На чем основана управленческая философия в сфере культуры
Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты
Дата публикации: 12.05.2015 2015-05-12
Статья просмотрена: 18050 раз
Библиографическое описание:
Павлова, Е. В. Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты / Е. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1059-1061. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18649/ (дата обращения: 10.12.2021).
Анализируется содержание понятия управленческая культура на индивидуально-личностном и организационном уровнях. Раскрываются основные компоненты управленческой культуры руководителя. Даётся характеристика структуры управленческой культуры организации.
Ключевые слова: управленческая культура, управление, культура.
Управление присутствует на всех этапах человеческой истории как одна из важнейших форм организации и координации человеческого опыта, его социализации. Очевидно, что управление в наиболее развитом, глубоком и содержательном смысле — социальный феномен и как любой социальный процесс, имеет культурное содержание [1, с.8]. Именно культура оказывает непосредственное воздействие на все сферы деятельности организации, в том числе и на управление. «Использование достижений мировой культуры и ее национального своеобразия, ориентация на Истину, Добро и Красоту, духовность и общечеловеческие ценности становятся характеристиками самих организаций, факторами управления ими» [1,с.11]. Возрастание роли культурного фактора в управлении одно из важнейших требований современной ситуации. Культура управления как своеобразный индикатор, свидетельствующий о степени цивилизованности отношений в обществе. Ее состояние немаловажно для диагноза самого общества, поскольку прогресс человечества видится в усилении роли культуры в детерминации человеческой жизнедеятельности.
В литературе существует множество определений понятия управленческая культура, что свидетельствует о его сложности и многоаспектности.
С позиции социально-философского и философско-антропологического подходов культурный фактор определяет общественное сознание и способы передачи опыта в обществе, а развитие культуры содействовало формированию культурного фактора в управлении, который является частью общей культуры [9, с.16–17].
В связи с этим Н. В. Лизина на первое место ставит бытие культуры, включающее в себя все аспекты человеческой предметной деятельности и, следовательно, бытие управления выступает разновидностью культуротворчества. Однако, вместе с тем исследователь употребляет понятие культуры как качественный показатель управленческой деятельности, рассматривая культуру в другом более узком смысле, как уровень умения и владения навыками управленческой деятельности.
Культура социального управления с точки зрения автора — это «совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентацией и выражающих их символов, способов воздействия и служит упорядочению управленческого опыта, регулированию поведения всех членов общества» [6, с.233].
В философско-антропологическом исследовании Л. А. Косторновой обоснована возможность сопоставления понятий «культура», «управление», «мудрость». Культивирование содержит в себе программу управления, трансформирования объекта, управление включает в себя процесс возделывания системы, т. е. культуру. Мудрость как основание в выборе разумной линии поведения, как «нравственно-делание», уравновешивающее сложные взаимоотношения человека с другими людьми и миром, концентрирует в себе сущностное ядро управленческой культуры и связана с гуманизацией общественной жизни [3, с.6].
В работах П.Милютина, В. В. Кузнецова, Е. Л. Кумунджиевой, А. П. Позднякова управленческая культура рассматривается применительно к субъекту управления, то есть к личности. Здесь управленческая культура представлена как часть профессиональной культуры и отражает степень усвоения культурного опыта человечества. Наибольшим содержанием и широтой отличается определение управленческой культуры, предложенное А. П. Поздняковым. Управленческая культура — это «интериоризированный социальный управленческий опыт», выраженный в управленческих знаниях; опыте осуществления различных видов управленческой деятельности, в том числе и творческой; а также опыт ценностного отношения в процессе управленческого взаимодействия, предполагающий знания о нормах отношения и навыки в соблюдении этих норм [10, с.18].
В. В. Кузнецов рассматривая управленческую культуру руководителя как целостную динамическую систему, представляет ее в виде компонентов, характеризующих личность, общение и профессиональную деятельность. В качестве основных компонентов управленческой культуры выделены следующие:
1. Мировоззренческий компонент: убеждения, интересы, предпочтения, ориентации руководителя.
2. Аксиологический компонент заключается в ценностях управленческого труда руководителя.
3. Практический компонент управленческой культуры руководителя раскрывает характер их взаимодействия с подчиненными, методы, формы планирования, организации, мотивации, контроля, управленческие приемы и технологии, уровень владения информационными технологиями, документированием.
4. Творческий компонент тесно связан с практическим и выражается в способности руководителя нестандартно подходить к вопросам планирования, организации, мотивации и контроля.
5. Рефлексивно-проектировочный компонент проявляется в рефлексивно-мыслительной культуре руководителя, в самореализации его сущностных сил [4, с.42–46]. В исследовании, проведенном Е. Л. Кумунджиевой управленческая культура, являясь социальным феноменом, специфическим проявлением общей культуры одновременно выступает как: специфический способ деятельности, профессиональное явление, интегративное динамичное свойство личности руководителя, мера и способ творческой самореализации личности в различных видах управленческой деятельности [5, с.33].
Таким образом, управленческая культура является качественным показателем деятельности человека в системе взаимоотношений, определяемых специфической иерархией руководства и подчиненности. Высокий уровень управленческой культуры, являясь показателем профессионализма, вырабатывается в комплекс разнородных качеств и характеристик, сформировавшихся в процессе исторического и социокультурного развития управленческой деятельности. Овладение управленческой культурой — сложный и длительный процесс, требующий не только существенных усилий, но и определенных задатков у человека [7, с.92].
Культура управления выступает основой жизни и развития организации. Поэтому большинство исследователей изучают именно управленческую культуру организаций.
Так, например, М. А. Васьков дает следующее определение управленческой культуре организации — это «система, состоящая из ценностей и определяемых ими методов осуществления управленческой деятельности, выражающаяся в определенных функциях» [1, с.68].
Управленческая культура имеет определенную структуру и может быть представлена на двух уровнях: «общем и функциональном». Общая структура содержит ментальные и социокультурные компоненты, включающие управленческие знания, управленческое мышление и этические нормы, а также социальные компоненты — это социальные связи и отношения между структурными подразделениями, межличностные отношения, стили управленческой деятельности, система коммуникации.
Функциональная структура включает формализованные нормы и ценности всех сотрудников организации, ценности и взгляды руководителя, неформальные ценности организации, иерархические и статусные позиции, обладатели которых входят в число лиц, обладающих правом принимать управленческие решения, систему поощрения и наказания, принятую в организации [11, с.101].
Таким образом, под структурой понимается установленный в организации способ иерархических и управленческих групповых связей и взаимодействия сотрудников, занимающих в организации определенные социальные позиции, выполняющих заданные им социальные функции в соответствии с принятыми в организации нормами и правилами [1, с.69].
А. Н. Митин обобщив различные исследования, понимает культуру управления следующим образом. «Культура управления — это совокупность развивающихся идей, взглядов, ценностей, мироощущений, а также методы и приемы управленческой деятельности, связанные с поиском и получением новых результатов, нормы поведения» [8, с.18 ]. В данном определении отражены две стороны культуры управления: внутренняя, т. е. культура управленческого мышления и внешняя или культура управленческого действия или поведения.
Для понимания культуры управления необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, культура, как результат деятельности людей, представляет собой предметный и деятельный генофонд общества, который задает индивидам и институтам определенные образцы мышления и поведения, а также предполагающий их способность к обучению, адаптации и, обеспечивающий возможность обновления объема и структуры «социальной памяти». Таким образом, культура хранит опыт множества формировавших ее поколений.
Во-вторых, культура проявляется в деятельности людей, которая воплощает усвоенные или вновь выработанные образцы культуры. Поэтому управленческую деятельность можно рассматривать как функцию той или иной комбинации культурных традиций. При этом формы и ценности культуры управления формируются как в организации, так и за ее пределами.
В-третьих, развитие культуры происходит по принципу естественного отбора, т. е. выживают те культурные традиции, взгляды, ценности, которые наилучшим образом обеспечивают жизненные цели общности [8, с.18–19].
Итак, управленческая культура не существует ни вне человека, являясь частью личной, профессиональной культуры, ни вне трудового коллектива как социальной организации. Это производная от их взаимодействия в процессе совместной деятельности, но вместе с тем она оказывает на них влияние и трансформируется сама. Руководитель реализует через культуру свои способности, мировоззрение, социальные чувства, профессиональные умения. Подчиненный, воспринимая ценности управленческой культуры руководителя и организации, может изменять свою профессиональную культуру [11, c.98].
2. Егоров Ю. Л. Философия управления: монография / Ю. Л. Егоров; Моск. гос. ин-т электрон. техники (техн. ун-т), Ин-т экономики и упр. — Москва: МИЭТ, 2002. — 299 с.
3. Косторнова Л. А. Культура управления как проблема философско-антропологического исследования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.филос.наук: Спец. 09.00.13 / Косторнова Л. А.; [Рост. гос. ун-т]. — Ростов н/Д: 2001. — 28с.
4. Кузнецов В. В. Управленческая культура руководителя: [управление в постиндустриальном обществе]: учебное пособие / В. В. Кузнецов, О. В. Орловская. — Москва:Эгвес, 2013. — 177 с.
5. Кумунджиева Е. Л. Теоретический анализ педагогического тезауруса культуры управления//Вестник екатерининского института-2014. — № 3(27),С.30–34
8. Митин А. Н. Культура управления: учеб.пособие / А. Н. Митин; Урал. акад. гос. службы. — Екатеринбург: 2000. — 526 с.
9. Плотникова О. А. Управленческая культура в условиях модернизации российского общества: социально-философский подход / О. А. Плотникова — Пятигорск: Изд-во «Пятигорский гуманитарно-технологический ун-т», 2012. — 80с.
10. Поздняков А. П. Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в ВУЗе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед.наук: Спец.13.00.08 / Поздняков А. П.; [Рос. гос. социал. ун-т]- Тамбов:2007. — 41с.
Тема 1. Управленческая культура: сущность и роль
Присущая обществу культура оказывает огромное влияние на формирование и функционирование управленческих систем, на всю управленческую деятельность, в то же время, сами процессы культурного творчества в большинстве своем управляемы, т. е. испытывают на себе целенаправленное, с учетом природы процесса, его внутренних закономерностей воздействие со стороны управляющих, регулирующих систем. Таким образом, культура и управление всегда находились в теснейшем взаимодействии, взаимовлиянии. Роль этого взаимодействия возрастает в переломные моменты, когда культура выступает как интеграционная сила.
Понятие «управленческой культуры» несет в себе сложности двух понятий: культуры и управления. Известный ученый А. Моль указывает на более чем 250 определений культуры. Многозначно и понятие управления. Понятие «культура» пришло к нам из латинского языка, где «cultura» означает возделывание, воспитание, образование. Понятие культуры развивалось исторически и внача
ле связывалось с процессами освоения природы человеком, а также его воспитания и обучения. Со второй половины XVIII в. стало широко использоваться в европейской философии и исторической науке, а также рассматриваться как «особый аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности и характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования» [20, с. 478].
В разработке проблематики культуры возникает несколько линий. «В первой из них,—замечает B.C. Стёпин, — культура рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества (французские просветители); как историческое развитие человеческой духовности — эволюции морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества (немецкий классический идеализм — И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель; немецкий романтизм — Ф. Шиллер, Ф. Шлегель; немецкое просвещение — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер). Вторая линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии культуры, а на ее особенностях в различных типах общества, рассматривая различные культуры как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианство — Г. Риккерт, Э. Кассирер). К этой же линии примыкали О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. А. Сорокин, А. Дж. Тойнби. Вместе с тем было расширено понимание культуры путем включения в нее всего богатства материальной культуры, этнических обычаев, разнообразия языков и символических систем».
В конце XIX и первой половине XX в. при изучении проблематики культуры стали активно использоваться достижения антропологии, этнологии, структурной лингвистики, семиотики и теории информации. В результате возникли новые предпосылки решения проблемы общества и культуры. С одной стороны, культура и общество нетождественны, а с другой — культура пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни.
Среди множества определений понятия культуры, наиболее интересным в контексте управленческих проблем представляется определение, данное академиком РАН В. С. Стёпиным. «Культура, — пишет автор, — система исторически развивающихся над-биологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личности — всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития» [20, с. 478].
С управленческой (заинтересованной) точки зрения такое понимание культуры в наибольшей мере способно взаимодействовать с понятием управления и наиболее полно раскрыть содержание понятия «культура управления» как единого целостного и мощного фактора социальных преобразований.
Приняв данное видение сущности и роли феномена культуры (а мы его принимаем), представляется необходимым пересмотреть традиционные подходы к понятию «управленческая культура», отойти от несколько упрощенного представления о ней, пока еще бытующего на страницах учебной литературы. Принять во внимание следует и тот факт, что далеко не все учебные программы по управлению содержат самостоятельные разделы, исследующие значимость управленческой культуры для эффективного менеджмента, государственного управления. Кроме того многие составляющие (компоненты) управленческой культуры часто оказываются рассея-ными по разным разделам учебников, теряются в таком конгломератном подходе, мало эффективны.
Первым фундаментальным элементом управленческой культуры традиционно признается сумма знаний об объектах и субъектах управления, а также о способах и приемах их взаимодействия.
Вторым элементом управленческой культуры выступает накопленный опыт практического управления. Он конкретизирует и обогащает теоретические знания. Отсюда — всегда считалось важным обобщение отечественного и мирового опыта в области управления, отбор и внедрение наиболее эффективных достижений практики в управленческий процесс.
Третий компонент управленческой культуры — навыки управления, т. е. сложившиеся, устойчивые формы управленческого взаимодействия, достигшие известной степени совершенства, мастерства.
Знания, опыт, навыки (мастерство) и в новых условиях признаются в качестве основных компонентов управленческой культуры. Но только в качестве самых исходных, постоянно находящихся в процессе развития, изменения, самосовершенствования, а не в качестве строго очерченных, завершенных. Особенно это важно в условиях модернизационных процессов, экономических, социально-политических перемен.
Управленческая культура как неотъемлемая часть научного управления обществом — достаточно сложное и многоплановое явление. Она не может замыкаться на познании только отдельной объект-субъектной структуры, настаивать на стандартных приемах, формах взаимодействия субъекта и объекта. К сожалению, в нашей литературе понятие управленческой культуры часто излишне «привязывается» к отдельному объекту, чем ограничивается ее реальное содержание и масштабность. Не отрицая необходимости исследования культуры управления в отдельном коллективе как частного случая, целесообразно, на наш взгляд, традиционно выделяемые в управленческой культуре три основных компонента (управленческие знания, опыт практического управления, управленческое мастерство) в современных условиях существенно обогатить и по содержанию, и по охвату различных субъектов и объектов управления. Речь может идти о культуре управления в широком смысле, о культуре предпринимательства, о культуре процесса управления, культуре управленческого персонала, культуре труда и т. п. Все виды и уровни управленческой культуры должны быть наполнены современным содержанием.
Рассмотрим некоторые из них.
Культура предпринимательства может включать такие элементы, как культура работников предпринимательской организации, культура процесса предпринимательства, культура условий предпринимательской деятельности, культура конкретной предпринимательской организации.
Культура работников предпринимательской организации включает соблюдение ими этических норм поведения (форма обращения, тактичность и вежливость, выдержанность и пр.) и служебного этикета (форма приветствия, правила ведения делового разговора и собраний, приема посетителей, требования к одежде и пр.), а самое главное — знание основ бизнеса, предпринимательства.
Культура процесса предпринимательства проявляется в профессионализме и мастерстве исполнения функций предпринимателя, честности в организации деятельности.
Культура условий труда предпринимателей предполагает создание благоприятного социально-нравственного климата в коллективе, заботливого отношения к здоровью и образу жизни работников, их взаимоотношений с клиентами, создание имиджа организации.
Все элементы культуры предпринимательства органически взаимосвязаны и взаимообусловлены, а ее уровень определяет не только эффективность и значимость предпринимательства, но и оказывает существенное влияние на благосостояние и образ жизни общества в целом.
Еще один аспект современной управленческой культуры. В новых условиях значительно расширяются рамки прежних представлений о ней за счет качеств, находящихся на стыке профессионализма и общечеловеческих нравственных ценностей. Скажем, наряду с таким качеством, как компетентность, правомерно говорить о таких качествах, как проницательность и самокритичность, которые нельзя отнести ни к чисто профессиональным, ни к стандартно понимаемым нравственным. Или такие качества, как прилежность и усидчивость, восприимчивость и скромность, которые позволяют наиболее полно использовать и профессиональный, и социальный опыт как свой личный, так и опыт других.
Неотъемлемой частью культуры современного менеджера являются такие качества, как достоинство и ответственность. Новые оттенки получают и такие качества, как конкретность и результативность, чувство нового, умение рисковать, высокая работоспособность и др.
Однако вернемся к рассмотрению некоторых основных компонентов управленческой культуры, оттеним наиболее важные аспекты их современного содержания.
Знания. Проблема знаний как одной из важнейших составляющих управленческой культуры не так проста, как может показаться на первый взгляд. В учебной литературе чаще всего о ней говорится как о сумме знаний о конкретном объекте управления, способах и приемах управленческих воздействий, т. е. о таком объеме управлен
ческих знаний, который практически содержится в «основах менеджмента». Конечно, такие знания исключительно важны и необходимы. Но. От сегодняшней управленческой деятельности общество ждет более высокого уровня решения экономических, социально-политических и культурно-нравственных задач. Наше время ознаменовано высокими скоростями перемен во всех сферах человеческой жизнедеятельности, бурным развитием информационно-инновационных технологий, приоритетом общечеловеческих ценностей и концентрацией внимания на социально-нравственной сущности человека как главной силе цивилизационных процессов. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, — отмечает В. Стёпин, — не только обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества, но и образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее. Значит, ныне нужны люди образованные в полном смысле этого слова. А это те, кто, согласно мнению Н. Г. Чернышевского, обладает тремя качествами: обширными знаниями, привычкой мыслить и благородными чувствами.
Теория и практика управления развиваются в тесной связи с достижениями в других областях: инженерные науки, информатика, математика, автоматизированные системы управления, экология, информационные и человеческие технологи и т. д. Причем темпы изменений в смежных отраслях бросают «вызов» управленческим наукам, требуют серьезной переоценки управленческих технологий, состояния инфраструктуры менеджмента, деловых качеств управленческих кадров всех уровней. И, в первую очередь, требуют всестороннего пополнения интеллектуального багажа, овладения содержанием, формами и методами нового управленческого мышления, которое неразрывно связано, во-первых, с умением профессионально оперировать всей совокупностью информации, ресурсов и т. д. в рамках предоставленной компетенции, с умением принимать эффективные действия в данной ситуации. Во-вторых, управленческое мышление включает в себя способность видеть перспективу, последствия принимаемых решений. В-третьих, оно предполагает утверждение нового, прогрессивного и борьбу с отжившими структурами, методами и стилем управления, косностью и леностью мысли. В-четвертых, оно означает готовность занимать твердую позицию в интересах дела и решительно брать на себя свою долю ответственности.
Управленческий опыт. Сразу же оговоримся, что понятие управленческого опыта не должно «завязываться» на количество лет, проработанных в той или другой должности. Конечно, это имеет значение, отрицать ценность накапливаемых годами знаний и умений не следует. Однако полагать, что только «долгосрочность» пребывания на управленческих ролях обеспечивает достойный подражания опыт, не верно, ибо вместе с опытом могут накапливаться и стереотипы, шаблоны, инертность, боязнь новизны и т. д. Управленческий опыт в контексте управленческой культуры целесообразно рассматривать как способность и желание оперативно овладевать эффективными управленческими технологиями и настойчиво внедрять их в повседневную практику. Такие качества, как деловое любопытство, потребность интересоваться, познавать, экспериментировать, искать лучшее становятся образом деловой жизни современного успешного менеджера.
Управленческое мастерство. Привычное и часто употребляемое выражение. Однако содержательного толкования его почти невозможно найти в литературе по менеджменту, кроме общеизвестных утверждений о его важности и некоторых рекомендаций по поводу стиля руководства, общения в коллективе и т. п.
В словаре В. Даля (с. 303-304) гнездо слов, касающихся понятий «мастер» и «мастерство», содержит множество примеров их использования и содержания. Мастер — это особенно сведущий или искусный в деле своем человек, умеющий и ловкий. Мастерство Даль связывает со способностями и свойствами личности. Мастак — это дока, искусник, смышленый ремесленник, мастер своего дела.
Мастерство в эстетике — это «высокий уровень владения изобразительно-выразительными средствами и техникой исполнения в каком-либо (или нескольких) виде искусства (например, рифмой и ритмом — в поэзии; искусством перевоплощения, пластикой тела, мимикой, дикцией — в актерском творчестве; кинокамерой, монтажом, ракурсом — в кинематографе)» [35, с. 195].
В управленческой деятельности мастерство не столь «устойчиво», как в других видах труда. Оно более зависимо от объекта управления, его готовности и желания реагировать на инновационные технологии, предлагаемые субъектом. Управление — это взаимодействие двух сторон: управляющей и управляемой, и никакое мастерство, умение, самый разумный и искусный прием в одностороннем порядке не даст желаемого результата. Значит, о мастерстве в контексте управленческой культуры следует говорить как 06″ обоюдной настроенности и соучастии в использовании высоких управленческих технологий в процессе взаимодействия субъекта и объекта при решении конкретной задачи.
Путь к управленческому мастерству — это, во-первых, всестороннее познание коллектива (команды), создание здорового делового социально-психологического климата, взаимоуважения между людьми, что поможет руководителю стать не только «одним из команды», но и лидером, которому доверяют, за которым пойдут. Во-вторых, создав настрой, необходимо раскрыть содержание и методику дальнейших действий. А вот здесь-то руководителю придется обнаружить, открыть свои профессиональные «запасники», теоретические познания, владение отечественным и зарубежным опытом решения подобных задач, показать свои управленческий и общий кругозор, тактические и стратегические умения. В-третьих, управленческое мастерство — комплексное явление. Потому путь к нему лежит и через такие содержательно-практические составляющие, как профессионализм (наличие специальных знаний, навыков, мастерства), деловая этика (этические знания, образцы лучшего опыта нравственного решения управленческих проблем), деловой этикет (правила и формы уважительного и заботливого обхождения с людьми, правила деловых собраний и бесед, приема посетителей, распределение рабочего времени, требования к одежде и т. п). И это далеко не полный перечень опорных точек, на которых держится управленческое мастерство.
И еще, управленческое мастерство никогда не завершается, это бесконечный процесс творчества, поиска, и ни в коем случае — не набор, не сумма неких приемов, средств манипуляции и т. п. Управленческое мастерство — это всегда вдохновение, поиск совершенства.
Итак, управленческие знания, опыт, мастерство обеспечивают высокий профессионализм как важнейший компонент управленческой культуры менеджеров и организации в целом. Уровень культуры управленческого персонала наряду с профессионализмом характеризуется уровнем соблюдения нравственных норм и служебного этикета, стилем руководства, личностными характеристиками работников. Культура управленческого труда предполагает обеспечение благоприятных условий труда, соблюдение определенных норм (юридических, экономических, организационных), обеспечивающих успех, а также учет национальных особенностей страны, где осуществляется управленческая деятельность и т. д.
Еще раз подчеркнем: культура управления объединяет десятки требований, правил, распространяемых на весь аппарат управления, на все пространство управленческой деятельности. Однако эти характеристики не везде одинаковы: они могут быть обусловлены особенностями стран, сложившимися принципами и условиями управления, нормами морали, права, техническими, технологическими и другими обстоятельствами. Тем не менее, вся сфера производства — от отдельного предпринимателя, фирмы до отрасли в целом — ощущает на себе благотворное влияние управленческой культуры, позволяющей усилить эффект соблюдения других требований научного управления, активно реализовывать важные реорганизационные и инновационные проекты.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1323 ; Мы поможем в написании вашей работы!