На чем основан рынок
РЫНОК
РЫНОК – 1) место торговли, на котором встречаются продавцы и покупатели; 2) экономическая система, основанная на обмене товарами между независимыми продавцами и покупателями.
Понятие «рынок» чаще всего используют в широком смысле – как синоним понятия «рыночное хозяйство», механизма взаимодействия продавцов и покупателей в процессе купли-продажи товаров. «Экономисты подразумевают под термином „рынок“, – писал английский экономист конца 19 в. Альфред Маршалл, – не какую-либо конкретную рыночную площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В современной экономической науке рыночное хозяйство обычно определяют как основанную на разделении труда систему товарного производства и рыночного обмена, когда все блага производятся не для собственного потребления, а для купли-продажи на рынке.
В неоклассической экономической теории, которая является «основным течением» современной экономической науки, самым общим определением рынка выступает дефиниция его как сферы, в которой индивидуумы свободны обмениваться товарами, будучи ограничены лишь общими правовыми нормами, в равной степени относящимися ко всем участникам. Неоклассики полагают, что рынок – это естественный процесс, порожденный действиями индивидуумов, каждый из которых преследует свои цели; из хаоса их действий складывается «спонтанный порядок», обеспечивающий им свободу выбора. Диаметрально противоположный тип экономической координации – не рыночный, а директивный, – отличается, по мнению неоклассиков, именно тем, что ликвидация спонтанного саморазвития уничтожает и экономическую свободу.
Таким образом, рынком называется такая система взаимосвязей между продавцами и покупателями различных товаров, где механизм ценообразования является главным регулятором. В более узком смысле понятие «рынок» используется для разграничения операций купли-продажи по объектам рыночных сделок (рынки товаров, услуг, ресурсов, ценных бумаг, патентов и т.п.), по территориальному признаку (местный, национальный, региональный, мировой рынки), по критерию соблюдения норм права, регулирующего экономическую деятельность (рынок легальный и теневой) и т.д.
Основные признаки рынка как хозяйственной системы.
Рынок как систему хозяйства противопоставляют, с одной стороны, натуральному хозяйству (традиционной экономике), с другой стороны, плановому хозяйству (командной экономике). При натуральном хозяйстве нет разделения труда, оно состоит из хозяйственных единиц, обеспечивающих себя всем необходимым. В плановом хозяйстве разделение труда есть, но общество является своего рода «единым предприятием», где все перераспределяется в соответствии с централизованными приказами.
Основными признаками рыночного хозяйства являются:
экономическая свобода участников производственного процесса (каждый из них принимает хозяйственные решения самостоятельно, без чьих-либо приказов);
конкуренция (состязание) многих продавцов и покупателей;
максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности всех участников хозяйственной системы;
регулирование производства, обмена и потребления через механизм рыночных цен.
Для возникновения рыночного хозяйства необходимы два условия: во-первых, общественное разделение труда, во-вторых, экономическая обособленность производителей. Общественное разделение труда (специализация производителей на выпуске отдельного продукта или его части) создает возможность обмена, а также ведет к росту знаний, навыков работника, повышению производительности труда. Экономическая обособленность товаропроизводителей, закрепленная частной и другими формами собственности, требует возмездности и эквивалентности в обмене продуктами.
Разделение труда между товаропроизводителями, их специализацию экономическая теория объясняет рационализмом в экономическом поведении людей. Если различные работники будут производить не абсолютно все нужные им потребительские блага (как при совершенно натуральном хозяйстве), а специализироваться на производстве лишь некоторых из них, то их общая производительность заметно возрастет. Поэтому вместо того, чтобы все производить самостоятельно, люди начинают специализироваться на изготовлении немногих продуктов, выменивая их излишки на другие те продукты, изготовление которых им хуже удается. В результате выигрывает каждый. Но для того чтобы у каждого был полный набор всех необходимых благ, необходимо организовать между ними постоянный обмен различными благами.
Рынок часто считают саморегулирующейся хозяйственной системой, которая наилучшим образом, без сознательного регулирования, удовлетворяет потребности общества. Преследуя свою выгоду, человек «невидимой рукой рынка», по образному выражению основоположника экономической науки Адама Смита, удовлетворяет потребности других членов общества.
Учитывая рыночную конъюнктуру, товаропроизводители сами решают, что и как производить. Они перестают выпускать то, что не пользуется спросом на рынке, а ресурсы переключают на выпуск других, востребованных товаров и услуг. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм ценообразования – сердце рынка. Механизм ценообразования сравнивают с непрерывным референдумом, в котором независимые потребители «голосуют» своими экономическими решениями в пользу определенного «кандидата» – того или иного товара. Рыночный механизм наводит порядок в потенциальном хаосе через цены, которые выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для покупателей.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.
Объектами рынка являются товары и деньги. Основной категорией рыночного хозяйства является товар – продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи. В качестве товаров выступают не только готовые к окончательному потреблению материальные блага, но также факторы производства (земля, труд, капитал) и нематериальные блага (услуги). Для удобства товарообмена при развитых рыночных отношениях используют деньги, являющиеся эквивалентами любых товаров.
Отличия рыночного обмена от других форм обмена.
Долгое время считалось, что рынок является универсальной формой отношений обмена. Поэтому все развитие экономики трактовалось как развитие рыночных отношений. В теории социально-экономических формаций Карла Маркса впервые было указано, что рынок – это не универсальная, а исторически преходящая форма экономических отношений. Американский экономист Карл Поланьи продолжил критику мнения об универсальности рынка, выделив, помимо него, еще два метода координации действий при помощи обмена – реципрокность (дарообмен) и редистрибуцию (централизованное перераспределение) (см. табл. 1). По его мнению, «хотя любое общество основано на отношении обмена, рыночный товарообмен – достаточно поздняя система».
Таблица 1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБМЕНА | ||||
Характеристики | Реципрокность (дарообмен) | Редистрибуция (централизованное перераспределение) | Рынок (товарообмен) | |
Отношения между участниками | Равноправные | Неравноправные | Равноправные | |
Цель | Поддержка дружественных отношений, повышение социального статуса | Повышение производительности в системе общественного разделения труда | ||
Степень регулирования | Саморегулирование | Централизованное регулирование | Саморегулирование | |
Принцип эквивалентности | Эквивалентность в долгосрочном периоде | Неэквивалентность | Эквивалентность при каждой купле-продаже |
Дарообмен является главным институтом первобытных обществ. Первые европейцы-антропологи видели, что «дикари» часто обмениваются продуктами, и делали вывод, что даже у них есть рынок со всеми его основными атрибутами (вплоть до денег). Лишь в начале 20 в. экономисты-антропологи открыли, что в первобытных обществах обмен осуществляется по принципиально иным принципам. В них нет развитого разделения труда, а главной целью непрерывных актов дарообмена между домохозяйствами является поддержание дружественных отношений с соседями и повышение социального статуса (тот, кто дает дары более ценные, чем получает, повышает свой престиж в глазах соплеменников).
Редистрибутивный продуктообмен был основой доиндустриальных государств, он осуществляется по вертикали – государство принудительно изымает у граждан часть произведенных ими продуктов для последующего перераспределения. Этот метод координации характерен не только для традиционных обществ, но и для командных экономических систем 20 в., в которых товарно-денежные отношения играли второстепенную роль.
Рыночный товарообмен зародился в древности, однако в докапиталистических обществах он, как правило, был второстепенным элементом хозяйственной жизни. Основным методом координации рынок становится только в Западной Европе нового времени, в момент зарождения капиталистического строя. Рыночный товарообмен основан на товарно-денежных отношениях, он осуществляется по горизонтали между равноправными производителями, каждый из которых имеет свободу выбора партнеров.
Первоначально, по мере усложнения разделения труда в обществе и усиления индивидуализированности общества, отношения дарообмена и редистрибуции вытеснялись рыночными отношениями. Пик развития «свободного» рынка пришелся на 19 в. Затем рынок постепенно перестал восприниматься как единственно возможная форма организации общественного разделения труда. В 20 в. появлялись новые элементы рыночной системы (фондовый рынок, рынок патентов, рынок капиталов и т.д.), но одновременно усиливались ограничения чисто рыночных отношений (социальная политика, антимонопольное законодательство, государственный сектор экономики и т.д.). Современное состояние рыночной системы обычно обозначают как «регулируемый рынок» (синонимом является понятие «смешанная экономика»).
Таблица 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ | |||
Использование благ | |||
Индивидуальное | Совместное | ||
Возможность исключать из потребления не заплативших за благо | Исключаемость возможна | Частные блага (хлеб, машины, услуги парикмахерской и т. д.) | Общие блага (театры, библиотеки, телефонная связь и т. д.) |
Исключаемость невозможна (затруднена) | Квазиобщественные блага (полезные ископаемые, пресная вода и т. д.) | Общественные блага (национальная оборона, правозащита и т. д.) |
В зависимости от того, как потребляются экономические блага и можно ли исключать из их потребления тех, кто уклоняется от их оплаты, выделяют четыре типа потребляемых людьми экономических благ – частные, общие, квазиобщественные и общественные (см. табл. 2). Рынок обеспечивает производство лишь частных благ. Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может. Поэтому производство этих благ вынуждено брать на себя государство с помощью централизованного перераспределения.
Товарами могут становиться как блага, готовые для окончательного потребления (продукты, услуги театра), так и блага, являющиеся ресурсами, необходимыми для производства окончательно потребляемых благ (труд, машины, сырье). Сколько есть различных благ, столько существует и различных отраслевых рынков, которые взаимодействуют друг с другом (например, рынок бензина влияет на рынок мотоциклов). Кроме отраслевого аспекта рынки могут анализироваться и в географическом аспекте – как взаимодействие товаропроизводителей в масштабах города, страны или мирового хозяйства.
Для нормального функционирования развитой рыночной экономики необходимо, чтобы не все блага становились товарами. В частности, необходим рынок труда (рабочей силы), но объектом торговли не может становиться сам человек (как при рабовладельческой системе, где человека могли использовать как «говорящее орудие труда»). Современные экономисты подчеркивают, что хотя рынок является «спонтанным порядком», однако его эффективное функционирование требует многих институциональных предпосылок, которые спонтанно не формируются и возникают лишь в результате «социального конструирования» (например, законодательного запрета рабского труда).
Механизм рыночной саморегуляции (модель ценового равновесия).
Главным элементом рыночного механизма саморегуляции экономисты считают ценовой механизм, который уравновешивает спрос и предложение на рынках обычных товаров.
Спрос – это количество товара, которое покупатель готов купить по определенной цене. Предложение – это количество товара, которое продавец готов продать покупателю по определенной цене. Механизм ценообразования изучается на модели, которая показывает реакцию покупателей и продавцов какого-либо товара на различные уровни цен. Их поведение описывают два простых закона:
а) закон спроса – количество товаров, которое покупают потребители, обратно пропорционально цене товара;
б) закон предложения – количество товаров, которое продают производители, прямо пропорционально цене.
На графиках эти законы изображаются кривыми спроса и кривыми предложения (рис. 1). Эти кривые являются множеством точек, каждая из которых показывает, какое количество товаров Q (от англ. «quantity» – количество) желали бы в какой-либо момент времени купить потребители или продать производители при заданном уровне цены Р (от англ. «price» – цена).
В соответствии с законами спроса и предложения кривая спроса D (от англ. «demand» – спрос) изображается нисходящей линией, а кривая предложения S (от англ. «supply» – предложение) – линией восходящей. Реакция покупателей и продавцов на изменение цены при прочих равных условиях выражается в их перемещении вдоль кривых – вверх (если цена на товар увеличивается) или вниз (если цена на товар уменьшается).
Спрос и предложение могут расти или снижаться. Например, рост спроса (Рис. 1б) за период с января по февраль означает, что если в январе покупатели при цене 5 денежных единиц (рублей, долларов, иен…) изъявляли желание купить 3 штуки данного вида товаров, то в феврале при той же цене они уже желают приобрести 7 штук. Соответственно снижение спроса показывает, что теперь покупатели желают купить за ту же цену не 3, а только 1 штуку товара. Графически это изображается сдвигом кривой спроса вправо (из D – в D1) при росте спроса и ее сдвигом влево (из D – в D2) при его снижении. Аналогично можно объяснить изменения предложения (рис. 1а): рост предложения (сдвиг кривой предложения из S в S1) означает, что продавцы при той же цене в 5 денежных единиц за штуку готовы продать уже не 10, а 12 штук товаров; снижение предложения (сдвиг кривой предложения из S в S2) – не 10, а только 7.
Согласно предложенной Маршаллом плюралистической концепции ценообразования, цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения. Наложив друг на друга графики кривых спроса и предложения (из рис. 1), мы получаем точку их пересечения (точку Е), которая соответствует равенству спроса и предложения (рис. 2а). Именно это положение и является тем равновесным состоянием, которое стремится создать «невидимая рука» рынка. В этом случае продавцы предложат на продажу ровно столько товаров, сколько при данной цене в силах купить потребители.
Проекция точки рыночного равновесия на оси покажет равновесную цену (на рис. 2а РЕ = 3) и равновесный объем продаж (на графике QE = 5). Естественно, речь идет о среднем уровне цен; реальные цены могут отклоняться от этой средней, но эти отклонения будут в целом взаимопогашаться.
Если же реальная рыночная средняя цена в силу каких-либо обстоятельств (например, действия правительства, запретившего назначать цену выше или ниже определенного уровня) станет отклоняться от равновесного уровня, то при заданном кривыми спроса и предложения поведении покупателей и продавцов, рынок будет стремиться восстановить утраченное равновесие (Рис. 2б).
Когда рыночная цена опустится, например, до уровня 2 денежные единицы за штуку, то покупатели выразят желание купить 10 штук товара, однако продавцы будут готовы предложить им только 3 штуки. Возникнет товарный дефицит (10 – 3 = 7), который будет преодолеваться, например, продажей части товара «из-под полы» по более высокой цене. В результате конкуренции покупателей, каждый из которых будет стремиться приобрести желанный товар даже за цену несколько выше существующей, реальная цена постепенно вернется к равновесному уровню. Если, наоборот, рыночная цена превзойдет равновесную и составит 5 денежных единиц за штуку, то теперь уже обострится конкуренция между продавцами: в ситуации избытка предложения над спросом (10 – 3 = 7) каждый из них будет переманивать покупателей, предлагая свой товар по цене хоть чуть-чуть ниже существующей, в результате чего рыночная цена постепенно «сползет» вниз, до равновесного уровня. Таким образом, «невидимая рука» рынка автоматически сглаживает возникающие диспропорции между спросом и предложением.
Формирование равновесной цены, примерно единой для всех участников рыночных сделок, выгодно как отдельным покупателям, так и отдельным продавцам.
Предположим (рис. 3), что за каждой единицей товара, которую предлагают к продаже или желают купить, стоит отдельный продавец или покупатель. Хотя рыночное равновесие установилось при цене, равной 3 денежным единицам (в нашем примере в торгах при этом примет участие по шесть продавцов и покупателей), однако среди участников купли-продажи есть продавцы, которые были готовы реализовывать свой товар по более низкой цене (например, четыре продавца могут в нашем примере продавать по 2 денежные единицы за штуку), есть и покупатели, которые могли бы покупать по цене более высокой (например, два покупателя готовы покупать при цене 5 единиц за штуку). Речь идет о продавцах, реализующих продукцию, произведенную более эффективно (с более низкими издержками), и о покупателях, имеющих более высокие доходы или более острую потребность в товарах.
В результате формирования равновесных цен и те и другие будут выигрывать – продавцы реализовывать свой товар дороже, а покупатели приобретать его дешевле, чем могли бы. Выигрыш этих обеих групп соответствует площадям обозначенных на графике фигур, величина которых зависит от эластичности спроса и предложения по цене.
Эта модель ценового равновесия является в современной неоклассической теории базисной. Экономисты стремятся рассматривать любые ситуации в хозяйственной жизни как столкновение интересов ориентирующихся на ценовые сигналы продавцов и покупателей, в результате которого формируется рыночное равновесие.
Преимущества и недостатки рыночного механизма.
У рыночного механизма есть как преимущества, так и недостатки.
К его преимуществам относят:
экономическую демократию – свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);
эффективное распределение ресурсов;
гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.
Точка зрения о том, что рынок – это идеальная экономическая система, родилась в 18 в., когда капитализм уверенно вытеснял пережитки феодальных отношений. Однако уже в начале 19 в. начались кризисы перепроизводства, которые показали, что капиталистическая рыночная система периодически уничтожает часть общественного богатства. Марксистская политическая экономия впервые стала рассматривать рынок как исторически преходящую систему, которая со временем будет заменена плановым регулированием. В 20 в. критика рынка как «лучшего из миров» стала еще более сильной, особенно после Великой депрессии 1929–1933 – величайшей экономической катастрофы за всю историю рыночного хозяйства. После этого постепенно общепринятым стало мнение, что чисто рыночное регулирование опасно для общества.
В современной экономической науке принято выделять следующие органические недостатки («провалы») рыночного механизма:
не способствует сохранению невоспроизводимых природных ресурсов – не имеет механизма защиты окружающей среды и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, богатств океана);
способствует принятию решений, эффективных в краткосрочном периоде, но им игнорируются потенциально негативные отдаленные последствия принимаемых решений;
не создает стимулы для производства общественных благ;
развивается неравномерно, импульсно;
не ориентирован на решение социальных проблем.
Решение этих проблем в основном берет на себя государство, становясь участником не только политических, но и экономических отношений.
Либеральные экономисты утверждают, что недостатки («провалы») государства оказываются даже более опасными, чем «провалы» рынка, а потому рыночная система является хотя и не идеальной, но все же лучшей из возможных альтернатив. Попытка стран социалистического лагеря доказать преимущества плановой экономики перед рыночной окончилась в 20 в. провалом. Поэтому в современном мире рынок остается главной экономической системой, хотя он охватывает не все сферы хозяйственной жизни, а действие «невидимой руки» рынка часто корректируется «видимой рукой» государства, крупных корпораций, неправительственных организаций и т.д.
Исторически экономическая теория сложилась как наука, изучающая именно рыночную хозяйственную систему. Хотя в целом современная экономическая наука по-прежнему считает рыночные отношения главным объектом изучения, но теперь ее внимание смещается от изучения объективных законов рыночной саморегуляции к анализу проблем оптимального регулирования рыночного хозяйства.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, т. 1., гл. 4, 5. М., Республика, 1992
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, гл. 3. М., 1993
Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 2000
Самуэльсон П.Э., Нордхауз В.Д. Экономика, гл. 2. М., 2003
Рынок
Что такое рынок
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Виды рынков
Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:
по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
по легальности — легальный, нелегальный;
по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
все зависит от случая;
невозможно сделать долгосрочный прогноз;
проблемы с экологией;
Законы рынка
Закон стоимости
Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
Закон спроса и предложения
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.
Закон конкуренции
Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.
Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.
Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.
Способы регулирования рынка государством
Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:
фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:
свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.
Заключение
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.