На чем и чем писали в древнем египте
Как и на чем писали в Древнем Египте?
Древний Египет известен до сих пор не только знаменитыми пирамидами. От него вышли первая письменность, первая бумага (папирус), первые чернила. Листы для древних записей создавались вручную из стеблей болотного тропического растения – папируса или циперуса, схожего с современным тростником, или осокой, или камышом.
Комнатное растение циперус продается в цветочных киосках современной России. Если за ним хорошо ухаживать, то оно дает «второй урожай» — из центра верхней розетки вырастает такое же растение.
Как и на чем писали в Древнем Египте?
Ум в придачу и упорство
Современное производство бумаги отличается древнеегипетского лишь тем, что на ее изготовление идет древесина. Не будем углубляться в полную технологию производства папируса. Она одновременно и простая и сложная. Средняя часть разрезалась на длинные полоски.
Чтобы лист был прочнее, их склеивали крест-накрест, смачивали только водой Нила и уплотняли деревянными молотками.
Затем листы склеивали в свитки. Вот на чем писали в Древнем Египте. И в Европе, и на Руси также широко использовались свитки вместо традиционных сегодня листков. Нынешнюю лощеность или глянцеватость бумаге тогда придавали натиранием свитка специальными гладкими брусками.
Что использовали для письма?
Бумага – полдела. Разберемся, а чем писали на папирусе в Древнем Египте? Первые чернила египтяне замешивали на саже или красной земли. На севере Египта были ее большие залежи. От нее пошло название Красного моря. Сажу добывали из сжигаемых корней папируса. Это было первое безотходное производство. Сажу затем смешивали с растворенной камедью – загустевшим соком на ветвях вишни.
Камедь очень любят есть современные деревенские ребятишки.
На папирус чернила переносили своеобразными кисточками – из того же тростника, одна часть которого расщеплялась до отдельных волокон. Письменность была иероглифической, гораздо позже ей на смену пришла слоговая. До сих пор в Японии, перенявшую китайскую иероглифику, используются оба вида письменности.
Второй человек после фараона
Папирус был очень дорогой вещью, и на нем писали только избранные – фараоны, жрецы, если они умели писать. Тем более что писали и читали только три процента египтян. Поэтому для письма использовали и глиняные таблички, и стены зданий, и храмовых сооружений.
Вторым по значимости человеком в иерархии Древнего Египта был писарь, или писец. Отсюда пошло нынешнее сетевое наименование «блогер» или «блог», поскольку письменность расшифровал Шампольон — французский исследователь египетской древности. И блог египетской статуи писца в Интернете ведется по-французски. Лишь самые усидчивые учащиеся готовились на писцов. Их иероглифический минимум – знание 700 иероглифов.
Арифметика с геометрией
Для обозначения чисел также служили иероглифы. И вот как писали цифры в Древнем Египте. Письменность была справа налево, так же записывали и цифры – иероглифами или иероглифами только для цифр (от единицы до 10 миллионов). 100 тысяч – изображена лягушка, миллион — присевший египтянин с поднятыми вверх руками.
Цифры от единицы до десяти записывались в виде палочек. До пятой они шли в один ряд, далее «двухэтажно»: шестерка – по 3 в ряду, семерка – 4 вверху и 3 внизу, восьмерка – по 4 в каждом ряду, девятка – 5 и 4, десятка изображалась изогнутой веревкой или проще — архитектурной аркой.
Арифметика в наше время пришла из Древнего Египта. В нем уже использовались сложение и вычитание. Вычислялись площади и объемы тел. Цифры использовались и для обозначения дробей.
Как и на чем писали в Древнем Египте в видео:
Синхротрон и загадка древних чернил
Благодаря мощным рентгеновским лучам, ученые обнаружили, что египтяне использовали особую технику письма, которая не была известна западному миру до 15 века. Некоторые свои секреты раскрыли и картины европейских художников.
Египет, Ван Гог, Мунк
Современные технологии просвечивают насквозь завесу древности. Недавно международная команда ученых использовала рентгеновские лучи высокой мощности, чтобы проанализировать 12 фрагментов египетского папируса, и нашла соединение свинца в красных и синих чернилах.
Согласно статье, опубликованной по результатам исследования в Proceedings of the National Academy of Sciences, свинец в краске использовался, чтобы предотвратить растекание чернил во время письма. Художники XV века использовали похожую технику для создания масляных красок, но исследование показывает, что египтяне открыли ее на 1400 лет раньше.
«Наш анализ чернил на фрагментах папирусов из уникальной библиотеки храма Тебтунис выявил ранее неизвестные составы красных и черных чернил, в частности, соединения на основе железа и свинца», — рассказал в интервью для Ars Technica один из авторов исследования Томас Кристиансен, египтолог из университета Копенгагена.
Последним открытиям в области археологии и истории искусств мы должны быть благодарны особому виду рентгена. Синхротронное излучение — это тонкий пучок рентгеновских лучей очень высокой интенсивности, генерируемых в ускорителе частиц. Электроны запускаются в линейный ускоритель для увеличения их скорости, а затем вводятся в накопительное кольцо. Они «проезжают» через кольцо со скоростью, близкой световой, когда серия магнитов изгибается и фокусирует электроны. В процессе они испускают рентгеновские лучи, которые затем могут быть сфокусированы по линиям пучка. Это полезно, когда дело доходит до изучения различных деталей. Обычно, чем короче длина волны (и выше энергия света), тем легче выявить более мелкие фрагменты артефакта, что делает синхротронное излучение незаменимым для археологии.
В 2008 году европейские ученые использовали синхротронное излучение для реконструкции скрытого портрета крестьянской девушки Винсента Ван Гога. Художник, который любил использовать холсты несколько раз, нарисовал поверх портрета картину «Клочок травы» (1887).
Синхротронное излучение возбуждает атомы на холсте. Затем они испускают собственное рентгеновское излучение, которое может улавливаться детектором флуоресценции. Все элементы на картине имеют собственное рентгеновское обозначение, поэтому ученые могут зафиксировать распределение каждого из множества слоев краски. Обозначив все слои, они пришли к выводу, что их больше, чем нужно для одного слоя изображения. Это и помогло найти скрытую картину.
В прошлом году команда голландских и французских ученых использовала излучение, чтобы разгадать секрет техники импасто Рембрандта. Импасто (итал. «полотно», «пастообразно») подразумевает нанесение краски на холст очень толстыми слоями. Обычно это делают с маслеными красками из-за их густой консистенции и долгого времени высыхания. Хотя если добавить специальный гель, такого же эффекта можно добиться с акриловыми красками. Рембрандт обычно использовал такую технику, чтобы более точно передать складки одежды или бижутерию. В слое импасто ученые обнаружили минерал плюмбонакрит — редкий элемент в красках того времени. Возможно, именно он помогал создать характерные жирные мазки.
А ранее в этом году международная группа ученых использовала синхротронное излучение, чтобы определить причины ухудшения состояния картины «Крик» Эдварда Мунка. Их анализ показал, что повреждение картины вызвано не светом, а влажностью. Скорее всего, виной тому посетители музея, которые наклоняются, чтобы ближе взглянуть на мазки, не подозревая, что их дыхание наносит вред картине.
Сколько лет чернилам
Самое недавнее исследование, о котором говорилось в начале, уже на протяжении десяти лет изучает древние чернила Египта, Рима и Греции. «Чернила — один из важнейших исторических объектов. Их использовали для письменности на различных носителях на протяжении более 5000 лет», — пишут авторы в своем исследовании. Самые ранние изучаемые ими артефакты из Египта и датируются 3200 годом до нашей эры. Уже в то время черные чернила использовались для написания основного текста, а красным подчеркивались названия, ключевые слова и т. д.
«Используя технологии XXI века, мы пытаемся раскрыть секреты древней техники письма, но помимо этого, мы способствуем раскрытию происхождения письменности как таковой», — рассказала Мэрин Котт, ученый из European Synchrotron Radiation Facility (ESRF). — «Эти чернила в основном изготавливались из сажи и охры, смешивались с каким-либо связующим веществом (обычно гуммиарабиком), а затем растворялись в животном клее, растительном масле или уксусе. Затем смесь сушили и прессовали в шарики, чтобы писцы могли легко носить с собой чернила. Когда им нужно было что-то написать, они смешивали высушенный шарик с небольшим количеством воды, используя острие тростниковой ручки для письма».
Котт, Кристиансен и их коллеги ранее изучили красные, оранжевые и розовые чернила, использованные на 11 сохранившихся фрагментах из нескольких рукописей. Их нашли в двух небольших подвалах в библиотеке храма Тебтунис, к юго-западу от Каира. Они обнаружили необычные красные чернила, основанные на смеси железа и свинца, которые раньше не были задокументированы. Хотя в «Естественной истории» Плиния есть указание на смешивание красный охры со свинцом для создания красно-оранжевого пигмента. Обычно его использовали египетские художники для окраски кожи в 30 г. до н. э. — 400 г. н. э., но в самых древних египетских папирусах он не был найден до последнего исследования.
Команда ученых была заинтересована в анализе минеральных соединений красных и черных чернил из фрагментов храмовых папирусов, особенно конкретных соединений железа и свинца. Они использовали многочисленные методы синхротронного излучения для исследования химического состава, в том числе микрорентгеновскую флуоресценцию, микрорентгенографию и микроинфракрасную спектроскопию. Они обнаружили сложную смесь фосфатов свинца, сульфатов свинца, карбоксилатов свинца и хлоридов свинца.
Котт и другие считают, что жрецы вряд ли делали чернила сами, а особенно такие сложные, как красные. Для этого потребовались бы специальные знания и большое количество сырья.
Команда также обнаружила необычный эффект «кофейного кольца» в красных надписях. Эффект возникает, когда одна жидкость испаряется, а твердые частицы, растворенные в жидкости (как кофейная гуща) образуют кольцо. Это происходит из-за того, что испарение протекает гораздо быстрее по сторонам, чем в центре. Вся оставшаяся жидкость вместе с известью течет к краям, чтобы заполнить пустые места. В этом случае пигмент красной охры присутствует в крупных частицах, которые остаются на месте, в то время как более мелко измельченные растворимые соединения свинца в папирусе создают кольцевой эффект, похожий (в микрометровом масштабе) на обрисованные буквы.
«Усовершенствованный микроанализ на основе синхротрона предоставил нам бесценные знания о приготовлении и составе красных и черных чернил в Древнем Египте и Риме 2000 лет назад», — подвел итог Кристиансен. — «Наши результаты подтверждаются другими источниками о производстве чернил в Египте. Например, в магическом заклинании алхимика, датируемым третьем веком нашей эры, сказано о тех самых красных чернилах. Этот папирус был найден в Фивах, и он вполне мог принадлежать священнической библиотеке, такой как папирусы, изучаемые здесь. Так технологии помогают взглянуть на химию искусства египтян с новой стороны».
На чем и чем писали в древнем египте
Этот материал египтяне изготавливали так: стебель растения освобождался от корня и цветка и разрезался на длинные продольные полосы. Полученные тонкие и узкие полоски раскладывали так, чтобы край одной полоски находил на другую. Затем края подклеивались, чтобы получить квадратный кусок папируса. На этот кусок накладывался второй слой из полосок папируса так, чтобы их волокна ложились перпендикулярно на волокна первого слоя. По наложенным друг на друга полоскам били деревянным молотком, от чего они становились тоньше. Затем папирус прессовали и просушивали. После этого папирус сворачивали в трубочку – свиток. Длина свитков иногда достигала 45 метров.
Папирус могли использовать больше одного раза: с листа можно было смыть написанный текст и писать заново. Папирус был вначале белого цвета, но со временем он темнел и становился светло-желтым или коричневым. Новый папирус отличался эластичностью, поэтому легко сворачивался в свитки, а под влиянием времени он становился очень хрупким и ломким.
Египтяне писали заостренными тростниковыми палочками, изготовленными из стебля болотного растения каламу с. Такие палочки имел каждый писец при себе вместе с чашкой для воды и дощечкой – пеналом, где было место для хранения палочек и два углубления для черной и красной краски. Черные чернила изготовлялись из сажи, красные – из охры.
История письменности: от зарубки и узелка к алфавиту
QR-КОД сайта:
ГБОУ школа №430
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Рукан Иван, 5в класс
Сайт создан по материалам исследовательского проекта «История письменности».
Папирусы
Папирусы были основным носителем информации в Египте. Для того чтобы делать записи, в Древнем Египте использовались самые разные материалы. Прежде всего, это были плоские куски известняка, который добывался на западном берегу Нила. Использовались и остраки – это черепки от разбитых глиняных кувшинов. Большой популярностью пользовались и небольшие доски, покрытые слоем гипса. Писцы, которые сопровождали армию во время походов, любили делать свои записи на коже, но, к сожалению, кожаные свитки очень плохо сохраняются. Они до нас почти не дошли. Самым же популярным материалом для письма был папирус. Слово папирус греческого происхождения. Оно обозначает, как название растения, произрастающего на берегах Нила, так и материал для письма, который из этого растения изготавливали. На папирусах писали только с одной стороны.
Какова технология изготовления папируса?
Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски укладывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.
Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивался другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. В одном музее хранится папирусный свиток более сорока метров.
Историки.ру
Письменность в Древнем Египте. Виды и материалы письма. Папирус
Одним из важных достижений египетской цивилизации было наличие и развитие письменности в Древнем Египте. Именно благодаря ей сегодня мы в деталях можем восстановить историю Египта. Сохранилось огромное количество текстов, характер и начертание которых весьма разнообразны: это и папирусы, и надписи на стенах гробниц, а также высеченные на камне. Их содержание тоже весьма различно: это литературные произведения, всевозможные молитвы и заклинания, обыкновенные хозяйственные записи, в которых перечисляются налоги, имеются указания относительно ведения хозяйства. Первая письменность появилась в Египте на рубеже 3-4 тыс. до н. э., но с ходом времени претерпела значительные изменения.
Содержание
Многие называют египетский язык древнеегипетским, что не совсем верно, поскольку это язык мертвый, ныне не существующий, у него нет современного варианта. Мертвым он стал еще в начале нашей эры, когда на смену ему пришел коптский язык, представляющий последнюю стадию египетского языка. Именно поэтому под египетским мы понимаем язык, на котором разговаривало население Египта до III в. Он относится к группе семитохамитских языков. Египетский язык обслуживала самая древняя система письма, существовавшая в трех различных вариантах: иероглифическом, иератическом и демотическом.
Демотическое письмо эпохи Птолемеев. Папирус Эберса. Около XVI в. до н. э.
Происхождение терминов «семитский» и «хамитский» восходит к XVIII в. Они взяты из Библии, где упоминаются потомки сыновей Ноя — Сима (Сема), Хама и Иафета, которые считались родоначальниками всех народов. После перечисления потомков Сима в Писании сказано: «Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их».
Главный прорыв в расшифровке иероглифического письма, в составлении его правил сделал Жан-Франсуа Шампольон-младший (1790-1832) — талантливый ученый-полиглот, который еще в детстве решил восстановить всю хронологию исторических событий «от Адама до Шампольона».
Виды письма
Иероглифическая письменность возникла около 3400 г. до н. э. и представляла собой рисуночное письмо, дополненное фонетическими знаками. Иероглифический текст обычно писали справа налево, иногда наоборот — в виде горизонтальной строки, но существует и начертание в виде столбцов. Текст наносили без пробелов и знаков препинания. Строчку следовало начинать читать с той стороны, в какую смотрит изображение человека, животного либо птицы. Все иероглифы делились на фонограммы и идеограммы.
Фрагмент стелы с надписью египетскими иероглифами, посвященной Рамзесу II. Около 1279-1213 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Фонограммы представляли собой иероглифы, которые обозначали звуки. Один иероглиф мог определять от одного до трех согласных звуков.
Идеограммы обозначали понятия. Среди идеограмм были логограммы и детерминативы.
Логограммы в виде рисунка указывали конкретные понятия, а детерминативы сами по себе ничего не обозначали, но уточняли значение слова, начертанного звуками.
Все слова при написании состояли из согласных, гласные опускались.
Общее число иероглифов в эпоху царств составляло около 800, а в период греко-римского правления превышало 6000. Иероглифы использовались в основном для надписей в гробницах и храмах, к IV в. их смысл был утрачен.
Долгие годы египетский язык оставался немым, но в 1799 г. произошло событие, которое имело решающее значение для расшифровки. Обнаружили базальтовую плиту, покрытую тремя письменами различного вида. Верхняя часть была заполнена иероглифами, потом демотическим текстом, а в конце — греческим. Плита получила название Розеттский камень. Именно эта находка сделала возможным расшифровать и понять то, что было написано на многочисленных памятниках периода Древнего Египта.
Иератическое письмо возникло одновременно с иероглифическим как вариант скорописания. При нанесении знаков кисточкой на папирус или кожу начертания иероглифов скруглялись, упрощались, что позволяло быстро записывать необходимые сведения. Начертание шло строго справа налево. В конце Древнего царства образовалось два вида иератического письма.
Книжная иератика использовалась для написания религиозных и литературных текстов, а курсивная помогала осуществлять переписку и ведение документов.
В VII в. до н. э. на смену иератическому письму пришло демотическое, иератическое употребляли исключительно для составления религиозных текстов. Именно поэтому греки называли его «священное письмо».
Стела с иератической надписью, в которой описывается дарение надела земли храму. 712-698 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Демотическое письмо стало применяться для записи текстов на поздних стадиях египетского языка. По сравнению с иератическим оно имело меньшее количество символов, было ориентировано на запись слов алфавитными знаками, в нем прослеживались попытки передачи гласных на письме.
Брачный контракт, написанный демотическим письмом. 380-343 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Для лучшего понимания Жан-Франсуа Шампольон-младший стал записывать демотическим алфавитом собственные дневники, которые после его смерти один французский академик выдал за древние рукописи II в.
Бог письменности
Изобретателем и покровителем письменности в Древнем Египте считался бог Тот.
Существовала даже молитва писцов, в которой они обращались за помощью к этому божеству: «Приди ко мне, Тот, ибис прекрасный, бог, любящий Гермополь, писец писем эннеады богов, великий в [городе] Уну. Приди ко мне и дай мне советы, сделай [так], чтобы искусен был я в должности твоей. Прекраснее должность твоя, чем любая [другая] должность, [ибо] возвеличивает [человека] она: найденный искусным в ней становится вельможей».
Материалы для письма
Для письма в Древнем Египте использовали различные материалы: камень, дерево и, конечно, папирус. Лучше всего сохранились тексты на камне, поскольку он менее подвержен разрушению. Записи делались с помощью долота. Чуть позже появился обычай предварительно покрывать каменные стены грунтовкой, на которую впоследствии наносили тексты и красочные рисунки.
Надписи и рисунки храма Хатхор. Дендер, Египет
Наиболее известным материалом для письма был папирус, который изготавливался путем прессования стеблей одноименного растения. Папирус не просто добывали, его специально выращивали на плантациях, причем условия сдачи таких плантаций были довольно суровыми. Кроме высокой арендной платы, арендатор не мог свободно распоряжаться выращенным папирусом, а также пасти скот в его зарослях. Он должен был чистить каналы и поддерживать слой земли на берегах. Записи на папирусе делали тростниковой ручкой, которую обмакивали в угольный пигмент для черного цвета и в охру — для красного.
Палетка и кисти принцессы Менетатей. Около 1353-1336 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Интересно, что понятие «красная строка» существовало и в Древнем Египте: первые несколько слов писались красным цветом.
Однако папирус считался очень дорогим материалом, поэтому довольно часто текст смывали или соскребали и наносили записи повторно. Такие свитки назывались палимпсестами. Для ежедневных бытовых записей, а также для обучения в школе использовались обычные глиняные черепки — остраконы.