На чем основано единство французской армии каким видим наполеона
На чем основано единство французской армии каким видим наполеона
Автор в сцене переправы через Неман (ч. I, гл. 2) рисует Наполеона и его армию в самом начале похода в Россию. Во французской армии, оказывается, тоже существует единство — и среди солдат, и между нами и их императором. «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе».)
Показать полностью.
— На чем основано это единство?
(Единство это было корыстным, единством захватчиков. («До свидания, Боше. Я тебе оставлю лучший дворец в Москве. »). А сам император приказал начать наступление противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям Слава покорителя мира вела его. Несколько ранее Толстой отмечал, что здесь имела место любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребности таких выгод, которые окупили бы эти расходы».)
Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должного. Не отыскивая брода, уланы бухнулись в воду, тонули и все-таки «старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали». («Ввечеру Наполеон между двумя распоряжениями — одно о том, чтобы как можно скорее доставить заготовленные фальшивьте русские ассигнации. —. полковника к когорте чести, которой Наполеон был сам главою»).
Настроение французского лагеря (гл. 26-29).
Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких, корыстных целях. «Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве» (т. III, ч. III гл.28). Для самого Наполеона будущее сражение — большая игра, которую непременно надо выиграть, и для этого он должен правильно расставить шахматы — войска.
Пейзажи играют значительную роль в описании сражения (т. III, ч. II гл.30-39): утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающего тумана, смешанного с дымками выстрелов; солнце, застланное дымом и стоящее еще высоко — в середине сражения; солнце бьет «косыми лучами в лицо Наполеона»; в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете? На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови». Так образ солнца сопровождает дымы и выстрелы, и этот единый зрительно-слуховой образ знаменует этапы боя.
Отечественная война 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема : Отечественная война 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон. 1 курс (слайд 1)
Цель: проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Л.Н. Толстого, раскрыть их силу и слабость.
Показать значение Бородинской битвы как кульминации всего действия и как реализуется в этих главах любимая мысль Толстого – «мысль народная».
Развивать умение сравнивать героев литературного произведения ( Кутузов и Наполеон ).
Воспитывать уважение к выдающимся историческим событиям и личностям.
Литература и ресурсы сети интернет:
Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс
полугодие/ И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. – М.: ВАКО, 2004. – 416с.
Толстой, Л.Н. Война и мир: в 2 книгах. Книга 2. Том 3,4 / Л.Н. Толстой. – М.: АСТ, 2009. – 732с.
Роговер, Е.С. Русская литература второй половины 19 века: учебное пособие/ Е.С. Роговер. – Спб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007. – 352с.
-Здравствуйте! Садитесь. Начинаем наше путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
2.Объявление темы и цели урока
Просмотр видеоклипа «Война 1812 года»
— Как вы думайте, какому событию будет посвящен наш урок?
— В каком произведении Л.Н. Толстого это событие описано?
— Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего события в истории девятнадцатого века. Каких?
— Попытайтесь сформулировать тему урока.
Тема: Отечественная война 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон
Цель: проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Л.Н. Толстого, раскрыть их силу и слабость и сравним две ключевые фигуры этого решающего события в истории девятнадцатого века: Кутузова и Наполеона.
3. Объяснение нового материала
— Работа с эпиграфом
Давайте обратимся к эпиграфу. Кто же помог одержать победу? (слайд 2)
Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года. Л. Н. Толстой
Вступительное слово учителя
Война 1812 г. оставила в истории России неизгладимый след. Эта война не была первой народной, таковым уже было освобождение Москвы от поляков в период Смутного времени. Но эта война, как и тогда, показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе, даже будучи крепостными.
Л. Н. Толстой не мог не написать о Бородинском сражении: его отец в 17 лет поступил на службу и участвовал в боях с Наполеоном, был адъютантом генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Горчакова, который командовал отрядом, защищавшим Шевардинский редут. Лев Николаевич побывал на Бородинском поле, так как понял, что для создания живой картины сражения необходимо увидеть место исторической битвы. В окончательном тексте романа Бородинская битва, по замыслу Толстого, должна быть кульминационной.
Из письма жене: «Только бы дал Бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого ещё не было!»
В романе «Война и мир» Бородинское сражение описывается в 20 главах. В них вошло то, что писатель узнал и увидел, передумал, прочувствовал. Время подтвердило правомерность главного вывода, сделанного великим писателем: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по Старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».
Анализ с элементами беседы
— Что с точки зрения Толстого явилось причиной свершения исторического события? Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти и убивать себе подобных» (ч.I, гл.l)?
— На чем основано это единство?
(Единство это было корыстным, единством захватчиков.)
Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должного.
— На чем основано единство русских солдат?
Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова, т.к. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы.
— Каково было настроение французского лагеря (гл.26-29)?
— Как проявила себя Батарея Раевского (гл.31-32)?
Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; все время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством; все время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости, выносливости. И Пьер, наблюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов.
— А как ведут себя Наполеон и Кутузов в битве (гл.33-35)?
Наполеон, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл.35). Французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки падает бессильно. А Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска.
Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего события в истории девятнадцатого века: Кутузове и Наполеоне. (слайд 4)
— Какими предстают здесь Кутузов и Наполеон?
Работа с опорными конспектами
Обратимся к ОК «Кутузов» (слайд 5) и «Наполеон» (слайд 6)
Работа с таблицей « Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона» (слайд 7, 8)
Работаем с тезисами (на партах листы с тезисами) и по ходу заполняем таблицу.
— Исходя из этой таблицы, какой можно сделать вывод? (слайд 9)
4. Рефлексия (слайд 10)
Составьте синквейн о войне 1812 года или ее героях.
Вспомним строение синквейна:
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Воевал, ликовал, бежал
«Открыл себе он путь через Россию к аду»
Возглавил, разбил, победил
«Русь от врага освободил»
5. Подведение итога урока
И сегодняшний урок хочется закончить гимном Бородинскому сражению.