На чем ездят в эстонии
Автомобиль в Эстонии: как я получал права и покупал свою первую машину
Об обучении в местной автошколе, экзамене, покупке машины, вождении и дорогах.
После прочтения недавней статьи о получении водительских прав в Швеции решил рассказать о своём опыте в другой европейской стране.
29 лет я жил в Москве без водительских прав и собственного автомобиля, и это не доставляло мне особых неприятностей. Пробки, которые никак не сокращали мой путь до работы, дешёвое такси, в целом неплохо развитый общественный транспорт и сложность с парковочными местами никак не мотивировали пойти в автошколу.
В 2020 году мы с супругой переехали в Эстонию (рассказывал об этом ранее 1, 2, 3, 4, 5), и новая реальность замотивировала.
Алгоритм простой: запись через электронную систему, пошлина, и около 2 месяцев ожидания. В назначенный день прибываешь к бюро обслуживания дорожно-транспортного министерства. Поскольку очередь длинная, есть смысл продолжать занятия до самого экзамена. По всей стране вождение сдают на Opel Astra 2019 года, но можно и на своём учебном автомобиле.
Почему в таких условиях получилось сдать только со второго раза? На первом экзамене я просто в какой-то момент занервничал, тронулся с третьей передачи, поддал газу и ожидаемо заглох на довольно оживлённом перекрестке. Второй раз прошёл отлично, экзаменатор болтал всю дорогу, был максимально расслаблен, и это тоже хорошо на меня подействовало. А вот если бы я не сдал второй и третий экзамен, меня бы вернули обратно в автошколу на допзанятия.
Сумма за обучение в автошколе (со всеми спецкурсами и дополнительными уроками) + государственные пошлины за экзамены (а они немаленькие, одна попытка сдать вождение стоит 40 евро) у меня составила примерно 1200 евро.
В целом, в пределах города каршеринга достаточно, но для загородных поездок километраж начинает бить по карману. И да, не буду лукавить, хотелось иметь свою.
Но внезапно оказалось, что на дворе 2021 год, пандемия не кончилась, с поставками плохо, люди раскупают то, что есть, и у дилеров из подержанных осталось либо совсем старьё, либо наоборот уже достаточно дорогие экземпляры. Примерно такая же история была и с новыми складскими машинами: где-то было по 1-2 автомобиля, где-то только тестовые, в Seat например предложили подождать полгода. Из бюджетных что-то нашлось только в Kia, Skoda, Toyota и Renault. И тут в нескольких салонах я столкнулся с разрывом шаблона: менеджеры абсолютно не хотели мне ничего продать. Никаких плясок с инновационными технологиями и самыми выгодными предложениями. Никто не пытается всунуть визитку, дать свой номер и быть на циферках. Вся инфа и разговор об автомобиле укладывались в несколько фраз типа «ну да, вот это машина, она ездит». В итоге после нескольких тест-драйвов разных марок была выбрана новая Skoda Scala в средней комплектации.
Возможно бандиты из Нарвы приезжают на чёрном гелике и заносят пачкой наличные, но мы совершенно обычные люди, поэтому взяли лизинг под 1,89% на 5 лет. Лизинг одобрили кстати за несколько часов, даже несмотря на то, что вид на жительство истекает на год раньше конца выплат. При лизинге обязательно каско, но я бы взял его и так.
Из России в Евросоюз. Или, что нужно знать при поездке на автомобиле из России в Эстонию
Как пересечь границу на своем автомобиле? Такой вопрос встает периодически перед многими обладателями шенгенской визы, выданной в Эстонском консульстве.
Технология поездки проста:
Из России:
Из Эстонии:
Вроде все. Да, чуть не забыл — в Эстонии бензин в 2 раза дороже чем в России. Потому на российской стороне надо заправиться под завязку.
Если вести себя уверенно, то на эстоской стороне никаких вопросов не возникнет. Если вести себя неуверенно, да еще и первая поездка, то лучше приготовиться к демонстрации:
Вести себя надо спокойно, доброжелательно, но уверенно. Главное не спутать уверенность с наглостью. 🙂 Помните, что пограничник может на свое усмотрение не пустить вас в страну, не смотря на то, что виза у вас есть. Он вполне имеет на это право.
Так же погранец может заставить отмыть номера, фары. Этому сопротивляться тоже нестоит. На эстонской стороне надо всегда ездить с включенным ближним светом (как впрочем теперь и в России). И не нарушать скоростной режим. Превышение на 7 км/ч карается довольно дорого. Штрафы, если уж такие были, лучше оплатить на эстонской стороне в любом банке. В России потом штраф оплатить очень проблематично. Где и как штраф в России платится — не скажу, но знаю, что у посольства регулярно толкутся люди, которым не дают визу, пока не оплатят штраф, и никто им не говорит, где и как собственно этот штраф теперь оптатить.
Как я съездила в Эстонию во время пандемии
Наверное, октябрьская Эстония — достаточно странное место для отпуска во время пандемии. Но я нежно люблю эту страну и в доковидное время ездила туда практически каждый год. Все мои шенгенские визы выданы Эстонией. Я объездила страну вдоль и поперек. Я подписана на несколько новостных и туристических страничек в Facebook, в частности Delfi, VisitEstonia, Estonian Foto and News.
В отпуск я езжу, как правило, в одиночестве. Моя работа связана с активным общением, а в отпуске, который обычно длится дней десять, я в основном молчу, наслаждаясь сменой обстановки и возможностью ничего не делать. Кроме того, у меня дома четыре кошки, а в отпуске никто не скачет по мне по ночам и не орет с утра дурным голосом.
Кроме Эстонии я люблю Германию и Австрию. Но в современных реалиях въехать в эти страны простому российскому путешественнику нереально.
Лет десять я организую свои отпуска самостоятельно. Я не люблю организованной толпы и не хочу зависеть от девочек из туристических фирм. По работе я часто имела дела с оформлением различных виз: от шенгена до Канады и ЮАР, поэтому имею достаточное понимание того, куда надо кидаться, если вдруг хочется поехать отдохнуть — на форум Винского. Там можно спросить обо всем на свете: как добраться до Островов Зеленого Мыса или каковы особенности общественного транспорта Норвегии.
Так что как только в новостях я увидела, что Эстония допускает туристов с любыми вакцинами, я поняла: пора в дорогу.
Документы для поездки
Прежде всего мне нужен был новый загранпаспорт. Чуть пободавшись с Госуслугами, я получила «красную паспортину». Теперь дело было за малым — получить новую визу.
И отправилась в визовый центр Эстонской Республики, который находится в бизнес-центре за Каширским двором. Консульство Эстонской Республики не подкачало и через неделю выдало мне пятилетнюю визу.
Для того, чтобы попасть в Эстонию, турист должен быть вакцинирован полным циклом любой вакцины минимум за 14 дней до въезда в страну. У меня был февральский Спутник V и QR-код в телефоне.
Кроме этого, максимум за 72 часа надо заполнить эстонскую анкету для пересекающих границу. После ее заполнения вам на почту приходит уведомление типа «Молодец — вы заполнили анкету». Не выбрасывайте и не теряйте его. Без него вас не посадят в самолет, летящий в Таллин.
ПЦР и прочие тесты эстонцам не нужны — напоминаю, мы говорим о привитых и переболевших. О транзитных перелетах надо узнавать отдельно.
На всякий случай ПЦР-тест перед поездкой я сдала. Ни «Аэрофлоту», ни кому бы то ни было он был неинтересен. Сдавала его в лаборатории при Институте Склифософского, где за неделю до того делала анализ на антитела. ПЦР-тест обошелся мне где-то в 1500 Р и был готов к вечеру того же дня. Надо отдать должное лаборатории: прекрасная организация процесса, все быстро, четко, без задержек и нервотрепки.
Дорога
На данный момент выехать из России по земле простому туристу нельзя. Можно только лететь. Поскольку прямых рейсов «Аэрофлота» нет, существует три варианта: Хельсинки, Варшава, Рига.
Ригу я отмела сразу: от первого и последнего перелета с AirBaltic у меня остались крайне негативные воспоминания, да и лететь 9—12 часов до Таллина из Москвы выше моих сил. LOT прилетают после полуночи, поэтому также были забракованы. Осталась Finnair — прекрасная компания со скандинавскими (то есть, конскими) ценами.
Шереметьево встретил ремонтом и толпами народа. Ничего не изменилось. Паспортный контроль прошла легко, на вопрос проверяющей «Каково ваше основание въезда в Финляндию?» я честно ответила: «Никакого. Лечу транзитом». Даму этот ответ обрадовал, и меня допустили в самолет.
Аэропорт Ваантаа в Хельсинки поразил меня пустотой — где-то треть его закрыта — и нервозностью. Ранее финские пограничники были приветливее. А теперь они дотошно проверяют каждую бумажку, подозревая в вас потенциального биологического террориста. Служители шенгенской транзитной зоны носятся по аэропорту, отлавливая зазевавшихся пассажиров из третьих стран, заставляя их носить установленные маски — медицинские или респираторы без клапана — и направляя к нужным гейтам. Почему-то вспомнилась данелиевская «Кин-дза-дза»: «Сейчас сниму маску и надышу вам тут».
После неоднократных выкриков сотрудницы аэропорта о необходимости заполнить эстонскую анкету и безуспешных попыток разбить пассажиров на три группы посадки, мы загрузились в самолет.
С анкетой для пересекающих границу у меня получилась веселая история: наш дорогой «Аэрофлот» выдал мне посадочный только на перелет Москва — Хельсинки. На посадке в Таллин я показала эстонскую анкету финской проверяющей со словами: «Анкета у меня есть, а вот посадочного нет». На что она радостно рассмеялась и сказала: «Да Бог с ним, с посадочным, главное анкета есть», и отправила меня в самолет. Только на полпути я сообразила, что не знаю места, пришлось возвращаться.
В Таллине прибывшие из Хельсинки вообще никого не интересовали: получили багаж и разошлись по своим делам.
Ограничения в стране
Отпуск был отличным. Несмотря на завышенные цены на билеты и нервозность финнов, которая помешала в полной мере насладиться дьюти-фри в Ваантаа, в Эстонии тихо и спокойно. На удивление за 8 дней не было ни одного дождя. Наверное, первый раз за все мои визиты в страну на улицах Старого города не было толп туристов, а в хороший ресторан не надо было бронировать столик заранее. Единственное «но»: девять десятых ресторанов в воскресенье не работают.
Главное, к чему надо подготовиться — это возвращение в Россию. Чтобы не заполнять бумажные анкеты, стоит зарегистрироваться на Госуслугах и получить код. Тогда мальчик в Шереметьево радостно поставит карандашом галочку напротив вашей фамилии в списке пассажиров.
На недельную поездку я потратила около 500 евро на билеты и проживание и 300 евро в самой Эстонии на еду, покупки, транспорт.
Путешествия во время пандемии. Читатели рассказывают, как на самом деле проходят поездки во времена COVID-19
Правила въезда в Эстонию для россиян в 2021 году
Этот материал был обновлен 06.12.2021.
В Эстонию могут въехать привитые от коронавируса путешественники из любой страны, в том числе из России.
Подойдет любая вакцина, которую признали в стране, где живет турист. В России одобрили четыре препарата: «Спутник V», «Спутник Лайт», «КовиВак», «ЭпиВакКорона».
Въезжать сразу после прививки нельзя. Придется подождать, пока сформируется максимальный иммунитет. МИД Эстонии уточняет срок только для «Спутника V» — это 21 день после второй прививки. Для остальных российских вакцин рекомендуют ориентироваться на данные производителя. У «ЭпиВакКороны» и «КовиВака» это 42 дня, у однокомпонентного «Спутника Лайт» — 28 дней.
На границе путешественники должны предъявить сертификат о вакцинации. В документе указывают данные пациента, дату иммунизации, тип вакцины, количество доз и другую информацию. Сертификат оформляют на эстонском, русском или английском языке. О том, как получить документ, Тинькофф Журнал рассказывал в другой статье.
По приезде вакцинированные туристы не сдают тесты и не проходят карантин.
Сертификаты о вакцинации и другие справки не будут проверять у детей до 12 лет, если они въезжают в страну с вакцинированными взрослыми. Непривитым детям с 12 до 18 лет придется получить отрицательный результат ПЦР- или антиген-теста. По прилете они сдают еще один анализ и соблюдают самоизоляцию до получения отрицательного результата.
Какие еще документы нужны для въезда
Все путешественники в течение трех дней до поездки заполняют анкету для лиц, пересекающих границу.
Где отдохнуть за рубежом в 2021 году?
Как добраться до Эстонии
Сухопутная российская граница пока закрыта — выехать из России в Эстонию по суше можно только по уважительной причине, например к родственникам, на работу или учебу. Подробно об этом мы рассказывали в отдельной статье. Перевозчики говорят, что пограничники по-прежнему проверяют основания для выезда из России. Пассажиров предупреждают, что они должны иметь необходимые документы и разрешения на выезд и въезд.
Еще из Петербурга в Таллин есть рейсы Lux Express. Билет из Петербурга в один конец стоит 1100—2700 Р в зависимости от времени отправления. Поездка займет 6,5—7,5 часа.
Какие ограничения действуют в стране
Из-за ухудшения ситуации с коронавирусом этой осенью власти Эстонии ввели строгие ограничения. Без сертификата о вакцинации или справки о выздоровлении от коронавируса посетителей не пустят в спортивные залы, фитнес-клубы, спа-салоны, сауны, аквапарки и бассейны, театры и кинотеатры, музеи, развлекательные заведения, кафе и рестораны.
У детей до 12 лет справки проверять не будут. А детям с 12 до 18 лет разрешили предъявлять вместо сертификата о вакцинации или перенесенном коронавирусе отрицательный результат ПЦР- или экспресс-теста на антиген. ПЦР-тест действителен в течение 72 часов, экспресс-тест — 48 часов.
Коронавирусные документы не требуют в магазинах, аптеках, банках, салонах красоты, при заказе еды навынос в кафе или ресторане.
Еще действуют такие ограничения:
«Сертификат о вакцинации при посадке на рейс не спросили»
Я отправилась в Эстонию на самолете 24 октября. Летела из Москвы в Таллин с пересадкой в Хельсинки. Переживала, как все пройдет, но потом оказалось, зря. В Москве на регистрации девушка меня еще раз «напугала»: мол, вас в Хельсинки могут развернуть.
На посадке в самолет в Хельсинки спрашивали, есть ли вид на жительство Финляндии. Я показала билет до Таллина, сказала, что лечу транзитом, — пропустили без проблем.
У меня был сертификат о вакцинации «Спутником V» и отрицательный результат ПЦР-теста. Самое интересное, что QR-код нигде не спросили: ни до вылета, ни по прилете. Я думала, в Хельсинки будут проверять, но там только предполетный досмотр, пограничный контроль — и все. В аэропорту Хельсинки все четко размечено: есть отдельный коридор для тех, кто летит транзитом, — поэтому ориентироваться было легко.
В Таллине я провела полтора дня. Останавливалась в хостеле — при заселении QR-код не спросили. Зато сертификат о вакцинации пригодился в кафе в Таллине и в сувенирных магазинах. Где-то его сканировали, а где-то просто бегло просматривали.
Читайте, как надо покупать подержанный автомобиль, чтобы потом не пожалеть о покупке
С одной моей знакомой при продаже автомобиля произошла следующая история. Потенциальный покупатель, пенсионер, пришел на встречу, но, к удивлению женщины, даже не пожелал сесть в автомобиль. Еще меньше он хотел совершить пробную поездку. После долгих уговоров мужчина все же сел ненадолго в автомобиль, но прокатиться все равно не пожелал, так как решил, что ”тут нечего пробовать”. Об основательной проверке автомобиля речи даже не было, но сделка состоялась.
Потом знакомая признавалась, что у автомобиля было много скрытых дефектов, узнав о которых не каждый человек купил бы его. По ее словам, при более детальной проверке какой-либо дефект обязательно выявился бы.
Чтобы не принимать решения, руководствуясь эмоциями, и быть осведомленным покупателем подержанного автомобиля, следует учитывать рекомендации специалистов.
Продавец должен быть надежным
Если автомобиль выбран, то следует проверить благонадежность продавца. Важно, кто продает — частное или юридическое лицо. У частного дешевле, но если возникнут споры, то их можно решить только через суд.
Информацию о фирмах можно получить на сайте Krediidiinfo, а также в коммерческом регистре. О частном лице можно что-то узнать в интернете, социальных сетях или в Krediidiinfo.
В случае с фирмой подозрительными могут оказаться следующие обстоятельства: основана недавно, основной капитал минимальный, в коммерческий регистр внесено много изменений, нет домашней страницы. Если частное лицо предлагает несколько автомобилей, следует быть осторожным — это может быть скрытый предприниматель.
При желании купить подержанный автомобиль за границей следует учитывать, что договор купли-продажи не стоит заключать с иностранным частным лицом. Правила защиты потребителей не распространяются на покупку от частного лица, поскольку речь идет не о договоре между торговцем и потребителем, а о сделке между двумя частными лицами.
При покупке за границей у посредника необходимо выяснить, имеются ли у посредника полномочия на перепродажу автомобиля и как разделяется ответственность между покупателем и посредником в случае проблем. Также важно знать, купил ли посредник автомобиль на свое имя и перепродает ли он его как юридическое или как частное лицо.
История имеет значение
Стоит также проверить историю автомобиля. Если им пользовались в Эстонии, то на сайте Фонда дорожного страхования можно посмотреть, не попадал ли они в аварии.
Также сведения об авто можно получить на основании заводского VIN-кода в представительстве соответствующей марки. Если продавец не предоставляет данных или скрывает их, то этот автомобиль, скорее всего, покупать не стоит.
Кроме того, надо обратить внимание, где и в котором часу продавец желает передать автомобиль. Если поздно вечером на какой-нибудь придорожной парковке, то, очевидно, это некорректная сделка.
Техническое состояние
Не забывайте проверить все нюансы, связанные с технической исправностью автомобиля. С продавцом следует договориться о пробной поездке, в том числе на шоссе. Это позволяет проверить, не ”плывет” ли машина на дороге, и обнаружить прочие неполадки. Для проверки исправности надежнее всего отвезти автомобиль в ближайшее представительство соответствующей марки. Сомнения должна вызвать ситуация, когда продавец советует пройти технический осмотр в каком-либо конкретном месте. Это может свидетельствовать о возможном сговоре.
При осмотре автомобиля обратите внимание на его общее состояние, документацию и возможные аварии. Оцените степень износа автомобиля, проверьте исправность измерительных приборов и других устройств. Например, маловероятно, что пробег десятилетнего автомобиля составляет всего 100 000 километров.
Всю информацию, связанную с техническим состоянием автомобиля, лучше получить от продавца в письменной форме. Если все делается устно, то доказать что-то в случае проблем будет трудно.
Скрытая аварийность — самое опасное
Самое опасное — это скрытые аварии автомобиля. Для их обнаружения надо проверить края уплотнителей, чтобы обнаружить признаки перекрашивания, а также поискать трещины на пластмассовых деталях, указывающие на толстый шпаклевочный слой. Следует также обратить внимание на равномерность дверных зазоров и зазоров между другими деталями корпуса. Важно знать, что на тяжелую аварию и устранение ее последствий указывает покрытая кожей приборная панель.
Информацию в книге обслуживания автомобиля не стоит принимать за чистую монету, так как она может быть фальсифицированной. Пробег автомобиля могут подтвердить различные счета за обслуживание, замену запчастей и ремонт.
Сделка должна оставить след
Если предварительная работа проведена и покупатель готов приобрести автомобиль, то во избежание дальнейших проблем обязательно следует заключить договор купли-продажи в двух экземплярах, в котором зафиксированы продавец, данные, дополнительное оборудование, состояние и пробег автомобиля. В договоре также должно быть указано все, о чем покупатель договорился с продавцом. Порядочные продавцы составляют при сдаче автомобиля и акт приема-передачи.
При покупке автомобиля за рубежом договор обычно составляется на иностранном языке. Поэтому покупателю следует перед заключением убедиться, правильно ли он все понимает. Также нельзя забывать, что при покупке машины за рубежом стоимость не является единственным расходом — добавляются еще расходы на транспорт и страховку.
По возможности заплатите за покупку банковским перечислением — так останется след от сделки и впоследствии будет намного легче привести доказательства в возможных спорах. Обратите внимание, кто является получателем денег: совпадают ли указанное в договоре лицо и продавец. Продавец должен выдать покупателю документ, подтверждающий оплату автомобиля.
Не надо торопиться
Может случиться и так, как произошло с моим другим знакомым. Как-то раз он продавал автомобиль на тартуском авторынке. Машиной заинтересовалась пара среднего возраста, которая перед принятием решения о покупке досконально изучала каждую деталь машины. Продавец даже ходил с потенциальными покупателями смотреть дно автомобиля на эстакаде, не говоря уже о продолжительной пробной поездке и проверке уплотнителей.
Автомобиль был во всех отношениях хорошим, и, вероятно, покупателям не пришлось жалеть о покупке и в последующие годы, поскольку они получили от прошлого собственника ухоженный и малоподержанный автомобиль.
Мораль простая: лучше перестраховаться и проверить даже больше, чем следует. И ни в коем случае не стоит покупать первый понравившийся автомобиль. Хорошо, если машину осмотрел бы знающий человек. Не стоит верить всем похвальным речам продавца. Если что-то кажется подозрительным, то лучше автомобиль не покупать.