На чем ездят россияне
Какие машины предпочитают российские автомобилисты
Голосование проходило с 1 января по 14 апреля. Принять в нем участие мог каждый совершеннолетний россиянин из любого региона. Свои голоса за тот или иной автомобиль отдали более миллиона человек.
А выбирали они лучшие машины в 20 классах. Так, в классе «городские автомобили» победителем стал KIA Picanto.
В малом классе пальма первенства досталась представителю отечественного автопрома, а именно LADA Vesta.
В малом среднем классе автомобилисты выбрали Volkswagen Golf. В среднем классе победителем стал KIA Optima. В бизнес-классе автомобилем года стала Toyota Camry.
В представительском классе любовь россиян досталась Audi A8. В представительском классе сегмента «премиум» предпочтения были отданы Mercedes-Maybach S-Класс.
Среди грантуреров российские автомобилисты выбрали Audi A7 Sportback. А среди кабриолетов и родстеров голосующие отметили BMW Z4. При этом в классе кабриолетов и родстеров «премиум» предпочтения отданы Mercedes-AMG GT родстер.
Традиционно среди универсалов повышенной проходимости победа досталась Subaru Outback.
В классе средних внедорожников победил Volkswagen Touareg. А лучшим тяжелым внедорожником стал BMW X7.
В классе минивэнов предпочтения были отданы Volkswagen Multivan. А из мини-фургонов победу одержал Renault Dokker Van.
Среди легких фургонов большинство проголосовало за Ford Transit Custom. А в классе фургонов победа досталась отечественному производителю. Лучшей названа ГАЗель NEXT.
На торжественной церемонии были также названы победители в специальных номинациях. Так, новинкой года стал KIA Ceed. Прорывом года назвали Aurus.
Примечательно, что лавры победителя достались даже проекту общественного транспорта. А именно проектом года стал Московский Электробус.
Самым узнаваемым китайским брендом назван Chery.
Ожидается, что осенью пройдет еще одна премия «Рейтинги авто года», в которой Автомобили будут выбираться не по стандартным классам, а по потребительским свойствам.
Автомобили, на которых ездят россияне: ТОП-10 моделей
Пятая часть всех легковых автомобилей в нашей стране приходится на десять моделей, сообщают эксперты агентства «АВТОСТАТ». При этом, как уже отмечалось ранее, на середину года их было зарегистрировано в общей сложности чуть более 45 млн единиц.
Возглавляет модельный рейтинг автопарка России седан LADA 2107 – таких машин насчитывается 1,6 млн экземпляров. На втором месте находится еще один вазовский седан – LADA 2106 (1,2 млн шт.). На третьем – 3-дверный внедорожник LADA 4×4 (1 млн шт.). Кстати, из этих трех «лад» только 4х4 является действующей моделью. Она до сих пор производится на АВТОВАЗе, но уже под своим родным именем – Niva (с приставкой Legend). Сегодня этот полноприводный автомобиль, оснащаемый мотором 1,7 л (83 л.с.) и 5-ступенчатой МКП, предлагается от 649 900 рублей.
Самой популярной иномаркой в российском парке является корейская Kia Rio, результат которой составил 967 тыс. единиц (с учетом версий X-Line и X). Следом за ней идет еще один «кореец» – Hyundai Solaris (873 тыс. шт.). Отметим, что обе модели в настоящее время комплектуются моторами объемом 1,4 или 1,6 л (мощностью 100 и 123 л.с. соответственно), которые работают в паре с 6-ступенчатой механической или автоматической КП. Их минимальная стоимость составляет 924 900 (Kia Rio) и 890 000 (Hyundai Solaris) рублей.
С 6-го по 8-е места в рейтинге снова занимают «лады», уже снятые с конвейера: седан LADA 2110 (823 тыс. шт.), хэтчбек LADA 2114 (781 тыс. шт.), хэтчбек LADA 2109 (774 тыс. шт.). На девятой позиции – американский Ford Focus (758 тыс. шт.), который покинул российский рынок. Замыкает десятку моделей-лидеров автопарка России седан Renault Logan (755 тыс. шт., с учетом версии Stepway). Сегодня эту французскую модель можно купить за сумму от 718 тыс. рублей.
Найти некоторые из этих автомобилей – в салонах проверенных дилеров.
Фото: АВТОСТАТ, сайты автопроизводителей
Какие машины выбирают россияне: итоги десятилетия
Своя машина есть практически у каждого третьего россиянина. За последние 10 лет чаще покупали «Ладу Гранту». Вообще за это время машины «Автоваза» лишь дважды проиграли корейским производителям — в 2016 и 2017 годах россияне выбирали «Хендай Солярис» и «Киа Рио».
Мы узнали, какие автомобили покупали в России чаще с 2010 года, и составили свой рейтинг с итогами десятилетия. Ориентировались на количество проданных машин в салонах — возможно, ситуация на вторичном рынке будет другая.
Цены на машины смотрели у официальных дилеров в Москве: они актуальны на момент выхода статьи.
Старт производства в России: май 2011 года — тестовый режим, октябрь — серийный выпуск. В автосалонах «Гранта» появилась в декабре 2011 года.
Модификации. Кроме популярных седана и лифтбэка существует еще несколько модификаций «Гранты» — например, спортивная «Лада Гранта Спорт», внедорожник «Гранта Кросс» и даже учебная модель, созданная специально для автошкол.
Сколько купили: около 1 млн автомобилей. Учитывая, что в России 43,5 млн легковых авто, на «Гранте» ездят 2,3% российских автолюбителей.
Эта марка четыре раза возглавляла рейтинг самых продаваемых автомобилей в стране — в 2013, 2014, 2015 и 2019 годах.
Старт производства в России: первый прототип «Соляриса» представили в июле 2010 года, а уже в феврале 2011 начались продажи. Автомобиль собирают в Санкт-Петербурге. Модель предназначена специально для покупателей из России и стран СНГ.
Модификации. В 2014 году инженеры «Хендай» сделали рестайлинг автомобиля. В результате изменился внешний и внутренний дизайн. А еще производитель обновил коробку передач, добавил обогрев лобового стекла, новые дневные ходовые огни и светодиодные задние.
В 2017 году санкт-петербургский завод «Хендай Мотор» выпустил второе поколение «Соляриса» — с более мощным двигателем и подвеской. Новую модель оснастили шестиступенчатой коробкой передач — в предыдущей версии стояли четырех- либо пятиступенчатые.
Сколько купили: почти 850 тысяч. В 2016 году эту модель покупали даже чаще «Гранты». Сегодня на «Солярис» приходится почти 2% всех легковушек в России.
Старт производства в России: южнокорейская компания «Киа Моторс» выпускает «Рио» с 2000 года. Однако до 2010 года эта модель считалась в нашей стране экзотикой — до тех пор, пока автомобиль не начали собирать в России.
И если в 2010 россияне приобрели чуть меньше 30 тысяч автомобилей, то в 2011 — уже почти 50 тысяч, а в 2012 — 85 тысяч.
Модификации. У «Рио» второго поколения три модификации — с двигателем объемом 1,4, 1,5 и 1,6 литра. Но в России собирали только первый вариант — правда и с механической, и с автоматической коробкой.
В начале 2011 года «Киа Моторс» представила третье поколение «Рио», а уже к концу лета санкт-петербургский завод «Хендай» начал производство обновленных седанов и хэтчбэков. В 2017 году там же стали делать хэтчбэки «Рио» четвертого поколения.
Сколько купили: 821 тысячу «Киа Рио». Эти корейцы составляют чуть меньше 2% легковых авто в стране.
В 2019 году россияне купили 92,5 тысячи автомобилей «Киа Рио» — это третий показатель после автовазовских «Гранты» и «Весты».
Цена: модель снята с продажи
Старт производства в России: первые седаны ВАЗ-1118 появились на рынке в 2004 году, а спустя два года в продажу поступил хэтчбэк ВАЗ-1119.
В 2011 году «Лада Калина» стала лидером российского авторынка — за год дилеры продали почти 143 тысячи машин. Но на вершине рейтинга эта модель продержалась всего год. Уже в 2012 ее оттеснили на третью строчку «Гранта» и «Приора».
Модификации. В 2013 году Волжский автозавод представил второе поколение «Калины». Новая модель получила более мощный двигатель — минимум 86 л. с. против 81 у «Калины» первого поколения, улучшенную коробку передач, а также подушку безопасности для водителя и электрические стеклоподъемники. В максимальной комплектации покупатель мог получить подогрев сидений, встроенный навигатор, климат-контроль, а также датчики дождя и света.
Сколько купили: около 560 тысяч. С 2013 года объемы продаж «Калин» в России падали. Спустя пять лет представители «Автоваза» заявили, что прекращают производство этой модели. Всего за 15 лет, что выпускали «Ладу Калину», завод продал 950 тысяч таких автомобилей.
Цена: модель снята с продажи
Старт производства в России: впервые «Приора» сошла с конвейера в марте 2007 года. Почти год «Автоваз» выпускал только седаны, а хэтчбэк появился только в феврале 2008 года.
Еще через год — в мае 2009 — в салонах появились универсалы. В этом же году завод остановил производство ВАЗ-2110. Конвейеры, почти 15 лет выпускавшие «десятку», переключились на «Приору».
Модификации. Помимо седанов, хэтчбэков и универсалов Волжский завод выпускал этот автомобиль небольшими сериями в модификации купе. Кроме того, «Автоваз» разрабатывал даже кабриолет на базе «Приоры», но дальше чертежей дело не дошло.
Зато начертили и выпустили удлиненную версию автомобиля — «Лада Приора Премьер» больше стандартной «Приоры» на 175 мм. Несколько десятков таких лимузинов в 2008 году выпустил партнер «Автоваза» — ЗАО «Суперавто».
Сколько купили: чуть больше 500 тысяч. Всего в России продали около миллиона разных модификаций этой модели — это 2,3% от всех легковых машин в России.
С 2013 года объемы продаж начали падать. Если в 2009 и 2012 годах «Лада Приора» являлась самым продаваемым автомобилем в России, то начиная с 2016 не входит даже в топ-25.
Старт производства в России: в 2010 году под Калугой начали производить модификацию «Поло Седан». Продажи сразу же начали расти: если в 2009 году в стране продали чуть больше тысячи таких «Фольксвагенов», то в 2010 — уже 10,4 тысячи.
Модификации. «Поло Седан» разработали специально для России — инженеры учитывали при проектировании климат, состояние дорог и даже качество топлива. Прототипы испытывали в разных регионах страны.
В итоге отечественному «Фольксвагену» оцинковали кузов в местах, наиболее подверженных коррозии, и усилили подвеску. Кроме того, калужский «Поло Седан» вместительнее, чем модели, которые выпускают на европейских заводах.
Сколько купили: 520 тысяч машин — это 1,2% всех легковушек. Пик популярности пришелся на 2013 год — тогда россияне купили 72,5 тысячи «Поло Седан».
Старт производства в России: с 2005 года «Рено» выпускали на заводе «Автофрамос» в Москве, а с 2014 года на «Автовазе» в Тольятти. Но первые «Логаны» — седаны — начали выпускать в Румынии в 2004 году.
Концерн «Рено» изначально создавал «Логан» как автомобиль для развивающихся стран. Так, специально для плохих дорог машина получила увеличенный дорожный просвет в 155 мм, независимую заднюю подвеску и двигатель, приспособленный для работы на бензине с низким октановым числом.
Модификации. В 2018 году в России начали производить кросс-седан «Рено Логан Степвей». Внедорожная версия автомобиля получила пластиковую защиту кузова и еще больший дорожный просвет — до 195 мм. Также появилась еще одна, уже городская, версия автомобиля — «Логан Степвей Сити» с вариатором.
Сколько купили: с 2010 по 2019 год россияне купили 482 тысячи «Логанов». Эта модель «Рено» составляет 1,1% всех легковых машин в стране.
Старт производства в России: 1977 год. Несмотря на возраст, эта модель до сих пор в десятке самых продаваемых в России. «Лада 4х4», она же «Нива», она же ВАЗ-2121, а позже ВАЗ-2131 — первый советский массовый внедорожник.
На первые машины устанавливали двигатели, созданные на основе вазовской «шестерки». Позже модель получила свой движок.
Модификации. Все модификации «Нивы» перечислить тяжело: на базе внедорожника выпускают инкассаторский бронеавтомобиль, спортивное авто, фургон, существует даже экспортный праворульный вариант.
Главная массовая модель сегодня «4×4 5D» — трех- или пятидверный полноприводный внедорожник, а также его городская версия «4×4 Урбан» — с кондиционером, электрическими стеклоподъемниками, обогревом зеркал и литыми дисками.
Сколько купили: 434 тысячи машин. По примерным подсчетам, «Нивы» — это 1% всех машин в стране. Каждый год продают 30—60 тысяч внедорожников от «Автоваза», а в 2019 году продали почти 32 тысячи.
Старт производства в России: с конца 2011 года «Дастер» выпускают на московском заводе «Автофрамос». Официальные продажи российского «Дастера» начались в январе 2012 года, и уже концу декабря продали 47 тысяч автомобилей.
Впервые свой кроссовер «Рено» представила в декабре 2009 года. Изначально модель продавали в Европе под маркой «Дакия» — дочернего подразделения «Рено», расположенного в Румынии.
Модификации. Отечественный «Дастер» выпускают как в полноприводном, так и в переднеприводном варианте. Двигатель — бензиновый либо дизель объемом 1,6 или 2 литра. В российской версии установлен увеличенный бачок омывателя стекол, а также аккумулятор и генератор большей мощности.
Сколько купили: почти 420 тысяч. Как и в случае с «Нивой», «Дастер» — это почти каждая сотая машина в России. Модель вошла в двадцатку самых продаваемых машин в стране сразу же, как только появилась на рынке.
Старт производства в России: с сентября 2015 года «Автоваз» выпускает «Весту» в кузове седан, а с 2017 года — универсал. Эта модель сменила «Приору» в линейке легковых автомобилей Тольяттинского завода.
Модификации. В начале 2019 года появилась «Веста Спорт» с объемом двигателя 1,8 литра и мощностью 145 лошадиных сил. Для сравнения, у обычной «Весты» на тот момент было 1,6 литра и 106 «лошадей» соответственно.
В ноябре 2019 года конструкцию автомобиля изменили: сделали электроподогрев руля, бескаркасные дворники, электрический привод складывания зеркал. Но главное — в салонах появилась модификация «Весты» с автоматической трансмиссией.
Руководство «Автоваза» также планировало выпуск модели «Веста Сигнатур» — с удлиненной колесной базой. Прототип представили в 2016 году, но в серию он не пошел.
Сколько купили: почти 360 тысяч автомобилей. В 2018 году «Веста» стала самой продаваемой машиной в России: салоны реализовали 108 тысяч штук. В 2019 году объемы продаж немного выросли — до 111 тысяч. Однако «Веста» опустилась на вторую строчку рейтинга продаж, пропустив вперед «Гранту».
Так ли уж нужна личная машина в 2020 году?
Роман, А те у кого есть деньги покупают говно по-дороже
Максим, автор тоже понимает. В этом конкретном случае «десятилетие» — это просто десять лет с 2009 по 2019, а не сакральный промежуток времени, связанный с круглыми числами и т. п.
Сергей, значит, в заголовке следовало бы указать итоги десяти лет, а не десятилетия.
Согласитесь, было бы странно подводить итога века, имея в виду период с 1920 по 2019 г. г.
Владимир,
2010 — первый год.
2011 — второй год.
2012 — третий год.
2013 — четвертый год.
2014 — пятый год.
2015 — шестой год.
2016 — седьмой год.
2017 — восьмой год.
2018 — девятый год.
2019 — десятый год.
Екатерина, как ты это сделала?!
Помогите Владимиру посчитать до 10
Екатерина, не парьтесь, это всё ЕГЭ проклятые))
Екатерина, посыпаю голову пеплом
Есть. Если живешь за МКАД либо есть жизнь за пределами дом-работа-дом, то машина превращается в необходимость. На лето пересаживаюсь на мотоцикл, чтобы не страдать в пробках.
Макс, живу за МКАДом, наоборот, без машины проще. Утром адские пробки на въезд в Москву, вечером — обратно. На машине только 20 км до МКАД’а буду проезжать столько же, сколько еду до работы на электричке.
Летом тоже езжу на мотоцикле, это совсем другое — это для души.
Eugene, он имел в виду остальное брошенное Всевышним пространство
У меня бентли и феррари. В принципе, неплохие машинки. Но сосед шибко уж хвалит свой ларгус. Думаю перейти на ларгус. Что посоветуете?
Эдуард, «он любит скутер, а я феррари».
Mikhail, а Лады угоняют пьяные школьники для покатушек
Пе, то касается преимущественно старых жигулей. но да
Это не так. Была шестиступка, а не пятиступенчатая.
Разорилась на вольвец. Повелась на «Вольво- самый безопасный автомобиль в мире»
Anna, знакомая история. Тоже сильно скрипели кошельками и сусеками, но купили Volvo V50
Anna, тут картинку не прикрепить к сожалению, как мне в volvo s80 ii приехала Октавия примерно того же года. Так вот после увиденного, жена сказала что следующая машина, когда это совсем всё, будет однозначно толькоvolvo
Ruslan_78rus, как-то произошла у знакомого авария, дискавери против вольво. вольво в тотал почти, у дискавери бампер в труху, вот и все повреждения)у каждого своя правда
Владик, вы бы еще с КАМАЗом или ЗИЛом сравнили. Весовые категории разные. А вот полторы тонны лольвы против полутора тонн таза или корейца побеждают всегда, оставляя пассажиров живыми.
Пе, вот мой случай, отказали тормоза у школы, скорость около 40 наверное была. https://vk.com/wall1822062_1418
Ruslan_78rus, мне так же приезжали, но у меня бампер выше. В первый раз просто разъехались, ибо у меня вообще без урона, а во второй пришлось ждать ГАИ, т.к. залетевший под меня поло ушёл в тотал. А я на мойке удалил все следы столкновения на следующий день.
Ruslan_78rus, Я убедился в безопасности вольво, когда увидел ДТП на Энгельса пару лет назад. Не знаю точно, что там произошло, но на крышу Вольво приземлился что-то типа Киа Соренто.
https://www.youtube.com/watch?v=7-O_3RL7dWI
Ruslan_78rus, у меня у супруга тоже шкода. В стоимости ТО вольво сильно проигрывает, конечно. Да и купили мы их примерно в одну цену, только у него из салона, а у меня б/у. Везде свои плюсы и минусы.
Страна плохих дорог: на каких автомобилях ездят россияне
Эксперты изучили предпочтения отечественных водителей. Как оказалось, несмотря на то, что реальные доходы населения в последнее время только снижаются, среди российских автомобилистов продолжает расти популярность более дорогих кроссоверов, ведь дороги в нашей стране лучше не становятся.
Иномарки наступают
Российский парк легковых машин ведет свою историю с распада СССР, и неудивительно, что вначале он почти полностью состоял из продукции советского автопрома. Так, к 1994 году по дорогам нашей страны ездило 11,5 млн автомобилей, из них лишь около 600 тысяч (то есть чуть более 5%) были иномарками, которые в то время ввозились из-за рубежа. Между тем, парк зарубежных автомобилей достаточно быстро разрастался – в начале 2000-х он насчитывал уже более 3 млн машин, по данным «Автостата», а доля иномарок выросла почти до 15%. Причем в основном это происходило за счет убыли машин отечественных брендов советской эпохи – одни уже «канули в Лету» («ЛуАЗ», «Москвич», «ИЖ», «Ока»), другие вышли из легкового сегмента («ГАЗ»). В результате доля отечественных марок, если не учитывать АвтоВАЗ, к рубежу столетий снизилась в 1,5 раза до 30%. А в целом российский парк к 2001 году преодолел 20-миллионную отметку.
С тех пор число легковых машин в нашей стране увеличилось более чем в два раза, и сегодня на учете в ГИБДД стоит 45,01 млн автомобилей. При этом львиную долю этого роста обеспечили иномарки – в начале 2000-х годов к нам массово хлынули подержанные машины из Японии и Европы, а затем в России стали открываться и сборочные производства зарубежных автоконцернов. Тем более что благодаря развитию автокредитования иномарки стали доступны многим россиянам. Как следствие, автомобили иностранных брендов заняли на сегодняшний день почти две трети парка легковых машин в нашей стране (64%), тогда как на продукцию АвтоВАЗа и прочих отечественных марок приходится лишь 36%.
В целом по российским дорогам колесят автомобили 112 различных марок, при этом свыше 90% легковых машин в нашей стране приходится всего на 25 брендов. В частности, отечественная Lada занимает 30,6% от общего количества, японская Toyota – 9%, корейские Hyundai и Kia – 5,3% и 5,2% соответственно. Среди крупнейших марочных парков стоит также отметить Nissan (4,8%), Renault (4,6%), Volkswagen (3,9%), Chevrolet (3,8%) и Ford (3,1%).
Как отмечает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль, количество личного транспорта в России напрямую зависит от численности населения, которая за последние 10 лет значительно увеличилась. Вместе с тем реальные доходы россиян регулярно снижались, а прайсы на новые автомобили неуклонно росли. Оба эти фактора простимулировали стабильный спрос на вторичном рынке, поэтому сегодня на один проданный новый автомобиль приходится почти четыре поддержанных. Таким образом, большую часть автопарка России составляют машины с пробегом.
Бум внедорожников
Что касается предпочтений российских автомобилистов, то в последние годы все чаще они делают выбор в пользу кроссоверов и внедорожников. Если 10 лет назад к сегменту SUV относился каждый седьмой легковой автомобиль в нашей стране, то теперь уже каждый четвертый, гласят данные «Автостата». При этом крупнейшим сегментом по-прежнему является В, доля которого за это время сократилась с 46% до 42%.
По словам Дениса Мигаля, несмотря на среднюю цену кроссоверов и внедорожников в 2,2 млн рублей, которая на 85% превышает стоимость среднестатического седана, россияне предпочитают именно этот сегмент авто. Кроссоверный бум во многом обеспечен тем, что автомобили SUV за 10 лет прошли существенную модернизацию и стали приспособлены не только к езде по бездорожью, но и в городских условиях. Их компактность обеспечивает беспроблемную парковку, а многофункциональность и вместительность стали преимуществами, которые ценят потребители любой целевой аудитории.
— Например, семьям с детьми и молодым людям кроссовер позволяет отправляться в путешествие с большим количеством пассажиров и багажа, молодым мамам – перевозить коляски и другие необходимые вещи для малыша, старшее же поколение ценит в представителях сегмента SUV высокий уровень безопасности. Благодаря высокому уровню спроса растет и ассортимент кроссоверов и внедорожников на российском рынке: в 2010 году российские покупатели выбирали из 94 моделей в этом сегменте, в 2021 году – уже из 140 экземпляров, – констатирует эксперт.
Как считает директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский, тенденция на SUV продолжится, причем наибольший покупательский спрос и рост продаж будет как в массовом, так и в премиальном сегменте. Сейчас на российском рынке наблюдается наибольший дефицит на данный класс автомобилей – спрос превышает предложение. SUV отличается более мощными моторами, просторным салоном, вместительным багажным отделением и, разумеется, высоким клиренсом – именно за перечисленные качества потребители делают выбор в пользу такого кузова.
«Дизельгейт» не страшен
Действительно, отечественные водители стали предпочитать более мощные автомобили. Так, если в 2011 году на долю машин с двигателями мощностью до 100 л.с. приходилось 70%, то в 2021 году – лишь 47%. Таким образом, сегодня более половины парка (53%) занимают автомобили с моторами мощностью свыше 100 л.с. При этом более половины (51%) легкового парка по-прежнему приходится на машины с моторами объемом от 1,4 до 1,6 л, но снизилась доля авто с менее литражными двигателями и выросла – с более объемными. А вот дизельные двигатели по-прежнему не пользуются особой популярностью у россиян – на такие машины приходится лишь 5% автопарка нашей страны.
— Десять лет назад средневзвешенная мощность мотора составляла 116 л.с., в настоящее время этот показатель равен 139 л.с. Дело даже не в предпочтениях россиян, на мой взгляд, а в усовершенствовании процессов производства автомобилей – найти сейчас машину с мощностью в 100 л.с не так просто, ведь автоконцерны практически не выпускают такие авто. Например, у популярных Lada Vesta двигателей с отдачей менее 100 л.с. нет вообще. При этом средний литраж двигателя практически не менялся. Что касается дизельных моторов, россияне считают их шумными, сложными в обслуживании и не экологичными, – говорит Денис Мигаль.
Низкая популярность автомобилей с дизельными двигателями связана с их высокой стоимостью. Кроме того, цены на дизельное топливо в России практически сравнялись с ценами на 95-й бензин, добавляет директор по коммуникациям компании «Автодом» Анна Уткина.
Машины преклонного возраста
Несмотря на достаточно активный рост, российский автопарк продолжает стареть. Так, доля легковых машин старше 10 лет поднялась с 51% в 2011 году до 59% в 2021-м. А средний возраст автомобилей в нашей стране на начало 2021 года составил 13,9 года. Впрочем, по этому показателю Россия не самая отсталая страна даже на фоне Европы, где средний возраст автопарка равен 11,5 годам, отмечается в исследовании «Автостата». Среди европейских стран самый молодой парк легковых автомобилей зарегистрирован в Люксембурге (6,5 лет), Великобритании (8 лет) и Австрии (8,3 года). А самые старые автомобили колесят по странам Восточной Европы: в Литве средний возраст машин – 16,8 года, в Эстонии – 16,7 года, в Румынии – 16,5 года, в Чехии –14,9 года, в Хорватии – 14,6 года.
Тем не менее, в ряде стран Европы применяются меры, способствующие выводу из эксплуатации транспортных средств, не соответствующих нормам токсичности. В России же сегодня даже нормам Евро-2 не соответствует 24,1% легковых машин, а стандартам Евро-5 и выше удовлетворяет только 22,6% автомобилей. Таким образом, российский автопарк более «токсичный», чем в Европе, поскольку в нашей стране до сих пор нет единой государственной политики в отношении утилизации старых автомобилей и действуют более низкие стандарты экологичности транспортных средств.
По словам Анны Уткиной, общему обновлению автопарка могут поспособствовать масштабные программы господдержки, рост реальных доходов населения и замедление темпов роста мировых валют по отношению к рублю и, соответственно, цен на автомобили. Обновление автопарка зависит еще и от поддержки государства после сдачи старого автомобиля в утилизацию.
Автомобилизация всей страны
А вот по уровню обеспеченности населения автомобилями Россия почти вдвое отстает от ведущих европейских стран. Как подсчитали эксперты «Автостата», на 1000 жителей нашей страны приходится 313 легковых машин. Иными словами, личный транспорт есть в среднем у каждого третьего россиянина. Если же сравнивать этот показатель с европейским, в целом по Евросоюзу на 1000 жителей приходится 569 автомобилей. При этом в бывшей советской республике – Эстонии – уровень автомобилизации еще выше (600 шт.). В Литве (452 шт.) он чуть ниже среднего, а в Латвии (342 шт.) – самый низкий в Евросоюзе.
— Низкая покупательская способность населения по-прежнему остается главной причиной низкого по сравнению с другими странами уровня автомобилизации. Кроме того, активное развитие общественного транспорта, сервисов такси, каршеринга и аренды авто позволяют жителям мегаполисов комфортно передвигаться, не имея автомобиля в собственности, – комментирует Анна Уткина.
Добавим также, что самый крупный региональный автопарк в нашей стране находится в Москве: здесь сосредоточено 8% всех легковых машин России, или 3,6 млн единиц. На втором месте идет Московская область, где числится 2,74 млн автомобилей (доля – 6%). Из нестоличных самый крупный автопарк – у Краснодарского края (1,93 млн шт., доля – 4%). А вот Татарстан делит седьмую строчку данного рейтинга в Башкортостаном – по дорогам этих регионов ездит по 1,29 млн легковых машин (доля – 3%).