На чем играют рок
Выбор гитары для рок-музыканта
24 ноября 2017 года
К выбору гитары следует подходить очень ответственно, ведь это не просто музыкальный инструмент, а неотъемлемая часть гитариста и продолжение его тела. На сегодняшний день на рынке представлен огромный ассортимент электрических гитар различных брендов, поэтому подобрать хороший вариант, который сочетал бы в себе высокое качество и приемлемую цену, довольно сложно. Постараемся разобраться в том, какой должна быть идеальная гитара для профессионального рок-музыканта.
Как правильно выбирать гитару?
Чтобы поражать слушателей качественным звучанием и стильным образом, сначала нужно купить электрогитару, например, в интернет-магазине gitarilka.ru. Выбирайте инструмент:
Советы для правильного выбора гитары
Покупайте музыкальные инструменты только всемирно известных брендов, таких как Gibson, Yamaha или Fender. Если вы не располагаете достаточными средствами, то можно остановиться на Ibanez. Но ни в коем случае не покупайте китайские электрогитары: кроме разочарования, ничего больше вы от них не получите.
Инструмент должен быть только с активными датчиками, в противном случае настоящим рокером вас никто считать не будет. Корпус инструмента не должен быть слишком прочным: если вы захотите удивить слушателей, то разбить гитару об сцену будет довольно сложно. А если вы этого хотя бы раз не сделаете, то никто не будет вас считать крутым музыкантом.
Чтобы ваша электрогитара смотрелась стильно, накладка грифа должна быть тоже черной, под стать корпусу. Это же касается и фурнитуры. Если вы приобрели инструмент, а фурнитура серебристая, то просто перекрасьте ее. Ремень тоже должен быть черным.
Ни в коем случае не обрезайте струны у инструмента. Пусть они залихватски торчат во все стороны, тогда ваши фанаты поймут, кто действительно король сцены.
История гитарного звука. Часть третья. Рок
Не знаю как вам, а мне бы очень не хотелось, чтобы звукозапись и стремительно развивающийся онлайн вконец уничтожили живое исполнение. К примеру, сейчас уже нечасто услышишь звучание духового оркестра. А оно впечатляет! Причем — обратите внимание — без всякой электроники. Думается, здесь важно, что громкость всех его инструментов соразмерна. В начале же 60-х годов прошлого века именно такая соразмерность, отчасти, обеспечила возможность появления первых рок-групп.
Ламповый гитарный усилитель позволил решить главную проблему: теперь солирующая гитара звучала вровень с ударной установкой. А почему бы не включить в один комбик две гитары и добавить туда же вокальный микрофон? В него, кстати, можно петь даже вдвоем. Или втроем. Вот только остался бас. Что делать с басом — вот в чем вопрос.
Здесь необходимо лирическое отступление. Как-то раз я брал интервью у контрабасиста. История о том, как он в одиночку вез три контрабаса в трамвае, думаю, оживила эфир. А потом я вдруг обратил внимание на его пальцы. Камера дала их крупно. Они были изранены. «Это у меня вчера был концерт, – ответил контрабасист, — нужно было играть громче. »
Реклама первого басового оборудования Audiovox
Эту проблему в середине прошлого века была призвана решить электрическая бас-гитара. И хотя честь создания первой бас-гитары в середине 30-х принадлежит американской Audiovox Manufacturing (они также сделали и первый басовый комбик — Model 936 мощностью 18 Вт), особым успехом тогда новинки не пользовались — их время еще не пришло.
Fender Precision Bass — первая массовая бас-гитара, выпускаемая по сей день, — появилась в начале 50-х. Для нее понадобилась собственная колонка. Производители сразу понимали, что источник звука в ней должен быть соразмерным длине волны и что колонка должна быть побольше и, желательно, помощнее. Первые такие бас-комбики более-менее массово и появились в середине пятидесятых.
Fender Precision Bass в изначальном дизайне
Теперь с двумя колонками, микрофоном на стойке, двумя-тремя гитарами и ударной установкой любая группа музыкантов тех лет спокойно помещалась в фургон, переезжая между концертными площадками.
В Англии множество молодых групп таким образом моталось по ночным клубам, успевая выступить в нескольких за ночь. Спали урывками в том же фургоне — особых денег музыка не приносила, днем многие работали. Одна из таких групп стала настоящей легендой.
Гитарный комбо на базе Fender Bassman
С середины 60-х Beatles (чью еще аппаратуру вспомнить, если не их?) использовали басовый Fender Bassman с кабинетом, оснащенным парой 15-дюймовых басовых динамиков.
Эти устройства выпускались с 50-х годов и, кстати, в классической конфигурации применимы по сей день. Мало того, многие исполнители до сих пор считают, что именно ламповый бас создает настоящую музыку — и автор этих строк во многом солидарен с их мнением.
The Beatles в Top Ten Club, Гамбург, 1961
В Гамбурге, где Beatles побывали на заработках, я в свое время понял, какая это для них была школа. К сожалению, от того коллектива, работавшего с Тони Шериданом, осталось мало фотодокументов.
Известно, на каких инструментах они тогда играли, а о звукоусилении информации меньше — подробности мы знаем лишь с 1964 года, когда популярность квартета уже зашкаливала. Справедливости ради, отметим, что большинство колонок было от фирмы Vox (лидер гитарной акустики того периода).
Vox AC-15 Twin
Первый такой гитарный комбо — Vox AC-15 Twin — появился у Beatles в 1962 году. Известно также, что в 1964 году эта английская фирма обязалась создать (и сделала это!) для гастролей Beatles в США 100-Вт усилитель «Super Beatle» — по тогдашним меркам, устройство серьезной мощности. Концертные аудитории стремительно росли.
Vox Super Beatle
Чуть позже, уже в США, молодой инженер по имени Брэдли Планкетт (Bradley J. Plunkett) работал над усовершенствованием гитарного усилителя. И заметил, что если резко вращать потенциометр (переменное сопротивление с ручкой), соединенный с элементарным фильтром, выделяющим верхнюю середину, получается потрясающий эффект. Его назвали «вау-вау».
Вау-педаль образца 1968 года
К тому времени овердрайв использовался повсеместно. Во многие гитарные усилители встраивался эффект «тремоло» (не путать с одноименным рычагом). Он основан на низкочастотной модуляции звука. Кстати, тремоло применен во второй части композиции Линка Рея (Link Wray) «Rumble», о которой мы подробно говорили в прошлый раз.
Еще один эффект — фузз — также был в ходу, причем часто являлся собственным ноу-хау того или иного гитариста. Кроме гитаристов, поисками эффектов занялись и более квалифицированные специалисты — разработчики гитарной аппаратуры. На момент середины 60-х интересными находками стоит признать еще два эффекта.
Система Лесли (фрагмент)
Первый — Лесли, названный по имени Дональда Лесли (Donald Leslie), создавшего свою систему еще до войны. Технология была такой: направленный горизонтально источник звука устанавливался свободно внутри корпуса и мог вращаться относительно вертикальной оси. Использовался эффект Доплера — так, физика в очередной раз внесла свой вклад в искусство.
Пружинный ревербератор Accutronics Type 4
Следующий эффект, или устройство — пружинный ревербератор. Считается, что впервые его, как и Лесли, применили в начале 40-х прошлого века в электроорганах Hammond. Лоуренс Хэммонд (Laurens Hammond), разработчик этого инструмента, перепрофилировал устройство, созданное в лаборатории Bell Labs.
Телефонисты использовали ревербератор для имитации задержки, возникающей во время междугородных вызовов. После определенных усовершенствований, к 60-м годам, Хаммонд применил эту технологию для ревербератора Hammond Type 4.
В результате, получился пружинный ревербератор, который мог поместиться внутри гитарного усилителя. Технология тут же была лицензирована для использования в моделях Fender, которые снова оказались впереди планеты всей.
Первый ревербератор Fender — модель 6G15, 1964 года выпуска. Сегодня за эту модель просят около 1 000 долларов
Но параллельно, в 1962 году, инженер из Нэшвилла по имени Глен Снодди (Glen Snoddy) изобрел коробку, которая получила название Maestro Fuzz-Tone. Ее продавала компания Gibson — думаю, это был достойный ответ Fender со всеми его инновациями.
Fuzz-Tone Maestro был собран на четырех транзисторах, которые в этом эффекте проявили себя как нельзя лучше, дав заодно понять, что лампа в гитарном звуке скоро исчезнет.
Оригинальный Fuzz-Tone Maestro FZ1. За этот экземпляр на Ebay просят 450 долларов
Рекламный текст, представлявший Fuzz-Tone выглядел примерно так: «Это мягко. Это хрипло. Это нежно. Это сыро. Это Fuzz-Tone Maestro. Вы должны услышать этот совершенно иной звуковой эффект, чтобы ваша гитара поверила в это!»
Fuzz-Tone Maestro тут же был взят на вооружение многими гитаристами, из которых самый известный, пожалуй, Кит Ричардс (Keith Richards) из Rolling Stones. Важно, что в исходном Fuzz-Tone использован ножной свитч — механически защищенный выключатель. Его органы настройки и прочный корпус рассчитаны на ножное управление.
Добавим к этому автономное питание от батареек, с которыми беда — про них всегда забываешь! Короче говоря, Fuzz-Tone ничем не отличается от современных гитарных «примочек» — разве что форма нестандартная.
C этого момента, пожалуй, можно начинать отсчет появления того, что иногда называют «рок». Звучание электрогитары, лежащее в основе этой музыки, можно было сделать практически любым.
Соедините несколько «примочек» по-своему, настройте по-своему (теперь все это — ваше сокровенное ноу-хау). Возьмите одну-единственную ноту — не надо много играть! И если это именно тот звук, который сейчас нужен — у вас есть все шансы стать звездой! Но об этом — в следующем выпуске.
Гитары НАШИх музыкантов
Обзор гитар, на которых играют или играли ранее исполнители русского рока. Здесь будут очень интересные и необычные экземпляры.
Евгений Хавтан
Лидер группы «Браво» имеет в арсенале целую коллекцию гитар, которая включает в себя даже именную модель фирмы Fender. А вот на сцене его часто можно видеть с электрогитарой Fender Jazzmaster.
Эдмунд Шклярский
Одним из основных инструментов Эдмунда Шклярского является Gibson SG. Эту гитару многие знают. А вот намного большего внимания заслуживает эксклюзивный инструмент с декой в форме иероглифа.
Андрей Макаревич
Stratocaster старенький, Telecaster старенький, Les Paul, ES-330, ES-335, L-5, еще один джазовый Gibson – очень старый 1953 года, с одним съемником, одной ручкой громкости и деревянным порожком; старая «фендеровская» 12-струнка электрическая, Gretsch Country Classic, PRS Handmade – мне его подарил основатель Hard Rock Cafe Айзек Тигрит из своей коллекции – я на ней довольно редко играю, хотя в конце 80-х играл на ней на концертах, но потом все-таки классические инструменты победили.
Еще есть заказная гитара – есть такой мастер Рист в Калифорнии – он сделал электрическую полуакустику, но с акустическим звуком. Там стоят два «гретчевских» звукоснимателя и два пьезосъемника. Есть черный Gibson Chet Atkins с пьезой – тоже электрический акустик. А из акустиков – роскошный Martin из коллекции Eric Clapton «Unplugged» – их, по-моему, было сделано 200 гитар для его тура, и вот эта одна из них, фантастического качества, – в Калифорнии ее покупал, очень была дорогая. Дальше – заказная нейлоновая шестиструнка, и есть еще электрическая нейлоновая с корпусом как telecaster – это Fender довольно старый. Дальше – двенадцатиструнка акустическая со съемником, заказная – питерский мастер мне делал.
Есть две Takamine акустические со съемниками. Есть восхитительная гитара, которую мне мои бойцы подарили на сорокалетие, из красного дерева, тяжеленная, с пьезосъемником в виде акулы – роскошная гитара, но ее очень сложно возить, потому что она очень тяжелая и большая. Надеюсь, ничего не забыл.
Выбираем гитару под жанр музыки
В гитарном мире существует превеликое множество различных гитар, которые отличаются как внешним видом, так и начинкой. Тем не менее, несмотря на свою похожесть, электрогитары очень сильно различаются – и выбирать их нужно с учетом жанровых и звуковых предпочтений в музыке. Команда Струнки.ру подготовила статью, которая поможет вам определиться с типом инструмента!
Stratocaster
Одна из самых популярных, копируемых и универсальных гитар в мире. Материал – зачастую ясень, ольха. Гриф в большинстве случаев крепится на 4 болта и имеет 22 лада.
Чаще всего стратокастеры комплектуются тремя звукоснимателями «сингл», но в некоторых моделях в бриджевую позицию устанавливают хамбакер. Кроме того, во многие модели устанавливают тремоло.
Стратокастер прекрасно подходит практически под все жанры музыки, но тут многое зависит от звукоснимателей. Например, три сингла не позволят вам «рубить» тяжелый метал, но при этом вы легко сможете играть фанк-рок, поп-панк или классический рок (привет от Iron Maiden). Наличие хамбакера в бридже откроет вам дверь в мир тяжелой музыки.
Telecaster
В целом гитара похожа по функционалу на стратокастер. Комплектуется двумя звукоснимателями типа «сингл», но в последнее время все чаще можно встретить телекастеры с двумя хамбакерами.
Телекастер используют в джазе, фанке, панк-роке и даже в ню-метале (например, Jim Root из Slipknot). Встречаются семиструнные варианты, с тремоло и даже с системой Floyd-Rose. Труднее всего найти гитару с синглом в неке и с хамбакером в бридже – подобная гитара будет наиболее универсальной.
Les Paul
Не такая универсальная гитара, как теле- и стратокастер, но всё равно многие музыканты мира отдают свое предпочтение именно Лес Полу. Примечательно, что на студиях звукозаписи предпочитают использовать именно этот тип гитар.
В гитару всегда устанавливают два хамбакера. Фанк-рок на ней будет сыграть проблематично, но тяжелый рок и метал – всегда пожалуйста. Например, музыканты из Bring Me The Horizon очень любят играть на Лес Поле, а песни у них практически всегда пишутся с упором на плотный и мощный гитарный звук.
Лес Полы отличаются от других гитар тяжелым весом, толстым грифом и наличием струнодержателя типа Tune-o-Matic. Гитара специфична по ощущениям, а потому требует привыкания к себе.
Гитары формы SG по характеристикам, ощущениям и эргономике практически в точности повторяет Лес Пол.
Superstrat
Не трудно догадаться, на основе какой гитары собран «суперСТРАТОКАСТЕР». Суперстрат всегда считался и будет считаться профессиональной электрогитарой. Отличается эргономикой и удобством.
Суперстрат подходит под абсолютно все жанры музыки. Ввиду наличия 24 и более ладов, гитару часто используют для игры лид-партий, для теппинга и вот этого всего. В зависимости от конфигурации дерева и звукоснимателей может быть идеально встроена практически в любой музыкальный коллектив.
Explorer и Flying V
Гитары, созданные для метала. Так сказать, внешность говорит сама за себя. Несмотря на свой агрессивный вид и не менее агрессивное звучание, гитары довольно легкие и удобные.
Jazzmaster
Джазмастер создан для… джаза, как ни странно. Комплектуются довольно большим количеством электроники, что позволяет гораздо более тонко управлять звуком.
Бас-гитары
Бас-гитары также делятся на различные форм-факторы. Правда, в них нет существенной разницы. Существует два основных типа бас-гитар – Precision Bass и Jazz-Bass. Единственная форма, о которой стоит упомянуть отдельно – безладовый бас, который по принципу игры похож на контрабас, звучит плавно и более «грузно».
Существуют пяти- и более струнные бас-гитары, которые позволяют музыканту охватить больший регистр.
Выбрать бас-гитару под определенный жанр довольно сложно. Основное, от чего стоит отталкиваться – тип звукоснимателей. Желаете больше агрессии – берите гитару с хамбакерами, хочется теплого и ненавязчивого звука – сингл. Также обратите внимание на сплав струн и породу дерева гитары – они также формируют финальный тон инструмента.
Полуакустическая гитара
Если совместить электрогитару и акустическую гитару, то получится «банка»! Вернее, полая гитара, которая вполне неплохо звучит без подключения к усилителю. Несмотря на своё акустическое прошлое, гитара может выдавать очень насыщенный, тяжелый и одновременно теплый звук.
Полуакустические гитары предпочитают музыканты, играющие джаз, блюз и даже поп-панк (например, Нервы).
Полезный совет напоследок: чтобы сделать гитару более универсальной – установите на неё отсечку, которая позволит из хамбакера сделать сингл.
Секрет Джимми Хендрикса и гитары с деталями от ламп: на чем играли кумиры
Современная украинская гитара марки Universum
В Киеве, на территории ВДНХ открылся уникальный музей – Universum guitars. Он единственный в Восточной Европе и один из восьми в мире. При этом еще и один из самых больших – в музее представлено около трехсот гитар разных времен, моделей, брендов и стран. Здесь можно встретить инструмент, на котором играли еще во времена великих блюзменов. А также посмотреть и услышать, как звучат вживую модели электрогитар, на которых играли The Beatles, Led Zeppelin и даже звезды советской эстрады и русского рока.
На хорошую гитару нужно было копить год
Одна из самых больших экспозиций в этом музее посвящена советским гитарам, на которых были сыграны хиты, вызывающие сейчас у многих приступы ностальгии. Некоторые из этих стендов смотрятся ярко и празднично, как новогодняя елка, другие – как-то странновато, потому что непонятно, как можно вообще взять в руки и выйти на сцену со «скворечником», на который натянуты струны. Но если внешний вид вызывает просто недоумение, то вес – серьезные вопросы: как музыкант мог выдержать хотя бы час концерта с таким инструментом в руках? Все это советские гитары, которые штамповали, не думая о тех, кто будет на них играть. Хотя были и уникальные элитные серии. Даже просто глядя на одну из таких гитар, понимаешь, что ее не стыдно дать в руки виртуозу.
В СССР по статистике был как минимум миллион человек, играющих на гитарах. Это очень много и вполне достаточно для того, чтобы наладить выпуск этих инструментов для профессионалов. » Однако правительство страны так не считало. Им важно было, чтобы на заводах делались хорошие танки и автоматы. Хотя с экономической точки зрения это было более, чем оправдано. По всей видимости, просто не хотели развивать полноценно эту индустрию. Поэтому и качество советских гитар было, как правило, низкое «, – говорит экскурсовод и музыкант Николай Ульянов.
Гитары белорусского производства
Все топовые советские ВИА предпочитали играть на импортных инструментах, которые можно было достать. Ведь купить хорошую чехословацкую Jolana или гэдээровскую Musima было не так просто. Еще сложнее было купить американскую. Сложность состояла не только в том, что по идеологическим и экономическим причинах таких инструментов в советских магазинах просто не могло быть, но и в том, что их цена была доступна далеко не каждому. Цена американской гитары в те времена была около 5 тысяч рублей, в то время как хорошая чешская или немецкая электрогитары стоили от 600 до тысячи рублей. При этом средняя зарплата по стране была чуть выше 100 рублей. Правда, популярные ВИА и сольные исполнители, а также ресторанные музыканты зарабатывали гораздо больше.
Одна из моделей Fender, которая пользуется самой большой популярностью у рок-гитаристов
Известно точно, что классическая рок-гитара Fender была у Андрея Макаревича, и он был чуть ли не первым в СССР обладателем такого уникального для музыкантов того времени инструмента. Хотя она не была сделана по спецзаказу – обычная гитара, выпущенная с конвейера. Так же «американец» был у создателя и лидера группы «Песняры» Владимира Мулявина. Позднее, в восьмидесятые, якобы подобный инструмент был еще у Юрия Антонова – одного из самых богатых авторов и исполнителей в тот период. Остальные ТОП-20 ансамблей СССР – «Цветы», «Ялла», «Самоцветы», «Веселые ребята» играли на немецких, чехословацких и болгарских гитарах.
Советские гитары делали сталелитейные заводы
Советские же инструменты, в подавляющем своем большинстве, предназначались для любительских ВИА, которые были почти при каждом заводе, воинской части или институте. Но при этом большинство советских гитар просто не были предназначены для музыки, потому что их сделали люди, не имеющие никакого отношения к этой профессии и к династиям мастеров, в частности. Большинство фабрик музыкальных инструментов, делающих гитары, были открыты при всяких металлургических комбинатах, сталелитейных заводах и подобных предприятиях, то есть заведениях, которые не имели прямого отношения к музыке и инструментам. Правда, были и исключения. Например, львовские гитары делали при фабрике, выпускавшей народные инструменты. Они и котировались чуть выше, чем другие.
Кроме этого, дизайн гитар часто копировался с американских или европейских и даже японских гитар. Хотя в отдельных редких случаях советская модернизация была лучше оригинала. Например, некоторые модели «Урала» были сделаны по образу и подобию японских Yamaha. Но советские мастера изменили дизайн, и инструмент стал более функциональным. У японской гитары внизу на деке был большой «рог». Из-за него музыканту было затруднительно перемещать руку по грифу – чем ближе к деке, тем неудобнее. Советские мастера переместили этот «рог» зеркально вверх, и гитара стала более удобна в обращении.
Но это один из немногих случаев, когда советская индустрия сделала что-то хорошее и полезное для музыканта.
Гитары с клавишами от пылесосов и настольных ламп
Порой по распоряжению чиновников делалось, наоборот, нечто бессмысленное. Например, в музее есть одна из первых советских электрогитар, выпущенная в пятидесятые годы. Своей формой она похожа на «ионику» образца восьмидесятых годов, но со струнами. Есть старые фотографии, где улыбающиеся советские граждане позируют с этим инструментов, взяв его в руки, как традиционную гитару, не подозревая, насколько нелепо выглядят.
Одна из первых советских электрогитар
Дело в том, что на этом инструменте играют, положив его на колени или специальную подставку. И звук из него извлекается немного по-другому. Одной рукой прижимаются струны, а в другой руке – металлический «скребок», которым музыкант водит по струнам. Звук получается совсем не такой, как у классический гитары. По словам экскурсовода и музыканта Николая Ульянова, этот инструмент был в те времена выпущен большим тиражом, но спросом он вообще не пользовался и, как правило, залеживался на полках магазинов.
» Мне кажется, что он все-таки такой судьбы не заслуживает. Сделан он достаточно качественно, но ему совершенно не было тогда найдено применение. Сейчас к нему появился интерес у музыкантов, которые любят экспериментировать со звуком. Но это интерес не массовый. Однако в цене этот инструмент сейчас растет из-за его редкости и давности производства «, – говорит Николай Ульянов.
Советская гитара с фосфорными клавишами от лампы
СССР и отчасти Чехословакия не были готовы сразу удовлетворить спрос на электрогитары. Поэтому сейчас первые серии выглядят немного абсурдно и смешно. Дело в том, что всех необходимых комплектующих для таких инструментов еще не было в стране, поэтому гитару собирали из того, что было. Например, на чешских «электриках» использовались включатели от пылесосов, а на одесских – фосфорные клавиши, которые, судя по небольшому размеру, использовались как включатели света в доме или в настольных лампах.
Чехословацкая гитара с клавишами от пылесоса
Прощальная серия гитар от директора одесской фабрики
Внешне гитары «Одесса» похожи на немецкие и американские акустические гитары Martin: они имеют характерную форму восьмерки, а также затемненную полосу по всему контуру деки. Похожие инструменты, но американского производства, были у многих звезд блюза и рок-н-ролла – от Билла Хейли и Би Би Кинга, до Эрика Клэптона и Брайана Сетцера. Правда, все они играли на разных, но внешне похожих марках. На гитаре же «Одесса» играл Леонид Утесов. Однако нет подтверждения, что именно на той, которая сейчас висит в музее.
Одна из десяти гитар «Одесса» на которой мог играть Утесов
» В массовом сознании Утесов был певцом и руководителем оркестра. Но он, кроме этого, был еще мультиинструменталистом и играл на многих инструментах «, – рассказывает Ульянов.
Город музыкальных мастеров
В то время как США развивали массовое производство гитар, не только СССР, но и почти весь соцлагерь с разной степенью желания пытался успеть за ними. Например, в Германии еще до разделения на ФРГ и ГДР были свои музыкальные мастеровые традиции и династии. Та же фабрика музыкальных инструментов Musima, появившаяся в 1952 году, была создана в городе Маркнойкирхен, входившего на тот момент в состав ГДР.
Немецкая гитара старого образца
Его можно назвать городом музыкальных мастеров, поскольку фабрика, на которой производили гитары, была открыта на базе нескольких частных мастерских, существовавших задолго до начала Второй Мировой войны. Численность населения этого города последние 100 лет находится в одних и тех же пределах – 6,5-7,5 тысяч человек. Большинство из них были сотрудниками фабрики, а после того, как ее закрыли в 2004 году из-за банкротства, жители города без работы не остались, ведь здесь находится также всемирно известная фабрика по производству валторн Hans Hoyer.
Отдельный разговор – это династия немецких мастеров Мартин, делающих акустические гитары. Когда один из потомков семьи переехал из Германии в США, Америка встретила его как гуру. На гитарах этой марки играли и играют Эрик Клэптон, Стинг, Элвис Пресли, Бадди Гай и Марк Нопфлер.
Рокерский фокус с разбитыми гитарами
Как объяснил Vesti.ua экскурсовод Ульянов, у Блэкмора и его стейджмейкеров была одна хитрость. Как правило, ломая инструмент, он разлетается в первую очередь в том месте, где гриф прикручен к деке. Это самое слабое место. После шоу техники группы собирали все разбитые гитары, а Блэкмор часто разносил по несколько штук за выступление, и на следующий день уже вкручивали новые болты и шурупы, чтобы Ричи на концерте вновь их разбил и при этом не сильно заморачивался.
Основатель историко-культурного музыкального центра Universum museum, а также владелец гитарного брэнда Universum guitars Александр Дорошенко отмечает, что для людей, которые делают гитары, подобные перфомансы музыкантов неприятны.
Секрет Джимми Хендрикса
Самый культовый гитарист Джимми Хендрикс вошел в историю не только своей техничностью. Ценители отмечают, что его инструмент звучал не так, как у других музыкантов. Секрет, по словам Ульянова, заключался в том, что Хендрикс левша.
» В шестидесятые, да и позднее гитары специально для левшей не делались. Поэтому Хендрикс, перекладывая инструмент в другую руку, вынужден был переставлять струны. Из этого, невольно, и получилась «фишка». На акустической гитаре это бы никак не отразилось. А вот на электрогитаре – да. На ней установлено под струнами на деке несколько датчиков, которые реагируют на вибрации струн – одни из них они немного приглушают, другие – усиливают. И эти датчики никак не смещаются. При перевороте такой гитары получается, что эти датчики начинают усиливать и приглушать вибрации других струн. Вот вам и причина оригинального звучания «, – делится с нами экскурсовод.
Как гитара становится брендовой
Есть в музее «уголок The Beatles» – в нем находится три гитары, которые один в один похожи на инструменты Леннона, МакКартни и Харрисона. Конкретно эти экспонаты «битлы» в руках не держали, но это те самые модели, тех же лет, когда существовала «ливерпульская четверка». Это инструменты американской марки Rickenbacker. Правда, это не единственный бренд, который им нравился. Казалось бы, учитывая сверхпопулярность «Битлов», модели гитар, на которых играли кумиры десятков миллионов должны разлетаться, как горячие пирожки. Однако на продажах Rickenbacker тот факт, что на их инструментах играет самая популярная группа, почти никак не сказался.
» Битлы» не были виртуозными музыкантами – они прекрасные мелодисты и боги записи. Профессионалы следили за тем, на чем и как они записали новый альбом, потому что в этом они были новаторы. А вот на чем они играют, другим музыкантам было совершенно все равно. Тем более что для записи своих песен они периодически приглашали кого-то со стороны. Например, чтобы сыграть отдельные сольные партии Джордж Харрисон звал на студию Эрика Клэптона. Поэтому эта марка не имела сверхпопулярности «, – говорит Ульянов.
Уголок гитар The Beatles (подобные модели)
На концерте Джимми Пейдж играл ее на гитаре Gibson с двойным грифом, чтобы, не теряя времени, с 12-струнки перейти на шестиструнку и сыграть соло. В студии же эта песня была спокойно сыграна частями на разных гитарах, но соло – на Gibson Les Paul Artisan. В результате именно эту модель ринулись скупать другие гитаристы, и она превратилась в одну из классических, или традиционных моделей для рок-музыканта наравне с Fender Telecaster. Тем более что на подобной модели играли еще Эрик Клэптон и Кейт Ричардс из Rolling Stones.
Когда время гитары закончится
Пройдя по выставке гитар и стоя рядом с инструментами, на которых расписались такие великие музыканты, как Би Би Кинг, Стив Вай и Томми Эммануэль, возникают философские вопросы: почему этот инструмент стал настолько культовым и может ли его глобально заменить какой-либо другой.
Гитара с автографом Стива Вая
По мнению нашего гида Николая Ульяненко, если появляется музей какого-либо инструмента, то это уже для него тревожный звоночек. Значит, постепенно он становится историей, и уже появилась ему замена.
» Тому, что гитара стала таким популярным инструментом, есть несколько объяснений. На ней можно играть как основную тему, так и соло. Такое возможно далеко не с каждым инструментом. И здесь главный конкурент гитары – фортепиано. Но тут включаются факторы удобства, поскольку ездить на гастроли со своей гитарой гораздо удобнее «, – говорит Ульянов.
Безусловно, совсем из музыки гитара не исчезнет, но лидирующие позиции уже теряет. Правда, групп, которые играют разного плана гитарную музыку, еще предостаточно. Например, Александр Дорошенко говорит, что в 2016 году, когда только появился его гитарный бренд, рок-легенда Элис Купер заказал у него для своего тура гитары. А в 2019-м Оззи Осборн хотел, чтобы ему сделали 45 гитар. Но, к сожалению, сроки были ограничены, а объем большой, поэтому пришлось отказаться.