На чем основана внешняя дисциплина
Внутренняя и внешняя дисциплина — примеры
Дисциплинированный человек — это человек исполнительный, тот, на которого можно положиться, он всегда все успевает и достигает хороших результатов во многих случаях жизни. Он не растерян, у него всегда порядок и на столе, и в голове, и в жизни. Он имеет силу воли, и у него все расставлено «по полочкам».
Наверняка, вам встречались такие люди среди ваших знакомых, родных и близких. О них еще говорят — педанты. Но что отличает их от других людей, давайте попробуем разобраться.
Что такое дисциплина?
Дисциплина по своей сути, понятие из психологии, которых обширно пользуются во всех видах жизнедеятельности и на протяжении всей жизни человека.
В садике нас приучили к порядку со своими сверстниками: мы кушали по часам, спали в определенное время, прогулка и та была определена. В школе нам особенно доставалось за плохое поведение, а в худшем случает в графе «дисциплина» нам ставили «неуд». В институте распорядок дня еще более усугубился – все по часам, все по времени, пропустил — ничего ты уже не успеешь. А уж, когда мы пришли устраиваться на работу, тут уже узнали, что нарушение трудовой дисциплины можно ее легко лишиться.
Оказывается, все это строгое выполнение правил поведения принято в общество неспроста. Таким образом, существует не только группа, класс, трудовой коллектив, но и государство в целом.
Нарушение принятых в обществе норм и правил влечет за собой наказание, а соблюдение ее приводит к поощрениям.
Таким образом, дисциплина (общее понятие) — это своевременное и надлежащее исполнение правил и осуществление обязательств, которые установлены кем-то. Дисциплина нужна для нормального существования людского рода. Благодаря ей, человеческое поведение имеет свой порядок. Люди контролируют свои поступки и чувствуют границы, определяющие их от правонарушения.
Виды дисциплины
За принципом, кто устанавливает правила, дисциплина бывает внешней и внутренней.
Внешняя дисциплина — это такое поведение человека, когда правила соблюдаются через контроль со стороны. Она опирается на санкции, которые принуждают человека определять форму своего поведения.
Большинство людей под дисциплиной понимают лишь внешний порядок, то есть внешняя сила воздействует на поступки человека, под давлением которых формируются и определяются черты характеры. Но этот взгляд является ошибочным, поскольку внешняя дисциплина при этом будут оставляться лишь формой давления и вызывать сопротивление со стороны человека, коллектива, общества.
С точки зрения психологии, дисциплина не должна быть средством для воспитания, она должна быть результатом воспитательного процесса. То есть формировать внутреннюю дисциплину у человека.
Внутренняя дисциплина — это такое поведение человека, при котором исполнение установленных правил исполняется по собственной воле. Такой вид дисциплина еще имеет название самодисциплины. Он не требует внешний санкций.
Иметь отличительной чертой внутреннюю дисциплину значит быть ответственным перед собой и людьми, которые вас окружают, уметь осуществлять контроль над своим свое поведением, держать в определенных рамках эмоциональное состояние.
Положительные моменты внутренней дисциплины
Если у человека на высокий уровень поставлена самодисциплина, то такой человек в коллективе или в обществе в целом имеет преимущество над другими людьми. Ему все удается во всех сферах жизни. В семье у такого индивида все идет по плану, в коллективе — он показывает лучший результат, чем его коллеги, в карьере — он быстрее других достигает высоких результатов и так далее. Такому человеку свойственны такие черты, как собранность и организованность.
Если присмотреться к такому сотруднику или сотруднице, то у них всегда при себе имеется еженедельник. Они никогда не стыдятся делать записи в дневник, зато точно знают, что поставленное самим собой задание вовремя будет исполнено.
Такой «план действий» — это и есть маленький результат самодисциплины, именно внутренняя самоорганизация помогает справиться с поставленными задачами.
Таким образом, самодисциплина является самоконтролем и полной ответственностью над собой. Внешняя дисциплина в отличии от внутренней никогда не поможет преодолеть человеку свои страхи, неуверенность в себе. Она только усугубит эти качества, что в итоге негативно отобразится на формировании личности.
Благодаря именно самодисциплине человек сможет привести в порядок свои комплексы и выработать силу воли.
Минусы самодисциплины
Вторым негативным качеством этого вида дисциплины считается превышение над самодисциплиной мотивации. Мол, если есть хороший стимул, то зачем тогда нужна вообще дисциплина внутри себя?
В-третьих, дисциплина — это скука. Держать постоянно себя в рамках и отказываться от собственных желаний, значит пропустить все интересное.
Все указанные пункты являются ошибочным мнением, поскольку понятие внутренней дисциплины обозначает не поставить себе в рамки, а расставить приоритеты. Иногда отказаться от «интересного» на данный момент в пользу «более значимого» в будущем.
Вы находитесь на оперативном совещании или на свидании с любимым человеком, но вам вдруг захотелось кушать. Расставим приоритеты: совещание (встреча) — важное, потребность физиологии — менее важное. Вы не уйдете со встреч для того, чтобы покушать. Вы воздержитесь. Этот пример показывает наглядно внутреннюю дисциплину.
Вы очень любите острые блюда. Не может скушать еду, не поперчив ее. Но вы, же понимаете, что такой пищи должно быть в меру, ведь съев ее больше, можно навредить себе. Так и внутренней дисциплиной, ее должно быть в меру. Поэтому, если правильно построить начальника внутри себя, то саморазвитие, никогда не станет в тягость и не лишит всех красок в жизни.
Как развить дисциплину внутри себя
Для того, что выработать самодисциплину психологи, настоятельно рекомендуют начать с мелочей. Например, вставать каждый день в одно и то же время. Здесь не имеет значение, этот день рабочий или выходной. Самая главная задача научится придерживаться принципа. Примерно через три недели такое пробуждение станет уже привычкой.
По такому принципу у человека формируется любая полезная привычка: если делать что-то одно и тоже на протяжении определенного времени, то оно становится подсознательным действием, которое не принуждает человека делать что-то, а наоборот приносит самоудовлетворение от полученного результата.
Еще очень важно найти смысл жизни, определить для себя, что для вас на первом месте, а что на втором. Можно даже заняться ерундой: целый день смотреть телевизор! Только после такого времяпровождения приходить осознание бессмысленности некоторых поступков.
Кроме того, в жизни очень много ненужных факторов, об их ненужности приходит понимание в процессе постановки смысла жизни.
Так не позволяйте им отвлекать вас от важных дел. Причем цели, которые вы себе ставите, должны быть достижимыми.
Ну и, конечно же, дисциплинируйте себя постепенно, не забывая, что внешняя среда уже имеет какой-то сформированный о вас образ.
И наконец, помните, что внутренняя дисциплина, как впрочем, и внешняя организация себя не должна стать для вас целью, это всего лишь средство, с помощью которого можно добиться ваших целей.
Для чего нужна дисциплина (продолжение)
Перед тобой два плаката (с. 42—43). С какими фрагментами параграфа они тематически связаны? Какие вопросы ставит перед зрителями каждый из плакатов и какие ответы предлагает?
Внешняя и внутренняя дисциплина
Что побуждает людей быть дисциплинированными? С одной стороны, те правила, которые существуют, и само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. «Принуждение, — писал немецкий философ И. Кант (1724—1804), — ограничивающее и в конце концов искореняющее постоянную склонность к отступлению от тех или иных правил, называется дисциплиной».
Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. Люди в этом случае чувствуют посторонний контроль, стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение либо избежать наказания.
Например, твои родители, а уж тем более бабушки и дедушки помнят, какая дисциплина существовала во всех школах в то время, когда они учились. Школьная администрация строго следила за тем, чтобы у мальчиков была короткая стрижка, у девочек — не слишком короткие юбки, чтобы все носили школьную форму. Одним это нравилось, другим нет. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись.
Порой внешняя дисциплина бывает основана на страхе. Например, работник боится получить выговор, потерять в зарплате, быть уволенным с работы. Ещё более сильный стимул — страх уголовного наказания, утраты свободы.
С другой стороны, побудить человека исполнять определённые правила могут требования к самому себе. В этом случае сам человек и автор таких требований, и контролёр. Никто посторонний ему о них не напомнит, не одёрнет, не пригрозит. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, можно говорить о внутренней дисциплине.
Внутренняя дисциплина — результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.
Говоря о внутренней дисциплине, следует выделить правила, устанавливаемые каждым человеком лично для себя. Эти правила лежат в основе самовоспитания.
Дисциплина, воля и самовоспитание
Вероятно, ты уже знаешь о возможностях самовоспитания. Наверное, ты задумывался о том, что неплохо было бы воспитать в себе определённые качества, привычки. Существует ли связь между воплощением в жизнь подобных желаний и дисциплиной? Давай разберёмся.
Во-первых, оцени, удалось ли тебе выработать чёткие правила поведения, направленные на развитие нужного качества или привычки. Во-вторых, проверь, удалось ли тебе эти правила соблюдать. И не от случая к случаю, а ежедневно, неукоснительно. Именно так вырабатывается дисциплина. Это сложно: нужно ежедневно одерживать нелёгкие победы над собой. А для этого важно призвать в союзники всю свою волю.
Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела. Благодаря ей можно победить унизительную зависимость от желания ничего не делать или заниматься только чем-нибудь приятным, делать только то, что хочется. Французский писатель О. де Бальзак (1799—1850) об этом сказал так: «Твёрдая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Воля помогает в случае неудачи не опускать руки, а опять «собирать» себя и идти к цели.
Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, — и залог, и результат успешного самовоспитания. Ведь и сознательную дисциплину тоже надо в себе воспитывать. Это надо делать с детства, добиваясь целесообразной организации своей учёбы, свободного времени, взаимопонимания с родными и друзьями. А путь один — ставить перед собой и решать конкретные задачи, исполнение которых зависит не от внешних обстоятельств, а от твоих собственных усилий.
В процессе взросления человек довольно скоро сталкивается с таким понятием, как дисциплина. Что такое это, малышу пытаются объяснить поначалу родители, потом воспитатели детского сада, школьные учителя, преподаватели вузов и работодатели. Однако многие не знают, что данный термин имеет далеко не одно значение, и некоторые из них очень даже неожиданные. Давайте подробнее рассмотрим главное и второстепенные значения этого существительного.
Откуда пришло в русский язык это слово
Как и большинство научных терминов русского языка, данный пришел из латыни. Прародителем этого слова стало существительное disciplina, означающие обучение или, по другой версии – выдержанность.
Как и многие заграничные новшества, этот термин пришел в Россию во времена Петра I, через посредничество польского языка, в котором широко использовалось слово dyscyplina. Стараниями царя данное существительное довольно скоро прижилось, в отличие от понятия, которое оно обозначало.
Значение слова в древности
Во времена Древнего Рима Дисциплина – это было имя богини войны, культ которой особо распространился при императоре Адриане. Эта мифическая красавица воплощала в себе такие воинские достоинства, как порядок и послушание командам начальства.
Неудивительно, что взлелеянная ею римская армия многие века была непобедимой.
Дисциплина: что такое?
Данным термином называют неукоснительное выполнение конкретной личностью (или группой особ) правил, принятых в коллективе или обществе, где она (они) находится.
Цель этих правил – оптимизировать существование индивидуума таким образом, чтобы он наиболее эффективно выполнял свои обязанности перед коллективом или обществом.
Дисциплинарные правила могут устанавливаться как отдельными представителями социума, так и самим человеком, исполняющим их.
Наиболее эффективный способ поддержания дисциплины – это использовать систему штрафов и наград, действующих по принципу «кнута и пряника». Однако чтобы она действовала, наказания и поощрения должны находиться в равновесии и соответствовать проступкам или достижениям.
Какие разновидности дисциплины бывают
Существует несколько вариантов классификаций этого понятия. Чаще всего дисциплину разделяют на специальную и общеобязательную.
Специальную дисциплину можно разделить на множество мелких подгрупп. Как правило, каждая сфера деятельности общества имеет собственные дисциплинарные правила. Чаще всего встречаются такие подгруппы дисциплин.
Внутренняя и внешняя дисциплина
Структурные составляющие самодисциплины
Современное общество устроено таким образом, что, несмотря на многочисленные внешние факторы, способствующие дисциплинированности каждого индивидуума, добиться чего-то стоящего в своей жизни он способен лишь благодаря самодисциплине. А она покоится на трех китах.
Что называется спортивной дисциплиной
Как уже было указано выше, термин «дисциплина» является многозначным. Он часто используется в словосочетании «спортивная дисциплина».
Не стоит путать это понятие с самодисциплиной, благодаря которой великие спортсмены, преодолевая усталость и слабости, становятся чемпионами.
Так, спортивной дисциплиной называют составляющую вида спорта.
К примеру, легкая атлетика – это вид спорта, состоящий из таких дисциплин, как бег на разные дистанции, ходьба, прыжки и метания.
Научные дисциплины
Под ним подразумевается отдельная отрасль профессиональной науки, которая объединяет области научных знаний, сообщества, занятые их производством, обработкой и реализацией (научно-исследовательские организации), а также способы развития и воспроизводства определенной научной отрасли как профессии.
Фактически научная дисциплина является составляющей конкретной науки. К примеру, дисциплина «основы предпринимательства» входит в состав науки «экономика».
Особенности учебной дисциплины
В третьем пункте упоминалось об учебной дисциплине как системе правил, регулирующих взаимоотношения, а также права и обязательства учащихся.
Однако данное словосочетание гораздо чаще используется в качества синонима для названия «учебный предмет» (систематизированная совокупность знаний и умений, взятых из определенной науки для изучения в учебном заведении). Фактически научная дисциплина состоит из многочисленных учебных.
Рабочая программа учебной дисциплины
Преподавание любого учебного предмета (дисциплины) регламентируется его программой. Она не только указывает на его роль в учебной программе и системе образования в целом, но и регулирует способы оценивания знаний и умений учеников/студентов.
Рабочая программа дисциплины является официальным документом и требует особенного оформления.
Традиционно она состоит из восьми разделов.
Требования к рабочей программе учебной дисциплины
Поскольку программа дисциплины предназначена в первую очередь для информирования учащихся, она должна содержать всю полноту сведений об изучаемом предмете, но при этом в ней не должно быть ничего лишнего.
Понятие «дисциплина» в своем главном смысле нравится далеко не всем, поскольку родственно с термином «ограничение». Однако, как говорили древние: «Отсутствие дисциплины предусматривает присутствие безответственности». Поэтому без этого явления общество не может существовать в принципе.
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 5
Параграф 5. Для чего нужна дисциплина
Страница 39
Какие существуют правила жизни людей в обществе? Почему важно соблюдать эти правила? Что такое нормы и санкции?
Люди в обществе соблюдают определенные правила. Эти правила по-другому называются нормами. Они регламентируют, что можно делать, а что делать запрещено. Правила важно соблюдать для того, чтобы не доставлять дискомфорт другим людям. Соблюдение норм – это проявление уважения к окружающим.
Нормы – это ряд правил, которые позволяют регулировать отношения людей в обществе.
Санкции – это понятие, которое подразумевает меру воздействия на нарушителей правил. Чаще они несут неблагоприятные последствия, включая штрафы, административные аресты, лишение свободы и другие наказания.
Всем ли обязательно соблюдать дисциплину? Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?
Дисциплина – это порядок поведения в обществе, который складывается на основе норм, прав и требований. Она является необходимым условием для поддержания комфортных условий жизни, поэтому соблюдать дисциплину должны все без исключения.
Внешняя дисциплина – это порядок поведения, который соблюдается только в случае контролирования со стороны.
Внутренняя дисциплина – это соблюдение правил порядка, норм и морали человеком без какого-либо принуждения, а исключительно по собственной воле.
Страница 40
Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждет опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?
За то, что Иван покинул территорию военной части, он получил выговор от старших по званию сослуживцев. К нему применят санкции в виде наказаний, предусмотренных за нарушение воинской дисциплины. Его наказание будет намного строже, чем то, что получит школьник, опоздавший на урок.
Нарушение воинского порядка является серьезным проступком в то время, как опоздание на урок – выражение дурного тона. Вероятно, Ивану грозит, как минимум, выговор, а не пунктуального ученика пустят на урок, сделав небольшое замечание.
Страница 41
Что объединяет все перечисленные факты? А приходилось ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?
Перечисленные факты объединяет нарушение правил безопасности и отсутствие дисциплины. Эти исторические события являются показателями того, как не нужно поступать в будущем. Они служат, своего рода, уроком, который учит тому, что соблюдение правил и требований важно, а их нарушение может повлечь за собой серьезные последствия.
В жизни можно встретить массу похожих примеров. Люди часто забывают пристегиваться в автомобиле, говорят по телефону за рулем или отвлекаются на что-то другое во время ведения транспорта. В результате на дороге происходят сотни дорожно-транспортных происшествий, уносящих за собой жизни невинных людей.
Страница 44
Перед тобой два плаката (с. 42-43). С какими фрагментами параграфа они тематически связаны? Какие вопросы ставит перед зрителями каждый из плакатов и какие ответы предлагает?
Оба плаката связаны с темой параграфа – с дисциплиной. Мне кажется, что они относятся к первому разделу параграфа – дисциплина обязательная и специальная.
Смысл первого плаката заключается в том, что падение уровня дисциплины способно привести к разрушению транспорта. Это касается как тех людей, которые занимаются работой, связанной с транспортом, так и обычных граждан.
Человек, создающий и эксплуатирующий транспорт, должен ответственно относиться к своей работе, чтобы не изготовить и не выпустить бракованные средства передвижения. Обычные граждане, например, водители, должны так же быть дисциплинированными и не нарушать правил дорожного движения. В противном случае это грозит не только приведением транспорта в негодность, но и риском навредить себе и окружающим пешеходам.
Второй плакат призывает к уважению чужого труда. Девочка убралась в комнате, а мальчик оставил после себя мусор на полу. Так поступать нельзя, потому что люди тратят собственное время и усилия на какое-либо дело. Те, кто не уважает их труд, получают не только осуждение, но и портят отношения с этими людьми, доставляя им неприятные ощущения.
Страница 46
Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А.С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?
Все правила, придуманные педагогом Антоном Семеновичем Макаренко, можно использовать в современных детских коллективах.
Например, избирая в лагере, школе или классе командира, мы воспитываем в нем лидерские качества и учим других подчиняться ему, то есть соблюдать дисциплину. Научиться слушать другого и уважать чужое мнение и труд можно только, побывав на его месте.
Человек, который не слушает командира, вступая на его пост, понимает, как тяжело поддерживать порядок в коллективе, поэтому анализирует все свои ошибки в поведении и старается больше не допускать их.
Неограниченная свобода в какой-то степени позволяет формировать дисциплину и ответственность в людях. Если разрешить детям делать только то, что они хотят, то они вскоре поймут, что такое условие не приведет к порядку в обществе. Они осознают, что без правил и дисциплины невозможно жить в комфортных условиях.
Если формировать коллективы из детей разных возрастов, то можно тоже многому научиться. Старшие смогут научиться воспитывать младшее поколение и передавать ему ценные знания. В своем время младшие дети будут впитывать знания, перенимать полезные привычки и понимать, как нужно жить так, чтобы всем было удобно и хорошо.
Задание 1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
Дисциплина – это свод правил, направленных на регулирование поведение человека. Она является неотъемлемой частью человеческой жизни, без которой нельзя представить нормальную и комфортную жизнь в обществе.
Дисциплина призвана учить людей нормам морали и воспитывать в них лучшие качества: ответственность за свои слова и поступки, уважение чужого мнения и труда.
Задание 2. Какая бывает дисциплина?
Дисциплину можно поделить на несколько видов:
Помимо этого в тексте параграфа выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплины. Внешняя обозначает, что человек выполняет требования только в том случае, если его контролируют со стороны. Он осознает, что может быть наказан и поэтому старается не нарушать правила.
Внутренняя дисциплина предполагает добровольное исполнение задач и обязанностей. Человеку не нужно принуждения к тому, чтобы он следовал правилам. Он сам понимает важность соблюдения законов и исполнения обязанностей. По-другому, внутреннюю дисциплину можно назвать самоконтролем.
Задание 3. Каковы последствия нарушения дисциплины?
Нарушение дисциплины несет за собой негативные последствия. В некоторых случаях человек получает незначительные санкции в виде замечаний со стороны. Например, мальчик выбрасывает мусор на улице не в специально отведенное для этого место.
За это его могут осудить взрослые, но большей меры пресечения он не получит. В то же время солдат, который покидает воинскую часть в неположенное время, наказывается более строго.
На него возлагается большая ответственность, и ему приходится не только выслушивать выговор, но и отрабатывать проступок. Наиболее страшные последствия несут за собой те нарушения дисциплины, которые связаны с выходом за рамки законов.
Если гражданин нарушает общественный порядок и не следует правилам, описанным в основных законодательных документах государства, то он платит штраф, отправляется на исправительные работы или заключается в колонию.
Кроме вышеперечисленных последствий хочется отметить некоторые моральные факторы. Ответственные люди, которые не по своей воле или случайно нарушают дисциплину, испытывают неприятные ощущения, связанные с ухудшением настроением. Они винят себя за то, что нарушили нормы морали, и чувствуют себя некомфортно.
Задание 4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
«Дисциплина хромает» — это выражение обозначает, что дисциплина нарушена. Обычно так говорят про людей, которые не обладают достаточным уровнем воспитания и ведут себя неподобающе. Например, парень не уступает место пожилому человеку в транспорте. В таком случае про него можно сказать, что его «дисциплина хромает».
Задание 5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выйти играть»?
По моему мнению, высказывание Льва Николаевича Толстого связано с разделом параграфа, посвященным внутренней дисциплине. Человек с самоконтролем ведет себя так, что ем легче принимать решения в каких-либо вопросах. Он следует правилам порядка и нормам морали, поэтому не испытывает моральных мучений, чувствует себя более уверенно и легче справляется со всеми трудностями.
Страница 47
Задание 1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.
а) Речь идет о специальной, в частности, воинской дисциплине.
б) В этом пункте говорится о специальной – трудовой дисциплине, которой должен подчиняться каждый работник.
в) Под этой буквой ведется речь о специальной, школьной дисциплине. Каждый ученик школы должен соблюдать правила, описанные в уставе учебного заведения.
Задание 2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?
На мой взгляд, значительно чаще проявляется внешняя дисциплина. Не каждый человек обладает самодисциплиной и силой воли. Иногда людям хочется делать то, что вздумается, поэтому они нарушают порядок. Внешняя дисциплина более распространена, так как она контролируется со стороны.
Например, человек хочет перебежать дорогу в неположенном месте, потому что он думает только о том, чтобы быстрее прийти в назначенный пункт. Если он увидит гражданина, следящего за порядком, в данном случае полицейского, то он не станет этого делать, чтобы не понести наказание за свой проступок.
Задание 3. Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну все подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?
В моей жизни несколько раз бывали подобные случаи. Например, я говорил(а) себе о том, что начну бегать по утрам и делать зарядку. У меня не получалось сделать это с первого раза. Сначала мне помешали погодные условия, затем я просто хотел(а) дольше поспать.
В итоге я смог(ла) настроить себя так, чтобы справиться со всеми трудностями и добиться поставленной цели. Мне помогла мотивация о том, что если я стану вставать раньше и делать зарядку, то я буду более бодрым(ой) и смогу сделать больше дел за день.
Задание 4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона — внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.
Я думаю, что более надежно оберегает от нарушения закона внешняя дисциплина. Она контролируется со стороны, и поэтому все преступники могут быть наказаны в случае нарушения правил. Внутренняя дисциплина подразумевает то, что за нарушение человек не понесет наказания, поэтому люди, нарушающие ее, меньше переживают о своей дальнейшей судьбе.
Самый простой пример нарушения дисциплины из литературы – сказка «Гуси-лебеди». Девочка убежала гулять с подругами и оставила младшего брата одного. Она нарушила указания родителей, то есть ее дисциплина хромала. В итоге она осознала уровень возложенной на нее ответственности и смогла найти правильный выход из ситуации.
Задание 5. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.
Примеры несоблюдения дисциплины
Одно из последних нарушений дисциплины, которое удавалось мне наблюдать своими глазами, было связано с нарушением школьных правил. Ученик пришел в школу с опозданием и не в той форме, которая указана в уставе школы. За это его выгнали с урока и потребовали прийти на следующий день вместе с родителями в кабинет директора.
Вред данного случая заключается в том, что ребенок уже со школьного возраста не может приучить себя следовать порядку, указанному в правилах организации. В будущем ему придется работать на каком-то предприятии, где будут свои правила. И если пока наказание ограничивается визитом родителей и замечаниями, то позднее это может грозить штрафом и увольнением.
Другой неприятный случай я видел(а) в автобусе. Мальчик не заплатил за проезд и вышел из транспорта на своей остановке. В тот день ему повезло, потому что никто не заметил, что он проехал «зайцем», но в какой-то момент его поймают и заставят платить штраф, сумма которого будет значительно выше той, что указана в стоимости проезда.
Вред данной ситуации в том, что парень не может приучить себя не нарушать установленный порядок. Он действует в своих интересах и не считается с мнением окружающих. Кроме того он поступает несправедливо по отношению к другим людям. В нашей стране все равны, и если один не платит за проезд, а другие оплачивают, то это несправедливо.
Последствия нарушений
Нарушения дисциплины могут нести за собой опасные последствия. Самое страшное – это преступления против человечества. Люди не осознают того, что они не должны поступать против воли других людей и нарушать их права и свободы.
Они не только причиняют им моральный и материальный вред, но и могут угрожать их здоровью и жизни. В истории нашей страны есть множество примеров, связанных с нарушением прав людей. Во время войны фашисты совершали зверские преступления против окружающих, истязая и убивая невинных людей. К счастью, нарушение закона в нашей стране карается наказанием, и все преступники несут ответственность за содеянное.
Какая связь между дисциплиной и ответственностью
Дисциплина и ответственность напрямую связаны между собой. Отсутствие одного из факторов влечет за собой отсутствие другого. Без ответственности не может существовать дисциплины. Это правило работает и в обратную сторону.
Задание 6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.
Я поддерживаю мнение Анны. Дисциплина помогает человеку не нарушать правила и не заходить за рамки дозволенного. С помощью дисциплины люди могут контролировать свое поведение, экономить время и легче справляться с трудностями и добиваться значительного успеха в делах.