На чем написан скайп
Из шестёрки основателей остался один: как зарождался Skype и почему его пришлось дважды продать Статьи редакции
Конспект материала издания ArsTechnica о 15-летней истории Skype.
Оригинал вышел в 2013 году.
15 лет назад появился Skype. По мнению автора материала Тойво Тянавсуу, с тех пор сервис сильно изменился. Тянавсуу подготовил этот материал к юбилею Skype в 2013 году, когда только стало известно о партнерстве Skype и Microsoft, и ещё до закрытия офиса Skype в Лондоне.
Skype был впервые запущен 29 августа 2003 года, а к 2012 году, по данным исследовательской компании Telegeography, через Skype совершалось более 167 млрд минут голосовых и видеозвонков за границу в год. По сравнению с 2011 годом, количество минут увеличилось на 44%. По словам Тянавсуу, это в два раза больше, чем у всех международных операторов связи вместе взятых.
Тянавсуу говорит, что к моменту написания материала всё изменилось. Skype уже совсем не та компания, сотрудники которой не вешали вывески на офисы, руководство бегало от международных юристов, а в переговорной стоял бассейн для детей.
Команда Skype сформировалась в 2000 году. Всё началось с того, что владелец шведской телекоммуникационной компании Tele2 Ян Стенбек решил запустить сайт новостей и развлечений Everyday.com. Проектом занимались швед Никлас Зеннстрём и датчанин Янус Фриис.
Работа досталась одноклассникам Яану Таллинну, Ахти Хейнлу и Прийту Казесалу, которые увлекались технологиями. Они ещё с советских времен занимались Fidonet — компьютерной сетью, которая предшествовала интернету. Они вместе основали маленькую компанию Bluemoon, в которой создавали компьютерные игры, одна из которых — Kosmonaut.
Оказавшись без денег, Яан Таллинн, Ахти Хейнла и Прийт Казесалу решили устроиться в Tele2. Для выполнения тестового задания требовалось знание PHP: они выучили его за выходные и выполнили тестовое задание быстрее, чем требовалось.
Одного из первых сотрудников Skype Тоиво Аннуса приняли на работу, чтобы управлять развитием сайта Everyday.com, вскоре работу над ним закончили. Зеннстрём и Фриис продолжили работать в Люксембурге и Амстердаме, Аннус и тройка из Bluemoon — в Таллине.
В Tele2 были довольны успехами эстонцев, но Everyday.com коммерчески не оправдал себя. Зеннстрём и Фриис ушли из Tele2 и какое-то время жили в Амстердаме.
Зеннстрём и Фриис придумывали новые бизнес-идеи. В то время в США разразился скандал вокруг компании Napster. Шведы планировали сделать что-то похожее, но если сервис Napster вызвал недовольство музыкальной и киноиндустрии, то Зеннстрём и Фриис планировали сотрудничать с ними. Разрабатывать продукт они решили в Таллине. Так появилась компания Kazaa.
Файлообменная сеть Kazaa позволяла передавать файлы напрямую с одного компьютера на другой без промежуточного сервера. Яан Таллинн разрабатывал программу у себя в квартире на девятом этаже кирпичного здания на улице Sõpruse Puiestee в пригороде Таллина Мустамяэ.
В интервью Тянавсуу Таллинн сказал, что когда в 2012 году продавал квартиру, ему хотелось прикрепить табличку к двери: «Здесь была создана Kazaa».
Сервис Kazaa был готов в сентябре 2000 года и стал самой загружаемой программой в интернете. Однако Зеннстрёму и Фриису не удалось договориться с американскими музыкальными и кинокомпаниями. На сервис Kazaa подали в суд за нарушение авторских прав.
Зеннстрём постоянно уклонялся от судебных повесток. Он рассказал автору материала, что однажды пошел на спектакль в театре в Стокгольме, где к нему подошел незнакомец. Он протянул жене Зеннстрёма букет цветов и конверт, в котором были судебные повестки. Швед убежал. В результате повестку не вручили.
Когда Зеннстрём отравлялся в Таллин на встречу с командой, он обычно добирался на пароме, потому что боялся летать, а в офисе в Таллине очень нервничал из-за посетителей.
Все сотрудники компании начали шифровать свою корреспонденцию и жёсткие диски, а электронные письма хранили не более полугода. Зеннстрём в то время часто менял номера телефонов.
Против программистов Хейнлы, Таллинна и Казесалу не выдвигались обвинения, но их привлекли к судебному разбирательству как свидетелей. Суд Калифорнии требовал допросить свидетелей и раскрыть коммерческие сведения о Kazaa. Сначала эстонское правительство отклонило требование, но после повторного запроса программистов допросили в присутствии американских адвокатов.
Автор уточняет, что для эстонцев судебные разбирательства в отношении Kazaa были как игра с огнём — немного опасно, но весело. Так их имена начали всплывать в международной прессе.
Зеннстрём и Фриис боялись ареста, поэтому в течение нескольких лет не летали в США, несмотря на то, что быстро продали Kazaa австралийским предпринимателям, а головной офис компании перенесли на островное государство Вануату.
Пока адвокаты занимались проблемами Kazaa, разработчики ПО уже искали новое, более легальное применение своей p2p-технологии. Интеллектуальная собственность, на которой построен сервис Kazaa, была недоступна для правоохранительных органов США, потому что по документам принадлежала новой компании Зеннстрёма и Фрииса — Joltid, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
Идея создать Skype появилась летом 2002 года. Зеннстрём и Фриис планировали создать сервис, который позволил бы делиться домашним Wi-Fi. Но затем Аннус и Фриис поменяли идею. Они поняли, что можно сделать телефонные звонки дешевыми и простыми, если делиться данными по технологии peer-to-peer, как они это делали в Kazaa. Весной 2003 года создали альфа-версию. Её протестировали 20 человек.
Название проекта состояло из двух слов: “sky” («небо») и “peer” («равный»). По примеру Napster и других проектов, название сократили до «Skyper». Но так как домен Skyper.com был уже занят, “r” в конце пришлось убрать. Так появилось название Skype.
По словам Тянавсуу, тогда пользователи чувствовали себя глупо, разговаривая с компьютером. Звук у сервиса сначала был плохим. Поэтому отзывы о первой версии Skype были неоднозначными. Но когда тестировщики поняли, что теперь могут разговаривать с людьми из другой части планеты бесплатно, их мнение изменилось.
Skype тогда стал конкурентом для телекоммуникационных операторов, которые в то время делали сотни миллионов долларов на международных телефонных звонках.
Тянавсуу говорит, что Skype унаследовал от Kazaa и проблемы с полицией. Сначала разговоры в Skype были зашифрованы, их нельзя было перехватить. Поэтому сервисом стали пользоваться преступники. Позднее, когда в Skype появились платные услуги (Skype-out), создатели обнаружили, что мошенники с помощью сервиса «отмывают» деньги с краденых кредитных карт. Команда потратила много времени на борьбу с этим.
Вскоре у Skype появились конкуренты. Эстонская телекоммуникационная компания Elion разработала сервис Netifon, который позволял звонить с компьютера на мобильный телефон. Спустя несколько Elion закрыла этот проект из-за ошибок в сервисе и сложной для пользователей установки.
У Skype было одно большое преимущество: он легко обходил брандмауэры. Приложение не оставляло следов в интернете, а звук улучшился. Лаури Тепанди в интервью Тянавсуу рассказал, что с самого начала Skype создавался так, чтобы любой неопытный пользователь смог его установить: не нужно было знать о брандмауэрах, IP-адресах и прочем.
В 2003 году Skype была включена в коммерческий реестр компаний в Люксембурге. Семь человек контролировали акции компании: Зеннстрём, Фриис, сотрудники из бывшей Bluemoon, Аннус и Джефри Прентис — американский специалист по заключению сделок, который разрабатывал все важные международные транзакции для Skype.
Но денег компания не зарабатывала. Летом 2003 года Skype уже не могла платить своим разработчикам. Какое-то время оставался нерешенным вопрос о том, стоит ли начинать брать ежемесячный платеж с пользователей так скоро после открытия. Бизнес-план Skype не привлекал потенциальных инвесторов, потому что в то время лопнул пузырь доткомов, в интернет-проекты перестали вкладывать.
Американский венчурный инвестор Уильям Дрэйпер — один из немногих, кто сказал тогда, что это было правильное время для инвестиций в технологию p2p. Он отправил своего венчурного партнёра Говарда Хартенбаума в Европу заключить сделку с Зеннстрёмом и Фриисом. Хартенбаум и Дрэйпер хотели инвестировать в команду, что бы те ни решили делать. Им было не важно, есть ли у них продукт, создатели Skype получили абсолютное доверие Хартенбаума и Дрэйпера благодаря Kazaa.
Так Skype получила свои первые миллионы. По словам Хартенбаума, за три года вложенные в проект средства дали тысячекратный прирост.
Приложение Skype запущено 29 августа 2003 года. В первый же день его загрузили 10 тысяч человек. Через пару месяцев у сервиса был уже 1 млн пользователей.
Зеннстрём и Фриис со временем научились избегать проблем с законодательством различных стран. То, что было запрещено в США, могло быть легально в остальных странах. Правоохранительные органы всех стран хотели получить доступ к данным. С 2004 года Skype стала международной компанией, но на офисах в Эстонии, Лондоне и Люксембурге не было табличек с названием.
Штаб-квартира компании официально находилась в Люксембурге. Одна из причин — самый низкий НДС в Европейском союзе (15%), поэтому все продажи Skype проходили через Люксембург. Но эта страна подходила Skype ещё по одной причине: она гарантировала спокойную рабочую обстановку.
Герцогство защищает свои компании и не доставляет им исковые заявления. Юрисконсульт Skype Роберт Миллер периодически просматривал почтовые ящики компании в Лондоне и Люксембурге, письма от телекоммуникационных компаний и из правительственных офисов опускал в шредер, не читая.
Бывший сотрудник Skype Таавет Хинрикус, который теперь работает в стартапе Transferwise, рассказал в интервью, что Миллер был одним из немногих адвокатов, которые не ставят палки в колеса бизнесу. Большинство адвокатов обычно только и говорят о том, что делать нельзя. Миллер нашёл для Skype способы делать то, что нужно. Он считал, что стартап не может подчиняться каждому закону, в отличии от крупных компаний вроде Microsoft, они уже не могут себе это позволить.
Но Зеннстрём утверждает, что никаких угроз привлечения к юридической ответственности Skype не было, кроме как в ОАЭ и Китае. С самого начала руководство следило за тем, чтобы сервис не нарушал законы и правила.
В письме Тянавсуу он сказал, что долгое время ему удавалось относить Skype к категории провайдера электронной информации — поставщикам услуг электронной почты, а не к поставщикам телекоммуникационных услуг. Именно поэтому в компании никогда не объединяли сервисы Skype In и Skype Out.
Вплоть до 2005 года сотрудники Skype могли свободно уходить и приходить, работали как консультанты — часто с тем, с чем никогда не имели дела до этого. Возникшие идеи моментально внедрялись в продукт. Если идея появилась утром, то к вечеру ею могли пользоваться уже 10 тысяч пользователей.
Когда составлялся прайс-лист на услуги для Skype Out, составители не уделяли много времени исследованиям рынка. Два сотрудника просто придумали цены за ночь и внесли их в таблицу Excel. Только через три года работы возникла идея составить бюджет на год.
Каждую неделю в компанию приходили пять-десять человек. Система отбора была простой. Нужно пройти тестовое задание. Переговоры о зарплате считались лишними. Если сотрудник заслуживал попасть в команду, ему платили столько, сколько ему необходимо.
В интервью Тянавсуу американка Айлин Бёрбидж вспоминала, что когда её приняли в Skype, она очень хотела побыстрее начать работать и забыла обсудить зарплату с Зеннстрёмом. Так восемь месяцев она проработала бесплатно и вспоминает об этом времени как о лучшем в её жизни. После ей заплатили.
Бёрбидж также рассказала, что в Skype не было того, к чему она привыкла в Кремниевой долине: никого не волновали должности, никто не тыкал в других пальцами. Все были поглощены своей работой и обладали такой ответственностью и дисциплиной, которой она не встречала раньше. Бёрбидж пришлось привыкнуть к тому, что к светским беседам в компании относились как к потере времени.
ИТ-обеспечение производственного процесса в Skype было бессистемным. Например, о расположении серверов компании, кому за них платили и сколько, было известно только одному человеку — системному администратору Эдгару Маловерьяну, также известному как Этс.
Если разработчикам что-то требовалось, Этс шёл в магазин. Если надо было перезагрузить сервер, Этс звонил бизнес-партнёру. Когда Этсу нужно было дополнительное серверное пространство, он поискал в Google «дата-центр» и «Люксембург» и нашёл маленького провайдера Datacenter Luxembourg S.A.
Зеннстрём и Фриис шутили о том, зачем вообще Skype сервера, если всё должно работать по технологии peer-to-peer. Однажды Этсу даже пришлось везти серверное оборудование из Швеции в Данию в багажнике своей машины. Было не важно, где или как, важно — чтобы Skype работал, несмотря ни на что.
Летом 2005 года Яан Таллинн стал часто летать в Лондон на переговоры с eBay. Они проходили в офисе инвестиционного банка Morgan Stanley. Таллинна спросили, не собирается ли он продать Skype. Он ответил, что собирается и ему придётся взять с собой очень большую сумку для денег.
Яан Таллинн рассказал Тянавсуу, что руководство постоянно получало предложения о продаже компании, но не сразу стало принимать их всерьёз. Каждое новое предложение было немного выше, чем предыдущее. Страх, что наступит момент, когда никто не захочет купить Skype, ускорил продажу.
Таллинн поделился, что в том же году компании MSN и Yahoo исправили ошибки в своих продуктах, а Google запустила Talk и пустила слух, что сервис позволит звонить на телефоны бесплатно. Звонки на телефоны в то время были практически единственным источником дохода для Skype.
Руководство видело, что риски растут, предложение от eBay было выгодным и могло стать последним. А кроме того, летом 2005 года впервые за долгое время база пользователей Skype начала сокращаться, и это заставило создателей поволноваться.
Зеннстрём добавил, что в 2005 году стало понятно, что такие гиганты, как Yahoo, AOL, Microsoft и Google, вышли на рынок Skype. У сервиса было 20 млн активных пользователей в начале года, а у каждой из тех компаний по 100 млн активных пользователей. И поэтому было невозможно оценить, была ли Skype достаточно большой, чтобы оставаться номером один на своём рынке, или компания вот-вот будет раздавлена одним из гигантов.
Именно поэтому руководство Skype стало обсуждать партнёрство с крупными компаниями, но те всегда хотели либо купить Skype, либо конкурировать с ней. Так как заинтересованных в покупке было много, создатели Skype добились высокой цены продажи. А риск, что компанию раздавят гиганты, укрепил их в решении продавать сервис.
Росс Мэйфилд, американский советник президента Эстонии, в день продажи был в офисе Skype в Таллине и даже не заподозрил, что происходило с компанией. Мэйфилд рассказал в интервью Тянавсуу, что его поразило, как все были погружены в работу, будто это был обычный рабочий день.
Продажа и последующий рост за несколько лет изменили Skype. Сотрудники в Таллине почувствовали, что между ними и другими офисами Skype, особенно с офисом в Лондоне, растёт барьер.
Первая проблема касалась персонала. В Эстонии было много хороших инженеров, но совсем не было бренд-менеджеров. И вместо того чтобы показать сотрудникам в Таллине, что нужно делать, руководство Skype увеличило армию менеджеров в Лондоне. А все программисты остались в Таллине.
Инженер Каидо Карнера рассказал Тянавсуу, что большую часть времени пытался доказать менеджерам элементарные вещи, а те только две недели работали в компании и уже считали, что знают всё лучше остальных. В результате Карнер потерял мотивацию к работе и ушёл из компании.
В письме Тянавсуу Зеннстрём написал, что компания столкнулась не только с противостоянием инженеров и неинженеров, было ещё противостояние эстонской и англо-саксонской культур. Он считает, что когда один офис и одна национальность — это всегда легко, но именно благодаря смеси культур компания стала сильнее, хотя ею стало сложнее управлять.
Чтобы создать чувство общности, работники эстонского офиса приглашали коллег из-за границы и проводили мероприятия по тимбилдингу. Но вечеринки не могли убрать серьёзную разницу культур.
В 2007 году Яан Таллинн отправил руководству компании и всем сотрудникам письмо, которое назвал «Манифест Яана Таллинна на миллион долларов», где очень подробно описал все технологические и коммерческие ошибки. Он также обещал пожертвовать миллион долларов из своих денег, если эти проблемы будут решены.
Таллинн рассказал Тянавсуу, что те, кто работал в стартапах видели, как многое выходит из-под контроля. Сотрудники стали больше концентрироваться на том, о чём приятно говорить на совещаниях, а не на пользователях. Качество новых плагинов Skype ухудшилось.
Зеннстрём и Фриис снова заработали на продаже Skype. Это стало возможно, потому что они не дали доступ eBay к базовой технологии, на которой работал сервис (система p2p, известная как Global Index). Ею по-прежнему владела компания Joltid, принадлежавшая Зеннстрёму и Фриису.
Skype только имела официальное разрешение на использование этой технологии. Ситуация обострялась и могла бы вылиться в бесконечные тяжбы, но в 2009 году подписано соглашение, по которому Зеннстрёму и Фриису перешла часть компании Skype, что сделало их ещё богаче, когда компанию купила Microsoft.
В то время из компании ушли почти все сотрудники, которые были в ней с самого начала. Решения теперь принимались в Рэдмонде, а не в Таллине или Лондоне.
По информации, которую опубликовал Эдвард Сноуден, Skype был готов сотрудничать с правоохранительными органами. Например, Сноуден рассказал, что в феврале 2011 года eBay открыла доступ к Skype разведывательным службам США.
Чтобы уладить технологические и правовые аспекты шпионажа, в Skype создали секретный проект Chess, о чём было известно только нескольким сотрудникам компании.
В телефонном разговоре Стив Юрвецон рассказал Тянавсуу, что по его мнению, сервису Skype вредит то, что им владеет крупная компания со своими интересами по всему земному шару. Это ограничивает возможности Skype агрессивно расти, потому что иначе сервис будет угрожать устоявшимся правительствам или бизнес-интересам.
Например, запуск Skype для устройств с поддержкой Wi-Fi был задержан из-за давления провайдеров беспроводной связи, которые почувствовали в этом для себя угрозу.
История Skype: Интересное о Skype
Содержание статьи
Позвонить через интернет на обычный сотовый или городской телефон? Легко. Связаться с другим юзером в сети, установив прямой аудиовизуальный контакт? Еще легче! VoIP и софтфоны стремительно завоевывают рынки всего мира, и на острие этой «атаки» стоит программа, чье название хорошо знакомо каждому – Skype. Вот о ней-то мы и поговорим сегодня.
До Skype, или экскурс в историю
Еще многие фантасты XIX-XX веков предсказывали, что рано или поздно человечество изобретет этакий видеофон, благодаря которому собеседника можно будет не только слышать, но и видеть. Некоторые, особо одаренные личности (Тесла, например) заговорили об этом еще в то время, когда и обычный-то телефон был в диковинку.
На деле человечество справилось с изобретением подобной штуковины скорее раньше, чем позже. Суди сам: еще лет 15 назад трудно было помыслить о том, что совсем скоро в нашем распоряжении появятся компактные и мощные сотовые телефоны, с которых без проблем можно осуществить видео-звонок в любую точку мира (о том, что с них также можно и просто выходить в Сеть, слушать музыку, читать, смотреть кино и так далее, и говорить нечего).
Впрочем, мы отвлеклись. Наш сегодняшний рассказ пойдет совсем не о видео-таксофонах, а об идее передачи голоса и изображения по Сети, которая появилась едва ли не раньше изобретения самих компьютерных сетей.
Как ни парадоксально это звучит, до определенного периода времени телефонные сети и сети передачи данных существовали независимо друг от друга. Дело в том, что техника и каналы тех лет просто не справлялись одновременно с тем и другим. Ученые бились над разрешением этой проблемы начиная с 60-х годов, но первые заметные подвижки наметились лишь в 80-е, когда была создана ISDN (Integrated Services Digital Network) – сеть, поддерживавшая службы для передачи речи, данных, видео и текста. Но то были лишь первые шаги, а настоящие результаты и фактический «день рождения» Voice over IP (VoIP) и видеоконференций пришлись уже на 90-е годы.
Первой ласточкой, прорвавшей плотину «сетевого молчания» стала прога Internet Phone, созданная израильтянами из компании VocalTec. Internet Phone был выпущен в начале 1995 года и, по сути, являл собой банальный IM+софтфон, с помощью которого можно было голосом позвонить на другие ПК. Но то, что кажется банальным сейчас, тогда вызывало эмоции типа «omigod, it’s magic!!11». И это невзирая на то, что работало сие чудо в полудуплексном режиме, то есть в одностороннем порядке, как при разговоре по рации (что неудивительно – идею программы основатели VocalTec почерпнули во время службы в армии, глядя на пакетное голосовое радио).
Ни вышесказанное, ни тот факт, что качество связи обычно оставляло желать лучшего, не смогли встать на пути у прогресса – за несколько недель Internet Phone скачали тысячи человек и тут же принялись им активно пользоваться. Это-то и послужило отмашкой – стало очевидно, что интерес публики велик, а перспективы интернет-телефонии огромны. Рынок тут же наводнили всевозможные клоны израильской программы, а к концу 1995 года в продаже и вовсе появилась софтина DigiPhone, которая позволяла слушать и говорить одновременно.
В стане софта для передачи видео по Сети дела тем временем тоже обстояли неплохо. В начале все тех же 90-х годов умельцы из Корнельского университета написали программу CU-SeeMe, изначально предназначавшуюся для Mac’ов, а затем вышедшую и под Windows. Кстати, именно с помощью CU-SeeMe в 1994 году во время полета челнока Endeavor NASA передавало на Землю его изображение.
Интерес к технологии VoIP, то есть к передаче речевого сигнала через интернет или другие IP-сети, нарастал быстро, и уже в 1996 году назрели вопросы стандартизации и приятия нормативов. International Telecommunication Union – международная организация, определяющая рекомендации в области телекоммуникаций и радио, а также регулирующая вопросы международного использования радиочастот, приняла рекомендации по стандарту Н.323, который основывался на почти 50 других стандартах. Таким образом, был принят первый норматив для мультимедийной коммуникации при помощи пакетно-ориентированных сетей, не гарантирующих качества обслуживания. Одновременно с этим открытое международное сообщество проектировщиков, ученых, сетевых операторов и провайдеров Internet Engineering Task Force (IETF), которое занимается развитием протоколов и архитектуры интернета, разработало протокол Realtime Transport Protocol (RTP), нашедший применение в Н.323.
Дальнейшее развитие VoIP проистекало следующим образом:
Вот так незаметно дело и подошло к новому тысячелетию, а значит и к созданию Skype.
Skype
Skype принадлежит перу европейских прогеров, а именно эстонцам Ахти Хейнла (Ahti Heinla), Прийту Кейсалу (Priit Kasesalu) и Яну Таллинну (Jaan Tallinn). Эти имена, возможно, кого-то удивят, ведь в последние годы создателями Skype чаще называют совсем других людей – датчанина Януса Фрииса (Janus Friis) и шведа Никласа Зеннстрема (Niklas Zennstrom). Штука в том, что верно и первое и второе.
Не исключено, что имена трех эстонских разработчиков, не только вызвали удивление, но и показались некоторым читателям смутно знакомыми. Если показались, спешим обрадовать – у тебя отличная память. Дело в том, что в начале 2000-х эти парни занимались разработкой незабвенной файлообменной P2P-сети KaZaA, благодаря которой и снискали известность. Работа над Skype, которую господа IT-журналисты несправедливо ставят в заслугу Фриису и Зеннстрему, соответственно, была уже после.
«Кто же такие Зеннстрем и Фриис?» – спросишь ты. Конечно, они тоже появились в этой истории неслучайно – эта парочка имела самое непосредственное отношение к разработке и развитию обоих проектов (как KaZaA, так и Skype), и некоторые их «подвиги» буквально затмили остальную команду. Тем не менее, называть их «создателями Skype» – сильное преувеличение, так как в первую очередь эти двое – бизнесмены и инвесторы, но никак не разработчики. Подробнее о Фриисе, Зеннстреме и их роли в Skype мы расскажем отдельно чуть ниже, а пока давай вернемся к самой программе.
Активная работа над Skype была начата в 2002 году после солидных инвестиций со стороны Draper Investment Company, и в свет софтина вышла довольно быстро: доменные имена Skype.com и Skype.net были зарегистрированы в апреле, а первый бета-релиз программы публика увидела уже в августе 2003 года. Кстати, рендомный интересный факт – во время разработки прога носила имя Skyper (сокращение от «Sky peer-to-peer»), и только ближе к завершению работ была переименована в Skype, потому что доменное имя Skyper уже было занято.
Итак, что же отличало Skype от множества других аналогичных программ, коих в то время было выпустили чуть больше, чем до фига? В отличие от другого софта, предназначенного для IP-телефонии, Skype использовал и по сей день использует для работы P2P-архитектуру, что совсем не удивительно, если вспомнить послужной список его создателей. По сути, это и есть одно из его основных достоинств: весь голосовой трафик идет через узлы сети, которыми являются сами пользователи (и чем больше пользователей используют систему, тем лучше она работает). Skype умеет и маршрутизировать звонки через компьютеры других пользователей, что позволяет юзерам, находящимися за NAT или брандмауэром соединяться друг с другом (создавая повышенную нагрузку на каналы остальных пользователей).
К моменту выхода Skype на рынок IP-телефонии практически весь этот рынок был занят софтом и железом, работающим на основе стандарта SIP, о котором пришло время рассказать подробнее.
В отличие от засекреченного протокола Skype, SIP полностью открыт для разработчиков, хорошо продуман и прост для аппаратной реализации. За образец для SIP был взят протокол HTTP-сообщения SIP, как и запросы HTTP, передаются через интернет в текстовом виде, причем их форматы частично совпадают. Это заметно упрощает разработку и отладку программ, поддерживающих SIP, и, вполне вероятно, способствовало росту его популярности. Так же как и Skype, SIP не имеет централизованного сервера – серверов много; по сути, обзавестись таковым может каждый желающий, и все они взаимодействуют друг с другом. В задачи протокола входит только установка и согласование связи, при этом совсем не обязательно, чтобы эта связь была голосовой – это может быть любой другой поток данных (видео, мультимедиа, интерактивный сервис).
SIP ориентирован на работу в локальных сетях и на хороших интернет-каналах.
Skype является полной противоположностью SIP, хотя некоторые данные и указывают на то, что в основе Skype-протокола лежит именно модифицированный SIP. Как бы то ни было, различий более чем достаточно: Skype – протокол закрытый, и в силу своей P2P-структуры использует принудительное шифрование (данные шифруются при помощи AES-256, для передачи ключа которого, в свою очередь, используется 1024-битный ключ RSA. Открытые ключи пользователей сертифицируются центральным сервером Skype при входе в систему с использованием 1536- или 2048-битных сертификатов RSA), и он куда лучше SIP приспособлен к экстремальным условиям. Фраза «я его в дверь, а он в окно» наиболее точно отражает схему поведения Skype – закрой ему обычный диапазон портов UDP-протокола, и он переключится на свободные TCP-порты, а если прижмет совсем, Skype всегда готов использовать HTTP-прокси. Некоторые эксперты утверждают, что единственный способ полностью заблокировать Skype – анализировать содержание всех пакетов, которые Skype, не забываем, шифрует. Более простые методы программа обходит.
Все перечисленное уже многие годы серьезно напрягает спецслужбы почти всех стран мира – как же так, что-то невозможно перехватить и расшифровать, это же определенно непорядок! Впрочем, Швейцария, Австралия, Австрия, Германия и Россия уже намекали, что решения для прослушивания Skype у них в арсенале все же имеются.
Критикуют Skype и многие эксперты в области безопасности, и даже хакеры. Еще в 2007 году в сотом номере ][ Крис Касперски посвятил этому вопросу развернутую статью, озаглавленную «Skype: скрытая угроза». В статье Крис пишет следующее: «Skype – это черный ящик с многоуровневой системой шифрования, напичканный антиотладочными приемами исполняемого файла, считывающий с компьютера конфиденциальную информацию и передающий ее в Сеть по закрытому протоколу. Последний обходит брандмауэры и сурово маскирует свой трафик, препятствуя его блокированию. Все это превращает Skype в идеального переносчика вирусов, червей и дронов, создающих свои собственные распределенные сети внутри Skype-сети».
Но покорить широкую аудиторию Skype удалось не за счет шифрования и изворотливости, но за счет двух очень важных вещей: простоты и отличного качеству звука.
Начиная с самой первой версии, вышедшей осенью 2003 года, Skype поддерживал 10 языков и имел максимально простой интерфейс, в отличие от других IM, изначально заточенный именно под голосовую связь. Сыграло свою роль и то, что вся процедура установки программы и регистрации нового пользователя была в разы проще, чем у конкурентов. Что до кодеков, Skype использует SVOPC (16 кГц), AMR-WB (16 кГц), G.729 (8 кГц) и G.711 (ранее использовались также ILBC и ISAC), что при достаточной скорости соединения (30-60 Кбит/с) позволяет получить звук, сопоставимый по качеству с обычной телефонной связью.
Сразу взяв с места в карьер в 2003 году, Skype ни на минуту не останавливался в развитии. С каждой новой версией появлялось все больше новых функций и «удобств». Перечислять все эти автоответчики, онлайновые номера, конференции, сервисы для отправки SMS и так далее не имеет смысла, так как статья все же называется не «услуги Skype для чайников» :). Вместо этого хочется отметить другое – компания уверенно развивалась, невзирая даже на то, что в 2005 году Фриис и Зеннстрем продали свое детище, уже снискавшее огромную популярность (74,7 млн. аккаунтов и в среднем 10,8 млн. пользователей в сети), компании eBay за кругленькую сумму в несколько миллиардов мертвых президентов. О том, что на развитии Skype это отразилось не худшим образом, ясно говорят цифры и факты:
Мы делили апельсин, или патентный троллинг
Теперь, после освещения всевозможных технологических аспектов работы Skype, можно поговорить и о более забавных вещах – на десерт у нас остались самые настоящие «скандалы, интриги, расследования».
Как и было обещано, вернемся к личностям Никласа Зеннстрема и Януса Фрииса и рассмотрим их поближе. Зеннстрем – выпускник Уппсальского университета, обладатель степеней бакалавра в области делового администрирования и магистра в области физики. Фриис, напротив, не может похвастаться «вышкой», так как в свое время бросил школу и ушел работать в техподдержку местного провайдера.
Так уж сложилось, что в самом начале жизненного и карьерного пути эти двое устроились на работу в шведскую телекоммуникационную компанию Tele2, где в 1996 году их и свела судьба.
Проработав бок о бок несколько лет, Зеннстрем и Фриис так спелись, что уже в 2000 году решились уволиться и начать свой собственный бизнес, которым и стала файлообменная сеть KaZaA. Фактически, для ее разработки Фриис и Зеннстрем переехали в Амстердам, наняли команду программистов, а сами предпочти остаться на руководящих должностях.
Однако с «Казой» вышел казус – не успело детище Фрииса и Зеннстрема набрать обороты, как на пиринговые сети начались активные гонения. Как раз тогда закрылся легендарный Napster, а свято место, как известно, пусто не бывает – весь нелегальный контент потек в другие сети, одной из которых и была KaZaA. Копирасты тут же принялись осаждать наших горе-бизнесменов, желая утопить их в судебных исках, и такое положение вещей новоиспеченным стартаперам пришлось совсем не по душе. Зеннстрем и Фриис были вынуждены засекретить нахождение офисов компании и в самом буквальном смысле удариться в бега, скрываясь от повесток, сыпавшихся как из рога изобилия.
Когда стало окончательно ясно, что поговорка «время лечит» на данную ситуацию не распространяется, и становится только хуже, от KaZaA решено было избавиться. Была проведена странноватая сделка, в ходе которой KaZaA отошла австралийской компании Sharman Networks, зарегистрированной на тихоокеанском островке Вануату. Однако кое-что тогда не вошло в состав этой сделки, кое-что очень важное – права и патенты на пиринговую технологию, которая использовалась в KaZaA. Эти права остались в руках Зеннстрема и Фрииса, а точнее их новой компании Joltid, зарегистрированной вообще на Британских Виргинских островах.
Ты уже наверняка понимаешь, что все эти подробности здесь приведены неспроста. Дело в том, что впоследствии именно эта технология и была использована при создании Skype.
Кстати, если говорить о роли Фрииса и Зеннстерма в создании Skype, то здесь все обстояло уже знакомым нам образом – наемные программисты (те же самые эстонцы, которые корпели над KaZaA) и двое неразлучных стартаперов в роли основателей проекта. Хотя, справедливости ради здесь нужно отметить, что Зеннстрем был верен Skype и оставался на посту CEO вплоть до 2007 года, то есть еще на протяжении двух лет после продажи компании аукциону eBay.
Итак, eBay. Как уже было сказано выше, в 2005 году, спустя всего два года после создания Skype был продан компании eBay за баснословную сумму – 2,6 миллиардов долларов плюс еще 1,5 миллиарда через несколько лет, если финансовые показатели Skype будут хорошими (это было крупнейшее приобретением eBay за всю историю аукциона). Оба – и Фриис, и Зеннстрем, тогда в одночасье стали миллиардерами и, казалось бы, могли спокойно радоваться жизни, начинать и продвигать другие проекты, заниматься инвестициями и просто тратить те самые миллиарды. Но не тут-то было.
Выждав четыре долгих года после совершения сделки и успев за это время запустить стартап Joost, расчетливая парочка решила, что хватит наблюдать за развитием Skype со стороны. А развитие, кстати, было налицо: количество пользователей выросло с 53 до более чем 400 миллионов, международный трафик Skype в 2008 году составил рекордные 33 миллиарда минут, только вот желанных денег eBay все это не приносило. А так как прибыли от Skype составляли куда более скромные суммы, нежели планировалось изначально, в 2009 году крупнейший аукцион планеты решил избавиться от приобретения, заявив, что намерен опять выделить Skype в отдельную компанию и выставить его акции на биржу. Это сообщение заставило Фрииса и Зеннстрема внезапно активизироваться.
Мало кто изначально понимал, зачем eBay вообще покупал Skype (слишком уж неубедительно звучали официальные заявления: «для удобства общения между пользователями аукциона»), но только в 2009 до широкой общественности дошел весь комизм ситуации. Оказалось, что приобретя сам Skype, eBay умудрился оставить права и патенты на приснопамятную ключевую технологию в руках ее предыдущих владельцев. Да-да, Фрииса и Зеннстрема в лице компании Joltid. А владельцы, узнав о грядущем выставление Skype на биржу, развили бурную деятельность, принявшись возвращать проданное назад. Так, газете New York Times, например, слили слух о том, что бывшие владельцы Skype уже успели подрастратить свои миллиарды и теперь вынуждены общаться с частными инвесторами, пытаясь найти недостающую часть суммы для совершения «обратной» сделки.
Более того, сообразительные бизнесмены тут же сделали «предупредительный выстрел» – так как eBay все это время работал с Joltid по лицензии, Фриис и Зеннстрем подали в суд соответствующий иск, собираясь аннулировать действие этой лицензии в Великобритании. Для начала.
Конец всему этому цирку наступил совсем недавно, в ноябре 2009 года. Как это ни удивительно, ситуация все же разрешилась миром. eBay, до этого категорически отказывавшийся выплачивать что-либо экс-владельцам Skype, в итоге все же согласился на сделку. В накладке Зеннстрем и Фриис не остались, они не только снова получили места в совете директоров, но и урвали 14% акций компании Skype. Вся соль ситуации в том, что раскошеливаться им не пришлось – eBay согласился на их условия в обмен на отказ от исков и лицензирование принадлежащей им интеллектуальной собственности.
Мы, конечно, никогда не узнаем, каков был изначальный план Зеннстрема и Фрииса, и существовал ли он вообще. Вполне возможно, что они представляли себе «возвращение в Skype» несколько иначе, так сказать, в более радужном свете. Возможно, права придерживались Joltid в рукаве для более подходящего случая, а решение eBay избавиться от Skype форсировало события. С другой стороны может статься, что Фриис и Зеннстрем и вовсе не замышляли ничего криминального, хотя очень сложно поверить в то, что права на ключевую технологию остались у них «нечаянно», а компания Joltid по чистой случайности была открыта в оффшорной зоне.
После вышеописанного резонно будет задаться вопросом: «что же будет со Skype дальше?», ведь хотя дележка и окончена, нельзя сказать, что все идет совсем уж безоблачно. Нет-нет, да попытаются в какой-нибудь стране запретить софтфон или подадут на компанию в суд (в последнее время на Skype очень нехорошо косятся телекоммуникационные и сотовые операторы сразу ряда стран, включая Россию). Впрочем, это связано не столько с самим Skype, сколько с VoIP-телефонией в целом – в последней ОПСоСы и Ко в силу паранойи часто видят конкурента, вредителя и врага номер один.
Пожалуй, в отношении будущего Skype точно можно сказать следующее: один из самых популярных и успешных VoIP-сервисов, которым пользуется несколько сотен миллионов человек, не может просто так сгинуть в лету, что бы ни случилось. А уж если в отцах-основателях этой софтины к тому же числятся два таких хитрых и упорных типа, как Никлас Зеннстрем и Янус Фриис, Skype не только не пропадет, но, скорее всего, найдет более удачные пути монетизации и увеличения прибылей.