На чем ездят китайцы у себя на родине
Китайцы, как мы: не чтут ПДД и предпочитают Volkswagen и Toyota
Россияне наверняка думают, что китайские водители в большинстве своем ездят на своих же машинах. Как бы не так! В Южном Китае вы можете целый день ходить по городу и не увидеть ни одного Chery и Great Wall. Главное — не быть сбитым на тротуаре.
Оговорюсь сразу: Китай — большая, даже гигантская страна. Мои личные впечатления касаются курортного острова Хайнань, а конкретнее — города Санья. Уверен, что в других регионах картина может отличаться.
Нравы на южнокитайских дорогах
Раньше я думал, что самое наплевательское отношение к пешеходам — в Петербурге и Москве. Особенно это было заметно, когда возвращаешься на родину из благополучной Европы. Но китайцы ездят так, что кажется, они просто не замечают переходящих дорогу людей. Причем не имеет значения, есть ли пешеходный переход. Да что там. Даже красный свет не всегда служит гарантией того, что транспортный поток остановится. В итоге для неподготовленного человека простой переход дороги оборачивается реальным стрессом.
Когда прогуливаешься по городу, звук автомобильных клаксонов преследует тебя повсюду. Поначалу эта какофония повергла меня в шок. Сигналят все: автобусы, скутеры, легковушки и грузовики. Такое ощущение, что водители держатся не за обод руля, а за кнопку клаксона, на которую им непременно нужно нажимать каждую секунду.
Другой особенностью является практически повсеместная парковка на тротуарах. Где-то она законная, где-то нет. Тем не менее ни разу за весь месяц моего пребывания здесь я не видел борющихся с нарушителями полицейских рейдов с эвакуаторами.
Никогда не смотрели ролики движения «СтопХам»? В них юные активисты, в частности, борются с любителями ездить по тротуарам. В Санья этим ребятам очень бы понравилось, работы тут для них — непочатый край. И минуты нельзя пройти по тротуару, чтобы не раздался сигнал клаксона едущего позади мотоцикла или скутера.
Вносят двухколесные агрессоры свою лепту и в процесс перехода дороги по «зебре». В большинстве известных стран в этот момент достаточно просто смотреть вправо и влево, контролируя транспортный поток, движущийся по дороге. Но ведь мы в Китае! Так что не забывайте смотреть и назад. Там наверняка едет пронырливый скутерист, использующий пешеходный переход по своему усмотрению.
Но если вы уже решили, что китайцы сплошь безответственные лихачи и хамы, то это не совсем так. Превышений скорости, бессмысленных метаний по дороге, «подрезаний» и дорожных разборок, так любимых русскими Шумахерами, нет и в помине. Трафик достаточно плотный, но ДТП я видел всего пару раз.
В обоих случаях это были всего лишь мятые бамперы, ничего серьезного. Бесконечные гудки клаксонов, непрекращающиеся целый день и заставляющие шарахаться неподготовленного человека, на самом деле всего лишь предупреждение другим участникам движения, своеобразная страховка от непредвиденных маневров, а ни в коем случае ни хамство.
Да и злого умысла по отношению пешеходам у китайских водителей вовсе нет. Просто тот, у кого колес больше, тот и главнее. Такая китайская философия. И переходить дорогу можно без опаски, главное — предельно внимательно и аккуратно, а еще лучше — с оглядкой на местное пешее население. Уж оно-то точно знает повадки своих четырехколесных соотечественников.
Автопарк Южного Китая
Большинство автомобилей на китайских дорогах — это седаны. Как правило, модели среднего и бизнес-класса. Чуть в меньшем количестве встречаются среднеразмерные кроссоверы вроде Honda CR-V и Mazda CX-5. Более крупные представители этого класса, например, столь любимые россиянами Mercedes GL, попадаются гораздо реже, равно как и крупные внедорожники.
Немалое количество минивэнов на дорогах объясняется курортной спецификой города. Эти автомобили очень любят владельцы отелей, используя их для развозки гостей. Очень мало хэтчбеков, при прочих равных китаец выберет аналог в кузове «седан». Иногда, в основном в горных районах, встречаются пикапы, но, как правило, это старые китайские модели, использующиеся фермерами для рабочих нужд. А вот универсалов я практически не встречал. И еще немаловажный момент! Подавляющее большинство автомобилей имеет АКПП.
Отдельно стоит упомянуть возраст автомобилей, используемых жителями Санья. Скажем так, машины старше десяти лет мне попадались крайне редко. Особенно контрастно это выглядит по сравнению с Европой, где, по субъективным ощущениям, машин производства конца девяностых в пользовании гораздо больше. К выбору цветов китайцы подходят достаточно консервативно, предпочитая спокойные, некричащие тона. Преобладают черный и серебристый колеры.
Многие полагают, что рядовые китайцы передвигаются в основном на продукции собственного производства, различных BYD и Geely. Это заблуждение. Большей частью по улицам города передвигаются японские и европейские модели. Я знал заранее, что мировые производители имеют тут сильные позиции, но то, что, гуляя по городу целый день, есть шанс вообще не встретить Geely или Great Wall, стало для меня откровением.
Наиболее распространенными марками в Санья являются WV и Toyota. «Фольксвагены» представлены различными вариантами Passat прошлого поколения и Jetta для местного рынка. Знакомый нам относительно новый B6/B7 именуется Magotan, но таких машин мало. Основная масса такси — также «Фольксвагены», хотя встречаются и корейские Hyundai Sonata местного производства.
Очень разнообразен местный модельный ряд Toyota. Он состоит не только из знакомых нам Camry, Corolla, Highlander и RAV4. В Китае уже несколько лет производят в леворульном исполнении легендарную модель Crown. Не менее интересна модель Reiz — китайская вариация Mark Х.
Нам Geely, Haval и Chery, а всё лучшее себе? Какие бренды популярны в Поднебесной, и чем их «китайцы» отличаются от наших
Такое многообразие родного автопрома, как в Китае, россиянам и не снилось.
Противники китайского автопрома нередко заявляют, что автопроизводители из Китая живут за счет экспорта, отправляя свои автомобили в страны вроде России и Индии, а сами жители КНР ездят чуть ли не сплошь на иномарках. Пора разобраться, на чем все-таки ездят в Поднебесной, какие бренды там популярны, и чем их «китайцы» отличаются от наших.
В крупных городах вроде Пекина действительно очень много иномарок, но в остальных их процент на дорогах не превышает количество автомобилей китайских производителей. Да, богатый китаец, вероятнее всего, приобретет себе Buick, Range Rover или на худой конец Volkswagen, но то же самое делают и наши водители, с повышением уровня заработка пересаживающиеся с «ВАЗиков» на иномарки. Также там набирает обороты электротранспорт и создается соответствующая инфраструктура.
Родных же автомобильных брендов в Китае насчитывается около сотни. Самый крупный автопроизводитель — шанхайский концерн SAIC, имеющий совместные предприятия с брендами GM и Volkswagen. Также в него входят китайские бренды: Baojun — бюджетная альтернатива «Шевроле» и «Бьюикам», Wuling и Roewe. Еще один крупный китайский концерн — FAW, также сотрудничающий с «Фольксваген», только в отличие от SAIC берущийся за производство дорогих моделей VW, а не «бюджеток». Из китайских брендов FAW производит автомобили Xenia, Besturn, Haima и Jumpal, а также правительственные машины Hongqi.
3-й значительный игрок на авторынке Китая — это компания Dongfeng, уже более знакомая российским автомобилистам, имеющая помимо одноименной китайской линейки моделей СП с PSA Group, Hyundai, Nissan, Mitsubishi и другими производителями. Да и 4-й из самых крупных автоконцернов Поднебесной для россиян не незнакомец — это Changan, сотрудничающий также с Suzuki, Ford, Mazda и теми же PSA.
После перечисления такого ряда неизвестных российскому пользователю китайских автомобильных гигантов можно подумать, что в РФ они отправляют одни «отходы»: дескать, нам Geely, Haval и Chery, а всё лучшее себе. Но это не совсем так: просто эти бренды относятся как раз к тем компаниям, которые плотно связаны с зарубежными инвестициями и охотно работают на экспорт. В их числе и Great Wall, куда входит люксовый суббренд Haval, Wei, Lifan, Brilliance, Chery, Zotye, Geely и много других.
Отсюда подходим к тому, что различия между китайскими авто в Поднебесной и теми, что продаются в России, есть. Прежде всего, из-за таможенных пошлин, направленных на поддержку российского автопрома, «китайцы» в РФ стоят ощутимо дороже, чем у себя на родине.
И «Ниву» купить на сдачу: ТОП-5 SUV до 2 миллионов, которые можно взять вместо Toyota LC Prado 150
От «коробчонки для оффроуда» до китайского кросс-купе – каждый сможет выбрать вариант на свой вкус.
10 любопытных фактов о китайских машинах
Изучаем автопром нашего восточного соседа и оцениваем его перспективы
«Китайские машины»… У большинства из нас это словосочетание вызывает фенольные воспоминания об «ароматных» салонах и жутком пластике, но не спешите с выводами.
Китайский автомобильный рынок — крупнейший в мире
Он не просто крупнейший, он обходит прежнего лидера — США, очень серьезно: в 2012 году в Китае купили 19 млн машин, в Америке — 14 млн. Для сравнения, российский и немецкий показатели — порядка 3 млн.
Раньше каждый уважающий себя производитель стремился застолбить место в Северной Америке, но теперь баланс сместился в пользу Китая. Это мы думаем об их авто с усмешкой, а у биг-боссов автобизнеса Китай — это что-то вроде тринадцатой зарплаты. Этакая приятная финансовая неожиданность на фоне старосветской рецессии.
Китайцы не слишком любят китайские машины
В списке ТОР-30 самых популярных моделей Китая, лишь три — истинно китайские. Это Great Wall Haval H6, Emgrand EC7, Great Wall Voleex C30. Лучший из Chery — QQ — на 31 месте, лучший из BYD — на 58.
На чем ездят китайцы?
Китайское правительство сделало интересную вещь для развития автопрома. Во-первых, оно фактически запретило импорт иномарок. Во-вторых, любой иностранный производитель, желающий откусить от крупнейшего рынка в мире, должен организовать совместное предприятие с китайской компанией. Более того, отдать ей более половины акций — фактически, контроль над предприятием.
Китайцы покупают в основном адаптированные для них модели известных фирм (Volkswagen, General Motors, Ford, BMW), производимые на паях с четырьмя промышленными монстрами: SAIC, Chang’an, FAW, Dongfeng.
Сейчас десятка самых популярных моделей в Китае выглядит так: Volkswagen Lavida, Ford Focus, Buick Excelle, Volkswagen Sagitar, Chevrolet Sail, Volkswagen Jetta, Volkswagen Passat, Volkswagen Bora, Nissan Sylphy, Chevrolet Cruze.
Пусть вас не смущают странные названия моделей, например, Chevrolet Sail — это «наш» Aveo, а Volkswagen Lavida — сильно модернизированная Jetta.
Но даже привычные модели выпускаются под патронажем китайцев, и Ford Focus делает корпорация Chang’an.
Важный момент — экспортировать продукты совместных предприятий запрещено. На этом настояли другие страны, иначе Китай просто утопил бы мир в машинах Made in China.
Говорят, россияне любят седаны (кстати, очень спорное суждение). Так вот, китайцы любят седаны еще больше, и в их понимании седан должен быть еще и длинным. Причем, не важно, какие пропорции считают идеальными европейцы — китайцы любую машину стремятся превратить в таксу, растягивая ей колесную базу.
Что интересно, этот длиннобазный тренд начал просачиваться за пределы идейной родины. Skoda Superb вылупилась из растянутой для Китая версии Volkswagen Passat, а появившиеся недавно Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan созданы на платформа, нарощенных под Китай. Для него размер имеет значение.
К исконно китайским машинам легко относиться с пренебрежением, но когда мы сравниваем их с мировыми грандами, нужно понимать — мы сравниваем пятилетнего ребенка и мужчину в расцвете сил. Что удивительного в том, если второй быстрее бегает и лучше играет в шахматы?
Если большинство столпов автопрома зародились в начале прошлого века, то Chery образовалась в 1997 году, автомобильное подразделение Lifan — в 2005, Geely хоть и пыталась «автопромить» в середине 80-х, за ум взялась в 2002.
И если учесть временную шкалу, прогресс впечатляет.
В 2006 году китайская марка Brilliance (кстати, партнер BMW) начала экспорт собственной модели BS6 в Европу. Но в тесте EuroNCAP седан набрал 1 звезду из пяти возможных — катастрофический результат.
В 2013 году седан Qoros (бренд принадлежит Chery) набрал пять звезд по методике EuroNCAP.
Ближе, чем вы думаете
Китайская продукция прочно ассоциируется с чем-то недорогим и не всегда качественным, хотя это давно не так: они оккупировали рынок электроники, игрушек, домашней утвари, бытовой техники и много чего еще. Мы сидим за китайскими клавиатурами (вполне качественными) и смотрим в китайские мониторы. Просто нужно делать различие между китайской кустарщиной и продукцией серьезных предприятий.
Иногда мы ездим на машинах с китайскими следами, не подозревая об этом. Под капотом Audi можно найти на некоторых узлах шилдики Made in China, двигатель Hyundai Solaris и Kia Rio делают в Китае, а одно время Honda поставляла на российский рынок Jazz из Поднебесной.
Китайцы прекрасно осознают свои технологические слабости, и не стесняются привлекать иностранный опыт. Они покупают известные компании — можно вспомнить приобретение Volvo китайской Geely или возможную покупку части акция PSA (Peugeot-Citroen) корпорацией Dongfeng, с которой у французов и так сложились весьма тесные отношения.
Они нанимают иностранцев: нашумевший Qoros построен, фактически, европейцами. За шасси и двигатель отвечает Клаус Шмидт, бывший глава M-Division у BMW, за безопасность — специалист Saab Роджер Малксуссон, а за дизайн — Герт Хилдебранд, автор стилистического ренессанса марки Mini.
Китайцы заказывают разработку дизайна и отдельных узлов итальянским, английским и немецких фирмам. Одно время они злоупотребляли нелицензионным копированием, но этот этап по большому счету в прошлом: сейчас они либо покупают права на разработку, либо делают сами с привлечением иностранцев.
России от китайского автопрома досталось: если посмотреть статистику продаж за последние 10 лет, она напоминает американские горки. В 2007 году Chery показала прирост продаж в три раза, а следующие два года так же стабильно падала, после чего снова пошла в разгон, снова упала, чтобы опять воскреснуть.
Некоторые марки и вовсе появлялись на год-полтора, чтобы бесследно сгинуть: Tianma, ZX, Tianie, Hafei — да все и не вспомнишь. Причины понятны: торговать китайскими марками можно было в чистом поле, без автосалона, без персонала, без долгосрочных гарантий. Приходили сомнительные фирмы, продавали энное число машин до появления негативного репутационного следа, тихо-тихо исчезали.
Ситуация меняется: сейчас у китайских машин появляются серьезные импортеры, а состав марок более-менее выровнялся. В лидерах на нашем рынке — Geely, Lifan, Great Wall, Chery.
Китайский автопром копит критическую массу. Еще лет пять-семь, вероятно, мы будем относиться к нему с пренебрежением. Но складывается впечатление, что прорыв уже не за горами: изобилие новых моделей, все лучший уровень проработки, все более серьезные люди во главе проектов…
Производители из Китая идут примерно тем же путем, что их южнокорейские коллеги: не ограничиваются дешевыми поделками, но стремятся встать вровень с лидерами. В том числе и по цене: так, Qoros 3 стоит в Европе 16−20 тысяч евро — лишь чуть дешевле, чем одноклассник, Volkswagen Jetta. Будет ли спрос? В этом основная интрига. Следите за развитием событий.
По итогам июня наиболее востребованным авто в Китае становятся машины местного производства. По крайней мере, в топовую «пятерку» популярных кроссоверов вошли три модели, которые реализуются под китайскими марками.
Эксперты портала «Новые автомобили», исследовав показатели продаж на рынке Поднебесной за минувший месяц, составили ТОП-5 представителей сегмента SUV. Звание бестселлера завоевало третье поколение кроссовера марки Haval. Речь идет о модели H6 в обновленном исполнении. На нем за отчетный период остановили свой выбор 26,77 тысяч человек. Спрос увеличился на 17,4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
Ближайшим конкурентом для лидера рейтинга стал китайский автомобиль Changan CS75. Объем реализации этой модели составил 20 000 экземпляров. В этом случае спрос, напротив, уменьшился. Количество проданных авто снизилось на 3,5 процента.
Бронзовым призером стал кроссовер японской марки. Это Honda CR-V, который лишь немного уступил Changan CS75 по показателю продаж. С эти авто было заключено в общей сложности 19,25 тысяч сделок, что больше на 26,5 процента. Данная машина ценится за функциональность и надежность.
На четвертой строчке расположился китайский автомобиль от концерна Geely. Речь идет о машине Atlas Pro с показателем в 18,13 тысяч единиц. Спрос в этом случае увеличился на 1,4 процента. Совсем недавно данная модель появилась на российском рынке, а вот у себя на родине она уже успела завоевать доверие у местных жителей.
Пятое место замыкает японский кроссовер Toyota RAV4. Дилерам в июне удалось реализовать 17,32 тысячи экземпляров. В данном случае автомобиль стал более востребованным в годовом выражении. Спрос возрос на 3,2 процента. Таким образом, в рейтинге оказались только китайские и японские кроссоверы, которые вошли в ТОП-5 самых востребованных кроссоверов на территории Поднебесной по итогам июня 2021 года.
Что касается лидера списка, то впервые среднеразмерный кроссовер Haval H6 появился на дорогах в 2011 году. Он выпускается подразделением китайской компании Great Wall Motors. До того, как была зарегистрирована отдельная марка Haval, модель была известна под названием Great Wall Hover H6. Сейчас автомобиль ушел с российского рынка.
Это не китайцы: самые продаваемые марки авто в Китае
Об успехах китайского автопрома сказано немало. Китай по количеству производимых ежегодно машин является крупнейшим автопроизводителем в мире.
На фоне успехов Поднебесной неоднократно поднимается вопрос о том, что, дескать, скоро наши восточные соседи завоюют автомобильный рынок России, Европы, мира. Однако на самом деле дела обстоят несколько иначе.
Китайский автомобильный рынок огромен. За 2018 год в Китае продано более 28 миллионов новых машин. Для сравнения в Германии за аналогичный период продано 3.4 миллиона автомобилей, в России – 1.8 миллиона, в Испании – 1.3 миллиона, в Польше – 531 тысяча, в Украине – 80 тысяч.
По сути во всем ЕС за 2018 год продано только 15.6 миллионов автомобилей, а в США – 17.3 миллиона.
Казалось бы, вот и объяснение гигантских масштабов производства Поднебесной, но не все так просто. Как показывает статистика, самые популярные, продаваемые авто в Китае — это далеко не китайские марки.
Итак, на первом месте разместился, нет, не всем нам знакомый Geely или Haval, а Volkswagen. Ему удалось за 2018 год реализовать в Китае более чем 3.1 миллиона авто. С такими же суббрендами, как Audi и Skoda, концерн VAG реализовал более 4 миллионов авто, то есть больше, чем всего продано новых авто за год в Германии (всех брендов). К слову, упомянутые Geely и Haval вместе едва ли реализовали половину от продаж только бренда Volkswagen.
На втором месте по продажам также не китайский бренд. Японской компании Honda удалось реализовать более 1.4 миллиона новых машин.
Замыкает тройку лидеров Toyota. Компании удалось реализовать почти 1.3 миллиона автомобилей.
И только на четвертом месте, с результатом чуть более миллиона проданных авто появляется первый китайский бренд – ChangAn. Примерно такие же показатели продаж и у бренда Nissan.
Наиболее знакомые в СНГ уже упомянутые Geely и Haval расположены на 10 и 12 месте, между ними расположился Hyundai, который имеет примерно аналогичный уровень продаж – в районе 800 тысяч автомобилей.
Такой же известный у нас бренд, как Chery, китайцы покупают реже, чем Audi или Mercedes-Benz – всего 489 тысяч проданных авто. Для понимания ситуации в России: за 2018 год продано 360 тысяч автомобилей Lada, при этом население России в 10 раз меньше.
Представленная в России марка Lifan не набирают у себя на родине и 80 тысяч проданных авто. Продажи Zotye тоже не блещут. К слову, Lifan в России находится на более высоком месте, нежели у себя на родине.
В новостях мы можем часто читать, что у нас в продаже может появится тот или иной кроссовер от именитого бренда. Впоследствии выясняется, что модель изначально разрабатывалась или уже продается в Китае. Это собственно неудивительно ведь китайский рынок приносит огромные средства автоконцернам.
Можно долго рассуждать на тему, захватит ли Китай рынок России или ЕС, но на данный момент ему еще не удалось одержать победу и на собственном рынке. Многие же бренды, представленные в СНГ, и вовсе являются аутсайдерами, проигравшими битву за покупателя у себя дома. Доля проданных новых автомобилей китайских брендов по итогу 2018 года составила 42%. При этом годом ранее показатель составлял 44%.
Самым же продаваемым автомобилем года стал Volkswagen Lavida. Реализовано более полумиллиона авто.
На втором месте Nissan Sylphy, третье – за китайским минивэном Wuling Hongguang.