Модерн и модернизм в чем разница в литературе
Разница между модерном и модернизмом
Содержание:
Современность против модернизма
Современность
Модернизм
В целом человек, которого можно считать современным, имеет атрибуты, отражающие модернизм. Модернизм отражается в поведении, мыслях и действиях. Однако термин «модернизм» возник в основном по отношению ко всем художественным и культурным движениям, которые возникли в первую очередь в ответ на широкомасштабные изменения в обществе в связи с индустриализацией 19 и 20 веков. Развитие городов с мощными индустриальными империями и миграция из сельской местности в города характеризует концепцию модернизма. Войны в Европе и две мировые войны сформировали мир и ускорили возникновение современного мира. Модернизм породил самосознание и осознание, что нашло отражение в творчестве выдающихся художников того времени. Их новаторские работы, вдохновлявшие поколения, считались авангардными, пока не появилась концепция модернизма.
В чем разница между модерном и модернизмом?
• Современность и модернизм, хотя якобы связанные концепции, имеют тонкие различия, и время от времени модернизм выступает против современности. Это не просто реакция общества на все движения, возникающие из современности.
• Модернизм отражается в развитии и принятии новых технологий, которые качественно меняют жизнь.
• Самореализация и самосознание лежат в основе современности.
Модерн, модернизм, Постмодерн и постмодернизм
Но философия никогда не бывает «оторвана от жизни»: своими понятиями и концептами она именно стремится зафиксировать (отразить) «знание» о политических и социо-культурных перипетиях общества в определенное время. Такими особенными понятиями-концептами осознания реальности и являются «концепции» (от лат. conceptio «система понимания»).
В частности, такими концепциями с точки зрения мир-системного анализа (с его изучением разных «конгломераций» («наций») разной степени общности (этнической, религиозной, культурной) разных «форм коммуникаций» («цивилизаций»)) являются Модерн, модернизм, Постмодерн, постмодернизм и подобные им.
Отождествлять Модерн с модернизмом и Постмодерн с постмодернизмом нельзя! (обратите внимание на то, что пишется с большой буквы, а что с окончанием «-изм»).
2. Модерн (Новое время)
Модерн – это то, что у нас принято называть «Новое время» (с его рационализмом, прагматизмом и сциентизмом). Он возник в Европе с конца XV в. и стал доминирующим в Мир-системе капитала с XVII в.
Ключевые слова для понимания и восприятия Модерна – централизация, технократия и бюрократия.
Мир Модерна в целом или отдельные его элементы отрицают именно с позиций Премодерна. Такие отрицающие практики определяются как консерватизм или неофеодализм.
4. Постмодерн (Новейшее время)
5. Модернизм и постмодернизм как практики Постмодерна
Модернизм (в политике, искусстве, науке) – это волюнтаристское, экстремистское отрицание Постмодерном миров Премодерна и Модерна. Доминирование «позитивного идеализма» (люди следуют за некими объективными иллюзиями или фантазиями общего пользования, как вот программа движения в искусстве, партии или права человека). Апофеозами модернизма являются практики неолиберализма, фашизма и коммунизма.
Постмодернизм (в политике, искусстве, науке) – это перверсивное, не-экстремистское отрицание Премодерна и Модерна Постмодерном. Кардинальное отличие постмодернизма от модернизма состоит в том, что он уже радикально не приемлет вне зависимости от цели практикуемого насилия над «маленьким человеком», не признает доминанты общего над личностью (индивидом). «. В самой своей основе постмодернизм отказывается от намерения что-либо изменить в окружающей действительности, предпочитая просто плодить дискурсы ради развлечения или по инерции. (Была, впрочем, идея противостояния тоталитарной власти господствующего дискурса, но сейчас уже всем очевидно, что подобное начинание может привести лишь к подмене этого дискурса другим, не менее тоталитарным» (Давыдов Е. К вопросу о метамодернизме // https://syg.ma/@ieghor-davydov/k-voprosu-o-mietamodiernizmie ).
6. Вид стиля «модерн» в искусстве
7. Постмодерность как качество личности эпохи Постмодерна
От Постмодерна и постмодернизма следует отличать постмодерность (postmodernity) как определение (характеристику) критико-колажно-иронического «способа мышления» («менталитета»), мироотношения и характер личности эпохи Постмодерна (это как следует различать интеллигенцию и интеллигентность).
8. Модернизм в религиозной сфере
Следует учесть, что в религиозной сфере часто используются понятия «модернизм» и «модернисты» в смысле «введения новшеств» в устоявшиеся традиционные сферы религиозной жизни (ритуальную практику, деятельность, вероучение). Но это, естественно, не модернизм как выше рассматриваемая философско-мировозренческая позиция.
9. Гносеологические отличия Модерна и Постмодерна
Модерн (Новое время) – это абсолютизация РАЦИО с доведением его до абсурда в модернизационных практиках.
Орудиями (практиками) Постмодерна были:
— постмодернизм (как перверсивные не-экстремистские практики: нигилизм, сарказм, ирония, цинизм, провокация, деконструкция, гибридные война и мир).
10. Кризис Постмодерна (Новейшего времени) и поиски выхода из него
Характерной чертой кризиса Постмодерна и его практик является утрата понимания иронии и сарказма (если на них буквально не указано). Поскольку неспособность индивида понимать юмор, иронию, сарказм (социально приемлемые формы отреагировать на агрессию и депрессию), а также потеря умения смеяться над собой (лишь иногда оказываются способны оценить шутку, причем только самую грубую и простую), являются симптомами того, что у человека начала развиваться болезнь Альцгеймера, или другое нейродегенеративное заболевание, этот феномен называют «деменциализацией поколения / эпохи». Например, когда в позднем Средневековье в европейском обществе произошла такая утрата понимания иронии, то как следствие этого вспыхнули костры из тех, кто пытался относиться к существующей реальности с иронией и сарказмом.
Поэтому теперь есть запрос именно на «катафатическое» («утверждающее») самоопределение Постмодерна, поиск новых практик.
Некоторые предлагают в качестве таких:
Для метамодернизма характерна реконструкция (в противовес постмодернистской деконструкции). Но «. Такое противопоставление попросту ложно. На самом же деле, деконструкция как раз-таки всегда подразумевает реконструкцию. Потому что деконструкция = деструкция + реконструкция. Например, «Имя Розы» Умберто Эко – это деконструкция традиционной формы детективного романа, которая в свою очередь образует новую, чем и является содержание этого текста» (Кардаш А. Критика философских оснований метамодерна // ).
Возможно также разделение метамодернизма на позитивный и негативный варианты (см. примичание *).
11. Аксиологические отличия Модерна и Постмодерна
Можно определить так базовые Ценности эпох:
12. Гипермодерн и Ультрамодерн
— не только признавать его, «Не-Интересного», существование неотложным, «напрягающим» своим бытием, скачущим почти в шизофреническом ритме («царство срочности», графики полны, время выходит за рамки работы / большая сила индивидуальной организации жизни, гиперактивность),
— не только оказываться в его («Не-Интересного» / «Великого Зверя» / «Другого») «пасти» («попадалове»), постоянно получать удары его («Черного Лебедя») «клюва»,
— но и осознать, что ответов на противостояние ему из всего возможного набора культурного опыта, широкого спектра художественных феноменов и инновационных социальных сетей, которыми постоянно и изощренно жонглирует Постмодерн, не существует…
Лола Елистратова считает, что выходом может быть то, что найдено многими попытками поиска умиротворения: замедление ритма жизни и упрощение образа жизни, меньшая зависимость от общества потребления, от социального времени и благосостояния, сохранение священных пространств и традиционных видов деятельности… [Елистратова Л. Гипермодерн начала XXI века // https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/05/xxi.html ]. «. В качестве примера самоорганизации нового поколения можно привести популярный life-style журнал «Кинфолк», вокруг которого сложился свой круг ценителей и единомышленников. Несколько лет назад трудами наших энтузиастов — в частности, Александра и Татьяны Илларионовых — было открыто представительство в России и налажен ежемесячный выпуск журнала на русском языке. «Кинфолк» пропагандирует размеренный ритм жизни, экологичность, естественность, простоту, искренность, красоту ручного труда, семейные ценности, эстетический минимализм и совершенство дизайна» [Гусев А., Серова М., Гагин В. Метамодернизм – выход из здания суда? // Метамодерн. – 2016. – 29.01. – http://metamodernizm.ru/metamodern-interview/ ].
Но кроме «творцов-креаторов» должны быть и те, кто будет усваивать и распространять предложенные ими ценности. Должны быть люди, которые А.и Б. Стругацкими («Попытка к бегству», гл. 7) определяются как «хотящие странного», т.е. диссиденты в буквальном, изначальном смысле этого слова (как ранее «странными» для мира в разные времена были христиане, буржуа, протестанты, романтики, битники, хиппи и т. п.). Их появление возможно только путем «сеяния сомнения» в устоявшихся понятиях.
Также советуем прочитать:
Артем Корсун: Монизм Модерна и плюрализм Постмодерна https://mesoeurasia.blogspot.com/2020/04/blog-post_45.html
* Согласно Валерию Колеснику, существует Негативная версия Метамодернизма:
1. Новая искренность.
Хам, тупица и гордец выворачивает грязь своего нутра на показ – любите меня.
2. Стабильности больше нет.
Все вокруг придурки – никто ничего не может толком сделать. Все, что получается у меня, тоже д…о, но это мое, и я прав.
3. Нет никаких героев.
Меня коробит и рвет душу из-за того, что в моем присутствии говорят о ком-то хорошо.
4. Нет никаких рецептов.
Рецепты и правила могут нарушить мой образ жизни. Меня это раздражает.
5. Союз разных равных.
Попытаюсь наклонить всех, с кем буду иметь дело. Но если не получилось кого нагнуть, то я его ненавижу и больше не хочу видеть.
6. Все, что случается – это возможность.
А как может быть по-другому. Я же не могу признать, что я обо…ся.
7. Никаких обнулений прошлого.
Суть та же, что и п.6.
=================
Все и все вокруг – дерьмо. Важным в этом мире есть только «Я» и то, что я думаю. Я не хочу ничего анализировать и оценивать себя ни по каким критериям. Для меня нет никаких правил, я никому не подчиняюсь, я ни на кого не оглядываюсь. У меня не может быть чего-нибудь неправильного или плохого. У меня все в шоколаде, даже если я весь в …
Бога – нет.
Это полное сил и энергии, дезориентированное и убогое существо.
Разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе
Модернизм и Постмодернизм — два литературных движения двадцатого века. На оба этих движения большое влияние оказали такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация.
Содержание
Что такое Модернизм в литературе?
Модернизм — литературное движение, которое стало популярным в начале двадцатого века. На этот стиль письма также сильно повлияли такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация. Подобные события заставили людей подвергнуть сомнению основы западного общества и будущее человечества. Таким образом, модернистские авторы начали писать об упадке цивилизации, внутреннего я и сознания. Их работы также отражают чувство разочарования и фрагментации.
Поток сознания (метод повествования, изображающий бесчисленные мысли и чувства, проходящие через разум) был широко используемой техникой в модернистских произведениях. Кроме того, писатели также использовали иронию, сатиру, а также сравнение, чтобы указать на недостатки общества.
Писатели модернизма
Что такое Постмодернизм в литературе?
Постмодернистская литература — это форма литературы, делающая упор на повествовательные техники, такие как фрагментация, ненадежный рассказчик, пародия, мрачный юмор и парадокс. Постмодернизм приобрел известность после Второй мировой войны, и его часто рассматривают как ответ или реакцию против модернизма. В результате авторы постмодерна часто подчеркивают возможность множественных значений в одном литературном произведении или полное отсутствие смысла. Вот некоторые распространенные литературные приемы в постмодернизме:
Стилизация — беря различные идеи из предыдущих работ и стилей и склеивая их вместе, чтобы создать новую историю
Временное искажение — нелинейная временная шкала и фрагментарный рассказ
Метапроза — информирование читателей о вымышленном характере текста, который они читают
Интертекстуальность — признание предыдущих литературных произведений в литературном произведении
Магический реализм — включение волшебных или нереальных событий в реалистическую историю
Максимализм — очень подробное, неорганизованное и долгое написание
Минимализм — использование общих и неисключительных символов и событий
Кроме того, авторы постмодерна также использовали такие приемы, как ирония, мрачный юмор, парадокс, пародия, фрагментация и ненадежные рассказчики.
Некоторые примеры постмодернистских работ
В чем сходство Модернизма и Постмодернизма в литературе?
В чем разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе?
Модернизм — это движение в литературе, которое было доминирующим в 20-м веке, характеризуемое сильным и преднамеренным отходом от традиционных стилей прозы и поэзии. Напротив, Постмодернизм был ответом против модернизма он опирался на повествовательные методы, такие как ненадежный рассказчик, фрагментация, пародия и т.д. Анна Ахматова, Андрей Платонов, Эрнест Хемингуэй, Герман Гессе, Фрэнсис Скотт Фицджеральд — некоторые примеры писателей-модернистов. Томас Пинчон, Джозеф Хеллер, Джон Барт, Владимир Набоков, Умберто Эко, Ричард Калич, Джаннина Браски, Джон Хоукс и Курт Воннегу — вот некоторые примеры авторов Постмодернизма.
Модернистские авторы сознательно оторвались от традиционных стилей письма и сосредоточились на внутреннем я и сознании в своих произведениях. Поток сознания был основной техникой, введенной во время этого движения. Тем не менее, постмодернистские писатели сознательно использовали смесь более ранних стилей. Они также использовали такие методы, как фрагментация, интертекстуальность, ненадежный рассказчик, пародия, черный юмор и парадокс. В этом главное отличие Модернизма от Постмодернизма в литературе.
Заключение — Модернизм против Постмодернизма в литературе
Модернизм и Постмодернизм — два литературных движения двадцатого века. Разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе зависит от их тем и литературных и повествовательных приемов.
Модернизм vs Постмодернизм: можно ли их сравнивать?
Что лично вам нравится больше: картины Эдуарда Мане или инсталляции Отто Пине? Импрессионизм Альфреда Сислея или концептуализм Марселя Дюшана? Футуризм Умберто Боччони или деконструктивизм Даниеля Либескинда? Или, быть может, вам нравится все сразу?
Если вас заинтересовали эти вопросы, но вы не вполне понимаете, о чем речь, рекомендуем изучить наш краткий курс «История искусства». А если на весь курс пока не хватает времени и энтузиазма, изучите урок 6 «Модернизм» и урок 7 «Постмодернизм», потому что вышеприведенные примеры взяты именно оттуда.
Что это за тренд такой – сравнивать модернизм и постмодернизм? И можно ли их сравнивать в принципе? На самом деле, сравнить эти две равновеликие эпохи в искусстве пытались многие искусствоведческие умы. Пожалуй, наилучшим образом это удалось российскому культурологу, поэту и композитору Валерию Брайнину, он же Брайнин-Пассек по матери.
Мы обязательно обратимся к его статье «О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике» [В. Брайнин, 2002]. А для начала давайте, все-таки, попытаемся вникнуть, что же такое модернизм и постмодернизм в искусстве.
О модернизме
Чтобы понять модернизм, следует вспомнить, с чего он начался. А начался он с работ Эдуарда Мане и Гюстава Курбе, возведших в ранг искусства сюжеты из обычной повседневной жизни с участием обычных, ничем не выдающихся людей. Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» буквально «взорвала» восприятие непривычным для того времени бытовым сюжетом:
Впрочем, ему «на пятки» наступал его современник Гюстав Курбе, а его «Мастерская художника», где среди множества лиц узнали себя многие представители тогдашнего городского бомонда, заинтересовала общественность ничуть не меньше:
Это были 60-е годы 19 столетия, и после вычурного барокко и рококо обычный человек, оказавшийся в центре внимания живописцев, стал настоящей сенсацией. Официальные функционеры от искусства не были в состоянии сразу принять такую сенсацию, поэтому картины Курбе, Мане и многих других передовых художников многократно отвергались членами оргкомитета «Парижского Салона» – официальной ежегодной выставки произведений изобразительного искусства.
Постоянные отказы сподвигли художников того времени объединиться для проведения альтернативных выставок, заручиться поддержкой тогдашнего правителя Франции Наполеона III, и со временем такая альтернативная презентация работ художников, отвергнутых оргкомитетом официального «Парижского Салона», получила название «Салон отверженных».
Модернизм принесет в искусство еще множество сенсаций и множество новых стилей. Это будет импрессионизм Альфреда Сислея, Клода Моне (не путать с Эдуардом Мане), Камиля Писсаро, постимпрессионизм Ван Гога и Поля Гогена, символизм Гюстава Моро и Михаила Врубеля, кубизм Пабло Пикассо.
Модернизм подарил нам скульптуру Огюста Родена «Мыслитель», кинетические эксперименты в скульптуре Наума Габо и Александра Колдера, высотное строительство и минимализм в архитектуре, целую плеяду величайших поэтов, писателей, музыкантов и композиторов.
А еще в эпоху модернизма зародился джаз и блюз, появился трагедийный театр и театр социальной маски, фотогения и монументальный стиль в только-только нарождавшемся кинематографе. При всем величии модернизма он все равно конечен и исчерпаем, как и потенциал любой другой эпохи. Поэтому на смену модернизму пришел постмодернизм.
О постмодернизме
Модернизм, выросший из отрицания прошлых устоев и создавший действительно, много нового со временем утратил потенциал к дальнейшему развитию, потому что развитие без связи с прошлым попросту невозможно. В противоположность модернизму постмодернизм построен на совмещении и смешении различных стилей.
Отчасти, конечно, постмодернизм тоже можно считать отрицанием. Как минимум, отрицанием монотонности и однообразия, к которым начал постепенно «скатываться» модернизм. Тем не менее симбиоз и плюрализм культур в большей степени отвечал веяниям второй половины 20 столетия, и потому получил развитие.
Тут стоит уточнить, что симбиоз и плюрализм культур включает в себя право на существование и развитие традиций модернизма. Другими словами, постмодернизм вполне можно было бы назвать «плюс модернизмом», потому что это не столько «вместо», сколько «в придачу». Но сложилось, как сложилось, поэтому будем пользоваться устоявшейся терминологией. Итак, как же чувствовал себя модернизм в эпоху постмодернизма?
В эпоху постмодернизма продолжили свое шествие традиции минимализма в архитектуре жилого строительства, зародившиеся в рамках модернизма, и в то же время появляются уникальные сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями, зарождаются новые архитектурные стили, такие как хай-тек и деконструктивизм.
Продолжаются начавшиеся во времена модернизма эксперименты с кинетическими скульптурами и появляется принципиально новое направление инсталляция, которое выходит за рамки привычного понимания скульптуры, но все равно относится к пространственному искусству.
В концептуальной живописи мы увидим прямые отсылки к творчеству модернистов, а в постмодернистской литературе – отсылки к художественным произведениям прошлых лет. К слову, такая интертекстуальность – отсылки к произведениям прошлых лет – стала отличительной чертой постмодернизма и прямым следствием его ориентированности на симбиоз и плюрализм стилей в искусстве.
Эпохе постмодернизма мы обязаны новыми стилями в музыке, такими как рок, рок-н-ролл, рэп, хип-хоп, рэгги, R’n’B, электронная музыка. И именно под влиянием постмодернизма сформировалась эстрадная популярная музыка в том виде и понимании, которое сохранилось до настоящего времени.
Разумеется, сама эстрадная музыка претерпела массу изменений, начиная от смыслового наполнения и заканчивая темпом мелодий, однако форматы подачи – телевидение, радио, концерты, гастрольные туры – сформировались именного тогда, и сохранились по сей день, обогатившись возможностями цифровых технологий.
Как же сравнивать эти две великие и по-своему значимые эпохи в искусстве? Думается, некоторые отличия вам интуитивно понятны уже из самого описания эпох. Давайте же конкретизируем ваши догадки и предположения.
Модернизм vs Постмодернизм
Итак, чем же, все-таки, конкретно отличается постмодернизм от модернизма? Значат ли эти отличия, что одно лучше другого, или каждый новый тренд – это не более чем ответ на новые вызовы новой эпохи? Давайте обратимся, как обещали ранее, к статье «О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике» [В. Брайнин, 2002]. Автор предлагает сравнивать признаки парами, чтобы яснее были видны отличия. Так выглядит его сравнительная таблица:
А теперь давайте рассмотрим более конкретно, что же имел в виду (мог иметь в виду?) автор статьи.
Отрицание прошлого в модернизме и адаптация прошлого в постмодернизме
Думаем, мы уже рассмотрели эти моменты достаточно подробно. Модернизм подарил нам множество новых стилей и направлений. Постмодернизм – вовсе не отказ от всего, чтоб было в модернизме либо ранее. Более того, если это «что-то» вписывается в насущную необходимость, оно получит дальнейшее развитие, как например, минимализм в жилищном строительстве в СССР.
Антимещанский пафос модернизма и деканонизация искусства в постмодернизме
Если модернизм, скажем так, «упивался» своим неприятием мещанских устоев прошлого, в постмодернизме мы никакого пафоса не увидим. Мы вообще не увидим границ дозволенного и недозволенного, поэтому нарушать и разрушать, по сути, нечего, и именно по этой причине нет почвы, чтобы упиваться свободой или вседозволенностью в искусстве.
Первичность как позиция модернизма и интертекстуальность как позиция в постмодернизме
Если в модернизме мы видим своеобразную попытку создавать «с нуля», делать то, чего никто не делал ранее, постмодернизм опирается на лучшие образцы искусства прошлого, и отсылки к работам творцов прошлых лет – художников, писателей, поэтов – абсолютно нормальная практика. Это позволило некоторым экспертам критиковать постмодернизм за некоторую «вторичность». Однако отказ от прошлого и абсолютная первичность модернизма во всем ведут в тупик и лишают потенциала к развитию.
Оценочность в самоназвании модернизма «Мы – новое» и безоценочность в самоназвании постмодернизма «Мы – это все»
Это, пожалуй, наиболее интересный постулат из статьи «О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике» [В. Брайнин, 2002]. Автор усмотрел в трендах модернизма и постмодернизма то, что можно считать «самоназванием». Далее остается лишь гадать, что круче, когда ты «новое» или когда ты просто «все, что есть».
Декларируемая элитарность модернизма и недекларируемая демократичность постмодернизма
Это постулат, скажем так, в продолжение темы. Если модернизм стремится к антимещанскому пафосу и в этом видит свою элитарность, постмодернизм формально никуда не стремится и вообще не имеет границ дозволенного и запретного. Поэтому в постмодернизме нет необходимости декларировать что-либо, и нам остается лишь констатировать факт демократичности постмодернистского искусства.
И если в модернизме взрывом сознания было обращение к обычным бытовым сюжетам наподобие завтрака на природе или работы в мастерской, в постмодернизме бытовая тематика зашла намного дальше, и к произведению искусства относится, например, изображение банок супа, которое сделал Энди Уорхол:
Преобладание идеального над материальным в модернизме и ориентация на коммерческий успех в постмодернизме
Искусство модернизма изначально ориентировано на личность человека как на самодостаточную ценность. Более того, представители модернизма решительно вступали в конфликт с функционерами от искусства, если те пытались фильтровать их работы на предмет допуска или не допуска к публичному показу.
Искусство постмодернизма изначально ориентировано на практическую сторону дела. Именно в рамках постмодернизма зародился поп-арт, где произведением искусства может стать даже обычная реклама. К поп-арту относится уже упомянутая работа Энди Уорхола «33 банки супа».
Скандальность модернизма и конформизм постмодернизма
Этот пункт в значительной степени производный от всех предыдущих. Модернизм как таковой начался со скандала, начиная от скандальности сюжетов картин первых модернистов Гюстава Курбе и Эдуарда Мане и заканчивая чередой скандалов в связи с не допуском их и многих других работ, выходящих за привычные рамки восприятия, на публичные художественные выставки. Постмодернизм изначально не ставит ограничений, что можно, а чего нельзя делать в искусстве, поэтому поводов для скандалов заведомо меньше.
Это основные пары признаков различий между модернизмом и постмодернизмом, выведенных Брайнином. На самом деле, пар признаков модернизма и постмодернизма для сравнения у Брайнина больше. Более того, в разных перепечатках и переводах статьи на другие языки мы увидим разное количество предлагаемых пар признаков для сравнения. Мы рассмотрели основные, потому что все остальные, так или иначе, перекликаются с уже рассмотренными признаками эпох.
И, как мы уже сказали вначале, сравнить модернизм и постмодернизм пытались многие культурологи. Свое видение различий модернизма и постмодернизма представил литературовед и писатель Ихаб Хассан в своей книге «Культура постмодернизма» [И. Хассан, 1985]:
Здесь мы видим явно более эмоциональную, нежели научную оценку различий. В принципе, такой подход имеет право на жизнь. Равно как и любое искусство имеет право на существование, как в рамках модернизма, так и в рамках постмодернизма, так и в рамках любого другого направления. И даже вне каких-либо рамок, что сегодня тоже актуально.
Чтобы лучше понять взгляды Хассана, будет удобнее ориентироваться на его авторские пояснения, которые он дает в своей статье «К концепции постмодернизма» [И. Хассан, 1987]. Как понятно из названия, основное внимание уделено постмодернизму. Но, поскольку мы уже разобрались и с тем, что такое постмодернизм, и с тем, что такое модернизм, этого вполне достаточно, чтобы понять различия этих двух направлений в искусстве, выведенные Ихабом Хассаном:
Предполагается, что модернизм этими свойствами не обладает, и именно в этом отличие модернизма и постмодернизма. Выше мы уже договорились, что любая точка зрения на любое течение в искусстве имеет право на жизнь, поэтому при всей эмоциональности и некоторой путаности данных Хассаном определений мы считаем нужным познакомить вас и с его взглядами.
Стоит уточнить дополнительно, что книга «Культура постмодернизма» вышла в 1985 году, а статья «К концепции постмодернизма» была написана в 1987 году. Соответственно, представленный анализ – это анализ по ситуации на тот момент, а именно по ситуации на 80-е годы 20 столетия. За последние 30-40 лет жизнь в целом и искусство в частности шагнули далеко вперед, наш словарь обогатился термином «метамодернизм», поэтому изложенные взгляды следует воспринимать именно с позиций 80-х годов прошлого столетия, а не с позиций сегодняшнего дня.
Так или иначе, благодаря основам истории искусства и аналитическим заметкам культурологов, взявших на себя труд сравнения двух больших эпох в искусстве, мы с вами разобрались, что же такое модернизм и постмодернизм, чем они отличаются и можно ли их сравнивать в принципе. Конечно же, это ни в коем случае не может быть сравнение по шкале «плохой – хороший» или «хуже – лучше».
Каждый тренд в искусстве – это продукт своей эпохи, хотя, разумеется, нельзя ставить знак равенства между искусством и социумом. В искусстве актуальность перемен всегда ощущается чуть раньше, чем даже в самом «продвинутом» обществе. А учитывая, что «продвинутая» часть всегда невелика в процентном соотношении к остальной консервативной части общества, именно искусство берет на себя роль локомотива грядущих перемен, которые со временем захватывают не только искусство, но и социум.
И еще один момент, на котором стоит остановиться, коль скоро речь идет о сравнении модернизма и постмодернизма. Любое сравнение направлений в искусстве будет более информативным, если будет наглядным. Детальный анализ произведений искусства модернизма и постмодернизма выходит за рамки статьи, посвященной общим трендам этих эпох. Однако если вас почему-либо заинтересовала эта тема или у вас есть желание поспорить с предложенными концепциями, оптимальным для вас вариантом будет изучение образцов творчества этих эпох в самых разных видах искусства: живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка, кино, театр.
Если вы ранее никогда не пытались самостоятельно анализировать произведения искусства и сравнивать культурно-исторические эпохи, рекомендуем получить базовые навыки на нашем курсе «История искусства». Этого будет достаточно, если вы далеки от гуманитарной сферы приложения усилий, и это может стать хорошей основой, на которой можно будет выстраивать более сложную конструкцию знаний, если вы мыслите себя историком, культурологом, журналистом, обозревателем.
Мы надеемся, что статья сподвигнет вас к знакомству с новыми шедеврами искусства разных эпох. А может, станет стимулом к своему собственному творческому развитию, когда вы поймете, что пора, наконец, эскизы превратить в картины, черновики – в рассказы, а стремление подбирать рифму и аккорды ко всему – в полноценный сборник стихов и песен.