На чем основан принцип действия укспс
Основные части и принцип действия УКСПС.
Отчет по практической работе № 3
Вариант № 5
Определение основных параметров пьезоэлектрического и емкостного датчиков.
Выполнил студент группы СОа-325 Вадутов М.Р.
Руководитель доцент, к.т.н. Черезов Г.А.
Основные части и принцип действия УКСПС. 4
Назначение и область применения. 6
Устройство УКСПС: 6
Список литературы: 13
Введение
Железная дорога – место повышенной опасности. Устройство контроля схода подвижного состава является дополнительным средством обеспечения безопасности движения поездов. Используется для автоматического обнаружения деталей, которые выступают за пределы нижнего габарита в железнодорожном составе, для предупреждения схода железнодорожного подвижного состава при остановке поезда перед станцией. При обнаружении, с помощью УКСПС, волочащихся деталей или сход вагонов с рельсов состав останавливается локомотивной бригадой. Это происходит по запрещающим сигналам различных светофоров (входного, проходного, заградительных светофоров, светофоров прикрытия). Так же состав может быть остановлен поездным диспетчером или дежурным по железнодорожной станции, приказ об остановке передается по каналу поездной радиосвязи. Железнодорожный транспорт оснащается устройствами контроля схода подвижного состава с электроснабжением на уровне потребителей электрической энергии I категории, либо, с разрешения ОАО «РЖД», на уровне потребителей электроэнергии II категории.
В данной работе рассматривается устройство УКСПС, анализ методов и конструкции контроля схода подвижного состава.
Основные части и принцип действия УКСПС.
Состав УКСПС: датчики, токопроводящие планки и перемычки. Основной частью УКСПС являются датчики, которые крепятся к деревянной шпале. Принцип действия устройства контроля схода подвижного состава – при разрушении датчика волочащимися деталями, либо при сходе железнодорожного состава, срабатывают контрольные приборы. Они воздействуют на устройства ЭЦ и сигнальные точки автоматической блокировки, на аппарате управления дежурного по железнодорожной станции загорается лампочка красного цвета и срабатывает звуковой сигнал. Сигнал семафора изменяется с разрешающего на запрещающий, а машинисту поезда дежурным по станции передается сообщение по каналу спецрадиосвязи.На участках железной дороги, оборудованных устройствами диспетчерской централизацией и диспетчерским контролем, при срабатывании датчиков УКСПС сигнал автоматически выводится так же на пульт поездного диспетчера.
Для выключения звонка при срабатывании датчиков устройства контроля схода подвижного состава или при восстановлении его действия, на пульте управления дежурного имеется специальная кнопка отключения (КСЗ). Для приема других поездов на станцию на аппарате управления существует вспомогательная кнопка ВКС, при ее нажатии входной семафор переключается на разрешающий сигнал. Все нажатия кнопки ВКС фиксируются в специальном журнале.
Устройство контроля схода подвижного состава УКСПС
Устройство контроля схода подвижного состава УКСПС предназначено обеспечить остановку поезда возле входного светофора (перед станцией) при имеющихся в составе колесных парах, сошедших с рельс, а также отдельных свисающих частей, что выходят за пределы габарита по низу и могут привести к поломке стрелочных переводов.
Устройство УКСПС
УКСПС — дополнительное средство, предназначенное обеспечить рост безопасности поездного движения.
Устройство УКСПС направлено на электрическое взаимодействие с приборами контроля у ДСП, а также с аппаратурой, которой управляется входной светофор, разрешающий или запрещающий составу проследовать с перегона на саму станцию в зависимости от состояния электроцепей устройства.
Устройство контроля схода подвижного состава УКСПС состоит из:
Так как датчики УКСПС являются разрушаемыми элементами, в комплект поставки входят 5 запасных кронштейнов.
На чём основан принцип действия УКСПС
Принцип действия УКСПС основан на разрушении датчиков при прохождении по участку с УКСПС поездного состава с наличием сошедших с рельс колёсных пар или выходящих за пределы нижнего габарита частей.
Разрушение, на чём основан принцип действия УКСПС, касается непосредственно кронштейнов. В результате повреждения кронштейнов увеличивается электрическое сопротивление цепи датчиков, планок и перемычек, что приводит к обесточиванию реле.
Когда происходит срабатывание УКСПС, входной светофор перекрывается. Отмена запрещающего показания в такой ситуации, а также последующий прием остановленного состава и следующих за ним происходит при помощи специализированной кнопки, оснащённой счетчиком количества нажатий, что отмечается в журнале СЦБ формы ДУ-46. Процедура осуществляется до полного восстановления датчиков УКСПС.
Порядок восстановления датчиков УКСПС устанавливается непосредственно начальником дороги и зависит от значимости линии и насыщенности движения по ней.
Как только датчики УКСПС срабатывают от поезда, двигающегося со станции по однопутному участку, дежурный по станции отправления получает сигнал срабатывания УКСПС и немедленно оповещает об этом машиниста отправившегося локомотива. Также о срабатывании УКСПС незамедлительно ставятся в известность поездной диспетчер и дежурный по соседней станции, к которой отправился состав.
УКСПС в двух словах
Для чего
УКСПС — устройство контроля схода и волочения деталей подвижного состава, контролирует нижний габарит подвижного состава.
Состоит из
Состоит из специальной металлической рамки, которая сбивается при нарушении габарита, и схемы, воспринимающей размыкание контура рамки. К устройствам контроля схода подвижного состава относятся датчики, токопроводящие планки и перемычки, контрольные приборы и кабели СЦБ.
Где ставят
Передача сигнала о сбитом датчике на станцию
Во втором и третьем вариантах при разрушении второго (ближнего к станции датчика) исправность первого (дальнего) не контролируется.
Питание цепей передачи информации на станцию
Для питания линейных цепей (ЛП, ЛМ) используется блок БПШ.
Речевой информатор
Синтезаторы речи (СИО) изготавливаются в зависимости от количества передаваемых сообщений в трех модификациях: на четыре, на семь и на девять сообщений. Синтезатор и источник его питания (ИПС) оформлены в корпусе реле НМШ и устанавливаются в релейном помещении на стативе.
Так как на подходах к станции могут быть установлены несколько датчиков УКСПС, то в тексте передаваемого по поездной радиосвязи сообщения при срабатывании датчика должна содержаться информация о нарушении габарита подвижного состава и перекрытии конкретного входного светофора конкретной станции. Примерное содержание текста сообщения следующее: «Нарушен габарит. Машинист! Приближаетесь к закрытому входному светофору Н ст. Примерная». Сообщение должно передаваться три раза с интервалом 10 с. Длительность каждого сообщения не более 8 с.
Принцип действия УКСПС
Принцип действия УКСПС основан на разрушении датчика при наличии в движущемся подвижном составе волочащихся деталей, выходящих за нижний предел габарита, или его сходе с рельсов.
Элементы напольных устройств УКСПС с одним датчиком и общая схема их включения представлена на рис. 4.2. В качестве источника питания УКСПС в РШ устанавливается питающий трансформатор ПТК типа СОБС-2А, от вторичных обмоток которого через выпрямительные блоки БПК1 и БПК2 типа БВ получают питание постоянным током (полюсы ПК и МК) датчик УКСПС с последовательно включенным с ним реле контроля схода 2КС и линейная цепь КС-ОКС с включенным на посту ЭЦ реле контроля схода 1КС (полюсы ЛПК и ЛМК). Фронтовой контакт реле контроля схода 1КС включен в цепь питания сигнального реле ЧС (НС) входного светофора.
Как открыть входной светофор при сработавшем УКСПС
Параллельно контакту реле 1КС в цепи питания сигнального реле ЧС (НС) входного светофора включен контакт реле исключения контроля схода ИКС для приема поезда после проверки состояния габарита в составе.
Схема реле ИКС построена таким образом, что его возбуждение возможно только при нарушении цепи УКСПС. Возбуждение реле ИКС осуществляется нажатием кнопки ВКС со счетчиком числа нажатий СЧМ. После возбуждения реле ИКС переключается на цепь самоблокировки через фронтовой контакт указательного реле ЧРУ (НРУ) горения ламп разрешающих показаний входного светофора и обесточивается после вступления поезда на станцию и перекрытия входного светофора на запрещающее показание. При нарушении датчика УКСПС ДСП до восстановления датчика должен для приема каждого поезда пользоваться кнопкой ВКС со счетчиком числа нажатий и регистрировать нажатие этой кнопки в Журнале осмотра ДУ-46.
Индикация на табло ДСП
Для информации ДСП о нарушении УКСПС на пульте ДСП предусмотрена контрольная лампа красного цвета и звонок. Кроме того, предусмотрен звонок наружного помещения ДСП. При исправности датчика УКСПС на пульте через фронтовой контакт реле контроля схода 1КС включена контрольная лампа «КСЛ» белого цвета. Используя кнопку ВЗв, ДСП может выключить звонок, который повторно включится через фронтовой контакт реле 1КС после восстановления схемы УКСПС.
УКСПС
Содержание
Общие сведения
Устройство контроля схода подвижного состава УКСПС предназначено обеспечить остановку поезда возле входного светофора (перед станцией) при имеющихся в составе колесных парах, сошедших с рельс, а также отдельных свисающих частей, что выходят за пределы габарита по низу и могут привести к поломке стрелочных переводов.
УКСПС — дополнительное средство, предназначенное обеспечить рост безопасности поездного движения.
Устройство УКСПС направлено на электрическое взаимодействие с приборами контроля у ДСП, а также с аппаратурой, которой управляется входной светофор, разрешающий или запрещающий составу проследовать с перегона на саму станцию в зависимости от состояния электроцепей устройства.
Состав
Устройство контроля схода подвижного состава УКСПС состоит из:
датчиков в количестве 5 штук — 3 для монтажа внутри рельсовой колеи и 2 снаружи. Датчик УКСПС представляет собой 2 основания и 1 кронштейн;
2-х планок — для электрического соединения болтов оснований 2-х смежных датчиков внутри рельсовой колеи;
2-х изолированных перемычек — для электрического соединения болтов оснований 2-х датчиков, монтируемых снаружи рельсовой колеи.
Так как датчики УКСПС являются разрушаемыми элементами, в комплект поставки входят 5 запасных кронштейнов.
Принцип действия УКСПС
На чём основан принцип действия УКСПС
Принцип действия УКСПС основан на разрушении датчиков при прохождении по участку с УКСПС поездного состава с наличием сошедших с рельс колёсных пар или выходящих за пределы нижнего габарита частей. Разрушение, на чём основан принцип действия УКСПС, касается непосредственно кронштейнов. В результате повреждения кронштейнов увеличивается электрическое сопротивление цепи датчиков, планок и перемычек, что приводит к обесточиванию реле. Когда происходит срабатывание УКСПС, входной светофор перекрывается. Отмена запрещающего показания в такой ситуации, а также последующий прием остановленного состава и следующих за ним происходит при помощи специализированной кнопки, оснащённой счетчиком количества нажатий, что отмечается в журнале СЦБ формы ДУ-46. Процедура осуществляется до полного восстановления датчиков УКСПС. Порядок восстановления датчиков УКСПС устанавливается непосредственно начальником дороги и зависит от значимости линии и насыщенности движения по ней. Как только датчики УКСПС срабатывают от поезда, двигающегося со станции по однопутному участку, дежурный по станции отправления получает сигнал срабатывания УКСПС и немедленно оповещает об этом машиниста отправившегося локомотива. Также о срабатывании УКСПС незамедлительно ставятся в известность поездной диспетчер и дежурный по соседней станции, к которой отправился состав.
Состоит из специальной металлической рамки, которая сбивается при нарушении габарита, и схемы, воспринимающей размыкание контура рамки
Устройства УКСПС являются дополнительными средствами, обеспечивающими безопасность движения поездов, и предназначены для автоматического обнаружения и остановки поезда перед станцией или искусственном сооружении при наличии в составе сошедших колесных пар или свисающих частей, выходящих за пределы габарита по низу и способных повредить стрелочные переводы.
К устройствам контроля схода подвижного состава относятся датчики, токопроводя-щие планки и перемычки, контрольные приборы и кабели СЦБ. Датчики УКСПС устанавливаются перед станцией на расстоянии, обеспечивающем остановку поезда у входного светофора при нарушении их работы, как правило, служебным торможением. На двухпутных линиях датчики УКСПС устанавливаются только для движения по правильному пути. Вариант места установки датчиков УКСПС определяется комиссией в зависимости от средств сигнализации и связи при движении поездов (автоматическая или полуавтоматическая блокировка), типа сигнализации (трехзначная или четырехзначная) и максимальной длины обращающихся поездов. При автоматической блокировке с трехзначной сигнализацией датчики УКСПС должны устанавливаться на втором участке приближения к станции на расстоянии от предупредительного светофора, обеспечивающем восприятие машинистом изменения показания предупредительного светофора при нарушении датчика УКСПС последним скатом хвостового вагона или выступающими за пределы габарита подвижного состава по низу свисающими частями хвостового вагона. Это расстояние должно быть не менее максимальной длины обращающегося на участке подвижного состава с добавлением 200 м с учетом времени переключения показания предупредительного светофора и времени его восприятия машинистом.
При таком размещении датчиков УКСПС обеспечивается остановка поезда перед входным светофором полным служебным торможением или автостопным торможением, что является нежелательным. При такой установке датчиков требуется установка релейного шкафа (РШ) для размещения оборудования УКСПС. Возможен перенос места установки датчиков к ординате следующей сигнальной установки с целью размещения аппаратуры УКСПС в существующем РШ.
При автоматической блокировке с четырехзначной сигнализацией датчики УКСПС должны устанавливаться за два участка перед входным светофором на расстоянии не менее длины поезда плюс 200 м, исходя из того, что длина блок-участков в таких системах составляет 800—900 м при максимальной длине поезда 1050 м. При полуавтоматической блокировке датчики УКСПС должны устанавливаться перед предупредительным светофором на расстоянии не менее максимальной длины поезда плюс 200 м. При такой установке датчиков при нарушении габарита по низу хвостовым вагоном остановка поезда перед входным светофором будет осуществляться полным служебным или автостопным торможением. Относить установку датчиков на большее расстояние нецелесообразно, так как видимость предупредительного светофора ограничена, а рельсовая цепь перед предупредительным светофором при полуавтоматической блокировке сигналами АЛС не кодируется.
Таким образом, вариант установки датчиков УКСПС определяется для каждого конкретного случая с таким расчетом, чтобы исключить или сократить до минимума неконтролируемую (мертвую) зону контроля нарушения габарита подвижного состава. Схема установки датчиков отражается на путевом плане перегона, утверждаемом начальником дороги.
При установке на перегоне двух датчиков в зависимости от наличия проводов связи с РШ, в которых размещены реле контроля схода (КС) подвижного состава, разработаны три варианта включения устройств УКСПС (рис. 4.1).
Вариант 1 (см. рис. 4.1, а) предполагает наличие двух пар свободных жил кабеля между постом ЭЦ и РШ предвходной сигнальной установки и одной пары жил между РШ пред-входной сигнальной установки и РШ, в котором расположено контрольное реле первого датчика. В этом случае на посту ЭЦ реле 1 КС контролирует разрушение первого датчика по ходу движения поезда, а реле 2КС — разрушение второго датчика по ходу движения поезда.
Вариант 2 (см. рис. 4.1, б) предполагает наличие одной пары свободных жил кабеля на всем протяжении трассы. На посту ЭЦ устанавливаются два полярно-чувствительных реле ПЛЗУ-73/1000 (1КС и 2КС). При исправности обоих датчиков реле 1КС находится под током, а реле 2КС — без тока. При разрушении первого датчика обесточивается контрольное реле в РШ, меняется полярность питания в линейных проводах. На посту ЭЦ обесточивается реле 1КС и встает под ток реле 2КС. При разрушении второго датчика оба реле будут без тока.
Вариант 3 (см. рис. 4.1, в) предполагает наличие одной пары жил на всем протяжении трассы. На посту ЭЦ устанавливается реле УКС типа КМШ-750. При разрушении первого датчика реле УКС получает обратную полярность питания, а при разрушении второго датчика — обесточивается.
Во втором и третьем вариантах при разрушении второго (ближнего к станции датчика) исправность первого (дальнего) не контролируется.
При использовании аппаратуры тональных рельсовых цепей для контроля первого и второго датчиков в соответствии с техническими решениями включение схем управления на посту ЭЦ совпадает с первым вариантом.
Для питания линейных цепей (ЛП, ЛМ) используется блок БПШ. При первом варианте на выходе блока устанавливается напряжение постоянного тока порядка 33 В, в третьем варианте — порядка 60 В. Во втором варианте, чтобы не вводить ограничительное сопротивление, в линейные провода включаются обмотки реле 1КС, 2КС сопротивлением 73 Ом (выводы 3—4) и на выходе БПШ устанавливается напряжение в пределах 16— 60 В в зависимости от сопротивления линии.
Синтезаторы речи (СИО) изготавливаются в зависимости от количества передаваемых сообщений в трех модификациях: на четыре, на семь и на девять сообщений. Синтезатор и источник его питания (ИПС) оформлены в корпусе реле НМШ и устанавливаются в релейном помещении на стативе.
Так как на подходах к станции могут быть установлены несколько датчиков УКСПС, то в тексте передаваемого по поездной радиосвязи сообщения при срабатывании датчика должна содержаться информация о нарушении габарита подвижного состава и перекрытии конкретного входного светофора конкретной станции. Примерное содержание текста сообщения следующее: «Нарушен габарит. Машинист! Приближаетесь к закрытому входному светофору Н ст. Примерная». Сообщение должно передаваться три раза с интервалом 10 с. Длительность каждого сообщения не более 8 с.
Принцип действия УКСПС основан на разрушении датчика при наличии в движущемся подвижном составе волочащихся деталей, выходящих за нижний предел габарита, или его сходе с рельсов.
Элементы напольных устройств УКСПС с одним датчиком и общая схема их включения представлена на рис. 4.2. В качестве источника питания УКСПС в РШ устанавливается питающий трансформатор ПТК типа СОБС-2А, от вторичных обмоток которого через выпрямительные блоки БПК1 и БПК2 типа БВ получают питание постоянным током (полюсы ПК и МК) датчик УКСПС с последовательно включенным с ним реле контроля схода 2КС и линейная цепь КС-ОКС с включенным на посту ЭЦ реле контроля схода 1КС (полюсы ЛПК и ЛМК). Фронтовой контакт реле контроля схода 1КС включен в цепь питания сигнального реле ЧС (НС) входного светофора. Параллельно контакту реле 1КС в этой цепи включен контакт реле исключения контроля схода ИКС для приема поезда после проверки состояния габарита в составе.
Схема реле ИКС построена таким образом, что его возбуждение возможно только при нарушении цепи УКСПС. Возбуждение реле ИКС осуществляется нажатием кнопки ВКС со счетчиком числа нажатий СЧМ. После возбуждения реле ИКС переключается на цепь самоблокировки через фронтовой контакт указательного реле ЧРУ (НРУ) горения ламп разрешающих показаний входного светофора и обесточивается после вступления поезда на станцию и перекрытия входного светофора на запрещающее показание. При нарушении датчика УКСПС ДСП до восстановления датчика должен для приема каждого поезда пользоваться кнопкой ВКС со счетчиком числа нажатий и регистрировать нажатие этой кнопки в Журнале осмотра ДУ-46.
Для информации ДСП о нарушении УКСПС на пульте ДСП предусмотрена контрольная лампа красного цвета и звонок. Кроме того, предусмотрен звонок наружного помещения ДСП. При исправности датчика УКСПС на пульте через фронтовой контакт реле контроля схода 1КС включена контрольная лампа «КСЛ» белого цвета. Используя кнопку ВЗв, ДСП может выключить звонок, который повторно включится через фронтовой контакт реле 1КС после восстановления схемы УКСПС. На рис. 4.3 приведена схема увязки УКСПС с ЭЦ при установке двух датчиков.
[center]
На станциях, находящихся на диспетчерском управлении, сигнализация не работает, так как звонки и сигнальные лампы получают питание от полюса ТП, включение которого осуществляется при переводе станции на резервное управление.
При фиксации устройствами УКСПС нарушения габарита подвижного состава на каком-либо участке приближения на мониторе ПЭВМ АРМ ДСП в системах ЭЦ с использованием микропроцессорной техники появляется соответствующая индикация (вертикальная красная стрелка). При коротком замыкании в линии при передаче контрольных сигналов от УКСПС на мониторе появляются две мигающие вертикальные стрелки красного цвета. В каждом из этих случаев разрешающее показание соответствующего входного светофора меняется на запрещающее с выдачей сообщения: «Перекрылся светофор. », «Нарушение габарита. ».
С момента фиксации устройствами УКСПС нарушения габарита подвижного состава (или при неисправности УКСПС) и до их устранения открытие соответствующего входного светофора невозможно. В этом случае ДСП использует директиву: «Установка маршрута приема со снятием контроля габарита подвижного состава».