на бумагу. Книг выпускалось немного, бумага для письма еще не относилась к товарам массового спроса.
Главным потребителем бумаги были типографии, издающие религиозную литературу. Если купить хороший роман в лондонских книжных лавках того времени было практически невозможно, то Библию — без особых проблем. Библия была и главным семейным чтивом, и основным школьным учебником, и книгой на каждый день.
В начале 1750-х годов (точная дата неизвестна) лондонский издатель, владелец типографии Джон Баскервиль начал поиски такой бумаги, на которой не стыдно было бы издать уникальную Библию. Баскервилю пришла в голову смелая идея — издать «королевскую» Библию, лучшую из лучших, но при этом доступную простым смертным. Если уж выкладывать деньги за книгу, то за такую, что прослужит всю жизнь, да еще и ни одному поколению.
Личность Баскервиля сама по себе уникальна. Он прославился выпуском великолепных по качеству книг — в том числе и той самой Библии, которая вышла в свет в 1763 году. Но при этом Джон Баскервиль был… атеистом. Представляете, в XVIII столетии! Во времена, когда еще действовала Инквизиция. Когда слово «атеист» имело то же значение, что и «еретик».
Человек науки, Баскервиль революционизировал типографское дело. Он, по сути, стал основателем современного книжного дизайна. Разработал стандартные для книгопечатания шрифты (они повсеместно применялись до 20-х годов ХХ столетия), ввел широкие поля на книжных страницах и межстрочные интервалы, облегчающие чтение.
По собственному желанию Баскервиль был похоронен на неосвященной земле возле своего дома. Он умер в 1775 году на 69-м году жизни… Нам знакома его фамилия, верно? По рассказам Конан Дойля о Шерлоке Холмса. Да, рассказ «Собака Баскервилей» имеет отношение к Джону Баскервилю. Как и персонаж романа Умберто Эко «Имя розы» Вильгельм Баскервиль. Это дань памяти великому издателю.
Когда совсем еще молодой Джон Баскервиль посетил бумажную мастерскую Ватмана, ее владельцу, Джеймсу Ватману было ненамного больше лет, чем начинающему издателю. Их разделяли всего четыре года разницы в возрасте. Но Джеймс уже поднаторел в бумажном производстве, имел хорошую клиентуру и преуспевал.
Баскервиль осмотрел образцы бумаги, выпускаемой мастерской Ватмана, и посетовал, что не видит подходящего сорта для издания своей Библии. Тогда Ватман показал ему «секретный» образец, над которым работал несколько лет. Это была плотная белая бумага с идеально ровной поверхностью. В левом углу листа просматривался фирменный водяной знак Ватмана. Баскервиль пришел в полный восторг. Он тут же заявил, что готов сделать крупный заказ. Но Ватман его горячность остудил — лист существовал в единственном экземпляре. Джеймс еще не отработал технологию изготовления этой бумаги.
Дело в том, что для получения гладкого плотного листа Ватман использовал сильно измельченное тряпье. А потом жидкую массу высушил между двумя шлифованными каменными плитами. Лист сушился очень долго. При такой технологии изготовить запас бумаги для издания книги не представлялось возможным.
Прошло около года. И однажды Джеймс послал своего помощника к Баскервилю — с образцами новой бумаги. За это время Ватман изобрел нужную технологию. Бумажная масса выкладывалась на очень мелкую металлическую сетку. Настолько мелкую, что ячейки сетки не оставляли следов на высохшем листе. То есть ячейки были соизмеримы с величиной волокон — масса при этом измельчалась, буквально, в однородную кашу. Помимо этого Ватман использовал отбеливатель и клей, которым пропитывал поверхность готового листа. Баскервиль был на седьмом небе от счастья. Он выкупил весь запас бумаги и оплатил ее производство на год вперед.
Первым изданием с применением ватмана стал сборник произведений Вергилия, выпущенный в 1757 году все тем же Джоном Баскервилем. Ну, а самое знаменитое издание — Библия 1763 года.
Сам изобретатель новый сорт бумаги назвал «тканной» или «веленевой» бумагой — по типу использованного сырья и для подчеркивания тончайшей и ровной структуры листа бумаги, который можно было сравнить с самой тонкой тканью. Отличительными особенностями новой бумаги были прочность, белизна листа и отсутствие на нем следов от пресс-формы.
Так появился ватман — один из самых популярных сортов бумаги для делового и художественного применения. В художественном творчестве он используется для рисования акварелью. Впервые его в этом качестве опробовал Томас Гейнсборо, британский живописец, современник Джеймса Ватмана. И оценил ее очень высоко.
В 1759 году Джеймс Уотмен (Ватман) умер.
Потом уже его сын, Джеймс Уотмен II, в возрасте 21 года унаследовал предприятие. При нем фирма заняла ведущие позиции в мировом бумагоделательном производстве, а ее продукция стала называться ватманской бумагой, или попросту ватманом. Компания Watman существует до нынешнего дня. Но сейчас она производит медицинское оборудование. А прославленная бумагоделательная фабрика «Turkey Mill» сейчас превращена в бизнес-парк, территорию которого, среди прочего, используют для празднования свадеб.
А казалось бы — всего лишь бумага.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31642/ © Shkolazhizni.ru
http://elcode-blog.ru/?p=1064″>http://elcode-blog.ru/?p=1064
http://eponym.academic.ru