На чем основана стандартизация технических условий
На чем основана стандартизация технических условий
Национальным органом по стандартизации в России является Госстандарт России — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. А постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты, специализирующиеся на отдельных объектах стандартизации (в основном по видам продукции, услуг или работ).
Технические условия изготовителей на поставляемую продукцию используют в роли нормативных документов, если на них делаются ссылки в договорах (контрактах). Технические условия разрабатывают: на одно конкретное изделие, материал, вещество и т. п.; на несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п.
Это нормативный документ, разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда создавать стандарты нецелесообразно.
Технические условия являются очень распространенным нормативными документами (фонд технических условий – около 600 000). В отличие от стандартов они разрабатываются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. Объект технических условий – продукция, в частности ее разновидности – конкретные марки, модели товаров. Типичными объектами технических условий среди товаров являются: изделия, выпускаемые мелкими сериями, изделия сменяющегося ассортимента, изделия, осваиваемые промышленностью, продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий.
Технические условия – документы, в которых конкретный изготовитель добровольно устанавливает требования к качеству и безопасности конкретной продукции, необходимые и достаточные для ее идентификации, контроля качества и безопасности при изготовлении, хранении и транспортировании.
Технические условия устанавливают полный набор требований к выпускаемой конкретной продукции (марки, типы и т. п.) и включают такие разделы, как область применения, требования к качеству и безопасности или технические требования, маркировка, упаковка, гарантии изготовителя и др.
Технические условия должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности: технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя. Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, распространяющимся на данную продукцию.
Технические условия подлежат согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает приемочная комиссия. Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование технических условий. Если решение о постановке продукции на производство принимают без приемочной комиссии, технические условия направляют на согласование заказчику (потребителю).
Обозначение технических условий может производиться двумя способами. По одному из них обозначение формируется: из кода «ТУ»; кода группы продукции по классификатору продукции (ОКП); кода предприятия – разработчика технического условия по классификатору предприятий и организаций (ОКПО); двух последних цифр года утверждения документа.
Технические условия подлежат учетной регистрации в Центре стандартизации и метрологии (ЦСМ) по месту нахождения предприятия. На регистрацию представляется копия технического условия и в качестве приложения к нему – каталожный лист.
В каталожном листе приводятся подробные сведения о предприятии-изготовителе и выпущенной конкретной продукции в виде текста и в закодированном виде. Каталожные листы выполняют роль модулей, с помощью которых формируются каталоги выпускаемой продукции и строится система каталогизации в стране. Предприятие-разработчик несет ответственность за правильность заполнения каталожного листа.
Получаем техусловия на газ, воду и свет: пошаговая инструкция
Технические условия (ТУ) — документ, в котором отражается соответствие продукта заданным нормам. ТУ нужны не всегда, но при подключении дома к коммуникациям — газу, свету, водоснабжению и канализации — без них не обойтись. Основные факты о техусловиях и подключении к ним — в нашем материале.
Эксперт в этой статье: Анастасия Остапенкова, руководитель по развитию бизнеса проектной компании Genpro
Что такое технические условия
Техусловия — своего рода аналог ГОСТа, но если государственный стандарт качества применяется для всех производителей, то ТУ разрабатывается на конкретном предприятии. Поэтому в каждой организации свои техусловия — при этом предписываемые ими нормативы не должны расходиться с международными и государственными стандартами.
Для чего нужны ТУ
Техусловия — важный для производителя документ, так как определяет порядок действий при монтаже и эксплуатации строительно-инженерных систем. Но он также важен и для получателя сервиса — как своего рода гарант, к которому обращаются в проблемных ситуациях.
ТУ обычно разрабатывают в компании, предоставляющей услугу, — своими силами или обратившись в сертифицированную организацию.
Когда ТУ не нужны
Техусловия требуются не всегда. Иногда, если коммуникации уже подведены в населенный пункт, достаточно заявления на подключение дома к сетям. Эту возможность необходимо уточнить у ресурсоснабжающей организации.
Как получить техусловия
ТУ на газ
Существует четыре группы техусловий на газ в зависимости от категории потребителя — до 5 кубометров в час определяют для частных лиц, до 15 для малых предпринимателей, до 300 — норма для представителей среднего бизнеса и более 300 — для крупных компаний. Расхода газа первой категории достаточно, чтобы готовить еду и отапливать частный дом или коттедж.
ТУ на электроэнергию
Для подключения к энергосети нужно определить сетевую организацию, чьи объекты максимально близко расположены к участку. Если же в пределах 300 метров таких организаций несколько, то можно выбрать ресурсоснабжающую компанию. Но только в том случае, если речь не идет об индивидуальном проекте, требующем персонального подхода.
Однако не всегда возможно получить техусловия. Причин может быть несколько. В том числе, это может быть технически невозможно или у ресурсоснабжающей организации поблизости нет сетей.
ТУ на воду
После того, как все данные будут предоставлены, организация начинает проверку возможности подключения, выполняет расчет стоимости услуги и определяет план действий.
Итогом этого является оферта, которая включает в себя и технические условия.
Сроки получения ТУ
Общий срок оказания услуги по выдаче технических условий для проведения газа в дом не может превышать 10 рабочих дней. И заняться этим вопросом лучше как можно раньше. Так как на весь цикл подключения газа (получение ТУ, оформление, проектирование и проведение) может понадобиться до 9 месяцев.
На оформление проекта договора с входящими в него техусловиями для проведения электроэнергии потребуется не более 15 дней. А подписать полученный документ нужно в течение 30 дней — если это не будет сделано, то заявка аннулируется.
Подготовка технических условий на водоснабжение займет не более семи рабочих дней. После чего в течение 20 рабочих дней будет подготовлен договор. Его необходимо подписать в течение 30 дней. Нужно учесть, что полный цикл работ может занять до 18 месяцев.
Комментарий эксперта
Анастасия Остапенкова, руководитель по развитию бизнеса проектной компании Genpro
Технические условия для получения энергоресурсов (холодная вода, теплоснабжение, газ, электрика, водосток, интернет, телефон, радио, наружное освещение) даются компаниями, которые предоставляют эти энергоресурсы.
Как правило, сначала достаточно оперативно выдаются предварительные технические условия по специально оформленной заявке. Там прописана мощность, точка подключения, граница ответственности и перечень мероприятий, которые необходимо выполнить, чтобы получить энергоресурс.
Например, в центральной черте города сети лежат очень плотно и их проходной способности зачастую недостаточно для обеспечения необходимым количеством электроэнергии, воды или тепла. Поэтому в ТУ дается предписание о замене участка сети на новый, с большей проходной способностью. Или, наоборот, ситуация с далеким строением, к которому еще не подведены сети. Тут надо с нуля выполнять трассировку.
Впоследствии наружные сети передаются на баланс энергоснабжающей организации, поэтому так важно отобразить границу.
Статья 21. Стандарты организаций и технические условия
ГАРАНТ:
Статья 21 вступает в силу с 1 июля 2016 г.
Статья 21. Стандарты организаций и технические условия
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
1. Стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения соответствующих целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.
2. Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.
3. Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).
4. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.
5. Проект стандарта организации, а также проект технических условий перед их утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации готовит соответствующее заключение.
ГАРАНТ:
См. Порядок проведения экспертизы проектов стандартов организации, а также проектов технических условий, представляемых разработчиком в соответствующие технические комитеты по стандартизации или проектные технические комитеты по стандартизации, утвержденный приказом Минпромторга России от 6 июля 2017 г. N 2171
Информация об изменениях:
6. Стандарты организаций и технические условия могут быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов по инициативе организации, утвердившей данные стандарты организаций и технические условия.
На чем основана стандартизация технических условий
Единая система конструкторской документации
Unified system for design documentation. Specifications
____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ 2.114-95 с ГОСТ 2.114-2016 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 1996-07-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта России
ВНЕСЕН Госстандартом Российской Федерации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 7 от 26 апреля 1995 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
3 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 8 августа 1995 г. N 425 межгосударственный стандарт ГОСТ 2.114-95 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1996 г.
Изменение N 1 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сетификации (протокол N 18 от 18 октября 2000 г.)
За принятие изменения проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
Изменение N 2 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 24 от 5 декабря 2003 г.)
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: BY, KZ, KG, RU, TJ, TM, UA [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]
5 ИЗДАНИЕ (апрель 2011 г.) с Изменениями N 1, 2, принятыми в марте 2001 г., марте 2005 г. (ИУС 6-2001, 6-2005), с Поправкой (ИУС 12-2000, 10-2006)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2016 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий (ТУ)* на продукцию (изделия, материалы, вещества и т.п.).
* В части требований к разработке и оформлению ТУ на пищевые продукты на территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51740-2001.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 15.001-88* Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000.
ГОСТ 28388-89 Системы обработки информации. Документы на магнитных носителях данных. Порядок выполнения и обращения.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
3.2 ТУ являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке.
3.3 ТУ разрабатывают на:
— одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п.;
— несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т.п. (групповые технические условия).
3.4 Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных (межгосударственных) стандартов, распространяющихся на данную продукцию.
3.5 Если отдельные требования установлены в стандартах или других технических документах, распространяющихся на данную продукцию, то в ТУ эти требования не повторяют, а в соответствующих разделах ТУ дают ссылки на эти стандарты и документы в соответствии с ГОСТ 2.105.
3.6 ТУ оформляют на листах формата А4 по ГОСТ 2.301 с основной надписью по ГОСТ 2.104 (формы 2 и 2а), а титульный лист оформляют по ГОСТ 2.105 со следующими дополнениями:
Схемы, чертежи и таблицы, иллюстрирующие отдельные положения ТУ, выполняют на листах форматов по ГОСТ 2.301, при этом основную надпись выполняют по форме 2а ГОСТ 2.104.
Подлинники ТУ, в том числе выполненные на магнитных носителях, и копии, полученные с них, допускается выполнять без основной надписи, дополнительных граф и рамок. В этом случае:
— обозначение ТУ указывают на каждом листе в верхнем правом углу (при односторонней печати) или в левом углу четных страниц и правом углу нечетных страниц (при двусторонней печати);
— подписи лиц, предусмотренные в основной надписи по ГОСТ 2.104, указывают на титульном листе, а для ТУ, выполненных на магнитных носителях, по ГОСТ 28388;
— изменения указывают в листе регистрации изменений, который помещают в конце ТУ (рекомендуемая форма листа регистрации изменений по ГОСТ 2.503).
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.7 Обозначение ТУ присваивает разработчик.
3.7.1 На изделия машиностроения и приборостроения ТУ обозначают по ГОСТ 2.201.
Также допускается использовать для обозначения ТУ двойное обозначение:
— обозначение ТУ, как неосновного конструкторского документа по ЕСКД;
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.7.2 На материалы, вещества и т.п. обозначение ТУ рекомендуется формировать из:
— трехразрядного регистрационного номера, присваиваемого разработчиком;
— года утверждения документа.
Пример обозначения ТУ для Российской Федерации:
На чем основана стандартизация технических условий
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ
State system of standardization. Basic concepts
Дата введения 1970-01-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30 августа 1968 г. N 1 срок введения установлен с 01.01.70
ПЕРЕИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6, утвержденными в январе 1975 г., сентябре 1979 г., сентябре 1980 г., ноябре 1981 г., ноябре 1982 г., апреле 1982 г. (ИУС 11-79, 12-80, 3-82, 7-82, 2-83)
Настоящий стандарт устанавливает основные положения Государственной системы стандартизации в СССР.
Государственная система стандартизации объединяет работы по стандартизации на всех уровнях управления народным хозяйством и представляет собой комплекс взаимоувязанных правил и положений, определяющих:
основные цели и задачи стандартизации;
организацию и методику проведения работ по стандартизации;
порядок планирования работ по стандартизации;
порядок разработки, внедрения, обращения стандартов и другой нормативно-технической документации по стандартизации и внесения в них изменений, а также государственного надзора и ведомственного контроля за их внедрением и соблюдением;
объекты стандартизации, категории и виды стандартов;
единые правила построения, изложения и оформления стандартов и их содержание.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ «СТАНДАРТИЗАЦИЯ», «НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ», «СТАНДАРТ», «СТАНДАРТ СЭВ», «ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ», «ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ» И «КОМПЛЕКСНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ»
Стандартизация основывается на объединенных достижениях науки, техники и передового опыта и определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с прогрессом.
Некоторыми частными случаями ее применения являются:
установление единиц физических величин;
установление терминов и обозначений;
установление требований к продукции и производственным процессам (выбор или определение характеристик той или иной продукции, методов контроля и измерений, технических требований, характеризующих качество изделий; взаимозаменяемость и т.д.);
установление требований, обеспечивающих безопасность людей и сохранность материальных ценностей.
В условиях планового социалистического хозяйства важнейшей особенностью стандартизации является ее активная роль в управлении народным хозяйством, выражающаяся в плановой деятельности государственных органов, предприятий и организаций по установлению и применению обязательных норм, правил, требований, направленных на ускорение технического прогресса, повышение производительности общественного труда и улучшение качества продукции.
В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения стандарты подразделяются на категории и виды.
Правила построения, изложения и оформления, порядок согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий установлены в ГОСТ 2.114-70* и ГОСТ 2.115-70**.
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 2.114-95.
В зависимости от реальных условий в стандартах устанавливаются показатели, нормы, характеристики в виде ступеней качества, имеющие дифференцированные сроки введения.
Комплексность стандартизации обеспечивается разработкой программ стандартизации, охватывающих изделия, сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, технические средства, методы подготовки и организации производства.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
2.1. Основными целями стандартизации являются:
ускорение технического прогресса, повышение эффективности общественного производства и производительности труда, в том числе инженерного и управленческого;
улучшение качества продукции и обеспечение его оптимального уровня;
обеспечение увязки требований к продукции с потребностями обороны страны;
обеспечение условий для широкого развития экспорта товаров высокого качества, отвечающих требованиям мирового рынка;
совершенствование организации управления народным хозяйством и установление рациональной номенклатуры выпускаемой продукции;
развитие специализации в области проектирования и производства продукции;
рациональное использование производственных фондов и экономия материальных и трудовых ресурсов;
обеспечение охраны здоровья населения и безопасности труда работающих;
развитие международного экономического, технического и культурного сотрудничества.
2.2. Основными задачами стандартизации являются:
установление требований к качеству готовой продукции на основе комплексной стандартизации качественных характеристик данной продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, необходимых для ее изготовления с высокими показателями качества и эффективной эксплуатации;
определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности в зависимости от назначения изделий и условий их эксплуатации;
установление норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с целью обеспечения ее оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров;
развитие унификации промышленной продукции, как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов, единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности;
установление единых систем документации, в том числе унифицированных систем документации, используемых в автоматизированных системах управления, установление систем классификации и кодирования технико-экономической информации, а также разработка стандартов на виды носителей информации, форм и систем организации производства и технических средств научной организации труда;
установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки и техники, а также в отраслях народного хозяйства;
установление системы стандартов безопасности труда;
установление систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
установление благоприятных условий для совершенствования внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.
3. КАТЕГОРИИ СТАНДАРТОВ И ОБЪЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
3.1. Категории стандартов
3.1.1. Стандарты в Советском Союзе подразделяют на следующие категории:
3.1.2. Стандарты в Советском Союзе являются обязательными в пределах установленной сферы их действия, области и условий их применения.
3.1.3. Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик.
3.1.4. Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли.
Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, утвердившего эти стандарты. Для предприятий других министерств (ведомств) такие стандарты являются обязательными только по согласованию с соответствующим министерством.
Примечание. Под отраслью в настоящем стандарте понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и (или) изготовляющих определенные виды продукции, относящиеся к номенклатуре продукции, закрепленной за министерством (ведомством), являющимся ведущим в ее производстве.
3.1.5. Республиканские стандарты союзных республик обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности.
Республиканские стандарты союзных республик на продукцию при отсутствии государственных и отраслевых стандартов на эту продукцию обязательны для всех предприятий и организаций, расположенных на территории союзной республики независимо от ведомственной подчиненности.
3.1.6. Стандарты предприятий (объединений) обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт.
3.1.7. Стандарты СЭВ обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик.
3.1.8. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт), за исключением государственных стандартов, утверждаемых Советом Министров СССР и Госстроем СССР.
Государственная фармакопея и временные фармакопейные статьи на лекарственные средства, имеющие силу государственных стандартов и устанавливающие требования к качеству лекарственных средств, утверждает Министерство здравоохранения СССР.
3.1.9. Совет Министров СССР утверждает особо важные государственные стандарты (в соответствии с перечнем, утвержденным Советом Министров СССР).
3.1.10. Государственные стандарты, содержащие требования, связанные с обеспечением безопасности условий труда и охраны здоровья рабочих и служащих, утверждает Госстандарт или Госстрой СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР, соответствующими центральными комитетами профсоюзов и в необходимых случаях с органами государственного надзора.
3.1.11. Отраслевые стандарты утверждает министерство (ведомство), являющееся ведущим в производстве данного вида продукции, в соответствии с отраслевой принадлежностью.
Отраслевые стандарты, содержащие требования, связанные с обеспечением безопасности условий труда и охраны здоровья рабочих и служащих, утверждают по согласованию с Министерством здравоохранения СССР, соответствующими центральными комитетами профсоюзов и в необходимых случаях с органами государственного надзора.
3.1.12. Республиканские стандарты утверждают советы министров союзных республик или, по их поручению, Госпланы союзных республик или госстрои союзных республик (по продукции, входящей в номенклатуру Госстроя СССР).
Республиканские стандарты, содержащие требования, связанные с обеспечением безопасности условий труда и охраны здоровья рабочих и служащих, утверждают по согласованию с министерствами здравоохранения союзных республик и республиканскими советами профсоюзов или соответствующими центральными комитетами профсоюзов и в необходимых случаях с органами государственного надзора.
3.1.13. Стандарты предприятий (объединений) утверждает предприятие (объединение).
3.1.14. Стандарты всех категорий утверждают без ограничения срока их действия или на ограниченный срок.
3.2. Объекты стандартизации и требования к ним