На чем можно читать намаз если нет коврика
Почему мусульмане молятся на коврике?
Вопрос: Образ мусульманина, совершающего намаз на молитвенном коврике, прочно закрепился в общественном сознании. Однако почему в молитве используется коврик, какую цель этим преследуют, и можно ли обойтись без него?
Ответ:
Посланник Божий ﷺ в одном из своих хадисов изрёк: «Вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения, и любой человек из моей общины может молиться там, где его застанет молитва» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Так почему же мусульмане молятся на коврике? Делается это только с целью соблюдения чистоты. Одним из условий намаза является отсутствие на месте его совершения что-либо из нечистот (наджас). К таковым относится кровь, моча, кал, гной и т.п. К нечистотам относится и слюна собаки.
Но не всегда место, где мы собираемся помолиться, бывает чистым, даже дома. К примеру, испражнения малыша могут испачкать выстеленный на полу ковёр. А чтобы его очистить от наджасы требуется промыть загрязнённое место проточной водой, что не всегда получается сделать. Поэтому стелют сверху молитвенный коврик, ограждая тем самым место молитвы от грязи.
Иногда стелют коврик в эстетических целях, чтобы не испачкать одежду, к примеру, совершая намаз на улице, особенно в дождливую погоду. Но в принципе, молиться можно где угодно, лишь бы это место было чистым от нечистот.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Места совершения намаза и их ритуальная чистота
Главное в данном вопросе – чистота места совершения молитвы: в нем не должно присутствовать то, что является канонически нечистым, скверным (наджаса)[1].
Последний посланник Творца Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вся земля – это мечеть[2] [то есть место, где можно молиться]. Исключением являются могилы и бани»[3]. Что касается могил, то богословы считают, что здесь подразумеваются не только могилы, но и свободные места между ними. В то же время не существует разницы между местами захоронения мусульман и прочих людей. Если говорить о банях и ванных комнатах, то большая часть богословов отмечает, что хадис повествует не о запретности совершения молитв, а о нежелательности этого[4].
Касательно данной темы можно привести еще один хадис: «Посланник Господа запрещал совершать молитву в семи местах:
– местах скопления мусора,
– посреди дороги [где проходит много людей],
– в стойлах, с постоянно пребывающими в них верблюдами [или другими животными, кроме овец],
Достоверности этого хадиса нет достаточных подтверждений. Ат-Тирмизи, аль-Бухари и многие другие мухаддисы говорили о его недостоверности[6].
Отметим, что в богословских трудах указываются причины приведенных запретов: загрязненность места молитвы (свалки, бани, скотобойни, места содержания и постоянного нахождения скота), пренебрежение правами других и создание препятствий передвижению людей (посреди дороги), нарушение ориентации – киблы (крыша Каабы).
К сказанному можно добавить еще один, но уже достоверный хадис: «Не совершайте намаз в направлении могил и не садитесь на них!»[7]. Ученые заявили, что «данный хадис явно указывает на запретность совершения молитв-намазов как в направлении могил, так и на территории кладбищ»[8]. В то же время в комментарии к этому хадису оговаривается: «Запрещено молиться [совершать намаз(!), а не читать Коран или ду‘а] в направлении могил тогда, когда человек делает это преднамеренно. Если же это происходит вынужденно, а к тому же если [перед молящимся] есть какая-либо преграда, то запретность и нежелательность теряют силу»[9].
Стоит отметить, что на полноценность молитвы не влияет совершение ее в помещении, где имеются на видных местах фото людей, иконы, включенный телевизор и иные изображения, так как из хадиса[10] явно следует, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не нарушал молитву, прерываясь на каком-то из движений и выходя из состояния молитвы, а также не перечитывал молитвы-намазы, совершенные в направлении изображений, отвлекавших его[11].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Подробнее о том, что относится к наджаса, см. в специальном материале с одноименным названием.
[2] Арабское слово «мечеть» (масджид) происходит от глагола «саджада» – «совершать земной поклон», «падать ниц». То есть дословно мечеть – это «место, где совершаются земные поклоны».
[3] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 183, хадис № 3048. Аль-Хаким, аз-Захаби и другие считали, что этот хадис «сахих».
[4] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 203; он же. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 312.
[5] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Тирмизи.
[6] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 312, 313.
[7] Хадис от Абу Марсада; св. х. имама Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 595, хадис № 1755; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 411, хадис № 1759.
[8] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 314.
[9] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 411.
[10] «У ‘Аиши (супруги Пророка) было платье с изображениями на нем, в направлении которого Пророк иногда молился». См., например: Аль-кутуб ас-ситта. [(Объединенные) шесть сводов хадисов]. В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981. Т. 5. С. 1668, глава № 37, раздел № 26, хадис № 93.
[11] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 1. С. 578, пояснения к хадису № 374.
Молитвенный коврик: читаем намаз в чистоте
Важными условиями намаза являются его совершение в чистом месте и состояние ритуальной чистоты, которому должен соответствовать молящийся. Если со вторым моментом всё более-менее понятно (необходимость взять вуду’ осознаёт каждый практикующий мусульманин), то момент, связанный с чистотой места, необходимо прокомментировать отдельно.
Мусульманам нельзя совершать намаз только в семи местах:
— в банях (ванных комнатах, душевых);
— местах, где люди держат скотину;
— перекрёстках и пересечениях дорожных путей;
— в той части дома, где живут женщины (личное пространство жены, дочерей);
В остальном Шариат никак не ограничивает верующего в выборе места для преклонения перед Всевышним. Главное – чтобы он это делал от чистого сердца, сосредоточенно (а потому желательно избегать шумных мест) и в чистоте, о чём было сказано выше. Для реализации последнего пункта мусульмане используют специальный коврик, называемый представителями тюркских народов намазлыком (в арабском языке для этого применяются слова «саджаада» и «саджадид»).
Что такое намазлык
Намазлык (молитвенный коврик) – это кусок ткани, используемый молящимися мусульманами, чтобы сохранить чистоту в ситуации соприкосновения с полом/землёй во время молитвы. Контакт с поверхностью иных (помимо стоп) частей тела происходит при совершении суджуда (земного поклона) и кууда (сидения между двумя земными поклонами и после них). Размер коврика составляет примерно 0,5 метра в ширину и 1-1,5 метра в длину.
Во время намаза молитвенный коврик, равно как и сам верующий, должен быть направлен в сторону Кыйблы. Обычно мусульманам следует знать это направление не только у себя дома, но и в ходе поездок.
Изначально в двух важнейших источниках исламского права – Священном Коране и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) – не содержалось упоминания о предмете, который напоминал бы по своему функционалу намазлык. Его повсеместное использование началось уже после того, как границы мусульманского мира ушли далеко за пределы Аравийского полуострова, – примерно в X-XI веках.
Нужен ли намазлык в мечети?
Отношение мусульман к молитвенному коврику, как правило, носит крайне трепетный характер. Это связано с тем, что именно на нём происходит общение со Всевышним в формате исполнения молитвы, а потому не допускаются попадание на этот предмет религиозного обихода нечистот и использование его не по назначению.
Однако не стоит забывать об изначальной цели намазлыка. Речь идёт о чистоте. А потому ситуативно мусульмане могут использовать в качестве защиты от нечистот другую материю – будь то покрывало на диване, простыню, большое полотенце и так далее. Ввиду того, что нет каких-то правовых норм и чётких богословских критериев относительно данного предмета, то однозначно запрещать использование таких ситуативных материалов для чтения намаза невозможно. Главное – чтобы они сами были чистыми.
В условиях России и СНГ, где погодные условия далеки от климата Аравийского полуострова, на праздничные молитвы приходится часто ходить с собственным ковриком для намаза. Это позволяет верующим, которые не сумели попасть внутрь мечети, совершить ритуал поклонения в полном формате (с правильным суджудом) на улице.
Что касается использования отдельного коврика внутри мечети, где непосредственное место для выполнения молитвы уже застелено, по сути, намазлыками, то такое явление некоторыми богословами порицается. Эту ситуацию непросто комментировать, ведь, как уже было отмечено выше, в исламском праве использование молитвенного коврика никак не урегулировано. В этой ситуации мусульманину, который хочет совершить намаз непосредственно на своём коврике, постеленном поверх ковра в мечети, нужно действовать, исходя из ситуации. Если есть понимание, что в данном мусульманском храме не приемлют установления новых практик и/или несоблюдения существующих образцов поведения (например, аксакалы часто весьма ревностно реагируют на такие моменты, но осуждать их не стоит, так как все мы люди и имеем некоторые слабости), то лучше избежать конфликтной ситуации и не использовать принесённый с собой коврик. Если же в мечети никого нет или сразу же ощущается более либеральный подход со стороны постоянных посетителей, то намазлык может смело пойти в дело.
Каким должен быть молитвенный коврик?
Если говорить о внешнем виде данного атрибута, то здесь нет каких-то единых стандартов. Всё зависит от того, в какой местности был произведён намазлык, а также индивидуальных вкусов мастера, который сшил его или разработал дизайн. Однако исследователи в области материальной культуры часто находят в старых молитвенных ковриках особые символы религиозности и декоративные элементы, характерные для разных народов, что представляет большую этнографическую ценность. При выборе намазлыка следует обращать внимание, чтобы в рисунке не присутствовало элементов, напоминающих объекты животного мира, а также лицо человека или мифических персонажей.
Часто на коврик наносится какой-нибудь архитектурный объект – известный на данной местности мусульманский храм, Аль-Акса в Иерусалиме, Запретная мечеть в Мекке или сама Кааба.
В целом, не будет преувеличением сравнение намазлыка с мечетью. Как правило, орнамент на нём геометрически демонстрирует наличие верха и низа. На нижней части молящийся стоит, а верхняя служит в качестве указателя направления, в соответствии с которым верующий должен исполнять намаз. Собственно, эта верхняя часть-направление выступает в качестве михраба в мечети, которая также показывает мусульманам, в какую именно сторону необходимо обращать собственный лик во время молитвы.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
На чем можно читать намаз если нет коврика
ХУКМ ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ МОЛИТВЫ (ИД-НАМАЗ)
Ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили:
“Кто упустил праздничную молитву и желает ее возместить, тот совершает ее так, как она совершается изначально, но без хутбы после нее. И это говорили имам Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, ан-Наха’и, и другие ученые. И основа в этом вопросе хадис:
«Когда будете идти на молитву, то делайте это спокойно и с достоинством. И то, что вы застали – молитесь, а что упустили – возместите» аль-Бухари и Муслим.
А также то, что передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда он упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Абу ‘Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами.
А если кто пришел на праздничную молитву, когда имам дает хутбу (после завершения молитвы ‘Ид), то пусть послушает хутбу, а затем возместит молитву Ид, чтобы собрать два блага (за хутбу и молитву ‘Ид)”.
(См. “Фатауа аль-Ляджна” 8/306)
НЕ ПРОИЗНОСИТЕ НАМЕРЕНИЕ НИ ВСЛУХ, НИ ПРО СЕБЯ!
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин сказал: «Знай – место намерения в сердце, и никогда его не произноси. Поскольку ты поклоняешься Тому, Кто знает то, что не видят взоры, и что таится в человеческой груди. Всевышний Аллах ведает о том, что в сердцах Его рабов. Ведь ты не желаешь стоять перед тем, кто не знает, чтобы ты потом говорил, что намереваешься, дабы он узнал об этом.
Однако поистине, ты желаешь стоять перед Тем, Кому ведомо то, что тебе наущает твоя душа, и известно, что произойдет с тобой в будущем, и что было в прошлом, и что ты делаешь в настоящее время. Поэтому и не пришло ни от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и ни от его сподвижников, да будет доволен ими Аллах, что они произносили то, что намереваются.
И поэтому произносить намерение, будь вслух или в душе, является нововведением, от которого удерживают и запрещают. В отличие от тех обладающих знания, которые говорят: «Поистине, произносят намерение вслух». А некоторые из них говорят: «Произносят его в душе». И объясняют они это тем, что это для того, чтобы сердце соответствовало языку. Пречист Аллах от любых недостатков! Где посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом! Если это из шариата посланника (мир ему и благословение Аллаха), то он непременно совершал бы это и разъяснил бы это людям.
Как то рассказывал простолюд из Неджда, что он однажды, будучи в Заповедной мечети, хотел совершить молитву зухр, а рядом с ним был мужчина, который знает только произнесение намерения вслух. И когда уже объявили о наступлении молитвы зухр, то тот мужчина, который произносил намерение вслух, сказал: «О Аллах, поистине я намереваюсь совершить намаз зухр четыре ракаатов, ради Всевышнего Аллаха, за имамом Заповедной мечети». А когда он уже собирался произнести такбир, то ему, тот простолюд, сказал: «Прояви терпение, о мужчина, осталось тебе еще произнести число, день месяц и год». После чего мужчина удивился».
(См. «Шарх аль-Арба’ин ан-Науауийя» шейх аль-‘Усеймин, стр. 10-11).
ОБЪЕДИНЕНИЕ НАМАЗОВ НЕ В ПУТИ ПРИ БОЛЕЗНИ ИЛИ ПРИ ВЫНУЖДЕННОСТИ
Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил полуденную/зухр/ молитву объединив с послеполуденной/аср/, а закатную – с вечерней в то время, когда он не испытывал страха и не будучи в поездке». Этот хадис передали Малик 1/161, Ахмад 1/283, Муслим 705, Абу Авана 2/353, Абу Дауд 1210, ан-Насаи 1/290, ат-Тахави 1/95, аль-Байхакъи 3/166.
Абу аз-Зубайр сказал:
— Я спросил Са’ида (ибн Джубайра): «А почему он это сделал?» Он ответил: «Я спросил Ибн ‘Аббаса так же, как ты спросил меня, и он сказал: “Он не хотел усложнять (жизнь) никому (из членов) своей уммы”». Этот хадис передал Муслим 705.
Имам ан-Навави сказал: «Группа из числа ученых считала дозволенным совмещать две молитвы не в пути при необходимости, если это не носило постоянный характер. Об этом говорили Мухаммад ибн Сирин и Ашхаб из числа сторонников Малика. Также аль-Хаттаби сказал, что это было мнением аль-Къафаля и аш-Шаши из сторонников аш-Шафи’и и Абу Исхакъа аль-Марвази. Также это мнение было группы из числа мухаддисов и его выбрал Ибн аль-Мунзир. И это мнение усиливается смыслом слов Ибн ‘Аббаса: “Он не хотел усложнять (жизнь членам) своей уммы!” И он не связал причину с чем-то конкретным, ни болезнью, ни чем-либо другим». См. «Шарх Сахих Муслим» 5/219.
Имам Абу Сулейман аль–Хаттаби в своей работе «Ма’алим ас–Сунан» сказал: «Данный хадис не используются большинством правоведов …».
Ибн Аль–Мунзир говорил, что данный хадис приводили множество хадисоведов, а также, что он слышал, что Абу Бакр аль–Кафаль приводил его от Абу Исхакъа аль–Марвази. Ибн Аль-Мунзир сказал: «Неправильно будет ограничивать хадис одной конкретной причиной, так как Ибн ‘Аббас сообщил нам об общем смысле хадиса, в своих словах: “Он не хотел усложнять (жизнь членам) своей уммы”».
Передается от Ибн Сирина, что он не считал проблемой объединить две молитвы между собой при наличии потребности или какой–либо причины, однако с условием, чтобы человек не сделал это привычкой.
Также Ибн Къудама в “аль–Мугъни” передает от Ибн Шабрама, что он сказал тоже самое, что сказал Ибн Сирин.
Также хафиз Ибн Хаджар сказал в «аль–Фатх»: «Часть имамов взяли внешний смысл хадиса и разрешили объединять молитвы по любой необходимости для ненаходящегося в поездке, однако, при условии, что он не сделает это постоянной привычкой и из тех, кто сказал подобное: Ибн Сирин, Раби’а, Ашхаб, Ибн аль–Мунзир, аль–Кафаль аль–Кабир, также аль–Хаттаби передал это от группы хадисоведов».
Ибн Таймиййа говорил: «Имам Ахмад, Малик и группа ученых из числа шафи’итов считали дозволенным объединение двух молитв при болезни». См. «Маджму’уль-фатава» 24/28.
Имам Ибн Къудама в «аль-Мугъни» сказал: «Болезнь дозволяет совместить две молитвы, ибо при болезни совершение каждой молитвы в свое время влечет затруднение и слабость». См. также «Фикъху-с-Сунна» 1/291.
Шейх Хусайн аль-‘Аваиша, ученик шейха аль-Албани сказал: «Я спросил шейха нашего (аль-Албани), да исцелит его Аллах (это было в период его болезни): “Каково твое мнение в отношении совмещения молитв для больного?” Он ответил: “Зависит от того, насколько в этом есть нужда, если он нуждается в объединении (из-за трудности), то пусть объединяет, а если нет, то не объединяет!”» См. «Маусу’атуль-фикъхия» 2/351.
НЕКОТОРЫЕ ФАТВЫ ШЕЙХУЛЬ-ИСЛАМА ИБН ТЕЙМИЙИ О НАМАЗЕ:
КОЛЛЕКТИВНОЕ ДУА ПОСЛЕ НАМАЗА С ИМАМОМ
Шейхул-Ислам Ибн Теймия сказал: «А что касается дуа имама и присутствующих вместе после намаза, то никто не передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ничего».
О ЗЕМНОМ ПОКЛОНЕ ПОСЛЕ НАМАЗА
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «То, что делают некоторые люди, совершая отдельный земной поклон после намаза, является нововведением! И о желательности такого не передается от кого-либо из имамов. Поклонения основаны на шариате и следовании, а не на страстях и нововведении! Поистине, Ислам основан на двух основах: Мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха! И мы поклоняемся Аллаху только так, как это узаконил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!» См. «аль-Фатауа аль-кубра» 2/242.
О ЧТЕНИИ ФАТИХИ ЗА ИМАМОМ
Ибн Тайимия сказал: «Одно из мнений, что не следует читать за имамом вообще (в намазе). Второе мнение, что следует читать за имамом во всех случаях. Третье мнение, и это мнение принадлежит большинству саляфов, это то, что, если человек слышит чтение имама, то следует молчать и не читать, т.к. слушать чтение имама лучше, чем (читать самому)».
— Аль-Фатава аль-Кубра Китаб-ус-Салах, стр. 14
ОТКРЫТИЕ АУРАТА В НАМАЗЕ
Спросили Шейх аль-Ислама Ибн Теймийю, да смилуется над ним Аллах, о женщине у которой в молитве открылось немного ее волос \из под платка\, ануллировалась ли этим самым ее молитва?
Шейх ответил: «Если открылось совсем немного из ее волос или ее тела, то ей не нужно переделывать молитву, по мнению большинства Ученных, и это является мнением Имама Абу Ханифы и Ахмада. Однако если открылась значительная часть, то ей следует сразу же переделать молитву, по мнению всех ученных, четырех Имамов и других. А Аллаху об этом ведомо лучше». См. «Маджмуат аль-Фатава», 22\123.
О ТОМ, КТО ДОПУСКАЕТ ОШИБКИ В СУРЕ «АЛЬ-ФАТИХА»
Был спрошен шейх аль-Ислям ибну Теймия за того, кто делает ошибки в Фатихе, разве будет у такого намаз достоверным?
Ответил шейх аль-Ислям:
Что касается ошибок в Фатихе которые не меняют смысл, то намаз достоверен у человека, будь он имамом или читающим отдельно…
А что касается того, у которого меняется смысл, и он знает смысл, наподобие если он читает: анъамту алейхим (а надо анъмта) и он знал о том, что местоимение здесь мутакаллим, то намаз у такого не достоверен, а если он не знал того, что он меняет смысл, и убеждён что это местоимение мухотыб, то в этом разногласие. А Аллах знает лучше» Маджмуъ аль-Фатава 22\443.
О ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ ВЫПОЛНИТЬ КАКОЙ-НИБУДЬ РУКН НАМАЗА
Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия (Маджму аль-Фатава, 8/437): «Мусульмане придерживаются мнения, что если молящийся не в состоянии выполнить какую-то обязательную часть молитвы, например, стояние, произнесение слов молитвы, поясной или земной поклон, прикрытие аурата, направленность на киблу, то с него снимается обязанность делать это».
КТО НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬ ОМОВЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО НАМАЗА
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто не в состоянии сохранить омовение на протяжении времени совершения молитвы, тот просто совершает омовение и молится, а выделения, которые произойдут во время молитвы, не причинят ему вреда! И это не нарушает его омовения по единогласному мнению факъихов! Максимум что полагается такому человеку (у которого болезненные выделения) – это совершения омовения перед каждой молитвой”. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/221.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Молитва Уитр лучше, чем
Шейх Ибн Баз (рахимаху-Ллах) говорил:
«Совершение обеденной (зухр) молитвы после пятничной, является нововведением (бид’а), заблуждением и внедрением в шариат того, что он не узаконил! Обязательным является оставление этого деяния и предостережения от этого людей, и следует ограничиться пятничной молитвой, как это установил посланник Аллаха, его сподвижники и их последователи!»
См. «Маджму’у фатауа уа макъалят» 12/363.
СОМНЕНИЯ ПО ПОВОДУ ВЫХОДА КАПЛИ НЕ АНУЛИРУЮТ ОМОВЕНИЕ
Шейх уль-Ислам был спрошен: «Что если человек берет омовение и начинает молиться, затем, он чувствует, что из него вытекает капля во время молитвы: аннулируется ли его молитва или нет?»
Он ответил: «Просто чувство не аннулирует омовения, и нельзя ему прекращать совершать обязательную молитву лишь по причине сомнений. Но если он становится уверенным в том, что моча вышла из полового органа, тогда его омовение аннулируется и он должен очиститься водой (истижна), если только он не страдает от недержания мочи, в этом случае, это не аннулирует его молитву, если он выполнил все, что ему предписано сделать»
Маджму аль-Фатава, 21/219-220
НУЖНО ЛИ ВОЗМЕЩАТЬ НАМАЗЫ СОВЕРШЕННЫЕ В СПЕШКЕ БЕЗ СПОКОЙСТВИЯ (ТУМАНИНА)
Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Если кто-то совершал молитву без сохранения спокойствия (ар. тумаънина) и не знал, что оно обязательно, то следует ли этому человеку возмещать молитву после выхода ее времени или нет? Ученые разногласили в вопросе. Существуют два известных мнения. Эти мнения есть в мазхабе имама Ахмада и других.
Верное мнение в том, что подобное возмещать не нужно. Достоверно известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал бедуину, который неверно совершал молитву: „Иди, и соверши молитву вновь. Поистине, ты не совершил её“. Он сказал ему это дважды или трижды. Тогда бедуин сказал: „Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я не знаю ничего, кроме этого. Так обучи же меня тому в молитве, что мне будет достаточно“. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил его совершать молитву с сохранением спокойствия. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Он не велел ему вновь совершить молитвы, которые бедуин совершил ранее, несмотря на то, что тот сказал: „ Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я не знаю ничего, кроме этого“. Но велел ему совершить ту молитву, так как её время еще не вышло, и он был обязан совершить её вовремя. Что же касается молитв, время которых уже вышло, то пророк да благословит его Аллах и приветствует, не велел возмещать их, несмотря на то, что бедуин при их совершении оставил некоторые обязательные составляющие молитвы, так как не знал их обязательности. Также пророк, мир ему и благословение, не велел ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, возмещать молитвы, которые он оставил из-за осквернения, когда не знал, что мог совершить молитву после омовения песком. Также и в случае, когда к нему обратилась женщина, у которой были кровотечения по болезни. „У меня бывают сильные кровотечения, из-за которых я не могу совершать молитву и соблюдать пост“, (- сказала она). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ей совершать омовение для каждой молитвы и не приказал заново совершать те молитвы, что она оставила. Также и в случае тех людей, которые ели в месяц Рамадан до тех пор, пока один из них не стал отличать белую веревку от темной, то есть они ели после зари. Пророк, мир ему и благословение, не велел им возмещать пост, так как они не знали об этой обязанности. Также он не приказывал неверующему возмещать все те обязательные виды поклонения, что он оставил во время своего неверия и незнания.
Положение же того, кто знал об обязательности (чего-либо), но оставил это, забыв о нём, отличается. Такому человеку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал возместить (это поклонение), когда тот вспомнит»
(Маджму‘-ль-фатауа. Т. 21. С. 429-431)
Спросили шейха Ибн База: «Является ли обязательным совершение пятничной молитвы, если мы находимся от мечети на расстоянии 35 км., но у нас есть машина?»
Шейх ответил: “Это место далекое, вы не обязаны этим, но если вытерпите трудность и поедете на джуму’а, то заслужите награду. Это далекое место, в котором не слышно призыва, даже если бы призыв был при помощи микрофона. Даже при его помощи не услышали бы. Однако суть (обязательности джуму’а) в призыве обычном голосом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв и не явился на него, то нет у него молитвы, если только у него не было причины». Поэтому если человек слышит призыв в месте, где азан дается обычным голосом без микрофона, когда утихли голоса и нет препятствий, то он обязан пойти в мечеть. А если он далеко и не слышит азан, даже если и нет микрофонов, то он не обязан идти по причине дальности. Но если, несмотря на трудность передвижения на верховом животном или машине он явится, то это будет лучше”.
Шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади’и
должен ли я молиться двадцать ракаатов (таравих) с имамом или восемь?!
Вопрос: Если я молюсь в мечети и имам молится двадцать ракатов, мне следует выполнить двадцать ракатов вместе с ним или я могу молиться восемь ракатов вместе с ним, а затем сделать витр один (без имама) и уйти?
Ответ: Я советую молиться восемь ракатов и сделать витр в одиночку. Следуя Сунне, это является более достойным, потому что пророк (мир ему и милость Аллаха) сказал: «Молитесь так же, как вы видели, каким образом молюсь я»
Фадаа ‘их уа Насаа ‘их, стр. 86
ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО РАКААТОВ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ ТАРАВИХ
Шейх Алляма Мухаммад ибн Салих Аль-Усеймин (да смилуется над ним Аллах)
Вопрос : Есть ли для ночной молитвы в Рамадан определенное количество (ракаатов) или нет?
Источник: 48 سؤلا في الصيام
НУЖНО ЛИ ДВИГАТЬ ГУБАМИ ВО ВРЕМЯ НАМАЗА И ЗИКРА
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, говорил:
«Является обязательным двигать губами в молитве. Тоже самое относится и к обязательному зикру, как такбир (Аллаху акбар), тасбих (Субхана-Ллах), Тахмид (аль-хамду ли-Ллях) и ташахуду. Потому что это не может называться речью, когда это не выговаривается и речью это может быть только, когда губы и язык в движении.
Сподвижники знали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоит в молитве, когда они видели как двигалась его борода.
Однако есть разногласие между учеными насчет того нужно ли слышать самого себя или нет или достаточно ли только двигать губами. Некоторые говорят надо слышать самого себя. Другие говорят, достаточно, если придавать форму только буквам ртом – и это правильное мнение»
МОЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МОЛИТВЫ ПУТНИКУ, НЕ ВЫЕХАВШЕМУ В ПУТЬ, ОПАСАЯСЬ ПРОПУСТИТЬ МОЛИТВУ
На вопрос отвечает: выдающийся ученый, имам, факих, шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин
Вопрос: Если я намерился выйти в путь и совершаю обеденную (зухр) молитву дома, можно ли сразу помолиться и послеобеденную (аср) молитву, если я опасаюсь, что не смогу совершить ее вовремя, так как машина не моя и она не остановится, кроме как после захода солнца, или же мне можно будет помолится сидя в машине во время поездки?
И если машина неподвластна тебе и не остановится, кроме как после захода солнца, то тебе дозволено объединить между обеденной и послеобеденной молитвами находясь у себя дома. Однако ты молишься 4 ракаата обеденного и 4 ракаата послеобеденного намаза, а не по два ракаата, так как ты еще не являешься путником».
(Нурун аляд-дарб 9 «А» 09:12)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УВЕЩЕВАНИИ МЕЖДУ НАМАЗАМИ ВО ВРЕМЯ ТАРАВИХА
Спросили шейха Ибн ‘Усеймина: «Каково постановление относительно увещевания между намазами во время тарауиха или в середине тарауиха, если это делается постоянно?
Шейх ответил: “Что касается увещеваний, то нет! Это не является методом саляфов. Однако если в увещевании есть нужда, то это можно сделать после тарауиха, если есть желание. Если же это делать каждую ночь во время тарауиха, то это станет нововведением”.
См. “Ликъа Баб аль-мафтух” 118.
Спросили шейха аль-Альбани: «Дозволено ли для имама во время молитвы тарауих в промежутках произносить увещевание?»
Шейх ответил: “Такой поступок может быть и дозволен, и не дозволен. Если речь идет о разъяснении каких-либо вещей, или же предостережении и запрещении порицаемого, то тогда это необходимо! Однако если речь идет о совершении этого в качестве традиции, то это является противоречием Сунне”.
См. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 656.
О произнесении определенных слов поминания Аллаха после каждых двух или четырех рак’атов тарауиха.
Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: “Имам обязан отстраняться от внесенных нововведений, в виде поминания Аллаха после каждых двух рак’атов тарауиха, как повышение голосов при их произнесении или же произнесение этих поминаний в один голос. Все это – порицаемое нововведение! Также и слова муаззина после двух рак’атов: «Молитва, да помилует вас Аллах» (ас-саля ярхамукуму-Ллах), являются нововведением! Нововведения в религии запрещены, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада!” См. “аль-Мадхаль” 2/293.
Обратите внимание на то, что этот имам жил около семисот лет назад, и уже тогда имели место эти нововведения!
Шейх Абдуль-Азиз ибн Абдулла ибн Баз, да помилует его Аллах
Вопрос от брата из г. Александрия, Египет: В чем разница между молитвами таравих, тахаджуд и молитвой выстаивания ночи?
Ответ:
Добровольная молитва ночью называется «тахаджуд» (бодрствование) и так же называется «кыяму ллейль» (выстаивание ночи), как сказал Всевышний: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов». Сура «Перенос ночью», аят 79.
И сказал, Свят Он: «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого». Сура «Закутавшийся», аяты 1 – 2.
И сказал, Свят Он, в суре «Рассеивающие» о рабах Своих богобоязненных: «Получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи». Аяты 16 – 17.
А что касается названия таравих, то оно используеься учеными для обозначения выстаивания ночи во время Рамадана, совершаемого в начале ночи, не удлиняя молитву и облегчая ее. И можно ее так же назвать тахаджуд и можно кыяму ллейль, нет в этом ничего неправильного. И Аллах дарует успех.
«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 11.
Вопрос: Каково положение чтения дуа-кунут в последнем нечетном ракате в ночной молитве в месяц Рамадан? Разрешено ли оставлять чтение этого дуа?
Ответ:
Кунут – это желательное действие для последнего раката ночной добровольной молитвы. Если иногда оставлять его, то нет в этом проблем.
«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 30.
«Фатауа ислямия ли Мухаммад Аль-Муснад», т. 2, с. 158.
Вопрос: Во время выстаивания ночных желательных молитв в месяц Рамадан после каждых четырех ракатов имам садится и читает суру «Очищение веры» (Ихляс), и остальные молящиеся так же читают ее вместе с ним в один голос, и так три раза. Каково положение этого дела?
Ответ:
Это нововведение. Это из числа нововведений, нет у этого основы, просим у Аллаха благополучия.
Сл. «Фатауа нурун аля ддарб»
Вопрос: Во время таравиха у нас происходит следующее: после саляма по завершению первых двух ракатов имам читает молитву за пророка, мир ему и благословение Аллаха, и так же за праведных халифов. И затем поступает так после каждых двух ракатов. Каково положение этого дела?
Ответ:
Необходимо оставить это, потому что нет у этого основы. Это из числа нововведений.
Сл. «Фатауа нурун аля ддарб»
Вопрос: Каково положение молитвы за пророка и дуа за праведных халифов, совершаемых громким голосом между намазами в таравихе?
Ответ:
Нет в пречистом Шариате основы для этого, насколько мы знаем. Однако это из числа изобретенных нововведений. Обязательным является оставить это дело. И не исправятся последние поколения этой общины кроме как тем, чем исправились первые, а это – следование Корану, Сунне и тому, на чем были праведные предки этой общины, и остережение того, что противоречит этому.
«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 11.
Вопрос брата из г. Джидда, КСА: Некоторые братья, когда приходят на молитву таравих, и если застают имама уже в молитве, то совершают в одиночку молитву в два раката как приветствие мечети, и лишь затем присоединяются к имаму и молитве таравих. Соответствует ли это Сунне? Да воздаст вам Аллах добром.
Ответ:
Для того, кто вошел и застал имама в обязательной молитве, или в молитве таравих, или в молитве по поводу затмения – является Сунной сразу же присоединиться к имаму и не совершать молитву для приветствия мечети, так как совершаемая им с имамом в данный момент молитва заменяет ее. И я не знаю в этом разногласия между учеными. И Аллах – дарующий успех.
«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 11.
Вопрос: Если пришел мусульманин в мечеть и застал людей совершающими таравих, а сам еще не делал обязательную ночную молитву Иша – можно ли ему присоединиться к ним и делать молитву с намерением, что это для него Иша?
Ответ:
Нет ничего плохого в том, чтобы он совершал молитву вместе с ними но с намерением на Иша – по наиболее верному мнению ученых. Когда имам даст салям, ему нужно встать и завершить свою молитву