На чем основана интервальная система обучения сольфеджио ответ
Системы преподавания сольфеджио
В настоящее время как за рубежом, так и у нас применяются различные методы и системы преподавания сольфеджио.
По существу сборники сольфеджио можно сгруппировать по двум основным направлениям. Одно из них включает в себя системы в основе которых лежит изучение отдельных элементов муз. Языка, звуков До мажора или интервалов. Другое направление составляют системы изучающие связи звуков: ступеневые, ладовые, гармонические.
Некоторые авторы ставят своей задачей широкое, всестороннее развитие музыкального слуха, другие стремятся найти пути к быстрейшему овладению каким-либ навыком; третьи – отдают все внимание одной из частных задач, например. Развитию только гармонического слуха.
Одной из наиболее распространённых систем в конце XIX века и начале XX следует считать, как уже отмечалось, «интервальную» систему. Она основана на изучении интервалов от любого звука вверх и вниз и рассматривает мелодию как сумму интервалов. В качестве тренировочных упражнений широко используются тональные секвенции, где интервал изучается по ступеневой величине на звуках До мажора.
Среди подобных систем, кроме традиционной интервальной, можно назвать еще «До-дека методу». В ней за основу берутся семь звуков До мажора, а ключевые знаки рассматриваются как хроматически измененные «простые» звуки.
Основа этой системы – изучение звуков До мажора, которые изменяются «простыми звуками». Появление новых тональностей, отклонений, модуляций объясняется повышением или понижением «простых» звуков.
Близко к интервальной системе стоят системы, основанные на изучении ступеней мажорной или минорной гаммы в разных тональностях. По этой системе лад отождествляется с гаммой. Изучение лада только на гаммах сужает многообразие ладовых связей.
В большинстве систем этого направления лад изучается на основе связи ступеневой мажорной и минорной гаммы. Это особенно ясно и наглядно разработано в болгарской «лесенке-столбице».
Близко к столбице стоят так называемые мануальные системы, в которых условные движения руки в пространстве изображают те или другие ступени лада.
Сюда же можно отнести цифровую систему, названия нот заменяются порядковым номером: Т-I, верхний вводный тон – II и т.д.
А. Агожанов придерживаясь системы попевок – также использует цифровые названия ступеней.
Однако цифровые системы, лишенные связи со зрительным восприятием линии мелодии, значительно менее эффективны.
В Китае для массового образования также используется цифровая система.
Преимуществом этих систем является возможность петь сразу в любых тональностях, не зная их теоретически.
Сборник Долежила (Чехословакия) интересен тем, что система воспитания слуха ведется по двум руслам:
1. На основе ладовых взаимоотношений ступеней мажора и минора;
2. На основе освоения интервалов от любого звука вверх и вниз вне ладовых связей.
В целом получается как бы объединение двух систем – абсолютной и относительной.
На каждом развороте страниц книги Долежила даны примеры, составленные в строгом соответствии с задачей, для усвоения ступеней лада.
На страницах справа изучаются интервалы, образовавшиеся в левой части, но уже по принципу построения интервала от какого-нибудь отдельного звука, со сложными альтерациями и просто сопоставлениями.
На правой странице для освоения интервалов от отдельных звуков автор берет лишь большие и малые терции и чистые квинты (каждая большая терция – до-ми, а малая терция – ми-соль). Воспроизведение интервала от любого звука происходит вне опоры на лад, по мелодическому сходству.
Таким образом, особенностью этого сборника являются два параллельно идущих пути: в левой части видна последовательность в воспитании чувства лада (изучаются сначала звуки тоники, затем вводные, доминанта, субдоминанта, альтерация, хроматизм и модуляция), а в правой – при изучении интервалов от отдельных звуков (вне лада) совершенно исключается гармоническое осознание мелодических ладов, их ладовые связи.
Процесс усвоения ладовых связей получается неосознанным, механическим.
О РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ И МЕТОДАХ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЛЬФЕДЖИО
Некоторые авторы ставят своей задачей всестороннее развитие музыкального слуха, другие – развитие какого-либо одного навыка, третьи – решение одной из частной задач, например, развитию только гармонического слуха.
Близка к «интервальной» системе «До-дека метода». В ней за основу берутся 7 звуков До мажора. Они называются «простыми звуками» и изучаются в разных комбинациях, исходя из ступеневой величины образующихся интервалов, без учета их ладового положения и тоновой величины. Ключевые знаки рассматриваются как хроматически измененные «простые звуки». Появление новых тональностей, отклонений и модуляций также объясняется повышением или понижением основных звуков. В результате занятий не воспитывается чувство лада, сознательное отношение к исполняемой мелодии. Основная цель такой системы – научить учащихся интонировать любые звуки в разных соотношениях.
Близка к этим системам методика «черно-белого слуха», цели которой далеки от музыки.
Близко к столбице стоят мануальные системы, в которых ступени лада изображаются в пространстве условными движениями руки. Таким путем учащиеся быстро овладевают навыком читать рисунок диатонической мелодии на любой высоте, но бессознательно даже без знания нот.
Таков опыт В. Соколова, проводившего занятия по «указке»» с хором: руководитель, настроив хор в определенной тональности, указкой по нотам показывал направление движения мелодии.
IV. Существуют методики, в которых объединяются две системы – абсолютная и относительная.Такая методикапредложена сборнике чехословацкого педагога Долежила. Воспитание слуха по этой методике идет сразу по двум руслам: на основе изучения ладовых взаимоотношений ступеней мажора и минора и на основе освоения интервалов от любого звука вверх и вниз вне ладовых связей.
На каждом развороте страниц книги Долежила слева даны примеры для усвоения ступеней лада. Все примеры сочинены автором и составлены в строгом соответствии с задачей. На страницах справа изучаются интервалы, образовавшиеся в левой части, но уже по принципу построения интервала от отдельного звука в самых неожиданных сочетаниях, со сложными альтерациями, сопоставлениями.
VI. Очень интересна система, изложенная в сборнике Й. Йорсильда. Важнейшей задачей в развитии слуха автор считает воспитание «тональной гибкости», способности переключаться из одной тональности в другую, чувствовать все нюансы отклонений в мелодии. Поскольку средством для тональных сдвигов являются небольшие интервалы – секунды терции, кварты и особенно полутоны, постольку за основу методики развития слуха взяты именно эти интервалы. Но интервалы рассматриваются не как застывшее соотношении ступеней, а как активные интонации, дающие новое направление мелодии. Таким образом создается возможность преодолеть преобладание диатоники в преподавании сольфеджио. Все упражнения составлены автором, в дополнении дана небольшая хрестоматия с интересным подбором музыкальных примеров.
VII.Известной является венгерская релятивная система, созданная З. Кодаем. Она создана на основе венгерской народной музыки и вобрала в себя много полезных приемов из прошлого зарубежного опыта (методики Руссо, Шеве и др.). В этой системе слоговые названия звуков (до, ре,ми, фа, соль, ля,си) применяются только для обозначения ступеней гаммы любой тональности. В классах по специальности и в дальнейшем все обучение музыке идет по буквенной системе. Таким образом в Венгрии применяются две системы сольфеджирования – относительная и абсолютная. Начальный период (примерно до 4 класса ДМШ) идет целиком на релятивной системе. Большое внимание уделяется ритмическому воспитанию, используются ручные знаки; пение упражнений и песен происходит сразу в любых тональностях, на любой высоте. Обучение начинается не с полного звукоряда, а с простейших мелодических попевок, образующих некую мелодию, выражающую простейшую музыкальную мысль. Наряду с записью на нотоносце дается графическое изображение нот без нотоносца, позволяющее петь эту попевку в любой тональности. Достоинства этой системы – принцип воспитания чувства лада не на механическом пропевании гаммы, а на разучивании, выразительных народных попевок. Недостатки – отсутствие связи со специальностью, ограниченность музыкального материала диатоническими ладами, неизбежность переучивания при переходе к общепринятой системе. Такая системы пригодна лишь на начальном этапе обучения.
VII. Эстонский педагог Кальюстэ разработал свою методику начального обучения детей по принципу относительной системы. Он дает следуюшие названия ступеней: ё, ле, ми, на, зо, ра, ти. На занятиях применяются любые тональности, ручные знаки, ритмические инструменты, хлопки, шаги. Введение этой методики в общеобразовательных школах дает хорошие результаты в музыкальном развитии учеников, позволяет им научиться петь с листа. Однако в музыкальных учебных заведениях эта система мало пригодна из-за отсутствия теоретических знаний у учеников и неизбежности переучивания на общепринятую нотацию.
VIII. Существуют всесторонне развивающие системы, не ограниченные формированием какого-либо одного навыка. Они развивают общую музыкальность, кругозор, музыкальное мышление, творческую инициативу. Такие системы представлены в пособиях для начального музыкального воспитания Н. Ветлугиной, М. Антошиной, Н. Надеждиной, в трудах К. Орфа. В них сочетаются образное слуховое восприятие, элемент игры и движения с изучением основ музыкального языка.
Педагог ДМШ А. Барабошкина в своей методике исходит из постепенного накапливания интонаций. Тесно увязывая интонации с основными ладовыми закономерностями, с понятием устойчивости и неустойчивости звуков, тоники мажора и минора, фразы и т. д., она начинает работу с прибауток на одном звуке, затем на двух соседних, на трех и т. д. Материалом являются русские народные и детские песни. Созданные Барабошкирой учебные пособия для ДМШ отличаются большой продуманностью, последовательностью и хорошо подобранным музыкальным материалом.
A. Островский выдвигает концепцию преодоления ладовой инерции при восприятии и интонировании музыки XX века. В цикле из четырёх учебников сольфеджио он воплощает идею стилевоговоспитания музыкального слуха. Заметным явлением стали сборники диктантов Н.Ф. Тифтикиди на материале музыки С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.
Труд Б.М. Теплова, посвященный исследованию психологии музыкальных способностей положил начало серьёзному изучению психологических проблем сольфеджио, интерес к которым станет особенно заметным к концу XX века. В научных работах В. Медушевского, Ю.Холопова, Л. Маслёнковой, Ю.Рагса, Е.В. Назайкинского, А.Милки, Д.Кирнарской, М.Карасёвой стало уделяться пристальное внимание именно психологическим закономерностям музыкального восприятия, памяти и развития слуха.
Рождаются неожиданные оригинальные идеи, позволяющие изменить само отношение к предмету. Так появляется проект нового сольфеджио Е. Назайкинского, который открывает невиданные горизонты и кажется столь же привлекательным, сколь и фантастичным. В нём сольфеджио трактуется как психотехника музыканта, управляющая исполнительским процессом. Появляется понимание, что сольфеджио призвано «обслуживать» специальность. В связи с этим определяются четыре формы исполнительского слуха:
а) кинестетические (связанные с постановкой рук, раскрепощением мышц, координацией движений и т. д.); б) метакинестетические, то есть проблемы «ретрансляции» эмоций (индивидуального улавливания их в музыкальном произведении и донесения до слушателя).
Таким образом, в начале XXI века из вспомогательной дисциплины, направленной на слуховое освоение теории музыки, сольфеджио превращается в практическую часть психологии музыкального восприятия. Суть сольфеджио теперь составляет многоуровневая обработка слуховой информации, соединяющая эмоциональное впечатление с рациональным анализом и осознанным воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной записи или мысленном представлении.
Вопросы по теме «Различные системы и методы преподавания сольфеджио»:
1.Два основных направления в системах и методах преподавания сольфеджио.
2. «Интервальная» система преподавания сольфеджио и «До-дека метода».
3. «Ладовые» или «ступеневые» системы преподавания сольфеджио.
4.Методика Долежила.
5. Гармонические системы преподавания сольфеджио.
6. Система преподавания сольфеджио Й. Йорсильда.
7. Венгерская релятивная система З. Кодая.
8.Методика начального обучения детей Кальюстэ.
9.Системы, направленные на всестороннее развитие музыкального слуха.
10. Новый этап в становлении российского сольфеджио во второй половине XX века.
11.Проект нового сольфеджио Е. Назайкинского. Исследования М. Карасевой.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет