На чем основан хорезмский очаг цивилизации
ИСТОРИЯ ХОРЕЗМА
ИСТОРИЯ ХОРЕЗМА — ХОРЕЗМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Многочисленные большие и малые центры Средней Азии на отдельных исторических этапах сыграли определенную роль в культурном, экономическом, политическом и социальном развитии, внесли свой вклад в общую историю народов региона. Самым северным из них был Хорезм, который стоял как бы между Средней Азией и Великой степью, т.е. на стыке двух миров – кочевого и оседло-земледельческого. Поэтому в истории Хорезма нашли отражение все бурные конфликты, связанные как с той, так и с другой стороной. Обилие воды, плодородная земля, умеренный климат привлекали сюда издревле огромные массы людей, которые, оседая и осваивая этот благодатный край, превратили его в прекрасный оазис, ставший центром древнейшей культуры, которую академик С.П.Толстов назвал «хорезмской цивилизацией».
Хорезм – древнейший культурный оазис на западе Узбекистана. Цивилизация древнего Хорезма прослеживается от неолита (IV — начало III тысячелетия до н.э.) до расцвета феодализма (XI-XIII вв.), когда в оазисе пышно расцветали городская культура и сопутствующие ей ремесла и торговля.
На территории Узбекистана, недалеко от Ургенча, в дельте Амударьи, на берегу реки в 1939 г. обнаружена стоянка человека, жившего здесь на рубеже IV и III тысячелетия до н.э. Таких стоянок было открыто 18, и все они были названы академиком С.П.Толстовым, открывшим их, кельтеминарской культурой.
Аральского моря в современном его виде тогда не существовало, а Амударья и Сырдарья были тогда не столь многоводны и, не будучи в состоянии пробить современное русло, растекались в большое число протоков, озер, болот и терялись в песках. В этой географической среде и жили кельтеминарцы. Они изготовляли свои орудия из камня и кости. В их жилищах находят ножи, наконечники, скребки, проколки, крючки, а также крупные орудия, такие, как каменные топоры.
Питались кельтеминарцы главным образом рыбой, преимущественно щукой и сомом, которые тогда, видимо, в изобилии водились в Амударье. Вместе с тем, в их рационе было достаточно и мясной пищи, которую доставляла им охота. В большом количестве обнаружены кости кабанов и водоплавающей дичи. Пищу варили в глиняных сосудах, изготовленных без гончарного круга, поверхность сосуда была покрыта красной краской. Жилища сооружались из камыша и дерева. Они представляли собой огромные сооружения (24х17 м) с несущими столбами, стропилами и обрешеткой. В центре находился неугасающий очаг, вокруг которого располагались многочисленные кухонные очаги. Отдельно располагался жилой сектор. В доме обитала целая родовая община, примерно 100-120 человек. У парной семьи, если она уже и выделилась, еще не было отдельного хозяйственного очага.
Кельтеминарская культура представляла собой как бы один из этапов развития цивилизации. Здесь впервые встречаются украшения, которые изготавливались из раковин и камня, причем раковины были преимущественно привозными – некоторые из бассейна Индийского океана – из Красного моря, Персидского и Аравийского заливов.
Стоянки, подобные кельтеминарской, обнаружены в Синьцзяне, Западном Казахстане, Нижнем Поволжье, Приуралье, Северо-Восточной Европе, Восточной Европе и Южной Сибири. Но в этих регионах они появляются позже на тысячу и две тысячи лет позже, что свидетельствует о том, что Средняя Азия стала центром новой культуры, новой ступени развития человеческого общества, которая отсюда распространилась дальше на север.
Впервые народы Средней Азии упоминаются в письменных источниках Ближнего Востока в VIII в. до н.э. Древние греческие и римские историки все население громадной территории от Монголии до Крыма называли «скифами». Однако, по сведениям Плиния, под скифами подразумевался обширный союз племен и народов, которых он насчитывает до 20. Среди них упоминаются и хоразмии.
История Хорезма — Сиявуш
Академик С.П.Толстов считает, что в формировании античной хорезмской народности, окончательно сложившейся в низовьях Амударьи, участвовало главным образом коренное население оазиса, но, видимо, известную роль сыграла и народность, которая первоначально расселялась где-то в пределах Южного Туркменистана или Северного Ирана. На это указывает и легенда. Известно, что легендарный основатель хорезмийской династии Сиявушидов был героем древнего иранского эпоса – Сиявушем и пришел он с юга. «Сиявуш» означает на древнеперсидском «черноголовый», а на древнетюркском «черноволосый» — «хорасмий».
Письменные исторические сведения о хорезмийцах донесла до нас «Авеста» (первая половина I тысячелетия до н.э.), где встречается название страны «Hvairizem». Область хорезмийцев упоминается и в Бехистунской надписи, в списке провинций, подчиненных Дарию (521-425 гг. до н.э.). Предшественник Геродота Гекатей Милетский говорит, что город Хорасмий и народ «хорасмийцев расположены к востоку от Парфии… Страна состоит из равнин и гор». Геродот сообщает, что парфяне, согдийцы, хорасмийцы и арийцы входят в одну сатрапию.
Все эти сообщения подкрепляются данными археологии. Хорезмская экспедиция по руководством С.П.Толстова установила, что самые ранние поселения Хорезма, жители которых занимались мотыжным земледелием, относятся ко второй половине II тысячелетия до н.э. Эта дата совпадает с датой Абу Райхана Беруни (XI в.), который относит начало земледелия в Хорезме к первой эре хорезмийского летоисчисления – к 980 г. до Александра Македонского, т.е. к 1292 г. до н.э.
На чем основан хорезмский очаг цивилизации
Сегодня мне хочется рассказать о культуре самой древней ныне народности, проживающей на территории Узбекистана — Хорезмийцев, история которой уходит в глубь веков. Древнее прошлое Хорезма погребено под толщи песков Каракумов, хранящие в себе тайны и разгадки, которые достаются тем, кто своим кропотливым трудом открывают всё новые свидетельства некогда величественной цивилизации, лежавшей в верховьях Амударьи (Окса), цивилизации древнего Хорезма.
Во время раскопок : археологов на острове Элефантина в Египте в 1907-1908 гг. было обнаружено около 100 папирусов, происходивших из военной колонии. Среди них — любопытный документ, датированный 464 г. до н.э., в котором излагается тяжба к иудею Махсею от лица Даргамана, сына Харшина, хорезмийца из отряда Артабана, служившего в гарнизоне в Элефантине.
Уникальные природные условия региона позволили сохраниться многочисленным и разнообразным археологическим памятникам. Достаточно оглянуться с вершины какого-нибудь холма, чтобы увидеть руины крепостей, городских стен, ворот, башен. С помощью аэрофотосъемки даже под слоем песка удается обнаружить русла древних ирригационных сооружений и поля, которые они орошали.
Город представлял собой обширный правильный прямоугольник размером 500×350 м, вытянутый с севера на юг. Территория города была охвачена крепостными стенами с квадратными башнями, возведенными через каждые 10-12 м. Угловые башни являлись своеобразными бастионами, охватывая угол с двух сторон. Внутри стен проходили двухэтажные оборонительные галереи.
Характерным явлением тогдашней военной мысли было сооружение рвов перед крепостными стенами в качестве дополнительной преграды. Ров Топрак-калы окружал городские стены со всех сторон и был устроен на расстоянии 15 м. от стен. Ширина его составляла 16 м., а глубина достигала 3 м.
Единственный вход в город располагался в центре южного фаса. Поскольку обычно городские ворота считались самым слабым, уязвимым местом в обороне, то строители Топрак-калы выделили вход в особое укрепление с проходом в виде коленчатого лабиринта.
Своеобразна и внутренняя застройка города. Центральная уличная магистраль, проложенная с севера на юг к городским воротам, рассекала город надвое, а поперечная сетка улиц делила городскую застройку на 10 кварталов, один из них был храмовым, остальные — жилыми. В каждом квартале, как выяснилось, насчитывалось примерно 150-200 жилых и хозяйственных помещений, которые составляли от трёх до шести домовладений. Бесспорно, такие кварталы отличались от привычных нам кварталов, как части городской застройки, охваченной улицами.
На Топрак-кале границы квартала проходили сзади обращенных на разные стороны улицы домов. Окруженные глухими стенами дома массивы имели индивидуальные выходы на внутриквартальную улицу. Каждый квартал имел свои небольшие святилища. Были выявлены следы ремесленного производства (остатки бронзолитейного цеха, мастерская по изготовлению луков и т.д.) Число жителей Топрак-калы составляло примерно 2,5 тысячи взрослых человек. Причём большая их часть была занята в охране и обслуживании дворцов.
Наиболее интересные сооружения Топрак-калы располагались в ее северной части, которая занимала почти треть городской территории. Северовосточный угол был отведен под базар или городскую площадь. Северо-западный угол занимала цитадель, которая представляла собой укрепленный по сути «заповедный» город площадью 3,2 га. В его северо-западной части на высокой платформе возвышался дворец. В пределах цитадели у подножия платформы высокого дворца археологами был обнаружен храм огня.Даже сейчас грандиозный дворец могучей громадой возвышается над городской территорией. Он таит в себе множество загадок.
Fan va turmush № 1-3 / 2006г. www.fvat.uzsci.net
Особое положение в древней истории Средней Азии занимал Хорезм, располагавшийся в низовьях Амударьи. Эта страна еще в IV в. до н. э. отделилась от Ахеменидского государства, и хорезмийский царь Фарасман в 329—328 гг. до н. э. явился к Александру Македонскому для переговоров. Уже тогда в Хорезме существовала развитая городская культура. Вскоре, возможно, во время продвижения кочевых союзов на юг, в сторону Парфии и Греко-Бактрии, Хорезм подпадает под власть кочевых племен. Интересно, что, когда в I в. н. э. выпускаются первые местные монеты, на их оборотной стороне уже помещено изображение правителя на коне.
Типичным городским центром древнего Хорезма является городище Топрак-Кала.
«Древние Цивилизации» под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина
Дворец правителей Хорезма Топрак-кала (III в.) сохранил остатки живописи и скульптуры, украшавших стены его многочисленных парадных зал. Росписи Топрак-калы характеризует многообразие сюжетов и своеобразие стиля.
Живопись выполнена на толстом слое белой ганчевой обмазки, нанесенной на глиняной штукатурке минеральными красками, растертыми на растительном клее, по-видимому, в приеме альсекко (т. е. по сухой, а не увлажненной основе). Окраска осуществлена то ровно нанесенным слоем, то сильным мазком, моделирующим детали изображений, черной краской, которой живописец очерчивал основные контуры. Красочная палитра очень обширна — она варьируется и в цветах и в оттенках: черный и белый, синий и голубой, розовый, ярко-красный и бордо, лимонно-желтый и оранжевый, бледно- и густо-зеленый, коричневый, фиолетовый; все это — в разнообразных нюансах тонов, но с преобладанием ярких, насыщенных раскрасок.
Наиболее значительное место принадлежит сюжетным изображениям, исключительно разнообразным по содержанию.Среди тематических композиций характерна представленная в арочной нише сидящая в торжественных позах чета — мужчина и женщина. Сюжет этот в бесчисленных репликах будет повторяться на восточной средневековой керамике,- на металле XI— XII веков, в миниатюрах XIV—XVII столетий, но основа его, как видим, уходит в глубины местной античности.
Так называемая Комната червонных дам получила у археологов свое наименование благодаря остаткам женских фигур, показанных среди красных сердечек, заполняющих фон. Четко очерченный профиль с прямой линией носа, сильным подбородком и удлиненным очерком глаз под прямыми бровями; фигурные тяжелые серьги и ожерелья; косы, ниспадающие на спину из-под закрученного надо лбом головного убора; платья из богато орнаментированной ткани — все эти детали передают глубоко своеобразный облик хорезмиек. Что касается самой изобразительной манеры, то и в ней оригинальность художественной интерпретации несомненна. Особую выразительность придает «червонным дамам» усложненность позы: трехчетвертная или фронтальная позиция тела при профильном положении головы, сложный жест руки, придерживающей в одном случае шнур, в другом —сосуд.
Видную роль в художественном оформлении Топрак-калы играла скульптура. Материалом ее служила по преимуществу глина, изредка — ганч. Важно подчеркнуть, как коренную черту, принципиальную связь скульптуры с архитектурой — будь то объемная статуя или горельеф. Необходимо также отметить и органическую связь ее с живописью, с полихромией, с цветом; скульптура раскрашена по белой подгрунтовке в разнообразные цвета, с передачей орнаментов тканей, вышивок, ювелирных украшений; статуи нередко размещены на орнаментальном фоне ниш.
Очень впечатляющи сохранившиеся женские головы — одна из них была условно названа археологами «Красной головой», вторая — «Супругой Вазамара». Особенно выразительна «Красная голова». Зрачки и веки больших продолговатых глаз разрисованы темным цветом. Прямой, широкий у основания нос, некрупный спокойный рот. Овал лица удлинен, подбородок тяжеловат. В приеме лепки — известная пластическая обобщенность, которая усиливается также ровным, без нюансов, красноватым цветом. А между тем внимательный, несколько вкось направленный взгляд и какая-то мужественная энергичность лица придают ему и выразительность и жизненную достоверность.
В пору заката хорезмской античности искусство ваянии порождает здесь особый цикл погребальной скульптуры на оссуариях. Специфический для среднеазиатского маздеизма обычай сохранять кости усопшего в терракотовых гробиках приводит к парадно-декоративной обработке последних в тех случаях, когда заказчиком является знатная фамилия, сохраняющая в семейных наусах останки целых поколений.
Крайняя обобщенность скульптурной манеры, которую отличает лаконизм изобразительных средств, недифференцированность пластической лепки, строгая фронтальность и оцепенелость позы — все это придает оссуарным изваяниям из Кой-Крылган-калы несколько абстрактный характер. Образ не передает индивидуальных особенностей, темперамента, внутренней сущности изображаемого персонажа, он предельно типизирован, внушая идею вневременной сущности погребального изваяния.
«История искусств Узбекистана» Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И. изд-ва «Искусство»
1965г.
Имиджи взяты из журнала «Fan va turmush» № 1- 3 / 2006г., из «История искусств Узбекистана» Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И. изд-ва «Искусство» 1965г., а так же из «Древние Цивилизации» под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина «Мысль» 1989г.
На чем основан хорезмский очаг цивилизации
Цивилизация возникла 35 в. назад.
Цивилизация остановилась 7 в. назад.
.
Истоки цивилизации следует искать в IV тыс. до н.э..
Но собственно Цивилизация Хорезма возникла в середине II тысячелетия до нашей эры. Это произошло позднее рождения древнего Египта и Вавилона, но в очень похожих природных условиях..
Цивилизация культивировала свои основные центры в низовьях Амударьи, где располагалась область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли..
Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь..
Хорезм IV в. до н.э. — I в. н.э. — могущественное государство..
С 1220 года Хорезм оказался в составе Монгольской империи, затем в улусе Джучи, позднее в Золотой Орде..
Цивилизация утратила свои основные признаки, хотя, созданные ею государственные образования, продолжали существовать ещё несколько столетий.
IV–III тыс. до н.э. А рхеологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников. Ряд находок показывает, что уже в эту эпоху Хорезм играл роль посредника между миром древних цивилизаций Среднего Востока и отдаленным гиперборейским Севером. Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине II тысячелетия тазабагъябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая.
Исследователи считают, что Хорезмийская цивилизация формировалась при определенном воздействии культуры древнего Двуречья.
К середине II тысячелетия относятся стоянки суярганской культуры.
Ряд исследователей отождетвляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо». Здесь, по преданию, родился основатель зороастризма — легендарный Заратуштра.
Цивилизация Хорезма возникла приблизительно в середине II тысячелетия до нашей эры. Это произошло позднее рождения древнего Египта и Вавилона, но в очень похожих природных условиях.
В низовьях Амударьи образовался плодородный оазис у окраин пустыни Кызылкум.
Племена, обитавшие к востоку от Каспийского моря, составляли единую яфетическую семью.
Кней относятся также кавказские народы, а также создатели древних цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии.
Хорезмийские яфетиды и кавиды на рубеже II и I тыс. до н.э. выступают как одно из звеньев цепи дрввнеиндоввропеиских племен вокруг Каспийского моря.
Древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII в. до н.э.
К началу I тысячелетия до н.э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.
О коло VIII-VII вв. до н.э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII-VI вв. до н.э. грандиозные ирригационные сооружения.
В середине VI в. до н.э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Он упоминается в Бехистунской надписи Дария I.
Г еродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н.э. на Элладу.
В результате завоевательных походов Александр Македонский государство Ахеменидов было уничтожено. Хорезм в этот период отделился от Ахеменидского государства. В 329-328 гг. до н.э. хорезмийский царь Фарасман явился к Александру Македонскому для переговоров.
В это же время Хорезмийцы приняли персидский обычай вести летоисчисление по годам правления каждого царя из династии Кей-Хосрова, который правил их страной и носил шахский титул. Так было до правления Африга, одного из царей этой династии.
Его сын наследовал ему в управлении страной. Афригу традиция приписывает постройку в 305 г. до н.э. грандиозного замка позади города Ал-Фир, разрушенного Аму-Дарьей в 997 г. н.э.
Бируни перечисляет 22 царя этой династии, от 305 до 995 г., давая кое-какие хронологические указания о времени правления некоторых из них.
IV в. до н.э. Уже тогда в Хорезме существовала развитая городская культура. Только в Элликкалинском районе современного Каракалпакстана сосредоточено более двух сотен городищ, самые знаменитые из которых, например, Топрак-кала или Аяз-кала, по сложности сооружения и масштабам постройки почти не уступают египетским пирамидам.
Городище Топрак-Кала является типичным послением Древнего Хорезма. Его важнейшей частью была цитадель на кирпичной платформе многометровой высоты. Здесь располагались дворцовый комплекс с парадными залами и целый ряд подсобных строений. Залы богато украшены росписью и глиняной скульптурой. Наряду с влиянием традиций эллинистической художественной школы здесь можно усмотреть и воздействие кушанских эталонов, а в рельефах, изображающих пасущихся оленей, — даже воздействие непосредственных связей с культурой кочевых племен.
Х орезм IV в. до н.э. — I в. н.э. — могущественное государство. В этот период возведено множество укреплённых городов с мощными стенами и башнями, представлявших собой единую систему крепостей, защищавших границу оазиса со стороны пустыни. Огромное количество бойниц, каждая из которых обстреливает только узкое пространство, в силу чего у каждой бойницы должен был стоять специальный лучник, говорит о том, что весь народ был ещё вооружен и ведущую роль играла не профессиональная армия, а массовое народное ополчение.
III в до н.э. В о время продвижения кочевых союзов на юг, в сторону Парфии и Греко-Бактрии, Хорезм подпадает под власть кочевых племен.
О коло 175 г. до. н.э. Хорезм восстанавливает свою традиционную власть над Согдианой и Средней Сырдарьёй.
В последней трети I в. до н.э. Хорезм выступает как могущественный союзник западных гуннов. Власть Хорезма распространяется в это время далеко на северо-запад. По сведениям «Истории младшей династии Хань», восходящим к самому началу н.э., Хорезм (который описывается здесь как Кангюй — «страна каналов») подчиняет страну аланов, простиравшуюся в то время от северного Приаралья до восточного Приазовья.
С середины I века н.э. до конца II в. Хорезм входит в систему Кушанского царства как член древней массагетской конфедерации.
В I в. н.э. выпускаются первые местные монеты, на их оборотной стороне уже помещено изображение правителя на коне.
В III в. Хорезм восстанавливает свою независимость. Для этого периода характеры крепости, воздвигнутые центральным правительством и занятые гарнизонами постоянной армии.
В начале IV в., при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят. В последующую эпоху, между IV и VIII вв., города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм — это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб.
П ервые набеги арабов на Хорезм относятся еще к VII в.
В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн-Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» ал-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».
А рабские источники почти ничего не говорят о Хорезме последующих десятилетий. Зато из китайских источников известно, что хорезмшах Шаушафар в 751 г. посылает посольство в Китай, воевавший в это время с арабами. В этот период происходит кратковременное политическое объединение Хорезма и Хазарии.
О б обстоятельствах восстановления арабского суверенитета над Хорезмом ничего неизвестно. Во всяком случае, лишь в самом конце VIII в. внук Шаушафара принимает арабское имя Абдаллаха и чеканит на своих монетах имена арабских наместников.
В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причем ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркмении и западного Казахстана, а также Поволжье — Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы. Рост роли торговли с Восточной Европой выдвигал на первое место в Хорезме город Ургенч, сделавшийся естественным центром этой торговли.
В 995 году последний афригид Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча.
Х орезм в эту эпоху был городом высокой учёности. Выходцами из Хорезма были такие выдающиеся учёные, как ал-Хорезми, Ибн Ирак, ал-Бируни, ал-Чагмини.
В 1017 году Хорезм был взят султаном Махмудом Газневи, а в 1043 году завоеван тюрками-сельджуками.
С конца XI века идёт постепенное освобождение Хорезма от сельджукского протектората и присоединение новых земель.
П равитель Хорезма Кутб ад-Дин Мухаммед I в 1097 году принимает древний титул хорезмшаха. Его внук Тадж ад-Дин Иль Арслан в 1157 году полностью освобождает Хорезм от сельджукской опеки.
П ри хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше Хорезм превращается в огромную империю.
В 1194 году войска хорезмшаха разбивают армию последнего иранского сельджукида Торгул-бека и утверждают суверенитет Хорезма над Ираном; в 1195 г. багдадский халиф Насир терпит поражение в бою с хорезмийцами и признает власть Текеша над восточным Ираком. Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару.
С ын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200–1220 завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далекую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан. Армия Мухаммеда предпринимает поход на Багдад, не удавшийся, впрочем, из-за наступления ранней зимы, закрывшей перевалы, и из-за известий о появлении на восточных границах Хорезмской империи монгольских войск.
В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану. Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но в ответ Мухаммад вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства.
В есной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячную армию в Хорезм. Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив свою армию разбросанной отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено. Хорезмшах с остатками армии вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в Каспийском море. Государство Хорезмшахов прекратило своё существование.
С 1220 года Хорезм оказался в составе Монгольской империи, затем в улусе Джучи, позднее в Золотой Орде.
В этот период Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии до своего разрушения в 1388 году войсками Тамерлана.
С XVI века большая часть территории Хорезма была включена в Хивинское ханство.