На чем можно послушать музыку
Слушаем музыку дома
Как-то так сложилось, но музыкального центра у меня никогда не было, максимум советский магнитофон Маяк-223 да пара колонок. Приобщиться к цифровому звуку и компакт-дискам удалось только с появлением PC-совместимого компьютера в начале 2000-х. Да и CD-привод был дорог и появился далеко не сразу. Однако в то время уже во всю развивалась революция MP3, а соответственно как и у многих, у меня начала расти небольшая коллекция музыки на винте, что-то было скопировано у друзей, что-то рипалось собственноручно с купленных компакт-дисков, дабы не дергать постоянно привод ради прослушивания музыки. Да и в Winamp’е можно было составить плейлист на много-много часов из много-много альбомов, а не гонять строго один альбом постоянно.
Собственно музыка слушалась со встроенной звуковухи на обычных компьютерных пищалках без особых претензий. Но несколько лет назад вдруг захотелось чего-то большего. Что называется, не было у бабы проблем, купила баба порося. В этой статье я постараюсь поделиться с вами личным опытом в организации домашнего звука.
Проблема
Я не отрицаю, что вероятно многие до сих пор слушают музыку напрямую с компьютера с помощью активных колонок. Однако, техническая революция не стоит на месте, дома появляется все больше умных устройств. Это и телевизоры с функцией SmartTV и различные саундбары к ним, которые, впрочем, вполне могут играть вам музыку и без телевизора. В моем же случае, кроме телевизора появился AV-ресивер 5.1 с возможностью подключения к LAN. К тому же многие, и я в том числе, завели если не домашний сервер, то уж хотя бы NAS или что-то подобное.
Таким образом, у нас дома появляется куча умных устройств, которые вполне, без участия компьютера, могут сами играть музыку. Держать включенным компьютер ради фоновой музыки уже нет смысла. Весь вопрос как эту музыку до устройства донести?
Многие такие гаджеты поддерживают воспроизведение с USB, так что многие просто пишут на флешку и втыкают ее в нужное устройство. Но ведь чтобы обновить репертуар придется опять выдергивать флешку, записывать заново, да и объем у нее ограничен. А если захочется послушать в соседней комнате, опять же флешек не напасешься. Да и зачем, если у нас есть NAS или, того лучше, сервер?
Организация библиотеки
Итак, давайте по порядку. Можно конечно просто сваливать все понравившиеся треки в одну папку и слушать из нее. Но все-таки приятнее когда есть порядок. Таким образом, прежде всего не лишним будет свою библиотеку организовать, т.е. разложить по полочкам.
Форматы
На мой взгляд сейчас 2 стандартных формата де-факто: для lossy это MP3, для lossless это FLAC. Их понимают многие устройства, даже относительно тупые. Насколько мне известно, сейчас завоевывает популярность AAC, но будут ли его поддерживать ваши устройства далеко не факт.
WMA использовать не советую, ввиду его проприетарной природы. Форматы вроде OGG или APE проще сразу забыть и транскодировать в один из названных выше. Серьезно, они не стоят мучений, которые вам придется преодолеть чтобы они заиграли, например, по DLNA.
Также рекомендую отказаться от FLAC+CUE. Нормальную поддержку этого сочетания умеет полтора плеера на PC. На других устройствах все будет 100% еще хуже. Если у вас нет реально веской причины все еще хранить музыку в этом формате, порежте ее, например, с помощью CUE Splitter (Win) во FLAC tracks и забудьте.
Кроме всем известных кодировщиков вроде lame, flac или многофункционального ffmpeg, для Windows могу также посоветовать dBpoweramp Music Converter. Умеет не только конвертировать, но и выполнять над файлами дополнительные действия, вроде переименования, проставления тэгов, ReplayGain и т.п., увы не бесплатно.
Чтобы любая программа организации библиотек понимала что вы ей подсовываете, а также чтобы плееры показывали вам всякие ништяки вроде фотографий артистов, биографий, текстов песен и прочего, необходимо чтобы у всей музыки были корректно прописаны тэги.
Минимальный набор тэгов включает себя: Artist, Title, Album, Year, Title, Track No, Genre. С исполнителем и именем трека я думаю все и так ясно. Найти корректное название альбома и год выпуска тоже не составит труда: воспользутейсь Google, Wikipedia или сервисами вроде discogs.com или, в случае Метала, metal-archives.com. Если альбом состоит из нескольких дисков, то также не лишним будет указать Disc No.
Если альбом представляет собой сборник, необходимо также прописать Album Artist. Наибольшую проблему для меня представляют собой именно сборники без явно выраженного центрального исполнителя. До сих пор не придумал ничего умнее Various Artists.
Прописывать ли в тэги обложку или нет — похоже что дела вкуса. Лично я не прописываю, можете считать что мне места жалко.
Сложнее всего дела обстоят с жанром, так как многие исполнители довольно туманно описывают свой жанр, а иногда и просто выдумывают новый. Особенно плохо с поджанрами Метала, потому что их просто тьма. Лично я беру некий усредненный поджанр, если там что-то невообразимое, так как, увы, тэги idv3 не позволяют указать несколько жанров.
UPD. На самом деле можно указать несколько жанров, перечислив их через разделитель «;» или «/». Например «alternative; rock». Весь вопрос в том, какой из разделителей понимает ваш плеер.
Старайтесь прописывать оригинальные названия треков, воспользовавшись вышеназванными сервисами. Полезно если в названиях используются диакритические знаки.
И самое главное: тэги должны быть в юникоде. Серьезно, если у вас еще не юникод, давно пора сконвертировать! Сэкономите нервы на поиске почему же у вас кракозябры вместо кириллицы.
Расположение файлов
С тэгами определились, дальше необходимо определиться как будем хранить. Лично я использую следующий вариант:
Metal / Litvintroll / 2013 — Czornaja Panna / 02. Kryzak (Piesnia Pra Trolau II).mp3
Таким образом все альбомы одного исполнителя лежат в одном месте, а обобщенный жанр (Rock, Metal, Pop, Electro etc) позволяет не устраивать помойку из всех превсех исполнителей в одной папке. Спорных момента два: куда положить альбом-сборник или альбом-сплит (совместный альбом двух или более групп), а также что делать если исполнитель резко меняет жанр. В последнем случае я ничего не делаю :), складываю в ту же папку к другим альбомам. А вот как решить первую проблему — я не знаю.
Кроме того, в папку с альбомом не будет лишним положить обложку. Файл должен иметь название Folder.jpg или Cover.jpg, такой вариант понимают практически все плееры, мультимедиа серверы и т.д. Размер рекомендую не менее 500×500. Искать проще всего на указанных выше сервисах (discogs, metal-archives), либо просто в Google Картинках. Прописывать обложку в тэг или нет, как я и говорил, сугубо ваше дело.
Кроме того, различные медиаплееры часто имеют встроенные средства организации библиотеки, но об этом позже.
Подключение
Итак, библиотеку мы организовали, теперь надо ее как-то доставить до домашних устройств. Рассмотрим возможные способы подключения.
Аналоговое кабелем RCA, реже Jack
Такой способ подключения известен всем. Полностью аналоговый, один кабель — один канал. Соответственно чем больше каналов, тем больше кабелей надо.
S/PDIF
S/PDIF или S/P-DIF — расшифровывается как Sony/Philips Digital Interface (или Interconnect) Format. Довольно распространенный способ цифрового подключения при помощи оптоволоконного или коаксиального кабеля. Есть практически на всех современных устройствах ввода/вывода звука.
HDMI сейчас тоже очень распространен. Современная домашняя AV-техника соединяется в основном при помощи этого интерфейса.
Впервые приобретя AV-ресивер, первым моим желанием было использовать его просто как внешнюю звуковую карту, подключив по HDMI к компьютеру. Однако именно последний минус не позволил воспользоваться таким решением: энергосберегающий режим видеокарты выключает выходы, тем самым переводя монитор в ждущий режим. Звук, соответственно, тоже вырубается. Так что либо выключай энергосбережение, либо не слушай музыку.
Bluetooth
Этот способ передачи популярен прежде всего в мобильной среде. Некоторые домашние системы его поддерживают, но к сожалению далеко не все.
AirPlay
Более сложный метод передачи, разработанный и продвигаемый компанией Apple. Требует полной инфраструктуры в виде развернутой LAN кабельной и/или Wi-Fi сети. Подключение к устройству посредством Ethernet или Wi-Fi, в зависимости от устройства.
Chromecast
Почти тоже самое что и AirPlay, только от Google. За исключением собственных свистков от Google, распространенность еще меньше.
DLNA (UPnP)
Самый навороченный вариант на данный момент. Обычно такой значек ставят на устройства с префиксом Smart, ибо это уже не просто тупая колонка, а миникомпьютер, который самостоятельно декодирует целый спектр форматов. Сам по себе протокол взаимодействия представляет собой HTTP+XML.
Это все замечательно, но почему-то многие упускают один очень важный для музыки момент: DLNA не может в плейлисты! Возможность создавать плейлист может быть у конкретного DMC, а может и не быть и скорее всего не будет. У моего AV-ресивера Yamaha такой возможности нет. Один альбом слушать можно без проблем, а вот несколько альбомов — уже проблема.
OpenHome ohMedia
В теории стандарт хочет быть промышленным, но похоже что поддерживается и развивается только британской компанией Linn Devices, производящей сетевые аудио плееры.
Фактически это расширение стандарта DLNA, привносящее в него понятие плейлиста устройства. Т.е. теперь само устройство-рендер умеет в плейлисты, благодаря чему оно может самостоятельно воспроизводить музыку без постоянно запущенного DMC на третьем устройстве. Более того, устройством становится возможно управлять с любого количества DMC, поддерживающих OpenHome расширение — они все будут видеть один и тот же плейлист, текущий трек и т.п.
Демонстрация этой фичи неким Стивеном Филлипсом:
Таким образом, имеем все плюсы и минусы DLNA, но с плейлистами. Главный минус один — слабая поддержка сторонним софтом и производителями. Кроме софта от Linn, серии продуктов BubbleUPnP и, внезапно, плагина для foobar2000, практически никто больше не заявляет его поддержку. Впрочем, об этом немного позже.
Источник
Итак, у нас есть подготовленная библиотека, мы знаем способы подключения. Осталось выбрать источник. Рассмотрим некоторые варианты.
USB flash drive
Серьезно? Каким место это вообще удобно использовать? С высокой долей вероятности проигрывающее устройство не будет уметь в плейлисты. Так что максимум применения флешек это посмотреть фоточки и фильм на телике вот прямо сейчас.
Мобильное устройство
Меня лично больше всего смущает маленькое хранилище и его не высокая надежность. Да и дополнительные искажения из-за lossy кодеков Bluetooth не хочется иметь. У моего ресивера поддержки Bluetooth вообще нет. Впрочем есть Bluetooth приемник в виде дополнительно приобретаемого аксессуара.
Домашний роутер / NAS
Домашний сервер / HTPC
Самый крутой, но и самый затратный вариант. Можно пойти как по пути NAS, так и по пути HTPC, самое главное что нам доступны практически все варианты подключения, как физического (RCA, SPDIF, HDMI), так и по сети (AirPlay, DLNA).
Однако, ввиду своей минималистичности, дополнительные фичи поставляются только в виде сторонних патчей.
Как минимум рекомендую No cover resize — по стандарту размер обложки ограничен размером 160х160, что на современных FHD и Retina устройствах смотрится, скажем так, мыльновато. С этим патчем minidlna будет отдавать обложки как есть, хоть и нарушая стандарт.
Также, если вам нужен minidlna на Windows, есть патч для сборки под cygwin с инструкцией. Для запуска в качестве сервиса возьмите WinRun4J.
Ну а если захотелось заиметь поддержку OpenHome от Linn, то в компаньоны к minidlna стоит поставить BubbleUPnP Server. Это небольшое бесплатное приложение на Java, реализующее некоторый дополнительный функционал для Android-приложения BubbleUPnP. Из приятных плюшек собственно возможность сделать из обычного DMR совместимый с OpenHome, с поддержкой плейлистов и т.п.
Управление воспроизведением
Почему-то все упускают момент управления воспроизведением, будто это самая простецкая задача не требующая внимания. Отнюдь, лично для меня это один из самых сложных моментов, хотя бы из-за озвученной ранее проблемы плейлистов.
Лично мне до сих пор нравится Winamp. Но давайте будем смотреть правде в глаза, он остановился в развитии еще лет 10 назад. Кроме free-form скинов до сих пор никаких серьезных инноваций. Плейлист просто неудобен, нет даже банальной группировки по альбомам / исполнителям. Я уж молчу про поддержку таких вещей как DLNA или Chromecast. И похоже никто их туда не добавит. Впрочем для AirPlay есть платный плагин.
Как ни странно, среди разработчиков плееров никто серьезно не заморачивается с поддержкой DLNA. Обычно все дело ограничивается либо возможностью просмотра и воспроизведения DLNA-библиотеки на локальном устройстве, либо экспортом локальной библиотеки по протоколам DLNA. Работать в качестве полноценного DMC могут единицы, а они в свою очередь обычно довольно малофункциональны и не особо удобны.
Итак, давайте по порядку.
BubbleUPnP
Лучший из виденных мною DLNA контроллеров под Android. В Google Play живет здесь. Умеет как воспроизводить DLNA контент локально, прикидываться сервером самому, так и воспроизводить на удаленных рендерах. Умеет плейлисты, понимает OpenHome, умеет Chromecast. Просто очень замечательная софтина если вы хотите рулить DLNA с Android-устройства. К сожалению, не бесплатная, но стоит того. Отдельно замечу, что в режиме DMC самим Android-устройством ничего не декодируется, файлы проигрывает напрямую сам DMR в меру своих возможностей.
Если добавите BubbleUPnP Server, то сможете как в ролике выше рулить вашими рендерами с любого Android-устройства с единым плейлистом, позицией и т.п.
К сожалению, десктопной версии для Windows нет, а так как моя основная рабочая машина крутится под Windows, хотелось бы управлять музыкой оттуда, а не тянуться за пультом или планшетом каждый раз, когда песня не понравилась ;).
Так что давайте рассмотрим что есть для Windows.
Linn Kazoo
Раз уж речь зашла о Linn Devices, то почему бы не попробовать их официальные приложения? Тем более что установив BubbleUPnP Server они начинают нормально воспринимать наши устройства. В целом, все работает, библиотека просматривается, плейлисты добавляются, музыка играет. Более того, BubbleUPnP на Android опять же видит тот же плейлист и текущий трек. Но на этом все, пользоваться не особо удобно. У Winamp был замечательный минималистичный режим, когда весь плеер сворачивался в полоску высотой пару пикселей, при этом видно название трека и есть кнопки управления. Да что-то подобное есть у многих Win-плееров. Но не тут.
foobar2000
В свое время если не первый, то как минимум второй по популярности плеер. С одной стороны абсолютно аскетичен и из коробки кроме как проигрывать музыку ничего не умеет, с другой стороны плагинами можно наворотить что угодно. Неплохо подойдет если вы собираетесь прослушивать музыку локально (со встроенной звуковухи), либо по прямому физическому подключению.
Есть множество сборок делающих foobar2000 красивым, но на поверку они представляют собой просто тонны костылей, скриптов и т.п., которые запросто сломаются при очередном обновлении поддерживающих плагинов. К сожалению, компактного режима как у Winamp у него нет. Есть плагин foo_tilte, но реализация на мой вкус хромает.
MusicBee
Плеер приятен на глаз и в обращении из коробки, неплохо управляется библиотекой, есть несколько интересных концептов, не встречающихся в других плеерах, например папка «Inbox» для вновь добавленных треков. Поддерживает радио, скроблинг, подгрузку тэгов из сети и многое другое.
Отдельный плюс в том, что можно поменять устройство вывода прямо из контекстного меню воспроизведения, не надо никуда лезть глубоко в настройки чтобы переключить вывод с наушников на ресивер или саундбар в соседней комнате. И отдельно люто плюсую за компактный режим:
Что касается удаленного воспроизведения есть уже знакомый нам out_apx для AirPlay и собственный плагин DLNA. К сожалению этот плагин не может работать как DMC и не понимает удаленных библиотек DMS. Однако, он может экспортировать свою библиотеку и умеет использовать DMR как удаленные колонки. В отличии от аналогичного плагина для foobar2000 (foo_out_upnp), он действительно работает.
Название трека на устройство также передается. С самого устройства можно щелкать треки назад-вперед, перемотка работает. Как я полагаю, для проигрывания декодирует все-таки сам плеер, а на DMR подается сигнал в PCM, но точно сказать не могу. Удаленной библиотекой можно рулить и по Samba / NFS.
Windows Media Player
Сам по себе WMP умеет как проигрывать удаленную DLNA библиотеку, так и работать в качестве контроллера со своей локальной (функция PlayTo). К сожалению с поддержкой форматов несколько грустно, средств работы с плейлистами мало, а сторонних плагинов и того меньше.
Плиточное приложение Музыка вообще ничего про DLNA и AirPlay не слышало, так что только локальное воспроизведение.
Выводы
Как я и отметил во вступлении, не было у бабы проблем, купила баба порося. К сожалению, практически все решения имеют свои технические ограничения и иногда крайне неудобны при использовании.
Самым беспроблемным до сих остается прямое физическое подключение к устройству воспроизведения. Для современных цифровых AV-ресиверов и саундбаров это SPDIF или HDMI, причем HDMI предпочтительней, потому что ширина канала позволяет передавать гораздо больше каналов без сжатия. Ведь чем меньше пережатий и без того сжатых форматов, тем меньше потерь в качестве.
К сожалению, прямым физическим подключением чаще всего можно подключить только одно устройство находящееся в непосредственной близости от источника звука. Конечно, в случае HDMI есть коммутаторы, но они, увы, не копеечные. Да и кабели HDMI, в отличие от Ethernet, по моему опыту гораздо более хрупкие, а чем больше его длина, тем вероятнее поломка.
Bluetooth параноикам от звука не подойдет, потому что использует lossy сжатие для передачи звука и ничего тут не поделать. Есть расширение aptX, которое сейчас форсят CSR, но его поддерживает полтора устройства на специальных лицензируемых чипах конкретной компании.
Если вы фанат Apple, то возможно стоит заморочиться проигрывателями с поддержкой AirPlay. Несколько смущает противоречивая информация о том, что поддерживается только стерео. Т.е. многоканальные диски на домашнем кинотеатре уже не послушаешь. Впрочем, я лично не проверял.
Ну и наконец практически все Smart устройства поддерживают DLNA. Штука вводит очень много новых сущностей, т.е. это уже не просто сетевая колонка или сетевой дисплей, к тому же каждый производитель обворачивает ее своими костылями. Так что на 100% поддержку этой технологии надеется не приходится. Однако взамен вы получаете действительно единое медиа-пространство для всех ваших умных устройств. Разве что хотелось бы более полной поддержки в плеерах.
Вот и все что я могу рассказать на текущий момент. Если у вас есть собственные истории успеха или интересные инструменты для поддержки ваших библиотек — делитесь в комментариях к статье.
Много раз видел ролики с HTPC и красиво организованными библиотеками видео, с обложками к фильмам, аннотациями к сериалам и т.п., но к сожалению до сих пор не знаю как так правильно сделать. Может кто-то владеющий знанием напишет такую статью?
Сколько стоит превратить смартфон в портативную аудиосистему
И наслаждаться качественным звуком вне дома
Я люблю слушать музыку, когда работаю, еду на машине или иду пешком.
У меня огромная фонотека, которую я храню в цифровом виде. Предпочитаю, чтобы любимая музыка всегда была под рукой, но не хочу жертвовать качеством звука.
Расскажу, как получить студийный звук из смартфона, где скачать музыку в высоком качестве и зачем нужен портативный усилитель.
Матчасть по цифровой музыке
Для начала немного теории. У звукового файла есть частота дискретизации, разрядность и битрейт — от этих характеристик зависит его размер и качество звучания.
Частота дискретизации. Звук, который мы слышим, — это аналоговый сигнал. Его можно представить как непрерывную во времени волну. Чтобы превратить звук в файл, нужно его оцифровать — преобразовать в набор нулей и единиц. Для этого аналоговый сигнал измеряют в разные моменты времени и сохраняют значения.
Например, если частота дискретизации файла 44,1 кГц, это значит, что при преобразовании каждую секунду делали 44 100 замеров. Чем чаще замеры, тем больше информации удается получить и тем выше качество оцифровки.
Разрядность. Ее еще называют битностью. Разрядность определяет, сколько информации о сигнале удается записать при каждом замере. Она измеряется в битах, каждый бит хранит в себе 0 или 1.
Чем выше разрядность, тем больше информации сохраняется и тем ближе звук к аналоговому исходнику, с которого производится оцифровка.
Битрейт — величина потока информации, измеряется в битах в секунду. Допустим, вы скачали MP3-файл с битрейтом 128 кбит/с. Это означает, что каждая секунда его звучания весит 128 килобит. Чем выше битрейт, тем насыщеннее поток звука, выше качество и больше размер файла.
Если звуковой файл получился тяжелым и занимает много места, его можно ужать. При этом отбрасывается часть информации, которая не очень критична для человеческого уха. В итоге битрейт падает, размер уменьшается, качество тоже иногда ухудшается — в зависимости от алгоритма сжатия. Например, в основе формата MP3 лежит алгоритм сжатия с потерями, который уменьшает файл в 10—11 раз.
Как победить выгорание
Что такое музыка в высоком разрешении
Высококачественные записи называют Hi-Res Audio. За ориентир берут записи на CD-дисках: частота дискретизации у них — 44,1 кГц, а разрядность — 16 бит.
С этих значений только начинается музыка в высоком разрешении. Обычно частота дискретизации Hi-Res Audio составляет 96 или 192 кГц при разрядности 24 бита. Иногда встречаются файлы с 44,1, 88,2 или 176,4 кГц.
Форматы файлов Hi-Res Audio:
Самые популярные форматы — FLAC, ALAC и WAV. Такие музыкальные файлы легко найти в интернете и воспроизвести на большинстве смартфонов и плееров.
Преобразовать файл из одного формата в другой можно в бесплатной программе dBPoweramp Music Converter. Почти все свои плейлисты я храню во FLAC, с которым мой Айфон не дружит. С помощью этой программы я конвертирую их в ALAC и слушаю.
Где скачать музыку
Магазинов с музыкой в высоком разрешении осталось немного. Им на смену приходят стриминговые сервисы, которые продают не альбомы, а доступ к своим аудиотекам. Я расскажу про те магазины, о которых слышал или которыми пользовался сам. Наверняка есть и другие варианты — буду рад, если вы поделитесь ими в комментариях.
Bandcamp — сайт, где музыканты продают свои работы, общаются с поклонниками. Здесь действует интересная система ценообразования: указана минимальная стоимость, но можно заплатить и больше, если хочется поддержать музыканта. Продаются альбомы целиком и отдельные треки.
ежемесячно я трачу на Bandcamp
Р ). Альбом на виниле обойдется еще дороже — в 16 € (1440 Р ). Нажимаю на кнопку Buy Digital Album» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Официальные сайты лейблов. Обычно музыканты записываются в специализированных музыкальных компаниях, которые называют лейблами.
Например, я хочу купить альбом Мартина Гора The Third Chimpanzee. Для начала нужно выяснить, какой лейбл его выпустил, — это можно сделать в сервисе Discogs. Потом надо перейти на сайт лейбла и найти ссылки на альбом.
HDtracks — серьезная коллекция рока и блюза в форматах WMA, AIFF, FLAC, ALAC.
Chandos — магазин с большой коллекцией классической и инструментальной музыки. Форматы предлагаемых аудиозаписей: WMA, WAV, AIFF, FLAC.
ATMA Classique — магазин для любителей классической музыки. Аудиозаписи доступны в двух форматах: божественном FLAC и ненавистном аудиофильскому уху MP3.
Blue Coast Records — магазин зарубежной инди-музыки в высочайшем студийном качестве: форматах WAV и DSD.
Как выбрать наушники
Большинство производителей проводных наушников — китайские компании. Не стоит этого бояться: они достигли баланса в соотношении качественного звука и доступной цены.
Я читал немало статей со странными классификациями вроде того, что «наушники бывают накладными, полноразмерными, а еще красными и беленькими». Выбор конструкции и цвета — это дело вкуса и удобства. Я считаю, важнее не то, как наушники выглядят на голове или сидят в ухе, а технология, которая качественно передает звук.
Не советую выбирать наушники по отзывам в интернете: это чревато разочарованием. Бывает, что одна и та же модель хорошо работает с одним источником звука и плохо — с другим. Перед покупкой стоит переслушать не менее 10 моделей от разных производителей, причем на своем смартфоне или плеере.
Вот на что нужно обращать внимание при выборе.
Технология передачи звука. Динамические наушники дают драйв, красивый бас, но проваливаются в высоких частотах. В них акцентирован ритм, передняя часть сцены и ударные инструменты. Это универсальный вариант, чтобы слушать музыку со смартфона.
Арматурные наушники стоят примерно в два раза дороже динамических и транслируют ровный объемный звук — без приукрашивания и акцентов на отдельных частотах. Хорошо слышны детали, в том числе на заднем фоне. Такие наушники предпочитают люди, которые слушают только Hi-Res Audio на стационарных аудиосистемах.
Провод. Если активно носить наушники на улице, то со временем провод перетрется об одежду и понадобится новый. Советую брать наушники со съемным проводом, чтобы его можно было заменить.
Кроме того, аудиофильство обычно прогрессирует. Так что очень скоро вы можете решить, что для качественного звука вам не хватает кабеля с позолоченными контактами и проводниками, подвергнутыми криогенной заморозке.
Импеданс — полное сопротивление, измеряется в омах. Если выбираете наушники для портативного устройства, то ориентируйтесь на модели с небольшим импедансом — от 18 до 45 Ом. Если подключить наушники с сопротивлением 100 Ом к смартфону, возможно, он с ними просто не справится — звук будет глухим и тихим, со множеством артефактов.
Стоит ли покупать беспроводные наушники
При оцифровке музыка превращается в комбинацию нулей и единиц — в таком виде ее удобно хранить и передавать. Но человек не компьютер: чтобы ухо услышало звук, цифровой сигнал должен быть преобразован обратно в аналоговую форму.
Обычно за такое превращение отвечает источник звука, например смартфон или плеер. Но беспроводные наушники делают все сами: у них есть собственный усилитель и кодек — программа, которая превращает набор нулей и единиц в аналоговый сигнал.
Это недостаток и преимущество одновременно. Беспроводные наушники менее требовательны к источнику звука — это хорошо. С другой стороны, вы становитесь заложником установленного в них кодека и не можете принципиально улучшить звук.
Я предпочитаю проводные наушники: качество их звучания выше, если сравнивать с сопоставимыми по цене беспроводными моделями. Но если вам непременно нужны беспроводные наушники, то обращайте внимание на то, какие кодеки они поддерживают.
Расскажу про пять основных кодеков для воспроизведения музыки по блютусу.
SBC — простенький базовый кодек. Он позволяет воспроизводить звук в минимально приемлемом качестве — с битрейтом 328 кбит/с при частоте дискретизации 48 кГц. Этого достаточно для просмотра фильмов, прослушивания аудиокниг или музыки в формате MP3.
AAC используется в продукции «Эпла». Подходит для воспроизведения MP3-файлов, то есть музыки невысокого качества — с битрейтом 264 кбит/с при частоте дискретизации 44,1 кГц.
На этом кодеки для Айфона закончились. Если у вас Айфон, не покупайте беспроводные наушники с более продвинутыми кодеками — зря потратите деньги.
AptX — разработка компании Qualcomm, базовый кодек для устройств на базе Андроида. Он позволяет слушать музыку в приличном качестве — с частотой 44,1 кГц и битрейтом до 352 кбит/с.
AptX HD, или aptX Lossless, разработан Qualcomm для прослушивания Hi-Res Audio на устройствах, которые работают на Андроиде. Кодек проигрывает музыку с частотой дискретизации 48 кГц и битрейтом до 576 кбит/с. Его поддерживают флагманские смартфоны таких брендов, как «Элджи», «Сони», «Сяоми», «Хонор», «Хуавей», а вот «Самсунга» в этом списке до сих пор почему-то нет.
LDAC — самый продвинутый кодек, позволяет слушать высококачественные файлы с частотой дискретизации 96 кГц и битрейтом 990 кбит/с. Минус один: пока LDAC доступен только обладателям устройств от «Сони».
Важный нюанс: у наушников и смартфона должны совпадать кодеки, иначе не удастся получить качественный звук. Внимательно читайте техническое описание наушников: если там не указаны кодеки, то, скорее всего, поддерживаются только самые простые варианты — SBC и AAC. Не советую тратить на подобные наушники более 3000 Р : дороже они не стоят.
Если вы ищете беспроводные наушники для Айфона, то ориентируйтесь на модели, которые поддерживают AAC. Рекомендую присмотреться к наушникам от Anker, Pamu и Klipsch. Не тратьтесь на дорогие варианты с aptX HD: внутренние ограничения «Эпла» не дадут реализовать потенциал кодека, вы все равно получите качество на уровне SBC. А вот для связки смартфона на Андроиде и беспроводных наушников оптимальный вариант — aptX или aptX HD.
Учитывайте, что существуют разные версии блютуса: 4.0, 4.2, 5.0. Важно, чтобы версии на вашем смартфоне и наушниках совпадали, иначе устройства могут не увидеть друг друга.
Какие наушники я выбрал
У меня три пары наушников — среди них проводные и беспроводные.
В технических характеристиках RHA True Connect нет информации о кодеках, поэтому можно предположить, что здесь только базовый вариант — SBC.
Я подключил Onkyo E700M к восьмому Айфону. Использую эти наушники не только для музыки, но и для разговоров — Айфон определяет их как гарнитуру
Что такое усилитель с ЦАПом и зачем он нужен
Это устройство объединяет под одним корпусом усилитель и цифро-аналоговый преобразователь — ЦАП. Оно подключается между смартфоном и наушниками, берет на себя обработку цифрового сигнала и позволяет значительно улучшить качество звука во всем спектре частот.
С одной стороны устройства — выход USB-C, с другой — вход Jack 3,5 мм. Я встречал варианты, где вместо USB-C был Lightning — для подключения к технике «Эпл».
В любом смартфоне уже есть свой встроенный ЦАП: если бы его не было, то из динамиков устройства не доносился бы звук. Покупка внешнего усилителя с цифро-аналоговым преобразователем — лишь способ прокачать смартфон, чтобы повысить качество звука.
Например, Айфон — неудачное устройство для прослушивания музыки в высоком разрешении, потому что он не поддерживает Hi-Res Audio. Внешний усилитель с ЦАПом может решить эту проблему: он заберет у Айфона функцию обработки цифровой музыки.
Если же у вас смартфон на Андроиде, то вдобавок к хорошим наушникам можно купить мобильный усилитель с цифро-аналоговым преобразователем. Добавится объем, будет четче слышен ритм, звук станет ярче и громче без потери целостности сцены. Например, условный барабан не будет забивать саксофон.
Как выбрать усилитель. Главное, чтобы его ЦАП обеспечивал прохождение звукового потока с качеством как минимум 192 КГц/24 бита, — это можно узнать из технического описания устройства.
При выборе смотрите на качество изготовления: толщину провода, аккуратность пайки и сборки. Обращайте внимание на компанию, которая произвела микросхему цифрового преобразователя. Выделю трех основных производителей:
Прежде чем покупать усилитель, подумайте, готовы ли вы расплачиваться за качественный звук зарядом своего смартфона. Особо мощные модели могут посадить батарею за пару часов.
Как пользоваться усилителем. Сначала его нужно подключить: через выход USB-C соединить со смартфоном, а с помощью мини-джека — с наушниками. Затем настройте программу, через которую будете проигрывать музыку, — обычно это несложно.
Как настроить вывод звука через ЦАП в плеере HiByMusic на Андроиде:
текстовая инструкция,
видео
Р ), чтобы слушать музыку с ноутбука. Внутри микросхема от Asahi Kasei, которая поддерживает воспроизведение звука с качеством до 384 кГц/32 бит. Источник: «Алиэкспресс»» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
В каких программах слушать музыку
На любом смартфоне уже установлен софт-плеер — программа для прослушивания музыки. Но ее возможностей часто не хватает, чтобы оценить преимущества Hi-Res Audio. В стандартном плеере может отсутствовать даже простейший эквалайзер, не говоря уже о поддержке внешних усилителей.
Если смартфон не работает с Hi-Res Audio, то программа это не исправит. Если просто скачать навороченный плеер на Айфон, все равно кардинального прироста в качестве не будет: удастся поиграться с эквалайзером, прибавить басов, но не более того.
Вот какие программы популярны среди «мобильных» аудиофилов.
HiBy Music. Плеер позволяет выдавать звук в высоком качестве на стандартный аудиовыход Jack 3,5 мм и подключать внешний усилитель. Любителям музыки в высоком разрешении рекомендую именно эту программу, особенно если у вас флагманский смартфон от «Самсунга», «Гугла», «Оппо», «Элджи» или «Сони», который умеет проигрывать Hi-Res Audio без сжатия.
FIIO Music — плеер от именитого производителя аудиотехники.
Foobar2000 еще недавно был очень популярен. Сейчас им пользуются аудиофилы старой школы, для которых важен качественный звук, понятный интерфейс и широкие настройки эквалайзера. Программа работает не только на смартфоне, но и на компьютере, — я пользуюсь десктопной версией.
Poweramp. Еще несколько лет назад этот плеер, наряду с Foobar2000, был лучшим по удобству, качеству воспроизведения и простоте настроек эквалайзера.
Onkyo HF Player. Мне нравится интерфейс и звук, который выдает этот плеер даже в самых простых проводных наушниках.
Onkyo HF Player для Android и iOS
Зачем нужен плеер Hi-Res
Плеер Hi-Res — это физическое устройство, которое позволяет слушать музыку в высоком разрешении. Вместо связки «смартфон — портативный усилитель — наушники» можно использовать сочетание плеера и наушников.
Плюсы такого подхода: вы получаете более качественный звук и не экономите батарею телефона. Есть и минус: придется покупать дополнительное устройство, таскать его с собой и тоже заряжать.
Р )» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>