На чем носили ведра в старину с водой

к о р о м ы с л о

Толстая изогнутая деревянная палка для ношения двух ведер на плече

• (местное) длинный и тонкий шест, служащий рычагом при подъеме воды из колодца; журавль

• без рук, без ног, на плечи скок (загадка)

• большая стрекоза, которая никогда не порхает

• деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для ношения на плечах ведер или каких-либо тяжестей

• деталь рычажного механизма

• название рычагов в некоторых механизмах

• приспособление для переноски воды в ведрах

• рычаг в некоторых механизмах, точка опоры которого обычно располагается посередине

• с каким предметом деревенской утвари в русских загадках сравнивают радугу

• хищное насекомое отряда стрекоз

• часть двигателя внутреннего сгорания

• борис Кустодиев изобразил торговку воблой с двумя аршинными связками вяленой рыбы, а что перекинуто у нее через плечо?

• «промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит» (загадка)

• «концами над водой висит, середкой на плече лежит» (загадка)

• «наплечник» для ведер

• «ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора» (загадка)

• плечевой «рычаг» для ведер

• дуга для переноски ведер

• «двухведерный» эпитет радуге

• сравнение для дыма в накуренной комнате

• предмет для ношения ведер

• Планка для ношения ведер на плече

• Деталь рычажного механизма

• Без рук, без ног на бабу скок!

• Название рычагов в некоторых механизмах

• «Двухведерный» эпитет радуге

• «промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит» (загадка)

• борис Кустодиев изобразил торговку воблой с двумя аршинными связками вяленой рыбы, а что перекинуто у нее через плечо

• плечевой «рычаг» для ведер

Источник

Забытые и почти забытые слова – Коромысло

Одним из повседневных предметов нашего хуторского быта было КОРОМЫСЛО, обязательное и одно из главных в каждом дворе. Без воды для дома (еды, питья, стирки и т.д.) и для домашней скотины и птицы прожить невозможно, вот и была её доставка первостепенным делом. А коромысло помогало нести на плечах два ведра воды несколько сот метров, почти не уставая, перекладывая его на ходу с одного плеча на другое. Сколько раз за свою жизнь хуторянки укладывали коромысло на свои плечи – не сосчитать. Не миновала это участь и детские плечи. Ну а парни с мужиками предпочитали носить ведра в руках, или как говорили «на руках», видимо в противовес «на плечах».

В моей памяти сохранились коромысла именно такой формы и конструкции, какая показана на фото. Были они дугообразной формы, которые удобно ложились на плечо. Ну а ведро с водой цепляли на металлические крючки, закрепленные на концах коромысла. В прежние времена их делали самостоятельно из распаренной древесины, и для удержания ведер на концах делали специальные прорези-выемки, в которых они почти не раскачивались. Дома обычно коромысло хранили в коридоре в углу, поставив вертикально, но чаще укладывали на два специально вбитых в стену гвоздя.

Приходилось читать о том, что в отдельных местностях ношение воды на коромысле было целым ритуалом: когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло – в правой. Или же существовало особое отношение к походу к колодцу, пруду или реке. Даже говорить об этом следовало по особому правилу, а именно «иду по воду». А фраза «иду за водой» вызывала смех и отторжение, поскольку означала поход за утекающим потоком реки. А ещё в старину невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном яркими нарядными лентами, при этом не пролив ни капли, за чем пристально следили гости.
Обычно у колодца была лавочка, на которую ставили полные ведра. Если её не было, то их ставили на землю. Потом одно ведро цепляли сначала на заднюю часть, затем, с силой удерживая коромысло, второе на переднюю. Главное при носке воды таким способом – держать равновесие. Можно было и сразу забросить на плечо коромысло с ведрами, если, конечно, имеешь для этого достаточно сил. А если воду брали из пруда, то для этого почти всегда напротив каждого двора был мостик (местное название КЛАДКА). С упруго качающихся досок прыгали при купании ребятишки, и ещё набирали воду хуторяне. Если постараться, то можно было сразу зачерпнуть ведром на коромысле. Но иногда бывает, что слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в воду. У колодца или пруда можно было обменяться новостями, посудачить о том, о сём. Бывает, десятками минут могут хозяйки разговаривать, забывая при этом что на плечах коромысло с полными ведрами. Какая уж тут тяжесть, если такие новости.
Но постепенно появлялся в хуторах водопровод, или если рядом был пруд, то хозяин покупал насос, шланги и переноску.

Итак, дни, когда воду носили в дом из колодцев или с реки, давно минули. И коромысло – предмет, позабытый многими из нас. Сейчас его уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, куда по какой-либо причине не дошла цивилизация, или же где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы, в том числе и для хранения национальные обычаев. А ещё, конечно, в музеях. Ну а молодое поколение, возможно, и вовсе этого слова не слышало. Да и у разных категорий людей КОРОМЫСЛО вызовет свои ассоциации: для механиков-«технарей» – это деталь рычажного механизма, у которого опора располагается посредине (например, в двигателе); для зоологов – это хищное насекомое отряда стрекоз; для краеведов – (местн.) это длинный и тонкий шест, служащий рычагом при подъеме воды из колодца, журавль.
В Википедии прочитал, что, поскольку предмет этот имел широкое распространение, не обошло его и народное творчество. О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц: «Два братца хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий дивуется», «Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит»; или же «Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца», «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет», «Пыль столбом, дым коромыслом – не то от тоски, не то от пляски!». Там же: О коромысле писали стихи такие поэты, как С. Я. Маршак и К. Бальмонт; нашло оно отражение и на полотнах живописцев: Венецианова, Касаткина, Маковского, Смирнова, Васильева, Рябушкина.
Мои детские ощущения от ношения воды на коромысле тоже расписаны в рассказе «Тебе не тяжело, сынок?».

Ну а памятник героям «Тихого Дона» в Вешенской, где главная героиня Аксинья несет донскую воду на коромысле в ведрах, наверное, знает каждый. Такой образ, с коромыслом, выбрал скульптор для увековечивания жителей донских станиц.
Что касается фотографии, то она из Интернета и привлекла моё внимание тем, что коромысло здесь трудовое: по его внешнему виду понятно, что много ему досталось.

Источник

На чем носили ведра в старину с водой

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

КАК НОСИЛИ ВОДУ КОРОМЫСЛОМ

Каждый день русские крестьянки отправлялись к колодцу с дугообразным коромыслом и ведрами, которые крепились на крючках у его основания. Они знали особые хитрости, которые помогали управляться с этим предметом быта. Чтобы коромысло не переломилось под тяжестью воды и выстиранного в реке белья, на его середину крепили металлическую пластину. Чтобы было не так тяжело нести ведра, коромысло следовало время от времени перекладывать с одного плеча на другое. И никак иначе, ведь воду приходилось носить на дальние расстояния.

А.А. Пластов. Родник. 1964 г.

На Руси был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду. Когда только идешь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой. Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие. Настоящие умельцы могли и зачерпнуть воды, даже не снимая ведра с коромысла. Сделать это было крайне трудно, ведь ведро могло соскользнуть и упасть прямо в колодец.

К колодцу ходили не только за водой, но и за свежими новостями: разговоры у колодца были излюбленным занятием крестьянских женщин. А еще существовала традиция, что в день своей свадьбы девушка должна была донести воду в ведрах на коромысле и не пролить ни капли.

Н.А.Касаткин «Соперницы» 1890 г.

Ф.А.Малявин «Женщина с коромыслом»

Источник

На чем носили ведра в старину с водой

Оно, ложась на чьи-то плечи,

Носило воду в дом из речки.

Потом в один прекрасный год

В дом провели водопровод.

И вот теперь оно, ребята,

Лежит в музее экспонатом.

Место изготовления: СССР, Сибирь
Время изготовления: Первая половина – середина ХХ века
Материал: дерево, металл (железо)
Способ производства: кустарное изготовление
Размеры: длина по дуге – 120,0 см; ширина по наплечнику – 6,0 см

Давно минули те дни, когда вода в дом попадала из колодцев и с колонок, которые были расположены на каждой улице нашего села. А уж такой незаменимый когда-то предмет, как коромысло, большинство людей и вовсе забыли. Молодежь же такого слова и не слышала, наверное. А когда-то коромысло или, как говорили в старину, коромысел было в быту одним из главных предметов. Не было ни одного двора, в котором бы его не было. В данной статье мы постараемся напомнить знающим и расскажем тем, кто не знает об этом удивительном предмете.

Коромысло — это приспособление дугообразной формы. Главное его предназначение — это перенос грузов. В частности, воды в вёдрах. Это самое популярное его применение. Воду носили для дома и для двора (на питье скотине). С помощью данного инструмента также на реку носили белье для полоскания, и др. Его достоинства по заслугам оценили в сёлах и в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные насекомые. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка: «Сидят две галочки на палочке?» Это о ведрах с коромыслом.

Если постараться, то коромысло еще можно встретить в каком-нибудь деревенском дворе. Висящим на гвозде. А когда-то считалось: пока человек еще может носить ведра с водой на коромысле, силы еще есть и человек находятся в здравии. Молодой же парень, который начинал носить воду на коромысле, получал «звание» отрока т.е. подростка.

Русская свадьба также не обходилась без коромысла. Существовал обычай, по которому невеста должна была донести два ведра с водой на коромысле, не пролив при этом ни капли. Для современных девушек это сейчас может показаться сложной задачей. Раньше же это было простым делом. Славянские девушки всегда отличались хорошей осанкой и красивой походкой. Именно коромысло вырабатывало эти особенности.

Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»

Источник

Ушат :: Общие сведения

При раскопках древнего Новгорода учёным удалось обнаружить отдельные части ушатов, сработанных в XIII-XIV веках. Реконструкция, выполненная по найденным фрагментам, дала возможность представить себе, как выглядел этот бондарный сосуд, применяемый новгородцами в основном для переноски и хранения воды. Клёпки, из которых его собирали, были прямоугольными, а следовательно, сам ушат имел цилиндрическую форму, которая оказалась довольно устойчивой.

Ушаты, подобные новгородским, изображены на лубочной картинке «Как мыши кота хоронили», выполненной в начале XVIII века. Поскольку кот всегда был врагом и притеснителем мышей, его хоронили с величайшим ликованием. Конечно же, такое торжество не могло обойтись в представлении народного художника без музыки – и он нарисовал мышь, играющую на волынке, без закуски – была нарисована мышь с полным коробом пирогов за плечами и, конечно же, без «доброго пития», то есть медовухи или пива. И чтобы не было сомнения, сверху написали: «Мыши несут ушат доброго пития. »

Изображённый ушат не только имеет древнюю форму, столь же древним остался и способ его переноски. То есть в его уши продевали жердь, клали её концы на плечи и несли вдвоём. В отличие от ведра ушат предназначен для переноски воды только вдвоём, поэтому и вмещает он её значительно больше, чем стандартное ведро. Чем тяжелее был ушат с водой, тем труднее было поднимать его на плечи. Постепенно в обиход стало входить приспособление, с помощью которого ушат можно было нести, не поднимая его высоко над землей. К жерди в середине прикрепляли короткую цепь, называемую зацепом. Свободный конец зацепа соединяли в середине с более короткой жердью. При переноске ушата в его уши вставляли короткую жердь, а длинную клали на плечи. Таким образом, ушат при переноске висел на зацепе на небольшом расстоянии от земли.

В разных уголках России это простейшее приспособление называли по-разному: хлудом, коромыслом, водоносом, дубиной, дрюком, ослопом и стягом. Деревянные его части изготовляли из прочной древесины берёзы или дуба, ведь они должны были выдерживать довольно большую нагрузку, особенно, если приходилось переносить ушаты, вмещающие несколько вёдер воды. Чтобы не занозить руки, жерди (особенно большую, которую клали на плечи) тщательно отшлифовывали. А уж отполировывали их поневоле ладонями рук. Чем больше ушат использовали, тем более интенсивный блеск приобретали деревянные части хлуда. Чтобы перенести на значительное расстояние полный ушат воды и не расплескать, нужно было иметь определённую сноровку. И только течь в ушате могла оправдать водоносов, не сумевших принести полный ушат воды. Как говорится в народной поговорке: «Не хлуд худ, а уторы воры».

Воду в ушатах носили из колодца или речки не только домой, но и на луг в покосное время и в поле в страдную пору. В них же носили воду для полива огородных грядок. Особенно ушат был незаменим там, где воду нельзя было доставить на водовозной бочке, поскольку вместо дороги под ногами была лишь узкая тропка.

В наше время ушаты не изжили себя, но их чаще всего используют для соления сала и мяса. В старину ушаты для засаливания мяса, сала, рыбы изготавливали из берёзы и осины, в таком сосуде вкус, запах, цвет продуктов не изменялись. Для удобства закладки продуктов его делали с расширенным кверху туловом. Положенные в ушат мясо, сало, рыба плотно прижимались крышкой, имевшей деревянный брус-засов, концы которого вставляли в отверстия «ушей». Ушаты, как и другая бондарная и долблёная утварь, были распространены на территории России с очень древних времен.

В прошлом веке мастера изготовляли также небольшие ушаты, предназначенные для хранения топлёного или, как его еще называли, русского масла. Широко были распространены небольшие ушатики на два, на три литра, выдолбленные из ствола дерева. В долблёном цилиндре с одной стороны вырезали ушки, а с другой вставляли донышко. В проушины (так же, как и у ушата для соления мяса) вставляли клиновидный стержень, который прижимал крышу ушатика. Встречались долблёные ушатики, крышки которых запирались с помощью специальных железных скоб.

В тех районах, где было развито бочарное ремесло, вскоре отказались от трудоёмкой долблёной посуды: посуду для масла стали изготовлять на бондарной основе. В Архангельской губернии ушатики для хранения топлёного масла назывались скобкарями. Владимир Иванович Даль пишет в Толковом словаре, что «скобкарь (арх.) – кадочка для масла с двумя проушинами в клёпках, для засова и с крышкою». Было подмечено, что в деревянной посуде (а особенно в липовой) масло долгое время не горкнет и керамическая, фарфоровая, да и теперешняя эмалированная посуда ни в какое сравнение не идёт с деревянной. Известно, что при хранении масла или маргарина в прозрачной посуде происходит осаливание верхних слоёв под действием света: появляется неприятный сальный запах. В закрытой деревянной посуде этот процесс исключается. Мало того, древесину можно пропитать веществами, способствующими длительному хранению подобных продуктов. Проще всего пропитать ее крепким раствором соли. В бондарную посудину (в данном случае в ушатик) наливают горячую солёную воду, которую в ней держат до тех пор, пока она не остынет. Слив воду, сосуд высушивают и только после этого в него загружают масло или маргарин. При температуре от 0° до 4°С продукты сохраняют свою свежесть около двух месяцев. Посуда находится в такой же естественной связи с маслом, как скорлупа с ядром ореха. Поэтому в такой посуде масло можно хранить долгое время не только в холодильнике или в погребе, но и в любом прохладном месте.

Ушатик-скобкарь в современных условиях можно с успехом использовать не только для хранения масла. Если к крышке прикрепить удобную ручку, с ним можно отправляться в лес за ягодами. Малина, земляника, черника, морошка и княженика чувствуют себя в деревянной посуде намного лучше, чем в металлической либо в стеклянной, не говоря уже о пластмассовой. Ягоды не мнутся и долгое время не портятся благодаря тому, что дерево – прекрасный изоляционный материал. Он-то и не позволяет содержимому скобкаря перегреваться на солнце. Размеры скобкаря, предназначенного для хранения масла, могут быть самые различные: всё зависит от хозяйственной необходимости.

История ушата

Почему ушат называется ушатом? Этимология слова «ушат».

Как выглядят глиняный, деревянный, алюминиевый, оцинкованный и пластмассовый ушаты? Фото ушата из нержавеющей стали (нержавейки).

Как нарисовать ушат пошагово? Какие разновидности ушатов бывают? Описание старинных ушатов с крышкой и без (не из википедии).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *