На чем можно полетать в воздухе

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

Нам часто задают вопрос, “На че лучше всего летать?” Вопрос на который ответ подобрать сложно. Давайте попробуем его структурировать. Рассмотрим наиболее популярные воздушные суда парящей сверхлегкой авиации. Воздушный шар, параплан, дельтаплан.

1. Воздушный шар. Несомненно воздушный шар завораживает своей монументальностью и плавностью, в принципе он даже достаточно мобилен более или менее компактен. Но обладает очень низкой путевой скоростью ( хотя и позволяет брать с собой достаточный запас “багажа” Маршрутные полеты на воздушных шарах возможны, и наверно более комфортны чем на параплане или дельтаплане, но эти киты воздушного океана требуют большого внимания и мастерства пилота. Знание аэродинамики и аэрологии должно быть на ультра высоте (не хочу обидеть пилотов других типов ВС) И цена, соответственно не низкая.

2 Параплан. это поистине самое распространенное летное средство во всем мире, неоспоримые плюсы это удобство, компактность, доступность и простота в первоначальном обучение. Взлетев с горы и поймав поток, обработав и перелетев на следующий можно пролетать маршрутные полеты длинной в не одну сотню километров, и все это без всякого двигателя, ну а совершив посадку параплан в отличие от любого другого ВС компактен и не такой тяжелый, как допустим ближний ему по классу дельтаплан. Ограниченная посадка, да не вопрос. Параплан можно посадить на такие площадки на которые не зайдут ни одни ВС (исключая вертолеты) Минусы параплана это низкая воздушная скорость, но плюсы с лихвой покрывают этот незначительный недостаток. Парапланы совершенствуются каждый день и аэродинамическое качество некоторых аппаратов заставляют ежиться ближайший класс. Дельтапланы.

Источник

8 идей для москвичей, которые грезят о полетах: от семейных вариантов до самых безбашенных

Я выбрала самые интересные воздушные развлечения для москвичей, которые подойдут семьям с детьми и тем, кому не хватает адреналина.

Воздушный шар

Кратко: почувствовать себя героем книг Жюля Верна
Где найти: в компаниях «Аэровальс», «Подари небо», Touch the Sky, Magic Flight, Free Flight, «Аэронавт», «Ветер свободы», «Аэроквест», «Аэросоюз», Moscowpolet
Сколько стоит: от 5490 Р за полет с группой и от 17 000 Р за аренду воздушного шара целиком

Хотя в воздухе шары кажутся не такими уж и большими, на самом деле это конструкция высотой с многоэтажный дом. Корзина, в которой находятся пассажиры, — совсем маленькая часть устройства: высота ее бортиков обычно 1—1,2 м. Поэтому детей ниже ростом на борт не возьмут: стоя на полу, они ничего не увидят, а держать их на руках во время полета небезопасно.

Полетать в любое удобное время не получится: чтобы полет был безопасным, нужны подходящие погодные условия. Например, летом из-за тепловых потоков воздушные шары могут летать только дважды в день — на рассвете и на закате, а еще перед полетом пилоты анализируют скорость ветра, облачность, осадки и температуру воздуха. Так что в любой момент сеанс воздухоплавания могут перенести на другие даты, просто будьте к этому готовы.

В самом городе воздушные шары не летают: для того, чтобы взлететь и приземлиться, им нужно большое пустое поле. Хотя сам полет длится около часа, на все про все стоит закладывать четыре-пять часов: в это время входит дорога до места взлета, сам полет, церемония посвящения в воздухоплаватели с шампанским и вручением памятных грамот и дорога от места приземления обратно в город.

Вертолет

Обзорный полет на вертолете похож на движущуюся смотровую площадку: пилот провозит участников над самыми живописными местами Москвы или близлежащих городов, например Коломны, Обнинска, Малоярославца, Сергиева Посада, Рузы.

Правда, Кремль и храм Христа Спасителя увидеть не получится: летать над историческим центром города запрещено.

Экскурсии длятся от 10 минут до часа, маршрут и время в воздухе зависят только от бюджета пассажиров. Обычно групповые полеты рассчитаны на троих участников, не считая пилота: можно оплатить только одно место и ждать, когда соберется группа, или забронировать весь вертолет сразу и полететь в удобный день. Погодные условия для вертолетной прогулки не так критичны: полет может состояться и в небольшой дождь или снегопад, и в ветреный день, и даже ночью.

Самостоятельно порулить вертолетом тоже можно: во многих вертолетах есть двойная система управления, которая позволяет пилоту контролировать действия пассажира. Но лучше обговорить этот вопрос заранее: по умолчанию эта услуга в полет может и не входить.

Как победить выгорание

Самолет

Сам по себе полет на самолете — это уже обыденность. Поэтому компании, которые организуют индивидуальные полеты над Москвой и областью, предлагают пассажирам не просто полюбоваться видами города, но и самостоятельно сесть за штурвал — разумеется, под руководством инструктора.

Экстремальные полеты возможны только один на один с инструктором, а вот на обзорные экскурсии приглашают нескольких человек. Правда, на самолетные экскурсии группы из пассажиров-одиночек обычно не набирают: искать, с кем скинуться на аренду самолета, придется самостоятельно.

Гироплан

Кратко: редкий вид воздушного транспорта
Где найти: в авиацентре «Воскресенск», в компаниях «Автожиры» и «Автогиро»
Сколько стоит: от 4000 Р за 15 минут

Гироплан, или автожир, — один из самых безопасных летательных аппаратов. Он одновременно похож и на самолет, и на вертолет: летит благодаря вращению винта, но для подъема в воздух ему нужна взлетная полоса. Зато, в отличие от самолета, гироплану не страшен штопор: если мотор откажет, автожир мягко спланирует на землю, а пилот при этом сможет по-прежнему им управлять.

Большинство гиропланов рассчитаны на одного пассажира, но есть модели, которые вмещают и троих, — на таких аппаратах удобно летать всей семьей по экскурсионному маршруту. Кабины бывают открытые и закрытые: в хорошую погоду можно выбрать гироплан-кабриолет, а в плохую — спрятаться от дождя и ветра за стеклами.

Некоторые автожиры приспособлены поди учебные полеты: уроки пилотирования стоят от 7000 Р с человека.

Парашют

Кратко: испытать чувство свободного падения
Где найти: в аэроклубах «Стриж», «Аэроклассика», в компаниях «Аэроград Коломна», «Skycenter DZ Пущино», «Аэродром Малино», Moscowpolet, «Аэросоюз»
Сколько стоит: от 3000 Р за самостоятельный прыжок и от 10 000 Р за прыжок в тандеме с инструктором

Аэроклубы предлагают начинающим парашютистам два варианта прыжков: самостоятельный с высоты 600—900 м и в тандеме с инструктором с высоты 2500—4000 м. От расстояния до земли зависит, сколько времени человек проведет в воздухе с закрытым парашютом: ощущение свободного падения при самостоятельном прыжке продлится около трех секунд, а если прыгать в тандеме — от двадцати секунд до минуты.

Подготовка к самостоятельному прыжку и прыжку с инструктором тоже различается. В первом случае парашютисту придется самостоятельно позаботиться об экипировке: надеть закрытую одежду, обувь на толстой подошве и перчатки. А тем, кто прыгает в тандеме, понадобится только подобрать подходящие ботинки — все остальное выдадут на месте. Инструктаж перед самостоятельным прыжком продлится несколько часов, а подготовка к прыжку в тандеме — всего 15—20 минут.

Параплан

Кратко: фигуры высшего пилотажа на специальном парашюте
Где найти: в компаниях Fly Up, Paraguru, Extreme Style, «Московское небо», «Парапилот», парапланерном клубе «Пилот», парапланерной школе МАИ
Сколько стоит: от 2000 Р за полет с инструктором

Параплан — это специальная модификация парашюта, которая помогает летать в горизонтальной плоскости, а не спускаться с неба. Так как в этом случае сила тяжести вредит, а не помогает полету, самостоятельно управлять парапланом могут только обученные пилоты: новички могут присоединиться к инструктору или пройти курс управления парапланом.

Полет в тандеме проходит на высоте 300—700 м: если повезет, инструктор предложит поуправлять парапланом в небе. А для тех, кто хочет экстрима, клубы предлагают полет с акробатикой, во время которого инструктор проделает несколько фигур высшего пилотажа. Ограничения на полет в тандеме не такие строгие, как для прыжков с парашютом: нижней планки по весу нет, а верхняя — 120—150 кг. Детям тоже можно полетать, но только с разрешения родителей.

Аэротруба

Кратко: как парашют, только безопаснее
Где найти: в каталоге аэротруб Москвы
Сколько стоит: от 400 Р в минуту

Аэротруба позволяет ощутить себя парашютистами даже тем, кто боится высоты. Это огромная вертикальная труба, в которой снизу подается мощный напор воздуха: его силы хватает, чтобы поднять человека на несколько метров. Говорят, ощущения в этот момент похожи на чувство свободного падения — только без дополнительных рисков и почти без ограничений: летать в трубе могут даже четырехлетние дети.

Полеты для новичков длятся обычно две-три минуты, в это время в трубе находится инструктор, который показывает, как правильно двигаться в воздухе. Труба может быть открытой, то есть под открытым небом, или закрытой, в помещении: на улице полет ощущается эффектнее, зато сеанс в закрытой трубе точно не сорвется из-за внезапного ливня или снегопада.

На время полета посетителей одевают в шлемы и специальные костюмы — экипировка защищает от ударов, пока человек не научился контролировать свое тело в воздухе, и облегчает координацию в непривычных условиях. Улететь за пределы трубы невозможно: оператор регулирует поток воздуха, а сверху даже в открытых трубах находятся ограничители.

Флайборд

Флайборд — это конструкция из специальной доски и шланга с водой: напор струи настолько сильный, что поднимает человека в воздух на несколько метров. Управлять флайбордом достаточно просто: чтобы встать на доску, достаточно пройти небольшой инструктаж, надеть спасжилет и шлем, который защитит от сильных ударов о воду.

Полеты для новичков длятся около 15 минут, но при желании можно увеличить время сеанса до часа. Если просто так летать наскучит, за отдельную плату инструкторы научат трюкам или предложат попробовать ховерборд: принцип работы примерно такой же, как и у флайборда, только по виду доска больше похожа на сноуборд и летает гораздо быстрее.

Для полетов на флайбордах и ховербордах действует ограничение по возрасту и весу: управлять доской могут только люди старше 16 лет и если они весят от 40 до 100 кг.

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

Прыжки с круглым парашютом.
Ожидание:
О, круто, мне придётся самостоятельно сделать шаг в бездну
@
Это будет ТАК волнительно!
@
А-а-а-а-адреналин!

Реальность:
Понимаешь, что шанс попасть в ДТП по дороге на аэродром выше, чем разбиться об землю
@
Упахиваешься на подготовке
@
В кукурузнике подташнивает
@
С облегчением выходишь на свежий воздух
@
Летишь с покерфейсом
@
С каждым следующим прыжком всё быстрее теряешь надежду почувствовать хоть что-то особенное

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

Летал в аэротрубе в Санкт-Петербурге и в тандеме с инструктором с парашютом с 4000 метров в Калининградской области. Всё очень понравилось.

В аэротрубе кажется, что 3–5 минут – совсем мало, но для новичка это оказалось довольно долго, учитывая, что таких заходов было три с небольшими перерывами.

Прыжок в тандеме – это восторг. Сначала долгий подъём на очень старом самолёте. Представьте старую грохочущую маршрутку, которая по ощущениям вот-вот развалится, постоянно подпрыгивающую на кочках и ямах раздолбанной дороги. Только она не едет, а летит в небо на высоту четырёх километров. Потом тебя пристёгивают к инструктору. В самолёте открывается дверь и люди по очереди спокойно прыгают в пустоту – при наблюдении этого от каждого прыжка внутри что-то съёживается. Когда подходит твоя очередь, несколько секунд любуешься на бескрайние просторы (под невыносимый шум ветра и самолёта), по команде инструктора поднимаешь ноги и вперёд. Затем идет несколько секунд полной дезориентации, о которой никто не предупреждал, когда земля с небом делают несколько оборотов вокруг тебя, пока инструктор выравнивает полёт. Потом пару десятков секунд «ААААААААААААААААААААААА», которое сам не слышишь от шума ветра в ушах, пара рывков и быстрое затихание шума. Инструктор даёт в руки управление парашютом, и ты наслаждаешься плавным снижением.

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

А насколько это все безопасно?

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

Ferris, везде есть риски.

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

«Зато, в отличие от самолета, гироплану не страшен штопор: если мотор откажет, автожир мягко спланирует на землю, а пилот при этом сможет по-прежнему им управлять.»
— какая же чушь написана. Как вообще штопор связан с отказом двигателя? Статья интересная, но безграмотная, похожа, как обычно журналюги в новостях пишут об авиационных происшествиях: «прыгал с парашюта», «отказал параплан» и т.п.

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

Источник

Где можно летать беспилотнику и что нельзя снимать

И как потом использовать результаты видеосъемки по закону

По данным на 2020 год, в России поставили на учет почти 19 000 беспилотных летательных аппаратов.

Сколько их на самом деле на руках у граждан — сказать очень сложно. Многие покупают их, но не регистрируют в Росавиации, даже если беспилотник подходит под требования. Например, если дрон весит больше 250 граммов.

Беспилотные летательные аппараты привыкли использовать для фото- и видеосъемки. И если с порядком регистрации законодатели уже определились, то с тем, что можно с них снимать, а что нельзя — разобраться не так просто. И закон там нарушить довольно легко, можно даже стать фигурантом уголовного дела.

Расскажу, как это работает и как правильно снимать, чтобы не привлекли к ответственности.

Что вы узнаете

Что такое БПЛА

Беспилотные летательные аппараты — термин бытовой. Так называют аппараты, выполняющие полет без пилота и экипажа. Иногда полет выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия человека, а иногда пилот все же есть — просто управляет летательным аппаратом не напрямую, а с земли, с использованием каналов связи. Также в быту используют различные сокращения: БЛА, БПЛА, «дрон», «беспилотник».

В законах таких терминов нет — в Воздушном кодексе РФ упоминаются беспилотные воздушные суда — то есть управляемые и контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.

Однако термин «беспилотник», БПЛА и прочие производные от них прижились, поэтому мы будем использовать их в статье.

Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников

Полеты беспилотных воздушных судов, порядок их регистрации прописан в следующих нормативных актах:

Как происходит регистрация БПЛА

Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Регистрация беспилотников: закон, правила постановки на учет».

С 27 сентября 2019 года ставить на учет нужно все БПЛА, масса которых превышает 250 граммов. Учетом занимается Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиация. БПЛА массой более 30 кг тоже регистрируют — но по отдельным правилам. Такие беспилотники в частных руках пока редкость.

Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление с приложением фотографии этого БПЛА.

Срок постановки на учет — 10 рабочих дней после покупки.

Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.

Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.

Если у владельца сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — за два дня.

Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов

Владелец БПЛА должен понимать, что беспилотник — это источник повышенной опасности. Четкого определения источников повышенной опасности в законе нет, но к ним могут отнести все, что создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.

Как это работает — проще всего объяснить на примере.

Дроны не всегда летят туда, куда их направила программа или оператор. Вот пример — первый беспилотник Почты России, который должен был доставлять посылки, разбился, врезавшись в стену дома. Этому беспилотнику повезло — он ударился об стену как раз между окнами. Метр вправо или влево — и владельцам квартир как минимум пришлось бы менять окна.

Неаккуратное пилотирование угрожает не только окнам — БПЛА может столкнуться с другим летательным аппаратом и стать причиной его крушения. А еще он может упасть на автомобиль или на голову случайному прохожему, либо столкнуться с линией электропередач и оборвать провода.

Упавший с большой высоты дрон даже весом 250 граммов может нанести серьезный ущерб имуществу или здоровью человека.

В такой ситуации владельцу дрона придется возмещать ущерб, причиненный его падением — стоимость разбитого окна, поврежденной машины или дорогостоящего лечения, если пострадает человек.

То, что дрон — беспилотный, управляли им машинные алгоритмы, а владелец летательного аппарата просто нажал на кнопку и не сделал ничего, что привело к столкновению — не оправдание. Возмещать ущерб все равно придется владельцу.

Причем владелец — это не обязательно собственник. Например, если человек взял беспилотник в аренду или попросил у друга, чтобы что-то снять — он уже считается владельцем этого аппарата и несет всю ответственность за причиненный им вред. А вот если пилот БПЛА работает по найму, он владельцем не считается. Поэтому ущерб сначала возместит владелец, а только потом сможет потребовать с работника возместить ущерб уже ему — в размере выплаченного потерпевшему возмещения.

После того как владелец возместит ущерб, он может попытаться доказать, что во всем виноваты неправильные алгоритмы управления беспилотником, и выдвинуть иск к изготовителю. Но на момент написания статьи не удалось найти информацию о подобных исках.

Единственный законный способ уклониться от возмещения ущерба — это доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать, что беспилотник выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц.

Объясню на примере. Допустим, у владельца похитили БПЛА, попробовали его запустить и в результате разбили витрину магазина. В такой ситуации владелец ущерб возмещать не будет — но ему придется подтвердить, что беспилотник похитили. Поэтому в такой ситуации лучше сразу обратиться в полицию и написать заявление о похищении. Как это сделать, мы писали в статье «Как обратиться в полицию».

Другой пример — владелец запустил беспилотник вдали от людей, но налетел ураган — и ветром БПЛА отнесло на машину. Управлять беспилотником владелец может, а ураганом — нет. Это форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы, которые от человека не зависят, а значит, и отвечать за причиненный ущерб он не обязан.

Но форс-мажор не начинает действовать автоматически, просто по заявлению. Человеку придется доказать, что ураган действительно был — например, справкой из гидрометцентра, в которой будет указана сила ветра в этот день.

Еще один пример — прохожему не нравится, что БПЛА пролетает у него над головой, и он пытается сбить его камнем. В результате беспилотник падает ему на голову, и прохожий оказывается в больнице. В такой ситуации владельцу беспилотника тоже не придется отвечать — правда, для этого придется доказать связь действий прохожего с падением аппарата. Для этого можно использовать, например, видеозапись с камеры БПЛА.

Где можно летать без разрешения

Помимо регистрации владельцу беспилотника может понадобиться еще и разрешение на полет в определенных зонах. Впрочем, оно не требуется при соблюдении следующих условий:

Информация о границах диспетчерских зон аэродромов публикуется в Сборнике аэронавигационной информации.

Но в некоторых местах разрешение на полет все же потребуется.

Как получить разрешение на полет и в каких случаях оно обязательно

В России установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Работает он следующим образом:

Разрешение понадобится в случае, если оператор не будет видеть беспилотник либо полет будет проходить в диспетчерских зонах аэродромов, вертодромов, запретных зонах, зонах ограничения полетов, специальных зонах воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых ФСО.

Еще разрешение понадобится в случае, если полет проходит на удалении менее 5 километров от контрольных точек аэродромов и посадочных площадок.

Если беспилотник прошел регистрацию. Владелец беспилотника направляет в центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации план полета беспилотника. Сделать это можно на сайте Системы представления планов полетов.

Если беспилотник не проходил регистрацию. План полета можно предоставить в местный орган Единой системы организации воздушного движения по телефону. Контактная информация для сообщения размещена на сайтах Системы предоставления планов полетов и Госкорпорации по организации воздушного движения.

В полетном плане указываются опознавательный индекс беспилотника, аэродром, маршрут, аэродром назначения, время вылета и время полета, а также другая информация, необходимая органам воздушного движения.

Росавиация в зависимости от плана полета имеет право разрешить полет, запретить его или установить ограничения по времени или по месту полета беспилотника. В случае запрета его придется исполнять.

Как летать в городе

У кого получать разрешение. Если летать планируется над населенным пунктом, владельцу беспилотника необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Если полет происходит в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — понадобятся разрешения органов исполнительной власти этих городов.

Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Например, в Москве разрешение выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а в Севастополе — Департамент общественной безопасности города Севастополя. Через сайт госуслуг получить такое разрешение не удастся — придется обратиться лично либо воспользоваться услугами почты.

Как летать возле границы РФ

Вдоль государственной границы устанавливается приграничная полоса — это воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.

В каких местах летать нельзя

Минтранс вправе устанавливать запретные зоны, где летать вообще нельзя, и зоны ограничения полетов, где летать можно только по согласованию с человеком или организацией, в интересах которых установлены ограничения на полеты.

Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.

Как снимать различные объекты

Сейчас БПЛА чаще всего используют для фото- и видеосъемки. Возможно, когда-нибудь они будут перевозить грузы или даже пассажиров — но в ближайшие пару лет этого, скорее всего, не произойдет.

Чтобы правильно снимать с БПЛА и потом пользоваться результатами этой съемки, нужно знать определенные правила и соблюдать их.

В первую очередь нужно понимать, что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта — документ, который выдает территориальное подразделение Минтранса. Действует этот документ три года, потом его нужно продлевать.

Сертификат выдадут только в том случае, если беспилотник зарегистрирован и в наличии все разрешения — если они нужны. Срок рассмотрения заявления — 10 дней при первом оформлении и пять — при продлении. Плату за выдачу не берут.

Получать сертификат обязан любой владелец беспилотника, который планирует использовать его для съемки. Цель съемки значения не играет — владелец дрона может снимать свадьбу друга или пастбище в поисках заблудившихся коров — сертификат ему понадобится в любом случае. Минтранс, в свою очередь, может такой сертификат приостановить или аннулировать — например, в случае нарушения обладателем сертификата воздушного законодательства РФ.

Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки

Видеокамера беспилотника — это не то же самое, что камера в смартфоне или камера системы видеонаблюдения на подъезде. У аэрофотосъемки есть свои особенности и правила.

С беспилотниками все немного сложнее — не каждый прохожий может его увидеть или понять, что снимают именно его. Как это работает в случае с беспилотниками — проще всего объяснить на примере.

Допустим, владелец беспилотника снимает городские улицы. Улица — общественное место, а значит, у каждого прохожего разрешение на съемку получать не требуется. Если лица на видео невозможно разобрать — то и разрешение на использование такой видеозаписи ни у кого получать не нужно. Владелец беспилотника может использовать такую видеозапись по своему усмотрению, монтировать как угодно, выкладывать в соцсетях — отвечать ему не придется.

Другой вариант — на видеозаписи видно лица, но конкретно выделить главного героя на ней нельзя — камера снимала толпу или зрителей на общественном мероприятии, концерте, причем ни один из них не был главным объектом съемки. В этом случае разрешения у тех, кто попал на видео, не потребуется.

А вот отслеживать в толпе или на улице конкретного человека с помощью беспилотника нельзя. Технически дрон может следовать за конкретным человеком или автомобилем. Но такая ситуация регулируется Федеральным законом о персональных данных. Перемещения человека — это его частная жизнь. И следить за этой жизнью по собственному желанию нельзя, нужно его согласие.

То же самое — и с наблюдением за окнами квартир. Снимать их издалека, с расстояния, на котором не видно, что за окнами происходит — можно. А вот заглянуть в окно без разрешения хозяина квартиры уже нельзя. В данном случае не важно, затянуто окно шторами или нет. Даже распахнутая дверь балкона и полное отсутствие штор — это еще не приглашение для любителей подглядывать.

Если человек нарушает закон — его можно фотографировать, делать видеозаписи и выкладывать их в общем доступе без разрешения нарушителя. Раз нарушены публичные интересы или изображение необходимо для защиты правопорядка и безопасности — ФЗ «О персональных данных» на такую ситуацию не распространяется.

А понятие публичных интересов в законе трактуется широко — это, например, потребность обнаруживать и раскрывать различные угрозы: демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Но и здесь не все просто.

Например, владелец квадрокоптера снимает на видео, как условный гражданин Петров берет взятку или разбивает чужое окно. В этом случае владелец квадрокоптера имеет полное право выложить эту запись на всеобщее обозрение, и отвечать ему за это не придется. В данном случае не важно, совершает ли Петров уголовное преступление или административное правонарушение. Раз нарушены публичные интересы — и съемка, и размещение видеозаписей закон не нарушают.

Но вот другая ситуация — владелец БПЛА ведет видеосъемку шикарной дачи Иванова, а потом размещает ее в соцсетях — мол, смотрите, честные люди так жить не могут. Но построить дачу и жить в ней — не преступление. Брать взятки и тратить полученные деньги — преступление. Ответственность за взятку предусмотрена в уголовном кодексе, за такое можно лишиться свободы на срок до трех лет.

А вот проживание на шикарных дачах — ненаказуемо, пока не доказано, что имущество приобретено на деньги, нажитые преступным путем. Так что для съемки такой дачи нужно будет либо беспилотник повыше поднимать, либо разрешение у владельца получать на общих основаниях.

За нарушение неприкосновенности частной жизни можно самому стать фигурантом уголовного дела. Суд за нарушение неприкосновенности частной жизни может оштрафовать на сумму до 200 000 Р либо лишить свободы на срок до двух лет по статье 137 УК РФ.

А что с секретными объектами и государственной тайной?

Один из страхов владельца беспилотника — случайно снять какой-нибудь секретный объект и потом стать фигурантом уголовного дела за разглашение государственной тайны. Но так не бывает.

Государство имеет полное право защищать свои интересы и засекречивать информацию, разглашение которой может нанести ущерб безопасности РФ. Например, есть на территории города какая-нибудь секретная организация, а за городом — секретный военный космодром.

Знать адреса всех космодромов и секретных организаций обычный владелец беспилотника не может, да и не обязан. Поэтому по умолчанию считается, что если он получил разрешение, когда оно требуется, на полет по определенному маршруту над определенной территорией — ничего секретного там нет, и вести съемку можно без проблем.

Случайно узнать и разгласить гостайну невозможно — к ней сначала нужно получить допуск. А если на видеозапись попало что-то секретное — это проблема не владельца беспилотника, а того человека, который ему маршрут согласовал.

Для любительских запусков беспилотников разрешения и сертификаты оформляют редко — и зря. Наличие такого разрешения может избавить от лишних вопросов со стороны правоохранительных органов. Даже если в кадр попало то, что другим видеть не следует, владелец БПЛА всегда может в объяснении написать: разрешение получил официально, маршрут согласовал, ничего не нарушил. Что там внизу находилось — не имею ни малейшего представления. Все вопросы — к человеку, который согласовал полет.

В ситуации, когда разрешение на полет не нужно, никаких секретов по маршруту не может быть по определению.

Ответственность для владельцев беспилотников

Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут привлечь к административной ответственности.

За нарушение права на неприкосновенность частной жизни ответственность уголовная. Санкция — от штрафа в размере до 200 000 Р до лишения свободы на срок до двух лет. А еще потерпевший имеет право потребовать возместить убытки и моральный вред, если они возникли из-за распространения видео.

Запомнить

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

Не в тему, но OpenStreetMaps улыбнули)))

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

Интересный рассказ, спасибо. Вот про сертификат эксплуатанта интересно, впервые слышу. А что будет, если пользоваться дроном до 250 г, но при этом снимать без такого сертификата? Тех же коров, например, которых вы упоминаете. Какие санкции за съемку? Имеет ли значение, какое разрешение, фото это или видео, хранится ли снятое у себя на компе или выкладывается в интернет?

Но вообще мне кажется, все эти ограничения трудно контролировать. Ведь если, допустим, сбили незарегистрированный беспилотник, как доказать, кто его хозяин и кто им реально управлял? Да и, может, хозяин вообще за километр где-нибудь прячется.

На чем можно полетать в воздухе. Смотреть фото На чем можно полетать в воздухе. Смотреть картинку На чем можно полетать в воздухе. Картинка про На чем можно полетать в воздухе. Фото На чем можно полетать в воздухе

В Москве в основном всё решается или подменой GPS или глушилками сигнала между пультом и дроном (а иногда совместно). Их реально много. Часто координаты подменяют на Внуково и дрон идет на срочную посадку, так как понимает, что зоне аэропорта. А иногда пытается вернуться домой и улетает в неизвестном направлении. Можно купить дрон, запустить его на радостях, и сразу же потерять. И с каждым годом глушилок становится всё больше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *