На чем играет оркестр
Разбираемся в классической музыке: как устроен симфонический оркестр
Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией — объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.
Из каких инструментов состоит симфонический оркестр?
— Существуют четыре основные группы музыкальных инструментов (перечисляю их в порядке удаления от слушателя): струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. (В составе струнных смычковых — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Деревянные духовые — это флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, тубы. Ударные — барабаны, литавры, тарелки, треугольники — Прим. ред.).
Музыканты в оркестре всегда рассаживаются по одной схеме?
— Нет, существует две основные схемы рассадки: немецкая и американская. Идеальной нельзя назвать ни ту, ни другую, ее не существует и поэтому их часто комбинируют.
У немецкой (иногда ее называют бетховенской) схема такая: с левой стороны от дирижера находится группа первых скрипок, с правой — вторых. В середине — виолончели и альты.
В американской схеме группа первых скрипок сидит рядом с группой вторых, а дальше уже альты и виолончели (слева направо).
В чем сложность выбора?
— Рассадка — головная боль всех дирижеров. Ведь именно им нужно разместить музыкантов так, чтобы всех было одинаково хорошо слышно. Но идеал так до сих пор и не найден. Например, струнные (виолончели, скрипки и альты) по сравнению с духовыми звучат гораздо тише.
Многие оркестры до сих пор не определились, какая схема рассадки лучше. Так что это остается личным делом дирижера.
В России используют обе схемы и их комбинации. Оркестр Владимира Спивакова придерживается немецкой рассадки, Оркестр московской филармонии — американской. С оркестром Большого театра все сложнее. Там оркестровая яма, все по-другому, места гораздо меньше.
Бывает, что типы рассадок комбинируют?
— Бывает. Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова сидит почти в американской. Группы первых и вторых скрипок сидят рядом, но виолончели и альты — наоборот. Случается, что контрабасистов, например, пересаживают из одной стороны в другую. Дирижер, рассаживая музыкантов, думает прежде всего об акустике конкретного зала.
Некоторые дирижеры идут по экстремальному пути. Они могут решить поменять рассадку за два часа до концерта, если понимают, что так произведение будет звучать лучше. Для исполнителя это стресс, потому что он привык ориентироваться на знакомых соседей.
Оркестр. Инструменты симфонического оркестра
Разделы: Музыка
Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.
В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:
I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.
Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).
Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.
На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).
Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.
Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.
Характеристика групп симфонического оркестра
Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.
II. Деревянные духовые
Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.
III. Медные духовые
Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.
Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.
IV. Ударные инструменты
V. Клавишные инструменты
Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.
VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.
Тембровые характеристики инструментов
Скрипка | Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый |
Альт | Матовый, мягкий |
Виолончель | Насыщенный, густой |
Контрабас | Глуховатый, суровый, мрачный, густой |
Флейта | Свистящий, холодный |
Гобой | Носовой, гнусавый |
Кларнет | Матовый, носовой |
Фагот | Сдавленный, густой |
Труба | Блестящий, яркий, светлый, металлический |
Валторна | Округлый, мягкий |
Тромбон | Металлический, резкий, мощный |
Туба | Суровый, густой, тяжёлый |
Виды оркестров
Оркестр русских народных инструментов
Оркестр белорусских народных инструментов
Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.
В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).
Джазовый оркестр (джаз-бенд)
В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).
В работе были использованы материалы:
1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.
Оркестр
Термин «оркестр» происходит от греческого слова, обозначающего пространство перед сценой, где традиционно располагался хор. Сегодня этот термин означает группу музыкантов, играющих в одном ансамбле.
Обычно оркестр состоит из четырех групп инструментов: медные духовые, ударные, струнные смычковые и деревянные духовые. Размер и состав этих групп могут различаться в зависимости от характера музыки и размеров зала. Камерные оркестры обычно состоят примерно из пятидесяти музыкантов, а большие симфонические или филармонические могут включать сто и более человек.
Каждая из четырех групп оркестра имеет определенную иерархию. Каждую группу возглавляет ведущий музыкант, который при необходимости может исполнять и сольные партии, если этого не делает специально приглашенный виртуоз. Скрипки делятся на две группы — первые и вторые, и в каждой есть свой ведущий исполнитель. Ведущий исполнитель в группе первых скрипок обычно является лидером оркестра, вторым по положению после дирижера. Первая скрипка ведет репетиции в отсутствие дирижера и исполняет другие обязанности. Ведущие исполнители есть и в других группах: первый гобой, к примеру, является ведущим исполнителем группы деревянных духовых.
Современный оркестр обычно включает в себя следующие инструменты: медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и тубу); ударные (литавры, барабаны, тарелки, треугольники); смычковые струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы); деревянные духовые (флейты-пикколо, флейты, гобои, рожки, кларнеты, фаготы и контрафаготы). Для исполнения некоторых произведений требуются дополнительные инструменты. Фортепианные концерты исполняются на рояле в сопровождении оркестра. Для Органной симфонии Сен-Санса требуется орган — ее можно исполнять только в тех залах, где есть этот инструмент.
Хотя музыку исполняют со Средних веков, оркестр в современном понимании начал складываться в XVI веке, когда композиторы начали писать музыку специально для групп исполнителей.
Стимулом к этому послужило покровительство аристократов и королевских семейств. Многие старинные композиторы прямо или косвенно служили при дворах и писали музыку для придворных оркестров, которые развлекали хозяев и гостей во время приемов и маскарадов.
Вторым стимулом к появлению оркестров стало развитие в конце XVI века театра и оперы. Опера зародилась в Италии, но быстро распространилась по всей Западной Европе. К концу XVII века итальянская опера пользовалась огромной популярностью в Англии, Франции и Германии — и, естественно, в Италии.
В XVIII веке современные смычковые инструменты вытеснили традиционные виолы. Для бассо континуо появились клавишные инструменты — первоначально клавесин, а затем рояль. Но эта новация исчезла в XIX веке. Под влиянием Бетховена в оркестры ввели так называемое стандартное дополнение — количество деревянных и медных духовых удвоилось в самом начале века. Крупномасштабные произведения Рихарда Вагнера потребовали дальнейшего расширения оркестра. К примеру, для исполнения оперы «Золото Рейна» требовалось не менее шести арф. Эволюция оркестра продолжалась и в дальнейшем. Оркестры становились более сложными и большими.
Но по мере того, как рос интерес к исполнению старинных произведений на аутентичных инструментах, стали появляться небольшие камерные оркестры, которые более точно отражали состав и звучание оркестров XVII-XVIII веков.
Состав и организация традиционного оркестра с течением времени серьезно менялись, как и местонахождение исполнителей на сцене. Например, в XX веке первые и вторые скрипки стали располагаться слева от дирижера, а виолончели справа. Из современного оркестра некоторые инструменты исчезли, а другие радикальным образом изменились за несколько веков. К таким относятся:
Несмотря на исключение этих инструментов из состава современного оркестра, благодаря возрождению интереса к исполнению классической музыки на оригинальных инструментах звучание их не было утрачено для слушателей безвозвратно.
Дальше мы более подробно поговорим об истории и развитии некоторых основных инструментов современного оркестра.
Основные инструменты оркестра
Как говорилось в предыдущем разделе, оркестр включает в себя инструменты из разных групп. Группа струнных, к примеру, состоит из скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов и, при необходимости, арф. В любом оркестре есть ряд ключевых инструментов, необходимых для верного звучания. Именно для них композиторы сочиняли величайшие произведения классической музыки. Но за долгие годы инструменты радикально изменились. Например, современный гобой по сложности и тональному диапазону совершенно не похож на тот гобой, которым пользовались во Франции XVII века. Хотя сегодня можно услышать великие сочинения эпохи барокко или классицизма в исполнении аутентичных инструментов, но большая часть классических записей, начиная с середины ХХ века, была сделана на современных инструментах. То есть сегодня эти произведения звучат совсем не так, как задумывал композитор. В этом разделе мы с вами подробно рассмотрим некоторые самые важные инструменты симфонического оркестра.
Виолончель
Четырехструнная виолончель по размерам занимает второе место после контрабаса в группе струнных. Она может солировать (например, в концерте для виолончели с оркестром Элгара), являться частью струнного квартета или входить в группу струнных в симфоническом оркестре. Название происходит от итальянского violoncello (малый контрабас). Виолончель появилась в середине XVII века и действительно представляла собой уменьшенный контрабас со струнами, обвитыми проволочной канителью. Новые струны позволили получать красивый низкий звук. Современные виолончели отличаются от старинных в нескольких отношениях. У современных виолончелей есть металлический шпиль для поддержки инструмента (и передачи звука через пол). В эпоху же барокко исполнители удерживали виолончель только ногами.
У современных струн металлический (у некоторых синтетический) сердечник. Барочные струны были натуральными жильными, а струны G и С имели металлическую оплетку. У современных инструментов струны натянуты гораздо сильнее, чем в эпоху барокко, и тон получается более громким и открытым, с меньшим количеством обертонов. В современном симфоническом оркестре обычно бывает от восьми до двенадцати виолончелистов, которые располагаются с правой стороны (если смотреть из зала), напротив скрипачей. Многие известные музыканты и композиторы были виолончелистами: Пабло Касальс, Жаклин дю Пре, Жак Оффенбах и Артуро Тосканини.
Кларнет
Кларнет относится к группе деревянных духовых инструментов, без которых не обходится ни один оркестр. Название «кларнет» происходит от итальянского слова clarion (разновидность трубы) и уменьшительного суффикса et. Кларнет представляет собой цилиндрическую трубку. Высота звучания зависит от расположения отверстия в трубке. Игра на кларнете — довольно сложное занятие. Считается, что кларнет был изобретен в начале XVIII века Иоганном Кристофом Деннером, но исторические доказательства этого сомнительны.
От более раннего шалмея кларнет отличается наличием клапана на обратной стороне инструмента. Впоследствии количество клапанов увеличилось, что значительно улучшило тон инструмента. Кларнетами называются несколько инструментов разного размера и звучания. Наиболее распространен кларнет-сопрано в строе В. В классическом оркестре обычно присутствует два кларнетиста, хотя, начиная с конца XIX века, композиторы пишут сочинения, требующие трех и более кларнетов. Кларнет может быть и солирующим инструментом — для него часто писал Моцарт. Этот инструмент пользуется большой популярностью в камерной музыке.
«В начале этого [XVIII] века он изобрел новую разновидность трубы, называемую кларнетом. Она представляла собой улучшенный шалмей». Иоганн Габриэль Доппельмейер о роли Деннера в изобретении кларнета, 1730
Ударные инструменты
Основной инструмент группы ударных — это барабан. В техническом отношении его можно назвать мембранным. В историческом плане барабан — старейший и самый распространенный музыкальный инструмент, который используется очень широко. В оркестрах чаще всего присутствуют литавры, большой барабан, малый барабан и цилиндрический барабан. Литавры — довольно необычные ударные инструменты. При ударе они издают определенный звук, тембр которого определяется формой корпуса. Кроме того, их можно настроить с помощью педального механизма, что позволяет получить определенные ноты. Предшественниками литавр являются военные барабаны. В состав оркестра они вошли в конце XVIII века. Обычно литавр бывает четыре, хотя есть сочинения, для исполнения которых требуется большее количество. Например, в «Весне священной» Стравинского используется пять литавр.
Хотя произведения для литавр появились еще в конце XVII века (впервые в опере Жана-Батиста Люлли «Тесей» в 1695 году), настоящую революцию в этой области произвел в конце XVIII века Бетховен. Большой барабан, как это ясно из названия, — самый большой в оркестре. Его предшественником является давул — инструмент, привезенный с Ближнего Востока. Малый барабан происходит от тамбурина, который был усовершенствован в XVII веке. Под его днищем натянуты струны, издающие своеобразный звук. Цилиндрический барабан производит более высокий звук, чем большой. По размерам он сходен с малым барабаном, но не имеет струн. Играют на нем мягкими колотушками или твердыми палочками.
Композиторы использовали барабаны под разными названиями с середины XIX века. Особую роль ударные стали играть в творчестве английских композиторов ХХ века Бриттена и Уолтона, а также у американских композиторов, в частности у Копленда.
В оркестре группа ударных располагается позади, прямо перед дирижером. Барабаны находятся слева от дирижера.
Флейта
Флейта — один из основных инструментов группы деревянных духовых. Некогда флейты действительно изготавливали из дерева, но сегодня они чаще бывают металлическими. Клапаны появились в XIX веке. Флейта — «потомок» одного из древнейших инструментов мира. В отличие от других деревянных духовых, у флейты нет язычка. Исполнитель дует в отверстие мундштука и извлекает различные ноты путем закрывания определенных отверстий. Изначально отверстия закрывались и открывались пальцами, сегодня же для этой цели используются металлические клапаны. Самая малая флейта — пикколо. Первые инструменты, похожие на флейту, появились в Центральной Европе почти 40 тысяч лет назад.
Древнейшая дошедшая до нас флейта — это лакированный бамбуковый инструмент, найденный в Китае и относящийся к середине V века до н. э. Поперечная флейта попала в Европу с Дальнего Востока через Византию в Средние века. Этот инструмент широко использовался при исполнении светской и придворной музыки, особенно во Франции и Германии. Еще больше флейта распространилась в конце XV века, войдя в состав военных оркестров. Флейта, как и труба, применялась для подачи сигналов. Популярность флейты выросла в XVI—XVII веках. Композиторы использовали ее в камерной музыке, операх и балетах. Телеман, Вивальди и другие композиторы писали концерты специально для флейты.
Роль флейты еще больше усилилась в XVIII веке, когда появились первые симфонические оркестры, но в XIX веке она слегка вышла из моды. Но уже в конце века выразительные возможности этого великолепного инструмента были открыты заново такими композиторами, как Дебюсси. Рост популярности флейты в середине XIX века — результат работы немецкого мастера Томаса Бёма. В 1847 году он запатентовал собственную модель этого музыкального инструмента. Система клапанов, предложенная Бёмом, до сих пор остается основой современной флейты.
Поскольку флейта относится к группе деревянных духовых, флейтисты располагаются перед дирижером, но чуть левее и прямо перед кларнетами.
Валторна
Валторна — или «французский рог», как этот инструмент называют в англоязычных странах, — относится к группе медных духовых. Длина металлической трубы составляет около двенадцати футов, но она свернута кольцами и довольно компактна. Звуки разной высоты извлекаются с помощью клапанов, которые появились лишь в первой половине XIX века. До этого валторна была более простым инструментом, и исполнители могли менять высоту звука лишь с помощью губ. Рога широко использовались на охоте, поскольку их звук был слышен на большом расстоянии. Неудивительно, что композиторы выбирали этот инструмент, если хотели имитировать в своей музыке сцены охоты. С середины XVIII века диапазон звучания валторны расширился благодаря методу «закрытого звука», предложенному чешским музыкантом Антоном Йозефом Хампелем. Этим методом широко пользовался уроженец Богемии Ян Вацлав Штих, более известный под именем Джованни Пунто (так его называли в Италии).
Закрытый ладонью раструб натуральной валторны позволял музыканту понизить звук на полтона. Благодаря этому даже без клапанов на валторне можно было исполнять целые мелодии. С середины XVIII века композиторы стали писать музыку, используя широкие возможности этого инструмента. Моцарт, к примеру, написал четыре концерта для валторны. Его предшественники, в том числе его отец Леопольд Моцарт, Телеман, Бах и Гендель, использовали валторны для достижения определенных эффектов. Когда у валторны появились клапаны, композиторы стали еще смелее включать этот инструмент в свои сочинения. Рихард Штраус в симфонической поэме «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» в полной мере использовал хроматический диапазон усовершенствованной валторны.
Обычно валторнисты сидят слева от центра. Перед ними располагаются кларнеты, а за ними арфа.
Клавишные
В конце XVII или начале XVIII века итальянец Бартоломео Кристоферо усовершенствовал клавесин. Так появился рояль — один из самых распространенных и популярных в классической музыке инструментов. Огромное множество сочинений написано специально для рояля. На рояле играют соло или в сопровождении камерного или симфонического оркестра. Рояль — идеальный инструмент для практики и композиции. Многие величайшие композиторы-классики были выдающимися пианистами: Бетховен, Шопен, Дебюсси, Лист, Мендельсон, Моцарт, Прокофьев, Шуман. Когда рояль участвует в симфоническом концерте, он располагается впереди, перед дирижером.
Первые попытки создать клавишный инструмент предпринимались еще в Средние века — примером тому может служить колесная лира. До появления рояля самым распространенным в классической музыке клавишным инструментом был клавесин. В отличие от рояля, где молоточки ударяют по струнам, в инструментах семейства клавесинов (верджинел, мюзелар, спинет) звук извлекался способом щипка. Клавесин появился в позднем Средневековье. Этот инструмент широко использовался в музыке Ренессанса и барокко. Хотя музыку для клавесина сочиняли и в XIX веке, уже с начала XVIII века рояль почти полностью вытеснил своего предшественника. Возрождение клавесина произошло в ХХ веке, когда в моду вошло исполнение средневековой и барочной музыки на аутентичных инструментах.
Еще один старинный клавишный инструмент — это клавикорды. Он редко использовался в концертах, так как не обладает громкостью звука, достаточной для больших залов. Однако для практики и композиции он подходил почти идеально. В отличие от клавесина, клавикорды — инструмент ударный, а не щипковый, поэтому его можно считать прямым предшественником рояля.
Помимо рояля, в оркестре иногда используется и орган — например, в Третьей симфонии Камиля Сен-Санса. Естественно, что такие произведения можно исполнять только в больших концертных залах, располагающих таким инструментом.
Гобой
Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. В Англии он вошел в моду примерно в 1770 году. Название этого инструмента с двойным язычком происходит от итальянского слова oboe, а то, в свою очередь, от двух французских слов: haut (высокий или громкий) и bois (лес). Инструмент появился в середине XVII века во Франции, где его называли hautbois. Он являлся модификацией более раннего шалмея. Барочный гобой серьезно отличался от шалмея: гобой делился на три части, что повышало его качество. Кроме того, над язычками появился колпачок, а это позволяло получать более громкий звук. У барочного гобоя изменилось расположение отверстий и добавились клапаны, благодаря чему значительно расширился звуковой диапазон.
Следующий этап развития гобоя пришелся на XVIII век, когда конический раструб инструмента сузился и появились новые клапаны. Диапазон инструмента расширился еще больше, и композиторы стали писать специально для него. Мы знаем множество камерных и симфонических произведений с соло для гобоя — такие концерты есть у Моцарта, Гайдна и Бетховена. В XIX веке гобой еще более усовершенствовался — особенно хороши были гобои, сделанные парижскими мастерами из семейства Трибер. Количество клапанов снова увеличилось. С того времени гобои не раз совершенствовались.
Группа деревянных духовых инструментов располагается в центре оркестра, между медными духовыми и дирижером. Гобоисты сидят справа от дирижера.
Труба
Труба относится к группе медных духовых инструментов и играет в самом высоком регистре. Трубу по праву можно назвать одним из древнейших музыкальных инструментов — она появилась более 3500 лет назад. В старину трубы использовались в армии для подачи сигналов (сегодня эту функцию исполняет сигнальный горн). Оригинальная — или натуральная — труба состоит из свернутой металлической трубки без клапанов, что позволяло получать ноты лишь определенного обертонового ряда. В XVI и XVII веках трубы разного диаметра и с разными мундштуками использовались в группах для получения разных частей гармонического диапазона. Эпоху барокко считают золотым веком натуральной трубы. Одним из самых известных и популярных произведений для трубы того периода является «Марш принца датского» английского композитора Джеремайи Кларка.
«Несмотря на истинную возвышенность и благородную природу тона, мало инструментов, которые деградировали бы в той же степени [что и труба]. Все композиторы, вплоть до Бетховена и Вебера (и не исключая Моцарта), отводили ей недостойную заполняющую функцию или ограничивались двумя-тремя избитыми ритмическими формулами». Гектор Берлиоз о натуральной трубе, 1844
В конце XVIII века труба вышла из моды, поскольку ей явно не хватало диапазона. Однако многие композиторы, в том числе Моцарт, Бетховен и Брамс, продолжали писать музыку, которая требовала использования натуральных труб. В XVIII веке начались попытки создать трубу с клапанами, но все они были неудачными. Наконец в 1818 году Фридрих Блюмель и Генрих Штетцель запатентовали клапанную коробку. Одним из первых произведений, написанных для хроматической (а не натуральной) трубы, стал концерт Гайдна (1798). Когда с помощью трубы стало возможным получать разнообразные ноты, роль этого инструмента в оркестре возросла. Однако в последнее время, когда появилась тенденция исполнять старинную музыку на аутентичных инструментах, в оркестры вернулась натуральная труба. Сегодня ее можно регулярно слышать при исполнении произведений, где она и должна была использоваться по замыслу композитора.
Самый большой медный духовой инструмент обладает самым низким голосом. Туба появилась в оркестре относительно недавно. Вильгельм Фридрих Випрехт и Карл Мориц запатентовали ее в сентябре 1835 года. Туба заменила офиклеиду (еще одно изобретение начала XIX века, вытеснившее серпент). Медные инструменты обычно имеют либо коническую с раструбом форму, либо цилиндрическую. Инструменты группы туб — сюда относятся баритон, сузафон и бомбардон — имеют очень широкий конический раструб. В оркестре туба и тромбоны обычно располагаются ближе к центру, прямо перед дирижером, но на заднем плане. Обычно в оркестре бывает одна туба, хотя для исполнения некоторых произведений иногда требуется вторая. К числу подобных произведений относятся такие известные сочинения, как «Весна священная» Стравинского и «Так говорил Заратустра» и «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса. Партия тубы в этих партитурах весьма значительна.
Скрипка
Изначально скрипками называли группу, а не один конкретный инструмент. Скрипка с четырьмя струнами приобрела характерную форму в середине XVI века. Этот инструмент наряду с альтом, виолончелью и контрабасом относится к группе струнных. В конце XVII — начале XVIII века скрипка была доведена до совершенства такими знаменитыми итальянскими мастерами, как Антонио Страдивари и Никколо Амати. Неудивительно, что начиная с эпохи барокко скрипки стали играть важнейшую роль в оркестре. С конца XVIII века, когда в моду вошли струнные квартеты, значение скрипки еще больше усилилось.
По тону скрипка превосходит многие другие инструменты. Она прекрасно подходит для мелодической линии, так как музыкант может исполнять на скрипке сложнейшие пассажи. Скрипки составляют большую часть оркестра. Обычно их группа делится на две части — первые скрипки и вторые скрипки. Первую группу возглавляет концертмейстер — ведущий музыкант оркестра. Как уже говорилось выше, в отсутствие дирижера репетицию проводит именно он.
Поскольку на скрипке можно исполнять очень сложные произведения, ей часто поручают солирующую роль. Концерты для скрипки с оркестром писали такие композиторы, как Мендельсон, Брух, Брамс, Моцарт и Бетховен. Многие выдающиеся классические музыканты были хорошими скрипачами, в том числе Иоганн Себастьян Бах, Йозеф Гайдн, Моцарт, Никколо Паганини и Иегуди Менухин.
Великие симфонические оркестры
В мире существует бесчисленное множество симфонических оркестров. В большинстве крупных городов есть хотя бы один такой оркестр. Прекрасные оркестры работают на радио, например на BBC. Но есть по-настоящему великие оркестры, имеющие долгую историю, работавшие под руководством великих дирижеров, исполняющие великую музыку. Мы расскажем о нескольких таких оркестрах и познакомим читателя с их историей.
Берлинский филармонический оркестр
Оркестр Беньямина Бильзе (Fruhere Bilsesche Kapelle) был создан в 1882 году. В нем работали пятьдесят четыре музыканта. Берлинским филармоническим оркестр стал называться в 1887 году. Он по праву считается одним из лучших симфонических оркестров мира — в 2008 году в опросе журнала Gramophone берлинский оркестр занял второе место. Оркестр пользовался высочайшей репутацией с самого начала, когда его возглавил один из лучших мировых дирижеров Ханс фон Бюлов. С оркестром сотрудничали ведущие композиторы своего времени, и многие считали за честь дирижировать им.
С Берлинским филармоническим оркестром выступали Брамс, Григ и Малер. Берлинским оркестром руководили величайшие дирижеры мира: Вильгельм Фуртвенглер (1923-1945), Герберт фон Караян (1955-1989), Клаудио Аббадо (1989-2002). С 2002 года оркестром управляет британский дирижер сэр Саймон Рэттл, прежде работавший с симфоническим оркестром Бирмингема. После ухода Караяна репертуар оркестра значительно расширился. Теперь он не ограничивается классической и романтической музыкой, преимущественно немецкой, как это было раньше. Сегодня в репертуаре Берлинского филармонического оркестра появилось немало произведений композиторов ХХ века.
Бостонский симфонический оркестр
Бостонский симфонический оркестр входит в «Большую пятерку» американских оркестров наряду с Чикагским симфоническим, Кливлендским, Нью-Йоркским филармоническим и Филадельфийским оркестрами. Бостонский симфонический оркестр был создан в 1881 году Генри Ли Хиггинсоном. Оркестр выступает и репетирует в городском Симфони-холле — этот концертный зал был открыт в 1900 году.
С 1924 по 1949 год Бостонским оркестром руководил русский дирижер Сергей Кусевицкий. За это время репутация оркестра невероятно возросла. Кусевицкий заказывал произведения таким композиторам, как Прокофьев и Стравинский, и оркестр с блеском исполнял их. Первые записи Бостонского симфонического оркестра были сделаны в 1917 году, а первая стереозапись вышла в 1954 году. Оркестр работает под руководством собственных музыкальных директоров и известных приглашенных дирижеров.
Бостонский оркестр сотрудничает со студиями звукозаписи, а также участвует в музыкальном оформлении серьезных фильмов, например «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана». С 2004 по 2011 год оркестром руководил Джеймс Ливайн — первый американец на этом посту.
Лондонский симфонический оркестр
С 1982 года Лондонским симфоническим оркестр, основанный в 1904 году, репетирует и выступает в центре Барбикен. Это первый оркестр подобного рода, созданный в Соединенном Королевстве. Первым главным дирижером оркестра был австриец Ханс Рихтер. В 1911 году за дирижерский пульт встал Эдвард Элгар. В период Первой мировой войны оркестром какое-то время управлял Томас Бичем. В последнее время Лондонским симфоническим оркестром руководили такие известные дирижеры, как Андре Превен (1968-1979), Клаудио Аббадо (1979-1988), Майкл Тилсон Томас (1988-1995) и сэр Колин Дэвис (1995-2006). С 2010 года оркестр возглавляет российский дирижер Валерий Гергиев.
Лондонский симфонический оркестр стал первым британским оркестром, выступившим за рубежом: в 1906 году состоялись гастроли в Париже. Кроме того, этот оркестр первым из британских оркестров принял участие в Зальцбургском фестивале (1973). В апреле 1912 года оркестр должен был отправиться в США на злополучном «Титанике». К счастью, перед отплытием планы изменились. Лондонский симфонический оркестр выпускает много записей и имеет даже собственный лейбл (LSO Live). По заказу оркестра работают многие ведущие композиторы ХХ века. Лондонский симфонический оркестр сотрудничает и с кинематографистами — в его исполнении звучала музыка к фильмам «Звездные войны», «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», «Супермен», «Храброе сердце».
Королевский оркестр Концертгебау
Королевский оркестр Концертгебау был основан в 1888 году в Амстердаме. Титул «королевский» оркестр получил в 1988 году — королева Беатрикс наградила оркестр в честь его столетия. В 2008 году журнал Gramophone назвал Концертгебау одним из лучших симфонических оркестров мира. Оркестр выступает и репетирует в одноименном зале — потрясающей красоты классическом здании, построенном в апреле 1888 года, незадолго до создания оркестра. Концертгебау, Музикфе- райн в Вене и Симфони-холл в Бостоне считаются тремя лучшими концертными залами мира.
С 1895 по 1988 год оркестром руководили три великих дирижера: Виллем Менгельберг (1895-1945), Эдуард ван Бейнум (1945-1959) и Бернард Хайтинк (1961-1988). Под руководством Менгельберга оркестр прославился исполнением произведений современных композиторов — Малера и Рихарда Штрауса. Ван Бейнум был специалистом по творчеству Антона Брукнера. Сделанные под руководством ван Бейнума записи способствовали посмертной славе австрийского композитора. Под руководством Хайтинка Концертгебау стал одним из самых активных оркестров в области звукозаписи. Долгосрочные контракты были заключены с такими компаниями, как голландская Philips и британская EMI. С 2010 года оркестром руководит латвийский дирижер Марис Янсонс.
Венский филармонический оркестр
Венский филармонический оркестр был основан в 1842 году композитором Отто Николаи как «Филармоническая академия». Сегодня оркестр считается одним из лучших симфонических оркестров в Европе и мире. Филармоническая академия была абсолютно самостоятельным оркестром, где решения принимались демократическим голосованием всех членов — этот принцип сохраняется и по сей день. В 1860 году дирижер Карл Антон Эккерт организовал серию из четырех абонементных концертов — это событие положило начало прекрасной традиции.
До 1933 года у Венского филармонического оркестра был главный дирижер. С 1898 по 1901 год этот пост занимал композитор Густав Малер. Но с 1933 года оркестр пользуется услугами приглашенных дирижеров. В разное время оркестром управляли величайшие мастера классической музыки: Рихард Штраус, Карл Бём, Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян, Даниэль Баренбойм, Владимир Федосеев.
Главный зал и репетиционная база оркестра — Музикферайн (Музыкальное общество). Этот концертный зал открылся в 1870 году и считается одним из трех лучших залов мира. Оркестр дает множество абонементных концертов, и билеты на эти концерты заказываются заранее — порой за год и более.