На чем основана драматургия оперы ивана сусанина
Драматургия и краткий обзор оперы
Тема 5. М.И.Глинка. Опера «ИВАН СУСАНИН» («Жизнь за царя»)
2. Новаторство оперы «Иван Сусанин».
3. Кто такой Иван Сусанин?
4. Как создавалась опера?
6. Драматургия и краткий обзор оперы.
Оперы М.И.Глинки
Новаторство оперы «Иван Сусанин».
Опера «Иван Сусанин» Глинки была для зрителей того времени необычной и очень новаторской:
· музыка оперы имеет ярко выраженный русский национальный характер. Она опирается на русский музыкальный фольклор, а не подражает музыке зарубежных опер;
· оперы до Глинки практически представляли собой спектакли с разговорами и песенными вставками. В этой опере Глинка избежал разговорных эпизодов, вся опера поётся;
· впервые в опере проведена единая линия развития, основанная на конфликте двух сторон – русской и польской.
Всё это позволило назвать оперу «Иван Сусанин» первой полноценной русской национальной оперой.
Кто такой Иван Сусанин?
Сусанин совершил подвиг во время оккупации России польскими захватчиками. Действие оперы происходит с осени 1612 – до весны 1613 года. Поляков уже изгнали из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране.
Поздней зимой 1613 года царь всея Руси Михаил Романов и его мать Марфа жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Узнав об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова.
За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и его мать нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.
Этот патриотический подвиг простого русского мужика вошёл в историю.
В 1815 году итальянский композитор К.Кавос, работавший в России, написал оперу «Иван Сусанин». А в 1822 году подвиг воспел поэт-декабрист К.Рылеев в стихотворении «Иван Сусанин».
М.И.Глинка придал этой простой и страшной истории более художественный вид, ввёл лирическую женскую линию (в лице дочери Антониды).
Как создавалась опера?
Работу над оперой Глинка начал в 1834 году. Сначала предполагалось, что автором либретто будет поэт Василий Андреевич Жуковский. Но он отказался в связи с сильной занятостью, и за либретто взялся барон Егор Фёдорович Розен, по рекомендации самого императора Николая I.
В 1836 году опера была закончена, премьеру приурочили к открытию Большого театра в Санкт-Петербурге.
Опера несколько раз меняла свое название: сначала Глинка назвал ее «Иван Сусанин», но на завершающем этапе работы он переименовал ее в «Смерть за царя». Он хотел посвятить ее императору Николаю I, и тот благосклонно принял посвящение, но предложил свой вариант названия: «Жизнь за царя».
Премьера оперы.
Опера произвела огромное впечатление на зрителей и премьера прошла с грандиозным успехом. Хотя часть аристократической публики презрительно называла музыку оперы «мужицкой», «кучерской».
Известен знаменитый экспромт А.С.Пушкина, родившийся после просмотра оперы:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь!
Драматургия и краткий обзор оперы
Главная идея – патриотическая: самопожертвование во имя Руси и ее царя.
Жанр сам Глинка определил как «отечественную героико-трагическую оперу».
Драматургия основана на конфликте двух сторон – русской и польской.
Каждое действие и эпилог – это определённый этап в развитии конфликта.
1-е действие – русское; это показ (экспозиция) образа русского народа и главных героев.
2-е действие – польское; это показ (экспозиция) польского лагеря.
4-е действие – кульминация и развязка; сцена Сусанина с поляками в лесу, гибель главного героя.
Эпилог — общая кульминация оперы, хор «Славься».
В 1 действиипоказаны основные герои оперы – Антонида, Сусанин, Собинин, русский народ (крестьяне-ополченцы).
Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха Собинина. Она готовится к свадьбе. Звучит каватина и рондо Антониды — музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви.
Этот речитатив очень важен – это первый показ, экспозиция образа главного героя. Известно, что в плане оперы Глинка сделал запись о Сусанине – «характер важный». И его первые реплики действительно звучат «важно», то есть неторопливо, веско, с достоинством.
Здесь Глинка использовал подлинную народную песню, услышанную им от лужского извозчика.
Сусанин говорит дочери о том, что сейчас не время мечтать о свадьбе, о личном счастье, когда в стране беда. С первых нот Глинка показывает Сусанина как истинного патриота своей страны.
2 действие называют «польским» актом. Это характеристика образа поляков. Русская деревня здесь меняется на бальный зал в замке польского короля. Здесь пирует польская шляхта.
Всего во 2 действии проходят четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка, которые образуют большую танцевальную сюиту. Все они (кроме вальса) являются национальными польскими танцами.
При этом музыка, которая характеризует поляков, очень красива, изящна. То есть Глинка не превращает образ врага в карикатуру.
В 3 действии происходит завязка драмы, первое столкновение двух противоборствующих сторон. Все действие делится на две части. Они контрастны друг другу.
Вторая часть – драматическая, приход поляков и сцена Сусанина с поляками.
Поляки требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Решительно и с достоинством отвечает им крестьянин: «За Русь мы все стеной стоим, в Москву дороги нет чужим!» Когда шляхтичи начинают угрожать Сусанину, он отвечает: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь».
Но затем, потихоньку отправив приёмного сына Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньгами и уходит вместе с ними.
4 действие состоит из 3-х картин. Короткое оркестровое вступление переносит в зимний лес, дремучий и непроходимый.
Своей кульминационной точки драма достигает в 3-ей картине. Измученные поляки бредут по заснеженному лесу. Звучит тема польской мазурки, но она искажена. Впереди идёт Сусанин. Они разводят огонь и ложатся отдыхать.
Это один из наиболее драматичных эпизодов оперы. Сусанин здесь проявляет себя как истинный патриот, мысленно прощается с жизнью, с семьей.
Ария скорбного характера, неторопливая, полная достоинства и мужества. Музыка очень строгая и сдержанная. Здесь Глинка соединил черты русского романса и песни.
Чтобы подчеркнуть главную патриотическую линию оперы, Глинка пишет ещё и Эпилог.
Звучит знаменитый торжественный и величавый хор «Славься», который сам Глинка назвал гимном-маршем.
1) Сколько у Глинки опер? В чём их значение для русской музыки?
2) Почему опера «Иван Сусанин» имеет второе название?
3) Какова логика драматургического развития в опере «Иван Сусанин»?
4) Какие особенности оперы «Иван Сусанин» позволяют называть её первой русской национальной оперой?
На чем основана драматургия оперы ивана сусанина
«Жизнь за царя́» («Ива́н Суса́нин») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.
Автор либретто — барон Егор Розен. В советский период по идеологическим соображениям Сергеем Городецким была сделана новая редакция либретто, но в записях того периода использовался смешанный текст Е. Ф. Розена и С. М. Городецкого.
Этот сюжет неоднократно встречается в литературе того времени, к нему обращались М. М. Херасков, А. А. Шаховской, С. Н. Глинка, позднее Н. А. Полевой (в драме «Костромские леса») и М. Н. Загоскин (по совету Жуковского). Особенно привлекла к себе внимание эта тема, воплощенная в книге «Думы» Рылеева. На чьем произведении и основывался М.И. Глинка.
Сам же сюжет на историческую русскую тему был подсказан композитору великим поэтом В. А. Жуковским. Новая опера живо обсуждалась на вечерах в доме поэта, где бывали А. С. Пушкин, князь П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, князь В. Ф. Одоевский, М. Виельгорский.
Премьера состоялась 27 ноября 1836 года.
Осенью 1836 года восстановленный Большой театр в Петербурге было решено открывать оперой Глинки. Театр был переполнен.
Ещё не поднялся занавес, оркестр только начал исполнять увертюру, и все почувствовали в ней нечто необычное. Необычна была сама музыка. Она была чем-то знакомым и близким и не походила на привычную музыку зарубежных опер. Она отличалась своей особой мелодичностью и звучностью. Это была русская музыка, основанная на русском музыкальном фольклоре.
Конечно, Глинка был высокообразованным музыкантом, и все темы и мелодии были обработаны по всем законам оперного искусства. Но то, что музыкальная основа явно была не иностранной, а русской, было потрясающе новым.
13 декабря 1836 года на завтрак у А. Всеволожского в честь успеха оперы собрались друзья Глинки: Пушкин, Одоевский, Жуковский, Вяземский, братья Виельгорские, артисты оркестра и другие. Ими был исполнен канон с текстом, который написали друзья композитора.
Конечно, всех привлекала своеобразная фамилия Михаила Ивановича. С этой игрой слов и были связаны многие их стихи.
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь.
(А. Пушкин)
В опере Глинки было много нового.
Новым было и то, что о судьбах крестьян в опере говорилось с такой же серьёзностью, с какой обычно в опере речь велась о царях, герцогах и принцессах. Перед слушателями были не привычные мужички комических опер или нарядно одетые крестьяне придворных балетов. Герои оперы Глинки были крупными личностями. Даже недоброжелатели были захвачены сценой героической гибели Сусанина.
В этих определениях композитор выразил суть характеров и с помощью музыки сделал своих героев неповторимыми личностями.
Народный замысел всей оперы подчёркивается и особым пониманием партии хора. Глинка хорошо знал итальянские и французские оперы и роль в них хора. Он с иронией говорил: «Уж эти мне хоры! Придут неизвестно зачем, пропоют неизвестно что, а потом и уйдут с тем, с чем пришли».
У Глинки впервые в истории мировой оперы хор показан как действенная сила. Это народ, который активно участвует во всём происходящем, даже в личной жизни героев. Он становится действующим лицом и действенной силой, направляющей сам ход событий.
Глинка впервые в русской музыке отказался от оперы с разговорными диалогами, как было во всех операх в России в XVIII веке. Но самое главное, он создал метод симфоническою развития оперной формы. В его сочинениях устанавливается принцип слияния вокального и симфонического начал.
Действие первого акта переносит нас на улицу села Домнино, где живёт Иван Сусанин, в далёкий и грозный 1612 год, когда поляки почти захватили Москву и собирались посадить на русский престол своего ставленника. Враги хозяйничали не только в столице, но и на окраинах Руси.
Ярким контрастом является второй акт. Его называют «польским» актом. Действительно, русская улица сменяется здесь тронным залом в замке польского короля Сигизмунда III. Вместо крестьян на сцене пирующая шляхта. Музыкальным портретом поляков являются национальные польские танцы. И ни одной сольной арии и большого ансамбля. Это делает характеристику поляков обобщённой.
Во втором действии проходят четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка, которые образуют большую танцевальную сюиту. Все они (кроме вальса) являются национальными польскими танцами. Музыка сюиты пленяет красотой и изяществом (хотя и совсем иного типа, чем в первом действии). Эти качества особенно наглядно выступают в средних номерах: краковяке и вальсе.
КРАКОВЯК написан с широким размахом и темпераментом. Его основная тема благодаря синкопированному ритму отличается особой упругостью. Далее появляется ещё ряд ярких и разнообразных тем, и жизнерадостная музыка краковяка приобретает то молодцеватый, то грациозный оттенок. Периодически возвращается основная тема (или основная тональность соль мажор). Это сближает форму танца с рондо.
Очень своеобразен и изящен ВАЛЬС, более интимный по своему настроению. Наличие синкоп на второй доле роднит его с мазуркой, придавая и ему польский колорит. Вальс отличается особой тонкостью и прозрачностью оркестровки. В целом он играет роль лирической интермедии среди других, бравурных, блестящих танцев.
Вместе с тем танец перерастает в целую драматическую сцену, передаёт различные стадии развёртывающегося действия. Так, после прихода гонца, в музыке мазурки слышатся интонации тревоги, растерянности, а после решения шляхтичей отправиться в поход, музыка вновь принимает лихой, воинственный характер. Как сигнал к походу звучит соло трубы.
Получив известие о поражении своего войска, поляки решают послать на Русь ещё один отряд. Они все ещё надеются голыми руками победить русских мужиков.
«Польским актом» своей оперы Глинка положил начало русской классической балетной музыке. Так, в первых двух актах композитор показал нам две противоборствующие силы. Не просто русских и поляков, а мирных русских крестьян и польскую шляхту, мечтающую завоевать Россию.
И вдруг в эту светлую безоблачную музыку врываются интонации полонеза. Появляются поляки. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу к будущему царю Михаилу Федоровичу. Решительно и с достоинством отвечает им крестьянин: «За Русь мы все стеной стоим, и нет врагу туда пути!»
Потихоньку отправив Ваню предупредить царя об опасности, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньгами, уходит вместе с ними.
Композитор с удивительным мастерством продолжает накалять драматическое напряжение. После полной отчаяния музыки Антониды из-за сцены раздаётся безмятежно-радостный хор девушек, пришедших поздравить невесту. Это одна из жемчужин русской классической хоровой музыки, очень близкая к обрядовым народным песням. (свадебный хор «Разгулялися, разливалися»)
В ответ Антонида с глубокой скорбью поёт свой знаменитый романс «Не о том скорблю подруженьки».
Эту музыку Глинка за семь лет до оперы написал для романса на стихи Дельвига «Не осенний частый дождичек». Но в ней так проникновенно выражено чувство печали и скорби, что она могла быть использована в этой сцене оперы.
Ваня прибегает ночью к небольшому монастырю, в котором укрыт Михаил Федорович Романов, чтобы предупредить о приближении врагов. Эту сцену Глинка написал уже после премьеры оперы по просьбе первой исполнительницы роли Вани замечательной русской певицы А. Я. Воробьёвой. И всё же эта сцена органично вошла в оперу. Слова Вани взволнованны и торопливы:
Бедный конь. в поле пал.
Я бегом. добежал!
Вот и наш посад.
Ваня настойчиво стучится в ворота, горько сетует на то, что он ещё не витязь, не богатырь и нет у него силушки одолеть врага. На его стук монастырь просыпается, и его обитатели торопятся в поход.
Сусанин остаётся один со своими мыслями. Его предсмертная ария не только кульминация развития его образа. Это драматическая кульминация всей оперы. В начале арии Иван Сусанин обращается к заре. Эта заря станет его последней зарей. (Речитатив и ария Сусанина. Речитатив «Чуют правду. «, ария «Ты придешь, моя заря»).
Предчувствие гибели, смертная тоска Сусанина выражены прекрасной и высоко трагедийной музыкой, которая потрясает своей правдивостью.
Помогите пожалуйста! Краткий анализ произведения «Иван Сусанин»
Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:
героико-исторической оперы (сюжет) ;
черты народной музыкальной драмы. Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен) ;
черты эпической оперы текст украден (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале) ;
черты драмы ( активизация действия с момента появления поляков) ;
черты лирико-психологической драмы, связанные, в основном, с образом главного героя.
Хоровые сцены этой оперы Глинки восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.
Или более подробный:
Антонида ждёт своего жениха ратника Собинина и мечтает о свадьбе. Прибывает Собинин, можно играть свадьбу и Сусанин благословляет Антониду и Собинина.
Мужской хор. Его мелодия близка русским народным песням. Мелодия женского хора близка хороводным песням.
Второе действие. Бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами, но появляется гонец и сообщает, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы разгромить врага. Большой отряд поляков собирается в поход. Во втором действии звучит танцевальная музыка. Четыре танца: польский полонез, краковяк вальс и мазурка звучат один за другим. Открывается действие Полонезам. Мелодии Полонеза и Мазурки в дальнейшем всюду сопровождают появление поляков. Этими танцами Глинка характеризует гордых и надменных поляков.
Третье действие. В доме Сусанина готовятся к свадьбе. Появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает Ваню предупредить русские отряды об опасности, сам решает завести поляков в непроходимую глушь. Антонида в слезах, она опасается за жизнь отца. Появляется Собинин и решает вместе с крестьянами отправиться на поиски Сусанина.
Основные сцены этого действия:
Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:
героико-исторической оперы (сюжет) ;
черты народной музыкальной драмы. Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен) ;
черты эпической оперы текст украден (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале) ;
черты драмы ( активизация действия с момента появления поляков) ;
черты лирико-психологической драмы, связанные, в основном, с образом главного героя.
Хоровые сцены этой оперы Глинки восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.
Или более подробный:
Антонида ждёт своего жениха ратника Собинина и мечтает о свадьбе. Прибывает Собинин, можно играть свадьбу и Сусанин благословляет Антониду и Собинина.
Мужской хор. Его мелодия близка русским народным песням. Мелодия женского хора близка хороводным песням.
Второе действие. Бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами, но появляется гонец и сообщает, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы разгромить врага. Большой отряд поляков собирается в поход. Во втором действии звучит танцевальная музыка. Четыре танца: польский полонез, краковяк вальс и мазурка звучат один за другим. Открывается действие Полонезам. Мелодии Полонеза и Мазурки в дальнейшем всюду сопровождают появление поляков. Этими танцами Глинка характеризует гордых и надменных поляков.
Третье действие. В доме Сусанина готовятся к свадьбе. Появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает Ваню предупредить русские отряды об опасности, сам решает завести поляков в непроходимую глушь. Антонида в слезах, она опасается за жизнь отца. Появляется Собинин и решает вместе с крестьянами отправиться на поиски Сусанина.
Основные сцены этого действия:
Главная мысль стихотворения «Иван Сусанин»
Настоящий человек всегда является патриотом, и не запятнает себя изменой.
Чему учит стихотворение «Иван Сусанин»
Стихотворение учит патриотизму, учит любить Родину и не боятся врагов. Учит беспощадно разить врагов, пусть даже ценой собственной жизни. Учит мужеству и бесстрашию.
Анализ стихотворения «Иван Сусанин»
Дума Кондратия Рылеева «Иван Сусанин» написана на основе реальных исторических событий. В Смутное время, во время польской оккупации, будущий царь Михаил Романов скрывался от врагов в лесах возле Костромы. А поляки хотели отыскать убежище Михаила. Но нанятый ими проводник, крестьянин Иван Сусанин, оказался настоящим патриотом, и завел поляков в глухие леса.
Этот подвиг произвел большое впечатление на весь русский народ и был воспет поэтами, художниками и композиторами.
Пословицы к стихотворению «Иван Сусанин»
Героями не рождаются, героями становятся.
Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.
Герой за Родину горой.
Смертью героя пал, а Родину не продал.
Богатырь умрет, имя его останется.
Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:
героико-исторической оперы (сюжет) ;
черты народной музыкальной драмы. Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен) ;
черты эпической оперы текст украден (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале) ;
черты драмы ( активизация действия с момента появления поляков) ;
черты лирико-психологической драмы, связанные, в основном, с образом главного героя.
Хоровые сцены этой оперы Глинки восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.
Или более подробный:
Антонида ждёт своего жениха ратника Собинина и мечтает о свадьбе. Прибывает Собинин, можно играть свадьбу и Сусанин благословляет Антониду и Собинина.
Мужской хор. Его мелодия близка русским народным песням. Мелодия женского хора близка хороводным песням.
Второе действие. Бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами, но появляется гонец и сообщает, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы разгромить врага. Большой отряд поляков собирается в поход. Во втором действии звучит танцевальная музыка. Четыре танца: польский полонез, краковяк вальс и мазурка звучат один за другим. Открывается действие Полонезам. Мелодии Полонеза и Мазурки в дальнейшем всюду сопровождают появление поляков. Этими танцами Глинка характеризует гордых и надменных поляков.
Третье действие. В доме Сусанина готовятся к свадьбе. Появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает Ваню предупредить русские отряды об опасности, сам решает завести поляков в непроходимую глушь. Антонида в слезах, она опасается за жизнь отца. Появляется Собинин и решает вместе с крестьянами отправиться на поиски Сусанина.
Основные сцены этого действия:
На чем основана драматургия оперы ивана сусанина
С оперы М.И. Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.
Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.
1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах,
эпилог — в Москве на Красной площади.
Зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд ищет дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел недругов в болото, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин оказался подвергнут смертельным пыткам, но места убежища царя не выдал.
Драматургия оперы строится на противопоставлении сил русских и поляков.
(Историю создания и краткое содержание см. здесь)
Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собинин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения.
Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.
2-й акт: Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу.
3-й акт: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.
Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.
4-й акт: Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина. Поднимается метель. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.
Вопросы для повторения (ответь письменно в тетради):
1. Каково значение творчества М.И.Глинки для русской музыкальной культуры?
2. Назовите первую русскую оперу.
3. Когда и где она была поставлена?
4. Назовите жанр оперы «Жизнь за царя»
5. Какова идея оперы «Жизнь за царя»?
6. В чём проявляется контраст образов русских и поляков в опере «Жизнь за царя»? (какими особенностями музыки композитор характеризует русский народ в отличие от музыкальной характеристики поляков)
7. Как композитор подчеркнул душевное величие Ивана Сусанина? (на примере арии Сусанина в сцене его гибели. Дайте развёрнутую характеристику интонационного строя музыки арии)
8. Почему, несмотря на гибель Сусанина, опера заканчивается торжественным, ликующим хором?