На чем играют в католической церкви

«Я не мог оставаться в церкви с исковерканным богослужением»

Беседа с Робертом Джеклином – православным мирянином, в прошлом – католическим священником

Роберт Джеклин на протяжении десяти лет был священником римско-католического ордена Тринитариев (орден Пресвятой Троицы), основанного в XII веке. Он служил в штатах Джорджия, Огайо и на юге Калифорнии. С разрешения Рима он оставил священническое служение и женился. Позднее перешел в Православие. О стремительном падении духовной жизни в Католической церкви после II Ватиканского собора и иных нестроениях, которые побудили его покинуть Католицизм, и о своем пути к Церкви Православной – его беседа с журналистом « Ancient Faith Radio».

– Роберт, вы воспитывались в традиционной католической семье?

– Я родился в городе Питтсбург штата Пенсильвания. Мой отец был римо-католиком; моя мать – греко-католичкой, но, выйдя замуж за отца, стала римо-католичкой. У меня есть два брата и сестра. В детстве было немного опыта Восточной литургической жизни: ходил с дедушкой и бабушкой на службы к греко-католикам, и мне они очень нравились. Но все же прежде всего я воспитывался в римско-католической традиции.

– Учились в католических приходских школах?

– Да, и еще в католической подготовительной школе. Затем я два года служил, а когда служба закончилась, мне захотелось направить свою жизнь по особенному пути. Поступил в семинарию, где два года изучал философию, а потом четыре года теологию.

– Преподавали ли вам восточную патристику?

– Восточную патристику нам преподавал в течение семестра один член общины – католик восточного обряда по происхождению. О чем он, кстати, никогда не задумывался, пока не стал послушником: ему пришлось просить разрешение для вступления в наш орден. Меня так захватил этот курс! Нахлынули воспоминания о дедушке и бабушке, но прежде всего это было первое глубокое знакомство с Востоком. Конечно, мы говорим сейчас о восточно-католических церквях.

– Мы их называем униатскими.

– Верное название. Но этот курс дал мне прекрасные базовые знания.

– Вы были рукоположены в священника ордена Тринитариев. Почему выбрали этот орден?

– Мы были миссионерами, и я чувствовал, что именно этим хотел заниматься. Родители, правда, желали, чтобы я стал епархиальным священником: был ближе к дому и мог бы чаще с ними видеться. Я же хотел принадлежать миссионерской группе священников и братьев, поэтому присоединился к ордену.

– Вы говорили, что вам пришлось столкнуться со многими переменами, связанными с решениями II Ватиканского собора, – и в частной жизни, и в вашем священническом служении. Можно ли сказать, что вы выросли католиком формации до-соборной, до II Ватикана?

– Но ведь вы знали, на что идете, становясь священником после II Ватиканского собора. Хотелось бы, чтобы вы рассказали о тех переменах, которые оказались самыми разрушительными – и для вашей духовной жизни, и для жизни всей церкви.

– Когда меня рукоположили в 1968 году, «Novus Ordo Missae» [1] еще не был введен, поэтому первый год я служил мессу половину на латыни, половину на английском. Но со временем изменения в богослужении не только стали беспокоить верующих – люди просто перестали чувствовать себя комфортно на мессе и не считали нужным на нее приходить. Это пагубно сказалось на нашей общине. Радикальные изменения коснулись и устройства ордена: я был свидетелем того, как многие из моих собратьев крайне разочаровались и ушли, подчас без официального разрешения Рима, и некоторые женились. Я видел разрушение моей общины. Для меня это было печальнее всего, потому что 18 лет это была моя жизнь, мой дом, моя семья – и вот все трагически распалось.

– А почему переход от латыни к английскому видится столь контрпродуктивным?

Новый чин изменил мессу до неузнаваемости! Она стала похожа на протестантскую

– Если бы они взяли Тридентскую мессу и перевели ее с латыни на английский, то не было бы особых проблем. Но новый чин изменил мессу до неузнаваемости! Если бы, к примеру, католик, умерший в 1945 году, пришел на мессу в 1972 году, он бы ее не узнал!

– Независимо от языка?

– Независимо от языка. Традиционная Тридентская месса была полностью уничтожена. Если помните, чин «Novus Ordo» был составлен при участии восьми протестантских священнослужителей. Им разрешили внести свой вклад в составление новой мессы. Все строго католическое, все связанное со старой мессой было отброшено!

Интересно, что после моей женитьбы среди наших друзей появилась одна лютеранка. Вскоре она вышла замуж за католика. После их свадьбы мы были приглашены на торжество, и она призналась мне: «Ваша (католическая) служба такая красивая! Она напомнила мне нашу лютеранскую службу!» Видите, как сильно была испорчена месса за каких-то несколько лет.

– Расскажите об этом подробнее.

И Иоанн Павел II, и Бенедикт XVI были частью прогрессивного, реформаторского движения в церкви

– Будущий папа Бенедикт XVI, в то время отец Ратцингер, был теологом из так называемой «Рейнской группы». И он был прогрессивным деятелем. Как признается сам понтифик, он поддерживал то, как проходил собор, как принимались документы и формировалось новое богословие церкви. Отец Ратцингер участвовал во всех тех переменах. Молодой епископ из Польши – будущий папа Иоанн Павел II – тоже был прогрессивным. Они оба открывали дверь к новому. Как говорил папа Иоанн XXIII: «Мы должны открыть окна, чтобы впустить немного свежего воздуха в церковь». Архиепископ Лефевр был традиционалистом. Они притесняли его и тех отцов, которые его поддерживали. Да, говорю совершенно искренне, что они оба – Иоанн Павел II и Бенедикт XVI – были частью прогрессивного движения в церкви того периода.

– Не многие видят их в таком свете теперь.

– Тем не менее, это так. Бывает, что человек делает что-то и приходит от этого в восторг, но с течением времени он видит плоды своих трудов, начинает задумываться и пересматривает свою деятельность с самого начала. Именно так и произошло с двумя предыдущими понтификами.

– Я где-то читал признание папы Бенедикта, что II Ватиканский собор зашел слишком далеко.

– И это всё равно, что «запирать дверь конюшни, когда лошадь уже украдена».

– Когда джин уже выпущен из бутылки.

– А каковы последствия.

– Достаточно посмотреть на удручающую статистику по Католической церкви за последнее время.

– Количество священников, монашествующих и мирян сократилось в ужасающих размерах. Если до II Ватиканского собора считалось, что регулярно посещают мессу как минимум 65% католиков, то сегодня это от одной четверти до одной трети католиков – 25–33%.

– Я видел и такую ошеломляющую статистику: сегодня 65–70% католиков считают, что Евхаристия – всего лишь символ. Одно из самых фундаментальных, бессмертных учений ранней Церкви – о том, что в Евхаристии преподаются истинные Тело и Кровь Христовы. И в это не верит подавляющее большинство современных католиков…

– Увы, это именно так.

– Число католических средних школ и университетов сократилось, и этот список можно продолжать.

Число католичек, делающих аборты, равняется числу женщин-некатоличек, делающих аборты. Это довольно пугающая ситуация

– Кроме того, согласно исследованию, проведенному четыре-пять лет назад, число католичек, делающих аборты, примерно равняется числу женщин-некатоличек, делающих аборты. Это довольно пугающая ситуация. По всем этим причинам я стал понимать, что церковь, в которой родился и воспитывался, больше не является Церковью. Стало быть, ту духовность и религиозность, в которой я вырос, мне надо искать где-то еще.

– Что же в итоге побудило вас к действию: какое-то особое событие, кризис или все вместе?

– Это было все в совокупности. Но еще и событие: сексуальные скандалы в Католической церкви, вспыхнувшие в 2000 и 2002 годах.

– Сколько лет к тому времени вы были уже священником?

– К тому времени я уже не был священником.

– Понятно, вы оставили священство еще раньше. А слышали ли вы о чем-нибудь подобном в годы вашего священства или учебы в семинарии?

– Как был воспринят ваш уход? Вы были не первым, кто ушел, но как к этому отнеслись иерархи?

– Я встретился с главой ордена и сказал, что собираюсь в отпуск, чем ошеломил его. Ясно помню ответ: «Но Боб, у нас на вас были такие большие планы». Я ответил, что мне надо подумать, побыть вне общины и сделать перерыв в служении. Он решил, что это всего на год, и хоть и нехотя, но отпустил меня. Через девять месяцев я позвонил и сообщил главе ордена, что уже не вернусь и что прошу освободить меня от обетов, чтобы снова стать мирянином. Это не было встречено благосклонно. Причиной его недовольства был тот факт, что они, как оказалось, собирались сделать меня заместителем главы провинции Западного Побережья – самым молодым во всей огромной провинции. Вот такие у них были «большие планы» на меня. Мы расстались с ним не в очень хороших отношениях, но теплое, дружеское общение сохранялось со многими моими бывшими собратьями-священниками.

– Оставив священство, вы встретили свою супругу и вступили в брак в Католической церкви как полноправный католик?

– И вы оставались верным католиком впоследствии? Расскажите об этом.

Он читал анафору по-своему, используя слова, которых нет ни в одном католическом служебнике!

– Да. В одном из приходов в Сан-Диего моя жена Пег и я возглавляли катехизаторскую программу, в которой обучалось 1500 детей. У нас была необычайно активная деятельность в этом приходе. Но произошла одна неприятная история. У нас был близкий друг-священник, который преподавал в Международном университете в Сан-Диего. Он приезжал и совершал мессы в нашем приходе, потому что нам не хватало священника. Но мы стали замечать, что он читал анафору по-своему, используя слова, которых нет ни в одном католическом служебнике! Так продолжалось какое-то время. Наконец мы с женой посмотрели друг на друга и решили: «Продолжать это больше не можем». После мессы мы встретили его на улице, обняли и сказали: «Прости нас, но мы не можем больше сюда приходить из-за того, что ты делаешь». Это был конец моего посещения месс по новому чину.

Что же было нам делать? У нас двое детей, которых мы воспитывали в вере. И случилось так, что я в газете прочитал об Обществе святого Пия X. Я знал, что оно было связано с архиепископом Лефевром, но мало слышал об этой организации и о самом архиепископе, кроме того, что он был вроде диссидента. Позвонили в колледж в Канзасе и получили адрес в Карлсбаде, где они проводили мессы. Приехали к ним и сразу почувствовали себя как дома. И мы были частью этого движения традиционалистов с 1980 по 2001 год.

– Это очень интересная история. Католическая церковь рассматривала это движение как находящееся вне ее. Лефевр был епископом Дакара (Сенегал). Он также был апостольским визитатором всей Северной Африки, членом Конгрегации отцов Святого Духа [2] и ее главой. Он видел, как жители Северной Африки теряли веру в связи со всеми переменами, которые принес II Ватиканский собор, и поэтому сказал: «Я не могу это продолжать». И еще он сказал: «Вы знаете, что я собираюсь сделать: уйти на покой и обосноваться в какой-нибудь маленькой квартирке, где смогу частным образом совершать мессу и спокойно дожить свой век». Несколько семинаристов подошли к нему: «Мы слышали о вас и о том, что вы сторонник традиционной мессы. Мы хотим узнать традиционную мессу, обучиться на священников и затем ее служить».

– В то время служение традиционной Тридентской мессы на латыни запрещалось Католической церковью или нет?

– Тридентская месса была, можно сказать, упразднена. Разрешалось совершать только мессу по чину «Novos Ordo». Лефевр собрал этих молодых людей в Риме и стал сам их обучать. Со временем их число увеличилось, и он стал искать место, где бы они получили хорошее католическое богословское образование. Архиепископ поехал в Швейцарию и, с помощью своего друга, смог выкупить старый монастырь, который уже давно опустел. Там он организовал свою первую семинарию.

– Сколько лет ему тогда было?

– Каждый римско-католический епископ канонически имеет право рукополагать священников? Не должен ли он для этого просить разрешение у священноначалия?

– Не должен. Но проблема в том, что у архиепископа не было своей епархии. Он не был епархиальным епископом. Скорее, был «епископом-бродягой». Его семинария была своего рода «международной семинарией», не закрепленной за каким-либо городом или районом. Итак, его запретили, но движение не сошло на нет. Оно еще больше укрепилось. Семинаристов приходило все больше и больше, он рукополагал 20–25 священников в своей семинарии ежегодно, в то время как другие европейские семинарии рукополагали только 2–3 в год. Ситуация дошла до критической точки 29 июня 1988 года. Лефевр долго просил у Рима разрешение на рукоположение традиционного епископа, то есть такого, который мог бы ездить по миру, посещать приходы традиционалистов, совершать конфирмацию над детьми, рукополагать священников. Рим постоянно повторял: «Хорошо, мы сделаем это в будущем…»

– Рим запретил его, но он продолжал служить?

– То есть он был на пути к расколу.

– Церковь называла его «непокорным». Но в 1988 году Лефевру пообещали епископа. Рим говорил примерно так: «Мы поставим его в марте… В апреле… В мае… Нет, подождем до августа». И Лефевр ответил: «Мне осталось жить недолго. Я уже очень стар и боюсь, что после меня не останется епископа, который продолжит исполнять мою работу, и мое дело умрет со мной». Он вместе с одним бразильским архиереем посвятил четырех викариев. Но у них нет юрисдикции. Они могут только разъезжать в миссионерских целях и совершать традиционные таинства. Вот в это время Рим отлучил Лефевра, отлучил четырех епископов, всех священников, и миряне тоже думали, что их отлучили.

– О Боже!

– Но это движение все равно продолжало расти…

– Кем вы и ваша семья считали себя в то время? Вы были членами церкви официального Рима или традиционалистами?

– Мы были традиционалистами.

– А вы были отлучены от церкви в то время?

– Нет, миряне все же не были отлучены от церкви. Даже богословы Ватикана это признавали. Они подтверждали, что по-прежнему действенны наши таинства и мы по-прежнему «исполняем наше обязательство», посещая воскресную мессу.

– Поясните, как таинства остаются действительными у священника или епископа, который был официально отлучен Католической церковью.

– Действительными считаются таинства, совершаемые священником или епископом, который был правильно (канонически) рукоположен или хиротонисан.

– С точки зрения механического возложения рук?

– Именно. Каждый из четырех епископов и все священники «правильно» рукоположены и хиротонисаны. Они рукоположены и хиротонисаны не «юридически» и не «по закону». Но каждая месса, которую они служат, действительна, и каждое совершаемое ими таинство действительно.

– Это сложный вопрос в Католической церкви ввиду ее особого понимания апостольского преемства. По сути, нельзя отлучить от церкви епископа, который был правильно хиротонисан, даже если он ушел из католицизма?

– У отлученного епископа не отнимается апостольская благодать совершать таинства и рукополагать. Если он рукоположен и хиротонисан, то это на всю жизнь.

– И, следовательно, таинства действенны.

– Да. Вот пример из моей жизни. Меня освободили от обетов бедности, целомудрия и послушания, то есть я стал мирянином для церкви. Но в случае чрезвычайной ситуации, например войны, стихийного бедствия, я все еще могу совершать мессу или отпускать грехи, если больше некому будет это делать. Во мне как бы осталось священство, поскольку Католическая церковь верит, что рукоположение совершается на всю жизнь.

– Как вы думаете, не поэтому ли иерархи Католической церкви в свое время (под давлением) признали таинства Восточной Православной Церкви действительными?

– Все тот же механический взгляд они перенесли на православных.

– То же самое и со старокатоликами, потому что это относится к апостольскому преемству.

– В двух словах, как и почему католики не считают таинства англикан действительными?

– Потому что ординал Англиканской церкви для рукоположения священников и посвящения епископов был так изменен, что больше не отражает истинную жертвенную власть священников, как это издревле видела Церковь, и поэтому Католическая церковь не считает англиканские рукоположения действительными.

– То есть эта таинственная передача апостольской власти через возложение рук была нарушена?

– Да, поэтому, грубо говоря, когда в Англии в XVI веке умер последний католический епископ, рукоположенный до разрыва с Римом, это был конец. Ведь каждый последующий епископ был посвящен через новый ординал.

– Спасибо за объяснение. Наша Православная Церковь понимает апостольское преемство по-другому, не как механическое возложение рук. Но вернемся к вам. Вы были в движении традиционалистов, а что случилось потом?

– Я очень тяжело заболел в 2001 году. Был не в состоянии куда-либо ходить, но почему-то меня привлекла православная церковь, которую я видел, двигаясь по автостраде. Посетил эту церковь несколько раз и был просто покорен. Словно снова попал в детство и оказался в храме моих дедушки и бабушки во время Литургии, хотя в моем случае службы служились на английском, а у дедушки и бабушки они служились на церковнославянском. Было ощущение, что Бог привел меня в эту церковь, и я продолжал в нее ходить. В июне 2003 года наконец решился принять Православие и присоединился к Церкви через миропомазание.

– Здесь мне хотелось бы обратить внимание вот на что. Вы родились и выросли римо-католиком, обучались в католических школах, окончили семинарию и поступили в орден Тринитариев. Стали священником, католиком-традиционалистом. И в итоге оказались в местном приходе Православной Церкви. Должны были быть проблемы, с которыми вы боролись!

– Мои мысли и решение были очень просты. В Католической церкви папа всегда являлся объединяющим фактором. Но я увидел своими глазами, что в Католичестве больше этого не осталось. Все страны мира теперь имеют Конференции католических епископов. Папу как объединяющий фактор заменили этими Конференциями, которые во многих случаях установили свои собственные правила, часто противоречащие тому, что говорит Ватикан.

Я сказал себе: «Больше не верю, что папа является объединяющей силой в церкви». И в Православии меня привлекло, помимо прочего, отсутствие объединяющей личности, если можно так выразиться. Православная Церковь едина в вере и не обязательно едина в юрисдикции.

– Были ли у вас другие вопросы, касающиеся духовности, благочестия? Видите ли отличия в почитании Богородицы в Восточной Церкви и в Западной?

– Уверяю вас, почитание Богоматери куда более органично и целостно явлено в православном богослужении, нежели в католическом.

– Сейчас или еще до II Ватиканского собора?

Духовность в Православной Церкви не юридическая – в католицизме она именно такая: это видно по исповеди

– Так было еще до II Ватиканского собора… Сколько раз мы вспоминаем Божию Матерь на православной службе! Такого в католической службе просто нет. Это во-первых. А во-вторых, духовность в Православной Церкви не юридическая во многих отношениях. В католицизме она именно такая. В Православии основное внимание направлено на единение человека с Богом. Например, если вы хотите исповедаться в Католической церкви, то заходите в храм и объявляете: «Я пришел на исповедь!» Затем вы оглашаете свои грехи, и не только чем согрешили, но и сколько раз. И это очень важно. Вы говорите священнику не «Отче, в последнее время я стал обманывать чаще, чем раньше», а «Я солгал 12 раз». Исповедь в Православной Церкви – это скорее процесс исцеления души, по моему мнению. Здесь нет чувства «законничества». Тут более «открытая» духовность.

– На Востоке «практическому мистицизму» разрешается быть в Церкви. Не всё может вместиться в систематическое богословие…

– Я очень люблю мистическую сторону в нашей православной вере. Это можно всё время видеть в нашем приходе: как люди реагируют на иконы, молитву, Евхаристию. Такая мистическая, «домашняя» духовность, и ее так приятно наблюдать.

– И у нас до сих пор сохранились древние традиции богослужения и молитвы: молитвенное правило, Иисусова молитва – это не то же самое, что «розарий» у католиков. Мы сохранили всё это в неизменном виде. Уверен, что в кругах католиков-традиционалистов всё еще придерживаются этих традиций, но порой, разговаривая с современными католиками, сомневаешься, понимают ли они, что значит быть истинным католиком.

– Не думаю, что они всё еще понимают это. Сам папа Бенедикт признал, что последние 40 лет катехизация в Католической церкви была ужасной. То есть сейчас живет много католиков, которым за 40 и 50 лет, и они не имеют духовного фундамента.

– Яркий пример: 65–70% католиков не верят в истинное присутствие Христа в Евхаристии.

– И что же они передадут своим детям?

– И, конечно, ключевой фактор – это понимание апостольского преемства как передачи всей веры, какой она была нами получена. Поэтому мы не можем быть православными и при этом не верить в истинное присутствие Христа в Евхаристии.

После II Ватиканского собора духовность изменилась, богослужение изменилось, церковь изменилась

– Конечно. И хотя многие католики сегодня говорят, что между Католической церковью до и после II Ватиканского собора нет никакой разницы, на самом деле она есть – и очень существенная. Духовность изменилась, богослужение изменилось, церковь изменилась. Если в наши дни зайти во многие новые католические храмы, то не почувствуете атмосферу святости. Придите в наш приход – и почувствуете дух святости сразу, уже при входе. Это нельзя опровергнуть. И чувство святости ощущают все.

– Мы понимаем Литургию как общее дело верующих… Участие людей в союзе…

– Это то, что Католическая церковь пытается делать всё время после II Ватиканского собора: участие, участие, участие… Но оно не возымело большого эффекта. В некоторых приходах очень хорошо, но по большей части – нет.

– Хотел бы в заключении оговориться, что целью нашей беседы была отнюдь не критика Римо-католической церкви, как это может кому-то показаться. Мы просто хотели разобраться, почему вы решили оставить католичество и перейти в Православие.

– Это правда. И еще, Кевин, хотел бы сказать, что моя семья остается в лоне Католической церкви. Пока я один в семье принял Православие, а мои жена и дети – католики. Мне по-прежнему очень дороги католики. Это была моя церковь на протяжении 60 лет, но сейчас я чувствую по отношению к этой церкви большую печаль.

Публикуется с незначительными сокращениями.

[1] Новый чин мессы, введенный в 1969 году папой Павлом VI. – Здесь и далее примеч. пер.

[2] Полное название организации: «Конгрегация Святого Духа под защитой Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии».

[3] Неточность: на самом деле архиепископ Лефевр (29.11.1905 – 25.03.1991) скончался в возрасте 85 лет.

Источник

Правила поведения в католическом храме: что нужно знать православному верующему

Культура, искусство и общение

На чем играют в католической церкви. Смотреть фото На чем играют в католической церкви. Смотреть картинку На чем играют в католической церкви. Картинка про На чем играют в католической церкви. Фото На чем играют в католической церкви
Фото: Unsplash
Концерты органной музыки, которые часто проходят в католических храмах, обычно бесплатные. Но важно непременно отключать звук в мобильном! Когда входите на концерт, не нужно креститься — просто легкий поклон головы. Ну а если вам хочется фотографировать в католическом храме, то узнайте заранее, можно ли в том или ином соборе так делать, тут Интернет в помощь. Все вопросы о храме можно задавать служителям, а чтобы поговорить со священником, надо подождать, пока закончится богослужение.

На чем играют в католической церкви. Смотреть фото На чем играют в католической церкви. Смотреть картинку На чем играют в католической церкви. Картинка про На чем играют в католической церкви. Фото На чем играют в католической церкви
Фото: Unsplash

Общие правила

Прежде всего, нужно иметь в виду, что католический храм – это христианский храм и, соответственно, здесь уместны те же поведенческие нормы, что и в православии: скромность в одежде, пристойное поведение.

В католической церкви нет серьёзных требований к внешнему виду прихожан: лишь мужчинам предписывается снимать головные уборы, женщины же могут быть одеты как угодно, но скромно.

В католических храмах часто проходят концерты органной музыки, которые также можно посещать всем. При входе не принято креститься – достаточно лёгкого поклона головы, и обязательно нужно отключить звук мобильного телефона.

Если есть желание фотографировать – лучше узнать заранее, можно ли это делать и когда.

Во многих храмах также можно купить свечи. В Европе их иногда заменяют электрическими, которые включают за некоторое пожертвование.

Положить крестное знамение в католическом храме можно по православному обычаю – справа налево.

Если есть желание поговорить со священником, необходимо дождаться окончания богослужения, заранее узнать, как к нему следует обращаться и, если он занят разговором – подождать в стороне.

Любой вопрос, касающийся храма, можно задать служителю церковной лавки или прихожанам (но важно не мешать при этом их молитве).

Месса

Да, православные могут ходить на католическую мессу и молиться в католическом храме, только исповедоваться ни в коем случае нельзя. В католическом соборе несколько другое устройство: иконостаса нет, есть пресбитериум, что-то вроде алтаря, там хранятся Святые Дары, а перед ними горит лампада. Заходить за пресбитериум категорически нельзя! Католики всегда кланяются, проходя мимо него, православные тоже могут. Но не ходите по храму вовремя мессы! Не вставайте на перекладину для коленопреклонений, которая есть на каждой скамье, в обуви — туда именно что колени преклоняют.

На чем играют в католической церкви. Смотреть фото На чем играют в католической церкви. Смотреть картинку На чем играют в католической церкви. Картинка про На чем играют в католической церкви. Фото На чем играют в католической церкви
Фото: Unsplash

Святые Дары порой выносят на алтарный стол для поклонения — не ходите по храму в это время тоже! А во время мессы не надо креститься, это людей от молитвы отвлекает. Католики говорят друг другу «Мир тебе!», жмут руку или кланяются — если к вам так обратились, важно дать соответствующий ответ. А если вы не хотите молиться, то не надо на мессе садиться рядом с теми, кто молится! Лучше сядьте на самую дальнюю скамейку.

На чем играют в католической церкви. Смотреть фото На чем играют в католической церкви. Смотреть картинку На чем играют в католической церкви. Картинка про На чем играют в католической церкви. Фото На чем играют в католической церкви
Фото: Unsplash

Что можно и чего нельзя делать в католическом храме?

Содержание этой статьи – инструкция. Или правила техники безопасности, как вам больше нравится. Здесь не будет ни духовных рассуждений, ни рассказа о сути католического вероисповедания. Это всего лишь краткий рассказ о том, как не попасть в неловкое положение, впервые оказавшись в католическом храме.

Итак, если Вы никогда не были в католическом храме, но решили туда зайти: возникает извечный русский вопрос – что делать?

1. Кому можно войти в храм: неверующим, некрещеным, ничего не знающим о христианстве, просто любопытным, православным, протестантам, иудеям, буддистам, мусульманам, детям, туристам. В большинстве храмов можно фотографировать, главное условие – не мешать молящимся.

2. Как попасть внутрь. Если Вы просто идете мимо, все, что Вам нужно – открыть двери и войти внутрь. Если Вы мужчина, нужно снять головной убор. Если Вы женщина, то Вам можно а) зайти в храм без платка б) зайти в храм в брюках в) зайти в храм во время критических дней. Перед тем, как войти, желательно отключить звук у мобильного телефона: это проявление вежливости к месту молитвы.

Не все храмы открыты круглосуточно. Если Вы заранее планируете посетить храм и посмотреть на католическую литургию, проще всего посмотреть в интернете расписание богослужений. По воскресеньям почти во всех храмах есть богослужение в 12 часов дня, по будним дням – в 18 или 19 часов. Разумно прийти немного заранее, чтобы успеть посмотреть сам храм. В некоторых храмах проводятся концерты органной или классической музыки, которые тоже могут стать хорошей возможностью осмотреть церковь.

3. Внутри храма можно спокойно и безбоязненно осмотреться, подойти поближе к статуям или иконам, заглянуть в часовню. Можно присесть на скамью, поразмышлять, помолиться. Помните о том, что скамьи в храме предназначен именно для молитвы, а не просто для отдыха.

В католических храмах можно ставить свечи. Где их взять: обычно свечи лежат или в ящичке рядом с подсвечниками, либо в церковной лавке, если таковая есть. На вопрос «сколько стоит свечка» Вы часто можете услышать фразу: «за пожертвование». Это значит, что Вы можете отдать за нее любую сумму денег, и никто не будет на Вас при этом осуждающе смотреть. В католических храмах нет обычая выделять разные места для свеч «за здравие» и «за упокой». Вы можете поставить Вашу свечу туда, куда подсказывает желание и сердце.

В католических храмах Вы можете увидеть как статуи святых и картины, так и иконы. Молитва перед иконой является древней практикой католической Церкви, однако, в отличие от традиции православной, иконы не принято почитать целованием.

4. Внутри храма Вы можете встретить разных людей. Возможно, многие из них, как и Вы, пришли в храм впервые, поэтому если у Вас возникли какие-то вопросы, проще всего обратиться к дежурному в храме, к сестрам (монахиням) или к священнику. Не бойтесь задавать вопросы.

5. Опознать священника проще всего по его одежде. Он может быть одет в сутану (все видели в кино, длинное черное платье на пуговках), в монашеский хабит (особое облачение монахов, не заметить его трудно) или же в воротнике его рубашки есть характерная белая вставка (колоратка), которую тоже все видели в кино.

6. Как обратиться к людям в церкви?

Беспроигрышный вариант обращения к любому человеку: просто сказать «Здравствуйте!»

Если Вы хотите обратиться к монахине, можно сказать «Здравствуйте, сестра».

Если Вы хотите обратиться к священнику, можно сказать «Здравствуйте, отец». Знакомое по фильмам обращение «святой отец» очень давно вышло из употребления и вызовет на лице Вашего собеседника искреннюю улыбку.

Разумный совет: если Вы хотите спросить священника о чем-то серьезном и требующем времени, лучше всего подойти к нему после окончания литургии.

7. Если Вы решили провести в храме чуть больше времени, то можно остаться на богослужение – Мессу. Выберите себе место на одной из скамей и оставайтесь столько, сколько Вам захочется. Никто не будет смотреть на вас косо, если Вы спокойно посидите во время молитвы на своем месте; если возникнет желание, то можно встать или опуститься на колени в те моменты, когда это делают остальные молящиеся. И снова убедительная просьба: отключайте звук у мобильных телефонов: внезапная задорная мелодия из динамика поставит в неловкое положение только Вас самих. В момент, когда большинство присутствующих выстроится в очередь по направлению к алтарю (это очередь к Причастию), не поддавайтесь чувству коллективизма и продолжайте спокойно сидеть: причащаются на Мессе только католики.

8. Почти во всех католических храмах существует церковная лавка. Там можно купить как различные предметы католического обихода (крестики, четки, статуэтки святых, иконы), так и литературу, посвященную христианству и католичеству. Возможно, Вы найдете для себя что-то интересное или просто сохраните приятный сувенир.

Одним словом, ознакомительный визит в католическую церковь безопасен для здоровья. Увидеть собственными глазами – значит расширить свой кругозор и отказаться от навязываемых мифов и стереотипов.

Анастасия Паламарчук, Gaudete.ru

Выход из храма

Тут католики всегда подходят к сосуду со святой водой, опускают в нее пальцы и крестятся — это символ принятого крещения как такового. Так что не задерживайтесь, если не планируете так делать, чтобы никому не мешать! Даже чтобы сфотографировать собор на выходе — вы просто помешаете людям.

А католический монастырь в США, между прочим, требует тем временем ввести дорожный знак «Осторожно, монахиня!». И это даже здраво. Стоило бы на самом деле для некоторых невоспитанных туристов вешать на соборах знаки «Осторожно, религия!». Потому что иначе начинается осквернение храма просто по глупости и незнанию…

Католические праздники, службы, традиции

Про католические праздники и католические традиции наши православные граждане знают очень мало. Хотя с удовольствием присоединяются к празднованию Рождества 25 декабря или католической Пасхи вместе с католиками всего мира. Праздновать-то мы любим! А вот насчет знания традиций, с этим сложнее. Постараемся максимально просто осветить периоды католических празднеств, отмечаемых в течение года, а также правила поведения в католическом храме.

Католические праздники

В литургическом году, согласно устоям католической церкви, можно выделить 5 основных периодов.

1) Адвент или Рождественский пост начинается с последнего воскресенья ноября и продолжается вплоть до Рождественского Сочельника 24 декабря. Этот предпраздничный период ознаменован интересными традициями в католических и некоторых протестантских общинах.

2) Рождественский период открывает Рождество 25 декабря и завершает Сретенье 2 февраля.

3) Великий Пост, как и у православных христиан, не имеет единой даты начала. Период Великого Поста простирается от Пепельной Среды до Пасхи.

4) После Пасхи сразу начинается Пасхальный период, который заканчивается в День Сошествия Святого Духа.

5) Все остальные временные периоды года собирательно называются Рядовым временем. Конечно, в течение него тоже есть праздничные религиозные даты, но насколько они важные, зависит от местных традиций.

К примеру, католики всех стран очень почитают Деву Марию — каждый этап её жития отмечается торжественными службами в храмах. В почете и другие святые, поскольку они признаны католической церковью официальными небесными покровителями профессий, отдельных городов и стран. Вот почему перечень и размах католических праздников в разных странах будет несколько отличаться.

Правила поведения в католическом храме

Как в любом христианском храме, мужчины должны снять головные уборы, а женщины, наоборот, покрыть голову платком или шляпкой. Мобильные телефоны должны быть отключены ещё до входа в храм. В остальных случаях в храме следует вести себя также, как и окружающие вас люди, поскольку в католической церкви важное значение придается местным традициям, очень разнообразным и зачастую не подчиняющимся общим правилам.

Стояния

В рядовое время и, тем более, в период Великого Поста во время католической службы читается особая молитва — «Крестный путь». В ней принято вспоминать последние события из жизни Христа на Земле. Для совершения этой особенной молитвы в храме на стенах расположены так называемые «Стояния» — это барельефы или картины с изображением соответствующих событий. При прочтении молитвы верующие постепенно переходят от одного «Стояния» к другому. Поэтому в католическом храме лучше всего занять такое место, чтобы не мешать их передвижению. Это нужно помнить и во время торжественных процессий.

Воскресная месса

Воскресенье у христиан считается очень важным праздником. У католиков именно в этот день совершается торжественное богослужение — месса. В ходе мессы люди стоят вдоль стен или сидят на скамьях внутри храма. Ходить по храму во время мессы крайне неприлично и допускается только в случае острой необходимости. С учетом того, что во время мессы нередко совершаются процессии, не следует загораживать проходы.

Святые Дары

Центральным моментом мессы является пресуществление Святых Даров – в зале храма возникает особая атмосфера торжественности. Прихожане либо стоят, либо преклоняют колени, соблюдая тишину.

Отдельного внимания требует церковная традиция поклонения Святым Дарам. В этот время Святые Дары ставятся в дароносице храма, а верующие преклоняют свои колени и пребывают в молитвенном молчании. Перемещение по храму, какой-либо шум, беседы в эти моменты время строго запрещены.

Причастие

Немаловажной составляющей мессы является причастие. Первое причастие — такое же важное событие в жизни католика, как и обряд крещения. В честь первого причастия детишек наряжают в праздничные платья, устраивают для них семейное торжество с подарками и поздравлениями.

Необходимо помнить, что к причастию допускаются только крещеные, не имеющие на своей совести какого-либо тяжкого греха, и исповедовавшиеся в течение последнего года. На детей это требование не распространяется. А для христиан других конфессий необходимо иметь при себе разрешение своего духовного отца на возможность причащаться в католической церкви.

Правила посещения концертов

Собор на Малой Грузинской — действующая католическая церковь, а концерты проходят в свободное от богослужений время. Выручка с продажи билетов на концерты идёт на их организацию, содержание здания собора и благотворительные проекты фонда «Искусство добра». Проведение концертов — многовековая традиция, открывающая всем желающим, вне зависимости от убеждений и взглядов, возможность познакомиться с живой и многовековой музыкальной традицией, активно развивающейся и сохраняющиейся.

Как и в любом общественном месте, здесь существуют определённые правила.

Пригласительные билеты Вход на большинство концертов осуществляется по пригласительным билетам. Их Вы можете приобрести непосредственно в кассе при Соборе, а также на нашем сайте или на страницах Яндекс.Афиши. Будьте внимательны, не приобретайте билеты у перекупщиков и на других ресурсах: такие приглашения могут оказаться как в лучшем случае дороже, а в худшем случае — недействительными. Возврат билетов возможен только до концерта (не позднее, чем за 30 минут до начала концерта). Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены в кассу при Соборе или онлайн вплоть до начала концерта. Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время — приглашения не требуются. Храм открыт ежедневно с 7:00 до 20:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише мероприятия указано, что вход свободный.

Внешний вид (дресс-код) Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Собора, достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, колени, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном можно обойтись вполне демократичной формой одежды. Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову — не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора. Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.

Возраст Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для самых маленьких слушателей. Единственное ограничение — ваши собственные силы и здравомыслие. Мы не рекомендуем брать малышей на вечерние концерты. Для выходов всей семьёй лучше выбрать дневной концерт (серия «концерты для всей семьи»). В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше. По этой причине мы просим слушателей с маленькими детьми располагаться на местах ближе к выходу. Исходя из нашей практики, дети до 5-6 лет почти никогда не «выдерживают» полноценный вечерний концерт.

Братья наши меньшие Мы полностью разделяем любовь святого Франциска ко всему творению, однако просим вас оставлять своих питомцев дома. Они не допускаются в Собор даже в очень почтенном возрасте.

Omnia mea… Пожалуйста, избегайте приходить в Собор на концерт вместе с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. Вас не допустят вместе с ними в зал.

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ К какому времени лучше всего подходить? Лучше всего приходить на концерт не раньше, чем за 20-15 минут до его начала. Дело в том, что перед концертами в Соборе отправляются богослужения, а после них идёт подготовка зала к концерту, во время которой слушатели вынуждены находиться в притворе, где бывает довольно тесно. Чтобы избежать неприятных впечатлений, мы призываем вас быть пунктуальными. Однако просим и не опаздывать. Вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)

Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом в Соборе… Касса работает ежедневно с 11:00 до 20:00, находится на втором этаже (после входа в Собор — направо). Вход в помещение кассы — только в масках и перчатках.

Контроль приглашений Пожалуйста, будьте готовы показать свои пригласительные билеты смотрителям. В случае, если у вас льготный билет или специальное приглашение для социальных организаций — будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт причастности к конкретной организации.

Места в центральном и боковых нефах Пожалуйста, занимайте места согласно информации, указанной в ваших билетах. Если ваши приглашения на места в центральном нефе — в билете указывается ряд и место. Если же вы выбрали свободную рассадку в боковых нефах — вы можете занять любое место, но исключительно в боковых нефах (не в центральном). В случае, если у вас возникли затруднения — пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.

Алтарь, часовня, витражи, исповедальни, органы, колокола… Подробно узнать о том, как устроен наш Собор вы можете на бесплатной экскурсии. Её можно заказать, позвонив нам с 11:00 до 20:00 по телефону +74991367630. Частные экскурсии в Соборе и на его территории без согласнования запрещены. Во время мероприятий мы просим вас не бродить по залу. После концерта вы, при желании, можете задать интересующие вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА Фото и видео Снимать в Соборе во время концерта можно свободно без вспышки. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети — просим, по возможности, проставлять геометку и хэштег #соборнамалойгрузинской

О том, что недопустимо

Ещё раз убедительно просим вас помнить о том, что Собор — действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение вас могут попросить покинуть зал. В храме нельзя целоваться, вести себя вызывающе, шуметь и мешать другим людям, употреблять напитки и пищу.

Аплодисменты и цветы Во время концертов в Соборе дозволяется выражать своё одобрение аплодисментами. Те, кто желает, могут в конце концерта подарить исполнителям цветы. Если вам необходима помощь с букетами — Вы можете обратиться к смотрителям.

Дополнительно В притворе храма после каждого концерта можно приобрести диски с записями органной музыки, сделанные непосредственно в Кафедральном соборе.

Как вести себя в костеле

Независимо от того, к какой конфессии принадлежит храм, на его территории существуют определенные порядки, которые необходимо соблюдать. С некоторыми канонами, существующими в католическом костеле знакомы и православные верующие, и атеисты. Однако есть и немного особенные правила, которые важно соблюдать не только на службах, а и во время посещения органных концертов, часто звучащих в костелах.

Общепринятые правила посещения храмов

Во время нахождения в костеле нужно соблюдать все те же правила, которые есть в любом храме. На территории католической церкви, как и в стенах любой другой нельзя:

Обустройство католической церкви

Сам костел по своему внутреннему обустройству отличается от православной церкви. В нем нет привычного для православных верующих иконостаса, однако иметься алтарная преграда. Посторонние не имеют права заходить за ее черту. Большие храмы оборудованы еще и боковыми пределами, они посвящены святым, которых особенно почитают в данной местности.

Служба в католическом храме имеет название пресвитерий, и проводиться в центральной его части. В этом же месте находиться горящая лампадка и дарохранительница. Хор поющий во время служб имеет отдельное помещений. Также в костеле есть помещение, которое называется ризница. В любое из этих помещений не принято входить без разрешения.

Какую одежду можно одевать в костел

На чем играют в католической церкви. Смотреть фото На чем играют в католической церкви. Смотреть картинку На чем играют в католической церкви. Картинка про На чем играют в католической церкви. Фото На чем играют в католической церкви

По отношению к одежде католики не имеют серьезных ограничений. Главное, чтобы наряды не были слишком открыты и вызывающи. То есть не стоит посещать храм в короткой юбке или шортах, в кофточке с глубоким декольте. В некоторых костелах такие наряды являются даже запрещенными. В отличии от православной церкви в костел женщины могут входить в штанах. Также не обязательно одевать платок на голову. Мужчины при входе в храм обязаны снять головные уборы.

Чтобы ориентироваться в костеле необходимо понаблюдать за действиями католиков, они ходят по храму и подойдя к кропильнице опускают в нее пальцы правой руки, и только потом крестятся. Если кто-то в храме здоровается, ему необходимо обязательно отвечать тем же.

Еще из этой рубрики:

Как правильно вести себя в Храме Многие люди задаются вопросом, — «Как же необходимо вести себя в Храме?», бывает, что спросить об этом не у кого, а спрашивать у всезнающих бабушек не хочется. В первую очередь стоит понять, что Храм это не светское …

Можно ли православному входить в мечеть Содержание1 Многие хотят посетить мечеть2 Запрещены сильные запахи3 В мечети нельзя пересекать путь совершающему намаз Православные верующие, которые видят в своих городах или во время путешествий в другие …

Как молиться о некрещеных и можно ли это делать Содержание1 Есть специальные правила Литургии2 Еще примеры со всего света3 Близкие родственники могут помочь умершему в Вечной жизни Если говорить о предании, то Церковь доносит до людей, что существуют свидетельства …

Как учить детей молитве Наиболее мощная вещь которую католической родители могут сделать для своих детей-это научить их молиться. В зависимости от ребенка, это может быть простой или сложной задачей. Обучая ваших детей молиться, вы …

Как в церкви ставить свечку за здравие правильно Ставя свечку в церкви, человек делает добровольно некую жертву Господу. Этим он выражает свою готовность прислуживать и слушаться Бога. Символ теплоты и любви к Отцу Божьему, Богородице и иным святым. Но не все …

Harvest1

КАК НЕ РАСТЕРЯТЬСЯ В КАТОЛИЧЕСКОМ ХРАМЕ, НИЧЕГО НЕ ЗНАЯ О КАТОЛИЧЕСТВЕ?

Содержание этой статьи – инструкция. Или правила техники безопасности, как вам больше нравится. Здесь не будет ни духовных рассуждений, ни рассказа о сути католического вероисповедания. Это всего лишь краткий рассказ о том, как не попасть в неловкое положение, впервые оказавшись в католическом храме.

Итак, если Вы никогда не были в католическом храме, но решили туда зайти: возникает извечный русский вопрос – что делать?

1. Кому можно войти в храм: неверующим, некрещеным, ничего не знающим о христианстве, просто любопытным, православным, протестантам, иудеям, буддистам, мусульманам, детям, туристам. В большинстве храмов можно фотографировать, главное условие – не мешать молящимся.

2. Как попасть внутрь. Если Вы просто идете мимо, все, что Вам нужно – открыть двери и войти внутрь. Если Вы мужчина, нужно снять головной убор. Если Вы женщина, то Вам можно а) зайти в храм без платка б) зайти в храм в брюках в) зайти в храм во время критических дней. Перед тем, как войти, желательно отключить звук у мобильного телефона: это проявление вежливости к месту молитвы.

3. Внутри храма можно спокойно и безбоязненно осмотреться, подойти поближе к статуям или иконам, заглянуть в часовню. Можно присесть на скамью, поразмышлять, помолиться. Помните о том, что скамьи в храме предназначен именно для молитвы, а не просто для отдыха.

В католических храмах можно ставить свечи. Где их взять: обычно свечи лежат или в ящичке рядом с подсвечниками, либо в церковной лавке, если таковая есть. На вопрос «сколько стоит свечка» Вы часто можете услышать фразу: «за пожертвование». Это значит, что Вы можете отдать за нее любую сумму денег, и никто не будет на Вас при этом осуждающе смотреть. В католических храмах нет обычая выделять разные места для свеч «за здравие» и «за упокой». Вы можете поставить Вашу свечу туда, куда подсказывает желание и сердце.

В католических храмах Вы можете увидеть как статуи святых и картины, так и иконы. Молитва перед иконой является древней практикой католической Церкви, однако, в отличие от традиции православной, иконы не принято почитать целованием.

4. Внутри храма Вы можете встретить разных людей. Возможно, многие из них, как и Вы, пришли в храм впервые, поэтому если у Вас возникли какие-то вопросы, проще всего обратиться к дежурному в храме, к сестрам (монахиням) или к священнику. Не бойтесь задавать вопросы.

5. Опознать священника проще всего по его одежде. Он может быть одет в сутану (все видели в кино, длинное черное платье на пуговках), в монашеский хабит (особое облачение монахов, не заметить его трудно) или же в воротнике его рубашки есть характерная белая вставка (колоратка), которую тоже все видели в кино.

6. Как обратиться к людям в церкви?

Беспроигрышный вариант обращения к любому человеку: просто сказать «Здравствуйте!»

Если Вы хотите обратиться к монахине, можно сказать «Здравствуйте, сестра».

Если Вы хотите обратиться к священнику, можно сказать «Здравствуйте, отец». Знакомое по фильмам обращение «святой отец» очень давно вышло из употребления и вызовет на лице Вашего собеседника искреннюю улыбку.

Разумный совет: если Вы хотите спросить священника о чем-то серьезном и требующем времени, лучше всего подойти к нему после окончания литургии.

7. Если Вы решили провести в храме чуть больше времени, то можно остаться на богослужение – Мессу. Выберите себе место на одной из скамей и оставайтесь столько, сколько Вам захочется. Никто не будет смотреть на вас косо, если Вы спокойно посидите во время молитвы на своем месте; если возникнет желание, то можно встать или опуститься на колени в те моменты, когда это делают остальные молящиеся. И снова убедительная просьба: отключайте звук у мобильных телефонов: внезапная задорная мелодия из динамика поставит в неловкое положение только Вас самих. В момент, когда большинство присутствующих выстроится в очередь по направлению к алтарю (это очередь к Причастию), не поддавайтесь чувству коллективизма и продолжайте спокойно сидеть: причащаются на Мессе только католики.

8. Почти во всех католических храмах существует церковная лавка. Там можно купить как различные предметы католического обихода (крестики, четки, статуэтки святых, иконы), так и литературу, посвященную христианству и католичеству. Возможно, Вы найдете для себя что-то интересное или просто сохраните приятный сувенир.

Одним словом, ознакомительный визит в католическую церковь безопасен для здоровья. Увидеть собственными глазами – значит расширить свой кругозор и отказаться от навязываемых мифов и стереотипов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *