На чем летают беспилотники
Какими бывают беспилотники, для чего их используют и как устроен дроншеринг? Объясняет специалистка по беспилотным авиационным системам
В чем разница между разными типами беспилотных летательных аппаратов, почему обработка полученных данных занимает больше времени, чем сам полет, каковы преимущества этой технологии и как ее используют?
На эти вопросы ответила ведущая специалистка Центра технологий беспилотных авиационных систем компании «Газпром нефть» Полина Шиманчук во время своего выступления на международной конференции In the city.
«Бумага» публикует конспект ее выступления. Полную запись дискуссий о новых моделях управления городами, цифровой реальности и других темах можно посмотреть здесь.
«Бумага» — информационный партнер конференции In the city.
Полина Шиманчук
Ведущая специалистка Центра технологий беспилотных авиационных систем компании «Газпром нефть»
Какими бывают беспилотники
— Давайте зададимся вопросом: что же такое беспилотник и чем он ценен? Первая ассоциация, возникающая, когда люди говорят о беспилотнике, — это те дроны, которые детям дарят на Новый год, чтобы с ними поиграть.
Другая ассоциация: беспилотник — это то, с чего можно снять закат над Петербургом и Москвой. Или сделать красивые фотографии из путешествия. На самом деле всё значительно сложнее и интереснее.
Мы в нашей компании рассматриваем беспилотник как очень большое количество компонентов. Самый первый — это носитель беспилотного воздушного судна, который как раз и вызывает основные ассоциации.
Что можно прикрепить к летательному аппарату
— Следующим компонентом беспилотной авиационной системы является полезная нагрузка. Помимо общепринятых фотокамер и видеокамер на беспилотник можно прикрепить практически всё, что поможет вам решить какую-то задачу. Например, это может быть воздушный лазерный сканер.
Также это может быть специальная камера для решения задач в сфере сельского хозяйства. Это может быть тепловизионная камера для поиска человека или мониторинга утечек тепла. Существует очень большое количество полезных нагрузок — например, в нашей компании беспилотники используют [в том числе] для геологоразведки.
Еще одним важным компонентом системы — практически основным — является программное обеспечение. Беспилотник — по сути большой компьютер, которым управляет оператор. У аппарата есть пилот, просто он находится не на борту, и этому пилоту требуется специальная программа. С ее помощью можно настроить беспилотник, управлять им и запрограммировать автоматический полет.
Почему обработка полученных данных важнее самого полета
— Очень важный компонент работы — это обработка данных. Работа беспилотников имеет ценность только в том случае, если мы можем получить, обработать и проанализировать данные.
Каждый беспилотник представляет собой инструмент для оперативного сбора пространственных данных, которые имеют географическую привязку. Фактический полет составляет менее 20 % от общего объема работы.
Остальные 80 % — это обработка, анализ и интерпретация полученных сведений.
В чем преимущества беспилотников по сравнению с другими летательными аппаратами
— Мы выявили ряд преимуществ [беспилотников]: например, невысокую себестоимость работ. Она связана с тем, что большое количество работы, которую раньше выполнял человек, теперь выполняется с помощью беспилотных аппаратов, что позволяет нам экономить деньги.
Еще одно достоинство — оперативность получения нужных сведений. Человек собирает данные значительно дольше беспилотника. Если требуется информация по объекту, мы можем выполнить полет в течение нескольких дней, а еще через несколько дней — получить обработанные данные.
Также существует большое количество полезных нагрузок: на беспилотник можно прикрепить всё что угодно. Беспилотные аппараты не требуют взлетно-посадочной полосы, как в случае с пилотируемой авиацией, поэтому их можно запустить где угодно и использовать как угодно. Курсы операторов сейчас проводят в разных компаниях, и любой может научиться управлять беспилотником, если есть такое желание.
Беспилотник уменьшает трудозатраты на различные виды работ, увеличивает оперативность получения нужных сведений, а также повышает достоверность и объективность полученных данных: аэрофотосъемку невозможно подделать.
Как и для чего применяют эту технологию
Отдельно хочется рассказать о мониторинге инфраструктуры с помощью беспилотников — на сегодняшний день более 70 % трубопроводов в «Газпром нефти» контролируются с помощью беспилотников, что помогает идентифицировать разливы нефти. Если это случается, мы максимально оперативно устраняем разлив и беспилотники здесь являются основными помощниками. Также мониторинг помогает фиксировать отклонения и прогнозировать нарушения, что делает систему максимально устойчивой.
Недавно мы реализовали достаточно интересный кейс — доставку с помощью беспилотника. У нас есть месторождение на одном берегу реки Иртыш и лаборатория, куда нужно доставлять пробы нефти, — на другом берегу реки. Доставить пробы [быстро] можно только зимой, когда на реке стоит лед. В остальные сезоны время на доставку значительно увеличивается. Мы решили использовать беспилотник для этих целей, и он показал очень хороший результат: аппарат может доставлять грузы до 12 килограммов на расстояние до 31 километра.
Есть еще дроншеринг, который работает по аналогии с каршерингом. Вы можете взять любой беспилотник, который находится рядом с вами, если нужно выполнить авиационные работы. С помощью специальной системы вы заполняете заявку и выполняете полеты. Пока это работает только для «Газпром нефти» и дочерних компаний, но в перспективе возможно расширение задач системы.
Это летательные аппараты с тремя и более роторами — подвижными рабочими элементами двигателя, совершающими вращательное движение.
Это детальный план местности с указанием дорог, инженерных сетей, водоемов и других объектов. Он является итоговым документом геодезических и топографических съемок.
Выход горных пород из-под земли на поверхность
Как работает дрон — конструкция беспилотного аппарата
Главная страница » Как работает дрон — конструкция беспилотного аппарата
Чем характерна конструкция беспилотного летательного аппарата (дрон) и как функционирует такое устройство? Собственно, сама конструкция позволяет сделать логичный вывод — это самолёт, способный летать без управления пилотом (БПЛА – беспилотный летательный аппарат). На жаргоне социума подобную аппаратуру именуют просто – дроны. С момента появления дронов, технология стабильно совершенствуются. На рынке несколько раз за год появляются БПЛА, превосходящие в том или ином свойстве своих предшественников. Рассмотрим ассортимент зарубежного рынка БПЛА с целью общего знакомства с этой современной техникой.
Современные технологии внутри конструкций дронов
Технология беспилотных летательных систем охватывает множество приборов и механизмов. Здесь аэродинамика беспилотного летательного аппарата и материальная основа изготовления физического БПЛА, печатные платы, наборы микросхем, программное обеспечение и прошивки. Всё это можно считать основой беспилотного летательного аппарата.
Одним из популярных беспилотных летательных аппаратов зарубежного рынка видятся разработки серии «DJI Phantom 3». Даже на устаревших моделях этой серии отмечается масса передовых технологий. Высокотехнологичные решения присутствуют в конструкциях самых передовых разработок.
БПЛА этой серии идеально подходит для рассмотрения технологии дронов. Конструкция имеет всё из того набора, который следует считать технологически продвинутым. Совсем недавно на зарубежном рынке появились новые дроны:
Типы и габаритные размеры дронов
Дроны производят в самых разных конфигурациях и размерах. Наиболее габаритными считаются конструкции армейского назначения, например — дроны «Predator».
Классическая конструкция армейского дрона — прообраза классической конструкции самолёта, но управляемой без участия пилотов, непосредственно с диспетчерского армейского пункта
Несколько меньшими по величине являются беспилотные летательные аппараты, наделённые фиксированными крыльями. Эти конструкции не требуют длинных взлетно-посадочных полос.
Дроны, конструкция которых имеет фиксированные крылья, обычно используются под перелёты на расстояния в несколько километров. Эти машины часто применяются для нужд народного хозяйства, к примеру, для ландшафтной съемки, выслеживания браконьеров и т.п.
Следующий тип беспилотных аппаратов для полёта – VTOL (Vertical Take-Off and Landing) – конструкции вертикального взлёта и посадки. Обычно имеют небольшие габариты и отличаются наличием четырёх вертикально установленных пропеллеров хода в дополнение к силовой установке. По сути, речь идёт о гибридных конструкциях, наделённых уникальными свойствами.
Принцип действия дрона (БПЛА)
Типовой беспилотный летательный аппарат делается на основе облегчённых композитов, благодаря чему снижается вес и увеличивается маневренность конструкции. Эти свойства позволяют профессиональным дронам летать на значительных высотах.
Система беспилотного воздушного транспорта содержит две основы:
Носовая часть дрона – это, как правило, область корпуса, где установлены датчики навигационной системы. Остальная корпусная часть предназначена для размещения механики, электроники, электрооборудования.
Система полёта любого дрона действует благодаря устройству, которое именуется как радар позиционирования и возвращения домой. Большинство современных беспилотников наделяются двумя глобальными навигационными спутниковыми системами (ГНСС).
Традиционно в конструкциях современных дронов задействованы системы GPS и ГЛОНАСС. Дроны способны летать под управлением ГНСС, но с тем же успехом поддерживают полёт в режиме без ГНСС.
Например, дроны «DJI» поддерживают полёт в режиме P-Mode (GPS и GLONASS) либо в режиме ATTI (Advanced Technology Transfer and Infusion), не предусмотренным в спутниковой навигации.
В зависимости от конструктивной конфигурации БПЛА может иметь разные элементы: 1, 2, 3 — силовые двигатели и винты; 4 — карданный подвес; 5 — активная видеокамера; 6 — отсек с батареей питания; 7 — лапа
Когда дрон запускается пользователем, система машины выполняет поиск с последующим обнаружением спутников ГНСС. Высокопроизводительные системы ГНСС рассчитаны под технологию «Satellite Constellation».
В принципе, спутниковая группировка представляет собой набор аппаратов, работающих совместно, обеспечивая скоординированный охват и синхронизацию с целью качественного покрытия сигналом зоны обслуживания. Пропуск или охват — это период, в течение которого спутник видим над локальным горизонтом.
Радиолокационное оборудование дрона обнаруживает сигнал и транслирует результат на дисплее пульта дистанционного управления. В частности, показывает следующие установки:
Большинство современных беспилотных летательных аппаратов поддерживают три способа возвращения «домой»:
Во всех трёх случаях автоматически задействуется функция «Mavic Air RTH», благодаря которой дрон эффективно обходит препятствия, встречающиеся на пути возвращения «домой».
Гироскопическая стабилизация ИББ (IMU) и контроллеры полёта
Технология гироскопической стабилизации является одним из тех компонентов, который «жизненно» необходим беспилотным летательным аппаратам.
Гироскоп предназначен для моментальной обработки нагрузок, возникающих от внешних сил, воздействующих на конструкцию дрона. Гироскоп обеспечивает вывод необходимой навигационной информации на пульт ДУ.
Инерциальный измерительный блок – ИББ (IMU) работает по принципу вычисления текущей скорости и ускорения с использованием одного или нескольких акселерометров.
Конструкция дрона из серии аппаратов VTOL, где используется механизм вертикального взлёта и посадки, тогда как полёт осуществляется в горизонтальном направлении
Модулем ИББ обнаруживаются малейшие изменения систем вращения, таких как шаг винта, разворот, отклонение элеронов, используя один или несколько гироскопов. Некоторые модели ИББ содержат магнитометр под калибровку дрейфа ориентации.
Контроллер полёта, присутствующий в конструкции дрона – по факту представляет собой обычный компьютер, оснащённый соответствующим программным обеспечением.
Таким компьютером БПЛА автоматически управляются все системы с учётом сигналов, поступающих от пульта ДУ пользователя. Кроме того, в качестве базового управления используется код так называемой «прошивки» — микросхемы памяти, действующей в паре с микроконтроллером.
Дрон — функции компаса и видеонаблюдения
Встроенная в систему дистанционного управления функция компаса обеспечивает дрону точные координаты местоположения в процессе полёта.
Калибровкой компаса устанавливается точка возврата «домой» — место, куда дрону необходимо возвращаться в случае потери сигнала управления. Часто функцию компаса называют «отказоустойчивой функцией».
Одним из важных предметов оснащения дрона является вид от первого лица (FPV — First Person View). Устройство видеокамеры смонтированной на беспилотном летательном аппарате и предназначенной для трансляции видео в реальном времени диспетчеру ДУ.
Таким образом, диспетчер управления дроном наблюдает картину полёта аналогично тому, как если бы находился непосредственно на борту БПЛА и рассматривал вид Земли сверху — от фактического положения кресла пилота.
Одна из последних разработок — конструкция THOR: 1 — подшипник; 2 — сервопривод; 3 — аккумулятор; 4, 9 — моторы; 5 — электронный контроль устойчивости (ESC); 6 — контроллер полёта; 7 — IMU; 8 — ESC 2
Функция и оснащение FPV позволяет беспилотным летательным аппаратам совершать перелёты на значительных высотах и на дальние расстояния, ограниченные только зарядом батареи питания. Также «First Person View» обеспечивает безопасность полётов среди препятствий.
Конструкции современных дронов имеют широкодиапазонный беспроводной передатчик FPV, который устанавливается в комплекте с антеннами.
В зависимости от конфигурации, приемником видеосигналов может выступать не только пульт дистанционного управления, но также компьютер, планшет, смартфон.
Последние разработки дронов, например, «DJI Mavic» и «Phantom 4 Pro», обеспечивают передачу видео в реальном времени на расстоянии до 7 км. Системы «Inspire 2» и «Phantom 4 Pro» используют новейшую систему передачи видеосигнала «DJI Lightbridge 2».
Дроны подобные «DJI Mavic Pro» характерны интеграцией контроллеров с интеллектуальными алгоритмами установки нового стандарта беспроводной передачи изображений.
Эта технология даёт высокий уровень разрешения путём снижения латентности и увеличения максимального диапазона частот.
Система дистанционного управления БПЛА
Модуль дистанционного управления БПЛА представляет собой устройство с функциями беспроводной связи. Как правило, для организации связи используется частотный диапазон 5,8 ГГц.
В процессе изготовления дрона, система дистанционного управления предварительно настраивается на полную ассоциацию с летательным аппаратом.
Нередко с целью расширения параметров связи используется усилитель сигналов, благодаря чему удаётся увеличить покрываемое расстояние.
Система контроля дистанционно для беспилотника также как и сам летательный аппарат может иметь самое разное конструктивное исполнение. Главный критерий — удобство для пользователя
Теоретически дальность связи самых простых систем составляет до 700 м, тогда как профессиональные конструкции устойчиво принимают сигнал на расстоянии 7 км и более.
Многие из конструкций дронов последних разработок способны летать при помощи управления смартфоном через специальное приложение.
Такие программы управления дронами можно найти и загрузить на сервисах «Google Play» или «Apple Store». Приложения позволяют полноценно управлять беспилотным летательным аппаратом.
Продукты производства известной компании DJI
Под завершение список конструкций дронов фирмы DJI, имеющихся в продаже на рынке, и представляющих интерес для пользователей:
«DJI Mavic Air» — портативный профессиональный дрон. Оснащён 4-кратной камерой, способной распознавать лица, системой предотвращения столкновений. Конструкцию отличает высокая стабильность полёта.
«DJI Mavic Pro» — маленький складной дрон с датчиками предотвращения столкновения спереди и снизу. Супер стабильный полёт и 4k памяти для съёмок.
«DJI Phantom 4 Pro» — оснащение технологией предотвращения столкновения «Vision». Многоцелевой беспилотный летательный аппарат, включающий в конструкцию 4-кратную аэрофотосъемку, фотографию и фотограмметрию.
«DJI Inspire 2» — запатентованная конструкция двигателя и системы. Многоцелевой дрон профессиональной 5-кратной аэрофотосъемки, фотографии, фотограмметрии, мультиспектрального и тепловизионного изображения.
«Yuneec Typhoon H Pro» — дрон использует запатентованную технологию от Intel — «Realsense» — предотвращение столкновений. Отлично подходит для профессиональной аэрофотосъемки.
«Walkera Voyager 5» — Варианты камеры включают 30-кратный оптический зуммер, инфракрасный порт и камеру ночного видения высокой чувствительности.
«DJI Matrice 200 Commercial Quadcopter» — резервирование с двойной батареей, системами IMU и спутниковой навигации. Дрон допускает монтаж 2 камер. Аппарат контролирует 6 направлений предотвращения столкновений за счёт ToF-лазера, ультразвуковых датчиков и датчиков «Vision».
«DJI Matrice 600» — коммерческий проект дрона — настоящая платформа для аэрофотосъемки. Варианты установки предусматривают до 7 различных камер «Zenmuse».
При помощи материалов: Dronezon и DroneNodes
КРАТКИЙ БРИФИНГ
Типы беспилотных летательных аппаратов. Обзор.
В этом обзоре рассмотрены различные типы беспилотных летательных аппаратов. Рассмотрены как модели, представленные на рынке, так и те которые являются просто концепциями, показывающими тенденции в развитие беспилотной техники. Особое внимание уделено беспилотной технике, используемой в армии США и в армии России.
По разнообразию конструкции существует 4 основных типа беспилотных летательных аппаратов:
Мультироторные – мультикоптерные дроны
Сегмент рынка таких устройств многообразен, это и многороторные дроны для профессионального использования, такие как аэрофотосъемка, цена которых может варьироваться от 500 до 3000 долларов США. Но есть много моделей для хобби, таких как любительские гонки на дронах или досуговые полеты, в диапазоне цен от 50 до 400 USD. Из всех типов дронов, мультикоптерные дроны являются самыми простыми в изготовлении и самыми дешевыми.
Преимущества: вертикальный взлет, возможность зависать над объектом.
Квадрокоптер DJI «Mavic Pro Platinum».
Так же, многороторные дроны очень дешевы, так любой человек с зарплатой может купить приличный квадрокоптер. Управление полетом, к примеру, на квадрокоптере, не требует специальной подготовки. Вы просто берете его на открытую площадку и управляете его полетом, осваивая руководство и управление квадрокоптером прямо на ходу.
Гексакоптер «Yuneec Typhoon H Professional»
Октокоптер DJI «Agras MG-1P»
Беспилотники с неподвижным крылом
Беспилотные летательные аппараты с неподвижным крылом полностью отличаются по конструкции от аппаратов с несколькими роторами. Для полета, и создания подъемной силы они используют «крыло», как его используют обычные самолеты. Эти беспилотники не могут зависать на месте в воздухе, борясь с гравитацией. Вместо этого они могут двигаться вперед по заданному курсу идо тех пор, пока позволяет их источник энергии.
Беспилотник с неподвижным крылом.
Беспилотник с неподвижным крылом «Phoenix 2» компании Sentera
Большинство беспилотных летательных аппаратов с неподвижным крылом имеют среднее время полета в пару часов. Дроны с газовым двигателем могут летать до 16 часов и выше. Благодаря более высокому времени полета и топливной экономичности беспилотные летательные аппараты с неподвижным крылом идеально подходят для дальних операций (будь то картографирование или наблюдение). Но они не могут быть использованы для аэрофотосъемки, где беспилотник должен оставаться неподвижным в воздухе в течение определенного периода времени.
Беспилотник с неподвижным крылом компании FeiyuTech
Другими недостатками беспилотных летательных аппаратов с неподвижным крылом являются более высокие затраты на обучение персонала навыкам управления, необходимым для полета. Не так-то просто поднять в воздух беспилотник с неподвижным крылом. Чтобы запустить и поднять беспилотник с неподвижным крылом в воздух, требуется либо специальная «взлетная полоса», либо пусковая установка в виде катапульты. Чтобы благополучно посадить аппарат обратно на землю, также потребуется взлетно-посадочная полоса, парашют или сеть.
Однороторный дрон – беспилотный вертолет
Однороторные дроны очень похожи по конструкции и на настоящие вертолеты. В отличие от многороторного дрона, у одноготорного дрона есть один большой ведущий винт плюс небольшой по размеру винт на хвосте, чтобы контролировать курс. Однороторные дроны гораздо эффективнее, чем многороторные версии. Они имеют более высокое время полета и могут даже приводиться в действие двигателями внутреннего сгорания.
Однороторный дрон
В аэродинамике, чем меньше число винтов, тем меньше общее вращение объекта. И это главная причина, почему квадрокоптеры (4 винта) более стабильны, чем октоптеры (8 винтов). В этом смысле однороторные дроны гораздо эффективнее многороторных дронов.
Беспилотный вертолет компании Airbus VSR700 с дизельным двигателем
Но есть и недостатки у однороторных дронов. Эти машины из-за более сложной конструкции имеют высокую стоимость и эксплуатационные затраты. Также они требуют специальной подготовки персонала для управления. Большие размеры лопастей несущего винта представляют опасность. Были зафиксированы несчастные случаи нанесения смертельных травм винтом радиоуправляемого вертолета. К примеру, многороторные дроны, ещё никогда не участвовали в смертельных авариях, хотя шрам на теле человека от винта многороторного дрона получить вполне вероятно.
Беспилотный вертолет компании Veronte Helicopter
Гибридные дроны
Пример гибрида. Квадрокоптер «Vtol» с неподвижным крылом
Пример проектируемого гибрида. БПЛА «X PlusOne»
Разрабатываемый компанией Airbus гибридный беспилотник «Zelator-28» может использоваться для доставки грузов и выполнения разнообразных миссий. Для вертикального маневрирования дрон использует четыре Т-образных двигателя U11s с максимальной тягой 7,5 кг. А для горизонтального перемещения мощный Т-образный двигатель U12 21×33 с пропеллерной системой с максимальной тягой 11 кг.
Пример проектируемого гибрида. БПЛА Airbus «Zelator-28»
Беспилотники армии США
Одним из основных поставщиков БПЛА, как гражданского, так и военного назначения для США является компания AeroVironment. Семейство БПЛА включает модели Wasp («Оса»), Raven («Ворон») и Puma («Пума») в весовом диапазоне от 5,5 до 6,5 килограмма. Все аппараты в полевых условиях переносятся в рюкзаке, собираются за считаные минуты и запускаются с рук.
БПЛА Wasp III («Оса») — имеет размах крыльев 73,5 см, весит 454 г и несет электро-оптические цветные камеры, направленные вперёд и в стороны плюс дополнительную модульную нагрузку оптических или инфракрасных сенсоров. Имеет дальностью действия до 5 км от передатчика и максимальное время нахождения в воздухе до 45 минут.
БПЛА Wasp III («Оса»)
Лётно-технические характеристики БПЛА RQ-11 Raven («Ворон»)
БПЛА Raven («Ворон»)
БПЛА RQ-11 Raven («Ворон»)
БПЛА Puma («Пума»)
БПЛА MQ-1 Predator («Хищник»)
Лётно-технические характеристики БПЛА MQ-9 Reaper («Жнец»)
БПЛА MQ-9 Reaper («Жнец») БПЛА MQ-9 Reaper («Жнец»)
Конечно в военной технике много беспилотных аппаратов имеющих привычные для нас очертания авиационной техники. Так американский самолет X-47B – полноценный БПЛА.
X-47B — многоцелевой ударный БПЛА производства компании Northrop Grumman. Беспилотник способен совершать взлёт и посадку, а также выполнять некоторые задачи без вмешательства оператора, используя возможности бортового компьютера.
БПЛА X-47B производит в полете дозаправку
Беспилотники армии России
Конечно самым известным беспилотником эпохи СССР является советский многоразовой орбитальный корабль-ракетоплан «Буран», совершивший беспилотный полет и посадку. Но этот беспилотник, давно затерялся во времени, и современное Российское авиастроение БПЛА ориентируется сейчас на передовой западный опыт.
Беспилотники всегда позиционировались как изделия двойного назначения, поэтому, в отсутствии российских производителей, особо серьезно стоит вопрос приобретения предприятиями нашей страны высокотехнологичных компонентов из западных стран, особенно в условиях постоянных санкций. Для решения вопроса вооружения армии современной техникой, в 2009 году Россия заключила с израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI) контракт на покупку беспилотных летательных аппаратов. А для уменьшения отставания в производстве беспилотной техники, в 2010 году российская компания «Оборонпром», входящая в состав госкорпорации «Ростехнологии», подписала с той же израильской компанией IAI контракт, по которому в России будет создано совместное предприятие по сборке беспилотных летательных аппаратов. По контракту израильская сторона поставляет комплектующие для сборки беспилотников и производит сервисное обслуживание изготовленных беспилотников. Стоимость контракта составила 400 миллионов долларов.
БПЛА «Форпост» аналог Израильского дрона Searcher
Но в стране производятся не только зарубежные аналоги. В середине 2012 года на предприятии «Специальный технологический центр» началось серийное производство комплекса воздушной разведки и наблюдения на беспилотном летательном аппарате «Орлан-10».
БПЛА «Орлан-10»
В Российской армии разнообразен ассортимент беспилотных аппаратов малого веса, применяемых для сбора разведывательных данных на местности.
Первенцем был БПЛА «Застава» – прототип БПЛА IAI Bird Eye 400 израильского производства – спроектированный на ОАО «Уральский завод гражданской авиации». Конструкция устройства была адаптирована под выполнение военных задач и оптимизирована в техническом плане, что обеспечило устройству высокие эксплуатационные характеристики. Но большую популярностью БПЛА «Застава» не получило, на сегодняшний день, используется лишь несколько единиц данной техники.
Силовую часть БПЛА «Застава» представляет электрический двигатель, который способен поддерживать полёт устройства до одного часа, при этом, максимальная скорость перемещения составляет 100 км\ч.
БПЛА «Застава»
Российский многофункциональный БПЛА модели «Гранат-4» обладает компактной конструкцией фюзеляжа. При длине в 2 метра 60 сантиметров, размахе крыльев 3 метра 20 сантиметров, при массе в 30 килограмм, модель очень простота в эксплуатации.
Лётно-технические характеристики БПЛА «Гранат-4»
БПЛА «Гранат-4»
С начала 2016 года отмечается использование в Сирии семидесяти российских беспилотных летательных аппаратов, в числе которых:
БПЛА «Форпост», БПЛА «Орлан» 10, БПЛА «Элерон-3», БПЛА «Пчела-1Т»,
БПЛА «Дозор-100», БПЛА «Орион».
Лётно-технические характеристики БПЛА «Дозор-100»
БПЛА «Дозор-100», производства АО «Кронштадт»
Лётно-технические характеристики БПЛА «Орион»
БПЛА «Орион», производства АО «Кронштадт»
«ВРТ-300» – российский многоцелевой беспилотный летательный аппарат двойного назначения, разработанный холдингом «Вертолёты России». Беспилотник первые был представлен на «МАКС-2017». Несмотря на высокотехнологичность этот летательный аппарат оказался недорогим. Планируется запуск серийного производства для активного применения дрона в гражданских сферах.
Лётно-технические характеристики БПЛА «ВРТ-300»
БПЛА «ВРТ-300»
Хотя по своим характеристикам некоторые БПЛА армии России уступают зарубежным аналогам. Развитие отрасли БПЛА в России идет нарастающими темпами. И есть уверенность, что в этой области, как в военной авиации, ракетостроении, танкостроении, Россия будет на первом месте.
Все фотографии к обзору взяты из открытых интернет-источников.