На чем летают футбольные клубы россии
Как летают футболисты на игры? Они летают бизнес классом, проходят общий паспортный контроль, или может у команд есть собственный самолёт?
Содержать свой собственный самолёт накладно даже для самых зажиточных футбольных клубов. Так что, конечно же, нет. На чартере летает команда или нет — зависит от бюджета команды и того, в какой лиге она выступает. Более-менее обеспеченные, разумеется, стараются заказывать чартеры. Кто попроще — летают регулярными. Почему клубы выбирают чартеры? Во-первых это удобство. Футболисты/хоккеисты/волейболисты — миллионеры, у них завышенные требования по комфорту. Здесь и обслуживание, и питание, и банально в чартере больше мест. Если команда летит регулярным рейсом, то игрокам приходится ужиматься на местах как простым смертным. В чартерах же игроки могут вальяжно развалиться на три места и вздремнуть. Это особенно уместно, когда команда летит, скажем, из Москвы в Сибирь или на Дальний Восток. Для спортсменов важно правильное питание, и если команда летит чартером — клубный доктор контролирует, что попадает в желудки защитникам и нападающим. Скажем, если команда летит домой сразу после игры — она получает двойное питание, которое восстанавливает потраченную энергию. Во-вторых, чартеры удобны тем, что не надо подгадывать время прилёта. Да и по отдельным маршрутам просто-напросто нет регулярных рейсов. Бизнес-классом летают только тренеры и руководители клубов, игроки передвигаются в эконом-классе. Что касается паспортного контроля, то флай-менеджерами составляются списки, и по ним игроки проходят с предъявлением паспорта и общим досмотром. Впрочем, однажды я был свидетелем того, как игроков пропускали даже без предъявления паспорта.
Обычно заказывают чартер. Бывает так, что лететь приходится в город, у которого нет прямого авиасообщения с городом отправления. В любом случае, команды пользуются обычными, общими аэропортами.
На чем летают звездные спортивные команды
Несколько часов назад в Москве приземлился Boing-737 компании «Газпром-авиа». На нем прилетели футболисты «Зенита», завтра им предстоит матч с «Локомотивом» из Москвы.
Но не у всех владельцев футбольных клубов есть возможность предоставить команде частный самолет, как сложилось у «Зенита» с «Газпромом». Петербургские футболисты летают по России и зарубеж на одном из двух Boing-737.
Главный тренер футбольного «Спартака» Валерий Карпин вчера поделился ифнормацией, что за последние два года его команда летала не просто на «Як-42», а именно на том борту, что трагически разбился под Ярославлем.
Баскетбольный ЦСКА в 2009 году подписал долгосрочный контракт на перевозку с компанией «Трансаэро».
Футбольный клуб ЦСКА в том же году был взять под крыло «Аэрофлотом». На один из самолетов даже был нанесен логотип армейцев. В свободные от перевозки команды дни на лайнере «Ту-154М» осуществляются регулярные рейсы.
Перевозчиком хоккейного клуба «Северсталь» из Череповца является авиапредприятие «Северсталь». Учитывая, что в парке воздушных судов компании только «Як-40», хоккеисты вынуждены тесниться в этом узкофюззеляжном самолете, разработанном в 60-е годы для местных перелетов.
Клуб КХЛ «Динамо» из Риги летает регулялярными рейсами национального перевозчика «Air Baltic» или чартерами, в том числе, нанимается и «Як-42».
Футбольные «Крылья Советов» на 4 московских матча в сезоне летают самолетами «Аэрофлота». Для переездов в другие города нанимается «Ту-134» небольшого частного авиапредприятия.
Бывший капитан «Зенита» Анатолий Тимощук рассказал, что коллектив мюнхенской «Баварии», цвета которой он защищает, по Германии на близкие расстояние передвигается на клубном автобусе, а если приходится лететь, то у Bayern есть свой Airbus A321.
На чем летают футбольные клубы россии
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Самолёты клубов РФПЛ
Поскольку тема узкопрофильная и на просторах Интернета практически не освещена, самое время провести соответствующий ликбез.
Но для начала разъясню прописные истины:
1. Пункт «расходы на авиаперелёты» в бюджетах клубов РФПЛ составляет несколько десятков миллионов рублей в год.
2. В силу неразвитости региональной авиации в России даже командам с небольшим бюджетом, следующим между двумя городами, названия которых – не Москва, приходится пользоваться чартерным рейсом (в противном случае дорога займет слишком много необходимого для тренировочного процесса времени). Да и в целом, так как от клуба на выезд отправляются две команды (основная и молодёжная), организация чартерного перелёта может стоить не сильно дороже покупки билетов на регулярный рейс.
3. И наконец, чартерный рейс позволяет обеспечить необходимую мобильность и комфорт в дороге для всех сотрудников клуба, участвующего в выезде, а это немаловажный фактор в достижении спортивного результата.
4. Российский рынок самолётов бизнес- и чартерной авиации, доступной для перевозок спортивных клубов, невелик, поэтому неудивительны случаи, когда разные клубы пользуются одним и тем же самолётом (см. ниже).
5. Для беспокоящихся по вопросу безопасности любимой команды в воздухе специально уточняю: в авиации нет понятия «старый самолёт», есть понятия «исправный/неисправный». При наличии действующего сертификата лётной годности самолёт может летать десятки лет. К тому же, как показывает практика, большинство лётных происшествий в мире в 21 веке происходит по вине людей («человеческий фактор»), а не техники. Хотя как известно, средний возраст летающего над Россией авиапарка действительно выше, чем в Европе или США, но в основе этого лежат экономич
еские причины и неэффективное государственное регулирование отрасли. Но ради интереса данные по возрасту самолётов тоже включены.
В качестве материала для творческого вдохновения использован схожий пост про авиаперевозчиков КХЛ. Правда, в отличие от блогера dushlik споттером я не являюсь, да и живу не так и близко от аэропорта, принимающего российские футбольные клубы, поэтому фотографии и информация будет использована исключительно из открытых источников.
Итак:
1. ЦСКА (Москва)
Пятикратные чемпионы России, обладатели Кубка УЕФА-2005 и многих прочих титулов традиционно пользуются услугами своего официального и в недавнем прошлом (2009, 2013) титульного спонсора – крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот – Российские Авиалинии».
Летает ЦСКА на одном из 9 имеющихся у авиакомпании самолётов Airbus A319 (средний возраст – 8,3 года). В салоне лайнера 116 кресел, из них 20 – бизнес-класса.
Стоит отметить, что по спонсорскому контракту, в парке Аэрофлота есть самолёт Сухой Суперджет-100 (RRJ-95B), раскрашенный в цвета футбольного клуба (так называемый логоджет), но команда им пока не воспользовалась.
К слову, на А319 Аэрофлота с 2013 года летает по Европе также и главная сборная России по футболу.
2. Зенит (Санкт-Петербург)
Трёхкратным чемпионам России, обладателям Кубка УЕФА-2008 и прочих многочисленных титулов транспорт обеспечивает главный владелец клуба силами дочерней компании «Газпромавиа». Поскольку базируется она в Москве, прежде чем полететь куда-то с командой, самолёт пустым перегоняют из «Внуково» в «Пулково».
Обычно команда летает на одном из двух имеющихся в парке «Газпромавиа» самолётов Boeing 737-700 (122 кресла, в том числе 20 мест бизнес-класса; средний возраст самолёта – 13,5 лет).
Иногда используется самолёт Як-42Д. У авиакомпании 6 таких машин, вместимость – 120 кресел, средний возраст – 16,8 лет.
Бывает, что «сине-бело-голубые» летают и на Ту-154М. В парке компании их 3, вместимость – до 166 кресел, средний возраст – 23,7 лет.
На заключительные выезды в прошедшем сезоне клуб летал на самолётах Airbus A320 петербургской авиакомпании «Россия». У авиакомпании их 9, вместимость – 128 кресел (в том числе 8 мест бизнес-класса), средний возраст – 12,7 лет.
3. Локомотив (Москва)
Как и большая часть команд РФПЛ и КХЛ, двукратные чемпионы России летают на самолётах Boeing 737-500 архангельской авиакомпании «Нордавиа». В её парке 9 таких лайнеров, способные вместить до 110 пассажиров (в том числе от 10 до 13 – в бизнес-классе), средний возраст самолёта – 22,4 года.
Интересно, что все летающие самолётами этой авиакомпании внутри России клубы пользуются самым старым терминалом «B» аэропорта «Шереметьево» (бывший «Шереметьево-1»), который уже 2 года как не обслуживает регулярные рейсы и по планам скоро должен быть снесён.
4. Динамо (Москва)
Как и все московские клубы, за исключением ЦСКА, «бело-голубые», в последний раз выигрывавшие отечественный чемпионат уже 38 лет тому назад, пользуются услугами авиакомпании «Нордавиа» на самолётах Boeing 737-500.
5. Краснодар (Краснодар).
У самого молодого клуба премьер-лиги, ставшего открытием минувшего сезона, постоянного авиаперевозчика в сезоне не было. В последнее время «быки» летают на самолётах авиакомпании «Якутия» (для которой вторым базовым является как раз краснодарский аэропорт).
Boeing 737-700 способен перевезти 132 пассажира, в том числе 8 – в бизнес-классе. Их у авиакомпании 4, средний возраст – 13,4 года.
Также может использоваться один из двух Boeing 757-200 (192 кресла, в том числе 12 – в бизнес-классе; средний возраст – 16,9 лет).
В первой половине сезоне клуб в основном летал на вышеупомянутых Boeing 737-500 авиакомпании «Нордавиа».
Иногда для выездов на небольшие расстояния в города юга России клуб пользовался самолётами CRJ-100/200 регионального перевозчика «РусЛайн» (базируется в Москве и Волгограде). Таких в парке компании 17, средний возраст – 14,2 года, вместимость – 50 человек.
6. Спартак (Москва).
Клуб, имеющий 9 титулов чемпиона России, но не выигрывавший никаких трофеев вот уже на протяжении 11 лет, пользуется услугами авиакомпании «Нордавиа» и их самолётами Boeing 737-500.
7. Ростов (Ростов).
Действующий обладатель Кубка России по футболу по ходу сезона сменил несколько авиаперевозчиков.
Сначала ростовчане пользовались услугами чартерной авиакомпании «Центр-Юг», юридически расположенной в Белгороде, но базирующейся в основном в Москве. Клуб летал на самолётах Ту-134 (в парке 10 штук, вмещают до 76 пассажиров, средний возраст – 34,7 лет).
Затем перевозчиком клуба стала воронежская авиакомпания «Полет». Можно было воспользоваться одним из двух самолётов Ан-148 (68 мест, в том числе 8 – бизнес-класса; средний возраст – 3 года). Один из них является персональным самолётом и логоджетом ЦСКА, но хоккейного.
Либо редкими в России шведскими турбовинтовыми самолётами Saab-2000 на 50 мест (таких у авиакомпании 4, средний возраст – 16,4 года).
В текущем году (и в том числе на победный кубковый финал в Махачкалу) клуб летает на самолётах Як-42 чеченской авиакомпании «Грозный-Авиа» (5 самолётов вместимостью до 120 человек, средний возраст – 24,4 года).
8. Кубань (Краснодар).
Некогда первый, но в прошедшем сезоне второй краснодарский клуб также не имеет постоянного авиаперевозчика. В основном клуб предпочитал передвигаться на региональных 50-местных канадских самолётах CRJ-200. Их заказывали у череповецкой авиакомпании «Северсталь-Авиа» (4 машины, средний возраст – 13,6 лет).
Или у украинской авиакомпании «ИСД авиа» из Донецка, принадлежащей холдингу, которым руководит пока ещё основной владелец и спонсор «Кубани» Олег Мкртчан. Такой самолёт в парке компании один и отличается он характерным бортовым номером UR-RUS – по некоторым данным, назван так в честь российско-украинской дружбы.
На выездные игры Лиги Европы в прошлом году команда также пользовалась самолётом украинской авиакомпании – на этот раз одним из четырёх Airbus A320 киевского чартерного перевозчика «Роза Ветров» (180 мест, средний возраст – 18,7 лет).
На дальние выезды по России клуб летал на самолётах Як-42Д. Это был 26-летний самолёт казанской авиакомпании бизнес-авиации «Тулпар Эйр», имеющий VIP-салон с трёмя классами обслуживания на 54 пассажира. Ранее, кстати, самолёт принадлежал спортобществу «Динамо» и возил в том числе одноимённый футбольный клуб, да и «Спартак» тоже.
Либо заказывался один из десяти Як-42Д авиакомпании «Саратовские Авиалинии» с обычными салонами, вмещающими до 120 пассажиров (средний возраст – 27 лет).
9. Рубин (Казань).
Двукратный чемпион России, по ходу сезона поумеривший свои амбиции, сменил также и авиаперевозчика.
Первую часть сезона казанцы летали авиакомпанией «Нордавиа» на самолётах Boeing 737-500.
Во второй их перевозчиком стала авиакомпания «Оренбургские Авиалинии», предоставлявшая один из 20 имеющихся в её парке самолётов Boeing 737-800 (вместимость до 189 пассажиров, средний возраст – 13,4 года).
Для выездов на небольшие расстояния использовались и вышеупомянутые CRJ-200 авиакомпании «Северсталь-Авиа».
10. Амкар (Пермь).
Клуб с одним из самых маленьких бюджетов в Премьер-Лиге, тем не менее показывает достойные результаты и сохраняет прописку вот уже на протяжении 10 лет. Для этого приходится экономить в том числе на перелётах, и даже на сборы пермяки нередко добираются регулярными рейсами с пересадками.
Основным перевозчиком клуба в минувшем сезоне являлась уже упоминавшейся в пункте 7 чартерная авиакомпания «Центр-Юг» на самолётах Ту-134.
На дальние выезды использовался один из семи самолётов Як-42Д удмуртской авиакомпании «Ижавиа» (до 120 кресел, средний возраст – 24,8 лет).
11. Урал (Екатеринбург).
Вернувшийся в высший дивизион спустя 17 лет и удачно закрепившийся в нём клуб в минувшем сезоне выбирал самолёты Як-42Д уже рассматривавшихся авиакомпаний «Саратовские Авиалинии» и «Ижавиа».
На два последних выезда (в Казань и Нижний Новгород) клуб летал на Ту-134 авиакомпании «Центр-Юг».
Между прочим, этому самолёту уже 40 лет и он является самым старым гражданским лайнером марки «Ту», летающих сейчас в бывшем СССР.
Постоянного авиаперевозчика у клуба нет. По ходу сезона «Терек» летал на Як-42 авиакомпании «Грозный-Авиа»;
на CRJ-200 «Северсталь-Авиа»;
и на Ту-134 «Центр-Юга»;
и на Boeing 737-400 авиакомпания «Оренбургские Авиалинии» (168 мест, средний возраст – 23,8 лет).
В этом году клуб чаще всего пользовался услугами авиакомпании «Нордавиа» на самолётах Boeing 737-500.
13. Томь (Томск).
Самый удалённый от других и, видимо, проводивший больше всех в воздухе клуб, уже покинувший по результатам сезона РФПЛ, пользовался самолётами Як-42Д авиакомпаний «Ижавиа»,
либо красноярской авиакомпании «Красавиа» (2 самолёта, средний возраст – 25,9 лет).
В этом году томичи также смогли оценить новинку российского авиапрома Сухой Суперджет-100. Но не тот, что в цветах ЦСКА, а 3-летний самолёт авиакомпании «Центр-Юг».
14. Крылья Советов (Самара).
Единственный нестоличный клуб, сохранявший прописку в высшем российском дивизионе все годы его существования, кроме прошедшего сезона, в основном предпочитал уже описанные самолёты Як-42 авиакомпаний «Саратовские Авиалинии»,
либо самолёт с VIP-салоном «Тулпар Эйр».
В этом году перевозчиком самарцев стала авиакомпания Центр-Юг на самолёте Сухой Суперджет-100.
15. Волга (Нижний Новгород).
Один из неудачников Премьер-Лиги сезона 2013/2014 в прошлом году в основном летал на самолётах Ту-134 сыктывкарской авиакомпании «ЮТэйр-Экспресс» (до 76 кресел, средний возраст – 35 лет).
В дальнейшем нижегородский клуб заказывал один из четырёх Airbus A319 казанской авиакомпании «Татарстан» (156 кресел, средний возраст – 8 лет).
Но после известной авиакатастрофы перевозчика пришлось сменить, и в 2014 году клуб летал 33-летнем на самолёте Ту-134 чартерной авиакомпании «Космос» с салоном на 60 мест.
16. Анжи (Махачкала).
Перевозчики главного неудачника РФПЛ 2014 менялись так же, как и вектор его развития.
С момента начала «новой истории» (2011) махачкалинский клуб, до начала этого года проживавший и тренировавшийся в районе Москвы (соответственно, летавший чаще других), арендовал у администрации Самарской области самолёт Ту-154М с VIP-салоном на 3 класса обслуживания и 105 мест.
Самолёт был приписан к парку крупнейшей региональной авиакомпании России «ЮТэйр» и подробно освещён в этой статье. Примечательно, что в начале своей карьеры лайнер 2007 года выпуска успел свозить на своём борту и тогдашние составы «Крыльев Советов», и сборную России по пути на триумфальный Евро-2008.
После переформатирования стратегии развития клуба, роскошный лайнер оказался также не нужен и был возвращён владельцу. Его заменили на менее вместительные, хотя и довольно комфортные Як-42Д с VIP-салонами. Это уже дважды упоминавшийся самолёт «Тулпар Эйр»,
либо 23-летний самолёт московского чартерного перевозчика «РусДжет», способный вместить на борт до 43 пассажиров.
Для поездок на выездные матчи Лиги Европы команда также пользовалась самолётом Boeing 737-700 зарегистрированной в Великобритании компании бизнес-авиации Gama Aviation (возраст самолёта 8,8 лет; вместимость – 44 пассажира).
В конце стоит рассказать и о новичках Премьер-Лиги.
17. Мордовия (Саранск).
Победители ФНЛ 2014 года традиционно используют один из двух самолётов Ан-24РВ саранского филиала иркутской авиакомпании «Ираэро» (до 2013 года бывшего самостоятельной авиакомпанией «Авиалинии Мордовии», о чём сохранилась и надпись на фюзеляже). Средний возраст самолётов – 41,3 года; вместимость – до 48 человек.
18. Арсенал (Тула).
Второй обладатель путёвки в РФПЛ на сезон 2014/2015 отличается тем, что не имеет в представляемом им городе гражданского аэропорта (когда-то он там был, но давно закрылся). Поэтому проезд в/из Тулы осуществляется через аэропорты Москвы. До этого подобных городов в высшем дивизионе российского футбола было 3 – Находка, Камышин и Новороссийск.
Когда туляки путешествовали не регулярными рейсами, они обычно летали на CRJ-100/200 авиакомпании «РусЛайн».
19. Торпедо (Москва).
Возрождённый московский клуб, за 4 года прошедший путь от любительского до участника высшего российского футбольного дивизиона, в прошлом сезоне в основном передвигался регулярными рейсами. Также использовались и CRJ-100/200 авиакомпании «РусЛайн».
20. Уфа (Уфа).
Ещё один новичок высшей лиги с короткой футбольной историей в прошлом сезоне летал в основном на самолётах CRJ-200 салехардской авиакомпании «Ямал».
В итоге:
Как вы уже поняли, выбор авиаперевозчика у большинства клубов носит переменчивый характер. Так что не исключено, что в следующем сезоне многие позиции из списка подвигнутся обновлению.
«Динамо» расправляет крылья
Нынешний год для московского «Динамо» получается очень насыщенным — команда обновляется, показывает симпатичный многим футбол, после десяти туров идет в таблице на втором месте.
Но есть чем похвастать и помимо спортивных результатов. Например, летом открылся официальный магазин «Динамо» с огромным ассортиментом товаров для болельщиков. Пользуется большой популярностью. А теперь, подобно многим именитым европейским клубам, бело-голубые обзавелись официальным перевозчиком.
Надежный партнер
Церемония подписания соглашения о сотрудничестве между футбольным клубом «Динамо» и авиакомпанией «Россия», входящей в группу «Аэрофлот», прошла на стадионе имени Льва Яшина в очень трогательной и красивой атмосфере аккуратно подсвеченного в режиме вечернего времени периметра поля, световых и пиротехнических спецэффектов. Подписи под документом, согласно которому «Россия» становится спонсором бело-голубых и получает статус официального перевозчика, поставили генеральный директор динамовцев Павел Пивоваров и заместитель гендиректора авиакомпании Михаил Федосов.
— Мы приобрели мощного и надежного партнера, — подчеркнул Пивоваров. — «Россия» — перевозчик с мировым именем, богатой историей и безупречной репутацией в области комфорта и безопасности пассажиров, что для нас очень важно. В прошлом году компания была признана лучшей среди российских авиаперевозчиков. Убежден, что наше сотрудничество будет взаимовыгодным и мы совершим совместный «полет» к вершинам российского футбола. Наше соглашение заключено в рамках текущего сезона с возможностью дальнейшей пролонгации. Мы, конечно, хотели бы развивать сотрудничество и в будущем.
У сотрудничества сторон есть даже официальный слоган: «Время расправить крылья!» По условиям договора «Россия» получит не только статус официального перевозчика, но и право нанесения логотипа на игровую форму. Его можно будет увидеть уже на дерби со «Спартаком» в ближайшую субботу. Кроме того, у «России» появится возможность проводить среди болельщиков конкурсы и другие мероприятия в социальных сетях «Динамо», стороны будут производить совместную сувенирную продукцию. Также заявлено, что футбольный клуб предоставляет авиакомпании права на реализацию совместных промоакций и рекламных кампаний.
— Авиакомпания «Россия» и футбольный клуб «Динамо» — два сильных бренда, сотрудничество которых даст синергетический эффект, — сказал Федосов. — Решение о заключении сделки стало логичным продолжением политики авиакомпании, пропагандирующей здоровый образ жизни и поддерживающей не только футбол, но и спорт в целом. Мы рады, что клуб «Динамо» присоединился к нашему спортивному спонсорскому портфолио. Мы намерены закрепить и усилить успехи в спортивном маркетинге, а также стать футбольным перевозчиком двух столиц.
Сбор клуба РПЛ: эконом-класс и пять звезд
Статья опубликована в газете под заголовком: «Сбор клуба РПЛ: эконом-класс и пять звезд»
Перелеты
Клубы РПЛ вовсе не обязательно выбирают чартеры. С футболистами можно пересечься в регулярном рейсе — наиболее велика вероятность зимой, между сборами.
— В сезоне постоянно летаем чартерами, — говорит начальник команды «Арсенала» Петр Носов. — В Туле нет аэропорта, а два с половиной часа на автобусе до Москвы и потом еще регулярный рейс той же длительности — это утомительно. На первый сбор и с заключительного на чартере вывозим много вещей, основного состава и молодежки. Так что регулярные рейсы — только между сборами. Это нормальная практика.
При этом уместиться в эконом-класс могут и большие игроки. Не только по статусу, но и по росту. Не без шуток, но спокойно летают.
— Эконом-класс — никаких проблем, — отвечает Носов на вопрос о Дзюбе, игравшем в Туле в аренде во второй части сезона-2017/18. — В нем себя комфортно чувствуют и такие большие игроки, как Артем. Все штатно.
Вирусы
Перелеты из зимы в тепло для многих связаны с отпуском. Возвращаться в мороз — стресс и для отдохнувшего организма, и для профессионального спортсмена. Но такие перемещения из зимы в весну и обратно — знакомая история.
— Были ситуации, когда прилетали из плюс 10-15 в минус 20-25, и это стресс для организма, — говорит врач «Арсенала» Александр Резепов. — Адаптацию сглаживает тот факт, что три-четыре дня между сборами футболисты проводят дома, перемещаются на машинах, не успевают сконтактировать с холодным температурным режимом. Даже большее значение имеет психологический фактор: ты возвращаешься в свой круг общения, что хорошо сказывается на восстановлении. А кто-то просто не летает в Москву, остается в стране сбора.
В зимний период выше опасность подцепить инфекцию. И чартер не гарантирует, что этого удастся избежать.
— Риск есть в любом перелете, от вирусов в принципе при переезде уберечься сложно, — поясняет Резепов. — Дополнительная проблема в том, что мы находимся в достаточно узком коллективе. И в случае занесения инфекции из вне, это может сказаться на всей команде. У нас в этом сезоне был случай, когда мы заразились вирусом воздушно-капельным путем. В итоге во всей команде переболело около 30 человек. Многие вышли на поле с температурой, на антибиотиках. Достаточно стрессовая ситуация для игроков, тренеров и персонала.
Новая угроза — китайский коронавирус. Для футболистов есть общие рекомендации.
— Коронавирус на данный момент от нас далеко, — отмечает врач «Арсенала». — Да, проблема разрастается. И это достаточно серьезная инфекция, которая несет очень серьезные последствия. Но для того же гриппа по статистике тоже много осложнений. Так что главное — спокойствие и меры предосторожности, в том числе нужно меньше находиться в местах массового скопления людей.
Размещение
Турция или Кипр, ОАЭ или Катар, а также Испания — у клубов РПЛ есть проверенные маршруты. Многие останавливаются на турецком Средиземноморье со знакомым выбором пятизвездных отелей, в которых есть все для тренировок и восстановления.
— Главные условия — уровень и расположение полей, важно, чтобы они были на территории отеля, — говорит Носов. — Класс номеров, уровень питания, тренажерный зал, спа и так далее. Специально просим, чтобы у команды был отдельный этаж без соседей, размещаем на них в том числе медицинский кабинет и комнаты администраторов.
— Турецкие сборы идеальны в том плане, что часто не слишком серьезный перепад температур, — подчеркивает Резепов. — Плюс тот же часовой пояс, что тоже очень хорошо для адаптации.
Даже в пяти звездах игроков может не устроить длина кровати или мягкость подушек. Возможны варианты других нестандартных пожеланий.
— Не могу вспомнить чего-то слишком удивительного, — говорит невозмутимый Носов. — Длина кровати или мягкость подушек — бывает, прилетает такая проблема. Порой футболисты просят какой-то сок из фрукта или овоща, который трудно найти. Решаем такие вопросы.
Нагрузки
Тренировки на сборах варьируются по числу и длительности, направленности и интенсивности. Современные методы контроля состояния игроков и их восстановления на длинных зимних сборах и в короткой летней предсезонке — все рассчитывается и принимается во внимание.
— Сам много бегал, когда был футболистом, — говорит тренер по физподготовке «Арсенала» Михаил Соловей. — И на лыжах, и на коньках катались, и в зал ходили, и кроссы по снегу. Играли и в хоккей, и в баскетбол. Был прекрасный принцип: что вы будете дома или в гостинице сидеть, пойдемте лучше потренируемся. Кто-то до сих пор пропагандирует большие объемы бега в дополнении к работе с мячом. Кто-то вообще отказывается от бега. Но по мне и то, и то — крайности. В своей работе от объема двигаемся к интенсивности. Поначалу длинные и даже нудные занятия, ближе к официальным матчам — темп все ближе игровому. После отпуска нужно подготовить организм к работе — и легкие, и мышцы, только потом повышать интенсивность.
Специалист не только грамотно выберет нагрузку, но и оценит ее по виду футболиста после отпуска (в помощь — специальные средства). При этом фанаты бега или зала заводят остальных, а если нет — тренер объяснит важность такой работы и все покажет своим примером.
— Прошло время, когда в отпуске ничего не делали, — подчеркивает Соловей. — У нас таких нет, но даже самый ленивый футболист, и тот будет двигаться. Просто понимая, что он приедет в команду, и сразу пойдут нагрузки. Футболисты по-хорошему друг друга подстегивают. Был наслышан и убедился: в «Арсенале» фактически семейная атмосфера, в команде позитивный настрой. С шутками на самом деле легче тренироваться. Ребята — молодцы. А мы, тренеры, принимаем это, стараемся шутить в ответ. Всегда были и есть те, кто любит или много бегает и кто ходит в зал (и кому это дано от природы), и те, кто эту работу не воспринимает. Но в игре ты с мячом проводишь полторы-две минуты, все остальное время — бегаешь без него.
Про длинную зимнюю паузу иногда говорят, что можно три раза набрать и потерять форму. В межсезонье после короткого отпуска часто в сжатые сроки нужно закладывать «физику» вместе с обретением командной «химии».
— Летом есть время поработать, но возникает проблема: после сезона ты не всегда сохранишь тот костяк, который был, — отмечает Соловей. — И когда до чемпионата не так много времени, тебе еще нужно вписать новых людей в команду. С этой сложностью мы в «Арсенале» столкнулись. Зимний перерыв на самом деле большой, его можно было бы сделать короче. В команде в основном знакомые с требования футболисты, потому можно поработать над всем, что запланировано, поднять уровень. Летом не успеваешь устать от перерыва и быстро включаешься в новый сезон.
Питание
Шведский стол в режиме «все включено» одновременно богат и опасен для спортсменов. Однако профессионалы знают, как себя ограничивать.
— На шведском столе спортсмену можно подобрать все, что нужно, — говорит Резепов. — Ребята помнят, что питание — один из важных факторов правильного восстановления. Периодически проводим разъяснительные беседы, многие с годами выработали алгоритм приема пищи — знают, когда и какую можно и нужно. Все достаточно профессионально относятся к этому вопросу, никому не нужен лишний вес.
При этом здоровый сон важнее еды. Кто-то меняет завтрак на лишний час отдыха, кто-то отказывается от ужина в пользу восстановления. А немного сладкого при больших физических нагрузках не повредит никому.
— Из напитков не рекомендуются сильногазированные и сладкие, даже к сокам отношение требовательное, лучше свежевыжатые, в мини-барах оставляем только воду, — объясняет врач «Арсенала». — В еде есть моменты по бургерам и майонезным салатам — это не приветствуется. Сладкий стол, конечно, очень манит. Да, это тоже не приветствуется, но разрешается: одну-две булочку или пирожное употребить можно, в условиях повышенных нагрузок это все сгорит.
Матчи
Российские клубы на сборах редко играют друг с другом. Есть две причины — во избежание возможных неприятностей вроде травм плюс выбор и без того есть.
— Стараемся не встречаться между собой, особенно, если весной еще будет игра в чемпионате, — говорит Носов. — Выбор и так огромный, любого уровня. При этом размещение в одном отеле — не проблема, даже наоборот. Все ребята дружат, общаются. Это вполне нормально.
Клубы РПЛ подробно освещают жизнь на сборах — от челленджей в «Рубине» и «Спартаке» до интересных моментов в ЦСКА и «Зените». Многие ведут трансляции контрольных матчей. Тренеры часто просят не придавать значения ни игре, ни результатам на сборах: команда под нагрузкой порой вводит в заблуждение качеством футбола. Так, как год назад было у «Арсенала»: зимние матчи настораживали, весной все выглядело иначе. Новый цикл начинается после сборов и паузы. И следующий, этой весной, определенно, будет жарким — в топ-5 и за ее пределами.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter