На чем играет пастух
Рожок – древний духовой музыкальный инструмент
Рожок представляет собой конической формы трубу, состоящую из двух половин, скреплённых берестой, расширяющуюся на конце, то есть имеющую раструб.
Он способствует правильному течению звука и обеспечивает глубокую тональность.
Что такое пастуший рожок и из чего его изготавливают
Изготавливают инструмент, как правило, из бересты, клёна и можжевеловой коры.
Во время игры музыкант по очереди или одновременно зажимает отверстия, расположенные на теле рожка.
Наиболее предпочтительным сырьём для изготовления всегда являлся можжевельник, поскольку он считался самым надёжным и прочным материалом.
По сей день мнение умельцев не изменилось. По этой причине изделия из бересты и клёна уступают в цене можжевеловым рожкам.
Происхождение и история рожка
Происхождение рожка не вызывает много дискуссий.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что данный музыкальный инструмент был изобретён на территориях, на которых развито земледелие и скотоводство.
Предположительно, родной землёй рожка могут являться Финляндия, Чехия, Польша или даже Греция.
Примечательно, что развлечением игра на рожке стала примерно 300-400 лет назад. Викинги использовали духовой инструмент в качестве средства коммуникации.
Звук рожка служил для воинов сигналом для отправления в поход.
Первое упоминание инструмента на Руси можно отнести ко второй половине восемнадцатого века.
Летописцы и другие авторы стремились к олицетворению рожка как исконно русского инструмента. Однако как мы упоминали выше, прошлое инструмента уходит корнями к другим территориям.
Впрочем, наши предки сыграли свою роль в истории аэрофона.
Как выглядит рожок — конструкция
Как упоминалось ранее, рожок имел конический корпус с раструбом в конце.
На стволе инструмента расположены 6 отверстий: одно из них сверху, а остальные снизу.
Мундштук вырезается в верхнем конце корпуса и представляет собой углубление.
Типы рожков
Классификация по исполнению: для сольной и для ансамблевой игры
Ансамблевые типы русского рожка:
Касательно октавы «визгунок» и «бас» настроены относительно друг друга.
Любопытно, что звучание ансамблевых рожков отлично сочетается и с балалайкой, и с ударными, и с фортепиано.
Рожки для сольной игры бывают средней длины 50‐60 см. Народ решил дать такому рожку название «полубасок».
Важно отметить, что именно «полубасок» наши предки брали на гуляния и выступления. Звуковой диапазон такого рожка способствует рождению сложных витиеватых мелодий.
Обратим ваше внимание на существовании ещё одной классификации рожков в рамках территории России — по регионам.
Народ, проживающий на разных территориях долгие годы вносил свою лепту в облик своих рожков, делая их уникальными.
Таким образом появились суздальские, новгородские, костромские и калужские, владимирские и тверские рожки. На последних двух мы остановимся подробнее, как на самых распространённых.
Владимирский рожок
Понятие «владимирский» рожок появилось во второй половине девятнадцатого века.
Появление данного термина стало следствием достижений рожечников из Владимирской области. Хор выступал на праздниках, свадьбах и прочих гуляниях под руководством Николая Васильевича Кондратьева.
Однажды рожечники выступали в Нижнем Новгороде на Макарьевской ярмарке, где их заприметил А. И. Картавов. Антрепренер попросил музыкантов выступить в Петергофе. Сам Александр III присутствовал на их выступлении.
После того, как концерт владимирской гостей был высоко оценен петербургской публикой, Кондратьев и его хор выехали за границу. Мелодии русских рожечники звучали на их выступлениях в Париже, Брюсселе, Гааге и в Берлине.
Необычно одетые и талантливые русские музыканты покорили европейскую публику. Об их успехе тогда написало множество газет.
На пластинки игра хора была записана в 1910 году.
Тверской рожок
Тверской рожок — наиболее распространённая разновидность рожков в России.
Благодаря Сергею Старостину и Михаилу Горшкову и их экспедициям в Тверскую область, инструмент стал считаться самым универсальным типом рожка.
Способ изготовления тверского аэрофона уходит корнями ещё в период освоения русскими территорий Верхней Волги. Кроме того, его никогда не касалась музыкальная промышленность.
Тверской пастуший рожок — инструмент кустарного производства. К слову, современные пастухи до сих пор активно используют тверской рожок в своей нелёгкой работе.
Колодка такого рожка изготавливается из груши, которая является особо звонким деревом. Сейчас поверхность колодки защищена от воздействия окружающей среды благодаря покрытию её специальным масляным составом.
Тверской рожок имеет 5 игровых отверстий раструб, сделанный из натурального коровьего рога и традиционный тростниковый пищик открытого типа.
Пастуший рожок
Рожок уже давно является неотъемлемым атрибутом для пастуха.
Раньше рожок изготавливали из рогов коров и козлов. Отсюда необычное название музыкального духового инструмента.
Вы когда-нибудь задумывались, как один пастух умудряется следить за огромным стадом и возвращать всех пасущихся парнокопытных назад? Оказывается, при помощи игры на рожке это сделать гораздо проще, чем при использовании кнута.
Рожок пастуха оказывает необычное влияние на стадо. Скот на удивление охотно подчиняется его зову.
Кроме того, данный музыкальный инструмент многие годы использовался в качестве своеобразного средства коммуникации, с помощью которого пастухи могли общаться друг с другом на довольно больших расстояниях.
Славянский духовой музыкальный инструмент
Постепенно с ходом времени пастушьи рожки «эволюционировали» из сигнального средства в полноценный духовой музыкальный инструмент, обожаемый русским народом.
Люди Древней Руси любили танцевать под глубокие, но в то же время заводные мелодии рожка, которые со временем стали неотъемлемой частью гуляний и празднеств.
Сольные выступления умельцев нередко сопровождались пением, хороводами и танцами. Многим хотелось вплести часть своей души в прекрасную мелодию.
Таким образом в народном лексиконе появилось новое наименование — «рожечник». Этим нехитрым словом стали называть музыкантов, владеющих навыками игры на рожке.
Кроме того, рожечники являлись не только исполнителями наигрышей, но и композиторами, способные сочинять сложные музыкальные композиции.
Интересным фактом о рожке является и то, что он всегда был преимущественно мужским музыкальным инструментом. Объясняется это изрядным напряжение во время игры дыхательной системы, что представительницам прекрасного пола даётся сложнее.
Как звучит рожок
Звук и мелодию рожка можно назвать сильной и звонкой, но мягкой, глубокой и приятной для слуха.
Звуковой диапазон рожка составляет десяток нот, путём чередования которых рождается огромное множество чудесных композиций.
Заключение
Пастуший рожок — особенный объект традиционной культуры, являющийся и средством связи, и музыкальным инструментом. Его смело можно назвать символом гармонии человека с природой, народной общности и веселья.
В материале использованы фотографии из личного архива Евгения Ербенева. Ютуб-канал музыканта также посвящён народным инструментам
Рожок
Среди многообразия музыкальных инструментов не так много найдется исконно русских. Один из них – деревянный рожок, прошедший путь от верного спутника пастухов до полноценного участника народных ансамблей, оркестров.
Что такое рожок
Рожок – русский народный инструмент, сделанный из дерева (в старину материалом служила древесина березы, клена, можжевельника). Относится к группе духовых. Ближайшие «родственники» – охотничий рог, пастушечья труба.
Первоначально исполнял функцию не музыкальную: служил для привлечения внимания, подачи звукового сигнала в случае опасности. Был распространен среди пастухов, сторожей, воинов. Намного позднее начал использоваться для воспроизведения танцевальных, песенных мелодий.
Диапазон рожка примерно равен октаве. Профессионалы умудряются извлекать 7-8 звуков, любителям доступно максимум 5. Звучит инструмент ярко, пронзительно.
Устройство инструмента
Предмет выглядит предельно просто: конической формы деревянная трубка, оснащенная шестью небольшими отверстиями. Поочередно закрывая отверстия, умелец извлекает звуки нужной высоты.
Верхняя, узкая часть, заканчивается мундштуком – элементом, отвечающим за извлечение звуков. Широкая нижняя часть называется раструбом. Раструб обеспечивает звуку хорошее прохождение, отвечает за яркие интонации.
Длина инструмента различная (в пределах 30-80 см).
История происхождения
Имя создателя рожка неизвестно, как и время появления. Его изначальная функция, подача сигналов пастухами, позволяет предполагать: первыми регионами распространения рожковых инструментов были территории, занятые скотоводами, земледельцами (современные земли Польши, Чехии, Финляндии).
Развлечением рожок стал несколько столетий назад. Конусообразную конструкцию применяли при проведении обрядов, свадеб, народных гуляний.
Первые документальные упоминания в России об инструменте датированы второй половиной XVIII века. Но распространился на территории страны он гораздо раньше. В этих письменных свидетельствах уже говорится, что инструмент широко распространен на всей территории Российского государства, по большей части среди крестьянского населения.
Пастуший рожок изготавливали по тому же принципу, что и пастушеские рога: скрепляли половинки корпуса между собой берестой. Существовал однодневный вариант: пастух мастерил его из ивовой коры. Снимая ивовую кору, плотно скручивали ее по спирали, получая дудку. Одноразовой она называлась, так как звучала до тех пор, пока кора не высохнет. Задумка инструмента-однодневки принадлежала крестьянам Тульской области.
Рожок был представлен миру, как исконно русский инструмент, в XIX веке. Этот период ознаменован созданием Хора владимирских рожечников (руководитель – Н.В. Кондратьев). Первоначально ансамбль выступал в пределах собственной губернии, затем был приглашен для выступлений в столицу.
В конце XIX столетия хор Кондратьева дал концерты в Европе. Каждому выступлению сопутствовал небывалый успех. Именно тогда русский рожок прочно закрепился в ансамбле народных инструментов. В начале ХХ века репертуар владимирского хора записали на граммофонные пластинки.
Тверской
Разновидности
Классификация проводится по двум основным признакам: исполнению, региону распространения.
По исполнению
По региону
Регионы, где распространился рожок, усовершенствовали конструкцию в соответствии с собственным фольклором. Сегодня выделяют следующие разновидности:
Наибольшую популярность приобрел владимирский вариант – благодаря деятельности вышеописанного Хора владимирских рожечников. Именно творческая деятельность Н.В. Кондратьева послужила славе рожка, его переходу от инструмента пастухов к ансамблевой игре.
Использование
Пастухи уже давно не пользуются рожками. Место этого инструмента сегодня – в русских народных ансамблях, оркестрах. Достаточно и сольных исполнителей, мастерски управляющихся со сложной в использовании конструкцией.
В программе концертов народных ансамблей, имеющих в составе рожечников, самая разнообразная музыка: лиричная, плясовая, солдатская, шуточная, свадебная.
Как играть на рожке
Играть достаточно сложно. Инструмент примитивен, извлечь из него нужный звук непросто. Понадобится серьезная практика, тренировка дыхания. Даже просто получить красивый ровный звук сразу не выйдет, потребуются месяцы подготовки.
Конструкция приспособлена к прямым звукам, без трелей, переливов. Часть виртуозов приспособилась исполнять тремоло, но это требует огромного профессионализма.
Чистота тона, громкость звука напрямую зависят от силы подачи воздуха. Звучание изменяют, поочередно зажимая расположенные на корпусе отверстия.
Технология игры схожа с флейтой.
Традицонный инструмент пастухов — жалейка
Один из самых ярких музыкальных инструментов России – это жалейка. Она относится к духовым, пользовалась большой популярностью среди славянских племен. Бытует мнение, что прародительницей кларнета (язычковый инструмент с одинарной тростью) была именно жалейка. Первые упоминания о деревянной трубке встречаются в конце восемнадцатого века.
Общее описание
Музыкальный инструмент жалейка представляет собой тростниковую или камышовую трубочку, оснащенную на конце раструбом, выполненным из верхнего слоя березовой коры или рога животного. Некоторые мастера в качестве основы использовали иву или бузину.
Жалейка отличается по конфигурации, делится на раздвоенные и однотрубчатые. Длина инструмента варьируется от десяти до двадцати сантиметров. Количество отверстий, которые используют для извлечения мелодии колеблется от трех до семи штук. В некоторых южных поселениях России местные аборигены прикрепляли к трубке колокольчик.
Жалейка проста в обращении, справиться с ней под силу даже начинающим музыкантам. Поскольку для извлечения мелодии не требуется натренированное дыхание или какие-то особые навыки. Инструмент используется для сольной программы, нагревания мотивов в дуэте либо применяют в ансамбле.
Происхождение жалейки
Изначально деревянная трубка позиционировалась как пастуший рожок, поскольку чаще всего её применяли для привлечения внимания и сбора скота. Инструмент получил широкое распространение во многих регионах России, Беларуси, Литвы и Украины. В наши дни жалейка часто встречается в народных ансамблях. Услышать ее звучание можно практически на любом фольклорном концерте.
Русская жалейка имеет «псевдоним» жаломейка. Писатель Владимир Михневич отыскал схожесть в корнях двух слов «жальник» и «жалейка». Первый термин применяли в Новгороде для определения древнего языческого могильника по типу кургана. Иное значение слова ассоциировалось с погостом.
В связи с этим Михневич предполагал, что инструмент часто использовали в процессе проведения обрядов, проводившихся в память об умершем после похорон либо в определенные моменты поминовения.
Также жалейка пользовалась популярностью у скоморохов. Однако в семнадцатом веке царь Алексей Романов подверг их гонениям из-за едких выпадов в сторону советской власти. Инструменты артистов были уничтожены, что нанесло большой урон по национальной музыкальной культуре страны.
Конструкция
Инструмент состоит из основы, мундштука и раструба. Первая деталь длиной до двадцати сантиметров имеет форму цилиндра. Раньше пастухи для изготовления основы брали бузину, клен, тростник. Современные мастера используют разнообразные материалы, от красного дерева до эбонита. На стволе размещают от трех до семи дырочек для извлечения звука.
Раструб выполняет роль резонатора, его крепят к нижнему концу основного элемента. Чаще всего для изготовления берут бересту или рога. Место соединения раструба и основы декорируют кольцом, выполненным из латуни.
Мундштук или пищик располагается в верхней части жалейки. Представляет собой трубку определенного размера и формы. Для создания мундштука берут дерево, металл или пластмассу. К пищику с помощью двух кембриков крепят одинарную трость (язычок), выполненную из камыша или пластика.
Разновидности жалейки
Музыкальный инструмент представлен в широком ассортименте. В его «семейство» входят изделия, отличающиеся по размеру, конструкции, звучанию. По устройству жалейка классифицируется на одинарную и двухсоставную.
Звук из них извлекается по идентичному принципу, суть которого заключается в вибрации язычка. Инструмент обладает семизвуковой системой, имеется воспроизведение высоких нот «ре», «соль», «ля».
Двухсоставная жалейка представляет собой спаренные трубочки одинакового размера. Каждая имеет собственные звуковые отверстия, их количество может отличаться. Одна трубка является ведущей, вторая выполняет роль «помощницы». Соответственно, у «примы» отверстий на стволе больше. Стволы вставлены в один раструб. |
Жалейка неспроста получила такое название. Инструмент выдает громкий, пронзительный и напористый звук. Можно сказать, что он кричит. В трубке практически нет обертонов, поэтому динамические оттенки ей не под силу. Тембральный окрас жалейки характеризуется как жалостливый и слегка гнусавый.
Звучание инструмента – это результат постоянной вибрации язычка, которая возникает под воздействием воздуха, вдуваемого исполнителем. Жалейка в основном имеет диатонический звукоряд, но встречается и хроматический.
Диапазон мелодии зависит от количества отверстий на стволе. В большинстве своем звуки, издаваемые жалейкой грустные. Но при должном умении из нее можно извлечь веселый мотив.
Двухсоставный инструмент по звучанию напоминает волынку. Их нижние тона находятся на одинаковой волне, исполняя роль бурдона. Есть мнение, что эти два инструмента являются дальними родственниками. Ведь они похожи не только в плане конструкции, но и по типу звучания.
Интересные факты
Богатая история старинного духового инструмента наполнена занимательными событиями и фактами:
Многие ценители народного искусства до сих пор помнят и чтят певицу Валентину Толкунову. Так вот, в её разнообразном репертуаре было две популярные песни, в которых жалейка отражается крайне поэтично.
Кстати, брёлка – одна из разновидности духового инструмента, получила широкое распространение в Тверской области. Для его создания местные пастухи брали иву или бредину. Отсюда и появилось такое необычное название. В отличие от своей прародительницы, имеет более нежное и мелодичное звучание. Объясняется это тем, что изделие полностью изготовлено из древесины. |
В каждом регионе необъятной России имеется собственная разновидность жалейки. Например, в Курске – рожок, в Пензенской области – сиповка. Раздвоенный инструмент в Рязанской губернии именовали жаланка.
Заключение
В последнее время вновь возродился интерес к старинным духовым инструментам, в том числе и к жалейке. Многие музыканты стремятся овладеть умением игры на них. Подобная тенденции символизирует расширение интереса к национальным культурным достояниям и инструментам, на которых исполняли мелодии еще наши предки. Это позволяет надеется, что жалейка не будет забыта и искусство игры на ней сохранится на долгие годы.
Из видеоролика вы узнаете, как звучит старинный духовой инструмент.
Удивительный музыкальный инструмент рожок
Давайте вспомним простого русского человека. Он живёт в избе, спит на печи, ест блины на завтрак и увлекается любимым делом. Но какая у него профессия? Наверняка вам сразу представится фермер или землекоп, косарь, извозчик или, разумеется, пастух.
Такой род деятельности требовал аккуратности ответственности и внимательности. Со словом «пастух» с давних времён ассоциируется уникальный музыкальный инструмент – рожок, о котором мы и поговорим сегодня.
Происхождение и история
Относительно происхождения музыкального рожка возникает не так много споров, как, например, по поводу русской гармоники или гуслей. Изобретён он был там, где было развито земледелие и скотоводство. На роль родины претендует и Польша, и Чехия, и Финляндия, и даже Греция.
Интересным фактом является то, что в качестве развлечения рожок стал использовать всего три-четыре столетия назад. Для викингов он служил средством коммуникации: так собирали воинов для отправления в очередной поход.
Упоминание об этом инструменте на Руси относится к третьей четверти восемнадцатого века. Уже тогда авторы книг и летописей пытались убедить народ в исконно русском происхождении рожка. Как мы поняли, это не совсем так, хотя заслуга наших предков в «очеловечивании» инструмента всё-таки присутствует.
Знаете ли вы, что этот аэрофон нередко называют «владимирским»? Это связано с тем, что первый рожковый хоровой концерт был исполнен именно во Владимире. А сейчас такое название носит отдельный подвид, с которым мы сегодня ещё познакомимся.
Что такое пастуший рожок, и из чего его изготавливают?
Рассматриваемый инструмент является ярким представителем национальной культуры. И хотя создан он был не в нашей стране, но и на территории Древней Руси приобрёл популярность.
Итак, что такое рожок? По внешнему виду это трубка конической формы, имеющая расширение на конце, которое называется раструбом. Оно обеспечивает хорошее прохождение звука и яркие интонации. На корпусе аэрофона имеется шесть отверстий. Их поочерёдно или вместе зажимает музыкант, для того чтобы издавать красивую мелодию.
Материалом, из которого изготавливается инструмент, чаще всего является береста, клён или кора можжевельника. Примечательно, что в давние времена умельцы отдавали предпочтение именно можжевельниковым рожкам, считая их более прочными и долговечными. В наше время ситуация почти не изменилась, поэтому товар из берёзы стоит дешевле, чем из другой породы дерева.
Предназначение пастушьего рожка, как на нём играть?
Чтобы хорошо играть на этом народном инструменте и не выглядеть глупо на фоне других пастухов, человеку требовался сильный дыхательный аппарат. Получить ровный звук, а тем более сыграть мелодию, было непросто, так что это занятие требовало месяцев или даже нескольких лет тренировок.
Рожок имеет три основных направления использования. Первое – это его прямое назначение, то есть громкий и ясный звук для сбора скота. Инструмент звучит хорошо, но при этом не грубо, поэтому овцы или козы не боятся, а наоборот, приходят на зов своего хозяина.
Второе направление – обрядовое использование. Музыкальный инструмент рожок служил не только для развлечения народа, но и для проведения национальных праздников. Без песни рожка не проходило, например, празднование Нового года и Рождества. Также без него не обходились во время Масленицы или танцевальных традиций.
И последнее назначение пастушеского инструмента – песенное. Ещё пару веков назад людям не надо было большего, чем выйти в выходной день на улицу и поплясать под песню громогласного рожка. Таланты, умеющие играть на нём, пользовались огромной популярностью.
Чтобы научиться исполнять музыку на пастушеском рожке, советуем вам натренировать лёгкие, которым предстоит огромная работа. Для этого можно позаниматься плаваньем, бегом или дыхательной гимнастикой.
В остальном технология игры на нашем инструменте схожа с флейтой, однако усилий нужно прилагать гораздо меньше. По очереди зажимая отверстия в корпусе, вы получите мелодию, находящуюся в пределах двух октав.
Разновидности пастушьего рожка
Казалось бы, такой незамысловатый аэрофон не должен иметь сложных вариаций. Однако это не совсем так. Загадка рожка состоит в том, что его виды имеют одинаковую «оболочку», но разное предназначение. Давайте же в этом разберёмся.
Первый подвид аэрофонов – это «полубасок». Он применяется для сольного исполнения композиций. Именно этот духовой инструмент использовался нашими предками во время гуляний и концертов. Такой рожок имеет длину до 55-60 см и хороший диапазон звучания, позволяющий музыканту выдавать виртуозные музыкальные фигуры.
И вторая разновидность инструмента – рожки для игры в ансамбле. Интересным фактом является то, что они гармонично сочетаются и с балалайкой, и с фортепиано, и с ударными инструментами. В народе они получили название «визгунок», а более официально именуются «басками». Так их прозвали и за миниатюрные размеры: длина такого рожка не превышает 25-30 см.
И конечно же, нельзя обойти стороной местные виды этого духового инструмента. Помимо уже известных нам владимирских, изобретены костромские, суздальские, новгородские, ярославские и другие. Жители этих регионов привносят что-то новое в инструмент рожок, придавая ему неповторимость и изысканность.
Заключение
Итак, мы познакомились с таким близким каждому из нас музыкальным инструментом как песенный рожок. Сегодня его мелодию нечасто можно услышать со сцен концертных залов, но, тем не менее, вы найдёте сольные или ансамблевые выступления рожка.
А чтобы не забывать о том, насколько трудолюбивы и виртуозны были наши предки, советуем вам купить пастуший рожок в магазине музыкальных инструментов. Там вы можете найти не только простые деревянные виды, но и многочисленные товары с рисунками, придуманными очень давно. Ведь играть на таком аэрофоне не только интересно, но и очень полезно.