На чем летает капанина
Светлана Капанина: летчик без высшего пилотажа – просто извозчик
Летчицы, безупречно владеющие всеми приемами высшего пилотажа, для современной России явление очень редкое. Тем известнее те пилотессы, которые несмотря ни на что, покорили небо и не мыслят без него своей жизни. Одна из таких удивительных женщин — семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу Светлана Капанина. После очередного выступления на авиакосмическом салоне МАКС-2013 она рассказала корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной, как художественная гимнастика может помочь пилоту, о чем думает летчик в моменты серьезных аварий и есть ли у малой авиации в России будущее.
— Светлана Владимировна, вы единственная женщина-пилот в России? На каких самолетах вы летаете?
— Нет, конечно, я не единственная женщина, но, к сожалению, с каждым годом женщин в авиации становится все меньше и меньше — не только у нас в России, но и вообще в мире. Вообще, очень сложно поддерживать женский авиационный спорт на должном уровне.
На этом авиасалоне я летала на двухместном спортивном самолете EXTRA-300. Это неплохой пилотажный самолет, но я на нем летаю очень мало. Хотела бы летать на спортивно-пилотажных самолетах фирмы Сухого — Су-26 и Су-31. А их, к сожалению, сейчас не производят. У нас в стране таких машин остались единицы. Все говорят — этим самолетам более 30 лет, зачем нужно восстанавливать их производство? Но поймите — они лучшие в мире, и при минимальной модернизации они еще 30 лет будут лучшими, а то и больше.
На Яке тоже можно летать и «крутить» пилотаж, но самолет самолету рознь, ведь Як потяжелее. Допустим, Як-52 — очень хороший учебно-тренировочный самолет. Як-55/54 — более пилотажные самолеты.
Нам в любом случае очень сложно добиваться помощи на восстановление спортивных пилотажных самолетов.
— Как вы попали в авиацию? Известно, что начинали с парашютных прыжков…
— Да, примерно так все и выглядело. На самом деле я иногда шучу, что совершенно случайно стала пилотом. Хотела всегда прыгнуть с парашютом, ощутить чувство страха перед открытой дверцей самолета. Записалась на самолетный спорт, полетала и понравилось так, что летаю уже 25 лет. В этом году как раз юбилей.
— Вы по первому образованию медик, занимались спортивной гимнастикой. Это помогает в пилотаже? Вообще, какие физические данные надо иметь, чтобы стать пилотом?
— Я очень люблю и уважаю спортивную гимнастику. Для меня это лучшая физическая подготовка, которая только может быть у ребенка с малых лет. На этой подготовке я, наверное, и держалась в авиации. Конечно, должна быть неплохая физическая подготовка, хороший вестибулярный аппарат, сосуды хорошие. У кого-то от природы здоровый организм, но одного этого в любом случае мало. Нужна «физика», организм нужно готовить к перегрузкам.
— Какие максимальные перегрузки у вас бывали?
— Ну, на приборе самолета у нас от плюс 10 до минус 10g. В принципе, так и летаем, плюсовая перегрузка частенько зашкаливает, сейчас поменьше, потому что годы все равно идут, а в юности, когда здоровья было больше, частенько были очень большие перегрузки, какие точно — мы и не знали. Но самолеты у нас, слава богу, сильные, все выдерживают, и мы на них летаем смело. (Одноместный Су-26 ОКБ Сухого, который так нравится Светлане Капаниной, является первым в мире спортивным самолётом, изначально рассчитанным на эксплуатационную перегрузку в 12g; разрушающая перегрузка составляет 23g — прим. ред.)
— Тем, кто хочет заниматься авиацией, есть куда пойти? Что посоветуете?
— Развожу руками и не знаю, что советовать. К сожалению, ДОСААФ не финансируется, хотя раньше это была шикарная система, и, наверное, она должна оставаться. В Советском Союзе была сильнейшая пилотажная школа, которая начиналась с ДОСААФ и заканчивалась летчиками-испытателями, лучшими в мире военными летчиками и инструкторами.
После начальной подготовки в училище в идеале должен прийти фактически готовый пилот, который уже знает, как летать и что делать. Например, в военных училищах сначала готовят за бешеные деньги, а потом человек приходит, садится в самолет и понимает, что он не способен летать.
Мне очень грустно от того, что на сегодняшний день не выпускаются спортивные самолеты. Летчик без пилотажа — просто извозчик, и летать с ним небезопасно. Все должно начинаться с пилотажа, с малой авиации, со спортивных самолетов. В Америке раньше студент мог прийти в летное училище и сообщить, что у него был русский инструктор — тогда его брали без экзаменов. И на сегодняшний день очень грустно слышать о том, что мы закупаем из-за рубежа по 200 пилотов в год. Мы подрезали крылья своим собственным детям.
— Кстати, о детях. Вы не только семикратная чемпионка по высшему пилотажу, но и дважды мама? Хотят ли дети пойти по вашим стопам?
— Да, у меня сын Пересвет и дочка Есения. Они приехали на МАКС поболеть за меня.
Они пока еще маленькие, на борт спортивного самолета им нельзя. Но желание летать есть, у Есении больше, у Пересвета, может быть, поменьше. Я думаю, что все у них еще будет — и полеты тоже. Тем более у нас сейчас авиационный век, летать должны все. Не сегодня-завтра самолеты будут туда-сюда шнырять по небу, как автомобили по земле! Я надеюсь на это…
— Как ваша семья уживается с вашим образом жизни?
— Муж помогает, присматривает за детьми. Сейчас плохо то, что полетов стало мало, но с другой стороны, хорошо то, что чаще вижусь с семьей.
— Расскажите, пожалуйста, о сборной команде России по высшему пилотажу, в которой вы состоите.
— К сожалению, с каждым годом она становится все меньше и меньше, и молодежи в ней нет. Средний возраст — 45-48 лет, женщин практически не осталось. На сегодняшний день у нас нет женской сборной. Осталось только две женщины, а должно быть три пилотессы, чтобы была команда. Если раньше мы имели по три женских состава, не говоря уже о мужских, которые стояли в очереди, то сегодня людей мало. Часто нет финансовых возможностей — например, отправить сборную России на чемпионат в Америку, доставив туда наши самолеты для выступлений.
— Наверное, в России вы все равно меньше выступаете, чем за границей?
— В России действительно нахожусь меньше. Здесь не знают и не слышат, не нужны свои герои. Однако, если кто-то куда-то приглашает, что бывает крайне редко, то люди встречают хорошо.
— Ходят слухи, что китайцы хотят поставить вам памятник…
— Да, это правда. Наверное, это всегда честь — памятник, и при жизни, и после нее. Конечно, для меня было очень удивительно услышать, что китайцы предложили поставить мне памятник во весь рост. Я не знаю, получит ли это предложение какое-то развитие, но сам факт того, что предложение было — меня пытались фотографировать со всех сторон, даже замерять! Уже само это приятно. Но и грусть от этого есть, потому что получается как всегда — нет пророка в своем Отечестве. Получается, что в Китае нас и наши достижения знают лучше, чем в России. Русскую пилотажную школу знают и ценят во всем мире.
— Аварии и сложные ситуации в воздухе тоже, наверное, были в вашей жизни?
— Были всякие вещи, в том числе и тяжелые. Было несколько остановок двигателя, срыв винта, когда он прорубил крыло, чуть-чуть не дойдя до лонжерона (основной силовой элемент конструкции самолета — ред.), обрыв ремней, несколько посадок без двигателей, отказ тормозов на короткой полосе горного аэродрома…
В этих ситуациях время растягивается. Параллельно в голове проносится множество вариантов, из которых ты должна выбрать единственно верный. Ту нужную ниточку, которая в итоге вытащит тебя и самолет. И в этих параллелях несутся мысли о семье, о детях, о родителях и еще много о чем, но все это как-то на заднем плане, а первична только концентрация и поиск верного решения — как безаварийно посадить самолет. И ты, конечно, должна думать, что и как сказать, потому что все идет на запись.
Кажется, что проходят часы, а на самом деле — одно мгновение.
Лучший пилот столетия. «Сибирский ангел» Капанина — как знак качества в международной авиации
Сегодня у Светланы Капаниной юбилей. Не хотелось бы шаблонов, но давайте скажем так: нашей героине сегодня снова 18. И, несмотря на то, что она заслуженный российский пилот, а также семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте (и это далеко не все ее регалии), есть некоторые моменты, на которых иногда лучше не слишком уж и акцентировать внимание.
Удивительно, но не все знают, что в современном мире именно русская женщина села за штурвал и покорила небо так, что получила международное признание. Многие полагают, что подвиги женщин-пилотов остались где-то там в истории, вот в этих захватывающих дыхание рассказах про Великую Отечественную войну. Но на самом деле это не так.
«Визжала от эйфории»
Сама Капанина рассказывает о себе, что с детства росла неугомонной: гоняла на мопедах, потом пересела на мотоциклы. А еще шесть лет занималась спортивной гимнастикой. Одним словом, сорванец. И как положено таким ребятам, то есть, простите, конечно же, девчонкам, она мечтала прыгнуть с парашютом.
Но пришлось получить более приземленное и менее отчаянное образование — Капанина отучилась на фармацевта. И как только закончила вуз, пошла выполнять свою заветную мечту. Однако записаться в парашютную секцию все равно не удалось.
«В коридоре, пока искала нужную дверь, меня перехватил один из тренеров: «Зачем тебе, парашют! Давай к нам, на самолеты». Прилежно учила матчасть. А потом, наконец, через два месяца ожиданий, села в кабину — позади инструктора».
Разочарованную Капанину остановил тренер. Он уловил ее спортивный азарт и пообещал адреналин.
Были многочасовые откаты, перегрузки.
Впрочем, одной эйфорией, как говорится. Пришлось испытать и страх, и ужас. Были в полетах такие нештатные ситуации, как отказ двигателя, срыв винта. А еще рвались привязные ремни. И это, конечно, далеко не все.
«Выполняла неуправляемое вращение и самолет подвис на малой скорости, не реагируя на рули… В такие моменты время растягивается, секунды кажутся вечностью. Появляется чувство тревоги. Но тут главное — не поддаваться, а выстоять. Так как паника – верная катастрофа».
Рекорды, смысл жизни по-китайски и «Райские ворота»
В Китае ставили рекорд для Книги Гиннесса. Десятка лучших пилотов мира. И одна единственная женщина среди них — Светлана. Задача была такая — одновременно со всеми пройти под мостом с многочисленными пролетами.
В летной карьере Капаниной пришлось испытать и страх, и ужас. Были в полетах такие нештатные ситуации, как отказ двигателя, срыв винта. Фото: globallookpress.com
Из-за аварии накануне один из пилотов не смог лететь, пришлось идти на рекорд вдевятером.
А еще Капаниной довелось пролететь через сквозную пещеру в китайской горе. Название у пещеры — поэтичное, как раз в стиле утонченной культуры Поднебесной — «Райские ворота».
Правда, никакого нового озарения не пришло, говорит Светлана, но адреналин был бешеным.
«Сибирский ангел» благословляет Биггин-Хилл
Кстати, фигура Светланы Капаниной — яркая. Ее любят СМИ, потому что эффектная, красивая и смелая женщина не может не привлекать внимания. Как только в прессе ее не называли: «Королева небес», «Русская Валькирия», «Повелительница неба».
Но самое первое прозвище появилось в 1998 году. Тогда Капанина открывала авиашоу в честь 80-летия Королевских ВВС. Британская газета Evening Standard на следующий день вышла с огромным заголовком «Сибирский Ангел благословляет Биггин-хилл».
ДОСЬЕ
Родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинске (Казахской ССР).
После вуза была направлена на работу в город Курган, где и поступила в самолетную секцию Курганского авиаспортклуба.
С 1991 года в составе сборной команды России по высшему пилотажу.
С 2000 года работает в ОКБ «Сухой».
Семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, двукратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр, трехкратная абсолютная чемпионка Европы, двукратная абсолютная чемпионка России.
Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Почета, орденом Мужества.
Семикратная чемпионка мира среди женщин.
Абсолютная чемпионка ВВИ среди женщин (Всемирные воздушные игры).
Абсолютная чемпионка России среди женщин.
Абсолютная чемпионка Европы среди женщин.
Тридцатикратная чемпионка мира в отдельных видах программы среди женщин.
67 золотых медалей, 26 серебряных медалей и 13 бронзовых медалей ЧМ, ЧЕ.
Замужем, двое детей, сын Пересвет и дочь Есения.
Британская газета Evening Standard на следующий день вышла с огромным заголовком «Сибирский Ангел благословляет Биггин-хилл». Фото: globallookpress.com
«Повод для гордости»
Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.
Капанина Светлана Владимировна
Абсолютная Чемпионка мира по высшему пилотажу
1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011
Лётчик-инструктор 1-го класса ОАО «ОКБ Сухого»
Член сборной команды России по высшему пилотажу
Заслуженный мастер спорта России
Заслуженный тренер России
Королева небес
Капаниной восхищаются, перед ней снимают шлемы лучшие пилоты-мужчины, на её «работу» засматриваются военные асы Японии и Испании, Кореи и Франции, Америки и Эмиратов, фотографии Светланы украшают обложки журналов, во многих странах отрыты фан-клубы. Даже столь неэмоциональная Поднебесная замирает, когда на высоте под музыку рычащего двигателя «танцует» наша русская «королева небес». А еще в 1998 году в Великобритании Светлана открывала авиашоу в честь 80-летия Королевских ВВС и газета «Evening Standard» на следующий день вышла с огромным заголовком «Сибирский Ангел благословляет Биггин-хилл».
Вообще-то, и за меньшие заслуги Родина вручала и вручает «Героя России», но. уж слишком эта хрупкая на вид женщина категорична, непримирима в отстаивании своих представлений о правде и лжи, добре и зле, справедливости и беззаконии. Особенно, когда дело касается её профессиональной и гражданской совести. Многим высокопоставленным функционерам, из-за лени и корысти которых мы практически потеряли спортивную авиацию, доставалось и достаётся от Капаниной при любой возможности: интервью ли это на ТВ или личная беседа с первыми лицами государства.
И откуда такое непримиримое «правдоискательство»? Откуда такое упорство, уверенность в себе у этой родившейся в далёком казахском городке Щучинске дочки простых рабочих? Скорей всего, именно из этого «простого» и чистого детства. Невысокая, худенькая, но вечно чем-то увлекающаяся девочка, сколько помнит себя, всегда любила машины и скорость. В четвёртом классе Светлана выпросила себе мопед, к шестому классу получила звание кандидата в мастера спорта по гимнастике. А ещё втайне мечтала о подвигах бойца спецназа, о чёрном поясе карате, о прыжках с парашютом.
Василий Владимиров
Журнал «Русский Журнал»
№2 февраль-март 2007 г.
Рады помочь. Известная летчица Светлана Капанина приехала в Сургут, чтобы позаимствовать СУ-31 для соревнований
В Сургут на несколько дней приехала семикратная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу — Светлана Капанина. Она планирует одолжить у руководства местного аэродорома « Боровая» самолет СУ-31 для участия в чемпионате Европы. С недавнего времени для российской сборной, выступающей на пилотажных самолетах, настали тяжелые времена. Из-за нехватки финансирования авиапарк пришел в негодность, и теперь пилоты вынуждены искать подходящие самолеты по всей стране.
« Вот от этого самолета у меня всегда отличные впечатления. Я всегда говорила, говорю и пока еще, надеюсь, буду говорить, что буду летать на Сухом», — рассказала мастер спорта России международного класса, семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу Светлана Капанина.
Самый мощный, надежный и послушный. Именно так знаменитая российская летчица Светлана Капанина отзывается о Су-31. На этой модели спортивного пилотажного самолета она уже давно и успешно выступает на самых престижных соревнованиях — только звание чемпионки мира подтверждено 7 раз. Теперь Светлана готовится к выступлению на чемпионате Европы. Вот только выступать прославленному пилоту вдруг оказалось не на чем.
« На сегодняшний день в команде нет самолетов для участия в чемпионатах мира и Европы. Мы уже три года арендуем самолеты у зарубежных конкурентов, а на сегодняшний день на этот чемпионат Европы, который пройдет в августе, мы не можем самолет арендовать за рубежом, потому что там тоже те самолеты, которые мы арендовали, стоят без ресурса», — пояснила Светлана Капанина.
Другими словами, помимо аренды импортные самолеты будут нуждаться в крайне затратном капитальном ремонте. Как, впрочем, и несколько российских экземпляров, которые находятся в распоряжении национальной сборной. Так что, как бы это удивительно ни звучало, только на сургутском аэродроме « Боровая» оказался единственный в стране Су-31, который хоть завтра готов принять участие в соревнованиях любого уровня. В свое время он был приобретен во Франции, его прежний владелец — чемпион мира по спортивному пилотированию 2007 года. Ну а сургутяне не раз могли наблюдать этот самолет в небе во время различных авиашоу.
« Привезли мы его три года назад из Франции. Собрали, поменяли приборы на наши, стандартные, российские, потому что французы делали под себя, под свои стандарты. Он разрабатывался. чтобы наша сборная всегда брала чемпионаты, потому что лучше самолета в мире нет», — отметил бортмеханик Владимир Кузнецов.
В мире спортивного пилотирования у Су-31 до сих пор нет конкурентов. Самолет благодаря своей конструкции имеет отличные аэродинамические характеристики и весьма впечатляющую мощь. Его двигатель позволяет развивать скорость до 450 километров в час, а во время выполнения различных фигур высшего пилотажа летчики испытывают перегрузки, сравнимые с космонавтами. Конечно, управлять им очень непросто. Но тот, кто действительно умеет это делать, всегда будет на шаг впереди конкурентов.
« Я думаю, что для нас для всех важно, что на нашем на самолете, на русском, русская летчица, известная, знаменитая, побеждает в соревнованиях. Поэтому, естественно, для нас это важно, потому что мы относимся к этому как к своей родине, как к нашей гордости. Мы гордимся нашим самолетом, мы гордимся нашими летчиками», — подчеркнул учредитель аэродрома « Боровая» Евгений Барсов.
Впервые побывав в Сургуте, Светлана Капанина оказалась крайне удивлена уровнем развития малой авиации в городе. Особенно если учесть, что еще лет 7 назад на этом месте вообще ничего не было, а теперь здесь полноценный аэродром со взлетно-посадочной полосой в твердом покрытии, ангарами и другой необходимой инфраструктурой, несколько десятков самолетов, среди которых тот же Су-31 или американский « Дуглас». Пожалуй, главная гордость любителей малой авиации — это женская пилотажная группа « Барсы». Еще 2 года назад девушки не знали, с какой стороны подходить к самолету, а теперь запросто выписывают в небе фигуры высшего пилотажа.
« Многие провинциальные клубы сейчас сидят без дела, спортсменов нет, молодежь не летает. Это, конечно, очень грустно, так не должно быть. Боремся с тем, что авиацию в стране нужно все-таки поднимать на крыло, достойно поднимать. И вот ваш клуб — это, конечно, показатель, очень хороший показатель. Потому что такая красота техники и такой набор», — оценила Светлана Капанина.
Чемпионат Европы стартует меньше чем через месяц в Чехии. За это время руководство аэродрома « Боровая» и российская сборная планируют подписать необходимые документы для передачи самолета в аренду на время соревнований. Так что, возможно, Светлана Капанина сможет оказаться на пьедестале почета благодаря сургутскому самолету.
Подробное интервью с самой известной в России женщиной-пилотом Светланой Капаниной смотрите в программе « Новости Сургута-комментарий» в ближайшие дни на телеканале С-1.
Всегда на высоте — как летчица Капанина повышает престиж российской авиации в мире
Повелительница неба Светлана Капанина — самая титулованная женщина-пилот в мире. У россиянки более 70 различных медалей и наград, из которых 39 — золотых. Приемы высшего пилотажа ей известны не хуже, чем коллегам-мужчинам. Как патриот, Светлана надеется, что российская авиация станет самой лучшей в мире.
За рубежом Капанину называют «русской Валькирией», «сибирским ангелом» и «королевой небес». Она семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, а в 2003 году Светлана попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая титулованная летчица за всю историю мировой спортивной авиации. В 1995 году на чемпионате мира в ЮАР она оказалась единственной женщиной-пилотом, что не помешало ей занять второе место.
Сколько на счету Капаниной медалей и титулов, не знает даже сама летчица, но все они, безусловно, заслуженные. Исполнение фигур высшего пилотажа Светланой — невероятное зрелище, от которого захватывает дух.
«Если брать только международные, то там более 70 [медалей]. 39 золотых — только чемпионата мира. А все остальное — нет, как-то не удалось сосчитать», — поделилась однажды россиянка.
Почти всю жизнь Светлана провела в небе. За ее выступлениями и тренировками следят не только родные и близкие, но и коллеги — пилоты знаменитых «Стрижей» и «Русских витязей». Светлана часто попадает в одну и ту же курьезную ситуацию: сначала зрители знакомятся с фигурами пилотажа Капаниной, а потом с удивлением обнаруживают, что за штурвалом сидела девушка.
Капанина — настоящий патриот, а потому считает своим долгом повышать престиж российской авиации в мире. Отечественные самолеты она неизменно предпочитает иностранным, с удовольствием защищает честь Родины на международных соревнованиях и отказывается от многочисленных предложений западных спонсоров перебраться за границу.