На чем ездят поезда дальнего следования
На каком топливе ездят поезда?
Поскольку речь в заголовке идёт о топливе для поездов, а под этот термин, согласно толкового словаря Владимира Даля изначально попали и повозки, запряжённые лошадьми, и следовавшие друг за другом, в частности при свадебной церемонии, представляя собой единый «свадебный поезд». Значение последнего слова происходит от русского слова поездка. В этом случае, топливом для лошадей служил овёс.
Когда гужевой транспорт утратил своё значение, как транспорта междугороднего сообщения и остался только в качестве транспортной единицы в городской черте, то значение слова «поездной состав» люди стали применять уже только к железной дороге.
В дальнейшем значение слова многократно изменялось и дополнялось новыми техническими терминами, включая в определение наличие опознавательных и световых сигналов, перечисляя технические средства, оговаривая условия, которые могли попадать под данное значение.
В последующем времени появились исключения, которые не могли считаться и называться «поездом», начиная с автомобильного транспорта.
Наступление паровозной эры к нам пришло в девятнадцатом столетии и безраздельно «царствовали» на железных дорогах мира до середины двадцатого века, пока не появились в массовом масштабе первые тепловозные локомотивы, а затем и электровозы.
Исходя из названия первых машин паровозов на железной дороге, то работу их двигателя обеспечивал пар, а для его производства было необходимо топливо, и это был знаменитый уголь. Несколько позже, в районах, где шла добыча нефти, использовали для паровозных локомотивов тяжёлое мазутное топливо. Но всё же в масштабе нашей России, на территории Европейских стран и на Американском континенте изначально топливом для паровоза служил только уголь. В лихую годину р6еволюционных дней, а также в период Гражданской войны, в паровозных топках сжигали древесину или торф, иногда в качестве уже совсем экзотического топлива использовалась сушёная рыба. На паровозном локомотиве в качестве хранения угольного топлива служил тендер. В таком вагоне хранились и запасы воды. На локомотивах, у которых отсутствовал подобный тендер, всё своё угольное топливо и воду хранилось на самом паровозе. По этой причине, такая модификация локомотива получила название «паровозного танка».
Твёрдое топливо сгорало в котловой топке. Для обеспечения его сгорания использовалась колосниковая решётка. Отходы в качестве шлака и золы собирались, в так называемом, зольнике, предварительно проходя через сито специальной решётки.
С помощью большого количества жаровых и дымогарных труб происходил теплообмен и осуществлялся нагрев воды в котле, образуя тот самым пар, который направлялся непосредственно в паровую машину, что обеспечить движение локомотива, активизируя кривошипно-шатунный механизм, что в итоге трансформировалось во вращательное движение паровозных колёс.
Следует отметить что инженеры-создатели паровозного чуда шли весьма сложным путём, изобретая свою машину. Изначально, они больше полагались на свою интуицию, чем на конкретные расчёты.
Техника, которая совершенствовалась, могла долго служить людям. В этом случае, инженеры находились на правильном пути, будучи в постоянном творческом и техническом поиске, в том числе и новых видов топлива. Для этих целей, энтузиасты предлагали научится правильно сжигать угольную пыль, что в значительной степени могло увеличить коэффициент полезного топлива используемого древесного угля. При этом топочные объёмы могли не увеличиваться. Но все эти предложения, были лишь теоретическими выкладками, не имея под собой твёрдой практической почвы. В итоге, угольная пыль не стала служить в качестве топлива, поскольку изобретатели так и не добились эксплуатационной надёжности пылеугольных единиц паровозных локомотивов. Обуздать процесс сгорания угольной массы, в том числе и угольной пыли, именно, при высоких температурах в полной мере не удалось. Поэтому от этой разновидности топлива отказались.
После этого началась эра поиска и создания дополнительного оборудования для повышения эффективности используемого угольного топлива. Так появились первые стокеры «Дуплексы», которые обеспечили двухстороннюю подачу твёрдого топлива в топочное жерло. В ССР аналогичное было установлено на паровозных модификациях «ИС» и «ФД».
Американские изобретатели предложили паровозникам, так называемые, механические устройства: «пушеры», которые успешно производили разрыхление смёрзшегося угля непосредственно в тендере. В итоге, уже разрыхлённое топливо посредством транспортёра, подавалось непосредственно на стокер.
В двадцатом веке появились транспортные единицы в виде тепловозов, на которых применялось уже дизельное топливо для силовых установок. Это мог быть непосредственно дизельный двигатель или устанавливалась газовая турбина. Правда, поездной состав вагонов продолжал ещё долгое время отапливаться угольком.
Затем появились первые электровозы, который изначально потребляли в качестве топлива
Электрическую энергию постоянного тока. В последующем, постепенно стали переходить на использование уже переменного тока. Данная разновидность транспортных единиц зарекомендовала себя, как экологически чистый транспорт. Выброс вредных веществ значительно сократился.
Нужен ли QR код для поездок в поезде по России, когда будут введены QR коды в поездах
Поездки на поезде для многих являются важными. Кто-то пользуется этим транспортом для путешествия в туристических целях, другие для командировок по рабочим вопросам, а некоторые каждый день пользуются электричками чтобы добраться до работы в городе. И коронавирусная пандемия здесь, как и везде, внесла свои изменения.
Нужен ли QR код для поездок в поезде по России
Конкретно сейчас, QR-код для путешествия внутри страны на всех поездах РЖД не требуется. Но он понадобится с 1 февраля 2022 года.
Это было объявлено 12 ноября на брифинге
«Брифинг Татьяны Голиковой и Министра транспорта Виталия Савельева»http://government.ru/news/43788/
До 1 февраля 2022 будет переходный период: если необходимых документов нет, можно предъявлять отрицательный ПЦР-тест. После 1 февраля такая возможность будет только у граждан с медотводом. Как объяснила Татьяна Голикова, переходный период дается, чтобы граждане могли подготовиться: привиться, если этого еще не сделали, и разобраться с документами.
Какие QR-коды подойдут для проезда в поезде с 1 февраля 2022 года
С 1 февраля 2022 года попасть в поезда РЖД можно будет только по QR-кодам. Для этого подойдут только QR-коды свидетельствующие о прохождении полного курса одно-или двухкомпонентной вакцины, а также о перенесённом ранее заболевании COVID-19. Первый действует в течение года, второй — полгода. Также можно будет попасть на поезд, имея медицинский отвод, который подтверждён подписью и печатью врача. Эти ограничения касаются всех пассажиров возрастом от 18 лет. До 18 лет путешествовать в поездах РЖД можно будет без QR-кода.
QR-код, свидетельствующий о наличии отрицательного ПЦР-теста, а также справка от врача о получении одной дозы двухкомпонентной вакцины, с 1 февраля 2022 года не действительны для посадки на поезд.
Итак, с 1 февраля 2022 года попасть в поезда РЖД можно будет только по QR-кодам, такое правило будет действовать до 1 июня 2022 года.
Почему до 1 июня? Как объяснила Татьяна Голикова:
Мы рассчитываем, что все-таки удастся достичь показателей коллективного иммунитета, которые мы установили как критериальные — 80% взрослого населения.
Отличия между поездом и электричкой
Ныне железная дорога имеет развитую сеть. Добраться железнодорожным транспортом можно практически до любого населенного пункта. Люди ездят на дальние и короткие расстояния. Иногда пассажиры не видят особой разницы между поездом и электричкой. Внешне они действительно похожи, хотя отличаются внутренним обустройством и назначением. Понять, в чем разница, не так и сложно, если поближе присмотреться.
Особенности электрички
Электропоезд (так еще называют электрички) внешне похож с пассажирским поездом, но при этом имеет ряд отличий. Электрички предназначены для перевозки пассажиров на пригородных маршрутах. Они курсируют между районами, иногда между областями.
Для движения электропоездов необходимо электричество. В связи с этим они могут передвигаться только по электрифицированным путям. Питание обеспечивается от линий постоянного или переменного тока. Количество вагонов может быть от 4 до 14. Обычно используется парное количество. Необходимое число вагонов рассчитывается для каждого направления отдельно в зависимости от пассажиропотока.
Электричка приводится в движение мотовагонами. Они размещаются с обеих сторон. Если вагонов много, с каждой стороны может быть несколько мотовагонов.
Весомое отличие электропоезда заключается в том, что он способен разгоняться до большой скорости на коротких дистанциях.
Важные особенности поезда
Считается, что название «поезд» произошло от поездки. Дело в том, что поезда предназначены для движения на дальние расстояния. Представляют они собой составы из локомотива (одного или нескольких), отвечающего за движение, и вагонов, в которых размещаются пассажиры. Работать локомотив может от электроэнергии или дизельного топлива. Второй вариант обычно применяется на участках, где отсутствуют электрифицированные линии, то есть, нет доступа к электричеству. Все вагоны номеруются. Поезд имеет «голову» и «хвост». Может быстро передвигаться на дальние расстояния, хотя скорость зависит от модификации локомотива и других факторов.
Основное сравнение
Электрички приводят в движение мотовагоны, а поезда – локомотивы. Электропоезда могут ездить только от электричества. При отсутствии электроэнергии перевозка пассажиров, да и просто движение, невозможны. В поездах в подобных ситуациях используется дизельное топливо.
Электрички применяются исключительно для пригородных маршрутов. Поезда осуществляют перевозки пассажиров по всей стране. Используются они и для международного сообщения.
Поездка в электричке часто занимает много времени, хотя движется она быстрее поезда. Связано это с частыми остановками. Поезда не останавливаются на каждой остановочной станции. На некоторых маршрутах они и вовсе делают всего 2-3 остановки, что существенно сокращает время в пути.
Внутренние отличия
Электрички и поезда существенно отличаются внутри. В поездах уровень комфорта выше. В них имеются вагоны-рестораны, а также пассажирские вагоны разных классов – от плацкарта до люкса. В электропоездах предусмотрены только сидячие места.
Важной особенностью поездов является обслуживающий персонал. Также в каждом вагоне имеются туалеты, кулеры с холодной и горячей водой. В пути можно выпить чаю или кофе, заварить лапшу быстрого приготовления. В электричках нет проводников. Встретить можно только контролеров, которые проверяют билеты. Перечисленные удобства обычно отсутствуют, а туалет предусмотрен один на весь электропоезд. Разница в комфорте связана с тем, что пассажиры поездов путешествуют на дальние расстояния. Иногда они находятся в пути несколько дней.
Ныне существуют электрички повышенной комфортности. В таком случае имеется кулер с водой, бар. В вагонах установлены телевизоры, розетки для зарядки гаджетов, но проводники отсутствуют. Наличие обслуживающего персонала играет важную роль. Проводник принесет горячие напитки, может оказать доврачебную помощь, вызовет полицию при необходимости или разбудит на нужной станции.
Чем отличается паровоз от поезда?
Хотите знать, чем отличается паровоз от поезда? Если объяснить просто, то разница между ними примерно такая же, как между двумя лошадьми, одна из которых запряжена в повозку.
Лошадь можно уподобить паровозу, а лошадь с повозкой — поезду. Далее разберем подробнее.
Что такое паровоз
Паровоз — это вид локомотива, то есть рельсовой самоходной машины, которая тянет за собой вагоны. Работает он на паровом двигателе.
Это был первый рельсовый транспорт, благодаря которому появилась железная дорога. Первый паровоз изобрел английский инженер Ричард Тревитик в 1801 году. В России такая техника впервые появилась в 1834 году.
В XIX–первой половине XX вв. паровые поезда совершали больше всего перевозок. Теперь паровозы используются мало: их заменили более современные локомотивы — тепловозы, электровозы, электротепловозы, газотурбовозы.
Самым быстрым паровым локомотивом стал английский паровоз «Mallard» («Дикая утка»). 3 июля 1938 года он установил рекорд в 202 км/ч.
Самыми большими и тяжелыми паровозами в мире считаются американские машины Класса 4000 «Big Boy». Длина их достигала больше 40 м, а масса свыше 548 т.
Сегодня для широкого круга людей паровые локомотивы существуют в виде памятников или как части ретро-поездов, которые ездят в туристических, развлекательно-познавательных целях.
Что такое поезд
В общепринятом понимании, поезд — это железнодорожный состав из одного или нескольких локомотивов и вагонов. Поезд едет за счет локомотива или моторного вагона, которых может быть несколько.
В более узком смысле к поездам еще относят локомотивы и моторные вагоны без прицепных вагонов, а также самоходные подвижные составы, которые отправляют на железнодорожный перегон. Они имеют положенные для поездов установленные звуковые и видимые сигналы.
Первый вагон поезда называется «головой», а конец состава — «хвостом». Перед отправлением железнодорожному составу выдается номер, по которому его отличают от других поездов.
Поезда различаются по назначению. Выделяют виды:
Вагоны пассажирских составов бывают разных типов:
Поезда различают по дальности следования и скорости. Электрички перемещаются на небольшие расстояния, а поезда дальнего следования осуществляют перевозки через всю страну.
В пассажирских составах дальнего следования есть полки для сна, туалеты, устройства для кипячения воды. Проводники выдают постельное белье и следят за порядком.
Водят составы машинисты, кабины которых оборудованы специальными приборами. У машинистов есть помощники. Обслуживают поезда целые бригады.
Разница
В чем же состоят отличия? Если объяснять просто, как для детей, чем поезд отличается от паровоза — то паровоз можно сравнить с автомобилем, а поезд — с автомобилем с прицепом.
Как автомобиль тянет за собой прицеп, так паровоз тянет за собой вагоны. Паровоз — это железнодорожная рельсовая машина, или локомотив, а поезд — это локомотив (паровоз, тепловоз, электровоз, теплоэлектровоз, газотурбовоз) вместе с вагонами.
Еще можно добавить: паровоз отличается от поезда отсутствием специальных сигнальных знаков. Поезд же имеет установленные звуковые и видимые знаки.
Как экономить на билетах на поезд: подробная инструкция
Я часто путешествую, и больше всего мне нравится ездить на поездах.
Я каталась на них по России и за границу — в Хельсинки, Ригу, Петрозаводск, Хабаровск, Казань и Крым. За годы туризма поняла, что для путешествий совсем не обязательно иметь много денег. На поездках можно неплохо сэкономить, если знать, когда и как покупать билеты, отслеживать акции и использовать бонусы.
В статье расскажу, какие способы помогают мне меньше платить за путешествия по железной дороге. Они универсальны для всех поездов и маршрутов.
Как победить выгорание
Следить за календарем тарифов
Цены на билеты РЖД в течение года меняются по графику гибкого регулирования тарифов. В зависимости от сезона и календарных праздников тарифы то повышаются, то понижаются, но максимальная надбавка — 20%.
График изменений тарифов есть на сайте РЖД. В нем указано, в какие дни билеты дорожают или дешевеют. Советую заглядывать в него перед планированием поездки.
Р ниже, чем в январе. Источник: tutu.ru» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Выбирать непопулярные даты и время отправления
График гибких тарифов — не единственное, что влияет на цену. Еще у РЖД действует система динамического ценообразования: чем больше спрос, тем выше стоимость. Это значит, что цена билетов меняется в зависимости от числа свободных мест, количества дней до отправления, популярности маршрута.
Раньше в РЖД продавали билеты за 45 суток. В первый день продажи цены были ниже всего, поэтому в кассы выстраивались очереди. Теперь билеты по России продают за 90 дней. Но нет гарантии того, что за 90 суток они будут дешевле, чем за 60.
Я сравнивала билеты в разные даты по разным направлениям — из Москвы в Казань, Адлер и Уфу. В диапазоне за 45, 60 и 90 суток нет закономерного роста цен. Билеты могут быть дороже и дешевле независимо от даты. Но я смотрела билеты на весну. В это время люди путешествуют меньше, чем летом. В сезон летних отпусков и школьных каникул билеты лучше покупать заранее.
Цены на билеты в феврале 2021 года
Дата покупки билета | Москва — Казань | Москва — Адлер | Москва — Уфа |
---|---|---|---|
За 45 суток | 1129 Р | 2727 Р | 1668 Р |
За 60 суток | 1148 Р | 2324 Р | 1668 Р |
За 90 суток | 1791 Р | 3076 Р | 2761 Р |
Еще на стоимость влияет день недели и время отправления поезда. Билет на ранний утренний рейс иногда дешевле, чем на более поздний. В пятницу, субботу и воскресенье билеты часто дороже. В июле и августе люди обычно уходят в отпуска, поэтому цены выше, чем, например, в феврале.
Из-за динамического ценообразования тариф может меняться в течение нескольких часов или минут, если в какой-то момент спрос будет высоким. Это происходит автоматически. Вывод один — ждать до последнего невыгодно: шансов, что билет подешевеет, нет.
Выбирать дешевые места в вагоне
Менее комфортные места часто стоят дешевле. Цены на верхние и верхние боковые полки почти всегда на 15—30% ниже. Места у туалета обычно стоят на 30—40% дешевле.
Пользоваться льготами и скидками
Для детей. Дети до 5 лет едут в поезде бесплатно, если не занимают дополнительного места. Это правило работает почти для всех вагонов — плацкарта, купе, СВ, общих и сидячих. Но билет на ребенка все равно нужно оформлять в кассах или на сайте РЖД.
Есть льготы для школьников: весь год, за исключением летних каникул, они могут ездить в общих, сидячих, плацкартных вагонах и в двухэтажных поездах со скидкой 50%. В поезде нужно предъявить справку учащегося, при покупке билета на сайте или в кассе она не нужна.
Для студентов. Студентам и аспирантам очного обучения предоставляют скидку 25% на билеты в купе. Для этого надо зарегистрироваться в программе « РЖД-бонус » и отправить по форме обратной связи или по электронной почте справку об обучении.
В «Сапсане» студентам дают скидку 50%. Нужно купить билет в кассе и предъявить студенческий или аспирантский билет и зачетную книжку. Когда я училась в университете, платила за проезд в «Сапсане» из Москвы в Санкт-Петербург на 50% меньше.
Есть скидки и для других категорий. Для пенсионеров в «Сапсане» билет на 30% дешевле. Молодоженам дают скидку 50% на купе-переговорную. В обычных поездах существуют льготы и для ветеранов боевых действий, инвалидов, Героев Труда и так далее. Условия разные — полный список есть на сайте РЖД.
Следить за акциями
стоила поездка на российский юг по акции «Бархатный сезон»
Бывают скидки на групповые поездки. Например, при покупке билетов на 10—25 человек цена на 20% ниже, от 25 человек — на 30%. Но такие билеты надо оформлять в кассе.
Все акции можно отслеживать на сайтах перевозчиков. Чтобы не пропустить выгодные предложения, советую подписаться на рассылку РЖД в личном кабинете.
Р дешевле, чем в апреле. Источник: Rzd.ru» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р — на 1300 Р дешевле, чем в плацкарт» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Покупать невозвратные билеты
У РЖД есть невозвратный тариф для билетов в купе. Он на 10—20% дешевле, но действует лишь на нескольких рейсах. В 2021 году это всего пять поездов: № 001 и № 015 Москва — Волгоград — Москва, № 019/020 Москва — Ростов-на-Дону — Москва, № 021/022 Москва — Лабытнанги — Москва и № 041/042 Москва — Саранск — Москва.
Во время пандемии коронавируса хорошо взвесьте все риски, прежде чем покупать невозвратный билет. Хотя у РЖД действуют особые правила возврата, на эти билеты они не распространяются.
Расплачиваться бонусными баллами
Бонусные баллы бывают двух видов — премиальные и квалификационные. Премиальные начисляют не только за поездки, но и за регистрацию в программе, использование сервисов партнеров и приглашение новых участников. На них можно обменять бонусы «Спасибо» от Сбера. Их дают и за покупки по картам банков-партнеров. Премиальными баллами можно расплачиваться за билет.
Зарегистрироваться в программе можно на сайте «РЖД-бонус» или в кассе. После регистрации у вас будет личный номер счета, виртуальная карта и 500 приветственных баллов. Еще можно получить баллы за поездки, совершенные в течение 30 дней до регистрации. Данные о них нужно внести в личном кабинете.
Чтобы копить баллы, каждый раз при покупке билета указывайте ваш номер счета. На сайте его вводят в специальное поле, в кассе называют кассиру. После поездки баллы автоматически начислят в течение 30 дней. Если забыли указать номер, поездку можно зачесть через 30 дней после отправления в вашем кабинете.
В программе учитывают только путешествия в поездах дальнего следования. Нельзя получить баллы за проезд в пригородной электричке, аэроэкспрессе или поезде другой компании.
Поездка из Москвы в Сочи обойдется в 12 000 баллов, из Москвы в Казань или Санкт-Петербург — в 7000 баллов. Иногда в программе бывают акции — премиальный билет можно приобрести за 50% или 75% баллов. Например, с 25 по 31 января 2021 года была скидка 50%. То есть поездка из Москвы в Петербург обходилась в 3500 баллов и сервисный сбор.
Срок действия баллов в «РЖД-бонусе» не ограничен, если совершать поездку хотя бы раз в два года.
Баллы выгоднее тратить в высокий сезон, когда билеты дорожают. Цена в рублях растет, а количество баллов, которые спишут за поездку, не меняется. На дорогой билет в новогодние праздники и дешевый в несезон в октябре потратите одинаковое количество баллов.